2 основы научного исследования учебное пособие. М.Ф.Шкляр Основы научных исследований
Является формой существования и развития любой науки. Научно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, которая направлена на получение новых знаний и их практическое применение. Несмотря на то, что науки классифицируются в зависимости от сферы познания, предмета и основы научных исследований составляют неотъемлемую часть любой науки.
Понятием «научное исследование» определяется деятельность, которая направлена на всестороннее изучение исследуемого объекта, явления или процесса, их внутренней структуры и связей, получение на этой основе и внедрение в практику полезных результатов для человеческого существования. Для того чтобы научные специалисты могли правильно проводить при изучении науки необходимые научные исследования практически во всех высших учебных заведениях изучается дисциплина «основы научных исследований».
Эта дисциплина является составной частью обучения и является важным этапом подготовки ученого к самостоятельному ведению научно-исследовательской деятельности. Курс дисциплины «основы научных исследований» направлен на формирование знаний, которые помогают решению следующих типовых задач:
Математическое моделирование объектов и процессов; их исследования и разработка алгоритма реализации этого метода;
Построение моделей процессов и объектов с целью их анализа и получения наиболее оптимальных параметров;
Составление программ экспериментальных исследований, реализацию этих программ, включая выбор необходимых технических средств, получение и обработку результатов;
Составление отчетов по результатам, полученным в ходе проводимых исследований.
Процесс изучения дисциплины «основы научных исследований» состоит из следующих основных разделов:
1.Методы научного познания.
2.Методы теоретических и эмпирических исследований.
И их этапы.
4.Процедуры разработки и проектирования новых технических объектов.
5.Теоретические исследования.
6.Построение моделей физических процессов и объектов.
7.Проведение экспериментальных исследований и обработка их результатов.
Для проведения исследований в различных областях науки используются как общие, так и специфические методы, возможные только в конкретных определенных науках. Например, основы научных исследований в агрономии будут коренным образом отличаться от методов, которыми такие исследования проводятся в Однако существующие методы исследований можно классифицировать по единой общей классификации:
1.Философские которые можно определить по подразделам:
Объективность;
Всесторонность;
Конкретность;
Историзм;
Диалектический принцип противоречия;
2.Общенаучные методы и подходы.
3.Частнонаучные методы.
4.Дисциплинарные методы.
5.Методы междисциплинарного исследования.
Таким образом, вся методология не может сводиться к какому-то одному методу, даже если он наиболее важен. Настоящий ученый и исследователь не может полагаться только на одно единственное учение и не может ограничиваться в своем мышлении только единственной философией. Поэтому вся не просто складывается из отдельных возможных методов, а составляет собой их «механическое единство».
Находящаяся в основе научного познания методология - это динамичная, цельная, сложная субординированная система приемов, способов и принципов разных уровней, разной сферы действия и направленности, содержаний и структур. Кроме проведения самих научных исследований важно проводить патентование полученных результатов. Поэтому такие дисциплины как патентоведение и основы научных исследований крайне важны для подготовки современных высококвалифицированных специалистов.
Серия «Учебные издания для бакалавров»
М. Ф. Шкляр
ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебное пособие
4 е издание
Издательско торговая корпорация «Дашков и К°»
УДК 001.8 ББК 72
М. Ф. Шкляр - доктор экономических наук, профессор.
Рецензент:
А. В. Ткач - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Шкляр М. Ф.
Ш66 Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 4 е изд. - М.: Издатель ско торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 244 с.
ISBN 978 5 394 01800 8
В учебном пособии (с учетом современных требований) описаны ос новные положения, связанные с организацией, постановкой и проведени ем научных исследований в форме, пригодной для любой специальности. Подробно изложена методология научного исследования, методика рабо ты с литературными источниками и практической информацией, особен ностями подготовки и оформления курсовых и дипломных работ.
Для студентов бакалавриата и специалитета, а также аспирантов, соискателей ученой степени и преподавателей.
