Экономическая политика александра 3 кратко. Экономическое развитие России при Александре III
Шьются только из русского сукна , с 1723 всё делопроизводство велено вести только на бумаге русского производства.
Для XVIII века характерны проблемы с развитием промышленности вследствие прикрепленности крестьянства к земле : в стране, где в большинстве губерний основную массу населения составляли крепостные крестьяне , работать на мануфактурах было попросту некому. Поначалу эту проблему решали приписыванием заводам крепостных . С 1741 устанавливается 14 часовой рабочий день. Елизавета Петровна отменяет таможенные пошлины , но культивирует монополии , в результате чего качество продукции падает. Екатерина II отменяет монополии , распускает Мануфактур–коллегию с её отдельной подсудностью. Фабрикам с посессионными крепостными запрещается изменять и сокращать производство , переводить рабочих на другие фабрики и т.д.
Вторая половина XVIII века
Введено государственное регулирование цен на соль, которая являлась одним из жизненно важных в стране товаров. Сенат законодательно установил цену на соль в размере 30 копеек за пуд (вместо 50 копеек) и 10 копеек за пуд в регионах массовой засолки рыбы. Не вводя государственную монополию на торговлю солью, Екатерина рассчитывала на усиление конкуренции и улучшение, в конечном итоге, качества товара. Однако вскоре цена на соль была вновь повышена . В начале царствования были отменены некоторые монополии: казенная монополия на торговлю с Китаем, частная монополия купца Шемякина на импорт шелка и другие .
Как указывал экономический историк Н. А. Рожков , в структуре экспорта в эпоху Екатерины совсем не было готовых изделий, только сырье и полуфабрикаты , а 80-90 % импорта составляли зарубежные промышленные изделия , объём ввоза которых в несколько раз превосходил отечественное производство. Так, объём отечественного мануфактурного производства в 1773 г. составлял 2,9 млн руб., столько же сколько и в 1765 г., а объём импорта в эти годы составлял около 10 млн руб. . Промышленность развивалась слабо, в ней практически не было технических усовершенствований и господствовал крепостной труд . Так, суконные мануфактуры из года в год не могли удовлетворить даже потребности армии, несмотря на запрет отпускать сукно «на сторону», кроме того, сукно было низкого качества, и приходилось его закупать за границей . Сама Екатерина не понимала значение происходившей на Западе Промышленной революции и утверждала, что машины (или, как она их называла, «махины») наносят вред государству, поскольку сокращают численность работающих . Быстро развивались только две экспортные отрасли промышленности - производство чугуна и полотна, но обе - на базе «патриархальных» методов, без использования новых технологий, активно внедрявшихся в то время на Западе - что предопределило тяжелый кризис в обеих отраслях, начавшийся вскоре после смерти Екатерины II .
В сфере внешней торговли политика Екатерины заключалась в постепенном переходе от протекционизма , характерного для Елизаветы Петровны , к полной либерализации экспорта и импорта, что, по мнению ряда экономических историков, явилось следствием влияния идей физиократов . Уже в первые годы царствования был отменен ряд внешнеторговых монополий и запрет на экспорт зерна, который с этого времени начал быстро расти. В 1765 г. основано Вольное экономическое общество , пропагандировавшее идеи свободной торговли и выпускавшее свой журнал. В 1766 г. был введен новый таможенный тариф , существенно снизивший тарифные барьеры по сравнению с протекционистским тарифом 1757 г. (установившим покровительственные пошлины в размере от 60 до 100 % и более); ещё более они были снижены в таможенном тарифе 1782 г. Так, в «умеренно-протекционистском» тарифе 1766 г. покровительственные пошлины составляли в среднем 30 %, а в либеральном тарифе 1782 г. - 10 %, лишь для некоторых товаров поднимаясь до 20-30 % .
Сельское хозяйство, как и промышленность, развивалось в основном за счет экстенсивных методов (увеличение количества пахотных земель); пропаганда интенсивных методов сельского хозяйства созданным при Екатерине Вольным экономическим обществом не имела большого результата . С первых лет царствования Екатерины периодически стал возникать голод в деревне, что некоторые современники объясняли хроническими неурожаями, но историк М. Н. Покровский связывал с началом массового экспорта зерна, который ранее, при Елизавете Петровне, был запрещен, а к концу царствования Екатерины составлял 1,3 млн руб. в год. Участились случаи массового разорения крестьян. Особенный размах голодоморы приобрели в 1780-е гг., когда ими были охвачены большие регионы страны. Сильно выросли цены на хлеб: так, в центре России (Москва, Смоленск, Калуга) они увеличились с 86 коп. в 1760 г. до 2,19 руб. в 1773 г. и до 7 руб. в 1788 г., то есть более чем в 8 раз .
Первая половина XIX века
В первой трети XIX века экономика Российской империи стала всё более отставать в своём развитии от ведущих держав. Состояние дел в промышленности к началу царствования Николая I (1825-1855) было наихудшим за всю историю Российской империи. Промышленности, способной конкурировать с Западом, где в то время уже подходила к концу Промышленная революция , фактически не существовало (подробнее см. Индустриализация в Российской империи). В экспорте России было лишь сырье, почти все виды промышленных изделий, необходимые стране, приобретались за рубежом.
К началу XIX века количество крестьян вольнонаемных и крепостных на заводах и фабриках почти сравнялось. С 1824 разрешается переход посессионных рабочих в другие сословия (с ходатайства владельца утвержденного правительством), а с 1835 владельцам разрешено их отпускать. К 1840 крепостной труд на фабриках приходит к кризису из–за низкого качества продукции и начинается массовый роспуск посессионных рабочих.
К концу царствования Николая I ситуация сильно изменилась. Впервые в истории Российской империи в стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности, текстильная и сахарная, развивалось производство изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий, начали производиться собственные станки, инструменты и даже паровозы. По мнению экономических историков, этому способствовала протекционистская политика, проводившаяся в течение всего царствования Николая I. Как указывает И. Валлерстайн , именно вследствие протекционистской промышленной политики, проводившейся Николаем I, дальнейшее развитие России пошло по пути, отличному от большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки, а именно - по пути индустриального развития .
Крепостной труд в промышленности быстро вытеснялся свободным трудом, к чему правительство прилагало немалые усилия. В 1840 году было принято решение Государственного совета , утверждённое Николаем I, о закрытии всех посессионных фабрик , использовавших крепостной труд, после чего только в период 1840-1850 годов, по инициативе правительства, было закрыто более 100 таких фабрик. К 1851 году число посессионных крестьян сократилось до 12-13 тысяч, в то время как в конце XVIII - начале XIX вв. их число превышало 300 тысяч .
Впервые в истории России при Николае I началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием: были построены трассы Москва - Петербург, Москва - Иркутск, Москва - Варшава. Из 7700 миль шоссейных дорог, построенных в России к 1893 году, 5300 миль (около 70 %) было построено в период 1825-1860 годов . Было также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения.
Бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов. Доля городского населения за период царствования Николая I выросла более чем в 2 раза - с 4,5 % в 1825 году до 9,2 % в 1858 году .
Третья четверть XIX века
С начала 1860-х годов в стране начался экономический кризис, что ряд экономических историков связывает с отказом Александра II от промышленного протекционизма и переходом к либеральной политике во внешней торговле (при этом историк П. Байрох видит одну из причин перехода к этой политике в поражении России в Крымской войне ). Так, в течение нескольких лет после введения либерального таможенного тарифа 1857 г. (к 1862 г.) переработка хлопка в России упала в 3,5 раза, а выплавка чугуна сократилась на 25 % . Однако первые признаки экономического кризиса проявились уже в 1859 г., когда начался финансовый кризис, сопровождавшийся ухудшением торгового и платежного баланса страны .
