Урок географии 9 кл химическая промышленность. Химическая промышленность России (конспект)
Презентация
к уроку географии в 9 классе
Выполнила учитель географии МБОУ г. Керчи РК СШ
№ 1 им. В. Дубинина
Заярная Людмила Ивановна
9 класс
- Значение и особенности химической промышленности.
- Сырье для химической промышленности.
- Отраслевой состав химической промышленности.
- Характеристика крупнейших отраслей химической промышленности.
- Основные базы химической промышленности.
- Закрепление. Практическая работа.
Химическая промышленность является одной из цент-ральных отраслей современной мировой экономики. Основная задача химической промышленности – пере-работка и превращение различных видов сырья, таких, как нефть, природный газ, уголь, руды, минералы, других полезных ископаемых, а также воды, воздуха в разно-образные продукты.
Химизация народного хозяйства – один из решающих рычагов повышения эффективности производства и качества работы во всех сферах деятельности человека.
Химическая промышленность отличается от большинства других отраслей
рядом особенностей:
- возможностью создавать новые материалы не существующие в природе с определенными свойствами , что востребовано в космической технике и строительстве, фармацевтической, пищевой и легкой промышленности;
- имеет обширную сырьевую базу (один продукт можно получить из разных
видов сырья);
- дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообраз-
ной продукции (из одного вида сырья можно получить разные продукты).
Сырьём для химической промышленности являются полезные ископаемые
(каменный и бурый уголь, нефть, каменная и калийная соли, фосфориты, мел,
известняки, сера и некоторые другие). Кроме того, в химической промышленности
используются отходы чёрной и цветной металлургии, пищевой и лесоперераба-
тывающей промышленности.
Известняк
Бурый и каменный уголь
фосфориты
Химическая промышленность
основная химия
химия органического синтеза
горно-химическая
производство спиртов, органических кислот
добыча горно-химического сырья
производство кислот, солей, щелочей
производство минеральных удобрений
производство синтетических и искусственных волокон
производство пластмасс, синтетических смол, синтетического каучука
производство
хлора, аммиака, кальцинированной и каустической соды
Тонкая химия: фармацевтика (производство лекарственных веществ и препаратов); фотохимия (производство разнообразных фотоматериалов); бытовая химия, парфюмерия
Производство серной кислоты
Серную кислоту применяют:
- в производстве минеральных удобрений;
- как электролит в свинцовых аккумуляторах;
- для получения различных минеральных кислот и солей;
- в производстве химических волокон, красителей, дымообразующих веществ и взрывчатых веществ;
- в нефтяной, металлообрабатывающей, текстильной, кожевенной и др. отраслях промышленности.
Самый крупный потребитель серной кислоты - производство минеральных удобрений.
На 1 т фосфорных удобрений расходуется 2,2-3,4 т серной кислоты, а на 1 т азотных удобрений - 0,75 т серной кислоты. Поэтому сернокислотные заводы стре-мятся строить в комплексе с заводами по производству минеральных удобрений.
Производство минеральных удобрений
фосфорные удобрения
азотные удобрения
калийные удобрения
влияют на величину и стойкость урожая, эффективность использования азотных удобрений
влияют на скорость роста, величину урожая,
влияют на корневую систему, стойкость урожая,
Производство размещают у газопроводов, на метал-лургических комбинатах.
Новомосковск, Дорогобуж
Щекино, Тольятти
Новгород, Липецк
Магнитогорск,
Череповец Нижний Тагил
Производство размещают
у потребителя и сернокислотных заводов.
Воскресенск
Производят в районах добычи сырья
Соликамск
Березники
Проанализируйте диаграмму и сде-лайте вывод о потреблении разных видов удобрений.
Проанализируйте диа-грамму и сделайте вы-вод о выпуске удобре-ний разных видов в России.
Производство синтетического каучука первоначально было привязано к сырью (спирт, получаемый из пищевого сырья – картофеля, зерна) и к потребителю (автомобильной промышленности).
Сейчас все заводы работают на нефтегазовом сырье.
Центры: Ярославль, Казань, Воронеж, Ефремов, Красноярск.
Проблема!
Производство автомобильных покрышек
Структура российского производства
шин в 2005 году
Центры:
Нижнекамск,
Киров,
Ярославль,
Воронеж,
Омск.
Производство пластмасс и синтетических смол
Пластмассы и синтетические смолы вырабатывают на произ-водствах, входящих в состав нефтехимических комбинатов или азотнотуковых заводов.
