Скипетр и держава российской империи. Атрибуты царской власти: корона, скипетр, держава
Корона, скипетр, держава - это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру.
Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, - военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.
В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.
Герб России. 2-я пол. XVII в
Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В XVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей
Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр.
Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе - «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с XVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными рега-
лиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данный тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».
Шапка Мономаха
Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую - державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава). 1627-1628 гг.
К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке - всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла - скипетр, в левой - держава, над головами орла - три короны практически на одной линии, средняя - с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом - символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.
Печать царя Алексея Михайловича. 1667г.
После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654-1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба.
Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохранимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению».
Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милоетивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда. - Н. С); на персех (на груди. - Н. С.) изображение наследника; в пазноктех (в когтях. - Н. С.) скипетр и яблоко (держава. - Н. С), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».
Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский - светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич - Петр I.
Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей.
Мастер Василий Кононов. 1683г.
Древние государственные регалии принадлежат к наиболее значительным государственным символам. К ним относятся венцы, короны, скипетры, державы, меч, бармы, щит, троны. Однако государь являлся в полном облачении лишь несколько раз в год – во время важнейших церковных праздников и на приёмах особо важных иноземных послов. Некоторые регалии использовали лишь единожды при жизни монарха. В настоящее время подлинные регалии Московского, а позже Российского государства хрнятся в коллекции Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. В этой статье мы расскажем о царский регалиях в хронологической последовательности, начиная с самых древних.
Царские регалии в коллекции Оружейной палаты
Самым древним символом княжеской власти является меч. Впервые его стали изображать ещё на древних иконах. Чуть позже к мечу добавился щит. Таким образом княжескую власть в первую очередь символизировало оружие, в древние времена – щит и меч. Однако государственный щит и государственный меч в коллекции оружейной палаты относятся к XVI-XVII векам.
О щите – ниже.
Самая древняя регалия, представленная в нашей сокровищнице – это шапка Мономаха. О ней подробно рассказано в статье . Кратко повторим основные факты.
Царские регалии. Шапка Мономаха
Существует старинное “Сказание о князьях Владимирских”, согласно которому Владимир Мономах венчался на Великое Киевское княжение Шапкой Мономаха. Сказание гласит, что венец подарил ему византийский император Константин Мономах, приходившийся дедом киевскому князю. (Подробно о “Сказании о князьях Владимирских” рассказано в статье ) .
На одном из барельефов Мономахова трона видно, что князь Владимир изображён в шапке Мономаха.
Мономахов трон. ФрагментИсторию о том, что византийский император пожаловал эту шапку давнему предку Грозного, активно распространяли во времена царя Ивана. Однако это не более, чем красивая легенда, придуманная для объяснения (легитимизации) нового статусного звания Государя Всея Руси. Ещё в XIX веке историки опровергли византийскую версию происхождения Шапки Мономаха.
По сей день существуют три версии о месте изготовления этой регалии. Согласно первой из них, шапку Мономаха могли изготовить в Византии, но не при императоре Константине, а гораздо позже, во время правления Палеологов в XIV-XV веках. В пользу этой версии говорит то, что скань на изделии очень высокого качества, характерная для византийских мастеров.
Есть и другая гипотеза, согласно которой шапка Мономаха имеет центральноазиатское происхождение. На это указывает мотив цветка лотоса в её украшении. Вероятным местом её изготовления могут быть Самарканд или Бухара.
Третья версия гласит, что это работа греческих мастеров, работавших в Москве.
Возможно, что шапку Мономаха подарил Ивану Калите татарский хан Узбек. Подобный подарок был подношением хана своему вассалу, поэтому при русском дворе такую версию замалчивали и выдавали венец за византийскую работу.
Надевали шапку Мономаха не на голову, а на особую шапочку, сшитую из парчи.
Церемония венчания на царство
Все средневековые правители, в том числе и западные, в символах государства ориентировались на Константинополь. Во многих европейских государствах существовали короны, похожие на венец византийского императора. На таких коронах почти всегда изображали Христа в венце. Таким образом отражалась идея божественного происхождения власти. Государь есть помазанник Божий и проводник учения Христа на земле.