Либеральная политика во внешней торговле продолжалась и в дальнейшем, после введения нового таможенного тарифа 1868 года. Так, было подсчитано, что по сравнению с 1841 годом импортные пошлины в 1868 году снизились в среднем более чем в 10 раз, а по некоторым видам импорта - даже в 20-40 раз . По словам М. Покровского, «таможенные тарифы 1857-1868 гг. были самыми льготными, какими пользовалась Россия в 19 столетии…» . При этом положение в экономике страны не улучшалось: современные экономические историки характеризуют весь период до конца царствования Александра II и даже до второй половины 1880-х гг. как период экономической депрессии .
Свидетельством медленного промышленного роста в этот период может служить производство чугуна, увеличение которого лишь ненамного опережало рост населения и заметно отставало от показателей других стран. Так, за 20 лет (с 1855-59 по 1875-79 гг.) выплавка чугуна в России увеличилась лишь на 67 %, в то время как в Германии она выросла за это время на 319 %, при том что население России росло рекордно высокими темпами (прирост за указанный период составил почти 40 %). Для сравнения: за 20 лет, прошедших после смерти Александра II (с 1880-1884 по 1900-1904 гг.), при тех же темпах роста населения, производство чугуна в России увеличилось на 487 %, то есть оно росло в 7-7,5 раз быстрее, чем в эпоху Александра II .
Вопреки целям, декларированным крестьянской реформой 1861 года , урожайность в сельском хозяйстве страны не увеличивалась вплоть до 1880-х годов , несмотря на стремительный прогресс в других странах (США, Западная Европа), и ситуация в этой важнейшей отрасли экономики России также лишь ухудшалась. В царствование Александра II периодически начинался голод, которого в России не было со времен Екатерины II и который принимал характер настоящего бедствия (например, массовый голод в Поволжье в 1873 г.).
Как указывалось в выпущенном в конце XIX в. труде М. М. Ковалевского , либерализация внешней торговли создала трудности для увеличения отечественного производства и привела к резкому увеличению импорта: с 1851-1856 гг. по 1869-1876 гг. импорт вырос почти в 4 раза. Если ранее торговый баланс России был все время положительным, то в течение царствования Александра II происходило его ухудшение. Начиная с 1871 г. он в течение нескольких лет сводился с дефицитом, достигшим к 1875 г. рекордного уровня 162 млн рублей или 35 % от объёма экспорта . Дефицит торгового баланса грозил вызвать утечку золота из страны и обесценение рубля . В то же время, указанный дефицит не мог объясняться неблагоприятной конъюнктурой внешних рынков: на основной продукт русского экспорта - зерно - цены на внешних рынках с 1861 по 1880 гг. выросли почти в 2 раза . В течение 1877-1881 гг. правительство, в целях борьбы с резким увеличением импорта, было вынуждено прибегнуть к серии повышений уровня импортных пошлин, что позволило воспрепятствовать дальнейшему росту импорта и улучшило внешнеторговый баланс страны .
Единственной отраслью, которая быстро развивалась, был железнодорожный транспорт : сеть железных дорог в стране стремительно росла, что стимулировало также собственное паровозо- и вагоностроение . Однако развитие железных дорог сопровождалось множеством злоупотреблений и ухудшением финансового положения государства. Так, государство гарантировало создаваемым частным железнодорожным компаниям полное покрытие их расходов и ещё поддержание за счёт субсидий гарантированной нормы прибыли. Результатом были огромные бюджетные расходы на поддержание частных компаний, в то время как последние ради получения государственных субсидий искусственно завышали свои расходы. Невыплаченные обязательства правительства перед частными железнодорожными компаниями в 1871 г. составляли 174 млн руб., а через несколько лет выросли до 580 млн руб. .
Для покрытия расходов бюджета государство впервые начало активно прибегать к внешним займам (при Николае I их почти не было). Займы привлекались на чрезвычайно неблагоприятных условиях: комиссия банкам составляла до 10% от суммы заимствования, кроме того, займы размещались, как правило, по цене 63-67 % к его номиналу. Таким образом, в казну поступало лишь чуть более половины от суммы займа, но задолженность возникала на полную сумму, с полной же суммы займа производился и расчет ежегодных процентов (7-8 % годовых). В результате объём государственного внешнего долга достиг к 1862 г. 2,2 млрд руб., а к началу 1880-х годов - 5,9 миллиардов руб. .
Вплоть до 1858 г. поддерживался твердый курс рубля к золоту, следуя принципам денежной политики, проводившейся в царствование Николая I. Но начиная с 1859 года в обращение были введены кредитные деньги , не имевшие твердого курса к золоту. Как указывалось в труде М. Ковалевского , в течение всего периода 1860-1870-х годов государство для покрытия бюджетного дефицита было вынуждено прибегать к выпуску кредитных денег, что вызвало их обесценение и исчезновение из оборота металлических денег. Так, к 1 января 1879 года курс кредитного рубля к золотому рублю упал до 0,617 . Попытки вновь ввести твердый курс бумажного рубля к золоту не дали результата, и правительство отказалось от этих попыток вплоть до конца царствования Александра II.
В целом характеризуя экономическую политику Александра II, М. Н. Покровский писал, что она была «растратой средств и сил, для народного хозяйства совершенно бесплодная и вредная… О стране просто забыли» . Русская экономическая действительность 1860-х и 1870-х годов, писал Н. А. Рожков, «отличалась грубо-хищническим характером, расточением живых и вообще производительных сил ради самой элементарной наживы»; государство в этот период «в сущности, служило орудием для обогащения грюндеров , спекулянтов, вообще - хищнической буржуазии» .
Последняя четверть XIX века
Большие успехи были достигнуты в развитии промышленности в царствование Александра III (1881-1894). Так, настоящая техническая революция началась в металлургии. Выпуск чугуна, стали, нефти, угля в период с середины 1880-х по конец 1890-х годов увеличивался рекордными темпами за всю историю дореволюционной промышленности (подробнее см. Индустриализация в Российской империи). По мнению ряда авторов, это стало результатом протекционистской политики правительства, начатой вскоре после начала царствования Александра III :141 :289 . В течение 1880-х годов было несколько повышений импортных пошлин, а начиная с 1891 года в стране начала действовать новая система таможенных тарифов, самых высоких за предыдущие 35-40 лет (тариф 1891 года). По большинству видов импорта были установлены пошлины порядка 25-30 %, а по некоторым товарным группам - до 70 % и более :546-553 . Это способствовало не только промышленному росту, но и улучшению внешнеторгового баланса и укреплению финансов государства.
Ряд мер был направлен на искоренение недостатков, сложившихся на железных дорогах . Введены единые железнодорожные тарифы, разработанные С. Ю. Витте , которые пришли на смену тарифной анархии, царившей при прежнем правительстве. Отказались от практики частных концессий на эксплуатацию железных дорог, распространившейся в предыдущее царствование и приведшей к тому (как об этом писал Витте), что при незначительной общей протяженности дорог и плохом качестве на одно лишь их содержание частным компаниям из казны ежегодно выплачивалось более 40 млн руб., что являлось «совершенно невозможной ситуацией» :183 . Строительство новых дорог также теперь велось преимущественно государством, во избежание злоупотреблений :256, 305 . Была проведена частичная национализация отрасли, в результате которой число частных железнодорожных компаний было уменьшено с 44 до всего лишь 6 к концу XIX века, а доля государства в железных дорогах увеличилась до 23,5 % в 1889 году и до 60,5 % в 1900 году . В результате указанных мер железные дороги перестали быть убыточными для казны и стали приносить прибыль, достигшую 111 млн руб. в 1892 году :145 , рекордными темпами шло строительство новых линий.
Благодаря этим и другим мерам (конвертирование государственных займов с понижением выплачиваемого по ним процента, введение государственной монополии на торговлю спиртными напитками и др.) удалось значительно улучшить состояние государственных финансов. Существенно снизилась доля государственного бюджета, расходуемая на обслуживание государственного долга, замедлилось и дальнейшее увеличение самого долга. Стабилизация государственных финансов позволила начать подготовку к введению золотого рубля , которое было осуществлено министром финансов С. Ю. Витте уже после смерти Александра III.