Центры: Уфа, Тюмень, Казань, Орехово-Зуево
вискозное
ацетатное
лавсан, нейлон, капрон, спандекс
искусственные волокна получают химической модификацией природ-ных материалов (хлопка, шерсти)
для производства синте-тических волокон исполь-зуются только синтети-ческие материалы - полимеры
Производство химических волокон характери-зуется высокой водо- и энергоёмкостью .
Для производства 1 т волокон требуется
6000 м3 воды и 16-19 т условного топлива.
Факторы размещения: основные центры отрасли тяготеют либо к районам текстильной промышленности (Центральный район), либо к районам развитой нефтехимии (Поволжье).
Крупные центры:
Тверь
Клин
Саратов
Бытовая химия
Фармацевтика
Парфюмерия
Фотохимия
Северо-Европейская база
Северо-Европейская база включает огромные запасы хибинских апатитов, растительных (лесных), водных и топливно-энергетических ресурсов (нефти, газа, угля). На апатитовом сырье Кольского полуострова базируются основная химия – производство фосфорных удобрений. Органическая химия в перспективе получит развитие за счет переработки местных ресурсов нефти и газа Северного экономического района.
Центральная база - ресурсодефицитная.
Она сформировалась с ориентацией на огромный потребительский спрос. Практически вся химическая промышленность использует привозные ресурсы.
Из местного сырья (фосфориты - Егоровское месторождение) здесь производят только фосфорные удобрения (Воскресенск).
Здесь производят:
- химические волокна (искусственные - Рязань, Тверь, Санкт-Петербург, Шуя; синтети-
ческие - Курск; и. и с. - Клин, Серпухов),
- каучук и шины (Ярославль, Санкт-Петербург);
- пластмассы (Санкт-Петербург, Дзержинск);
- сложные удобрения (Новомосковск, Воскресенск),
- азотные удобрения (Щекино, Липецк, Новомосковск, Новгород, Дзержинск),
- фосфатные удобрения (Санкт-Петербург, Волхов);
- лакокрасочные изделия и синтетические красители (Санкт-Петербург, Ярославль,
Центральная база дает 45% продукции химической промышленности.
Волго-Уральская база формируется на громадных запасах калийных (Соликамск, Березники), поваренных солей Урала и Поволжья (о. Баскунчак, Эльтон), серы (Оренбург), нефти, газа, руд цветных металлов, гидроэнергетических (Волжско-Камский каскад ГЭС) и лесных ресурсов.
Именно поэтому сформировавшийся здесь комплекс является по своим масштабам и разнообразию крупнейшим в России.
Основные его элементы - гигантские химические комплексы - Солекамско-Березниковский, Уфимско-Салаватский, Самарский, дающие минеральные удобрения, соду, каучук, пластмассы.
Доля химической продукции Волго-Уральской базы составляет более 40%.
Серьезное препятствие на пути дальнейшего развития базы - экологический фактор.
Сибирская база относится к разряду наиболее перспективных.
По запасам и разнообразию ресурсов она превосходит даже Уральскую базу: нефть и газ Западной Сибири, глауберовы, поваренные соли (усолье-Сибирское, Бурла), уголь Восточной и Западной Сибири, гидроэнергетические и лесные ресурсы, а также запасы руд цветных и черных металлов.
Особенно интенсивно развивается нефтехимия (Тобольский и Томский комплексы, Омск, Ангарск). Ранее сформировались углехимические производства (Кемерово, Черемхово - пластмассы, синтетические смолы, химические волокна). Самую разнообразную продукцию (целлюлозу, бумагу, кормовые дрожжи, искусственные волокна) выпускают крупнейшие в стране ЛПК - Красноярский, Братский, Усть-Илимский. Также развитие получили производство шин и резинотехнических изделий из каучука, получаемого при гидролизе древесины и продуктов нефтепереработки (Омск, Красноярск).
1. Распределите отрасли химической промышленности по группам:
Химическая промышленность
горно-химическая
основная химия
химия органического синтеза
тонкая химия
2. Распределите эти же отрасли по группам факторов размещения:
химической промышленности
Тяготение к районам:
потребления
добычи сырья
Задание № 2.
Задание № 1.
