Детские конфликты. Детские конфликты и способы их разрешения Причины конфликтов у детей дошкольного возраста
консультация: Конфликты детей дошкольного возраста.
Детские конфликты, их причины.
Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками — это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же, общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие, дети очень любят играть вместе, но не всегда их игра проходит мирно. Часто в ней возникают конфликты, обиды и ссоры.
Рассматривают два типа конфликтов у дошкольников: внутренние и внешние.
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы , как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность , на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.
Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых
Причинами возникновения конфликтов могут быть:
— недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками;
— отсутствие между играющими эмоциональных устремлений;
— различные умения и возможности.
В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться.
Д.Б.Эльконин пишет о том, что у дошкольников младшего возраста конфликты чаще возникают из-за игрушек, у дошкольников среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Я.Л.Коломенский и Б.П.Жизневский дополняют причины конфликтов в игре и выделяют следующее:
— «разрушение игры» — разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации;
— «по поводу выбора общей темы игры» — спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети;
— «из-за ролей» — разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную, или наоборот, малопривлекательную роль;
-« из-за игрушек» — споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;
— «по поводу сюжета игры» — разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей;
— «по поводу правильности игровых действий» — споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
Конфликт – это «ситуация разрыва» отношений, поэтому он ставит детей перед необходимостью осознания сути этих отношений и, следовательно, перед выбором средств их восстановления.
Почти все дети время от времени конфликтуют между собой, но только с одними это случается редко, с другими – довольно часто. Одни дети, как правило, бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной со сверстниками деятельности и сами инициируют конфликт; у других дело доходит до конфликта лишь в чрезвычайных обстоятельствах; третьи – включаются в конфликт, только вовлекаемые в него партнером и практически сразу пытаются из него выйти.
Характеристика конфликтных дошкольников.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
Всезнайки – считают себя выше, умнее других
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом
Существует и такая характеристика конфликтных дошкольников:
«Я всегда прав» эти дети
— чаще других инициируют острое столкновение;
— никогда не играют одни, им нужен партнер;
— открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка;
— ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания.
«Я лучше других» эти дети
— конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально;
— демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику;
— навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление
— стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности.
« Я взрослый,- главный» эти дети
— вожаки, командиры, лидеры;
— претендуют на главные роли во всем, но дипломатично;
— к ровеснику относятся в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается;
— знают, что, где и как надо делать поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам;
— принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны.
«Я за себя постою» эти дети
— чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам;
— очень осторожны, боятся ущемления своих интересов;
— стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность;
— стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.
«Я хороший» эти дети
— наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников;
— заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок;
— стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками;
— при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу.
Для всех конфликтных дошкольников характерны высокая активность в стремлении к взаимодействию с ровесниками и одновременно неумение делать это без конфликтов, а также явное самоутверждение.
Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях.
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта.
Разрешение конфликта – это:
минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
изменение целей участников конфликта
достижение соглашения по спорному вопросу между участниками
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении
Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки
Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному
Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл
Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть
—
Авторитарным
–этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».
— Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы
— Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.
В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению конфликтами .
Стратегия игнорирования. Несомненно, что дошкольники получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Драка – это предельно ожесточенная точка конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.
Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Конфликт, не законченный в группе, будет продолжен за её границей. И для каких-то детей драка будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и заочная драка с наказывающим их взрослым .
Стратегия сотрудничества . Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к конфликту, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Можно, конечно, ситуативно примирить ссорящихся детей каким-то универсальным педагогическим ходом – например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не с лишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный и помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дошкольники. Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью.
Педагогу при разрешении конфликта необходимо:
— во-первых признать наличие противоположных целей у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликте дошкольники очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
— во-вторых выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах , что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами педагога и детей видится по-разному. Присутствие других дошкольников при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
Профессиональная позиция педагога – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. Но всё-таки детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить. Так как, педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность.
Вывод:
Итак, в результате теоретического анализа литературы по проблеме конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности, мы приходим к следующим
выводам:
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
Среди причин возникновения конфликтов между дошкольниками в игре отмечают следующие: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, из-за ролей, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу правильности игровых действий.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры).
Разобрав более подробно возникновение и развитие типов конфликта у дошкольников, вникнув более глубоко в их суть, можно судить о том, какие методики можно более эффективно использовать для разрешения данного явления и какие игровые методы могут быть наиболее эффективно использованы с этой целью в педагогической психологии.
