Пояснительная записка к учебному пособию. Рекомендации в помощь преподавателю при написании пояснительной записки к учебно-методическим материалам
к методическому пособию
«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»
Пошис Людмила Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Уроки или занятия по зарубежной литературе в системе филологического образования предполагают специально организованное изучение произведений зарубежных авторов в школе, которое включает:
целенаправленный отбор произведений для изучения;
оптимальное соотношение компонентов литературного образования (русская литература, зарубежная литература) и установление взаимосвязей между ними;
изучение произведений с обязательным привлечением соответствующего историко- и теоретико-литературного материала;
использование разнообразных форм учебной деятельности (урок - факультативное занятие - внеклассная и внешкольная работа).
Для достижения этой цели необходимо решать такие основные задачи:
учить школьников совокупности сведений о вершинных явлениях мирового литературного процесса, общие закономерности его хода от древнейших времен к настоящему;
давать им литературоведческие понятия и сроки, необходимые для полноценного анализа и интерпретации художественных текстов, а также понимание главных закономерностей хода литературного процесса;
учить определять национальную своеобразность и общечеловеческую ценность произведений мировой литературы (в т.ч. в сопоставлении с произведениями украинской литературы и других видов искусства);
отрабатывать привычки различения явлений классической и массовой культуры;
развивать мышление школьников (образное, ассоциативное, абстрактное, логическое и т.п.);
воспитывать у учеников уважение к духовным достижениям человечества и расовую, этническую, социальную и религиозную толерантность вместе с тем с принципиальным нонконформизмом, способностью формировать, формулировать и активно отстаивать собственную точку зрения, систему жизненных (в т.ч. эстетичных) ценностей и приоритетов, стремление иметь собственно, никем не навязанное мировоззрение, сохранять и продолжать лучшие национальные традиции, не воспринимать культа силы и преимущества материальных ценностей над духовными.
Школа работает в быстро изменяющихся условиях. Давно назрела пора менять многое и в методике преподавания литературы.
Предлагаемая система обучения основывается на многолетнем опыте работы в школе.
Большей частью разговор пойдет о книгах зарубежных писателей, включенных в программы, но в сравнительно-сопоставительном плане затрагиваются и произведения Крылова, Пушкина, Гоголя, Шевченко, Короленко и других отечественных авторов.
Таким образом, немногие часы, отведенные на изучение иностранных классиков и современных зарубежных писателей, предоставляют большие возможности для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять уровень осмысления литературы как искусства и, несомненно, создадут основу для более глубокого понимания родной литературы, которая является составной частью мирового литературного процесса.
Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Ее изучение в школе-нетленный источник познания, воспитания гражданских, нравственных и этических норм.
У учащиеся средних школ укоренилось стремление не читать произведений, а ограничиваться знанием их содержания по кнноэкранизациям или телеспектаклям. Поэтому всячески следует приветствовать расширение школьных программ по русской литературе, а также дополнительное введение произведений зарубежных писателей.
Задача учителя - вернуть классической литературе ее юных читателей, воз будить на уроках литературы интерес именно к текстам произведений, чтобы они способствовали воспитанию учеников, чтобы слово писателя осталось в их памяти «а всю жизнь. Произведения зарубежных авторов оказываются в этом отношении в силу меньшей известности в наиболее выигрышном положении. Перед учителями-словесниками встает задача не только познакомить с ними учащихся; нужно извлечь из них все, что будет способствовать обогащению духовного мира детей и подростков, их знаний и речь. Поэтому предлагаются различные варианты работы над текстами: заучивание наизусть, литературные монтажы, словарные конкурсы, цитирование в расчете на свободную ориентацию в тексте, составление карточек, запоминание афоризмов и т.д.
В младших классах основу анализа произведений зарубежных писателей составляют беседа и комментированное чтение. Поэтому лучшим вариантом, путь от анализа к тексту, а не от текста к анализу, так как это требует от учащихся уже выработанного литературоведческого подхода. В младших классах дети нередко из-за невысокой техники чтения не могут самостоятельно усвоить содержание не известных им книг. Поэтому сначала рекомендуется анализ идейно-тематического содержания произведения, а затем уже рассмотрение его художественных особенностей.
В старших классах основное внимание уделить анализу произведений с точки зрения метода писателя. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят проблемный характер, направленный на. понимание идейного содержания и художественного материала. В арсенале учителя представлены разнообразные методы ведения урока: лекция учителя, доклады учащихся, комментированное чтение, диспуты, беседа, инсценирование.
