Презентация на тему оттепель политической жизни ссср. Презентация "Хрущёвская оттепель" презентация к уроку по истории (9 класс) на тему
1 слайд
Повторить вопросы Альтернативы экономического развития в 1953 г.; Реформы в сельском хозяйстве: плюсы и минусы; Изменения в промышленности: последствия и итоги; Социальная политика в 1953-1964 гг.
2 слайд
3 слайд
4 слайд
План урока Преодоление сталинизма в литературе и искусстве; Развитие науки; Советский спорт; Развитие образования: Государство и церковь.
5 слайд
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни общества Илья Эренбург Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы» На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы В 1953 г. опубликована в «Новом мире» статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», где он поставил вопрос о том, что «честно писать - это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей» Поднимался и вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных школ и направлений
6 слайд
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве Литературный журнал «Новый мир» стал рупором нового направления в советской литературе - обновленческого В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. Власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом Александр Трифонович Твардовский
7 слайд
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве 1956 г. – «Не хлебом единым» В. Дудинцев 1954 г. - «Искатели» Д. Гранин 1958 г. – «Деревенский дневник» Е. Дорош
8 слайд
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобретали характер официальных оценок Бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения
9 слайд
10 слайд
11 слайд
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. Политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы «Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека... Партия проводила и будет последовательно и твердо проводить... ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний» Н.С. Хрущев
12 слайд
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» в духовной жизни стало «дело Пастернака» Борис Леонидович Пастернак Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона В октябре 1958 г. он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Н.С. Хрущевым, но всё оказалось тщетно, хотя, конечно, писатель не был ни расстрелян, ни посажен в тюрьму
13 слайд
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве Настоящим потрясением для многих людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей Александр Исаевич Солженицын Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателя на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры».
14 слайд
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки
15 слайд
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве Шестидесятники - поколение советской интеллигенции, сформировавшееся после XX съезда КПСС в основном в 1960 е гг.
16 слайд
1. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве Стиляги - молодёжная субкультура в СССР, получившая широкое распространение в крупных советских городах в 1950-х - 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный образ жизни
17 слайд
2. Развитие науки Партийные директивы стимулировали развитие отечественной науки В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений 1957 г. создание самого мощного в мире синхрофазотрона первый искусственного спутника Земли первый в мире атомного ледокола «Ленин» 1954 г. – запущена первая в мире АЭС в Обнинске 1954 г. – испытана водородная бомба 1955 г. – первая советской Антарктическая экспедиция
«Оттепель» (1953-1964 гг.)
Известный советский писатель И.Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы».
«Оттепель» (1953-1964 гг.)
«Оттепель»-неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти Сталина.Характеризовался осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х гг., либерализацией режима, освобождением политических заключенных, отказом власти от решения внутренних споров путем насилия, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности
Доклад Н.С.Хрущева
на ХХ съезде КПСС
«О культе личности и его последствиях» (февраль 1956 г.)
«Оттепель» в экономике
- Децентрализация управления экономикой и перестройка руководства промышленностью с отраслевого принципа на территориальный (совнархозы, 1957 г.)
- Развитие новых отраслей промышленности (атомной, космической)
- Списание долгов с колхозов и уменьшение налогообложения колхозов
- Расширение хозяйственной самостоятельности колхозов
- Освоение целины
- Ликвидация МТС и продажа техники колхозам
- «Кукурузная эпопея»
- Необоснованные задания по заготовке мяса, значительное сокращение поголовья скота
ИТОГ
Падение сельскохозяйственного производства.
Ухудшение снабжения населения продуктами питания.
Начало импорта зерна из-за границы.
«Оттепель» в социальной сфере
- Повышение минимальной зарплаты на 35%
- Увеличение размера пенсий по старости в 2 раза и снижение на 5 лет пенсионного возраста
- Развертывание массового жилищного строительства («Хрущевки»)
- Введение денежной оплаты труда колхозникам
- Установление 7-часовго рабочего дня
«Оттепель» во внешней политике
- Нормализация отношений с Югославией (1954-1955 гг.)
- Подписание мирного договора с Австрией и возвращение ей суверенитета (1955 г.)
- Встреча Н.Хрущева и Д.Эйзенхауэра (1959 г.)
