Подход с позиций обоснованной теории. Обработка и анализ данных в качественных социологических исследованиях Примеры исследований с помощью обоснованной теории
Иван Владимирович Забаев
Ссылка при цитировании
Забаев И. В.
Логика анализа данных в обоснованной теории (grounded theory): версия Б. Глезера
// Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М),
2011.
№ 32.
C. 124-142.
Аннотация
В статье рассматриваются основные методические приемы обоснованной теории (grounded theory ) в версии Б. Глезера. Таковыми являются использование категории «процесса» и поиск его стадий, теоретическая выборка, метод постоянных сравнений, теоретическое и субстантивное кодирование. Использование методических приемов обоснованной теории демонстрируется на примере исследования, посвященного изучению мотивации репродуктивного поведения в современной России.
Ключевые слова
обоснованная теория (grounded theory); Б. Глезер; теоретическое и субстанциональное кодирование; метод постоянных сравнений; теоретическая выборка
Литература
Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория: процедуры и техники. М.: УРСС, 2001.
Васильева Т. Обоснованная теория в поле качественного исследования // Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория: процедуры и техники. М.: УРСС, 2001. С. 225–250.
Рогозин Д. Ситуационный анализ по Адель Кларке // Человек. 2007. № 1. C. 38–48.
Glaser B.G. Theoretical Sensitivity: Advances in the Methodology of Grounded Theory. Mill Valley (CA): Sociology Press, 1978.
Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Thousand Oaks (CA): Sage Publications, 2006.
Забаев И. Образ ребенка у жителей российских мегаполисов: по материалам биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста // Интер. 2009. № 5. С. 40–56.
Забаев И. «Своя жизнь», образование, деторождение: мотивация репродуктивного поведения в современной России // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. №3 (105). С. 87–97.
Забаев И. Проблема мотивации деторождения и преемственность репродуктивного поведения: обоснование гипотезы на материалах биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста // Демоскоп Weekly. 2010. 13-31 дек. № 447-448 . URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0447/ analit03.php (дата обращения: 23.02.2011).
Clarke A. Situational Analysis: Grounded Theory after the Postmodern Turn. Thousand Oaks (CA): Sage, 2005.
Glaser B.G., Strauss A.L. The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. New York: Aldine, 1967.
Lasarsfeld P. Problems in Methodology // Sociology today / Ed. by R. Merton et all. N.Y.: Basic Books, 1959. P. 47–67.
Lasarsfeld P. Evidence and Inference in Social Research // Daedalus LXXXVII. 1958. P. 100–109.
Examples of Grounded Theory: a Reader / Ed. by B. Glaser. Mill Valley: Sociology Press, 1993.
Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии / Пер. с англ. В.В. Румынского; Под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна. М.: Аспект- пресс, 1999.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
Hall P., Taylor R. Political Science and the Three New Institutionalisms // MPIFG Discussion Paper 96/6. 1996 . URL: http://www.mpi-fg-koeln.mpg. de/pu/mpifg_dp/dp96-6.pdf (дата обращения: 29.11.2010).
The New Institutionalism in Sociology / Ed. by M. Brinton, V. Nee. N.Y.: Russell Sage Foundation, 1998.
Maxwell J.A. Using Qualitative Methods for Causal Explanation // Field Methods. 2004. Vol. 16. No. 3. P. 243–264.
The Grounded Theory Seminar Reader / Ed. by B. Glaser, J. Holton. Mill Valley (CA): Sociology Press, 2007.
В статье предлагается использовать методологию построения обоснованной теории по А.Страуссу для создании классификации форм отклоняющегося поведения у собак. Описан алгоритм применения теории и предложен анализ полученных результатов. Обсуждается вопрос субъективности восприятия отклоняющегося поведения домашних животных как владельцами, так и исследователем.
Ключевые слова: обоснованная теория, качественное исследование, индуктивный метод, отклоняющееся поведение, субъективность восприятия
На сегодняшний день основным источником знания о психике животных является их поведение. Психологический анализ конкретных форм двигательной активности животных, структуры их действий, актов поведения, направленных на отдельные компоненты среды, дает представление о тех или иных психических процессах.
Обычно психологический анализ поведения животных осуществляется путем детального изучения движений подопытного животного в ходе решения определенных задач. Важную роль играют в зоопсихологических исследованиях и наблюдения за поведением животных в естественных условиях. Здесь важно проследить изменения в поведении при тех или иных изменениях в окружающей среде [Фабри, 2003].
Однако в основном зоопсихология, в отличие от этологии, развивалась как лабораторная наука. Лабораторный эксперимент имеет определенные границы возможностей его применения, поэтому экспериментальные данные необходимо дополнять данными результатов наблюдений за свободным, не навязываемым животному поведением.
Сегодня одной из интереснейших отраслей зоопсихологии и психологии вообще является проблема сосуществования в одной семье людей и их домашних любимцев - кошек и собак - в условиях антропогенной среды. Такая среда часто является фоном для развития различных невротических расстройств как у людей, так и у животных (большая скученность населения, зашумленность мегаполисов, высокий ритм жизни и пр.).
Наблюдения в естественных условиях имеют свою специфику, в частности, затруднена строгая фиксация параметров наблюдения, обеспечение сопоставимых условий и т.д. В лабораторных исследованиях легче использовать количественные методики за счет обеспечения сопоставимости параметров. В свою очередь, исследования в естественных условиях требуют использования определенных методик, адекватных условиям наблюдения.
В естественных условиях поначалу мы вынуждены делать ставку на применение качественных методов (интервьюирование, наблюдение).
Специфика проведения полевых зоопсихологических исследований в условиях антропогенной среды предполагает изучение особенностей взаимодействия людей и животных и влияния этих взаимодействий на поведение и психику последних.
Какие возможности существуют для зоопсихологических исследований такого рода?
Доступными зоопсихологу инструментами исследования являются интервью с людьми, а также наблюдение за поведением животных в условиях антропогенной среды и наблюдение за взаимодействием животных с владельцами в различных ситуационных контекстах.
Интервьюирование и наблюдение относятся к качественным методам исследования, которые всегда оказываются эффективными на начальных этапах работы, поэтому зачастую им нет альтернативы. Позднее в исследование могут вводиться элементы количественных техник, которые не являются антагонистами качественных методов, но дополняют их.
Поскольку в данной работе на обсуждение выносятся методика и методология зоопсихологических исследований в условиях антропогенной среды, прежде всего необходимо понять, как работать с полученными первичными данными (протоколы интервью и наблюдений). Этот материал необходимо определенным образом агрегировать. Методы агрегирования данных качественных исследований известны и разработаны такими учеными, как А.Страусс и Д.Кэмпбелл [Кэмпбелл, 1980; Страусс, 2007] для социологических и социально-психологических исследований.
Специфика качественного анализа
Нематематическая аналитическая процедура, использующая результаты данных, полученных различными способами, это, по сути, и есть качественное исследование. Эти данные, кроме наблюдений и интервью, могут включать книги, видеозаписи и т.д.
Распространено мнение, что результаты качественного анализа предварительны и неточны. Но качественные методы, как и количественные, путем опросов проясняют определенные ситуации, возникающие в реальной жизни. При проведении количественных опросов основными источниками ошибок обычно являются: неправильное понимание респондентами заданного вопроса, ошибки в осмыслении или прогнозе своего поведения, а также осознаваемые или не вполне осознаваемые элементы неискренности, связанные с давлением социальных норм [Белановский, 2001]. Важное преимущество индивидуальных интервью состоит в том, что они обеспечивают надежное элиминирование фактора неправильного понимания вопроса. Действие других факторов не элиминируется, но видоизменяется. Это может стать причиной расхождения выводов различных исследований, целью которых является получение ответа на один и тот же вопрос с помощью разных методов.
Подлинная специфика качественных исследований состоит в том, что в таких исследованиях между этапом получения первичных данных и этапом содержательного анализа отсутствует звено формализованных счетных математических операций. Отказ от формализованных методов анализа, создающих иллюзию строгой научной достоверности, возвращает проблему осмысления процессов научного наблюдения и формирования научного вывода к гносеологической проблематике. Отсутствие завершенного рефлексивного описания придает незавершенность и конкретным методическим рекомендациям, связанным с анализом качественных данных.
Некоторые области исследования больше подходят для качественных типов исследования. Например, исследуя отклоняющееся поведение животных, мы всякий раз сталкиваемся с определенными феноменами, каждый из которых, обладая общими характеристиками, имеет и множество различий (например, условия, в которых живет животное, взаимоотношения животного с членами семьи, если речь идет о собаках и кошках, история жизни и пр.). Используя индуктивный метод, анализируя каждый отдельный случай, мы должны постараться вычленить не только феноменологическое сходство, но и общие закономерности возникновения интересующего нас феномена. Кроме того, качественные методы могут дать более ясное представление о сложных деталях феномена, которое трудно получить количественными методами.
