Школьникам каких стран задают больше всего домашних заданий — Российская газета. А действительно ли школьникам нужно домашнее задание? Каких школах задают домашнее задание
Однако
существует и другая точка зрения, которая состоит в том, что домашнее задание –
это необходимое дополнение к хорошему уроку, потому лишь при единстве урочной и
внеурочной работы учащихся можно будет достигнуть образовательную и
воспитательную цели. Еще Кант говорил, что занятия
в школе могут только «вдолбить все правила, добытые
чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только
домашний самостоятельный труд». Как же быть? Как, учитывая интересы и
пожелания школьников, сделать правильный выбор, чтобы дети были здоровы
физически и умственно развиты? Где та грань и тот баланс, которые нужно
учитывать, задавая домашнее задание? И нужно ли оно вовсе?
Против
Недавно появилась информация, что вВеликобритании отменили существовавшие ранее нормы домашней работы для младших школьников. По действовавшим до сихпор правилам учитель должен был задавать работу на дом в зависимости от возраста детей.Так, детям отсеми до одиннадцати лет приходилось выделять на выполнение уроков как минимум полчаса в день. Теперь объемы заданий будут определяться только учителями. В одних школах традиционные домашние задания уже заменили специальным клубом, в котором раз в неделю все ученики делают дополнительные задания. В других под домашней работой для малышей подразумеваются прогулки по сельской местности, настольные игры и приготовление пищи.Все это, по мнению родителей и учителей, поможет избежать стрессового состояния, в котором находятся школьники из-за нужды ежедневно выполнять обязательные задания, навязанные школьной программой.
Вслед за британскими родителями против домашнего задания выступили мамы и папы французских школьников (Федерация родителей FCPE). И если в Великобритании домашнее задание отменили только для младшеклассников, то во Франции предлагают отменить для всех школьников. В младших классах французских школ итак запрещено давать детям домашние задания. Родители предложили провести двухнедельный эксперимент, в ходе которого дети будут освобождены от выполнения домашних заданий. Мотивация все та же – выполнение «домашки» отнимает у детей слишком много сил, слабо способствует успеваемости, вызывает конфликты в семьях и усиливает разницу в уровне подготовки детей.
Председатель FCPE Жан-Жак Азан пояснил инициативу так: «Если ребенок не сделал задание в школе, то я не вижу причины, по которой он сумеет его сделать дома. Вообще домашними заданиями учителя передают часть своей работы на бесплатный аутсорсинг родителям».
В свою очередь член организации Afev Кристов Парис отметил, что домашняя работа «может привести к вспышкам насилия или напряжению между родителями и детьми».
Организация французских учителей Icem поддержала предложение родителей, пояснив, что взрослые не всегда могут делать задания вместе со своими детьми, что сказывается на общем уровне знаний школьников.
Солидарен с французами и норвежский детский врач Фредриксен , он заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание - это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают сон детей. Это так глупо, это даже просто больно. Дети должны играть: жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!»
За
Однако и в Великобритании, и во Франции, и в Норвегии, и у нас, в России, существуют сторонники домашнего задания.Например, в Великобритании школьный директор Крис МакГоверн, являющийся председателем организации «Кампания в поддержку реального образования», считает нововведения опасными, поскольку школы могут в действительности намного уменьшить объем работы на дому, а это сильно понизит успеваемость учеников. По его словам, чуть более года назад были проведены исследования среди школьников из разных стран мира, тогда даже учащиеся из Словакии, Эстонии показали результаты лучшие, чем англичане. Кроме того, далеко не все английские родители могут с пользой для ребенка провести свободное время после уроков.
По поводу нового педагогического приема в английских школах негативно высказалась выпускница МПГУ имени Ленина, автор многих учебников для младших школьников Ольга Узорова : «Дети младших классов имеют одну особенность памяти – если не закреплять полученные днем знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации. Когда школьник возвращается домой после занятий, то до сна у него есть еще как минимум шесть свободных часов, и если он потратит из них час-полтора на выполнение уроков, то ничего страшного не произойдет».