Корона Константина IX Мономаха. XI век. Фото с сайта http://botinok.co.il/node/52192
Первая подробно описанная относится к концу XV века. Государь Иван III венчал своего внука, царевича Дмитрия Ивановича, на Московское княжение золотым венцом, т.е. Шапкой Мономаха. Известно также, что на него возложили бармы – золотые цепи. Происхождение барм историки ещё не объяснили.
В церемонии венчания на царство на Руси также присутствовал обычай осыпать князя монетами. Хотя известно, что в Византии и на Западе монеты кидали в толпу. Скорее всего, русские послы, бывшие на торжественном венчании императора в Константинополе, не совсем поняли этот обряд, или неточно передали его. Поэтому у нас самого князя осыпали монетами. После чего присутствующим на церемонии разрешали их подбирать.
Последнее венчание на великое княжение состоялось в 1534 году. Тогда венчали малолетнего Великого Князя Иоанна IV Васильевича. В 1547 году Иван IV венчался на царство, изображение этой церемонии сохранилось в Лицевом летописном своде.
Кроме меча, щита, шапки Мономаха и барм одной из важнейших государственных регалий является крест. В коллекции Оружейной палаты в крест вставлена щепочка подлинного креста Иисуса Христа.
Регалии царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Царские регалии
Шапка Казанская. Царские регалии
Вторым по древности венцом в коллекции регалий Оружейной палаты является ШАПКА КАЗАНСКАЯ . Она не дошла до нас в первоначальном виде, в начале XVII века её переделали. Первоначально Казанскую шапку венчал большой изумруд, который мы сейчас видим на шапке Михаила Фёдоровича.
В отношении места её изготовления также нет единого мнения. Возможно, она была изготовлена в Москве во времена Ивана Грозного в честь завоевания Казанского ханства и повторяет собой венец татарского хана. Возможно, что это подлинный венец правителя Казани, взятый во время похода Ивана Грозного в качестве трофея.
Загадкой для исследователей является состав материала тёмного цвета, образующего фон Казанской шапки. Достоверно известно, это не чернь и не эмаль. Чтобы провести химический анализ материала, нужно соскоблить небольшую часть покрытия. В настоящее время это не представляется возможным. Учитывая неизвестную технику изготовления этого фона, Казанская шапка имеет, скорее всего, не московское происхождение.
У иностранцев венец подобной формы вызывал ассоциацию с папской тиарой. Они полагали, что Иван Грозный посягает на мировое господство. На Руси во времена Ивана Грозного появилась легенда о том, что Рюрик был потомком римского императора Августа.
При венчании на царство Ивана Грозного, в 1547 году, первого русского царя не мазали миром. Первым государем, кого действительно «помазали» на царство, был его сын, царь Фёдор Иоаннович.
Костяной трон. Царские регалии
«Костяной трон» хоть и называется троном Ивана Грозного, возможно, не имеет отношения к этому царю.
В этом троне есть пластины, которые датируют XVI веком. Кроме слоновой кости в нём присутствуют моржовая кость, кость мамонта и даже говяжья. Русские мастера в разные времена ремонтировали трон и некоторые утраченные элементы сделали из говяжьей кости.
Подлинная слоновая кость находится в первом ярусе трона, где изображены сцены помазания царя Давида на царство. Ниже находятся изображения языческих, античных сцен, взятых из греческой мифологии. Именно поэтому историки делают вывод о том, что трон собирали по частям из разновременных элементов.
Костяной трон. Фрагмент
Двуглавый орёл, расположенный на спинке трона – это символ империи. Он изображался не только на гербе Российской, но и Австрийской империи. Есть версия, что вместо орла на спинке трона прежде было изображение Юноны.
Может быть трон и принадлежал Ивану Грозному, но привезли его в Москву позже.
В XVIII-XIX веках возникла легенда о том, что этот трон привезла в Москву греческая царевна София Палеолог в конце XV века. Интересно, что Ивана Грозного дважды изобразили на этом троне. Известна скульптура Антокольского, где царь изображён сидящим на костяном троне. также изобразил этот трон. Хотя у историков при этом возникает вопрос – что делал этот трон на женской половине дворца, где и произошла трагедия, послужившая сюжетом для полотна Репина. (Оба изображения экспонируются в коллекции ГТГ).