Одна из предлагаемых методик работы с данными качественных исследований предложена А.Страуссом в его методе построения обоснованной теории.
Обоснованная теория - теория, которая индуктивно выводится из изучения представляемого феномена, так как она создается и развивается путем систематического сбора и анализа данных, относящихся к изучаемому феномену [Страусс, 2007].
Хорошая обоснованная теория должна отвечать четырем критериям применимости к описанию феномена: она должна соответствовать реальности, она должна быть понятной, поскольку репрезентирует эту реальность, она должна быть обобщающей и контролируемой (в том смысле, что должна обеспечивать контроль в отношении действий, касающихся феномена) [Корнилова, Смирнов, 2006].
В классической науке объяснение эмпирических закономерностей всегда строилось от общего к частному, то есть дедуктивным, а не индуктивным методом. Многократное наступление одного и того же события позволяет выводить лишь наблюдаемые закономерности, то есть никакая повторяемость сама по себе не делает событие необходимым. Фактически, уверенность человека, что некоторое событие наступит, и потребность в закономерности являются психологическим основанием, согласно которому делаются индуктивные выводы. Следовательно, событие, в наступление которого человек не верит, не включается им в схему вывода [Поппер, 1983]. Однако индуктивно выявленные закономерности могут учитываться в процессе построения научных гипотез. Сама же гипотеза, будучи подтвержденной, означает понимание сущности или закономерности, которая лежит в основе повторяемости.
Метод построения обоснованной теории А.Страусса
Итак, теория отличается от детализированного описания феномена прежде всего тем, что она использует понятия. Сходные данные группируются, и им присваиваются некие значения. Это означает отнесение интерпретаций к данным. Во-вторых, понятия связываются посредством формулирования взаимосвязей.
Анализ данных, в процессе которого данные разделяют, концептуализируют и снова соединяют по-новому, называется кодированием. Поиск кодировочных категорий - это центральный процесс, благодаря которому из данных строится теория. Кодировочными категориями называются слова и термины, обозначающие явления и их взаимосвязи, релевантные изучаемой проблеме. Поиск таких категорий - это, по существу, процесс создания понятийного аппарата, на основе которого формируется обобщающая идея или концепция, организующая первичные данные в аналитическое обобщение.
В анализ включаются не только данные, полученные на эмпирическом этапе работы, но и все знания, которые возникли в результате изучения этих данных.
Задача анализа состоит не только в том, чтобы обработать и привести в порядок массу собранных данных, сколько в том, чтобы упорядочить множество идей, которые возникли при изучении этих данных.
Кодирование является общим термином, применяемым для обозначения процесса концептуализации данных. Код - это термин, обозначающий результат такого анализа, то есть некую идею, возникшую при изучении данных.
Идеи и соответствующие им коды являются результатом своего рода озарения (инсайта), которое возникает на основе уже существующих знаний и концентрации интереса в определенном направлении.
Исследователя не должно смущать, что первоначально возникающие у него идеи и их обозначения являются, с его точки зрения, не слишком удачными. В процессе работы система категорий совершенствуется и разветвляется.
По мере увеличения числа выявленных и обозначенных взаимосвязей концепция становится все более плотной. Уплотнение и интеграция концепции - это установление связей между категориями и создание иерархически организованной системы подкатегорий.
По мере уплотнения концепции система кодов вбирает в себя первичные данные. Исследователь видит, что конкретные данные из полученного им массива все реже образуют новые категории. Если первоначально новые категории возникали буквально на каждой строке, то по мере продвижения анализа исследователь обнаруживает, что просмотр даже многих страниц с аналитической точки зрения уже не дает ничего нового. Такая ситуация называется теоретическим насыщением.
Результат исследования никогда не станет единственно возможной интерпретацией данных, претендующей на абсолютную достоверность, но он допускает дальнейшее развитие и верификацию.
Таким образом, техники и процедуры анализа при использовании качественного исследовательского подхода дают возможность разработать теорию, относящуюся к конкретной предметной области, которая отвечает следующим критериям: совместимость теории и наблюдений, значимость, обобщение, воспроизводимость, точность, верифицируемость [Кэмпбелл, 1980; Страусс, 2007].
Возможность использования методологии обоснованной теории в зоопсихологических исследованиях
Начало исследования
Прежде всего, необходимо установление границ того, что будет изучаться. Это помогает сузить проблему до реально выполнимого размера. Была поставлена задача описать формы отклоняющегося поведения домашних собак и выявить механизмы их возникновения.
При этом важно помнить о том, что некоторые проблемные области предполагают какую-то одну форму исследования. Например, если надо выяснить, какое лекарство эффективнее при лечении отклоняющегося поведения, то «слепой» двойной клинический эксперимент подходит для этой цели больше, чем индуктивная теория. Однако если надо узнать, как повлияло лечение на поведение животного, его взаимоотношения с членами семьи, изменилась ли при этом и насколько семейная структура, в этом случае больше подходит индуктивная теория.
Процедура кодирования
На момент начала нашего исследования в литературе были описаны следующие формы отклоняющегося поведения собак: патологические страхи, страх одиночества, проявления агрессивного поведения, нечистоплотность, поведение с целью привлечения внимания, навязчивое поведение, отклоняющееся половое и пищевое поведение, неконтролируемое поведение во время прогулок, самоповреждающее поведение, повышенная активность, выпрашивание или требование корма [Аскью, 2002; Оверолл, 2005].
Эти формы отклоняющегося поведения мы взяли в качестве наших первоначальных категорий, подразумевая, что в дальнейшем эти первоначальные категории мы планируем привести к классификации, аналогичной нозологической классификации клинической психиатрии. Учитывая, что многие формы отклоняющегося поведения собак поддаются коррекции с помощью психотропных препаратов, используемых при лечении психических расстройств человека, мы решили, что классификация, аналогичная классификации психических расстройств, будет в значительной степени упрощать процедуру диагностики и выбора лечения для животных.
Например, мы хотим исследовать феномен навязчивого поведения у собак.
Предположим, мы видим животное, которое гоняется за своим хвостом и кусает его. Мы отмечаем, что движения животного явно носят навязчивый характер, то есть этим движениям можно присвоить ярлык -компульсивное расстройство. Затем мы задаем себе вопрос: что происходит, когда собака хватает свой хвост? Мы отмечаем, что она кусает его. Следовательно, мы можем предположить либо самоповреждающее поведение, либо зуд в области хвоста. Таким образом, мы обнаружили некий феномен и дали ему некие названия - зуд, самоповреждающее поведение, навязчивые компульсивные движения.
На этом этапе важно не суммировать (то есть повторять суть феномена в описательной форме), а именно концептуализировать данные. Например, собака постоянно гоняется за своим хвостом и кусает его. Такая описательная форма не дает понятия, с которым можно работать. Концептуально более эффективно работать с таким термином, как зуд или самоповреждающее поведение, чем кусание хвоста, так как такое понятие, как «зуд», можно применять к самым разнообразным случаям.
Берется каждое понятие и выясняется, к какому классу феноменов оно принадлежит. Подобно или отлично оно от предыдущего. Например, понятие «зуд». Почему собака может испытывать зуд? Нам необходимо дифференцировать причину этого зуда (аллергия, блохи, неврома купированного хвоста). А может быть, этот зуд имеет некое психогенное происхождение, то есть нам надо выявить причину самоповреждающего поведения (острая стрессогенная или психотравмирующая ситуация). То есть у испытываемого собакой зуда существуют некоторые свойства или качества.
Свойства категории «зуд» - локализация, интенсивность и т.д. Зуд может меняться по интенсивности от высокой до низкой и т.д. Такие свойства зуда являются его общими свойствами, они принадлежат ему независимо от ситуации, в которой он возникает.
Анализ интервью
Очень важен анализ интервью. Иногда необходимо не только внимательное рассмотрение фразы за фразой, но даже отдельных слов. Такой анализ подсказывает, на чем фокусировать внимание в следующем интервью или в следующем наблюдении. Например, построчный анализ интервью с хозяевами собаки, испытывающей зуд, может привести нас к мысли о том, что причина зуда, скорее всего, является психогенной, так как данное животное часто остается дома в одиночестве на целый день, скука, страх одиночества могут концентрировать внимание собаки на определенной области. В следующем интервью с хозяевами этой собаки внимание обращается на обстоятельства жизни животного.