Изучение зарубежной литературы в школе сопровождается различными письменными работами: изложением, сочинением-миниатюрой, написанием рецензий и статей в классные литературные газеты и т. п. Для развития воссоздающего воображения учащихся на уроках предлагаются всевозможные виды наглядных пособий и оборудования: рисунки детей, иллюстрации и картины художников, различные издания книг авторов, их портреты, записи, грамзаписи. Большое внимание уделяется словарной работе и методике ее проведения. После каждого заключительного урока по теме рекомендован словарь, из которого можно почерпнуть необходимый материал.
Изучение зарубежной литературы способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом процессе и роли в нем отечественной литературы.
Школьный курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства. Автор считает, что такой подход позволяет более эффективно решить главную задачу: ввести ребенка в мир художественной литературы, радость общения с которым рождается не от излишнего теоретизирования, а от непосредственного общения с текстом.
В школьном курсе зарубежной литературы представлены писатели разных стран и эпох. Важно выявить индивидуальные особенности каждого и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству, связанному с определенной эпохой, подчеркнуть преемственность в развитии литературы, восприятие традиций и их обновление.
Подходы к изучению древнерусской и зарубежной литературы в школе имеют две общие черты: бессистемность и фрагментарность.
В современном преподавании зарубежной литературы существует немало трудностей: несовершенство программ, малое количество и невысокое качество методической литературы и др. В настоящее время требуется переосмыслить подход к изучению зарубежной литературы, он должен стать системным, учитывать возраст учеников и не оставлять у них обрывочные, фрагментарные знания.
К таким же выводам можно прийти и относительно зарубежной литературы, если проанализировать школьную программу. Чтобы не повторяться, обратимся к хронологической синхронной таблице, которую целесообразно также составить вместе с ребятами в процессе изучения зарубежной литературы. Покажу лишь фрагмент такой таблицы.
Временной пласт | Зарубежная литература | Русская литература |
XIII – XIV в. | Данте «Божественная комедия», лирика Петрарки, Боккаччо «Декамерон» | «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», «Задонщина». |
XIV – XVI в. | Рабле, Сервантес, Шекспир, Лопе де Вега, Калодерон, Мильтон, Мольер, Расин | Переписка Ивана Грозного с Курбским, «История о Казанском царстве», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума, «Повести о горе-злосчастии», «О Флоре Скобееве» и др. |
XVIII – XIX в. | Дефо, Свифт, Филдинг, Стерн, Бернс, Вольтер, Дидро, Руссо, Гёте, Шиллер | Ломоносов, Сумароков, Державин, Радищев, Фонвизин, Карамзин |
Такая синхронизация материала делает совершенно алогичным изучение Мольера после русской литературы XVIII века, как это практикуется в школе. История литературы требует, чтобы метод классицизма преподносился учащимся как закономерное и исторически развивающееся явление, истоки которого восходят к античности, а результаты ощутимы и сейчас. Между тем, как правило, школьники, «пройдя» классицизм, ничего не запоминают о нем, разве что, в лучшем случае, правило трех единств в драматургии.
Таким образом, программа Т.Ф. Курдюмовой нуждается в существенной корректировке. Программы под редакцией А.Г. Кутузова и под редакцией М.Б. Ладыгина более внимательно и систематизировано подходят к изучению литературы как единой системы (выделяя начальный курс на историко-литературной основе, соблюдая хронологическое соответствие при изучении русских и зарубежных произведений).
Таким образом, разработка и внедрение проекта «Системное изучение мировой литературы» обосновано и необходимо.
Этим и обусловлена попытка создать систему в изучении зарубежной литературы в 8-11 классах, планируя уроки после изучения основных тем, сразу, целым блоком. Возможно на основе предложенной системы организовать элективный курс по зарубежной литературе.
На изучение разделов зарубежной литературы рекомендуется следующее распределение часов:
Тематическое планирование
изучения зарубежной литературы по классам
Класс | Раздел | Колич. часов
| Тематика уроков |
8 | Античная литература Литература Средневековья Литература эпохи Возрождения Классицизм, барокко, просвещение (XVII – XVIII в.) Романтизм, реализм (XIX в.) Литература ХХ века.
| 16 часов 7 часов 14 часов 12 часов 11 часов 15 часов
|
11-12. Урок – читательская конференция по творчеству В. Шекспира
Д. Дидро и Ж. д"Аламбер. 9. Вольтер. Самые значительные произведения Вольтера. 10. Трагедия «Фауст» – это не только философская трагедия, оперирующая отвлеченными понятиями, но это и изображение конкретной реальной жизни Германии. 11. Фридрих Шиллер (1759 – 1805) - немецкий поэт, драматург, философ и историк. 12. Контрольная работа по теме.