Игры
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Цель игры
: развить внимание, физическую выносливость, координацию движений, целеустремленность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: длинная и крепкая веревка, 2 игрушки, веселая музыка.
Ход игры
В этой игре могут принимать участие 2 игрока. Она является вариацией на известную басню. Участники привязываются друг к другу веревкой за пояс. При этом они располагаются спина к спине. На расстоянии метра от них нужно положить игрушку или любой другой предмет. По команде ведущего участники должны достать игрушку. Каждому из них необходимо перетянуть на свою сторону соперника. Игра заканчивается в том случае, когда кто-то из участников достанет свою игрушку.
РАССЛЕДОВАНИЕ
Цель игры
: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная занавеска.
Ход игры
Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у пего волосы и т. д.), т. е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько томным было их описание.
Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше отличительных качеств.
ВЕСЕЛАЯ СОРОКОНОЖКА
Цель игры
: развить коммуникативные способности, координацию, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.
Ход игры
В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется.
Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и водящим. Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.
ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТОМ
Цель игры
: развить коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья для каждого участника, кроме одного.
Ход игры
Эта игра подходит для первоначального знакомства. Она помогает наладить контакт между детьми, способствует возникновению неформальной обстановки.
Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. После того как он его назовет, те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего - самому успеть занять стул. Тот участник, который не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами.
Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.
Восковая палочка
Цель: Закреплять умение действовать сообща с другими детьми, развивать навыки эмпатии, доверия к окружающим.
Ход игры: Все участники группы встают плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. Тот кто стоит в центре(восковая палочка), закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники группы. Желательно, чтобы на месте «восковой палочки» побывал каждый ребенок в групп
Литература:
Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет.- М,1992г
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998г.
Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М, 2011г.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками.-М,2000г.
Д.В.№1 2003г. Т.Павленко, А.Рузская Почему они конфликтуют?
Курсовая работа по педагогике на тему
Педагогические конфликты и пути их разрешения
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие педагогического конфликта и его типы……………………………….5
2. Типы конфликтов в начальной школе………………………………………… 12
3. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов…………………..18
Заключение………………………………………………………………………… 25
Список использованной литературы…………………………………………….. 27
Введение
Сегодня по всему миру наблюдается нарастание агрессивной атмосферы, ожесточенности. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. Поэтому сейчас очень важно воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, учить внимательно относиться к ближним.
Но, к сожалению, современная мировая проблема не обошла стороной и школьную жизнь. В нынешних публикациях можно часто поднимается вопрос конфликтов в школе. Источником их, как правило, являются падение интереса педагога к личности ребенка, нежелание понять его внутренний мир.
Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных отношениях в школьном социуме.
Не так редко конфликты сопровождаются насилием. Некоторые из них могут закончиться весьма плачевно как для учителя, так и для ребенка.
Современные дети стали отличаться или полным безразличием к окружающим их людям, либо редкой жестокостью ко всему жестокостью, из-за чего педагог не всегда может воздействовать на них, ведь для таких детей учитель не является тем, кого они обязаны уважать. Поэтому по этой причине удачно разрешенный конфликт является одним из средств поднятия своего авторитета, и не только. Такая ситуация может положительно повлиять на ребенка, отозваться глубокого в нём и заставить пересмотреть его свои взгляды на мир.
Проблема жестокого обращения в последнее время актуальна и для начальной школы в особенности, в которой и должно идти формирование личности будущего человека, и главный созидатель – это учитель. И ему очень важно уметь предупреждать конфликты и грамотно их разрешать.
Данная курсовая работа посвящена изучению конфликтных ситуаций и путям их разрешения.
Исследование этого вопроса занимались Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. С. Макаренко.
Исходя из актуальности, нами была выбрана тема «Педагогические конфликты и пути их разрешения» .
Цель курсовой работы – изучить типологизацию педагогических конфликтов и выявить пути их разрешения.
В соответствии с целью выделим основные задачи:
1. Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его типы;
2. Изучить основные типы конфликтных ситуаций в начальной школе;
3. Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.
1. Понятие педагогического конфликта и его типы
В настоящее время в теории и практике педагогики накоплен значительный запас фактов и наблюдений для попытки ставить вопрос об оформлении теоретического направления - педагогической конфликтологии, как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических.
Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.
Конфликт по словарю С. И. Ожегова - столкновение, серьезное разногласие, спор. «Советский энциклопедический словарь» это же понятие определяет почти так же, т. е. как столкновение сторон, мнений, сил. В «Философском энциклопедическом словаре» понятия «конфликт» не включено в состав лексических единиц. Его эквивалент - «противоречие» - определяется как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений. Термин «конфликт» применяется лишь для обозначения острых враждебных столкновений классовых интересов, противоречий.