Регалии царя Фёдора Иоанновича. Царские регалии
Бармы
Бармы, которые также входят в состав государственных регалий, сейчас экспонируются в витрине со светским платьем, вместе с платном Петра I. На них изображены христианские святые. Изготовили их в конце XVI века в золотошвейной мастерской царицы Ирины Годуновой, жены царя Фёдора Иоанновича.
Каждый раз при церемонии венчания на царство бармы переделывали. Эта вещь индивидуальная и другому человеку не подходила, потому что сонм святых покровителей одного человека не соответствовал святым покровителям другого и новый царь не мог воспользоваться бармами своего предшественника. На бармах царя Фёдора шелками и драгоценными нитями вышит – Деисус – молельное предстояние Богоматери и Иоанна Предтечи перед Небесным Царём и Судией Земным.
СКИПЕТР
впервые появился в церемонии венчания на царство царя Фёдора Иоанновича в 1584 году.
Регалии царя Бориса Годунова
Державу впервые использовали при венчании царя Бориса Годунова в 1598 году.
Трон царя Бориса Годунова
В коллекции ГОП экспонируется и ТРОН ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА иранской работы. Это подарок 1604 года от персидского шаха Аббаса II.
В Иране такой предмет мебели не служил троном. Обычно делали два таких кресла и столик к ним. Хранители коллекции до сих пор не знают, получил ли Борис Годунов в подарок полный комплект или же только один трон. Использовать это кресло как собственно трон не могли, потому что у него нет спинки. Он мог служить как выносной трон. Подлинная обивка не сохранилась, в современном виде трон обит французской тканью XVIII века.
Регалии царя Михаила Фёдоровича. Царские регалии
ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО ЦАРЯ МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА. Миниатюра опубликована в книге И.А.Бобровницкой “Регалии Российских государей”Держава
Державу царя Михаила Фёдоровича сделали в Западной Европе, в Праге, в мастерских короля Рудольфа II. Скорее всего, эти регалии привезло на Русь Цесарское посольство.
Царь Михаил ФёдоровичДипломаты тайно вручили царский заказ, ибо вручение государственных регалий в международной дипломатии было знаком признания вассального положения государя, которому эти регалии вручали. (Вспомните, что пока не найдено ни одного документального подтверждения того, что Узбек вручил государственную регалию, шапку Мономаха, Ивану Калите. Если такой факт и имел место быть, то его тщательно «забывали»).
Заказ на изготовление государственных регалий, сделанный богемскому королю Рудольфу II был хоть и почётным, но вручили его на неофициальной встрече. Есть версия, что регалии заказывал ещё Фёдор Иоаннович, но он умер прежде, чем успел ими воспользоваться. Борис Годунов также не успел их надеть, так как вскоре тоже приказал долго жить.
Цепь
К регалиям Михаила Фёдоровича при венчании его на царство в 1613 году относится цепь.
Цепь-окладень царя Михаила Фёдоровича. Москва, Мастерские Кремля, XVII в.
Это одна из древнейших дошедших до нас цепей. На звеньях цепи изображён царский титул. Хотя считается, что цепь принадлежала Михаилу Фёдоровичу, историки не пришли к единому мнению, к какому времени относится этот выгравированный на цепи титул – то ли к 1613-му году, то ли к концу правления, к 1640-м годам.
Другие цепи в коллекции – скорее всего западноевропейской работы. К ним крепили кресты.
Цепь из коллекции Оружейной Палаты. Западная Европа, XVI в.
Бармы царя Михаила Фёдоровича Романова находятся в фондах музея.
Венец царя Михаила Фёдоровича
Венец царя Михаила выполнен в царских кремлёвских мастерских. Мастер, сделавший его, был родом из Германии, хотя в документах о получении гонораров он значится под русским именем. Для русского средневековья это обычная практика: изменять иностранные имена и заменять их русскими. Мастер получил заказ восстановить шапку, утраченную в Смутное Время и изготовить новую на манер скипетра и державы, чтобы было соблюдено стилистическое единство всех трёх предметов.
Венец, скипетр и держава царя Михаила Фёдоровича
Изумруд, который венчает шапку, был снят с Казанской шапки Ивана Грозного.