Многие из российских педагогов уверены, что само по себе домашнее задание не вызывает никаких проблем у учеников. Вопрос больше касается отдельных детей, которые из-за проблем с внимательностью не могут сосредоточиться, и в этом случае выполнение домашнего задания может растянуться на несколько часов.Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе она носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. Любое домашнее задание, если школьник выполняет его сам, оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Еще Чарлз Дарвин говорил: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».
Золотая середина
Конечно, проблема домашней работы ненова. В спорах на эту тему скрещивали шпаги учителя и сто, и более лет назад. И всегда были как сторонники, так и противники отмены домашних заданий. Однако как среди учителей, так и среди родителей,есть такие, которые ищут реальную альтернативу, новое решение старой проблемы. Все они убеждены в том, что домашнее задание не нужно категорически отменять, его необходимо правильно организовать.
Ведь очень часто бывает так, что учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашнего задания, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, страницы, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторение – мать учения» абсолютна. А коли так, тоесли и задашь чуть больше, то это не страшно. Но в этом и может крыться проблема, которая оттолкнет школьника: «Зачем начинать, если итак ничего не успеешь?» И наоборот, слишком ответственные дети, стараясь выполнить все, будут изнурять себя, сидеть до двенадцати ночи. А если не успеют что-то, будут нервничать и переживать.
Учитель, задавая повторить несколько параграфов (все то, что не успели на уроке), забывает о том, что у школьников помимо этого предмета есть и другие и все преподаватели задают на дом. Однако не следует забывать о нормах СанПиНов,которые предусмотрены для «предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности». Объем домашних заданий по всем предметам во 2–3-х классах должен составлять полтора часа, в 4–5-х классах - два часа, в 6–8-х классах - 2,5 часа, в 9–11-х классах - до 3,5 часа.
ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ
Ефим Рачевский , директор центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ:
Что можно сделать уже сейчас? Я бы задался вопросом, а нужно ли по каждому предмету давать домашнее задание? У нас в школе от такой практики постепенно отходят. Например, есть учитель - математик, он дает детям 50 задач и говорит: «Если не решите ничего, никому «два» не поставлю. Но если решите хотя бы 10 задач, поставлю «пять». Решить все 50 невозможно в принципе, и даже решение двух-трех может научить многому - задачи сложные. Даются эти 50 задач не на один день, а на неделю, чтобы можно было распределить время. Мне кажется, нам нужно уйти от домашних заданий типа «выучите два параграфа». Нужно ликвидировать задания по части предметов вовсе. А по остальным давать длительные творческие проекты, интересные детям.
Александр Чермошенцев, директор московской школы №1981:
Отчасти это правильно, что британцы спустили эти рамки на школы. Все дети разные, и нельзя подгонять всех под одну гребенку. Но стоит отметить, что вместе с этим имеет смысл ввести профильную систему, когда по основным, то есть профильным, предметам будет задаваться задание, а по дополнительным - нет. Тогда нагрузка будет распределяться более равномерно.
Игорь Шапошников, учитель математики:
Моя трактовка по данной теме такова: проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. И еще, наряду с общими для всех учащихся я, например, нередко даю индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, я даю задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
Конечно, выполнение домашней работы не может всегда доставлять удовольствие, нужно учить формулы, даты и определения, доказательства теорем… Однако при подготовке к уроку учителю необходимо продумать и домашнее задание. Конечно, оно во многом зависит от хода урока, и все же задавать домашнюю работу созвонком не следует. Ученик должен понимать, для чего и как он должен выполнить задание. Ведь продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. Необходимо, чтобы школьник, выполняя работу, почувствовал вкус лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не робот, обязанный выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.
В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета по образованию и науке Бориса а, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.
«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. <...> Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов .
Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.
«Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.
Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.
Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.
Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда поручил врио мэра Москвы подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.
Всего три месяца на жизнь
Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.
При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.
Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.
«Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.
Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.
В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.
Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.
Согласно исследованиям международной (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.
Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.
Изменились не школы, а родители
Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.
Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.
«В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.
Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».
Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.
«Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».
По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.
Однако, по признанию , мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.
В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.
Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.
«Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.
Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.
При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.
Учителя не любят детей
Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.
Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».
Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.
«Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».
Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.
«Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.
По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.
«Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.
По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.
«У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».
Получается, что несчастный ученик практически не успевает жить из-за слишком сильной нагрузки, говорит Мансурова.
В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.
У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.