романы «Красное и черное» (1830) и «Пармский монастырь» (1839), 7.Самый выдающийся писатель раннего этапа критического реализма Оноре де Бальзака (1799 – 1850). 8. Проза Гюстава Флобера (1821 – 1880 ) , «Госпожа Бовари». 9. Ги де Мопассан (1850 – 1893 ) и романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885) и многочисленные новеллы. 10.Творчество Эмиля Золя (1840 – 1902) . 11.Итоговое занятие. 1. XX век: реализм, модернизм, постмодернизм 2. Генрих Манн (1871 – 1950) и роман «Земля обетованная» (1900) - карикатура на берлинских нуворишей, которые сколачивали грандиозные капиталы финансовыми аферами.Томас Манн (1875 – 1955) . Автор «Будденброков» (1901) 3. Бертольт Брехт (1898 – 1955) - выдающийся немецкий драматург, теоретик драмы, режиссер, прозаик и поэт. «Трехгрошовая опера». 4-5.Эрих Мария Ремарк (1898 – 1970 ) и роман «На Западном фронте без перемен», потрясающий своей правдивостью. «Три товарища» (1939). Романы Ремарка «Возлюби ближнего своего» (1940) и «Триумфальная арка» (1946) – это злоключения беглецов, чудом вырвавшихся из лап гестапо. Роман «Время жить и время умирать» (1954). 6. Марсель Пруст (1871 – 1922) , Франц Кафка (1883 – 1924 ) – великие модернисты 20 века. 7. Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) - французский философ и прозаик. 8. Альбер Камю (1913 – 1960 ) - единомышленник и оппонент Сартра. Трактат «Миф о Сизифе» (1942). Роман «Чума» (1947). 9. Жоржи Амаду (1912 – 2001) и романы «Дона Флор и два ее мужа» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Тьете из Агресте» (1976), «Похищение святой» (1989).. 10-11. Габриэль Гарсиа Маркес (род. 1928) - Лауреат Нобелевской премии (1982) колумбийский писатель, повесть «Полковнику никто не пишет» (1956). Знаменитый роман «Сто лет одиночества» (1962). 12-15. Итоговые занятия обобщающего характера. Тестирование. Анкетирование. Ученическая конференция по современной зарубежной литературе. |
МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ
Раздел
Был ли легендарный слепой певец из Малой Азии автором этих эпических сказаний или только прославленным исполнителем? На этот счёт существуют разные точки зрения. Вероятно, поэмы складывались многими народными певцами на протяжении нескольких поколений. Гомер, возможно, объединил разрозненные песни в некий единый цикл, выполнив работу редактора. Не исключено, что отдельные фрагменты - плод его индивидуального творчества. «Гомеровский вопрос» дебатируется уже свыше двухсот лет, но никто из учёных не отрицает, что Гомеру принадлежит исключительная заслуга в распространении античного эпоса.
«Илиадой » поэма названа потому, что вторым названием Трои был Илион, расположенный на побережье Малой Азии. Долгое время полагали, что город был лишь поэтическим вымыслом. Однако раскопки Генриха Шлимана показали, что осада греками города Трои вполне могла быть историческим фактом. Сегодня некоторые находки немецкого археолога можно видеть в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В двадцати четырех песнях «Илиады» рассказано о событиях, произошедших в течение сорока девяти дней последнего, десятого, года войны.
В поэме «Илиада» две грандиозных сценических площадки: осажденная Троя и лагерь осаждающих греков. В эпическом сказании воплощена борьба равных, герои же располагаются симметрично. Старший сын троянского царя Приама Гектор не уступает в отваге Ахиллесу, от которого ему суждено погибнуть. Он столь же искусен во всех воинских приёмах. Заметим, что батальное повествование включает в себя целую серию поединков. В единоборстве с другом Ахиллеса Патроклом Гектор нанес ему смертельный удар и отобрал у него доспехи, которые принадлежали Ахиллесу. Ахиллес должен отомстить за смерть друга. Гефест выковывает ему щит, на котором изображены суша и моря, города и селения, виноградники и пастбища, будни и празднества. Изображение на щите символично, ибо оно включает всё, что защищает доблестный греческий витязь.