В другом случае мы интервьюировали хозяйку собаки, проявляющей агрессию по отношению к ребенку в семье. Выяснилось, что животное часто испытывает боль в результате хронического артрита, а агрессия к ребенку проявляется как реакция собаки на эту боль. Вот фрагмент интервью: «облегчение боли - это главная проблема. Временами боль у него усиливается, тогда становится по-настоящему плохо. Мы всей семей не спим, жалко его до слез. Ему так плохо, что он не хочет выходить из квартиры гулять. А лекарства дают только временное облегчение».
Мы видим категорию «боль» и свойство боли изменяться по интенсивности, мы видим свойство хозяев реагировать на эту боль также с разной интенсивностью, мы видим ограничение активности (собака не хочет выходить из квартиры), мы видим категорию «облегчение боли», которая имеет свойство длительности (временное облегчение).
Далее только из этого фрагмента интервью у нас могут возникнуть следующие вопросы: как хозяева не только этой конкретной собаки, но и других собак, страдающих хроническим артритом, обеспечивают животным облегчение боли? Что, кроме лекарств, может давать облегчение боли (например, внимание и ласка хозяев, что, в свою очередь, может подводить нас к выделению психосоматического феномена)? Когда появляется боль - утром или ночью? Когда она более интенсивна - до или после движения? Насколько снижается или повышается агрессия в зависимости от испытываемой боли и т.д.
Возьмем фразу «жалко его до слез». Что означает «до слез»? Это образное выражение или хозяйка действительно плачет от жалости к собаке? Если она действительно плачет, как реагирует животное на ее слезы? Как реагируют на слезы другие члены семьи, особенно учитывая, что они вынуждены не спать ночами? Вызывают ли эти ночные бдения раздражение у кого-либо из членов семьи? Если да, то насколько это невротизирует обстановку в семье? Как на это реагирует животное? И так далее до тех пор, пока не валидизированы все возможные значения во время интеракции с интервьюируемым.
На следующей стадии нам необходимо сравнить феноменологически сходные случаи. Например, в одной семье хозяева реагируют на то, что собака гоняется за своим хвостом (навязчивое компульсивное расстройство), с раздражением, в другой семье животному сочувствуют, в третьей в зависимости от настроения хозяев собаку то ругают, то просто не обращают внимания, в четвертой семье кто-то из членов семьи наказывает собаку, а кто-то защищает и жалеет и т.д. Как разное поведение хозяев отражается на динамике расстройства у животного? Как реагируют животные с разным темпераментом на схожие реакции хозяев на навязчивое поведение?
Мы обращали внимание на определенные слова и фразы: «никогда», «всегда», «это невозможно» и т.д. Эти слова и фразы должны быть сигналами для более внимательного рассмотрения. Почему никогда? Или почему всегда? Никогда - это значит ни при каких условиях? Как выдерживается состояние «никогда»? Каковы его последствия? Существуют ли возможности обойти это «никогда»? Например, хозяин говорит нам в интервью, что его собака всегда, в любых обстоятельствах слушается его безоговорочно, по команде «рядом» она будет идти рядом ровно столько, сколько это нужно хозяину, не реагируя ни на какие внешние раздражители. Зададимся вопросами типа: а если собаке необходимо помочиться после того, как она целый день провела в помещении? А если собака сталкивается лоб в лоб с другой собакой, которую она боится? А если кто-то из знакомых, к кому собака сильно привязана, встретился во время прогулки и окликнул собаку и т.д.
Если же на все наши вопросы хозяин по-прежнему утверждает, что животное в состоянии идти рядом по команде в любых обстоятельствах, то мы можем предположить, что животное настолько «подавлено» хозяином, что испытывает тяжелое депрессивное состояние либо страдает эндогенным расстройством, подразумевающим сильную степень аутизации.
Обобщение результатов исследования
В конце первого этапа исследования мы получили следующие формы отклоняющегося поведения собак.
- Отклоняющееся поведение, вызванное органическими поражениями ЦНС (онкологическими, неврологическими, сосудистыми).
- Гиперактивность, обусловленная ММД (минимальной мозговой дисфункцией) вследствие гипоксии в родах.
- Неврозы (фобические, тревожные и обсессивно-компульсивные расстройства).
- Расстройство настроения в форме депрессий.
- Характерологические расстройства (возбудимого, истерического, ананкастического, параноического типа).
- Эндогенные психические расстройства.
- Реакция на неблагоприятное окружение, которая подразумевает, что возникшие проблемы во взаимоотношениях с собакой детерминируются личностными особенностями или неопытностью хозяев.
На втором этапе работы мы постарались установить связи между полученными категориями.
Во время первоначального кодирования идентифицируется много разных категорий. Некоторые относятся к определенным феноменам, например проявление моторных стереотипий в поведении животного. Другие категории относятся к условиям, которые связывают с этими феноменами, например возникновение стереотипий, когда животное испытывает тревогу. Третьи категории обозначают действующие стратегии, применяемые для того, чтобы управлять феноменом, - владельцы стараются исключить ситуации, которые вызывают у животного тревогу, или владельцы кричат на животное, или владельцы дают животному седативные препараты и транквилизаторы, снимающие тревогу. Наконец, некоторые категории относятся к следствиям действия в связи с определенным феноменом - животное будет испытывать еще большую тревогу, опасаясь наказания со стороны хозяина, или, благодаря приему лекарственных препаратов, уровень тревоги снижается и животное засыпает.
Каузальные условия направляют нас к событиям или случаям, которые ведут к появлению или развитию феномена. Например, к появлению феномена кружения за хвостом может привести органическое заболевание ЦНС (опухоли головного мозга, субдуральная гематома, неврологический дефицит в результате ишемии головного мозга) или стрессогенная для животного ситуация.
В действительности единичное каузальное условие редко вызывает феномен. Например, рассматривая кружение за хвостом в связи с органическим поражением головного мозга, мы обязаны учитывать свойства заболевания (есть или нет породной предрасположенности, есть ли в анамнезе заболевания сосудов или онкологические заболевания и пр.), а также свойства взаимодействия индивидуального животного с его владельцами (их характерологические особенности). Теперь нужно описать отклоняющееся поведение (феномен) конкретно. То есть идентифицировать его свойства (частота проявлений, время проявлений, место, где оно проявляется). Далее мы можем сказать, что животное находится в возбужденном состоянии, или что у него нарушена координация движений. Мы можем также рассмотреть интенсивность и длительность кружения за хвостом.
В принципе, органическое заболевание само по себе является феноменом. Но в центре нашего исследования - кружение за хвостом. Само заболевание интересует нас лишь как условие возникновения феномена и возможность объяснить его тип, длительность и т.д. То есть каузальным условием может быть любое событие. Все зависит от ситуации и того, что мы рассматриваем в качестве феномена.
Чтобы лечить моторную стереотипию, надо хорошо знать специфику случая. Мы знаем, что органическое заболевание головного мозга может вести к моторным стереотипиям (например, кружению за хвостом), но моторная стереотипия может проявляться и в рамках обсессивно-компульсивного невроза, и в рамках эндогенного психического расстройства.
При этом мы не должны забывать о наличии промежуточных условий. Промежуточные условия включают время, пространство, культуру, экономический статус владельцев, их личностные особенности и т.д. Например, собака неожиданно начала кружиться за своим хвостом в лесу. Следовательно, необходимо учитывать интервал времени, которое прошло, прежде чем она прошла обследование. Кроме того, имеет значение, смог ли хозяин довести собаку до машины, насколько важным для него было оказание помощи собаке (в разных культурах отношение к собаке разное). Есть ли у хозяина машина или ему пришлось добираться общественным транспортом, Есть ли у него деньги на лечение, наконец, не явилось ли данное событие настолько стрессогенным для хозяина, что он счел, что в первую очередь медицинская помощь нужна ему самому, и пр.
Необходимо также учитывать, что всегда, когда мы сталкиваемся с феноменом отклоняющегося поведения у домашних животных, существуют определенные действия владельцев и особенности их взаимодействия с животными, которые направлены на то, чтобы справиться с феноменом, управлять им, реагировать на него.
Эти действия имеют определенные свойства. Они процессуальные, то есть развивающиеся по своей природе. Они целевые, целеориентированные, выполняются в ответ или для управления феноменом. Всегда существуют промежуточные условия, поддерживающие или ограничивающие действия-взаимодействия. Эти условия должны быть раскрыты. В данных имеются определенные сигналы, которые указывают на стратегии действий и взаимодействий. Это глаголы или причастия, ориентированные на действия. Они дают понять, что кто-то делает, реагируя на феномен. Например, если хозяин жалуется вам на то, что его собака проявляет агрессию во время еды, то в его словах можно услышать следующее: «я стараюсь не ходить мимо его места, когда он ест, он рычит так, что я боюсь, что он может меня укусить. Лучше подождать, когда он закончит еду, тогда с ним опять можно общаться». Мы имеем феномен - агрессия во время еды, которая нарушает свободное перемещение хозяина по дому (контекст). Хозяин старается не находиться в это время рядом с собакой, он боится, предпочитает подождать, когда собака закончит трапезу (стратегические действия, принятые в ответ на феномен).