Интересная история произошла с Николаем I в Варшаве, когда он короновался в столице Польши. Императору передали сапфир. Якобы он был частью русской короны, которую увезли в Польшу в Смутное время. Первоначально в мастерских Рудольфа сделали полный комплект – шапку, скипетр и державу. Шапка во время Смуты пропала, якобы стала трофеем польских завоевателей. И всё, что он неё осталось – сапфир, который и преподнесли российскому самодержцу.
Трон царя Михаила Фёдоровича
Есть версия, что трон царя Михаила Фёдоровича прибыл в 1629 году из Ирана. Это ещё один дар персидского шаха Аббаса. Трон сильно переделан. Он украшен золотыми пластинами, общим весом около 13 кг золота.
Среди камней преобладают камни красного цвета – турмалины и рубины, а также голубая бирюза. Другие самоцветы – сиреневые аметисты, крупные желтовато-зелёные перидоты и изумруды. Два самых крупных камня – ромбовидные топазы. Иран очень нуждался в хороших отношениях с Россией. Об этой нужде можно судить по стоимости “золотого” трона.
Посох
Посох также включался в состав государственных регалий. Известно, что когда свергли царя Василия Шуйского, то первым делом у него отобрали посох. Когда призывали на царство Михаила Фёдоровича, то в Кострому малолетнему Романову в качестве регалии привезли тоже посох. Посох Михаила Фёдорвичаукрашен сапфирами и мордами грифонов.
Посохи духовных и светских лиц довольно просто различить. На посохах духовенства концы рукоятки направлены вниз, а на светских – нет.
Регалии царя Алексея Михайловича. Царские регалии
Алмазный трон
Алмазный трон сохранился без переделок. Латинская надпись на спинке прославляет мудрость царя.
Вместо европейских львов изображены восточные слоны. Трон привезла компания купцов, которая просила царя разрешить им беспошлинную торговлю. Возникает вопрос – где заказывали трон? Всё говорит о том, что трон заказали в Иране. Тогда знал ли иранский шах, о том, что его мастера работали «налево» для русского царя? Видимо, он знал. Так же, как знал о том и Рудольф, что его мастера выполняют заказ Бориса Годунова.
Но по этикету русский царь не мог принять такой подарок от нижестоящих чинов. Он выкупил трон у купцов за 7 000 рублей. Это единственный в истории случай, когда троном пытались дать царю взятку. Но русские цари неподкупны, деньги заплатили, а ходатайство отправили в долгий ящик. Право беспошлинной торговли купцы получили лишь спустя 7 лет, потому что исполнение их просьбы противоречило интересам государства.
Турецкие ювелирные изделия в коллекции Оружейной Палаты. Царские регалии
В собрании хранится держава, выполненная в турецком стиле. Держава – это символ государства. Государство процветает в царствование государя.
Держава и скипетр царя Алексея МихайловичаХронологию турецкого скипетра пока выяснить не удалось. Он выполнен то ли в 1639, то ли 1659 году. И если в 1639 году, то его заказывал не Алексей Михайлович, а Михаил Фёдорович. Тогда возникает вопрос, а где другие предметы? Сохранилась переписка об изготовлении скипетра. Его выполняли греческие мастера, работавшие на турецкого султана. Заказ им оплатили не сразу, хотя драгоценные камни для украшения предметов они покупали за свой счёт. Но в конце-концов деньги мастерам выплатили сполна.
Турецкие ювелирные изделия можно видеть на маскарадном костюме императора Николая Александровича. В украшении этого костюма использовали подлинные турецкие пряжки XVII века.
Регалии царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Царские регалии
Двойное венчание на царство проходило в 1682 году. Ивану было 16 лет, Петру – 10. Шапкой Мономаха венчали старшего из братьев, Ивана Алексеевича. В коллекции находится ШАПКА ВТОРОГО НАРЯДА. Изготовили её в течении одного месяца, поэтому у мастеров просто не было времени, чтобы украсить её тонкой изящной сканью.
Двойной трон
Трон переделан из трона Алексея Михайловича работы Аугсбургских мастеров. Ширина ступенек и ширина сиденья не совпадают.
Это единственный в истории двойной трон. Он представляет собой полный тронный комплекс с подставками для того, чтобы никто не приближался к царю достаточно близко. Приблизиться к царю можно было только послам, когда им разрешали целовать государеву десницу (руку).