События «Одиссеи » отнесены к десятому году после окончания Троянской войны. Все победители вернулись в свои города, иные, как Агамемнон, уже погибли. Только Одиссей не может возвратиться на свой остров Итака. Этому препятствует Посейдон, который рассердился на Одиссея за то, что он ослепил его сына циклопа Полифема.
Одиссей во что бы то ни стало должен вернуться на Итаку, где его ждут родители, жена Пенелопа и сын Телемак. Греки были патриотами, оторванность от родины для Одиссея равносильна смерти.
На пути к дому героя подстерегают испытания (эпизоды в пещере Полифема, плавание мимо острова Сирен и чудовищ Сциллы и Харибды) и искушения - любовь нимфы Калипсо и царевны Навсикаи. Одиссей благодаря хитроумию и храбрости во всех драматических коллизиях оказывается победителем.
Второй сюжетный мотив «Одиссеи» связан с образом верной Пенелопы, которая ждет своего супруга двадцать лет, уловкой отвергая домогательства тех, кто жаждет разделить с ней ложе и царский трон.
Третья сюжетная линия посвящена их сыну Телемаку, который отправляется на поиски отца.
В финале поэмы все персонажи соединяются. Неузнанный Одиссей вместе с Телемаком изгоняет непрошенных гостей – женихов своей жены, которая его радостно встречает.
Классический период греческого искусства и литературы падает на V в. и совпадает с высшим расцветом рабовладельческой демократии. Одержав победу в греко-персидских войнах (500-449) города-государства, объединившись в союз во главе с Афинами, отстояли свою независимость от персидского владычества. Это способствовало развитию торговли и ремесла, а также подъему боевого духа и патриотизма.
Самый большой театр находился в Мегаполе, он вмещал 44 тыс. человек.
Участие хора в трагедии позволяет выявить генезис трагедии. Само слово «трагедия» означает козлиная песнь и также указывает на происхождение драматического жанра. Трагедия возникла из хорового исполнения дифирамбов в честь бога Диониса, которого называли также Вакхом. Осенью греки, собрав урожай винограда, изготовив молодое вино и отведав его (разбавив его водой!) устраивали игрища в честь покровителя виноделия. Сатиры и вакханки, сопровождавшие Диониса, рядились в козлиные шкуры, пачкали лица виноградными выжимками. Тот, кому доверяли роль Диониса, солировал, вступая в диалог с хором. Шествие сопровождалось буйными плясками и песнями. Диалог мог, очевидно происходить и между отдельными лицедеями, во всяком случае, из диалога рождалось драматическое представление - трагедия.
В трагедии герой вступал в поединок с сверхличными силами. Он неизменно оказывался побежденным, но в поединке с судьбой обнаруживалось его достоинство и сила сопротивления воле богов.
Эсхил (525-456) - отец древнегреческой трагедии. Аристократ и воин, он принимал участие в сражениях с персами при Марафоне и Саламине. Он был автором около 90 произведений, из которых до нас дошло 7. В трагедии «Орестея», состоявшей из трёх частей «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды», он рассказал о зловещих преступлениях рода Атридов, об убийстве предводителя ахейского войска его супругой Клитемнестрой, жестокой расправе детей над матерью и мести богов Оресту за его злодеяние. Основной конфликт трагедии не семейный, а исторический.
В трагедии «Прометей прикованный» Эсхил впервые в мировой культуре воссоздал образ тираноборца, несущего людям свет истины. Всё, чего к тому времени достигла человеческая цивилизация, Эсхил трактует как дар Прометея. В центральном монологе трагический герой говорит о себе и о людях:
Софокл (496-406) написал 120 произведений, до нас дошло 7 трагедий. Сын богатого оружейника из пригорода Афин Колона, Он получил прекрасное образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, был другом Перикла. В состязаниях драматургов одержал 24 победы. Наиболее известные драматические произведения Софокла связаны с фиванским циклом мифов. В трагедии «Царь Эдип» герой, не ведая того, стал убийцей отца и мужем матери. Боги посылают страшный мор на город Фивы, так как здесь живёт цареубийца. Ставший правителем Фив Эдип обещает покарать преступника, но вскоре убеждается в собственной вине. Действие трагедии развивается ретроспективно: от настоящего к прошлому. Близкие Эдипу люди, когда у него закралось подозрение в собственной вине, убеждают его, что он не мог совершить злодеяния. Но чем больше они приводят доказательств в невозможности совершений им преступлений, тем сильнее его уверенность: виновный он сам. Трагедия Эдипа состоит из неосознанно совершенного преступления и сознательно принятого на себя наказания. Эдип был зряч, но не ведал, что творил. Карая себя, он выкалывает глаза и покидает Фивы, поселяется затем в Колоне. Земля, давшая приют раскаявшемуся грешнику, находится под защитой богов. Такова основная идея трагедии «Эдип в Колоне».