Факторы размещения важнейших производств
химической промышленности
Химическая промышленность
Тяготение к районам:
потребления
горно-химическая
добычи и производства сырья
основная химия
производство серной кислоты
добыча калийных солей
химия органического синтеза
добыча калийных солей
обеспеченным сырьем, водными ресурсами и дешевой электроэнергией
производство серной кислоты
производство азотных удобрений
тонкая химия
производство химических волокон
производство химических волокон
бытовая химия
производство пластмасс
фотохимия
производство калийных удобрений
производство изделий из пластмасс
бытовая химия
производство синтетического каучука
производство автомобильных шин
фармацевтика
фармацевтика
производство пластмасс
фотохимия
производство синтетического каучука
Характеристика химической базы России.
Вы познакомились на предыдущих слайдах с описанием химичес-ких баз России.
Работа в группах.
Определите:
- Какое сырье имеет данная база?
- Какие отрасли здесь представлены?
- Крупные центры химической промышленности.
- Какие проблемы имеет база?
Составить схему межотраслевых связей химической промышленности.
С П А С И Б О!!!
Слайд 2
Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.
Цель урока:
Слайд 3
Химическая промышленность России
Слайд 4
Химико – лесной комплекс Химическая Лесная промышленность промышленность
Слайд 5
Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.
По учебнику « География. Население и хозяйство» для 9 класса В. П. Дронов и В. Я. Ром параграф 7, стр. 33 определите, что такое химизация?
Слайд 6
Задание №1:
Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей. Самостоятельно работая с текстом учебника стр.33, выявите 3 особенности химической промышленности.
Слайд 7
Правильные ответы:
1.Химическая промышленность создает новые материалы с заданными свойствами, которые позволяют экономить сырье и труд людей. 2.Химическая промышленность имеет обширную сырьевую базу (п/и, вода, воздух, древесина). Один продукт можно получить из разных видов сырья. 3.Химическая промышленность дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообразной продукции.
Слайд 8
Тренируем зрение.Зарядка для глаз
Слайд 9
Задание №2. Определение факторов размещения предприятий и их географии.
Работа с текстом учебника стр.35-36, рис9, табл.6, карта атласа «Химическая промышленность». Заполните таблицу.
Слайд 10
Правильный ответ:
Слайд 11
Основные базы химической промышленности России:
1.Северо-Европейская 2.Центральная 3.Урало-Поволжская 4.Сибирская
Слайд 12
Задания для закрепления темы:
Разбейтегорода А) Череповец, Б) Кемерово, В) Ангарск, Г) Липецк, Д) Соликамск, Е) Брянск, Ж) Дзержинск, З) Тольятти, И) Воскресенск,К) Великий Новгород - на группы в зависимости от их производства минеральных удобрений: 1.комплексные 2.азотные 3.калийные 4.фосфорные
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22 г. Краснодар
«Химическая промышленность России»
Конспект урока по географии
9 класс
Краснодар 2013
Тема урока : Химическая промышленность России
Цель урока : изучить особенности размещения, состав химической промышленности. Основные проблемы и перспективы отрасли.
Задачи :
образовательная : рассмотреть особенности химической промышленности России; показать ее значение в экономике России; раскрыть особенности размещения химической промышленности;
развивающая : продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи, работать со статистическим материалом, самостоятельно находить материал по теме и грамотно его оформлять; заполнить таблицу «Химическая промышленность»; находить отрасли, выпускаемую продукцию, центры, факторы размещения химической промышленности;
воспитательная : ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Тип урока : комбинированный.
Метод проведения : объяснение, самостоятельная работа, опережение
Требования согласно программе :
иметь представление об особенностях химической промышленности;
знать : основные районы размещения химической промышленности, факторы размещения основных производств, роль и значение отрасли.
уметь : самостоятельно работать с текстом учебника и с картой.
Оборудование: статистические материала (таблицы, диаграммы), презентация «Химическая промышленность России», мультимедийное оборудование, рабочие тетради, тестовые материалы, карта химической промышленности России; карты атласа, ПК, мультимедиапроектор.
Ход урока
1.Организационный момент .
Приветствие;
Подготовка аудитории к работе;
Наличие учащихся.
2.Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.
Знания об особенностях химической промышленности позволяют глубже понимать происходящие процессы, происходящие сегодня.
План
1.История развития отрасли.
2.Химико – лесной комплекс. Особенности химической промышленности.
3.Виды отраслей, продукция, факторы размещения и центры химической промышленности.
4.Основные базы химической промышленности.
3.Сообщение домашнего задания.
&28 – 29, с.143 - 150.