Конфликт – форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой – в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт – ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.
Конфликтная ситуация – такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта – возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.
Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.
Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов вообще прежде всего обращается внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания. Особо следует обратить внимание на то, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления.
В педагогической конфликтологии теоретически нет разграничения между такими понятиями как оппоненты, противники, субъекты, стороны конфликта. Данные понятия в представлении многих ученых являются синонимами.
Важными понятиями, без которых конфликтология (в том числе и педагогическая) как наука не может функционировать, являются: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент.
По мнению ряда исследователей в педагогике, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их отношениями и характеристиками (Битянова М. Р., Вереникина Н. М.) Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. По мнению М. Р. Битяновой, «инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях». Трудно согласиться с подобным утверждением. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Именно инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие.
Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.
Вечные проблемы педагогического процесса – чему учить и как учить являются глобальными проблемами для всей мировой системы образования. Особенно они обострились в преддверии ХХI века. В настоящее время вся мировая система образования переживает кризис. Сущность кризиса заключается в том, что сложившаяся система образования и воспитания не в состоянии эффективно выполнять функции социализации новых поколений. Одним из вариантов выхода из глобального кризиса является создание новой системы образования и воспитания, соответствующей требованиям современного общества.
Рассмотрим наиболее характерные для российской системы образования проблемы и причины возникновения различного рода конфликтов.
На уровне взаимодействия “общество – образование” можно выделить следующие противоречия:
1. Отсутствие целостной и последовательной концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования);
2. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы образования (экономика России находится в упадке и не в состоянии выделять необходимые ресурсы на нужды образования);
3. Скудность выделяемых средств ведет к таким негативным последствиям, как:
Социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста;
Закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т.д.);
Сокращение государственных дотаций на школьные обеды, учебники, оборудование и другие нужды;
Крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень заработной платы вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что негативно сказывается на педагогическом процессе.
Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками. В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.
Приведем примеры причин конфликтов:
Малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;
Неожиданность их поступков, часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать "помехи";
Недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
Свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками;
Личностные качества и нестандартное поведение учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними;
Личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.)
Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.
Многие из учителей затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.
Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении.
В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней: директор, завучи и др.).
Можно выделить 10 видов противостояний:
1. ученик – ученик;
2. ученик – учитель;
3. ученик – родители;
4. ученик – администратор;
5. учитель – учитель;
6. учитель – родители;
7. учитель - администратор;
8. родители – родители;
9. родители – администраторы;
10. администратор – администратор.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто. Основными поводами конфликтов между учениками являются грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Но наиболее часто такого рода конфликты встречаются у учеников начальной и средней школы. Конфликты между учащимися старшего звена редкость; они старше и переросли различные обиды; более дружны со своими школьными товарищами; у них хватает других проблем. Причиной таких конфликтов имеют следующие основания:
Личная неприязнь друг друга;
Неадекватность оценок и самооценок;
Различия в ценностных ориентациях;
Бестактность в общении, зависть к успехам другого и др.
Наиболее распространены среди «ученик - ученик» конфликты лидерства, в средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек.
Второй вид конфликта «ученик – учитель». Причинами таких противостояний и конфликтов являются:
Оскорбления со стороны учеников;
Нетактичное поведение;
Неуважительное отношение к учителям;
Неподготовленность домашнего задания;
Систематические (без уважительных причин) пропуски занятий;
Различия в ценностных ориентациях;
Иждивенческое отношение к учебе, лень, нежелание учиться;
Слабая подготовка к урокам, отсутствие самостоятельного мышления, нижний уровень общей образованности;
Отсутствие интереса к учебе;
Нарушение дисциплины на уроке и др.
А если рассмотреть конфликт с точки зрения учеников, то причины могут быть следующие:
Оскорбления со стороны учителей;
Нетактичное поведение;
Необъективность при выставлении оценок;
Завышение требований;
Неинтересное ведение урока учителем и др.
Конфликты во взаимодействиях «учитель - ученик» помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера. Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя - основные причины острых межличностных столкновений.
Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности. Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т. д.) предполагает различного рода конфликты не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления – «учитель - ученик», «старший - младший», «сильный - слабый», «успевающий - неуспевающий» - а это все стимулирует детскую конфликтность, которая порождает жестокость, озлобленность, грубость в групповых и межличностных отношениях школьников.