В трагедии «Антигона» возникает конфликт между наследниками Эдипа. В братоубийственной войне погибли два сына Эдипа - Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт запрещает под страхом смертной казни хоронить Полиника, пошедшего войной на родной город. Креонт издает этот закон из лучших побуждений, желая прекратить хаос и анархию. Дочь Эдипа Антигона, рискуя жизнью, ослушалась правителя, предав тело брата земле. Софокл в трагедии «Антигона» не только прославляет отвагу и верность долгу героини, но и сталкивает вечные нравственные законы, которые человечество выработало на протяжении всей истории, и своеволие правителей, которые нарушают мировой порядок.
Величие героев Софокла в том, что они, сломленные всесильным роком, сохраняют верность своему человеческому долгу.
Еврипид (480-406) - младший из трагических поэтов, автор 92 произведений, из которых до нас дошло 17 трагедий. Лучшие переводы принадлежат Ин. Анненскому.
Еврипид был последователем философии софистов, утверждавших, что объективный истины не существует, так как только человек является мерой всех вещей. Драматург демонстрирует права человека на поступки, которые ужасают окружающих, но они вытекают из его внутренней логики. Современникам его герои представлялись слишком изнеженными, а героини чересчур жестокими. Действительно, Медея в одноименной трагедии беспощадно мстит той, кого Ясон назвал своей невестой. Медея убивает собственных детей, потому что хочет, чтобы её страдания стали трагедией отца её детей. Она защищает своё достоинство, точно так же как в трагедии «Ипполит» Федра мстит пасынку только за то, что он не считает любовь священным чувством, соединяющим людей. Героини Еврипида в буквальном смысле роковые женщины, над ними довлеет рок и влечёт их к гибели. В этом смысле он солидарен с Софоклом, но по сравнению с автором «Царя Эдипа» Еврипид гораздо больше внимания уделяет психологическим нюансам, мастерски передавая диалектику чувств. Так, например, в трагедии «Ифигения в Авлиде» богиня Артемида требует, чтобы Агамемнон принёс в жертву свою дочь, иначе греческие корабли, скопившиеся близ портового города Авлида, никогда не достигнут стен Трои. Ифигения вместе с матерью Клитемнестрой вызвана в Авлиду якобы для бракосочетания с Ахиллесом. Она счастлива. Но узнав, что её ждет не свадьба, а мрачный Аид, она в отчаянии молит отца пожалеть её. Проходит время, и Ифигения по-иному воспринимает выпавший ей жребий.
Рок Ифигения воспринимает как долг, она готова достойно умирать за честь отчизны. Однако в финале приходит спасение: Артемида смилостивилась и подменила тело девушки ланью. Еврипид использует в развязке новый, открытый им приём: Deus ex machina - Бог из машины. Когда гибель грозит героям, в последний момент их спасают боги. Существовали специальные театральные приспособления, возносившие персонажей к небесам. Даже в самых трагических ситуациях всё заканчивается ряде произведений Еврипида благополучно.
Аристофан (ок. 445- ок. 386) - отец древнегреческой комедии. Происхождение комедии связано с вакхическими песнями. Сам термин изначально означил «песнь подгулявшей толпы». Из шуточных перебранок возник диалог. В комедии существенную роль играла пародия. Аристофан в монологах своих персонажей пародировал речи политиков, военачальников и софистов. Он был автором примерно 40 комедий, из которых нас дошло 11.
Своеобразием римской литературы периода правления Октавиана Августа было то, что гениальные поэты сознательно пошли на службу правителю. Это в равной степени присуще Вергилию (70-19) и Горацию (65-8).
О жизни величайшего поэта древнего Рима известно из биографических заметок Светония, автора знаменитых книг «Жизнь двенадцати Цезарей» и «О знаменитых людях». Хотя Гай Светоний Транквилл и был современником Вергилия.
Известность Вергилию принесли «Буколики» - пастушеские идиллии, в которых сельские жители предаются любовным стенаниям и утехам, а также беседуют на философские темы. В одном из стихотворений этого цикла прозвучала такая строка:
В 30 г. Вергилий обращается к созданию поэмы «Энеида», которая обессмертила его имя. Он изложил события сперва в прозе, а затем - гекзаметром, следуя традициям Гомера и продолжая его сюжеты.