Финансовая стабилизация и бурный рост промышленности были достигнуты во многом благодаря грамотным и ответственным чиновникам, назначенным императором на пост министра финансов: Н. Х. Бунге (1881-1886), И. А. Вышнеградскому (1887-1892), С. Ю. Витте (с 1892 года), а также благодаря самому Александру III. В частности, как писал Витте, доктрина свободной торговли была господствующей на рубеже 70-80-х годов, не допускавшей альтернативных взглядов: «все стояли за свободу торговли и считали, что этот закон о свободе торговли так же непреложен, как закон мироздания, систему же таможенного протекционизма считали гибелью для государства». Поэтому сторонники протекционизма подвергались травле, как это, например, произошло с Д. И. Менделеевым , который выступил с пропагандой протекционизма и был обвинен в том, что чуть ли не подкуплен промышленниками, а затем не был выбран в академию, лишен кафедры, подвергся нападкам в прессе и т. д. Поэтому переход к протекционизму, встречавший столь сильное сопротивление, по словам Витте, «мог сделать один Император и притом Император столь твердый… каким был Император Александр III». Он также писал, что «именно благодаря Императору Александру III, Вышнеградскому, а затем, в конце концов, и мне - удалось привести финансы в порядок; ибо, конечно, ни я, ни Вышнеградский не могли бы удержать всех порывов к бросанию зря направо и налево денег, добытых кровью и потом русского народа, если бы не могучее слово Императора Александра III-го, который сдерживал все натиски на государственную казну» :373, 132, 260, 369 .
Существенные изменения произошли в области налогообложения. Была отменена подушная подать , введен квартирный налог ; началось усиленное расширение и повышение косвенного обложения. Однако финансовые успехи этого периода не опирались на соответствующий подъём экономического благосостояния массы населения. Одним из главных источников государственных поступлений являлись косвенные налоги , умножение которых и в смысле увеличения предметов обложения (новые налоги на керосин, спички), и в смысле повышения норм обложения (поднятие акциза питейного, сахарного, табачного), носило почти исключительно фискальный характер. Основная тяжесть этих налогов ложилась на «низы», в то же время попытки министра финансов Бунге ввести налоги на «верхи» вызвали противодействие Государственного совета, отвергнувшего его законопроект. Со второй попытки ему удалось ввести лишь весьма низкие налоги (3-5 %) на прибыль акционерных обществ, наследства и доход по процентам :140 .
Не были устранены негативные последствия крестьянской реформы 1861 года (помещичьи отрезки, необоснованно высокие выкупные платежи), приведшей к обнищанию значительной части крестьянства. А новые меры правительства, в частности, ссуды Крестьянского банка , не были эффективными и не могли помочь улучшению положения малоимущих крестьян. Сохранялась дискриминация в налогообложении крестьянских земель, возникшая в предыдущее царствование. Так, земские налоги и сборы для крестьян с десятины земли были в 2-4 раза выше, чем для помещиков. Всего же, с учетом выкупных платежей, крестьянам с десятины земли приходилось платить в 7-8 раз больше налогов и сборов в пользу государства, чем приходилось с десятины помещичьей земли :224, 251, 274 .
Падение уровня народного благосостояния выразилось как в безостановочном росте недоимок, так и в ужасающих бедствиях крестьянского населения в годы неурожая. Особенно сильным был голод 1891-1892 годов , названный современниками «всероссийским разорением» :434 . Вместе с тем, экономическое положение фабричных рабочих в его царствование улучшилось :261 .
Промышленная революция
В 1890-е гг. продолжает расти железнодорожное строительство, а вместе с ним промышленность (в среднем 7,6% в год), притом не только из–за спроса сырья на нужды стройки, а за счёт увеличивающегося экспорта. В период с 1906 по 1914 промышленность в среднем растёт на 6% в год. В целом, за период 1887-1913 гг. промышленное производство в России увеличилось в 4,6 раза, страна выходит на 4–5 места в мире по абсолютным размерам добычи железной руды, угля и выплавке стали. Доля в мировом промышленном производстве составляла 2,6 % в . По общему объёму промышленного производства выходит на 5-6 место в мире.
В 1912 году национальный доход на душу населения в России составлял 110 руб. золотом, в Германии - 300 руб, Англии - 500, США - 720 . В 1913 растет промышленность, но страна остается крестьянской(в городах 16% населения, численность пролетариев почти 4.2 млн чел, когда в Германии население города 43,7%, в Англии - 51,5%).
Социальная агитация левых партий имела наибольший успех среди пролетариата с низким уровнем жизни и высокой грамотностью (под определение подходят почти все рабочие). Процент политических стачек возрастает с 20% до 50%. С 1897 звучат требования объявить 1 мая праздничным днем. Происходит «петербургская промышленная война». 7 мая 1901 «Обуховская оборона » (забастовка с вооруженным столкновением с полицией). В ноябре 1902 казаки разгоняют забастовку в Ростове–на–дону, 13 марта 1903 расстреляна забастовка в Златоусте . В июле–августе 1903 Всеобщая стачка с 200 тысячами рабочих. К 1905 на стачках до полутора миллионов рабочих, причем 75% из них политические. Волнениями заражается и деревня, армия, военный флот(14 июня 1905 взбунтовался броненосец «Князь Потёмкин», 11 ноября крейсер «Очаков»). 1912 - «Ленский расстрел », недовольных бытовыми условиями.
Начало XX века
В начале XX века Российская империя, наряду с США , занимала ведущее положение в мировом сельском хозяйстве. Это особенно видно на примере зерновых культур: за первые 14 лет XX века площадь посевов выросла на 15 %, урожайность хлебов на 10 %, сбор зерна на душу населения более чем на 20 % . Валовой сбор зерна - 5637 млн пудов (92,5 млн тонн) - 1 место в мире (половина мирового урожая ржи, второе место по урожаю пшеницы), а также 1 место по экспорту зерновых - экспортировано 647,8 млн пудов (10,61 млн тонн) зерновых . Общий объём экспорта зерновых составил 651 млн рублей. Россия занимала 1-е место по производству и экспорту сливочного масла (экспортировано 77576 тонн сливочного масла) .
Накануне революции национальный доход страны составлял 16,4 млрд рублей (7,4 % от общемирового). По этому показателю Российская империя занимала четвёртое место после США , Германии и Британской империи . По темпам роста национального дохода Российская империя опережала многие страны, а в отдельные периоды, например с по гг. они были среди самых высоких в тот период свыше 7 % в отдельные годы. Новейшие оценки темпов роста национального дохода России более скромны, американский исследователь П. Грегори оценивает средний рост за период 1885-1913 годов в 3,25 % в год (с увеличением до 4,7 % в год в период наибольшего роста (1889-1904 годы)), что оценивается как уровень роста немного выше развитых европейских стран, но ниже США .
В то же время по размеру ВВП на душу населения Российская империя не относилась к мировым лидерам. ВВП на душу населения, исчисленный в международных долларах Гири-Хамиса 1990 года, в Российской империи в 1913 году составлял 1488 долларов на человека при среднемировом значении 1524 доллара, что было ниже уровня всех европейских стран, кроме Португалии, и приблизительно соответствовало уровню Японии и среднему уровню Латинской Америки. ВВП на душу населения был в 3.5 раза ниже, чем в США, в 3.3 раза ниже, чем в Англии, в 1.7 раза ниже, чем в Италии .
Объем промышленного производства России в 1913 году составил 6938,9 млн. рублей . Доля России в мировой промышленности составляла в 1913 году, по разным оценкам, от 5,3% (пятое место в мире) до 12,73% (третье место в мире) . По оценке известного экономисторика П. Байроха доля России в мировом промышленном производстве в 1913 году составляла 8,2% и она занимала 4 место после США, Германии и Великобритании . Однако в 1910 году потребление угля на душу населения составляло 4% от потребления в США, а стали 6,25%.