Конфликт «ученик – родитель». Конфликты такого рода чаще всего возникают из-за непонимания со стороны родителей или неблагоприятная обстановка в семье (пьянство, драки между родителями). Причинами таких ссор могут быть:
Дети мало учат уроки дома;
Не всегда слушаются родителей, делают все по-своему;
Из-за плохой учебы;
Дети много времени проводят на улице или во дворе;
Много слушают магнитофон, смотрят телевизор;
Плохо ведут себя в школе;
Из-за выбора будущей профессии;
Не убирают свои вещи;
Мало читают и др.
Как видно, главными причинами конфликтов детей с родителями является учеба и непонимание друг друга.
Конфликты в учительской среде: «учитель – учитель», «учитель – администратор», «администратор – администратор». Данные типы конфликтов проходят скрытно, незаметно для окружающих. По сути, представляют собой типичные организационные конфликты. Они могут возникнуть по следующим причинам:
1. нетактичное отношение друг к другу;
2. из-за неудобного расписания занятий;
3. перекладывание обязанностей друг на друга;
4. административные злоупотребления;
5. неравномерное распределение педагогической нагрузки.
Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. Учителя считают ее главной причиной внутри школьных конфликтов, при этом их не устраивает как избыток, так и ее недостаток.
Причиной роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников и самих учащихся. При этом учителя, проявляющие глубокий интерес к своему делу, чаще вступают в конфликты с представителями администрации и другими коллегами, которые формально относятся к своим обязанностям, а последнее чаще конфликтуют со школьниками и их родителями и, соответственно, своими более «добросовестными» коллегами.
Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах создают и необоснованные льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников. Ими могут быть: «любимчики» директора или завуча; те, кто настойчивее требует; учителя, имеющие звания; тот, кто лучше работает; члены школьных профкомов и др.
Если обобщить причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основаниям:
1. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;
2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник - подчиненный», в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.
Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка.Во взаимодействии «учитель-администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.
Конфликты между учителями и родителями. Причиной данного противостояния являются дети (учащиеся школы). В этом конфликте, как правило, не обходится без вмешательства администратора. Чаше всего родители считают, что с их ребенком учитель плохо обращается; необъективно оценивает: придирается, занижает оценки. Нередко родители обвиняют учителей в некомпетентности. Учителя, в свою очередь, обвиняют семью, родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания, т.е. все общение и воспитание родители перекладывают на плечи учителей.
Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными.
Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу
деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения обще групповой цели. Однако и такой конфликт не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем, успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, само утверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.
Заключение
Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.
Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.
Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.
Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств.
При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
Констатировано, что практическая готовность социального педагога к разрешению конфликтов среди учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих.
Показано, что процесс формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.
Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.
Список использованных источников
Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии./
В.И. Андреев // - М., 1995
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп./ А.Я. Анцупов, А.И Шипилов // - М.: ЮНИТА-ДАНА,
Бабосов Е.М.: Конфликтология: Учеб. пособие для студентов. – Мн.: ТетраСистемс./ Е.М. Бабосов // 2000. – с.487.
Воронин Г.Л.: Конфликты в школе // Социс./ Г.Л. Воронин //
1994 - № 3. – с.145.
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b2bd78b5d53a88521316c37_0.html
Конфликт – это становление противоположных интересов, взглядов, споров, грозящих осложнениями.
Детский конфликт – когда кто – либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считая с потребностью других.
Конфликты неизбежны, так как ребёнку очень трудно ориентироваться на желания сверстников, понять, что он чувствует. Жить без конфликтов невозможно, их необходимо предвидеть, уметь конструктивно из них выходить. Детей необходимо научить правильно действовать в конфликтной ситуации.
Возможные причины конфликтов:
1. эмоциональные трудности
2. если у ребёнка не развита произвольность
3. дефицит воспитанности, доброты, культуры
4. неустойчивые нравственные критерии в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях
5. неумение управлять своим поведением
6. не знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
Можно сделать следующий вывод: у конфликтных детей отсутствует (+) социально – эмоциональный опыт для конструктивного общения в обществе. Усвоение (+) социально эмоционального опыта происходит, прежде всего, через взаимодействие ребёнок – взрослый (педагоги, родители).
Моделирование полученного, путём наблюдения и взаимодействия ребёнок переносит опыт сначала в сюжетно ролевую игру, только потом во взаимоотношения со сверстниками. Один из методов профилактики – сюжетно ролевая игра. Педагог путём наблюдения за данным видом игры, обязательно увидит пробел в поведении ребёнка, далее с помощью направлений, необходимо скорректировать на месте поведение ребёнка, в дальнейшем, учитывая увиденное, воспитатель способен направлять ребёнка в необходимое русло.
