Индивидуальные особенности воображения. Развитие воображения у младших школьников Исследование индивидуальных особенностей воображения тест
Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.
Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".
Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"
Обработка результатов
Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.
Определение уровня сложности воображения
Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.
Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру.
Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.
Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
19. Методика «Интеллектуальный портрет»
Общая характеристика
Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.
Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.
Познавательная сфера
1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).
2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.
3. Продуктивность , или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.
Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).
4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.
Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.
5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.
Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.
6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).
7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.
Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.
Сфера личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.
Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.
2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.
Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.
3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.
Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.
4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совмест-ных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.
Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.
5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера.
Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.
6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта.
Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.
7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.
Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.
Как оценивать
Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.
График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).
График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» ребенка
Вопросы для подготовки:
Виды воображения и их особенности.
Индивидуальные особенности воображения.
Требования к процедуре эксперимента.
Литература
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – С. 203–207.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 286–294, 344–348.
Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – С. 232–239.
Семиченко В.А. Психология: темперамент. – Київ, 2001. – С. 12–35.
Общая психология / Под ред. Петровского А.В. – М., 1976. – С. 405–417.
Лабораторная работа № 1. Исследование индивидуальных особенностей воображения
Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.
Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».
Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при его выполнении?»
Обработка результатов
Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.
Определение уровня сложности воображения
Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.
Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.
Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.
Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений
Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.
Воображение будет гибким, когда фиксированность образов представлений не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.
Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.
Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.
Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.
Определение степени стереотипности воображения
Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.
Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.
Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.
Рисунок считается оригинальным , а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.
Анализ результатов
При оценке рисунков можно ориентироваться на представленные ниже примеры определения пяти уровней сложности (см. рисунок 11). Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.
Рисунок 11
Задание для самостоятельной работы . Обработать и проанализироватьданные экспериментального изучения воображения и темперамента (по заданным методикам).
Контрольные вопросы:
1. Какие особенности воображения можно определить по изученной методике?
Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.
Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.
Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.
Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.
Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.
Определение степени стереотипности воображения
Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.
К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.
Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.
Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.
Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.
Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.
Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.
Анализ результатов
Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.
В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.
Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.
При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.
Задание 3
Исследование творческого воображения
Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.
Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Исследование индивидуальных особенностей воображения.
Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.
Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".
Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"
Обработка результатов
Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.
Определение уровня сложности воображения
Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.
Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой без дополнений и представляет собой одну фигуру
Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.
Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
Методика «Скульптура»
Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.
Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.
- Поленичко Анастасия Васильевна , бакалавр, студент
- Алтайский государственный педагогический университет
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
- ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ВООБРАЖЕНИЕ
В статье рассмотрены проблемы развития воображения у детей младшего школьного возраста. Так же представлен анализ уровней развития воображения у детей и приведены методические рекомендации по развитию воображения во внеурочной деятельности.
- Взаимосвязь воображения и устойчивости к стрессу у лиц юношеского возраста
- Формирование мотивации достижения у подростков во внеурочной деятельности
- Деятельность управления образования городского округа Дегтярск по развитию системы общеобразовательных учреждений
- Технологии развития межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Проблема воображения является одной из наиболее значимых в педагогике и психологии. И это понятно, значение процесса воображения в деятельности человека очень велико. Многие исследователи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, И.М. Розет, К. Тейлор и др.) отмечают его роль в художественном, литературном, научном творчестве, а также в других видах человеческой деятельности. Однако, несмотря на то, что в последние годы интерес к проблеме воображения заметно возрос, она остается недостаточно изученной. Не случайно в трактовке воображения сталкиваемся как с полным отрицанием его специфики и отождествлением с другими функциями (например, с образным мышлением), так и с признанием его в качестве самостоятельной деятельности продуктивно-творческого характера. Существование полярных точек зрения на сущность одного и того же процесса свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования указанного феномена. Пока же педагоги и психологи могут сказать очень немногое о природных механизмах воображения, возможностях его формирования и связях с другими функциями.