Для отдельных отраслей промышленности Российской империи был характерен крайне быстрый рост. С 1894 по 1914 года в Российской империи добыча угля возросла на 306 %, нефти - на 65 % (рост остановился в 1901, с тех пор прироста не наблюдалось), золота - на 43 %, меди - на 375 %; чугуна - на 250 %; железа и стали - на 224 %. Россия поставляла 50 % мирового экспорта яиц; ей принадлежало 80 % мирового производства льна .
Госбюджет с 1031 млн руб. в 1894 г. возрос, в 1916 г. почти вчетверо - 4 млрд. И это несмотря на то, что железнодорожные тарифы были понижены, выкупные платежи и многие налоги были отменены, а в 1914 году казённые продажи спиртного были закрыты .
Годовой доход на душу населения составлял 126,20 руб в год, в то же время во Франции он составлял 343 руб., в Германии 287,50 руб, в Великобритании 310,50 руб . Заработная плата в общих расходах производства превышала 60 %. В 1912 г. средний заработок рабочих составлял 25 руб. в месяц: от 44 руб. (на электростанциях), и 42 руб.(машиностроение) до 18 руб. (льнозаводы) и 15 руб. (рабочий пищевого предприятия). В 1914 году, при понижении цен, средний заработок рабочего составлял уже 47 руб. в месяц - от 51 руб. в машиностроении до 43 руб. в обрабатывающей промышленности. Техник получал 150 руб. в месяц, а инженер 240 руб. в месяц. .
Налоги в империи были существенно ниже, чем в других странах. Прямые налоги на 1 жителя в Российской империи составляли 3 руб. 11 коп., а косвенные - 5 руб. 98 коп (7,2 % от годового дохода). Во Франции они составляли соответственно 12,25 и 10 рублей (6,5 %); в Германии - 12,97 и 9,64 рубля (7,7 %); в Великобритании - 26,75 и 15,86 рубля (13,7 %) . В 1913 году важнейшими торговыми партнерами России были Германия (29,8% российского экспорта и 47,5% импорта) и Великобритания (соответственно 17,6 и 12,6%) . В Азии в 1913 году крупнейшими торговыми партнерами России являлись Китай (2,1% российского экспорта и 6,1% импорта) и Иран (соответственно 3,8 и 3,3%) .
Финансовая политика
Пётр I основывает регулярную армию и много тратит на строительство флота, что вынуждает его постоянно искать источники обложения. Эксплуатируется госмонополия на чеканку монеты , соль, табак, дёготь, щетину, сало, и т. д. Введены новые сборы: гербовый, драгунский, на постройку судов. В результате роста недоимок поднимается подушный оклад . Общий сбор прямых налогов в итоге увеличился с 1,8 млн руб. до 4,6 млн руб. Наиболее характерными чертами созданной системы было то, что основная тяжесть пришлась на крестьян, а две трети всех расходов были военными. В 1705 году военные расходы поглощают даже 96 % бюджета. Для заведования государственными финансами Пётр учредил, по шведскому образцу, три коллегии - камер-коллегия ведала доходами, штатс-контор-коллегия расходами, а ревизион-коллегия занималась проверками.
Особенностью финансовой системы дореформенной Российской империи была секретность госбюджета (государственной росписи доходов и расходов). Вплоть до 1862 года госбюджет утверждался лично императором, и нигде не публиковался. Характерным было то, что в 1850 году Николай I приказал скрыть бюджетный дефицит в 33,5 млн руб. от Государственного совета, и указал министерству финансов записать в расходах на 38 млн меньше. Таким образом, в 1850 году параллельно существовали два госбюджета - настоящий, и сфальсифицированный . Одним из источников чрезвычайного финансирования были казённые кредитные учреждения, фактически по приказу правительства выдававшие ему любые суммы.
В последние годы XIX века политика протекционизма и экспорт хлеба вместе с увеличением доходов от государственных железных дорог и окончательным установлением государственной алкогольной (питейной) монополии приводит к заметному увеличению золотого запаса. В империи восстанавливается металлическое обращение с фиксированным курсом 1,5 руб. бумажными ассигнациями = 1 руб. золотом. На 1897 год выплаты по госдолгу составляют 19,9 % государственных расходов.
При этом антикоррупционных процессов до начала царствования Николая I страна почти не знала. Максимум, что грозило недобросовестному чиновнику, - это отставка с должности. При Николае I началась разработка антикоррупционного законодательства, однако число чиновников, привлечённых к уголовной ответственности по статьям «взяточничество » и «лихоимство», никогда не было велико.
С началом развития капитализма злоупотребления стали принимать новые формы: на смену старинному кумовству и мздоимству пришло сращение высшего чиновничества с бизнесом, взаимопроникновение государственного управления и предпринимательства. Особенно много коррупционных схем было связано с железнодорожным строительством, способным приносить баснословные барыши.
См. также
Примечания
- Короленко С. А. «Вольнонаемный труд в хозяйствах владельческих и передвижение рабочих в связи со статистико-экономическим обзором Европейской России в сельскохозяйственном и промышленном отношениях». - Санкт-Петербург: типография В. Киршбаума, 1892 год.
- Ключевский В. Курс русской истории. Лекция LXXVII
- Павленко Н. И. Екатерина Великая. Москва, 2006, с. 94
- Бердышев С. Н. Екатерина Великая. - М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
- Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Ленинград - Москва, 1928, т. 7, с. 41
- Павленко Н. И. Екатерина Великая. Москва, 2006, с. 304-305
- Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M.Kowalevsky. Paris, 1900, pp. 687, 691
- Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Ленинград - Москва, 1928, т. 7, с. 41
- Чечулин Н. Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. С-Петербург, 1906, с. 222
- Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России. М. 1960, с. 399-400
- Туган-Барановский М. Русская фабрика. М.-Л., 1934, с. 60-62
- Туган-Барановский М. Русская фабрика. М.-Л., 1934, с. 59
- Wallerstein I. The Modern World-System III. The Second Era of Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840s. San Diego, 1989, p.142
- Туган-Барановский М. Русская фабрика. М.-Л., 1934, с. 37
- Чечулин Н. Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. С-Петербург, 1906, с. 208, 211, 215
- Павленко Н. И. Екатерина Великая. Москва, 2006, с. 295
- Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. При участии Н.Никольского и В.Сторожева. Москва, 1911, т. 4, с. 91-92, 106-113
- Чечулин Н. Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. С-Петербург, 1906, с. 323, 373, 364, 87
- Чечулин Н. Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. С-Петербург, 1906, с. 374.
- Wallerstein I. The Modern World-System III. The Second Era of Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840s. San Diego, 1989 p.152
- Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России. М. 1960, с. 443, 445
- Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России. М. 1960, с. 426-427
- Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России. М. 1960, с. 401, 426-427
- Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России. М. 1960, с. 428-429, 371
- Blum J. Lord and Peasant in Russia. From the Ninth to the Nineteenth Century. New York, 1964 p.283
Вопрос 1. Дайте общую характеристику экономической политики Александра III. Каковы были ее основные цели и результаты?
Ответ. Александр III понимал, что без экономической мощи Россия не сможет окончательно вернуть себе положение одной из ведущих держав Европы. Потому он поручил экономическое развитие профессионалам своего дела. В экономической сфере проводились постоянные смелые реформы. При этом ставились следующие цели:
1) развивать промышленность России;
2) преобразовать Россию из аграрной в промышленную державу;
3) благодаря развитию промышленности укрепить армию России;
4) перейти к золотому денежному обращению.
Вопрос 2. Сравните экономические программы Η. X. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте. Какие пути подъема национальной экономики предлагал каждый из них?
Ответ. Η.X. Бунге в экономике был классическим либералом. Он выступал против вмешательства государства в экономику, включая прямое финансирование. Вместо этого государство должно было по его мнению лишь создать максимально благоприятные условия для бизнеса, а экономика тогда смогла бы по его мнению сама себя отрегулировать. В рамках своей программы он стал снижать налоги. Именно тогда Россия отказалась от подушной подати. Чтобы государственные расходы не сокращались, министр поднял косвенные налоги, такие как акцизные сборы, а также таможенные пошлины.