Любая коллективная игра, является тем экраном, на котором высвечивается недостатки и особенности личности ребёнка, следовательно, роль взрослого – уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребёнку справиться с ними. Должное внимание в воспитательно – образовательной работе должно уделяться становлению межличностного общения со сверстниками. Необходимость раннего формирования (+) опыта обуславливается тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, т.е., к конфликту.
Педагогу необходимо создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций; помнить, что эффективную помощь можно оказать только находясь в непосредственном взаимодействии с ребёнком:
1. постоянные этические беседы
2. игры – драматизации, драматизация сказок
3. анализ конфликтных ситуаций, которые случались в прошлом с детьми, анализ аналогичного, конфликтного поведения сказочных персонажей; обсуждение последствий действий ребёнка для чувств другого человека;
Необходимо научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, т.е. спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.
4. очень важно создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, сотрудничество, решение проблемных и жизненных ситуаций, требующих проявления взаимопонимания и умения разрешать конфликты. Объясняйте, что, в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример. Выделяйте моменты, в которых дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи.
5. очень важно, научить ребёнка владеть этикетными формулами:
приветствие
прощание
благодарение
6. научить устанавливать контакт с помощью речевых (по имени, уменьшительно ласкательное имя, другие добрые слова), неречевых средств (тактильный контакт, глаза в глаза);
7. …конструктивно выражать своё настроение – уметь проговаривать своё настроение (работа с уголками настроения), т.о., мы учим ребёнка анализировать своё настроение...…принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, мимика, жесты, тактильные прикосновения);
8. …умению сопереживать, сочувствовать, понимать эмоциональное состояние другого ребёнка;
9. воспитателю, педагогу необходимо помнить, что стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребёнка. Выражать эмоции необходимо, но адекватно, в социально – приемлемой форме;
10. …не ограждать детей от отрицательных переживаний – «тепличное воспитание» выливается в более острые последствия;
11. …учитывать не просто модальность эмоций (положительные, отрицательные), а их интенсивность;
12. …изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отупению»;
13. поощряйте стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты, высказывать свои мысли и чувства, вместо того, чтобы решать проблемы силой;
14. но не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты, наказания, ясно и точно формулируйте правила поведения.
Вывод: работа с детьми преследует цель обучить детей умениям межличностного общения со сверстниками, культурного поведения ребёнка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей, воспитателей, педагогов.
«Воспитывать не значит наставлять и назидать,
а прежде всего жить самому по – человечески.
Кто хочет исполнить свой долг относительно детей,
тот должен начать воспитание с самого себя».
А.Н. Острогорский.
Работа со взрослыми сводится к подготовке их собственного общения с детьми и к обучению детей умениям межличностного общения.
Консультация для воспитателей
на тему:
«ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ ? »
Подготовила:
педагог-психолог
МАДОУ №6
Рагозина
Екатерина
Александровна
«ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ ? »
Помогая детям преодолевать, трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.
К. Фопель
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.
Причины возникновения конфликтов в детском коллективе:
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации конфликтные дети:
Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
Всезнайки – считают себя выше, умнее других
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом
Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов:
Главное – знание возрастных особенностей ребенка.
Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, беззастенчивость, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.
Особенности общения со сверстниками:
Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)
Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения
Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)
Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт)
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха). В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.
Разрешение конфликтной ситуации:
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта). Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
Два способа разрешения конфликта:
Деструктивный Конструктивный
«Уйду, и не буду с ним играть» «Предложу другую игру»
«Сам буду играть» «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»
«Позову воспитателя и она заставит
всех играть»
«Всех побью и заставлю играть»
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта;
Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении;
Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки;
Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному;
Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл;
Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности;
Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)
Утверждение личных притязаний,
Умаление достоинств другой стороны,
Корыстные устремления,
Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (например, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…). Педагог должен разрядить собственные и детские отрицательные эмоции.
Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
Описание произведенного действия
Описание возможного или неизбежного результата этого действия
Предложение альтернативного варианта поведения
Схема позитивного сообщения может выглядеть так:
Когда ты…
Может случиться, что…
Лучше…
4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации, - применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску).
5. Оценка особенностей участников конфликта
6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.
В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Обсуждать нужно следующее:
Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Методы профилактики конфликтов.
Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей).
Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.
Принципы, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу.
Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого можно использовать:
Сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации)
Имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс)
Интерактивные игры (игры на взаимодействие)
Социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации
Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
Психогимнастика
Чтение и обсуждение художественных произведений
Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с
последующим моделированием новых версий
Дискуссии
Литература:
Я.Л.Коломенский, Б.П.Живнявский «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности» М 1990г.