Алмазные венцы
Алмазные венцы тоже вызывают много вопросов. Почему они разные? Ведь на одном венце только алмазы, а на другом – алмазы и хризолиты. Алмазы составляют узор в форме двуглавых орлов. Вес венцов – примерно 2 кг. Они сохранились благодаря стараниям царя Петра Алексеевича.
Шапка алмазная царя Ивана Алексеевича Шапка алмазная царя Петра АлексеевичаШапка алтабасная
Шапка алтабасная царя Ивана АлексеевичаВыполнили её для царя Ивана. Металл заменили на ткань, чтобы уменьшить вес регалии, она легче алмазного венца в два раза.
Пластины, украшающие шапку, турецкой работы. Есть версия, что для этой регалии переделали венец Алексея Михайловича. Но, возможно, для венца использовали запоны, которые нашивались на рукава и обшлага.
Посох. Стамбульский заказ Алексея Михайловича – главный символ царской власти, апелляция к королевской лилии – форма рукояти. Посох стоит у платна Петра.
Царские регалии XVIII века
В витрине с царскими регалиями есть три предмета XVIII века.
1.Императорская корона императрицы Екатерины
I. Выполнена в 1724 году для коронации Екатерины I. По одной из версий камни на неё собирали у знати, в том числе у Меньшикова. Поэтому после коронации их вынули из оправы и вернули владельцам. Эта версия пока официально не подтверждена, поэтому считается, что камни сняли по неизвестной причине. Надпись на короне – имя владелицы.
Два полушария символизируют светскую и духовную власть монарха.
2. Корона императрицы Анны Иоановны.
Корона императрицы Анны ИоанновныФенкель приписал эту корону Готтлибу Вильгельму Дункелю. Рассуждал Фенкель просто – короны делает придворный ювелир. При дворе Анны Иоановны придворным ювелиром был Готтлиб Дункель, следовательно, он и сделал корону. Но никаких документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. Напротив, недавно выяснили, что корону Анны Иоановны выполнили московские мастера: золотых дел мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, серебряник Пётр Семёнов, золотарь Лука Фёдоров.
3.Щит . Анна Иоановна в коронационной церемонии пожелала иметь щит и меч. Щит – турецкий, меч – польский, весом около 1,5 кг.
Государственный щит. Москва, конец XVIII века, запоны – Турция, XVII в.Но в самой церемонии военные регалии не использовали, их просто несли на подушке. Весь XVIII век в России правили женщины и меч очень плохо сочетался с фижмами.
Есть в собрании и корона мальтийская, она время от времени появляется на выставках, в основном она хранится в фондах. Её использовали при погребении монарха.
Ещё один скипетр Павла Петровича находится в витрине с ювелирными изделиями XVIII века, там же, где представлено потёмкинское блюдо. Этот скипетр предназначался для вручения грузинскому царю.
Грузия 11 раз приносила присягу русскому царю, последний раз в 1795 году. Этот скипетр заказал Павел Петрович для вручения правителю Грузии. Но Павел умер. Вскоре умер и грузинский царь. Политическая ситуация изменилась и Грузия вошла в состав Российской империи на правах губернии.
Изготовление корон на этом не заканчивается. Короны изготовляли для императриц, а после смерти государыни их разбирали и дарили по завещанию. Единственная уцелевшая корона принадлежала императрице Марии Александровне (хранится в Алмазном фонде). Это единственная императрица, которая умерла раньше своего мужа.
Приведённые в статье факты выявили современные исследователи. Но всё вышесказанное – отнюдь не истина в последней инстанции. Исследования продолжаются, новые данные выплывают на свет Божий и атрибуция через некоторое время может измениться.
Древности Российского государства. Отделение I .: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. - М., 1849. - 175 с.
Образ Иоасафовской Богоматери
П
од именем Иоасафовской Богоматери известен в Московском Архангельском Соборе налойный осмилистовый образ Богоматери, писанный греческим пошибом [стилем] на липовой доске с выемкою. Судя по рисунку и колориту, он писан в России и твердостью одного и плавкостью другого близко подходит к стилю школы Рублева. Лицо Богоматери более круглое, чем продолговатое, без костоватости [подпробелки], но с отживкою [блесками, движками, оттенками]; выражение его более мрачное, чем умильное; нос маленький, тонкие, глаза без слезников, кои появляются на иконах с XVI века. Доличное вохряного цвета, без иконопи [навод растворенным золотом], между тем как доличное у Спасителя с золотыми гвентами [черты, складки на одежде, коей откинутые полы назыв. картушек
]. На челе и на персях у Богоматери три звезды, знаменующая ее девство до рождества, в рождестве и по рождество.