В поэме говорится о судьбе троянца Энея, сына Анхиса и Афродиты. Мать повелевает ему покинуть горящую Трою и с ближайшими сородичами отправиться к италийским берегам, ибо ему суждено стать основателем нового могущественного государства.
Н.И. Жукова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Екатеринбург 2008
Жукова Н.И. Гражданское право : Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский финансово-юридический институт, 2008. – 114 с.
Рецензенты:
А.М. Жуков , доцент кафедры права Уральского государственного горного университета, кандидат юридических наук;
В.В. Маслов , зав. кафедрой права Уральского государственного горного университета
Данное учебно-методическое пособие содержит тематический план с распределением общего числа объема часов на изучение предмета, содержание основных положений лекционного курса и семинарских занятий с указанием относящихся к ним нормативно-правовых актов и литературы, тематику курсовых и контрольных работ, рефератов, научных сообщений и докладов, тематику дипломных работ, а также перечень вопросов для подготовки к зачету, экзамену и задания для составления процессуальных документов.
Обсуждено на кафедре гражданско-правовых дисциплин Уральского финансово-юридического института
Одобрено Ученым советом Уральского финансово-юридического института
© Уральский финансово-юридический институт, 2008
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Гражданское право» является основным нормативно-методическим документом, определяющим содержание, объем, структуру, а также порядок освоения студентами данной учебной дисциплины в соответствии с Государственным стандартом, законодательной базой и анализом правоприменительной деятельности. Программа разработана с учетом характера и уровня развития социально-экономических, общественно-политических и гражданско-правовых отношений современной России, действующего законодательства в области гражданского права и предпринимательского права и призвана конкретизировать положения курса гражданского права.
Цель изучения дисциплины: усвоение студентами совокупности знаний в области гражданского права в условиях развития современной России, овладение нормами гражданского права и практикой их применения, ознакомление с понятийным аппаратом, правилами применения этих норм.
Достижению данной цели служит реализация следующих задач :
– рассмотрение основных теоретических концепций, возникающих на современном этапе развития науки гражданского права;
– ознакомление студентов с содержанием курса гражданского права и практикой реализации его норм;
– выработка у студентов навыков и умений правильного применения действующего гражданского законодательства в служебной деятельности.
В результате изучения курса студенты должны:
иметь представление о роли и месте гражданского права в общей структуре права Российской Федерации;
знать:
– понятие и предмет гражданского права;
– виды гражданских правоотношений;
– понятие и виды гражданских норм;
– формы (источники) гражданского права;
– вопросы гражданского нормотворчества;
– виды гражданского нормотворчества;
– вопросы ответственности за нарушение норм гражданского права;
– понятие и виды субъектов и объектов гражданского права;
– понятие и виды юридических лиц;
– понятие и недействительность сделок по гражданскому праву;
– понятие и общие положения вещного права в системе гражданского права;
– понятие и основные вопросы обязательственного права;
– понятие отдельных видов обязательств.
При освоении курса «Гражданское право» важны как лекции, так и семинарские занятия. Преподавание предусматривает внедрение в учебный процесс активных форм обучения, таких как разбор конкретных жизненных ситуаций и проведение деловых игр с участием студентов. Особое значение должно придаваться самостоятельной работе студентов, в процессе которой они готовят рефераты, доклады.
Кроме того, в ходе проведения семинарских занятий студентам могут предлагаться такие формы обучения, как написание контрольной работы и проверка знаний с помощью теста по ч.1 Гражданского права.
В зависимости от учебного плана студенты различных форм обучения выполняют курсовые работы и сдают зачеты и экзамены.
Кроме того, гражданское право является учебной дисциплиной, выносимой для сдачи итогового государственного экзамена.
Используемые сокращения
СЗ РФ – Собрание законодательства РФ.
БНА ФОИВ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
САПП РФ – Собрание актов Президента и Правительства РФ.
Ведомости ВС РФ (СССР) – Ведомости Верховного Совета РФ (СССР).
БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда РФ.
СП РСФСР – Сборник постановлений РСФСР.