Анализ литературы показывает, что слабо изученным является процесс развития детского воображения, хотя многие педагоги и психологи (Н.И. Непомнящая, Д. Родари, В. Левин, З.Н. Новлянская, Г.Д. Кириллова, Л.Н. Галигузов, О.М. Дьяченко, М.Е. Каневская, Н.Н. Палагина) отмечают важность его исследования в связи с тем, что воображение играет существенную роль в формировании способности к самореализации. В научно-педагогической литературе справедливо указывается, что в психологической науке особенно мало исследований, посвященных развитию воображения в младшем школьном возрасте. А ведь младший школьный возраст представляет собою такой период развития ребенка, в ходе которого формируются основные психологические новообразования личности и особенности познавательных процессов.
Воображение (фантазия) – психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Как и все психические процессы, воображение отражает объективную реальность, хотя и представляет собой как бы отлёт мысли от непосредственно данного, проникновение в будущее в виде замысла технических изобретений, научных открытий, новых образов искусства, новых жизненных ситуаций и т.д.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Одной из современных тенденций в деятельности учреждений образования является совершенствование внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется подготовка будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
При организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС, должны быть выдержаны два обязательных условия:
- вариативность;
- учет уличных потребностей учащихся.
Нами был проведён эксперимент в ходе которого были изучены уровни развития воображения младших школьников. Были использованы следующие методики: «Нарисуй что-нибудь» методика психолога Т.Д. Марцинковской, методика «Исследование индивидуальных особенностей воображения», тест «круги». Исследование проводилось в 2014 году на базе МБОУ «Гимназия № 40» г. Барнаула на базе 2в класса. В исследовании участвовало 25 учеников.
В ходе проведённого эксперимента. Нами были получены следующие результаты.
Методика «Нарисуй что-нибудь»
Методика направлена на выявление уровня воображения младших школьников.
Работа проводилась следующим образом. Каждому учащемуся даётся лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагается нарисовать всё, что захотят. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут. Обобщенные результаты методики представим в таблице 1.
Таблица 1. Результаты методики «Нарисуй что-нибудь»
Представим полученные данные с помощью диаграммы (рис. 1).
Анализ полученных данных показывает, что большинство учащихся (40%) имеют низкий уровень развития воображения. Учащиеся нарисовали что-то очень простое и неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Многие из детей нарисовали солнце, цветы. У 20% испытуемых высокий уровень развития воображения, дети придумали и нарисовали что-то достаточно оригинальное, с хорошо проработанными деталями. Например. Дети нарисовали сюжеты из сказок или фильмов которые видели. Средний уровень развития воображения имеют 20% учащихся. Дети придумали и нарисовали то, что не является новым, но несёт в себе элемент творческой фантазии. Например, встречаются рисунки необычные цветы, сюжеты природы. У 16% испытуемых очень низкий уровень развития воображения. Дети не смогли справится с заданием и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии. Например, встречаются не законченные и не проработанные рисунки природы, цветы, дома. И только 4% учащихся имеют очень высокий уровень развития воображения. За отведённое время дети придумали и нарисовали что-то необычное, что свидетельствует о богатом воображении. Например, такие рисунки как звёздное небо с телескопом.
Методика исследования индивидуальных особенностей воображения
Методика определяет уровни сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.
Так как данная методика проводится в три этапа, то перед каждым этапом, повторяется инструкция: «Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте что вы хотите. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».
Затем проводится обработка результатов.
Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.
Обобщенные результаты методики представим в таблице 2.
Таблица 2. Результаты методики исследования индивидуальных особенностей воображения: уровень сложности воображения
Представим полученные данные с помощью диаграммы (рис. 2).