У
крашения иконы замечательны искусством и богатством. Поля ее, или светы, покрыты золотым сканным с финифтью окладом; венец на Богоматери золотой с городками, гривною и тремя цатами, к ней привешенными. Те и другие усеяны драгоценными каменьями, по большей части, негранеными. На Спасителе такой же венец с городками.
Н
а золотых дробницах по полям образа наведены чернью лики: Пресвятой Троицы, Св. Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Св. Василия Парийского, Феодора Стратилата, Иоанна Лествичника, Препод. Сергия и Анастасии Римлянины.
Т
ак как, по древнему обычаю на Руси, на св. иконах нередко изображались Святые, тезоименитые членам какой-нибудь фамилии; то и в Святых на иконе Иоасафовской Богоматери, вероятно, увековечены имена семейства владетеля ее; ибо здесь находим святых Иоанна Предтечу, Феодора Стратилата и Анастасию Римлянину, соименных Царю Иоанну Васильевичу, Царице Анастасии Романовне и Царевичу Федору. Если б икона устроена была Царем Федором Алексеевичем, которому присваивается описью этот образ, то наверное на дробницах изображены были бы Святые, тезоименитые его родителю и одной из его супруг, Агафии или Марфе. Вероятнее же, эта икона была молебная, комнатная, и перешла ему в благословение от родителя, а в Собор поступила, может быть, по смерти его, как надгробная, выносная.
Ч
то же касается до названия иконы Иоасафовскою: то в числе явлений от икон Богоматери такой не встречается. А как Патриархи Московские, при вступлении своем на Святительский престол, имели обыкновение подносить Царю св. иконы в благословление: то или Иоасаф I поднес ее Царю Михаилу Федоровичу, или Иоасаф II Царю Алексию Михайловичу, от которого она могла поступить в наследие сыну его и преемнику Федору под именем Иоасафовской. (С. 8-9)
Образ Положения Ризы Господней
С
ходный по стилю своему с Каппониевыми святцами и с иконами, писанными в XVII веке обществом Строгановских зоографов, этот образ достопримечателен и по своему содержанию.
П
ерсидский Шах-Аббас, в удостоверение дружественного расположения своего к Царю Михаилу Федоровичу, прислал к нему между прочими дарами с Грузином Урусамбеком, 1625 года, Марта 11, часть ризы Господней в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В грамоте своей Шах извещал, что, по завоевании Грузии, святыню сию нашел в Митрополичьей ризнице.
Х
отя Патриарх Филарет и принял с радостью это священное сокровище; но как оно шло от неверного царя, то и совещался с державным своим сыном о том, можно ли слово неверных принять без истинного свидетельства. Потом Филарет с освященным собором приступил к освидетельствованию. В ковчеге найдена, как значится в окружной грамоте, «часть ризы, в длину и поперег пяди, полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет в давних летах лицо изменила, «а ткана во льну». В Москве тогда пребывали Иерусалимский Патриарх Феофан, поставивший Филарета в Патриархи, а с ним Греческие старцы Нектарий и Иоанникий: Московский Первосвятитель и обратился к ним с вопросами о ризе Господней. Нектарий отвечал, что он видел сам эту святыню в Грузии в церкви, называемой Илета и от тамошнего духовенства слышал, что она некогда принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии И. Христа, и ознаменована многими чудесами. Слова Нектария подтвердил Иоанникий, и другие жители Востока удостоверили в истине предания Палестинских и Греческих христиан о ризе Господней. На человеческом свидетельстве, сколь бы оно ни казалось достоверным, не остановился рассудительный Филарет; но употребил духовное средство. По совещании его с Архиереями и духовными властями, установлен был семидневный пост и молебствие, а для узнания воли Божией и для открытия истины, повелено возлагать сию святыню на больных и недужных. Многие чудеса оправдали подлинность святыни и веру принявших ее.