НОУ СПО
Учебно-методический отдел
в помощь преподавателю
Понятие преступления и состав преступления, элементы состава преступления;
Понятие, виды и система уголовных наказаний;
Освобождение от уголовной ответственности и наказания;
Правила квалификаций отдельных видов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК России;
уметь:
Толковать и реализовывать нормы уголовного права;
Свободно использовать нормативно-правовые акты;
Логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по уголовно-правовой проблематике;
Свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;
Анализировать и решать юридические проблемы в сфере уголовно-правовых отношений;
Применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач;
Грамотного применять нормативно-правовые акты, а также руководящие разъяснения высших судебных инстанций при разрешении различных правовых вопросов уголовно-правового характера.
Уголовное право является профилирующей дисциплиной и, вместе с тем, оно является фундаментальной отраслью российского права, регламентирующей общие принципы, условия и основания уголовной ответственности и наказания, а также устанавливающей, какие деяния являются преступлениями и какие наказания или иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам их совершившим.
В рабочей учебной программе указаны тематический план, темы, предлагаемые для изучения, информационное обеспечение : учебная литература , постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, необходимые для изучения каждой темы; виды самостоятельной деятельности студентов, темы курсовых работ, вопросы для промежуточной аттестации .
Полученные после изучения темы теоретические знания закрепляются на практических занятиях путем устных или письменных опросов, обсуждения судебной практики и разъяснений, решения задач. При изучении дисциплины студенты выполняют курсовую работу. Организация выполнения курсовой работы происходит на основе методических указаний.
Освоение дисциплины базируется на следующих курсах общей и специальной подготовки: теория государства и права; конституционное (государственное) право.
Приложение 2
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения по дисциплине «Английский язык» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.51 «Правоведение».
Основной целью курса «Английский язык» в неязыковом вузе является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения английского языка , как в повседневном, так и в профессиональном общении. Критерием практического владения английским языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, восприятии на слух (аудировании), чтении и письме. Практическое владение языком специальности также предполагает умение самостоятельно работать со специальной литературой на английском языке с целью получения профессиональной информации.
В результате изучения учебной дисциплины студент заочной формы обучения должен:
знать:
Базовую лексику общего языка;
Основную терминологию своей специальности;
Основные приемы аннотирования, реферирования и перевода литературы по специальности;
Основные грамматические правила и явления;
Употреблять изученный грамматический и лексический материал на практике.
Домашняя контрольная работа проводится в целях закрепления полученных теоретических знаний и выработки навыков и умений их применения на практике. Перед началом выполнения контрольной работы необходимо изучить содержание соответствующих учебных пособий, конспектов лекций . При выполнении контрольной работы следует руководствоваться общими указаниями по выполнению письменных работ.
Все задания для контрольной работы разделены на 10 вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре в номере зачетной книжки студента или студенческого билета. Контрольная работа по данной дисциплине состоит из 12 практических заданий.
Критерии оценок:
Контрольная работа оценивается по пятибалльной системе.
5 баллов – работа выполнена в полном объеме, без ошибок, аккуратно оформлена.
4 балла – в работе допущены грамматические ошибки, присутствуют погрешности в оформлении.
3 балла – студентом выполнено не менее 50% задания.
2 балла – студент не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), имеются грубые ошибки в заданиях, а также выполнена не самостоятельно.
Приложение 3
Пояснительная записка
Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080107.52 «Налоги и налогообложение».
Методические рекомендации позволят студентам с наибольшей эффективность организовать свою деятельность по выполнению практических заданий по дисциплине «Основы исследовательской деятельности ». Изучение дисциплины предполагает практические занятия, выполнение которых предполагает творческие работы студентов, по темам, определёнными самостоятельно и согласованными с преподавателем. Таким образом, будет достигнуто качественное освоение дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с реализацией личностно-ориентированного подхода при её изучении. В рекомендациях представлены темы практических занятий, даны их подробные планы с комментариями и пояснениями.
Целью учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» является обеспечение базовых знаний для выполнения исследований в процессе научного познания и теоретического обоснования профессиональных задач.
Содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.
В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
О современном состоянии науки как социокультурном феномене и ее значении для жизнедеятельности человека;
знать:
Методику исследовательской работы;
Способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
Методы научного познания;
Общую структуру и научный аппарат исследования;
Приемы и способы поиска и накопления необходимой научной информации;
уметь:
Применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
Определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
Осуществлять сбор, изучение и обработку информации ;
Формулировать выводы и делать обобщения;
Работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.
Для выполнения практических заданий студенту необходимо обратиться к знаниям ранее усвоенными на таких дисциплинах как «Русский язык и культура речи », «Деловое общение», «Основы философии», «Документационное обеспечение управления».
