Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы Гряколовой Ирины Александровны материал (младшая группа) на тему. Примерные темы самообразования воспитателей доу Отчет по самообразованию эксперименты 1 мл гр
Жанна Карпухина
Тема самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ». Карпухиной Ж. А.
Работа над темой начата - сентябрь 2016 г. (первый год)
Предполагается закончить работу над темой - май 2017 г.
За основу в своей работе я брала основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Москва. Мозаика – Синтез 2014 год. Также использовала следующую методическую литературу : Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз» , 2007.
А. Е. Белая В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников Пособие для родителей и педагогов АСТ Москва 2004
Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников . Пособие для родителей и педагогов Москва АСТ 2005
В. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь Лань Санкт-Петербург 1997
Е. Максимова, О. Рахматуллина, О. Травкина, А. Черных Готовим пальчики к письму Москва Обруч 2011
В. Волина Зимние потешки Санкт-Петербург Дидактика Плюс 1996 Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь . Санкт-Петербург, 2013.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики . – СПБ : Корона-Век, 2007. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. С. Е. Большакова Формирование мелкой моторики рук . Игры и упражнения Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014 Е. А. Савельева Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте » В. А. Сухомлинский. Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства .
Работая по теме, я использовала разнообразные методы и приёмы : пальчиковые игры и гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей и пальцев рук. Работая с детьми, старалась использовать партнёрские отношения. Очень много отводилось времени на работу по насыщению предметно - пространственной среды.
Было сделано много игр и пособий. Составлены картотеки пальчиковых игр и гимнастик, игр с массажными мячами, памятка для родителей «Мелкая моторика рук и развитие речи » .
Развитию кистей и пальцев рук способствуют разнообразные игры и действия с предметами. Такие как :
Игры с пуговицами («Варежка» , «Божья-коровка» );
Игры - шнуровки («Башмачок» , «Рыбка» );
Игры с прищепками («Собери цветок» , «Солнышко» , «Ёжик» )
Игры с фасолью («Найди мишку» , «Потерялся шарик» )
Игры с мелкими предметами .
Дети очень любят играть в настольные, дидактические игры, в кукольный, пальчиковый театр.
Много знают физкультминуток, пальчиковых игр со стихами и скороговорками и с удовольствием их используют в самостоятельной деятельности (в конце года) .
акие игры способствуют не только развитию мелкой моторики , они снимают эмоциональное напряжение, улучшают настроение. У детей повышается любознательность; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Продуктивная деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование – один из самых больших удовольствий для ребёнка. Проводив, ООД использовала, различные как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования : пальчиками, пористыми губками, ватными палочками, вилкой.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Так же наши малыши научились использовать трафареты.
Много времени отводили пластилинографии и лепке.
Пластилин - не обычный материал, из него можно сделать все, что захочется. На занятиях по конструированию дети с удовольствием возводили постройки : домики, башни, гаражи. Малыши создавали их по образу, позже возводили, усложняя их новыми элементами.
Рассказывая о своей работе, дети учатся подбирать нужные слова и формировать свои мысли.
Вся работа по заданной теме проводилась, в тесном контакте с родителями были проведены индивидуальные беседы, консультации : «Игры с прищепками» (декабрь, «Игры и упражнения с массажными мячами» (февраль) . На стенды выставляли физкультминутки и пальчиковые игры, в которые можно поиграть дома вместе с детьми. На протяжении всего времени родители вместе со своим детьми принимали активное участие в жизни группы и детского сада . Участвовали в выставках, конкурсах и акциях.
Что так же благотворно сказывается на развитии детей . В этом году я со своими ребятами приняла участие в 8 Всероссийском творческом конкурсе «Царство рыб» . Где мы стали победителями и получили диплом.
В этом конкурсе приняли участие 3 девочки. Они делали осьминогов из бумаги. Так в нашей группе «Цвеик-семицветик» появился красивый аквариум с осьминогами и другими жителями.
В ноябре провели родительское собрание «Пальчиковые игры, их роль в развитии речи дошкольников ». В течение года проводились различные досуги, где дети применяли пальчиковые игры : «В гостях у сказки» , «Весёлые пальчики» .
Вывод : Проанализировав данную работу, пришла к выводу, что цель мною была достигнута, так как у детей наблюдается положительная динамика. Развитие мелкой моторики является предпосылкой для становления детской деятельности, устной и письменной речи, а также способствует познавательной активности детей .
Дети, ранее плохо владевшие речью стали охотнее общаться друг с другом и с взрослыми, словарный запас вырос, игровой замысел у детей расширился , они стали более организованными, внимательными. Повысились навыки самообслуживания . Следовательно, тема для данной работы – актуальна.
Публикации по теме:
В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.