П
осле того, риза Господня торжественно положена в большом Успенском Соборе и установлен ежегодный праздник Положения ризы Господней, который и доныне совершается 10 июля. Для хранения святыни устроен Патриархом 7133 г. Сентября 30, величественный медный шатер, занимающий место близь Филаретовой гробницы в югозападном углу Собора.
Н
а образе, по видимому, современном событию, во внутренности этого шатра виден Царь с тремя Святителями, предстоящий в молении престолу, на коем положена честная и многоцелебная риза Господня. Шатер окружен духовными властями, иноками, боярами и народом. На первом плане Михаил Федорович, бывший тогда 20 лет, изображен безбрадым, во всей царской утвари; по другую сторону Патриарх, вероятно, Иерусалимский, а позади его Московский Патриарх и Архиерей в митрах. Пятиглавый собор, где происходит все это действие, представлен в разрезе.
В
расстановке или сочинении лиц заметна симметрия, так что на первом плане фигуры ярче и рельефнее; но, по недостатку знания в перспективе, лица у него на втором и третьем плане одинакой величины, как и на первом. Впрочем в них нет того единообразия, какое находим на многих старинных иконах; ибо повороты голов и лица разнообразны. Для отечественной Археологии важно доличное, или костюмы духовных властей, черноризцев, мирян разных сословий - мущин и женщин. В целом и частях строго соблюдено приличие, так что, если в этом изображении нет изящества, за то нет и уродливости.
К
олорит, если только колоритом можно назвать раскраску, отличается твердостью, яркостью, костоватостью на высоких местах и плавкостию, которым по справедливости удивляются иностранные художники в Каппониановых Святцах, где встречаем имена царских иконописцев в Москве XVII века.<…>
К
сожалению, нам неизвестно имя зоографа, который написал этот образ, достопамятный в историческом, археологическом и художественном отношении; но, по сличению его с произведениями Царских и Патриарших иконописцев, составлявших при дворах Государя и Святителя род Академии художеств, можно с достоверностью заключить, что он произведение их кисти. Список с этой иконы, большого размера, находится в числе местных образов Успенского Собора Троицко-Сергеевой лавры. (С. 29-31)
Корона, скипетр, держава – это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны, в основном, античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, – военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.
Шапка Мономаха
В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.
Шапка Мономаха
Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В ХVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей
Рассказы историков
Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр. Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе – «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с ХVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными регалиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данныя тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».
«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава).
1627–1628 гг.
Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до ХVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую – державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке – всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, над головами орла – три короны практически на одной линии, средняя – с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом – символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.
Печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.
Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов. 1683 г. Серебро
После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654–1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба. Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохра-нимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению». Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда – Н. С.); на персех (на груди – Н. С.) изображение наследника; в пазнок-тех (в когтях – Н. С.) скипетр и яблоко (держава – Н. С.), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».
Герб державный
Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский – светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич – Петр I.
Употреблялся ещё фараонами . Первообраз скипетра - пастушеский посох , заимствованный затем церковью архиереям как знак пастырской власти ; европейские государи заменили его укороченными жезлами - скипетрами.
История
Скипетр существовал уже у греков. Римские цари переняли скипетр от этрусков; впоследствии его употребляли в Риме полководцы во время триумфа и императоры; верхний конец его украшен был орлом. Римляне нередко посылали скипетр союзным иностранным государям в знак дружбы. Усвоенный в христианской церкви, посох стал употребляться и европейскими государями, которые заменили его укороченными жезлами-скипетрами. В средние века наклонение скипетра служило знаком королевской милости, целование скипетра - знаком подданства. У французских королей скипетр был заменен так называемым main-de-justice - высоким, гладким позлащенным жезлом со сделанной из слоновой кости поднятой вверх рукой. Такой посох держал и Наполеон I, когда короновался императором французов в Париже и королём Италии в Милане.
В Русском царстве и Российской империи
В состав атрибутов русской царской власти скипетр вошёл в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича , но, по-видимому, он был в употреблении и раньше; по рассказу англичанина Горсея, скипетр, служивший при венчании царя Феодора Иоанновича, куплен был еще Иоанном IV. Один из синонимов слова царь стало слово скипетродержатель .