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................... |
||
1. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ |
||
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ........................................................... |
||
1.1. Понятие науки................................................................................................................ |
||
1.2. Наука и философия................................................................................................ |
||
1.3. Современная наука. Основные концепции......................................... |
||
1.4. Роль науки в современном обществе....................................................... |
||
2. ОРГАНИЗАЦИЯ |
||
НАУЧНО(ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ................................ |
||
2.1. Законодательная основа управления наукой |
||
и ее организационная структура......................................................................... |
||
2.2. Научно технический потенциал |
||
и его составляющие......................................................................................................... |
||
2.3. Подготовка научных |
||
и научно педагогических работников............................................................. |
||
2.4. Ученые степени и ученые звания.............................................................. |
||
2.5. Научная работа студентов и повышение качества |
||
подготовки специалистов........................................................................................... |
||
Г л а в а 3. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ....................... |
||
3.1. Науки и их классификация............................................................................. |
||
3.2. Научное исследование и его сущность.................................................. |
||
3.3. Этапы проведения |
||
научно исследовательских работ....................................................................... |
||
Контрольные вопросы и задания................................................. |
Г л а в а 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ |
|
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ............................................................ |
|
4.1. Методы и методология научного исследования............................. |
|
4.2. Всеобщие и общенаучные методы |
|
4.3. Специальные методы научного исследования................................ |
|
Контрольные вопросы и задания................................................. |
|
Г а в а 5. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ |
|
И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ НАУЧНОГО |
|
ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................................................... |
|
5.1. Планирование |
|
научного исследования................................................................................................. |
|
5.2. Прогнозирование научного исследования........................................ |
|
5.3. Выбор темы научного исследования...................................................... |
|
5.4. Технико экономическое обоснование темы |
|
научного исследования............................................................................................... |
|
Контрольные вопросы и задания............................................... |
|
Г л а в а 6. ПОИСК, НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА |
|
НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ .............................................................. |
|
6.2. Поиск и сбор научной информации........................................................ |
|
6.3. Ведение рабочих записей................................................................................ |
|
6.4. Изучение научной литературы................................................................. |
|
Контрольные вопросы и задания............................................... |
|
Г л а в а 7. НАУЧНЫЕ РАБОТЫ ........................................................ |
|
7.1. Особенности научной работы |
|
и этика научного труда............................................................................................... |
|
7.2. Курсовые работы.................................................................................................... |
|
7.3. Дипломные работы................................................................................................ |
|
Структура дипломной работы |
|
и требования к ее структурным элементам............................................. |
|
Контрольные вопросы и задания............................................... |
8. НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ .............................. |
||
8.1. Композиция научной работы........................................................................ |
||
8.3. Язык и стиль научной работы..................................................................... |
||
8.4. Редактирование и “вылеживание” |
||
научной работы................................................................................................................. |
||
Контрольные вопросы и задания............................................... |
||
Г л а в а 9. ЛИТЕРАТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ |
||
И ЗАЩИТА НАУЧНЫХ РАБОТ ................................................ |
||
9.1. Особенности подготовки структурных частей |
||
9.2. Оформление структурных частей |
||
научных работ.................................................................................................................... |
||
9.3. Особенности подготовки к защите |
||
научных работ.................................................................................................................... |
||
Контрольные вопросы и задания............................................... |
||
ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................................................... |
||
Список литературы ............................................................................... |
ВВЕДЕНИЕ
Обязанность мыслить - удел совре менного человека; обо всем, что попадает в орбиту науки, он должен мыслить не иначе, как в форме строгих логических суждений. Научное сознание… - неумо лимый императив, составной частью входящий в понятие адекватности совре менного человека.
Х. Ортега и Гассет, испанский философ (1883–1955)
В современных условиях бурного развития научно техни ческого прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно технической информации, быстрой сменяемости и об новления знаний особое значение приобретает подготовка в выс шей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, спо собных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных резуль татов.
С этой целью в учебные планы многих специальностей ву зов включена дисциплина “Основы научных исследований”, широко внедряются элементы научных исследований в учеб ный процесс. Во внеучебное время студенты принимают учас тие в научно исследовательской работе, ведущейся на кафед рах, в научных учреждениях вузов, в студенческих объедине ниях.
В новых социально экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недо статочное овладение студентами системы методических знаний. Это существенно снижает качество выполнения студентами научных работ, не позволяя им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим в пособии особое внимание уделе но: анализу методологических и теоретических аспектов науч ного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенно стей и логики процесса научного исследования; раскрытию ме тодического замысла исследования и его основных этапов.
Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и спо собность их к проведению научно исследовательских работ - объективная предпосылка успешного решения учебных и науч ных задач. В свою очередь, важным направлением совершенство вания теоретической и практической подготовки студентов яв ляется выполнение ими различных научных работ, дающих сле дующие результаты:
- способствует углублению и закреплению студентами имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и от раслей науки;
- развивает практические умения студентов в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и вы работке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;
- совершенствует методические навыки студентов в са мостоятельной работе с источниками информации и соответ ствующими программно техническими средствами;
- открывает студентам широкие возможности для освое ния дополнительного теоретического материала и накопленно го практического опыта по интересующему их направлению деятельности;
- способствует профессиональной подготовке студентов к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.
В пособии обобщена и систематизирована вся необходи мая информация, связанная с организацией научных исследо ваний - от выбора темы научной работы до ее защиты.
В данном пособии изложены основные положения, связан ные с организацией, постановкой и проведением научных ис следований в форме, пригодной для любой специальности. Этим оно отличается от других учебных пособий подобного типа, пред назначенных для студентов той или иной специальности.
Так как данное пособие предназначено для широкого круга специальностей, оно не может включать исчерпывающий мате риал по каждой специальности. Поэтому преподаватели, веду щие данный курс, могут применительно к профилю подготовки специалистов дополнить материал пособия изложением специ фических вопросов (примеров) или сократить по объему отдель ные разделы, если это целесообразно и регламентируется отве денным планом времени.
Г л а в а 1.
НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Знание, только знание делает чело века свободным и великим.
Д. И. Писарев (1840–1868),
русский философ материалист
1.1. Понятие науки.
1.2. Наука и философия.
1.3. Современная наука. Основные концепции.
1.4. Роль науки в современном обществе.
1.1. Понятие науки
Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существен ной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает доста точно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошло го мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, по лезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль на
уки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно технических достижений на повседневное существование чело века, который приходится осмысливать сегодня.
На сегодня нет однозначного определения науки. В различ ных литературных источниках их насчитывается более 150. Одно из этих определений трактуется так: “Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непос редственной целью постижение истины и открытие объектив ных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаи мосвязи”. Также широко распространено и другое определение: “Наука это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и про цесс их производства”. В. А. Канке в своей книге “Философия. Исторический и систематический курс” дал следующее опре деление: “Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не вся кое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное”.
Но, кроме множества определений науки, есть и множество восприятий ее. Многие люди понимали науку по своему, счи тая, что именно их восприятие является единственным и вер ным определением. Следовательно, занятие наукой стало акту ально не только в наше время, - ее истоки начинаются с до вольно древних времен. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа куль туры и при переходе от одной общественно экономической фор мации к другой, меняются стандарты изложения научного зна ния, способы видения реальности, стиль мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социо культурных факторов.
Предпосылки для возникновения науки появились в стра нах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Дос тижения восточной цивилизации были восприняты и перерабо таны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / И.В. Арнольд. - М.: КД Либроком, 2016. - 144 c.
2. Волков, Ю.С. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие / Ю.С. Волков. - СПб.: Лань, 2013. - 224 c.
3. Герасимов, Б.И. Основы научных исследований / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина [и др.]. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 c.
4. Кожухар, В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.М. Кожухар.. - М.: Дашков и К, 2013. - 216 c.
5. Кудряшов, А., Ю. Основы научных исследований лесных машин: Учебник / А. Ю. Кудряшов. - СПб.: Лань П, 2016. - 528 c.
6. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов.. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 c.
7. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2016. - 284 c.
8. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2014. - 284 c.
9. Моисейченко, В.Ф. Основы научных исследований в агрономии: учебник для вузов. / В.Ф. Моисейченко, М.Ф. Трифонова, А.Х. Заверюха, В.Е. Ещенко. - М.: Альянс, 2016. - 336 c.
10. Рыжков, И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие / И.Б. Рыжков. - СПб.: Лань, 2012. - 224 c.
11. Рыжков, И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие / И.Б. Рыжков. - СПб.: Лань, 2013. - 224 c.
12. Тихонов, В.А. Теоретические основы научных исследований: Учебное пособие для вузов / В.А. Тихонов, В.А. Ворона, Л.В. Митрякова. - М.: Горячая линия -Телеком, 2016. - 320 c.
13. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. - М.: Дашков и К, 2016. - 208 c.
14. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр.. - М.: Дашков и К, 2013. - 244 c.