Многие учителя и родители считают, что домашняя работа помогает ученикам получить учебные навыки и повторить школьный материал. Другие считают, что домашняя работа необязательна и разрушительна: дети выгорают и теряют интерес к учёбе. Исследования показывают, что ответ на вопрос о необходимости домашних заданий не так прост: домашняя работа приносит пользу в зависимости от возраста. Ученики старшей школы получают от неё больше пользы, чем ученики начальной и средней школ.
Родительские комитеты и Национальная Ассоциация образования (профсоюз учителей в США) поддерживают «правило 10 минут» - 10 минут домашней работы на каждый год обучения. Например, в 1 классе - 10 минут, во 2 классе - 20 минут и так далее. Но многие родители и учителя выступают против: ведь главное - не время выполнения, а качество заданий и насколько они помогают развить способности ребенка.
Некоторым ученикам может понадобиться больше или меньше времени на выполнение домашней работы. В классе учитель может помочь ученику, испытывающему проблемы с заданием, а дома ученик может потратить час на задание, которое нужно было выполнить за 30 минут. Такой подход разовьет пропасть между плохо и хорошо успевающими учениками, с каждым домашним заданием она будет только увеличиваться. Не говоря уж о том, что плохо успевающий ребенок может заболеть и совсем выпасть из образовательного процесса.
Однако у такого подхода есть и положительные стороны: если ребенок не успевает выполнить задание за отведённое время, это станет первым сигналом, что в его обучении не все в порядке.
Невысокая польза для начальной школы
В начале школьного пути стоит уделить время на формирование любви к обучению у ребенка. Большое количество домашней работы скорее всего убьёт всякий интерес к учебе. У учеников младших классов нет достаточных учебных навыков, чтобы вынести пользу из домашних заданий, так что их выполнение может стать пустой тратой времени (см. исследования Купера, и (англ.); Марцано и Пикеринга, (англ.)). Эффективнее будет задавать домашнее чтение. Ещё лучше, если дети будут читать вместе с родителями. Польза чтения очевидна: если ученик не умеет хорошо читать и понимать простые тексты к третьему классу, у него мало шансов преуспеть в средней школе и почти нет шансов закончить старшую (см. исследование Фистера (англ.), ).
Учительница второго класса Жаклин Фьорентино решила, что хорошее отношение её учеников к школе важнее, чем небольшая польза от работы дома. Она провела эксперимент: отменила в классе обязательную домашнюю работу. «Произошло нечто необычное: дети стали делать больше заданий дома самостоятельно, - написала она в своем блоге, - мои второклашки в свободное время решили изучить темы, интересные для них». Она стала задавать им чтение на дом и предложила домашнюю работу по выбору, чтобы они могли дома повторить материал урока.
Умеренная польза для средней школы
С возрастом ученики развивают учебные навыки, необходимые для лучшего погружения в тему и сохранения в памяти основных положений. В этом возрасте домашняя самостоятельная работа начинает приносить пользу. Она помогает им лучше подготовиться к занятиям в классе, исследования показывают умеренную пользу домашней работы для учеников средней школы (Купер, ). Ещё одно исследование также показывает, что онлайн-задания по математике, которые подстраиваются под уровень каждого ученика, значительно повышают результаты экзаменов (Рошель, ).
Однако на этом этапе появляется риск перегрузить ученика: исследование 2015 года показало, что ученики средней школы, которые тратили на домашнее задание 90-100 минут в день, начали хуже выполнять контрольные по математике и химии (Фернандес-Алонсо, Саурес-Альварес и Муньис, (англ.)). Превышение этого лимита способно уничтожить мотивацию и внимание ученика. Исследователи советуют задавать «домашнюю работу умеренной сложности, слишком сложное задание отобьёт желание даже попробовать его выполнить». Учителям рекомендуется избегать простых, повторяющихся заданий и задавать домашнее задание «с целью вселить привычку работать над заданием самостоятельно».
Иными словами, имеет значение качество, а не количество домашней работы. Брайан Штабник, опытный учитель английского языка в средней и старшей школах, предлагает учителям задать себе пять вопросов:
Сколько времени займёт выполнение задания?
Все ли ученики могут его выполнить?
Поможет ли задание достичь ученику успеха в будущем?