Работа по развитию движения рук в нашей младшей группе проводиться каждый день. Все задания приносят детям радость, удовольствие. А чтобы.
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Добрый день Здравствуйте уважаемые коллеги. Слайд1 Я, Киселева Татьяна Васильевна, работаю воспитателем в МБДОУ детский сад № 17 «Золушка».
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: Гусейнова Маина Керемалиевна. "Источник способностей дарования детей находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский Актуальность.
10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
11. Игра как средство общения дошкольников.
13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой
младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
14. Использование развивающей игры во время нод по математике
с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми 2 – 3 лет.
17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.
18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.
19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.
20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.
23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.
26. Правила дорожного движения для дошкольников.
27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.
28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.
29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
30.
Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста.
31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).
32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через
общение с природой.
34. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте .
35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.
36. Развитие мелкой моторики дошкольников.
37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования.
38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.
39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.
40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.
42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.
43. Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.
44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности.
45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.
46. Речевое развитие дошкольников
47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
65. Формирование речи детей в игровой деятельности.
67. Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.
68. Экологическое воспитание детей в детском саду.
69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей)
возрастной группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Космос»
Города Балашова Саратовской области»
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитатель:
Дружкина С.П.
Балашов
2012-2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет» . Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 2-3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Написать статью « Особенности сенсорного воспитания в семье»;
Изготовить дидактические игры по сенсорике;
Провести досуг совместно с родителями: «Игра на развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет».
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста», М.:2007., Мухина В.С. «Сенсорное развитие дошкольника», М.:2005., Репина Т.А. «Сенсорное воспитание в ДОУ», М.:2009., Усова А.П., Запорожец А.В. «Педагогика и психология сенсорного развития и восприятия дошкольника», М.:1995.
Изучение темы начала с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в детском саду», в течение сентября я подробно изучила статью Репиной Т.А. «Сенсорное воспитание в ДОУ», в результате была изготовлена папка-передвижка для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в детском саду».
В октябре продолжила изучение темы с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в процессе предметно-игровой деятельности в ДОУ», я изучила книгу Пелюгиной Э.Г. «Занятия по сенсорному восприятию с детьми раннего возраста». Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды: сенсомоторный уголок. Мною были изготовлены следующие игры для детей: «Спрячь мышку», «Найди пару», «Подбери фигуру», «Овощи и фрукты»…Родители активно принимали участие по созданию игр по сенсорике.
В ноябре продолжила изучение темы с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в изодеятельности», изучила статью в книге Мухиной В.С. «Сенсорика посредством изодеятельности».
В декабре – январе изучение темы продолжила: «Сенсорика как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей 2-3 лет». На протяжение двух месяцев изучала книгу Усовой А.П., Запорожец А.В. «Педагогика и психология сенсорного развития и восприятия дошкольника», мною велась работа по созданию и изготовлению картотеки игр.
В феврале продолжила изучение темы с раздела: «Особенности сенсорного воспитания в семье детей 2-3 лет». Мною была проведена консультация с родителями: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в семье».
В марте продолжила изучение темы с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет посредством экологического воспитания». Мною были изготовлены следующие игры для детей: «Одень куклу Ирочку», « Во саду ли в огороде», « Времена года».
В апреле продолжила изучение темы с раздела: «Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет». Для изучения данного раздела пользовалась литературой: Мухина В.С. «Сенсорное развитие дошкольника», Репина Т.А. «Сенсорное воспитание в ДОУ». Итогом данной работы был проведен досуг совместно с родителями: «Игры на развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет».
В мае закончила изучение темы разделом: «Использование сенсорных игр в развитии речи ребенка 2-3 лет». Изучила книгу Печора К.М., Пантюхина Г.В. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета радуги», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат».
В результате изучения темы: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет », сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей 2-3 лет должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т.п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Перспективы на следующий год:
- Продолжить работу
Отчет по самообразованию «
Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.
Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.
А дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Учитывая выше сказанное, я выбрала тему самообразования « Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» (слайд 1)
Целью деятельности самообразования я поставила: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры. (слайд 2)
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
Познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;
Посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;
Создать картотеку дидактических игр.
Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия: (слайд 3)
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
Бондаренко. А.К. "Дидактические игры в детском саду"
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»
Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи"
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»
Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников»
Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:
Систематизации и обобщении предметов и явлений;
Анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;
Видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Используя дидактические игры я увидела, что игра позволяет:
Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
Формировать связную речь;
Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
Свою работу я вела по трем направлениям: (слайд 4)
Создание предметно - развивающей среды в группе;
Работа с детьми;
Работа с родителями.
За период сентябрь 2014 – май 2015 года мною были подготовлены игровые пособия:
Для развития мышления: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Осенние листочки», «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний».