И.А. Вышнеградский управлял казной отчасти как частным предприятием. Он накапливал капиталы, для чего ещё больше увеличивал таможенные пошлины, а потом вкладывал средства в иностранные биржи. Часть полученных средств он вкладывал и в развитие российской промышленности: он не считал неприемлемым государственное вмешательство в данную сферу. Министр начал поощрять приход иностранного капитала в Россию.
С.Ю. Витте использовал те же средства для пополнения казны, что и предшественники: косвенные налоги (особенно акцизы на спиртное) и таможенные пошлины. Однако он делал ставку на международную торговлю. Гораздо активнее привлекался иностранный капитал. Развивались прежде всего те отрасли промышленности, продукция которые шла на экспорт, например добыча нефти. Для облегчения международной торговли С.Ю. Витте использовал накопленные деньги казны на проведение денежной реформы. Рубль стабилизировался, был введён золотой стандарт. Таким образом появились знаменитые червонцы, которые высоко ценились ещё долго после того, как сама Российская империя уже перестала существовать.
Вопрос 3. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III. В чем проявилась преемственность экономической политики, а в чем было различие?
Ответ. Александр II в экономике проводил лишь умеренно либеральную политику, что видно, в частности, из крестьянской реформы. Он боялся слишком сильно обидеть помещиков. Но ко времени правления Александра III те, кто не принимал либерализм в экономике разорились окончательно, потому уже не представляли серьёзной опасности. В то же время успехи ведущих стран Европы, например Великобритании и Германии показали преимущества развития в стране собственной промышленности. Потому политика Александра III в области экономики была даже более новаторской и либеральной, чем политика его предшественника.
Вопрос 4. В чем заключались главные проблемы сельского хозяйства страны?
Ответ. Проблемы:
1) малоземелье крестьян при том, что они, а не владевшие большей частью земли помещики оставались главными производителями;
2) незначительное использование новых технологий сельского хозяйства, передовых механизмов и удобрений.
Вопрос 5. Сравните деятельность правительства в области экономики и внутренней политики. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?
Ответ. Деятельность правительства в этих сферах была полностью противоположной, если пользоваться терминами теоретиков. Потому что внутренняя политика Александра III была довольно консервативной, а экономическая – либеральной. Но для самого императора в этом, полагаю, не было никаких противоречий. Он пытался сделать Россию сильной державой, одной из ведущих в Европе. Тем более, что в то время уже начали складываться военно-политические блоки (Россия приняла в этом процессе живейшее участие), дело постепенно пошло к мировой войне. Для того, чтобы сделать Россию сильной, ей нужно было внутреннее спокойствие, чего и добивалась внутренняя политика, а также сильная армия, которая была в условиях того времени не возможна без хорошо развитой промышленности.
Основные направления развития экономики:
- Развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.
- Назначение на ключевые экономические должности профессионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте.
- Совершенствование сбора налогов, развитие железнодорожного строительства.
В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге.
Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов.
На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов . Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.
Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.
Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.
После ухода в 1887 году Н. X. Бунге в отставку его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.
В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.
Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства.
Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.
В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:
Проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;
Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;
Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;
Широкое привлечение в страну иностранного капитала.
Большую часть этой одобренной Александром III
программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти.
90-е годы стали периодом небывалого взлета русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам - бельгийцам, французам, англичанам.
Приток денег из-за рубежа особенно возрос после успешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обеспечившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.
С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность.
Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокат- ной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.
На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко.
В 1893 г. после нескольких лет относительного затишья начался новый, еще более мощный подъем железнодорожного строительства.
Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.
Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство развивалось вне государственного контроля и было лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.
Обнищание крестьян за ставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго- западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства губерний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве платы за арендуемые у помещиков наделы (обработки).
В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губерний получило развитие животноводство.
В целом по стране преобладающим было зерновое хозяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после реформы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% возрос общий сбор хлебов.
Тем не менее урожайность повышалась очень медленно.
Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений.
В этих условиях серьезные погодные неурядицы - засуха, похолодание, продолжительные дожди - могли привести к страшным последствиям. Так, в 1891 - 1892 гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.
Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.
Экономическое положение империи оставляло желать лучшего. Русско-турецкая война затем неурожай 1880 года сильно расстроили финансовую систему государства. По этим и другим причинам первостепенной задачей в области экономики было устранение хронического дефицита денег. Министр финансов Александра 3 Н.Х. Бунге пытался решить обозначенную проблему комплексно путем подъема промышленности и сельского хозяйства. Он не видел надобности в принятии запретительных тарифах, отгораживающих российскую промышленность от конкуренции. В принципе, действия Бунге были верными, но они были рассчитаны на длительной срок и не могли дать краткосрочного эффекта. Бывшие соратники Бунге, Катков и другие, его политику назвали антинациональной и устроили ему травлю на страницах печати.
В обстановке злословия Бунге продержался на посту министра финансов до 1886 года. В 1887 году Александр 3 назначил своего министра финансов на пост председателя Комитета министров, что вызвало великое возмущение и негодование «партии нового порядка». Александру 3 мало было дела до мнения ультранационалистов, он уважал Бунге за его знания и опыт и вполне доверял ему.
Выбор царя пал на И.А. Вышнеградского. Вышнеградский слыл крупным ученным в области механики. Сыграл большую роль в создании научных основ конструирования машин. Создал русскую научную школу инженеров-машиностроителей. Ввёл преподавательскую деятельность. Автор руководства «Элементарная механика», в течение многих лет считавшееся лучшим в России в данной области. Один из основоположников теории автоматического регулирования. В работе «О регуляторах прямого действия») представил метод расчёта регуляторов этого типа. Сформулировал условие устойчивости системы регулирования (критерий Вышнеградского) и так далее. Но Иван Алексеевич не был финансистом. Назначая Его на должность министра финансов Александр 3 исходил из постулата - в деньгах все люди специалисты. К тому же ученый механик обладал предпринимательской жилкой, что позволило ему нажить миллионное состояние.
Еще до назначения новой кандидатуры на важнейший пост империи царь ввел Вышнеградского в Государственный совет. Профессор Вышнеградский, так же как и профессор Бунге, сотрудничал в изданиях Каткова, он публиковал в «Московских ведомостях» статьи по финансовым вопросам. Пользуясь протекцией влиятельного князя Владимира Мещерского (близкого к Александру III), а также мощной поддержкой Каткова, который в 1885-1887 годах развернул активную кампанию за отставку «министра-инородца» Николая Бунге, с 1 января 1887 года Вышнеградский был назначен управляющим на пост министра финансов, примерно через год и министром финансов. Министр внутренних дел Д.А. Толстой был против назначения Вышнеградского главой финансов, поскольку его агентура накопала на ученого компромат. Он был замечен в участии в сомнительных коммерческих сделках. Однако порочащие сведения на Вышнеградского не остановили Александра 3 в назначении его на государственный пост. Надо понимать, что царю был известен компромат на всех государственных деятелей его правительства. И в этом ряду Вышнеградский особо не выделялся.
В отличие от своего предшественника, Вышнеградский решил проблему «финансового оздоровления» страны в финансовой сфере – путем накопления денежной массы и повышения курса рубля. Средством для этого было не подъем производительных сил, а спекулятивные биржевые операции. То есть в этом случае Вышнеградский показал себя игроком на бирже. Хотя к концу царствования Александра III, расходы и возросли – в сравнении с 1880 году на 36%, – доходы за то же время увеличились на 60%. Соответствующая экономическая база под этот рост не была создана. Превышение доходов над расходами было достигнуто путем повсеместного сокращения государственных расходов и введением серии новых налогов. Таким образом, удалось добиться превышения доходов над расходами на в 98 790 455 рублей. Деньги золотым дождем пролившиеся на дворянство и денежные доходы нарождающейся буржуазии не находили применения в стране и аккумулировались в сберегательных банках. Так с 1881 года сума вкладов с 9 995 225 выросла до 329 064 748 рублей в 1894 году.