Действия и взаимодействия, принятые в ответ или для управления феноменом, дают определенные результаты, или следствия . Их не всегда можно предсказать. Неспособность предпринять действие также имеет результаты, или следствия. Следствиями могут быть случаи, факты или события. Следствия одного ряда действий могут стать частью условий (в качестве контекста или промежуточных условий), влияющих на следующий ряд действий.
Например, хозяин не смог вывести собаку, которая внезапно начала кружиться за своим хвостом, из леса и вынужден был уехать, следствием чего стал стресс у животного. Позднее собака была найдена группой друзей, однако реакция собаки на новых людей была настороженная и агрессивная, хотя ранее собака не проявляла агрессии к посторонним.
Результатом такой работы должно стать выдвижение гипотезы о механизмах возникновения отклоняющегося поведения. Например, рассматривая «отклоняющееся поведение», мы выделяем феномен «кружение за хвостом», который объединяется в более широкую категорию - «моторные стереотипии». Феномен может вызываться разными причинами, иметь разные свойства, происходить в разных контекстах и при разных промежуточных условиях. Стратегии действий владельцев по управлению феноменом и стратегии их взаимодействия с животным также будут разными. Соответственно, разными будут следствия - от ухудшения состояния до излечения. На основании полученных данных мы можем выдвигать и проверять разные гипотезы. Например, мы можем выдвинуть гипотезу, что успех лечения отклоняющегося поведения зависит от взаимодействия животного с владельцами или от особенностей психики животного, и т.д.
Так, мы выявили, что:
- неврозы у собак обусловлены психотравмирующей или стрессогенной ситуацией, имевшей место обычно в раннем онтогенезе;
- депрессивное расстройство также имеет в своей основе психотравмирующую ситуацию;
- часто отклоняющееся поведение оказывается первым симптомом начинающегося органического заболевания головного мозга;
- характерологические расстройства у собак имеют полиэтиологическую природу и могут протекать с ухудшениями состояния животного, если в результате заболевания взаимодействия владельцев с собакой затруднены;
- эндогенные психические расстройства, по-видимому, имеют наследственную природу и не поддаются поведенческой коррекции;
- чаще всего проблемы в поведении собак связаны с личностными особенностями или неопытностью их владельцев.
Заключение
Конечно, объективное знание не сводится к эмпирически выделенным закономерностям. Здесь возникает проблема объективности наблюдателя, как и проблема искажения знания субъектом в процессе познания [Мамардашвили, 1984].
Действительно, сам феномен отклоняющегося поведения домашних питомцев (собак и кошек) воспринимается субъективно, уже начиная с уровня владельцев. Так, нами был проведен опрос владельцев 44 собак и 44 кошек, выявляющий наличие отклоняющегося поведения у их питомцев. Вопрос был задан следующим образом: «Считаете ли вы, что у вашей кошки (собаки) есть какие-либо проблемы в поведении?».
Владельцы двадцати кошек и четырнадцати собак отметили те или иные аномалии в поведении животных. Владельцы кошек в большинстве случаев обращали внимание на агрессию, моторные стереотипии и пачканье дома. Владельцы собак - также на агрессию, моторные стереотипии и страхи. При этом в отношении шести кошек хозяева обращали внимание на страх животных по отношению к незнакомым людям. Когда всем владельцам кошек был задан вопрос, боятся ли их животные посторонних, выяснилось, что помимо шести указанных животных посторонних боятся еще пять кошек. Просто другие владельцы не воспринимают это поведение кошки как отклоняющееся.
Аналогичным образом двое владельцев собак, описывая отклоняющееся поведение своих питомцев, отметили гиперактивность и усиленную вокализацию. Когда всем владельцам собак был задан вопрос, отмечали ли они гиперактивность и беспричинный лай своих собак, были выявлены еще три собаки с подобными поведенческими проявлениями. И в этом случае часть владельцев не считали такое поведение проблемным.
В психологии, как в никакой другой науке, велик элемент субъективизма. С одной стороны, существование законов, в которых представлено объективное знание, является проблемой субъективных формулировок, то есть законы не существуют вне зависимости от познающего субъекта. Законы устанавливаются человеком, их не существует вне акта их установления. С другой стороны, необходимы критерии объективного (надындивидуального) знания в процессе субъективного, или психологического познания [Корнилова, Смирнов, 2006]. Сама возможность психологии как науки есть методологическая проблема [Выготский, 1982].
В данной работе приведен один из возможных вариантов построения теории в такой области зоопсихологии, как отклоняющееся поведение животных. Конечно, при построении теории нельзя не учитывать субъективизм в восприятии проблемы как со стороны владельцев животных, так и со стороны исследователя. Однако мы полагаем, что построчный анализ интервью с возможностью последующего уточнения спорных моментов, а также многократный сравнительный анализ получаемых данных позволяют снизить риск субъективности в пользу истинного знания.
Литература
Аскью Г. Проблемы поведения собак и кошек. М.: Аквариум, 2002.
Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 2001.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.
Мамардашвили К.М . Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.
Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения собак и кошек. М.: Софион, 2005.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
Страусс А. , Корбин Дж. Основы качественного исследования. М.: КомКнига, 2007.
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Психология, 2003.
Никольская Анастасия Всеволодовна
. Кандидат психологических наук, старший инспектор отдела аспирантуры и докторантуры, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Моховая, д. 11, стр. 5, 125009 Москва, Россия.
Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Никольская А.В. Основы качественного исследования в прикладной зоопсихологии [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 2(4)..мм.гггг).
Подход с позиций обоснованной теории формируется в 1960-е годы как следствие развернувшихся дебатов по проблеме количественных и качественных методов. Как специальное понятие термин был введен социологами B. Glaser и A. Strauss . Они избрали термин «обоснованная теория» для выражения идеи о теории, основанной на проверке качественных данных полученных в конкретных условиях, например, не структурированных данных интервью, включенного наблюдения и архивных исследований. N. Pidgeon и K. Henwood подчеркивают: «подход представляет собой попытку поиска средств противодействия позитивизму, ориентированному на подтверждение предсуществующих теорий, имеющих слабое отношение к конкретной исследовательской области и к описаниям реальности, воспринимаемой самими участниками исследования» .
Сегодня понятие «обоснованная теория» используется в широком спектре контекстов, в частности, по отношению к исследовательской методологии B. Glaser и A. Strauss системного анализа неструктурированных качественных данных. По своей сущности подход является скорее качественным, хотя и предполагает некоторые элементы количественной обработки данных. Принадлежность к качественному подходу проявляется в его «приверженности представлениям локальной контекстуальной теории; изучению значений во всей их комплексности и контекстах и заинтересованности в рефлексии конструкций мира участников исследования» [там же, c. 254].
Подход с позиций обоснованной теории направлен, прежде всего, на преодоление закрепощающего и искажающего влияния предсуществующих теорий, задающих схемы проведения исследований, сбора и интерпретации данных и, тем самым, отдаляющих исследователя от той реальности, которая, собственно говоря, присутствует в действительности. Предсуществующая теория как бы направляет поиск не на выявление особенностей и уникальности изучаемого феномена, а на подтверждение или не подтверждение теоретически обоснованной гипотезы, что, в конечном итоге, и приводит к различного рода искажениям.
Подход обоснованной теории реализуется в рамках метафоры «открытия» в противовес метафоре «существования», используемой в классическом позитивистском исследовании и представляет собой результат постоянного взаимообмена между данными и исследовательскими концептуализациями, между идеями и жизненным опытом исследователя.
Как отмечают N. Pidgeon и K. Henwood, «ценность подхода обоснованной теории заключается в том, что он предлагает ряд процедур, способствующих оперированию субъективностью (и особенно творчеством и интерпретациями исследователя) в процессе анализа качественных данных. Общая схема реализации подхода с позиций обоснованной теории представлена на рис. 5.19.
В связи с вышеизложенным важно отметить, что введение процедур оперирования субъективностью не должно пониматься как наличие стандартных процедур и правил достижения истины. Скорее они представляют собой пути внедрения в практику требования необходимости активного вовлечения в детализированный анализ собственного исследовательского материала в целях стимулирования и организации исследуемых материалов» .