Анализ полученных данных показывает, что большинство учащихся (68%) имеют второй уровень сложности воображения. Дети использовали контур фигур как часть рисунка, но с дополнениями. Например, дети нарисовали дома, колёса, солнце. У 24% учащихся третий уровень сложности воображения. Встречаются такие рисунки как, снежинки, узоры, были нарисованы животные при помощи контура фигур: зайцы, медведи. И у 8% учащихся первый уровень сложности воображения. Рисунки простые, представляют собой одну фигуру. Например, некоторые из детей дублировали фигуры.
Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по числу рисунков на один и тот же сюжет.
Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.
Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.
Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.
Обобщенные результаты методики представим в таблице 3.
Таблица 3. Результаты методики исследования индивидуальных особенностей воображения: степень фиксированности воображения
Представим полученные данные с помощью диаграммы (рис. 3).
У большинства (72%) учащихся воображение является гибким. Все рисунки на разную тематику. Например, в кругу нарисованы цветы или солнце, в квадрате нарисованы чаще всего дома, а в треугольнике рисовали знаки дорожного движения. У 16% учащихся средняя гибкость воображения. Два рисунка выполнено на одну тематику. Например, дети нарисовали в квадрате и треугольнике дом, а в кругу животное (заяц, медведь)
Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Обобщенные результаты методики представим в таблице 4.
Таблица 4. Результаты методики исследования индивидуальных особенностей воображения: уровень стереотипности воображения
Представим полученные данные с помощью диаграммы (рис. 4).
Анализ полученных результатов показывает, что большинство учащихся имеют высокий уровень стереотипности воображения (64%). Рисунки выполнены на типичные сюжеты. Например, с контуром круга – солнце, с контуром треугольника – дома, а с контуром квадрата – телевизор. И только у 36% учащихся рисунок можно считать оригинальным, испытуемые выполнили рисунки на нетипичные сюжеты. Например, в квадрате нарисованы узоры, в контуре круга снежинка, а контур треугольника использовали как рамка картины, в которой изображена природа. Поэтому, можно считать, что в данном классе низкий уровень развития индивидуальных особенностей воображения.
Тест «Круги»
С помощью данной методики определяются индивидуальные особенности невербальных компонентов творческого воображения.
Учащимся предлагаются бланки с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Обговаривается инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков".
Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.
Все рисунки испытуемых распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.
Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.
За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы.
Обобщенные результаты методики представим в таблице 5.
Таблица 5. Результаты теста «Круги»
Представим полученные данные с помощью диаграммы (рис. 5).
Анализ полученных данных показывает, что высокий уровень творческого воображения имеют всего 12% учащихся, рисунки у этих детей отличаются оригинальностью. Например, в группе природа, где изображены явления, которые существуют без вмешательства человека, дети с высоким уровнем развития воображения, изобразили звёзды и звёздное небо. В то время когда большинство учащихся (52%) имеют средний уровень развития воображения. Дети изобразили пейзаж или животных. Низкий уровень присутствует у 36% учащихся. Например, типичным рисунком у детей был циферблат, очки и лица с различными эмоциями.
Таким образом, результаты диагностик свидетельствуют о невысоких показателях развития воображения у детей младшего школьного возраста. Большинство детей экспериментального класса имеют средний и низкий уровень развития воображения, а так же высокий уровень стереотипности.
Для решения данной проблемы мы предлагаем несколько игр и упражнений, направленных на развитие воображения, которые учитель может использовать во внеурочной деятельности.
Упражнение «Волшебная мозаика»
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
Игра «Поможем художнику»
Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.
После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
Игра «Волшебные картинки»
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
Игра «Чудесные превращения»
Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.
Игра «Чудесный лес»
Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.
Игра «Перевертыши»
Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.
Игра «Разные сказки»
Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.
Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.
Упражнение «Придумай и свой конец сказки»
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.
«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.
Список литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-93 с.
- Галигузов Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего, возраста//Вопросы психологии, 1993. №2. С. 17-26.
- Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников/Начальная школа, 1995. № 10. С.4-8.
- Коршунова Л.C. Воображение и его роль в познании. М., 1979.- 145 с.