Несмотря на бездефицитный бюджет, положение народа оставалось трудным, процветала плутократия. Сравнительно Высокие темпы промышленного и железнодорожного строительства достигались за счет высочайшего напряжения производительных сил, оскудения деревни и оттока из нее населения в город. При Вышнеградском более чем в два раза вырос экспорт русского хлеба. При этом урожайность и производство зерновых в стряпне существенно не повысилась. Расширение железнодорожной сети позволяло вывозить зерно из глубинных районов России, чего раньше не делалось. Это именно ему, министру Вышнеградскому историография приписывает слова: «недоедим, но вывезем» . Однако, сам Вышеградский мало, что сделал для решения аграрного вопроса, что способствовало осложнению положения в деревне и голоду 1891-92 годов, в результате подорвавшему многие начинания Вышнеградского и хозяйство России в целом.Деятельность нового министра финансов на этом посту подтвердила невозможность радикального улучшения экономики путем использования финансов как главного рычага ее подъема – без соответствующих мер в области промышленности и сельского хозяйства.
От состояния сельского хозяйства и промышленности - этих главных основ экономики зависело финансовое состояние страны в среднесрочной и длительной перспективе. Наметившийся разрыв между монополизированной промышленность и опутанной пережитками феодализма деревней развивался в пропасть.
Хотел того или нет Александр 3, но в его правление осуществлялась ползучая контрреволюция. Находясь почти неотлучно в Гатчине, он позволял управлять обеими столицами лицам, не заслуживающим высоко доверия. Под крикливые требования «русской национальной прессы» постепенно сворачивались все нововведения Александра 2 объявленные этой же прессой «вредными для русского народа». Основная же масса народа не собиралась расставаться и отдавать в угоду касте реакционеров выстраданные нововведения в общественную жизнь страны. За два пореформенных десятилетия новые учреждения – земства, суды – органически вошли в российскую жизнь, став ее привычным атрибутами государственного управления. В результате интересы народа и контринтересы кучки реакционеров сплелись в тугой узел противоречий. Распутать создавшийся узел было не возможно без кардинальных решений.
У царя отсутствовала политическая воля разрубать узел. И империя вползала в еще большие противоречия. Царь видел нагромождение на пути развития империи, обдумывал, куда сделать следующий шаг, избегая при этом ломки и больших потрясения сложившихся общественных отношений.
Помимо дворянства, после отмены крепостного права в империи стал формироваться новый слой общества, поддержкой которого Александр 3 считал нужным заручиться, то была нарождавшаяся российская буржуазия.
Главный интерес буржуазии состоял в получении прибыли от своего предприятия. Обеспечить прибыль можно разными способами. К примеру, обширное строительство железнодорожной сети и не только оно, пользовалось покровительством на самом верху, и при любом раскладе дел предпринимателям гарантировалась прибыль из имперского бюджета. Но этого российской буржуазии, казалось мало. В среде промышленников, предпринимателей и представителей близкой к ним технической интеллигенции в прессе и на разного рода собраниях в то время регулярно обсуждался вопрос защиты национальных интересов против засилья иностранцев. Небезызвестный читателю господин Катков, надо отдать ему должное, уловил поветрие и переметнулся из стана защитников свободной торговли в лагерь их противников. Редактируемая им газета “Московские ведомости” стала регулярно публиковать материалы и статьи протекционистской направленности. Понукая тем самым имперское правительство к увеличению ввозных пошлин. В чуткие уши правительства достиг глас народа, и оно озаботилось его проблемами. В результате на самом высоком уровне было принято решение о введении нового тарифа. По этому поводу надо заметить, что ввозные пошлины и до Александра 3 были высокими. Так в самом начале официального правления Александра 3, доля пошлины в импортном товаре составляла 19 % от его стоимости. К 1890 году в его правлении поднялась до 28 %. То есть и без нового тарифа пошлины росли. Господин Витте, этот господин уже «доедал» господина Вышенрадского, и примерялся переместиться из кресла министра путей сообщений на место министра финансов, написал о политике Александра 3 в области импортных пошлин господина Вышнеградского Александр 3: “…был убежденным защитником национальной промышленности и за время своего правления с неоставлявшей сомнений решительностью проводил систему таможенного покровительства”.
Причем покровительство в форме таможенных пошлин касалось не только готовых изделий, но и угля, металлов, химических продуктов, бумажной массы и многих других полуфабрикатов, а так же экзотических товаров, как чай и кофе, которые в России не производились, и производиться не могли по причине сурового климата. Вводилось пошлинное обложение по требованию определенных групп дельцов. Лоббистская практика отдельных заинтересованных промышленных группировок приняла такой большой размах, что даже глашатай протекционизма, газета “Московские ведомости”, недоумевала: “Странное направление приняла наша экономическая политика за последнее время: частные интересы и ходатайства удовлетворяются часто в подрыв и ущерб общим интересам. Общие вопросы не решаются, а ходатайства в пользу частных интересов удовлетворяются моментально”.
Новый тариф должен был изменить сам принцип наложения таможенных пошлин на товары при пересечении последними госграницы. Разработать новый таможенный тариф Вышнеградский поручил Д.И. Менделееву. На тот момент Менделеев был уже широко известен в интеллектуальной среде человек. По образованию он был математик, но как водилось тогда, имел весьма разносторонние знания.
В разработанном им тарифе Менделеев предлагал учитывать каждый вид и род товаров в отдельности. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось по этому поводу, что такая система «ведет к чрезвычайно сложной тарификации товаров, вызывая разделение статей привоза на множество подразделений, с указанием признаков пропускаемого по этому подразделению товара».
Менделеев считал основной задачей протекционизма не запретительные пошлины, а создание экономических условий для развития отечественной промышленности.
По его мнению, в период после 1891 года тариф не уменьшил ввоза, однако, увеличил общие доходы государства (от 903 до 1140 млн. руб.). Как утверждал Менделеев, тариф 1891 года не изменил бывшего строя, повысив оклады от 28,5 % от стоимости товаров до 31 % в среднем в 1891 года. Но это в среднем, в рамках этого «среднего» на отдельные виды товаров пошлины могли быть подняты, на другие понижены.
Новый Т аможенный тариф ввели в действие в 11 июня 1891 года. Тариф обсуждала особая комиссия, в состав которой входили помимо чиновников различных ведомств, 62 представителя от торгово-промышленных учреждений, при полном почти отсутствии представителей деревни. Новый тариф высоко поднял ввозные пошлины на машины, поставляемые из Германии. Что отрицательно сказалось на интересах германских заводчиков-фабрикантов. Германское правительство в ответ заключило договоры с различными государствами Европы и Америки о понижении ввозного тарифа на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты при поставке в Германию. Этим шагом были созданы неблагоприятные условия для нашего экспорта сельскохозяйственной продукции в Германию. Надо понимать, что более 90 процентов экспорта из России составляло сырье. Началась таможенная война. Обе воюющие стороны выставляли друг против друга "боевые пошлины", исключавшие возможность взаимного торгового обмена, экономические потери несли обе стороны. Низкие ввозные пошлины на сырьевые продукты отрицательно сказались на германской экономике в целом. Сейчас мало об этом вспоминается, что на то время экономика Германии, при наличии промышленности, носила выраженный аграрный характер. Низкие тарифы на сельхоз продукцию разоряли сельского жителя этой страны. Понеся экономические потери, обе враждующие стороны пришли к мирному соглашению, заключенному в 1894 году, на десять лет: обе стороны предоставили друг другу положение наиболее благоприятствуемой нации. В ответ на понижение ставок на сельскохозяйственные продукты Россия установила тариф, облегчающий ввоз изделий германской промышленности.