Рис. 5.19. Этапы обоснованного подхода .
Основной целью реализации обоснованного подхода является продвижение от неструктурированных данных к ряду теоретических кодов, концептов и интерпретаций.
N.R. Pandit предлагает подробное описание процесса пяти аналитических фаз (не обязательно последовательных0 построения обоснованной теории: организация исследования; сбор данных, упорядочивание данных, анализ данных, теоретический анализ. Данные фазы сопровождаются соответствующими исследовательскими процедурами и предполагают оценку по критериям: конструктной валидности; внутренней валидности; внешней валидности и надежности. Конструктная валидность обеспечивается четко определенными операциональными процедурами. Внутренняя валидность обеспечивается установлением причинных отношений. Внешняя валидность предполагает четкое определение области, на которую могут быть генерализованы результаты исследования. Наконец, надежность предполагает возможность подтверждения полученных результатов [там же, с. 2]. Общая схема построения обоснованной теории представлена на рис. 5.20.
Фаза | Активность | Логические основания |
Фаза организации исследования | ||
Шаг 1. Обзор литературы. | Определение вопросов для исследования. Определение априорных конструктов. | Направления исследования. |
Шаг 2. Отбор случаев. | Теоретическое (не случайное) определение выборки. | Фокусирование на теоретически полезных случаях. |
Фаза сбора данных | ||
Шаг 3. Разработка строгих протоколов сбора данных. | Создание базы данные исследования случаев. Используются множественные методы сбора данных. Качественные и количественные методы. | Повышает надежность. Повышает конструктную валидность. Укрепляет обоснование теории посредством триангуляции. Повышает внутреннюю валидностью. Синергетический взгляд на изучаемое. |
Шаг 4. Вход в область. | Пересечение сбора и анализа данных. Гибкие и альтернативные методы сбора данных. | Ускоряет анализ и привносит полезные регулятивы в сбор данных. Позволяет исследователю принимать преимущества определенных тем и характеристики уникальных случаев. |
Фаза упорядочивания данных | ||
Шаг 5. Упорядочивание данных. | Хронологическое размещение событий. | Способствует более легкому анализу данных. Позволяет контролировать процесс. |
Фаза анализа данных | ||
Шаг 6. Анализ данных в отношении первого случая | Использование открытого кодирования. Использование осевого кодирования. Использование избирательного кодирования. | Создает концепты, категории и свойства. Создает связи между категориями и подкатегориями. Интегрирует категории в теоретические построения. Все формы кодирования способствуют внутренней валидности. |
Шаг 7. Теоретическая выборка. | Литературное и теоретическое подтверждение через все изучаемые случаи (возвращение ко второму шагу до момента насыщения теории). | Подтверждает, расширяет и уточняет теоретические построения. |
Шаг 8. Способствование завершению. | Теоретическое насыщение при наличии возможностей | Приводит к завершению теории при минимальном количестве крайних случаев. |
Фаза сопоставления с литературными данными | ||
Шаг 9. Сравнение построенной теории с данными профильной литературы | Сопоставление с альтернативными подходами. Сопоставление со сходными подходами. | Улучшает определенность конструктов и на этой основе внутренней валидности. Также повышает внешнюю валидность посредством установления областей, на которые могут быть генерализованы результаты исследования. |
Рис. 5.20. Процесс построения обоснованной теории .
Подход с позиций обоснованной теории предоставляет чрезвычайно широкие возможности для построения теорий, во-первых, наиболее близко и полно отражающих своеобразие реальной феноменологии социального бытия личности и ее окружения, во-вторых, способствует освобождению от давления стереотипов и рамок предшествующих теорий, в-третьих, способствует повышению конструктной, внутренней и внешней валидности результатов исследования. В то же время реализация подхода на практике сопряжена с рядом сложностей, отмечаемых N.R. Pandit: временная затратность; долгие периоды неопределенности; неполнота данных; экономическая дороговизна . Этот же автор отмечает, что успешная реализация подхода связана с наличием определенных исследовательских качеств и навыков. «В особенности, компетентности, творческности, и жизненного опыта (как в проведении исследований, так и исследуемом контексте)» [там же].
Особого внимания заслуживает обсуждение вопроса оценки подхода с позиций обоснованной теории. Традиционно в качестве критериев оценки теории (их анализ был представлен в третьей главе) выдвигаются валидность, надежность, экономичность, эмпирические подтверждения, внутреннее соответствие и генерализуемость. Тем не менее ряд авторов придерживается позиции, что по отношению к обоснованной теории «не существует методологических критериев, гарантирующих абсолютную точность исследований (как количественных так и качественных)» . По мнению этих авторов речь скорее должна идти о некоторых практических рекомендациях, способствующих прогрессу в познании исследуемой области. Среди этих критериев определяются: близость к данным; интегрированность теории на различных уровнях абстракции; рефлексивность;; документирование; анализ теоретической выборки и негативных случаев; чувствительность к реальности участников исследования (респондентная валидность); прозрачность; убедительность.
Представленный обзор двух исследовательских методологий, представляющих попытку решения проблему адекватности психологического изучения реальности феноменологии социального бытия личности и ее окружения конечно же не исчерпывает всего проблемного поля. По-прежнему поиски и дебаты скорее имеют место в рамках дихотомии –лучше – хуже. Не затрагивается и другой, не менее фундаментальный аспект – применимости той или иной исследовательской методологии к качественным характеристикам изучаемой реальности или природы человека (биологической, символической, рефлексивной). Попытка решения этой проблемы предпринята в нашем подходе интегративной эклектики путем триангуляции, описание которого представлено в следующем разделе.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Формирование впечатления о личности другого человека
Процесс формирования впечатления в глазах других людей о самом себе является одной из самых привлекательных областей изучения не только для ученых, но и для практики повседневной жи
Управление впечатлением
В процессе межличностного взаимодействия существенная роль принадлежит управлению впечатлением, под которым понимается целенаправленная активность по контролю и регулированию информации в целях соз
Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы
В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование в процессе восприятия людьми друг друга положительного эмоционального отношения друг к другу. Плоскость исследо
Понятие социально-психологического воздействия
В структуре общения социально-психологическое воздействие людей друг на друга широко включается в процессы труда, воспитания, пропаганды, психотерапии и другие сферы жизнедеятельно
Структура социально-психологического воздействия
Перестройка психики личности или групповых психических явлений под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата психических явлений, так и по стой
Воздействие массовой коммуникации
Исследования особенностей реагирования и противодействия людей воздействию средств массовой коммуникации имеют достаточно длительную историю. Например, исследования эффективности уб
Изменение аттитюдов: теоретические подходы и исследования
Вопрос изменения аттитюдов в течении последних десятилетий оставался предметом неослабеваемого интереса зарубежных и, особенно, американских социальных психологов. Причина подобного внимания заключ
Престиж
Доверие
Экспертность
Правдивость
Привлекательность
Физическая привлекательность
Сходство
Знакомство
Симпатия
Переменные сообщения
Тип обращения
Рациональный, эмоциональный, моральный
Позитивный негативный (вызывающий страх)
Подкрепление сообщения
Стиль сообщения, юмор и т.п.
Качес
Переменные аудитории
Активная пассивная роль
Насильственное подчинение (поддержка неприемлемого, недостаточная обоснованность, влияние приложенных усилий)
Избирательное предъявление
Действую
Переменные цели поведения
Сопротивление изменениям
Генерализация эффектов за пределами целевой области
Непосредственное отсроченное влияние
Прямое влияние сопротивление контраргументам
Предсказание поведения
Теория обоснованных действий Fishbein и Ajzen. Наиболее часто цитируемой и признаваемой в области прогнозирования поведения является разработанная Fishbein и Ajzen Теория рассудочн
Устойчивость к социально-психологическому воздействию и ее механизмы
Но, как уже говорилось, объекту психологического воздействия присущ также и механизм психологической защиты от нежелательных и вредных воздействий.