Опережающее задание
Подготовить сообщение о промышленных лесах России.
4.Закрепление изученного материала.
Отработать вопросы и задания для закрепления темы. (Индивидуальные задания, работа со стат. материалами,)
5.Подведение итогов занятий.
1.Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
2.Оценить работу учеников во время занятий.
Изучение нового материала.
1.История развития отрасли (слайд №3,4).
Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей -химической и лесной. Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.
Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства.
Химическая промышленность - отрасль , включающая производство продукции из , и другого сырья путём его химической переработки.
Крупнейшие химические компании России
Компания, штаб-квартира
Данная разработка рассчитана на обучающихся девятых классов и предназначена для учителей географии, может быть интересна родителям и всеми, кого интересуют проблемы своей страны.
Химическая промышленность России
Цели урока:Образовательная: изучить особенности химической промышленности, показать ее значение в экономике России, раскрыть особенности размещения химической промышленности.
Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать мысли;
Воспитательная: воспитать у учащихся умение работать в коллективе, ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Опорные знания и умения: природные ресурсы, калийная соль, шины, пластмасс, каучук, апатиты, серная кислота.
Новые знания: химическая промышленность, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий, их изменение под влиянием НТР.
Новые умения: Уметь составлять характеристику основных баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Методы обучения: репродуктивный.
Форма проведения: комбинированный тип урока.
Средства обучения: Карта "Химическая промышленность", коллекция "Химическое сырье".
Ход урока
Деятельность учителя (Деятельность учащихся)I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами изучили тему "Цветная металлургия". Давайте вспомним:
-На какие группы подразделяют цветные металлы?
-Назовите основные металлургические базы тяжелых цветных металлов?
-Где в Росси плавится основная часть алюминия?
-Назовите основные районы добычи золота в России?
III. Изучение нового материала.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с химико-лесным комплексом, а точнее с химической промышленностью. В работе над этой темой вам поможет учебник и модуль (инструкция). Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
-Тяжелые (медь, цинк, свинец, олово, никель); легкие (алюминий, магний, титан); благородные (золото, платина, серебро и др.); редкоземельные (цирконий, селен, германий)
- Уральская- заводы в Карабаше, Медногорске, Ревде, Пышме и др.
-В Восточной Сибири.
Магаданская область, Красноярский край, Якутия, Иркутская область.
Записывают число и тему урока в тетрадь.
Класс делится на группы по 4 человека, каждая группа получает модуль.
Модуль.
Шаг № 1.
-Дополните фразу:
" Химико-лесной комплекс слагается_________отраслями - ____________и____________промышленностью."
"Ведущая среди них-_____________ промышленность."
"Химизация - это широкое применение _________________ и _________ во всех хозяйственных отраслях."
Шаг № 2.
- Выявите три особенности химической промышленности.
Шаг № 3.
-Работая с текстом учебника (стр. 145-148 рис.47, табл.33, карта атласа "Химическая промышленность"), заполните таблицу "Химическая промышленность".
Отрасль Продукция Факторы размещения Центры
1. Горно-химическая.
2. Основная химия.
3. Химия органического синтеза.
Шаг № 4.
- Выпишите основные базы химической промышленности России.
- Работая с картой, рис.48, стр.149 и текстом учебника определите:
Какое сырье имеет данная база?
Какие отрасли здесь представлены?
Какие проблемы имеет база?
(Каждый ученик работает с одной химической базой, а затем в группе обсуждаются результаты).
Шаг № 5.
-Проверьте, как вы поняли материал урока. Для этого выполните тестовое задание:
1. Главными районами по производству минеральных удобрений в России является:
А) Урал;
Б) Урал и Восточная Сибирь;
В) Урал, Восточная Сибирь и Центральная Россия;
2. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:
А) калийных удобрений;
Б) серной кислоты;
В) пластмасс;
3. Из продукции химической промышленности наибольшее отставание России от развитых стран отмечается в производстве:
А) серной кислоты;
Б) полимеров;
В) минеральных удобрений;
4. Более энерго- и водоемким является производство:
А)пластмасс, химических волокон;
Б) серной кислоты и удобрений;
5. Главными районами производства полимерных материалов в России является:
А) Европейский Север и Центральная Россия;
Б) Центральная Россия и Поволжье;
В) Поволжье и Европейский Север;
IV. Домашнее задание.
Параграфы 28-29.
Скачать Конспект урока географии, 9 класс. Химическая промышленность России