За отгораживание экономическим барьером от Запада у современных неомонархистов Александр 3 получил прозвище «самого русского царя». Между тем его потворство обеспечило купцам прибыли ежегодно в 30, 40, 50 и даже 60% (по официальным сведениям) от вложений капитала. По нынешним меркам навар может показаться до смешного маленьким, но в те времена это были высокие показатели рентабельности.
Чтобы оградить свои интересы от чиновников правительства, российская буржуазия энергично заявляла желание диктовать законы министру финансов и контролировать его деятельность. Правительство не находило возможным, отклонять заявленные требования и уступало. Министру финансов поручалось ежегодно ко времени Нижегородской ярмарки собирать сведения о нуждах господ капиталистов и оговаривать с ними меры, которые необходимо предпринять для удовлетворения означенных нужд. Министр финансов возвращался в Петербург и именем самодержца проводил в жизнь пожелания купечества и промышленников.
Так же российская буржуазия заявляла требование назначать на посты, имевшие отношение к ее интересам своих людей. В основном требования касались министерства финансов. И надо отдать справедливость правительству Александра 3, оно прекрасно это понимало и назначало «подходящего человека на подходящее место».
Своими действиями имперское правительство заручалось поддержкой «русской буржуазии». В результате чего вырисовывался политический союз реакционеров с экономическими эксплуататорами ресурсов нашей страны. Союз, позволявший именному купечеству неслыханно обогащаться за счет беднейших классов рабочих, ремесленников, крестьян. Старинная пословица гласила: :бедны крестьяне — бедна страна. Государственные деятели знали это так же хорошо, как и весь остальной народ. Бедная страна постоянно испытывала нехватку денег. Деньги нужны были на содержание армии, на строительство флота, на расширение железнодорожной сети, на задабривание дворянства и на многое другое. Добыть не достающие деньги министры финансов Вышнеградский, а потом, когда его «съели», Витте путем займов за границей. Что вызвало рост долга. Одной только Франции госдолг составил 800 миллионов рублей русских долговых обязательств. После поражения Франции в войне с Пруссией французское правительство сблизилось с российским правительством. Французские буржуа охотно занимали деньги российскому правительству. Поскольку это было значительно выгоднее, чем вкладывать деньги в хозяйство своего отечества.
Нарастал и внутренний долг к 1894 году он составил 1200 млн. рублей под 4 процента.
Железнодорожное строительство непрерывно требовало новых и новых денежных вливаний. В последние годы царствования Александра III было принято окончательное решение о строительстве Транссибирской железной дороги. Главным подрядчиком этого поистине грандиозного проекта выступило само царское семейство. Высочайшим рескриптом на имя Наследника Цесаревича 17 апреля 1891 года было разрешено приступить к постройке сплошного рельсового пути через всю Сибирь. Осенью 1892 года был выработан окончательный вариант общего плана постройки. 24 февраля 1893 года был учрежден комитет Сибирской железной дороги для общего руководства постройкой пути и связанными с нею мероприятиями.
Для начала привожу таблицу показателей развития машиностроения в России при Николае 1 и Александре 2.
Наименование |
Год |
Производство рублей |
Импорт рублей |
Доля импорта |
Машины |
1850 |
423 390 |
2 315000 |
84,5 |
1860 |
846 215 |
8 526 653 |
||
1870 |
27 391 755 |
37 576 654 |
57,8 |
Как видно из таблицы, 84,5 процента машин при Николае 1 ввозилось из-за границы, этот показатель к 60 году поднялся до 90,1%. После отмены крепостного права машиностроение в России сделало гигантский скачок, за десятилетие производство увеличилось более чем в 32 раза, резко расширился внутренний рынок сбыта машин, в данном случае сказался эффект малой базы, но однако рывок впечатляющий. В указанный период происходила промышленная революция в России, повсеместно в производство и на транспорте внедрялись паровые двигатели, и другие машины, энергия пара заменяла мускульную силу. Зависимость от экспорта этого вида продукции снизилась до 57,8 процента. Эти показатели были достигнуты в условиях, когда 92 процента вывоза из страны составляло сырье для фабричной обработки. Это о бстоятельство ставило крупные интересы нашей отпускной торговли в разлад с политикой развития промышленности в Российском государстве, так как отечественные купцы были сильно заинтересованы в развитии обрабатывающих производств заграницею.
Внутреннее производство и импорт фабрично-заводских товаров в целом. (млн. руб.) в период правления Александра 3
Год |
Сумма внутренней заводско-фабричной производительности |
Ценность заграничного ввоза |
Доля импорта в % |
1881 |
1287 |
29,6 |
|
1882 |
1378 |
29,2 |
|
1883 |
1349 |
29,4 |
|
1884 |
1304 |
29,2 |
|
1885 |
1309 |
24,9 |
|
1886 |
1325 |
24,8 |
|
1887 |
1427 |
21,6 |
|
1888 |
1572 |
19,9 |
|
1889 |
1606 |
21,4 |
|
1890 |
1656 |
20,1 |
Из таблицы явственно заметен медленный рост внутреннего производства и уменьшения иностранного ввоза. К 1890 году доля импорта в этой сфере производства составляла 20,1 процент. Указанный процесс происходил без введения запретительных пошлин, путем естественного развития отечественного машиностроения и на этой базе замены импортных изделий. Спрос на продукты не домашнего производства оставался небольшим.
Внешняя торговля по всей империи 1873-1891. Экспорт ряда товаров.
Го-ды |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо торговли |
Отпуск хлеба |
Отпуск хлеба |
Нефти |
Сахара |
Спирта 40% |
Яиц |
Млн. руб. |
Млн. пуд. |
тыс. вёдер |
Млн. шт. |
||||||
1881 |
|||||||||
1882 |
|||||||||
1883 |
|||||||||
1884 |
0,118 |
2340 |
|||||||
1885 |
|||||||||
1886 |
|||||||||
1887 |
4,582 |
6506 |
|||||||
1888 |
34,9 |
5,581 |
5335 |
||||||
1889 |
44,8 |
4,971 |
4021 |
||||||
1890 |
48,1 |
3,313 |
4257 |
||||||
1891 |
54,2 |
7,578 |
4026 |
Судя по таблице, баланс внешней торговли Российской империи был остро положительный. В целом такое положение с внешней торговлей означало вывоз капитала из России. Начиная с 1883 года, из страны было вывезено не компенсированных товаров на сумму 1534 млн. рублей серебром. Эта цифра представлена официальной имперской статистикой, в реальности вывоз превышал официальный уровень более чем в два раза. Денежная выручка за экспортные товары аккумулировалась на счетах заграничных банков. И затем через систему счетов тех же банков поступала в Россию виде иностранных займов. Важнейшей статьей импорта являлся хлеб.
В 1891 году, ввиду неурожая, вывоз ржи и отрубей (основной пищи голодающих низов) прекратили. Отпуск за границу пшеницы, спирта (выделанного из зерна), яиц, сахара продолжался. В голодный год было поставлено за границу 176 млн.пудов пшеницы.
Среднегодовое производств и импортозависимость от определённых видов продукции.
Вид ресурса (продукции) |
Годы |
Собственное производство в год, руб.(1890) |
Импорт в год (среднегодовая величина импорта), руб. |
Доля импорта в потреблении, % |
Соль, селитра |
1884-1888 |
29 000 000 |
2 000 000 |
34,5 |
Уголь, сера |
1884-1888 |
14 500 000 |
||
Производство свинца |
1892 |
50 000 пуд. |
1 600 000 пуд. |
|
Машины |
1880 |
72 289 200 |
67 345 477 |
48,2 |
1890 |
52 642 000 |
20 564 972 |
28,1 |
|
В т.ч. с/хозмашины |
1879 |
3 981 шт. |
4 000 шт. |
50,1 |
1889 |
4 210 шт. |
2 974 шт. |
41,4 |
|
Металл. изделия в т.ч. инструмент |
1892 |
500 000 |
1 871 000 |
78,9 |
Косы и серпы |
1892 |
275 000 |
1 757 000 |
86,5 |
Краски и химические продукты |
1870 |
6 100 000 |
20 900 000 |
|
1880 |
7 300 000 |
39 100 000 |
84,3 |
|
1890 |
15 400 000 |
26 000 000 |
62,3 |
|
Пароходы речного флота |
1885 |
799 шт. |
570 шт. |
41,6 |
Паровой торговый морской флот |
1892 |
51 шт. |
304 шт. |
85,6 |
Уголь |
1881;1890 |
18,8; 23,3 |
Как видно из таблицы, по производству свинца не удалось преодолеть импортозависимость, по машинам импортозависимость упала, но вместе с тем упало и внутреннее изготовление машин, что связано было с повышением цен на эти виды продукции. По инструменту и по простейшему сельскохозяйственному инвентарю (серпы, косы) так же не удалось преодолеть зависимость от иностранного ввоза. Оставалась высокая зависимость имперского хозяйства от иностранного производства красок, химической продукции, изготовлению морских и речных судов.
Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения.
Лев Толстой
Александр 3 ставил задачи сделать Россию крупнейшей мировой державой. Достигнуть этой цели без развития экономики невозможно. Поэтому предпринималось множество шагов, но экономическая политика Александра 3, как и в целом социально-экономическая политика России конца 19 начала 20 веков, больших успехов не имела. Сколько бы нам сегодня не рассказывали, что Российская Империя была прекраснейшей в мире страной, это далеко не так.
Основные изменения в стране
В любом учебнике по истории России мы увидим, что первое начинание Александра 3 в плане экономических преобразований в стране, это приглашение ученых-экономистов. Наиболее авторитетные их них: Витте, Бунге и Вышнеградский. Особенность реформ Витте мы уже рассматривали. Политика Бунге и Вышнеградского базировалась на массовом привлечении иностранного капитала. Современные экономисты будут рассказывать, что это прекрасно, но представьте: у вас завод, вам прислали для него оборудование, вы за это оборудование платите ренту, но в любой момент его у вас могут забрать. Поэтому засилье иностранного капитала это зло для любой страны.
Основные изменения в экономике страны характеризуются попыткой совместить капитализм, но с сохранением прежнего сословного строя. Проблема в том, что вещи это несовместимые, и в результате противоречия в обществе стали только увеличиваться. Основные же изменения в развитии экономики при Александре 3 следующие:
- Совмещение наемного и крепостнического труда. Барщину и оброк никто не отменял, но наниматься на фабрики крестьяне могли за зарплату.
- Завершение промышленного переворота. Его результатами пользовались единицы.
- Формирование единого российского рынка.
- Кризис землепользования.
- Капитализм поднимался не снизу, а навязывался государством.
В итоге получается уродливая форма капитализма, которая ни к чему хорошему привести не могла. Примечательно, что обе попытки построить капитализм в России развивались в уродливых формах. О первой попытке мы говорим сегодня, а вторую попытку мы видели в 90-е, после развала СССР.
В конце 19 века основные изменения в экономике затронули сельское хозяйство и промышленность. Их мы и рассмотрим далее.
Ситуация в деревне
Россия в период правления Александра 3 продолжает оставаться аграрной страной. Численность ее населения достигает 126 млн человек, из которых 103 млн проживает в европейской части страны. Структура населения следующая:
- Крестьяне - 70%
- Мещане (городское население) - 11%
- Инородцы (нерусские) - 7 %
- Казаки - 3%
- Дворяне - 1,5%
- Купечество - 0,5%
В стране происходят попытки создать аграрно-индустриальную систему. Во многом для этих целей происходит разделение и специализация хозяйства.
В этот период Россия выходит на 1 место в мире по продажам зерна . Это, наверное, самый известный факт об экономике России той эпохи, которым сегодня активно спекулируют все кому не лень. С одной стороны это очень хорошо, что страна зарабатывала, но с другой стороны это происходило за счет ущерба собственному населению. В частности, при этих объемах экспорта зерна, в России в 1891-1892 года случился страшный голод.
Голод 1891-1892 годов
В период правления Александра 3 в России случился первый массовый голод в истории страны. До этого голодные годы также были, но голод возникал только в остальных районах, а теперь же речь шла о голоде в рамках страны. В тех процессах, которые тогда происходили в деревне отлично отражается вся экономическая политика Александра 3. Почему стал возможен столь массовый голод? Причин всего 2:
- Окончились возможности экстенсивного развития сельского хозяйства. Все земли были освоены и расширять новые земли для сельского хозяйства было некуда. После окончания экстенсивного пути развития, должен начинаться путь интенсивный. В конце 19 века этого не произошло. Было очень мало помещиков, готовых развивать хозяйство. О причинах этого расскажу ниже.
- Развитие фабрик фактически убили деревенский промысел (артели). Раньше деревенские жители активно уходили на промысел в город. Это то, что сегодня называется подработкой. Они приходили в город, выполняли простую работу, получали деньги и возвращались в деревню. Даже если в селе был неурожай - у крестьянина были деньги прокормиться. Фабрики же это уничтожили.
В итоге новых земель не было, а экономические явления сделали невозможными для крестьян дополнительные заработки. К этому можно добавить, что у Российской Империи были действующие контракты на поставку зерна, и их нужно было выполнять. Как итог - первый массовый голод в отечественной истории.
Земля и помещики
В период царствования Александра 3 продолжается тенденция по сокращению помещичьих земель. Количество земель у помещиков сократилось на 27%. Усадьбы помещиков сокращались до среднего значения в 17 гектар. Половину земли помещики отдавали в аренду крестьянам.
Помещики сельское хозяйство практически не развивали. Только единицы перестроились на современный манер ведения хозяйства и приняли правила капитализма. Большая часть помещиков “проедала будущее”, закладывая свое имущества. До отмены крепостного права в 1861 году они закладывали крестьян, а затем начали закладывать поместья. Показательные цифры: в 1870 году - в залоге было 2,2% поместий, а в 1895 году - 40%. Красноречивыми являются и другие цифра: в 1886 году за долги продано 166 имений помещиков, а в 1893 году - 2400. Никакие другие цифры не подчеркнут насколько нездоровым было русское общество конца 19 века. Развитие экономики и экономическая политика императора Александра 3 этот вопрос не решала, а усугубляла. Ведь обратите внимание, как сегодня воспринимается этот император - успехи во внешней политике. Про внутреннюю как правило никто ничего не говорит. А зря… Все это вылилось в 1905, а затем в 1917 годы.
Развитие промышленности
Особенности экономической политики Александра 3 в области промышленности было то, что не работник шел к фабрике, а фабрика шла к работнику. Промышленность переселилась в деревню. При этом уже к концу 70-х годов процесс формирования фабричного производства фактически был завершен.
При Александре 3 происходит окончательно формирование промысленных районов в России. К уже существующим промышленным районам в Москве, Петербурге, Прибалтике и Украине добавились еще 2 района: Донбасс и Кавказ.
Промышленность при Александре 3 развивалась широкими шагами, особенно тяжелая. Этому способствовало завершение промышленной революции, а также действительная необходимость и потребность. Дело в том, что за годы с 1820 по 1850 Россия в плане развития промышленности очень сильно отстала от ведущих мировых держав. Необходимо было догонять. И это делалось. Достаточно привести цифры по количеству выплавки чугуна, чтобы это доказать.
Все промышленные центры развивались в европейской части России. Причина кроется в том, что примерно 85% населения проживали к западу от Урала. Причем при Александре 3 строили в основном в 2-ух районах: Донбасс и Кавказ (прежде всего Бакинская нефть). Причем строили промышленность на иностранный капитал!
Итоги
Экономическая политика Александра 3 привела к следующим результатам:
- Продолжение увеличение городского населения
- Окончание промышленного переворота
- В деревне остается множество неразрешенных вопросов, что сулит кризис
- Россия остается аграрной страной, а задатки аграрно-индустриального общества остаются только на бумаге
- Капитализм в стране был сильно деформирован