Что такое психологическ
Психологическое прививание
Воздействие на аудиторию со стороны средств массовой информации отнюдь не обязательно приводит к слепому повиновению реципиента. Более того, в отдельных случаях воздействие вызывает
Межличностное взаимодействие как общение
Место взаимодействия в структуре общения. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодейств
Нормативно-ролевая регуляция социального взаимодействия
Первоначально взаимодействие в рамках социальной психологии анализировалось в контексте социальных норм, устанавливаемых людьми во взаимоотношениях друг с другом для обеспечения некоторой определен
Психологические механизмы формирования и действия социальных норм
В том, как строится и реализуется процесс активного взаимоотношения и взаимонаправленности воздействий общества и его членов, так же проявляется характер систем социальных норм и со
Социальный контекст взаимодействия
Взаимодействие всегда предполагает определенный социальный контекст. Более того, оно невозможно без этого контекста - в противном случае исчезает сама возможность взаимодействия. Од
Взаимодействие как взаимозависимость: теория взаимозависимости Thibaut и Kelley
Thibaut и Kelley разработали свою теорию взаимозависимости с целью развития и уточнения построений теории поля Lewin, в частности, репрезентации жизненного пространства человеческой
Особенности развития проблематики малых групп за рубежом
В дополнение к вышесказанному, сошлемся еще раз на мнение Д. Макгрета и Д. Кравитца, называющих в качестве позитивного факта последних лет значительный рост использования зарубежным
Развитие исследований малой группы в отечественной традиции
О собственно социально-психологических исследованиях по проблематике малой группы в рамках советской психологической традиции можно говорить лишь начиная с 60-х годов. Часто соверша
Генезис и развитие малой группы
Приступая к изложению феноменологии группового процесса, мы постараемся, прежде всего-и это основная задача данной главы - показать, как происходит складывание малой группы; во-перв
Детерминанты возникновения малой группы
Итак, какие же факторы лежат в основе возникновения малой социальной группы? Вопрос этот на первый взгляд может показаться излишним. Ведь если исходить из уже излагавшегося выше (см
Этапность развития малой группы
Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь. Каким окажется ее течение, как и посредством чего, будет разворачиваться процесс групповой жизнедеятельности, какова его этапность
Механизмы групповой динамики
Построением некоторой картины группообразования анализ рассматриваемой нами проблемы, однако, не исчерпывается. Отвечая на вопрос, как происходит развитие малой группы, мы, следуя е
Социально-психологические характеристики сложившейся малой группы
Богатство феноменологии группового процесса, отчетливо обнаруживающееся в ходе предшествующего изложения, делает отнюдь не простым выбор характеристик сложившейся малой группы. Тем
Структурные характеристики малой группы
Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что понятие «структура» теснейшим образом сопряжено с понятием «система». Как з
Нормативное поведение в малой группе
Другая выделяемая нами существенная характеристика жизни сложившейся малой группы – функционирование в ней процессов нормативного поведения, т.е. поведения, связанного с реализацией
Групповая сплоченность
Хотя сплоченность малой группы неоднократно являлась предметом довольно пристального внимания со стороны отечественных (Андреева Г.М.. 1997; Донцов А.И., 1984; Кричевский Р.Л., Дубо
Процесс группового функционирования
Однако анализ сложившейся малой группы не исчерпывается изложенными выше характеристиками. Оформление групповой структуры, развитие процессов социального влияния, репрезентированных
Личность в групповом процессе
Мысль о необходимости обращения к анализу личностной компоненты групповой динамики вряд ли нуждается в особом пояснении. В конце концов именно отдельные, по-своему уникальные личнос
Межличностные отношения в групповом процессе
Выше мы рассматривали влияние личности на феномены группового процесса. Но прежде чем такое влияние будет реально иметь место, личность должна вступить в какие-то вполне конкретные
Процесс принятия группового решения
В согласии с анализом, проведенным в 1.3, групповое решение является одним из системных признаков малой группы, своеобразным атрибутом последний как «совокупного субъекта». И аналог
Феномены управления групповым процессом
До сих пор предметом нашего рассмотрения главным образом являлась феноменология группового процесса. Однако успешное развертывание последнего требует немалых усилий по его организац
Лидерство в малой группе
Будучи психологическим по своей природе феноменом, т. е. возникая в системе неофициальных, неформальных отношений, лидерство вместе с тем выступает и как средство организации отноше
Руководство малой группой
Если вопрос об организационно-управленческом компоненте лидерства нуждается все-таки в некотором специальном обсуждении, то применительно к руководству подобного рода работа являетс
Причины межличностных конфликтов
Производственно-организационные причины:
- стиль руководства (неадекватный);
- непродуманная организация труда;
- конфликт ролей (недовольство руководител
Типы конфликтов
Конфликт целей - когда преследуемые индивидом цели противоречат целям других людей.
Когнитивный конфликт - когда взгляды и оценки одних противоречат взглядам и оценкам друг
Эффекты конфликта
НЕГАТИВНЫЕ:
- отвлечение от решения производственных задач;
- разрушение морально-психологического климата;
- поляризация членов коллектив
Протекание конфликта
Стадии протекания конфликта:
1. Скрытый конфликт. Личности имеют различные установки или отношения, что является потенциальным источником конфликта.
85. Начало кон
Стратегии конфликтного поведения
Рациональное убеждение - использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента.
Давление - требование, приказы, угрозы.
Апелляция к в
Посредничество в разрешении конфликта
Rubin, Brown, 1975
1. Фокусирование внимания конфликтующих сторон на объективных проблемах, определяющих разногласия и отделение их личных ощущений.
89. Прояснение
Массовые информационные процессы
Социальная жизнь людей, их совместная деятельность, как мы видели из предыдущего изложения, невозможны без общения, в ходе которого происходит обмен информацией, содержащей знания
Массовая коммуникация как социальный феномен
Способы общения, передачи социальной информации различны. Содружество науки и техники привело к появлению принципиально нового способа общения, представляющего собой односторонн
Функции массовой коммуникации
Социальные функции массовой коммуникации можно сгруппировать следующим образом: во-первых, распространение знаний о действительности: во-вторых, социальное регулирование и управлен
Условия эффективности массовой коммуникации
Социально-психологическое рассмотрение вопроса о том, как повысить эффективность массовой коммуникации, неизбежно приводит к выводу о необходимости выявления социально-психологическ
Признаки массовых информационных процессов
Соответственно в массовых информации процессах следует различать признаки внешние, связанные с преодолением препятствий физического характера, и признаки внутренние, специфические
Психологические эффекты массовых информационных процессов
Повышение эффективности массовых информационных процессов за счет удовлетворения текущих психических нужд индивидов в аудитории достигается за счет распространения сообщений, воспр
Слухи как форма стихийной передачи информации
Когда люди сталкиваются с чем-либо непонятным, но, по их представлениям, важным, они всегда стараются найти информацию, в которой содержалось бы необходимое разъяснение. Этим объясн
Типология слухов
Можно ли вообще разобраться в стихии, которую представляют собой слухи, и есть ли какие-либо критерии, помогающие классифицировать и отграничивать в чем-то сходные и в чем-то разли
Возникновение и прекращение слухов
К числу важнейших факторов, влияющих на возникновение и распространение слухов, обычно относят объем информации, доставляемой группам через официальные каналы, а также эмоциональ
Исходные понятия
Социальная жизнь человека отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются от того, что принято считать повс
Субъективные признаки внеколлективного поведения
Субъектом массовых форм внеколлективного поведения при возникновении соответствующих условий может выступить любая достаточно многочисленная группа людей, выделяющая себя по како
Понятие и теоретические подходы к объяснению феномена поведения в толпе
Толпа как специальный социально-психологический термин имеет несколько отличающееся значение от того, которое используется в общем обиходе – собрание людей с определенной целью и на
Разновидности толпы
В литературе разработано несколько классификаций этого явления, помогающих найти как общее, так и отдельное в наиболее характерных случаях. Одна из наиболее разработанных классификаций предложена
Динамика поведения толпы
Динамика поведения толпы имеет ряд особенностей хорошо описанных Ю.А. Шерковиным (1975). Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и пробуж
Управление поведением толпы
Как уже было показано в теоретическом анализе подходов и механизмов формирования и действий толпы в ее поведении присутствуют некоторые возможности контроля. Для того чтобы предотв
Паническое поведение и его особенности
Одним из видов поведения толпы является паника - эмоциональное состояние. возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либ
Возникновение и прекращение паники
В наиболее типичных случаях паника развивается как следствие шокирующего стимула. Будучи воспринят, этот стимул прерывает предшествовавшее поведение и, как это часто бывает, приоста
Summonds, P.M. The Ego and the Self. N.Y.: Appliton-Century-Crofts, 1951
533. Suppe, F. Exemplars? Theories and Disciplinary Matrices. In: Suppe, F. (Ed.), The Structure of Scientific Theories. London: University of Illinois Press, 1974, pp. 483-499.
534. Swann
В теоретических обоснованиях современных качественных методов эта проблема рассматривается в контексте методологических задач, которые ставят перед собой социологи, применяющие качественные методы в своих исследованиях. Один из таких методологических подходов, который разрабатывают такие исследователи как Дж.Корбин и А.Страусс, называется "обоснованная теория". В контексте этого подхода "теоретическое осмысление изучаемой реальности непосредственно включено в процесс сбора, анализа и интерпретации данных" 1 . Исследователи решают задачи адаптации штатных научных процедур для качественных исследований; разрабатывают особые формы отчета о правилах и приемах проведения исследования; определяют критерии оценки результатов исследования.