- Одностороннее сокращение армии
- Договор между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой (1963 г.)
- Создание ОВД (1955 г.)
- Подавление народного восстания в Венгрии (1956 г.)
- Обострение отношений с ФРГ и Возведение Берлинской стены (1962 г.)
- Карибский кризис и ядерное противостояние СССР и США (1962 г.)
реформа образования
Укрепление связи школы и производства
Цель
Ликвидация 7 летнего обязательного и
10 летнего полного образования
Основные
направления
Введение обязательного 8 летнего обучения.
Получение среднего образования через:
3-х годичное
производственное
обучение
Техникум
Получение высшего образования при наличии производственного стажа
Рост текучести кадров на производстве
Последствия
Понижение уровня трудовой дисциплины
«Оттепель» в культуре
- Начало реабилитации, критика «культа личности» Сталина
- Начало выхода в свет новых журналов «Юность», «Иностранная литература»
- «Оттепель» в литературе (И.Эренбург, А.Твардовский, А.Солженицын)
- Появление новых театральных коллективов («Современник», Театр на «Таганке»)
- Контроль партийного аппарата за деятельностью творческой интеллигенции
- Гонения на Б.Пастернака за роман «Доктор Живаго»
- Возобновление арестов за «антисоветскую деятельность»
ОСВОЕНИЕ КОСМОСА
- октябрь 1957 г. впервые в мире выведен на космическую орбиту искусственный спутник Земли.
- В апреле 1961 г. советский космонавт Ю.А. Гагарин совершил первый в истории пилотируемый космический полет.
- Затем последовали полеты Г. Титова, А. Николаева, А. Поповича В. Терешковой и Р. Быковского.
P.S. Американцы хотели первыми послать человека в космос, но мы их уделали)
РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
- В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире синхрофазотрон.
- Стали создаваться и атомные электростанции. В 1954 г. вступила в строй первая в мире Обнинская АЭС.
- В середине 60-х гг. были построены Белоярская (в Свердловской области) и Ново-Воронежская АЭС.
Противоречивое реформаторство Н.С.Хрущева
- Экономические «пробуксовки» и миф о светлом коммунистическом будущем
- Повышение цен. Трагедия в Новочеркасске
- Усиление контроля со стороны партийного аппарата деятельностью творческой интеллигенции
- Гонка вооружений. Ввод войск стран ОВД в Венгрию. Карибский кризис
- Реформы управления народным хозяйством
- Меры по улучшению жизни советских людей
- «Оттепель» в культурной жизни
- Новые реальности внешней политики
- Мирное сосуществование и расширение сотрудничества с зарубежными странами
Нарастание недовольства в обществе политикой Н.С.Хрущева:
- Горожане – недовольны повышением цен на продовольственные товары
- Крестьяне – недовольны урезанием личных подсобных хозяйств
- Интеллигенция – недовольны непоследовательностью культурной «оттепелью»
- Военные – недовольны сокращением армии
- Чиновники – недовольны постоянной перетряской кадров
Целина -
общее название слабоосвоенных земель в Казахстане, Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.
Термин появился в СССР, когда в 1954–1960 гг. была предпринята попытка за счет т.н. «освоения целины» ликвидировать отставание сельского хозяйства и увеличить производство зерна.
«Оттепель» Н.С. Хрущева (1953 – 1964) « « Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж и кукуруза … А люди долго будут жить в его домах. Освобожденные или люди … и зла к нему ни кто не будет иметь – ни завтра, ни после завтра. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться и всем нам …». М. Ромм. I. Борьба за власть. Н.С. Хрущев, Г.М. Маленков, Г.К. Жуков против Л.П. Берии:
- Н.С. Хрущев, Г.М. Маленков, Г.К. Жуков против Л.П. Берии: А) арест Берии военными; Б) расстрел как иностранного шпиона (= сталинские методы) 23.12.53 г.
- сократились затраты на транспортировку сырья и комплектующих,
- Усилилась кооперация между предприятиями, расположенными на одной территории,
- Укрепилась местная промышленность.
- Возникли трудности в осуществлении хозяйственных связей между крупными регионами.
- Численность управленческого аппарата возросла
- Диктат отраслевых ведомств сменился диктатом территориальных совнархозов.