По сути, творческая работы, выполняемая студентами в рамках практических занятий является воспроизведением «в миниатюре» исследовательской работы. Опыт полученный при выполнении творческой работы в дальнейшем позволит студентам грамотно планировать и осуществлять исследовательскую работы различных уровней сложности: курсовую работу, дипломную работу , исследовательский проект и т. д.
Оценка качества выполнения студентами творческой работы будет осуществляться поэтапно, в соответствии с планом практических занятий по пятибалльной шкале. Итогом творческой работы является её защита на последнем практическом занятии.
Критерии оценок:
5 баллов – работа выполнена студентом самостоятельно, в полном объеме, без ошибок, аккуратно оформлена, её защита проведена грамоно, интересно.
4 балла – работа выполнена при незначительной помощи преподавателя, допущены ошибки, не искажающие темы работы, присутствуют погрешности в оформлении, её защита проведена грамотно.
3 балла – работа выполнена студентом при постоянной и значительной помощи преподавателя, допущены ошибки в изложении темы работы, присутствуют погрешности в оформлении, её защита проведена кратко, без заинтересованности присутствующей аудитории.
2 балла – студент не справился с выполнением работы , имеются грубые искажения темы, нарушение оформления. К защите данные работы не допускаются.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
(ГОУ ВПО МГПУ)
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра прикладной социологии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ SPSS В СОЦИОЛОГИИ
(Учебно-методическое пособие)
Москва
УДК 316.3
Составитель:
Кандидат социологических наук Е.А. Татаринцев
Рецензент:
Доктор социологических наук, заведующий кафедрой прикладной социологии Института психологии,
социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ, профессор В.М. Ананишнев
Использование SPSS в социологии: Учебно-методическое пособие. Специальность: 050708.65«Социолог. Преподаватель социологии». Факультет: социологический. 4 курс, 8 семестр. Очная форма обучения / Сост.: Е.А. Татаринцев. – М.: МГПУ, 2009. – 81 с.
© Е.А. Татаринцев, 2009.
© ГОУ ВПО МГПУ, 2009.
Пояснительная записка к учебно-методическому пособию……...….4
Глава 1. Особенности обработки данных в среде SPSS …...………...5
1.1. Введение……………………………………………………….....5
1.2. Роль исследователя и возможности SPSS……………….……..8
1.3. Основы работы в SPSS………………………………………....14
1.4. Определение переменных и ввод данных в программу SPSS……………………………………………………………………..24
1.5. Определение и ввод данных для переменных с множественными ответами……………………………………………36
1.6. Основы анализа данных…………………………………..……40
1.7. Анализ переменных с множественными ответами…………..47
1.8. Отбор данных и формирование подвыборок в SPSS….……..50
1.9. Анализ связей между переменными……….………………….58
1.10. Сравнение выборок и проверка гипотез о равенстве средних………………………………………………………………….66
Глава 2. Программа курса «Использование SPSS в социологии»..………………………………………………………...…75
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ
Дисциплина «Анализ данных в SPSS» предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Социология». Курс базируется на знаниях, приобретенных студентами в процессе освоения таких дисциплин как «Методы социологических исследований», «Статистика», «Общая социология», «Маркетинг», «Социологии управления» и др. Дисциплина изучается в девятом семестре.
Цели и задачи пособия: данное пособие призвано сформировать у студентов систему навыков работы со статистическим пакетом обработки информации SPSS.
В рамках дисциплины ставятся следующие задачи: дать представление об особенностях пакета SPSS и его возможностях; ознакомить с интерфейсом программы; сформировать систему навыков по вводу данных для последующей обработки; научить основам статистической обработки и анализа данных с использованием пакета SPSS; сформировать навыки подготовки аналитических отчетов.
Студент, изучивший дисциплину, должен знать основные характеристики пакета SPSS, основные процедуры ввода данных для последующего анализа, процедуры анализа данных, способы проверки гипотез с использованием пакета SPSS.
Студенты также должны уметь работать с пакетом SPSS, вводить данные и осуществлять их последующую обработку, составлять аналитические отчеты по проведенному исследованию.
Кроме того, прошедшие обучение по данному курсу должны владеть навыками преобразования исследовательской анкеты в формат SPSS, первичного анализа данных, составления аналитических отчетов.
Структура учебно-методического пособия представлена пояснительной запиской и двумя главами. В первой главе изложен основной материал по освоению программы SPSS. Вторая глава представляет собой содержание программы по курсу «Использование SPSS в социологии». В программе курса по каждой теме имеется: краткое содержание темы, вопросы для самостоятельной работы, задания, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.