Возможно ли выполнить задание иным способом, чем предложено в классе?
Возможно ли выполнить задание без помощи учителя?
Большая польза и большие риски для старшей школы
К старшей школе ученики становятся более независимыми, в полной мере познают учебные навыки. Домашняя работа для них - способ глубже понять тему и закрепить знания, полученные на уроке. Однако и для них необходимо установить лимит заданий в день. Если ученик тратит более двух часов на выполнение заданий дома, он лишается возможности провести время с семьёй и друзьями, ему не хватит времени на отдых. Исследование 2013 года показало, что старшеклассники страдают от физических и психологических проблем от постоянного недосыпа и стресса, вызванного большим количеством домашней работы (Гэллоуэй, Коннер и Поуп, ).
В старших классах домашняя работа должна быть всегда связана с темой урока, она должна быть посильной для каждого ученика, а комментарий учителя после её выполнения - подробным и чётким.
Следует обращать внимание и на окружение школьника: не каждый из них имеет равные условия для выполнения заданий дома. Поэтому невыполненное задание не всегда будет отражением учебных неуспехов школьника. Возможно, им мешает шум домашних или поломка компьютера и сети, необходимых для выполнения задания. В таком случае выставление низких оценок будет несправедливым и может снизить мотивацию школьника к обучению.
Чтобы не перегрузить ребенка, надо держать связь с учителями других предметов и знать, сколько заданий они выдают. Может показаться, что заданий на 30 минут будет достаточно для ребенка, но, когда столько упражнений зададут по каждому из шести предметов, это превратится в три часа домашней работы. Даже для старшеклассника это очень много.
Психолог Морис Элиас называет это типичной ошибкой учителя: каждый разрабатывает домашние задания, не обращая внимания на другие предметы, что в итоге и приводит к сильной загруженности учеников. Она предлагает учителям разработать в каждой школе отдельную политику по домашним заданиям и обсудить на первом родительском собрании в году.
Родители играют ключевую роль
Домашняя работа помогают родителям быть в курсе учебных дел детей. Родители могут лучше узнать интересы детей и их сильные стороны. Если родители выступают за домашние задания, то и для ребёнка его выполнение становится ценным, что приводит к улучшению успеваемости в школе.
При этом завышение значимости домашней работы со стороны родителей и повышенный интерес к оценкам могут повредить эффективному обучению ребенка. Родителям не стоит навязывать и контролировать выполнение домашних заданий: ученики от этого становятся менее мотивированными (см. исследование Оркина, Мэя и Вольфа, ). Родителям стоит учесть это, чтобы не превратить домашние задания ребенка в постоянный источник конфликтов.
Нормативы по домашней работе в России
Минобрнауки запрещает задавать домашние задания в 1-х классах. Во 2-3 классах время на выполнение домашних заданий не должно превышать 1,5 часов, в 4-5 - 2 часов, в 6-8 классах – 2,5 часов, а в 9-11 классах время выполнения может доходить до 3,5 часов. Интересно, что санитарные нормы запрещают задавать школьникам домашнюю работу на выходные. О запрете на задания в каникулы в нормах ничего не говорится.
Примерное количество заданий на дом по каждому предмету могут быть прописаны в локальных актах школы - Положении о домашнем задании.
В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.
Мама одной из учениц сфотографировала записку.
Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.
И правда, домашка не нужна. Вот почему.
1. Домашнее задание вредит здоровью
Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.
- Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном The relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children . .
- Здоровых школьников у нас . Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки - что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.
Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?
2. Домашнее задание отбирает время
Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.
Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.
Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим - полтора часа Homework in Elementary School . .
Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа - это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?
3. Домашнее задание не влияет на успеваемость
Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений Rethinking Homework . .
С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов Homework Matters . .
Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание How Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week . . Небольшая цифра для анализа.
4. Домашнее задание ничему не учит
Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу . Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.
Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания - это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.
Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в . Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.
5. Домашнее задание убивает желание учиться
«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.
Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:
A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT
В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.
То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?
6. Домашнее задание портит отношения с родителями
Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.
- Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
- Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
- Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
- Домашнее задание - это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.
Что хорошего в домашнем задании
Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.
Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.
Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования . .
Бренди Янг считает так:
Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?
А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?