- Пенсионная реформа: А) снижение на 5 лет пенсионного возраста; Б) рост пенсий в 2 раза; В) пенсия колхозникам.
- Период 1953-1958 г.г: А) повышение закупочных цен; Б) списание долгов колхозам; В) дополнительные поставки с\х техники.
- Использование атомной энергии: А) 1954 г. - первая в мире АЭС в Обнинске (законсервирована в 2002 г.),
- Реформа образования, 1958 г.: А) обязательное образование – 8 классов; Б) далее ШРМ, техникум или 9-11 классы (+ профессиональная подготовка);
В) в ВУЗ только при наличии 2 лет производствен-ного стажа или службы в СА
2. Принятие постановлений, отменяющих негативные оценки творчества деятелей культуры в сталинское время. 2. Принятие постановлений, отменяющих негативные оценки творчества деятелей культуры в сталинское время. 3. Появление новых литературных журналов: А) «Юность»; Б) « Молодая гвардия»… 4. Новые творческие коллективы: А) «Современник»; Б) театр на Таганке 5. Ослабление «железного занавеса»: 5. Ослабление «железного занавеса»: А) зарубежные гастроли; Б) Международный фестиваль молодежи и студентов; В) Международные конкурсы исполнителей имени П.И, Чайковского 6. Гонения на деятелей культуры: 6. Гонения на деятелей культуры: А)«Дело Пастернака» – травля писателя из-за публикации на Западе и присуждения Нобелевской премии за «Доктор Живаго» Б) разгром выставки абстракционистов в Манеже; Б) разгром выставки абстракционистов в Манеже; В) встречи Н.С. Хрущева с деятелями культуры VIII. Новочеркасск, 1962 г. 1. Причина: одновременное понижение расценок на 30% и повышение цен на 25 – 30 % на продукты 2. События: 2. События: А) 01.06 – забастовка 11 тыс рабочих НЭВЗ; Б) 02.06 – общегородская забастовка; В) разгон с помощью армии. 3. Последствия: 3. Последствия: А) 112 чел – осуждены; Б) 9 мужчин – смертная казнь, 2 женщины – 15 лет; В) все раненные и их семьи – в Сибирь
Cлайд 1
Повторительно-обобщающий урок «Рождение и крах «оттепели»(11 класс) Цель урока: обобщить и систематизировать знания о периоде истории СССР в 1953-1964гг Предварительное задание: 1.Повторить изученную тему; 2.Попытаться создать по каждому вопросу схему-конспект ответа. Подготовила учитель истории МОУ СОШ №5 им. П.Д.Киселёа Лахно М.А.Cлайд 2
Противоречивое реформаторство 1953-1964гг План урока: -разоблачение культа личности -реформы Н.С.Хрущева -культурная «оттепель» и её пределы -наука в 1953-1964гг -жизненный уровень населения -новые реалии внешней политики -идеологические стереотипы времени -реформы образования - Причины отставки Н.С.Хрущева Система работы на уроке: -Проводится опрос учеников по плану урока - По окончании выступления открывается схема ответа, предложенная в презентации - ученики корректируют свои схемы конспекты, если в них не все аспекты учтены.Cлайд 3
Разоблачение культа личности смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями; восстания в системе ГУЛАГа в 1953-1956гг. Назревание социального протеста в обществе; осуждение культа как средство борьбы за власть - победа в войне не принесла политичекой свободы и улучшения жизни народа предпосылки Мероприятия XX съезд КПСС. Доклад Н.С.Хрущева о культе личности; Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956г « О культе личности и преодолении его последствий; Реабилитация жертв массовых политических репрессий. Критика культа, но не системы; Определялись рамки дозволенной критики; Проводились репрессии против тех, кто выходил за эти рамки(расстрелы мирных демонстраций в Тбилиси в марте 1956г и Новочеркасске в июне 1962г)Cлайд 4
Реформы Н.С.Хрущева В сфере управления промышленностью В области сельского хозяйства 1953-1958гг - Оживление с/х производства - Повышение материальной заинтересованности; - Расширение хозяйственной самостоятельности; - Укрепление материально-технической базы; - освоение целины. 1958-1964гг - Ликвидация МТС продажа техники колхозам; - Укрупнение колхозов; - Необоснованное расширение посевов кукурузы; - Гонения на подсобные личные хозяйства; - Необоснованное задание по заготовке мяса, значительное сокращение поголовья скота. Падение с/хозяйственного производства, ухудшение снабжения населения продуктами, начало импорта зерна из-за границыCлайд 5