1 Васильева Т.С. Основы качественного исследования: Обоснованная теория // Методология и методы социологических исследований. (Итоги работы поисковых исследовательских проектов за 1992-1996 гг.) М., 1996. С. 56.
В основе обоснованной теории находятся прагматизм и символический интеракционизм. Прагматизм проявляется в изменении метода в соответствии со изменяющейся реальностью или точнее, с изменением восприятия исследователя под воздействием изменения в изучаемом объекте. Восприятие играет чрезвычайно важную роль в работе исследователя как участника коммуникации. НЛуман сравнивал восприятие со шлюзами социальной системы, которые либо пропускают, либо отклоняют любое сообщение. В результате в процессе развития коммуникации возникает определенная бифуркация, в смысле состояния неопределенности в отношении ее продолжения или прерывания. По Н.Луману общество представляет собой "поток самовоспроизводящихся информационных сообщений в системе, которая сама себя описывает и сама себя наблюдает" 1 .
1 Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 33.
Чтобы эти "шлюзы" восприятия не прерывали и как можно меньше искажали поток информационных сообщений необходимо отказаться от строгого детерминизма. Н.К.Дензин выделяет три базовых предположения символического интеракционизма. "Во-первых, социальная реальность - это социальный продукт чувств, знаний и понимания. Взаимодействие индивидов создает и определяет их собственное значение ситуаций. Во-вторых, люди способны через саморефлексию присваивать нужные им значения. Они способны придавать определенные формы своему поведению и управлять им и поведением других. В-третьих, в ходе социального взаимодействия происходит подстраивание своих точек зрения на поведение других, к значениям, которые придают другие своему поведению 2 .
2 Denzin N.K. The Research Act. A Theoretical Introduction to Sociological Methods. Englewood Cliffs (New Jersey), 1970. P. 5.
Эта подстройка осуществляется часто неосознанно, автоматически. Обычно это происходит в ситуации, когда появляется ключевая фраза или слово, которые указывают на возможность рассогласование смыслов. В приведенном примере о разном восприятии понятия "хорошая погода", социолог и сельский житель никогда бы не заметили различного толкования этого понятия и не пытались бы подстроиться к собеседнику, если бы крестьянин не задал уточняющий вопрос-утверждение: "Значит у вас дожди были? А у нас полторы недели на небе ни облака, горит все". Если бы этот вопрос не был задан, то собеседники ничего бы не заметили и разошлись с иллюзией понимания друг друга и получения достоверной информации о погоде.
Феноменологический метод указывает на то, что в повседневной жизни обнаружить рассогласование значений смысла слов и действий не всегда просто. "Гарфинкелинг" выявляет различия в "фоновых ожиданиях" и "правилах говорения" наиболее эффективно в лабораторном эксперименте, но в полевом качественном исследовании создание ситуации искусственной аномии чаще всего ведет к разрыву коммуникации. "Шлюзы" восприятия респондента захлопываются перед социологом, потому что частые уточнения типа: "Что ты имел в виду?" в "правилах говорения" тоже соответствующим образом типизируются и, если социолог не иностранец, плохо владеющий языком, а представитель той же культуры и поколения, к которой относит себя респондент, то это уже идентифицируется не как "не понимание", а как "непонятливость" или "провокация, косвенная агрессия" и т.п. Например, это может интерпретироваться как то, что "умный" горожанин демонстрирует своим непониманием то, что "темный" крестьянин не может связно, понятно, грамотным языком изложить свои мысли. Такая интерпретация возможна, потому что нарушается "основной тезис взаимозаменяемости перспектив" и, хотя и здесь возможны варианты подстройки собеседников друг другу, это общение будет неестественным и может еще больше заслонить "горизонты типичности" индивидуального мира другого.
История метода. Стратегия анализа данных Б. Глезера и А. Страуса. Технологическая и техническая строгость данных. «Теоретическая» выборка. Три этапа создания обоснованной теории (индукция, дедукция и верификация). Цель и значение обоснованной теории.
Раздел 5. Критерии качества социологического измерения.
Формулировка некоторых традиционных критериев качества измерения. Общие представления о метрологии. Её основные понятия. Отсутствие однозначной терминологии. Разные смыслы терминов: правильность, устойчивость, обоснованность, валидность, достоверность, адекватность, надёжность, точность, воспроизводимость, ошибка измерения, единичная измерения, квазиошибка, качество данных. Возможность и необходимость конструктивной проверки ряда свойств измерения. Специфика использования метрологических понятий в социологии. Традиционные критерии качества измерения с точки зрения репрезентационной теории измерений.
а) основная литература:
1.Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Изучение связей. М., 1991.
2.Анализ документов в социологическом исследовании: Сб. статей. М., 1985.
3.Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации: Метод. Пособие. М., 1985. Вып.1,2
4.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник. М., 1995
5.Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.
6.Воронов Ю.М. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.
7.Воронов Ю.П. Районированные выборки в социологии. Новосибирск, 1970.
8.Давыдов А.А. Репрезентативность выборки // Социол. Исслед. 1990. №1.
10. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Самара: Изд. Самарского университета, 2002.
11. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
12. Девятко И.Ф. “Вспомогательные теории измерения” в американской эмпирической социологии // Социол. Исслед. 1990. №9.
13. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 1998. С. 20-44.
14. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.,Институт социологии РАН. 1996.
15. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.
16. Качанов Ю.Л., Горбачев О.Г. Метод построения представительной выборки по оценкам моментов до второго порядка при наличии ограничений на стоимость измерений. М.,1990.
17. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М., 1987.
18. Логика социологического исследования. М., 1987.
19. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных / Отв. Ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М., 1994
20. Методы сбора информации в социологических исследования. В 2-х кн. / Отв. Ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.,1990.
21. Методологические и методические аспекты сравнительных социологических исследований. М., 1983.
22. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып.1-2 / Под ред. А.Г. Здравомыслова и др. М., 1973.
23. Миркин В.Г. Анализ качественных признаков и структур. М., 1980.
24. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975.
25. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1983.
26. Основы прикладной социологии: Учеб. Для вузов. Т.!-2 / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995.
27. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982.
28. Паниотто В.И. Качество социологической информации: методы оценки и процедура обеспечения. Киев, 1986.
29. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологических исследованиях // Социол. исслед. 1974. №2.
30. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван,1985.
31. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1984.
32. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии: (Введение): Учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Nota Bene, 1999. - 223 с.
33. Тихомиров Н.П. Математические методы в социологии. М., 1983.
34. Толстова Ю.Н. Теория измерений в социологии. М., 1989.
Б) дополнительная литература:
1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982
2. Алашеев С. О любви особого рода и специфике советского производства. Социологический журнал, 1997. № ½.
3. Анурин В.Ф. (1993) Проблема эмпирического измерения социальной стратификации и социальной мобильности // СОЦИС. №4. С. 87-97
4. Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект пресс, 1996.
5. Бауман З. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. №4.
6. Бахтиаров А. (1903) Очерки с натуры. СПб.: Изд. Ф.И. Митюрникова
7. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996.
8. Белановский С.А. (1993) Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука
10. Берто. Д. (1997) Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии. В.: Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В.М.
11. Биологический метод в социологии: история, методология, практика / Редкол.: Е.Ю. Мещеркина, В.В. Семенова. М.,1995.
12. Борисов В. Ночное домино на Октябрьской площади. М., РОССПЭН, 1999. С. 234-271.
13. Бродель Ф. (1988) Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М.: Прогресс. Е.2
14. Буравой М. Углубленное case study: между позитивом и постмодернизмом //Рубеж. № 10-11, 1997.
15. Воронкова и Е.А. Здравомысливой. СПб.:ЦНСИ. Труды. 5. С. 14-23
16. Вагин В. (1995) Российское городское провинциальное жизнеустройство // Вестник Псковского Вольного Университета. № 4-6. С. 31-34
17. Вагин В. (1997) Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства // Мир России. №4. С. 53-88
18. Васильева. Основы качественного исследования: обоснованная теория // Методология и методы социологических исследований. М., Институт Социологии РАН, 1996.
20. Вебер М. (1990) Основные социологические понятия. В: Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. С. 602-643
21. Веселкова Н.В. Об этике исследования // СОЦИС. 2000, №8.
22. Виноградский В.Г. Крестьянские семейные хроники // Социологический журнал 1998.