При избрании царем Михаила Феодоровича ему поднесен был, как главный знак верховной власти, царский посох. При венчании на царство и в других торжественных случаях московские цари держали скипетр в правой руке; при больших выходах скипетр несли перед царем особые стряпчие.
Скипетры московских царей хранятся в Оружейной палате (по Солнцеву ):
Michael I of Russia"s sceptre by shakko 01.JPG
Скипетр Большого наряда
Drevnosti RG v2 ill039a.jpg
Скипетр Второго наряда
Orlow (Diamant).jpg
Императорский скипетр
Main Justice Louvre 2.jpg
Французская «Рука правосудия »
См. также
Напишите отзыв о статье "Скипетр"
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Скипетр
Как будто через растворенное окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом в душную комнату, так пахнуло на невеселый Кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи.– Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович? – поспешно обратился император Александр к Кутузову, в то же время учтиво взглянув на императора Франца.
– Я поджидаю, ваше величество, – отвечал Кутузов, почтительно наклоняясь вперед.
Император пригнул ухо, слегка нахмурясь и показывая, что он не расслышал.
– Поджидаю, ваше величество, – повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа, в то время как он говорил это поджидаю). – Не все колонны еще собрались, ваше величество.
Государь расслышал, но ответ этот, видимо, не понравился ему; он пожал сутуловатыми плечами, взглянул на Новосильцева, стоявшего подле, как будто взглядом этим жалуясь на Кутузова.
– Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, – сказал государь, снова взглянув в глаза императору Францу, как бы приглашая его, если не принять участие, то прислушаться к тому, что он говорит; но император Франц, продолжая оглядываться, не слушал.
– Потому и не начинаю, государь, – сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу, – выговорил он ясно и отчетливо.
В свите государя на всех лицах, мгновенно переглянувшихся друг с другом, выразился ропот и упрек. «Как он ни стар, он не должен бы, никак не должен бы говорить этак», выразили эти лица.
Государь пристально и внимательно посмотрел в глаза Кутузову, ожидая, не скажет ли он еще чего. Но Кутузов, с своей стороны, почтительно нагнув голову, тоже, казалось, ожидал. Молчание продолжалось около минуты.
– Впрочем, если прикажете, ваше величество, – сказал Кутузов, поднимая голову и снова изменяя тон на прежний тон тупого, нерассуждающего, но повинующегося генерала.
Он тронул лошадь и, подозвав к себе начальника колонны Милорадовича, передал ему приказание к наступлению.
Войско опять зашевелилось, и два батальона Новгородского полка и батальон Апшеронского полка тронулись вперед мимо государя.
В то время как проходил этот Апшеронский батальон, румяный Милорадович, без шинели, в мундире и орденах и со шляпой с огромным султаном, надетой набекрень и с поля, марш марш выскакал вперед и, молодецки салютуя, осадил лошадь перед государем.
– С Богом, генерал, – сказал ему государь.
– Ma foi, sire, nous ferons ce que qui sera dans notre possibilite, sire, [Право, ваше величество, мы сделаем, что будет нам возможно сделать, ваше величество,] – отвечал он весело, тем не менее вызывая насмешливую улыбку у господ свиты государя своим дурным французским выговором.
Милорадович круто повернул свою лошадь и стал несколько позади государя. Апшеронцы, возбуждаемые присутствием государя, молодецким, бойким шагом отбивая ногу, проходили мимо императоров и их свиты.
– Ребята! – крикнул громким, самоуверенным и веселым голосом Милорадович, видимо, до такой степени возбужденный звуками стрельбы, ожиданием сражения и видом молодцов апшеронцев, еще своих суворовских товарищей, бойко проходивших мимо императоров, что забыл о присутствии государя. – Ребята, вам не первую деревню брать! – крикнул он.
– Рады стараться! – прокричали солдаты.
Лошадь государя шарахнулась от неожиданного крика. Лошадь эта, носившая государя еще на смотрах в России, здесь, на Аустерлицком поле, несла своего седока, выдерживая его рассеянные удары левой ногой, настораживала уши от звуков выстрелов, точно так же, как она делала это на Марсовом поле, не понимая значения ни этих слышавшихся выстрелов, ни соседства вороного жеребца императора Франца, ни всего того, что говорил, думал, чувствовал в этот день тот, кто ехал на ней.