Низкий художественный вкус власти «Оттепель» в литературе (И.Эринбург, В.Дудинцев, А.Твардовский, А.Солженицын) Появление новых театральных коллективов (Театр драмы и комедии на таганке, «Современник»). Выход в свет новых журналов: «Юность», «Иностранная литература», «Молодая гвардия» Появление определенной свободы творчества в рамках государственного социализма противоречивость Контроль партийного аппарата за деятельностью интеллигенции: -Гонения на Б.Пастернака за роман «Доктор Живаго»; -Гонения на художников Э.Не6известный, Б.Жутковский; --Возобновление арестов за антисоветскую деятельность – дело молодых историков.Cлайд 6
Наука в 1953-1964гг Развитие НТР, преимущественно в рамках военно-промышленного комплекса Освоение космоса Атомная энергия Первый искусственный спутник земли (04.10.1957г) Первый полет человека в космос Ю.Гагарин (12.04.1961г) Испытание водородной бомбы (1953г.) Атомный ледокол «Ленин» (1957) Первая атомная электростанция в Обнинске (1954г) Развитие химической промышленности, расширение сети НИИ, Создание сибирского филиала А.Н.СССРCлайд 7
Повышение жизненного уровня населения(1953-64гг) Повышение минимальной заработной платы на 35% Увеличение размера пенсий в 2 раза и снижение на 5 лет пенсионного возраста Развертывание массового жилищного строительства и поощрение создания жилищных кооперативов Введение денежной оплаты труда колхозников Установление 7 часового рабочего дняCлайд 8
Новые реальности внешней политики Положительные аспекты Либерализация внешнеполитического курса Нормализация отношений с Югославией (1954-55гг) Подписание мирного договора с Австрией и возвращение её суверенитета (1955г) Попытки добиться компромисса с западными странами по вопросу разоружения Встреча Н.С.Хрущева и Д. Эйзенхауэра (1959г) Одностороннее сокращение советской армии Заключение договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой (1963г) Отрицательные аспекты Продолжение «холодной войны» и возникновение конфликтных ситуаций в международных отношениях Создание военно-политической организации социалистических стран (Варшавский договор-1955г) Подавление мятежа в Венгрии Берлинский вопрос: обострение отношений между ФРГ и СССР и возведение разделительной берлинской стены Карибский кризис(1962г): ядерное противостояние США и СССР Ухудшение отношений с Китаем и Албанией с 1960гCлайд 9
Во власти идеологических стереотипов XXII съезд КПСС (октябрь 1961г.) Углубление десталинизации общества Стремление Н.С.Хрущева облагодетельствоватььь и осчастливить народ построением коммунизма Принятие новой программы КПСС – программы строительства коммунизма Нацеливание общества на выполнение трех задач: Создание материально-технической базы коммунизма Формирование новых коммунистических общественных отношений Воспитание нового человекаCлайд 10
Реформа в сфере образования 1958г цель Укрепление связи школы и производства Основные направления Ликвидация обязательного 7 летнего образования и полного 10-летнего образования Введение обязательного 8 летнего обучения. Среднее образование через: ШРМ техникум 3х годичную среднюю школу с обязательным производственным обучением Получение высшего образования только при наличии производственного стажа последствия Возрастание текучести кадров на производстве Низкий уровень трудовой и производственной дисциплиныCлайд 11
Нарастание недовольства в обществе. Отставка Н.С.Хрущева Недовольство политикой Н.С.Хрущева охватило многие социальные группы населения Горожане недовольны повышением цен Селяне недовольны урезанием личных подсобных хозяйств Верующие недовольны диктатом атеизма и закрытием храмов Интеллигенция недовольна непоследовательностью культурной революции Чиновники недовольны постоянной перетряской кадров последствия 1.Восстание рабочих в Новочеркасске 2. Потеря поддержки гос. И парт аппарата 3. Смещение со всех постов 14 октября 1964г 4. организаторы: Брежнев, Суслов, Шелепин, Подгорный, СемичастныйCлайд 12
Домашнее задание (предлагается на выбор) 1 вариант Написать эссе «политика Хрущева: за и против» 2 вариант Составить кроссворд, используя имена, события и терминологию периода
ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ
Начало процесса десталинизации в культурной политике.