23. Виноградский В.Г. Как определять и наблюдать факты неформальной экономики домохозяйств // Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях. Самара, 2000.
24. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании: проблемы методологии и методики. Киев, 1974.
25. Вольтская Т. (1996) “…И каждый вечер за шлагбаумами…” (интервью с Е.С. Фрикен). Невское время, 10 августа
26. Временные технические правила и нормы планировки и застройки территории для индивидуалбного и частного строительства в городах, рабочих и дачных поселках Московской области. Москва, 1940.
27. Гирц К. (1997) “Насыщенное описание” в поисках интерпретативной теории культуры. В: Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга. Т.1. С. 171-200
28. Головизинв М.В. Фотография в социологическом исследовании // Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях (Материалы летней школы). Самара, 2000.
30. Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований // Социологический журнал. 1995, №1.
31. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Самара: Изд. Самарского университета, 2002.
32. Гофман И. (2000) Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц
34. Журавлев В.Ф. Анализ коммуникаций в качественном интервью // Социология – 4М, Т. 1.
35. История социологии в Западной Европе и США. М.: Норма-Информ, 1999.
36. Исупова О.Г. Различные подходы к анализу текстов и возможность их применения в социологических исследованиях // Методология и методы социологических исследований. Программа магистерского обучения. М., 1996.
37. Кайзер М. (2000) Неформальный сектор торговли в Узбекистане // Социология и социальная антропология. №2. С.109-138
38. Кандиоти Д. (1999) Пол в неформальной экономике: проблемы и направления анализа. В: Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос. С. 356-370
39. Качественные методы в социальных исследованиях: фокус-группы / Пер. с англ. Барнаул, 1995.
40. Качественные методы в социологии // Социология. Учеб. Пособие. Изд-во Казанского университета, 2001. С. 134-153.
41. Климова С.Г. Изменения в алкогольном поведении молодежи // СОЦИС. №8. С. 90-97
42. Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // СОЦИС, 2000. №10.
43. Ковалев Е. (1999) Взаимосвязи типа “патрон-клиент” в российской экономике. В.: Неформальная экономика… С.125-137
44. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., ЛОГОС, 1999. С. 79-92.
45. Козина И.Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С.177-189.
46. Козина И. Особенности стратегии case study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология 4М: методология, методы, математические модели. № 5-6. С. 65-90. 1995.
47. Козлова Н. Документ жизни: опыт социологического чтения // Социологос, 1996.
48. Козлова Н., Смирнова Н. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация // СОЦИС, 1995.
49. Комаров М.С. (1990) Размышления о предмете и перспективах социологии // СОЦИС. №11. С. 33-43
50. Косалс С. (1998) Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики.№10. С. 59-80
51. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. (1992) Качественная и количественная информация в социологии // СОЦИС. №8. С. 72-78
52. Лотман Ю.М. (1994) Введение: быт и культура. В: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство. С. 5-16
53. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы // Социология – 4М. 1995. Т. 5-6.
54. Методологический потенциал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях. Материалы Летней Школы: 23 июля – 2 августа 2000 года. Самара, 2000.
55. Меренков А.В. (1992) Политические стереотипы студенчества // СОЦИС. №8. С. 84-90
56. Мид Д. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М.: Изд. МГУ, 1994.
57. Ньюман Л.В. Способы кодирования и анализа качественных данных (пер. Малышевой М.М.) / В сб. Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. М., 1997. С. 66-85
58. Общественное мнение (1993): стратегия массовых опросов (“круглый стол”) // СОЦИС. №6. С. 31-36
59. Оганесян М.Р. (1992) Феномен “запятнанной репутации” у несовершеннолетних правонарушителей // СОЦИС. №8. С. 97-101
60. Павленок П.Д. (2003) О понятийно-категориальном аппарате социологии // СОЦИС. №4. С. 19-25
61. Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Отношение к объекту исследования и условия его принятия научным сообществом. 1996.
62. Розин В.М. Контекстное полифоническое мышление – перспектива 21 века.
63. Романов П.В. Процедуры, стратегии, подходы “социальной этнографии” // Социологический журнал. 1996. № ¾.
64. Романов П.В. Социальная антропология организаций. Учебное пособие. Саратов, 1999. С. 88-99.
65. Романов П.В. Социологические интерпретации менеджмента. Саратов, 2000.
66. Русс Й.П. (1997) Контекст, аутентичность, референциальность, рефлексивность: назад к основам автобиографии. В: Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ… С. 7-14
67. Семенова В.В. Биографии и общество: в поисках социального в индивидуальном // Социологические Чтения, вып. 1. М., 1996.
68. Семенова В.В. (1998) Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. Москва: Добросвет.
69. Скотт Дж (1999) Моральная экономика деревни. В: Неформальная экономика… С. 541-544
70. Смелзер Н. (1994) Социология. М.: Феникс
71. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
72. Степнова Л.А. (1992) Изучение экономического сознания методом семантического дифференциала // СОЦИС. №8. С. 65-72
73. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. М., УРСС, 2001.
74. Титов В.Н. (1999) Вещевой рынок как социальный институт // Общественные науки и современность. №6. С. 20-35
75. Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии, № ½. 1993.
76. Уайт Л. (1997) Экономическая структура высоких культур // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга. Т.1. С.314-340
77. Худенко А.В. (1993) Повседневность в лабиринте рациональности // СОЦИС. №4. С. 67-75
78. Шанин Т. (1999) Эксполярные структуры и неформальная экономика. В: Неформальная экономика… С.11-32
79. Шварц Г. Выборочный метод. М.,1978.
80. Шмелев Г. (1997) Лучший способ прожить без зарплаты – заняться садом и огородом// Известия, 6 марта
81. Шрадер Х. (1999) Экономическая антропология. СПб.: Петербургское Востоковедение
82. Щепанская Т.Б. (1996) Сокровенное матертнство. В6 Эротика и секс в традиционной культуре / Сост. А.Л. Топорков. СПб.: Ладомир. С. 395-443
83. Этический кодекс социолога // Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Издательство “Самарский университет”, 1995.
84. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное пространство глухоты: анализ кинорепрезентации // Трансформация социального пространства в посткоммунистических странах и новые подходы в социальных науках. Самара, изд. СаГа, 1998.
5. Вопросы зачёта.
- Что такое измерение?
- Понятие признака и проблема его измерения. Неадекватность традиционной интерпретации значений признака.
- Понятие латентной и наблюдаемой переменной. Проблема их соотнесения в социологии.
- Чем объективное измерение отличается от субъективного?
- «Мягкие» и «жесткие» методы сбора данных. Их достоинства и недостатки.
- понятие модели восприятия респондентом предлагаемых ему объектов.
- Теория шкалирования.
- Охарактеризуйте четыре шкальные характеристики.
- Дайте определение четырём типам шкал и укажите типы информации, заключённые в каждой их них.
- Достоинства и недостатки номинальных шкал по сравнению со шкалами более высоко типа.
- Многомерное шкалирование: задачи, решаемые с его помощью.
- Измерение установки методом Терстоуна: этапы процесса.
- Каковы аргументы за и против использования нейтральной градации в симметрической шкале?
- Что из себя представляет модифицированная шкала Лайкерта и как с ней соотносится шкала жизненного стиля и семантическая дифференциальная шкала?
- Что из себя представляет «гало эффект» и как его должен контролировать исследователь?
- Проблемы построения индексов.
- Роль социолога в процессе применения многомерного шкалирования.
- Какие компоненты определяют содержание понятия «надёжность измерения»?
- Какими недостатками может обладать используемая шкала измерений?
- Какие методы оценки устойчивости измерений вы знаете?
- Какие подходы к оценке уровня обоснованности измерений вы знаете?
- Чем надёжность измерения отличается от его достоверности?
- В каких случаях исследователь должен оценивать надёжность и достоверность измерения?
- Определите основные этапы социологических исследований.
- Каковы основные требования к программе социологического исследования?
- Что такое гипотеза? Каковы её основные виды?
- Каким основным правилам должна удовлетворять гипотеза?
- Чем программа отличается от рабочего плана исследования?
- Что такое генеральная и выборочная совокупность? Каковы основные требования к формированию социологической выборки?
- Назовите и охарактеризуйте основные виды выборок.
- Каковы основные принципы социологических измерений?
- Что такое шкала измерения? Как можно классифицировать шкалы?
- Что такое контент-анализ? Определите место анализа документов в социологическом исследовании
- Охарактеризуйте интервью и его виды.
- Каковы основные методы сбора социологической информации?
- Каковы основные методы обработки социологической информации?
- Определите последовательность и охарактеризуйте стадии социологического анализа.