Для развития внимания: «Накрой на стол», «Смайлики», «Найди одинаковые рукавички», «Что, где растет?».
Для развития восприятия и памяти: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Что за время года?», «Кто, что ест?»
Для развития речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Кто в теремочке живет».
Для развития творческого воображения: «Чудесные превращения», «Пантомима», «Смешной портрет».
Многофункциональное дидактическое пособие на развитие восприятия, памяти, внимания и логического мышления для воспитанников: «Волшебные круги».
Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей:
1. Развитие мышления;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи;
5. Развитие творческого воображения.
Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.
Слайд 6
Многофункциональное пособие:
11 пар кругов, вырезанные из картона (других материалов, пластинки, диски) разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещают картинку или различные схемы, картинки.
Игры на подбор пары:
«Чей хвост?» «Кто где живет?» «Один – много» «Что где растет?» «Подбери по форме» «Подбери по цвету» «Мамы и их детеныши» «Поедем, полетим, поплывем» «Угадай, чей листок» «Оденься по сезону».
Слайд 7
«Смайлики»
Перед детьми кладется игровая карта. В верхний левый угол стопкой кладутся смайлики. Детям предлагается найти все классифицируемые предметы и положить на них смайлики. После правильного отбора предметов предлагается назвать оставшиеся предметы и определить их группу.
Слайд 8
«Осенние листочки»
Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины.
- «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.
Слайд 9
«Кто, что ест»
«Давайте скорее, зверят угостим, уж сильно проголодались они!»
При этом необходимо проговаривать название животного, название пищи, которую это животное ест, можно спросить какие звуки издает животное.
Слайд 10
«Найди одинаковые рукавички»
Необходимо найти парные рукавички по цвету, рисунку, расположенными на них геометрическими фигурами. Определить их местоположение (вверху, внизу, справа, слева).
Слайд 11
«Накрой на стол»
«Стол красивый мы накрыли,
А про чашечки забыли.
Ну, дружочек, помогай,
Чашки к блюдцам подбирай».
Слайд 12
«Что, где растет»
Необходимо:
Посадить овощи на грядку, а фрукты на дерево.
Рассказать в чем отличие фруктов от овощей.
Охарактеризовать фрукты и овощи, используя модель признаков (цвет, форма, размер, вкус).
Слайд 13
«Кто в теремочке живет?»
1 вариант: ведущий берет изображения двух животных и «прячет» одного их них за домом, другого в окне, при этом оставляя видимой одну из частей животного, я спрашивает «Кто-кто в теремочке живет?». Игрок отвечает: «В теремочке живет корова, потому что из окна торчит коровья голова, коровьи рога, коровий нос и т.д. А еще в теремочке живет собака, потому что из-за дома торчит собачий хвост, собачьи лапы»
2 вариант: Определив животного, «живущего» в теремочке, ребенок должен составить краткий описательный рассказ об этом животном по предложенному плану: 1)Кто это? 2) Внешний вид зверя 3) Чем питается? 4)Название жилища 5) Название детенышей 6) Польза для человека (если домашнее животное).
Слайд 14
«Чудесные превращения»
Работа с прищепками очень нравится детям, они фантазируют, придумывают что-то своё необычное, это развивает не только мышечную силу пальцев рук, но и обогащает их воображение, дети начинают играть со своим изобретённым персонажем, героем, с каждым разом придумывают новый образ. Что так привлекает внимание наших малышей? Как раз яркая, впечатляющая игра, которая подразумевает удивительные превращения, казалось бы, из чего? Да из обычных прищепок!
Работа с родителями:
В октябре проведена консультация «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей».
Слайд 16
В феврале проведена выставка « Советуем ознакомиться с дидактическими играми».
Завершением послужит родительское собрание 22.05.2015г. «Играем вместе с родителями в занимательные игры».
В рамках заданной темы были посещены занятия в гр. № 4, 6, 7, 1.
Слайд 17
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу
Анна Васильева
Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы
Мною был разработан долгосрочный педагогический проект «Побегайки- Попрыгайки» . Этот проект направлен на развитие физических качеств детей. Первостепенное значение в проекте уделяется вопросам здоровья детей, организации условий для формирования привычки к здоровому образу жизни, развитие у детей и реализации их психофизических возможностей в разнообразных видах деятельности. В нашем детском саду создана система работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, включающая в себя : физкультурные занятия в зале, утреннюю гимнастику, динамические паузы, «дорожка здоровья» после дневного сна, подвижные игры (с ходьбой, прыжками, ползанием и лазанием, бросанием и ловлей мяча, прогулки, самостоятельную двигательную активность, физкультурные досуги. Проект позволяет комплексно реализовать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи .
Актуальность данного проекта : в том, что он объединяет общие задачи физического воспитания - повышает качество знаний у детей, двигательных умений. Развивает у них инициативу к самостоятельной деятельности , решает проблему развития ребёнка дошкольного возраста в социуме. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Для этого детям необходимо обеспечить потребность в движениях. Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3-летнего возраста (быстрая утомляемость, неуравновешенность и непоследовательность поведения и т. д., необходимо следить за правильным чередованием процесса возбуждения и торможения, не перегружать детей однообразными движениями, обеспечивая таким образом активный отдых после перегрузок и быстрое восстановление сил. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система : совершенствуется понимание взрослого, расширяется словарь активной речи. В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.
Обучение движениям – воспитательный процесс , поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность , умение слышать и выполнять указания воспитателя , соблюдать правила игры.
Мною была изучена методика проведения подвижных игр, физических упражнений с детьми раннего возраста, подобран перечень игровых заданий с рече-двигательной нагрузкой, физических упражнений и подвижных игр. С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие , сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями. При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых : «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль» ). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей : «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!» Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке» . Малыши вместе со взрослым зовут : «Мишка, выходи!» , пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево» . Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики) . Для этого воспитатель устраивает перебежки детей : «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова в включить их в игру).
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, оказывает закаливающий эффект.
Дети раннего возраста должны находиться на улице от 2,5 часов до 3 часов в день. Проведение прогулки при благоприятных условиях (не ниже –15С зимой, без ветра) требует особой организации в группах раннего возраста . Прежде всего, необходимо соблюдать следующие условия :
Формирование навыков самообслуживания (взрослому не делать за ребенка то, что он умеет делать сам) ;
---Требование к родителям : утром рационально складывать одежду ребенка;
Удобная расстановка мебели в раздевальных комнатах, свободный подход к шкафчикам;
Ожидание интересной прогулки детьми (сюрпризные моменты)
Также мною была изучена методика проведения утренней гимнастики.
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.
Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель , правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы. Однако физические упражнения не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.
В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят : они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика начинается с построения в одну шеренгу. Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку. В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен) . Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании : обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 5--6 раз.
Полезно менять скорость ходьбы от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением) . Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы. При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки» , «ходьба по глубокому снегу» ). Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную.
Работа построена с учетом интересов детей, потому как если ребенку интересно, то обучение проходит успешно и результативно.
В своей работе я использовала : 1. Подвижные игры : «Огуречик» , «Найди свой домик» , «Пузырь» , «Береги предмет» , «Автомобили» , «Винт» , «Шалтай–болтай» , «К куклам в гости» (игры с ходьбой, «Догоните меня» (игры с ходьбой, «Позвони в колокольчик» (игры с прыжками, «Не наступи на линии» «Будь осторожен» (игры с ползанием и лазанием, «Лови мяч» (игры с бросанием и ловлей)
2. Зарядку в стихах : «Мы ручками похлопаем»
«По дорожке мы шагаем»
«Мы топаем ногами»
«А теперь всем детям встать»
«Покажите все ладошки»
«Эй, попрыгали на месте!»
«Мы на карусели сели»
«Самолеты загудели »
«Тики- так, тики- так»
«Закружились, завертелись»
Мною проводилась индивидуальная работа с ребенком, имеющим особые образовательные потребности (пятая группа здоровья ) : акцентировалось внимание на подвижные игры и физические упражнения, сопровождающиеся ходьбой и прыжками («Позвони в колокольчик» , «Догони меня» , «К куклам в гости» , «Найди свой домик» , «Шалтай - болтай» , «Береги предмет» . Ограничивались упражнения с пролазыванием в обруч,ползанием,перелазыванием через мат,бросанием и ловлей предметов.
Ограничиваясь этим перечислением, важно отметить, что каждая из подвижных игр, элементов гимнастики и упражнений очень полезны для формирования физических качеств (ловкость, координация движений, формирование интереса детей к занятиям физической культурой, сенсорномоторное развитие детей раннего возраста.
В ходе реализации проекта разработаны памятки – рекомендации для родителей («Гимнастика для вашего Попрыгайки» , «Физические упражнения с ребенком» , оформлен стенд с консультациями для родителей, подготовлена презентация.
С родителями воспитанников были проведены беседы и консультации, анкетирование с целью повышения интересародителей к жизни ребенка в детском саду.
В результате, у детей сформирован интерес к занятиям физической культурой, начали формироваться физические качества (ловкость, реакция, координация движений) . У родителей появился и закрепился интерес к жизни ребенка в детском саду и физическому воспитанию ребенка в семье . Родители прислушиваются к моим рекомендациям и советам.