С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему допускался некоторый отход от принципов социалистического реализма.
После смерти И.В. Сталина было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.). В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений: в полной мере продолжал действовать принцип партийности в литературе и искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.
После смерти И.В. Сталина было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.). В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений: в полной мере продолжал действовать принцип партийности в литературе и искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ
Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы: о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ
Оттепель в литературе
В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и др. Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов.
САМИЗДАТ
В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу. Первый самиздатовский журнал Синтаксис был основан поэтом А. Гинзбургом.
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВЫСШАЯ ШКОЛА
На основании закона от 24 декабря 1958 г. началось реформирование школы, которое продолжалось до сер. 60-х гг., был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве); начальная четырехлетняя школа заменялась - трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изменения в системе профессионально-технического образования
Одновременно, в 1950-1955 гг., по всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их к концу 50-х гг. составило 766 (против 105 в дореволюционной России), а число студентов 2200 тыс. (против 127 тыс. до революции). Молодежь с трудовым стажем имела преимущества при зачислении в вузы.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
После ХХ съезда КПСС общественные науки получили новый импульс, хотя административное руководство продолжало сдерживать их развитие. Были изданы коллективные труды: Всемирная история, История Великой Отечественной войны, История русского искусства, этнографическая серия Народы мира. Появились новые журналы по различным отраслям обществоведения. В трудах историков и обществоведов разрабатывались новые темы и новые подходы, связанные с началом процесса десталинизации.
Одновременно продолжался процесс идеологизации сознания. В целях дальнейшего улучшения коммунистического воспитания подрастающего поколения в школах и вузах вводились новые общественные дисциплины: Обществоведение, Основы научного коммунизма, Основы научного атеизма; для взрослого населения - система политзанятий, открывались университеты марксизма-ленинизма.
Одновременно продолжался процесс идеологизации сознания. В целях дальнейшего улучшения коммунистического воспитания подрастающего поколения в школах и вузах вводились новые общественные дисциплины: Обществоведение, Основы научного коммунизма, Основы научного атеизма; для взрослого населения - система политзанятий, открывались университеты марксизма-ленинизма.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СССР
Ускорение темпов научно-технического прогресса. В качестве центральной проблемы в период хрущевских реформ была выдвинута задача ускорения темпов научно-технического прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального эффекта. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции стало важным фактором развития культуры. Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уровень. Только в системе Академии наук СССР в 1956 г. насчитывалось 120 институтов и крупных лабораторий, 12 филиалов на местах. Новые научные центры были созданы на Сахалине, Камчатке, Крыму, Поволжье и т.д.
КИНЕМАТОГРАФ
В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (появилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В 1957 г. был учрежден Союз художников СССР. Было реабилитировано искусство авангарда 20-х гг., проводились выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. В этот период продолжали активно работать советские художники М. Сарьян, Б. Иогансон, П. Корин; скульпторы - Е. Вучетич, С. Коненков и др. В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны симфонии Десятая и Одиннадцатая Д. Шостаковича, балеты Спартак А. Хачатуряна, Тропою грома К. Караева, мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
В начале 50-х гг. произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе здание МГУ на Ленинских горах, 1949-1953 гг., архитектор Л. Руднев).
НОВОЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ
В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры. Своеобразным рубежом стало дело Пастернака.
В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные.
В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные.
ВЫВОД
Развитие культуры в период хрущевской оттепели носило противоречивый характер. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью. С другой - в условиях существования тоталитарного государства деятели советской культуры находились в жестких рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что породило в дальнейшем духовный кризис в обществе.
Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "История"
Готовые презентации по истории предназначены как для самостоятельного изучения учениками, так и для учителей при проведении уроков. При использовании презентации по истории в учебном процессе учителя тратят меньше времени на подготовку к уроку и повышают усваиваемость материала у учеников. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по истории для 5,6,7,8,9,10 класса, а также много презентации по истории отечества.