Научная исследовательская работа. Исследовательская работа проект на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»
по теме: « Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся».
Петухово 2016 г.
Введение....…………………………………………………………………………3
1.Влияние цвета на организм ……………………………………………5
1.1 Физическое воздействие цвета
1.2 Оптическое воздействие цвета
1.3 Эмоциональное воздействие цвета
2. Экспериментальное исследование и результаты…………………….8
2.1 Описание и анализ результатов исследования ……………………..8
3. Заключение ……………………………………………………………. 11
4. Список использованных источников………………………………… 12
5. Приложения …………………………………………………………….13
Введение
Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на окружающих также, как и все остальное.
Человек давно заметил особое действие цвета на свое состояние. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может вызывать и некоторый дисбаланс в нашем организме. Здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а эмоциональное состояние детей, желание идти в школу с хорошим настроением и возвращаться домой с таким же – залог эмоциональной стабильности, которая влияет на успеваемость учащихся.
Мы в своей работе попытались найти и определить цветовую гамму, а также такие цветовые сочетания в одежде учителей, которые вызывали бы позитивный эмоциональный настрой учащихся.
Цель :
Изучение влияние цвета на психоэмоциональное состояние учащихся.
Задачи:
Провести опрос среди учащихся 5-9 классов.
Провести сравнительный анализ полученных результатов;
Найти информацию по данному вопросу в литературе.
Объект исследования : учащиеся МБОУ «Петуховская СОШ №1»
Предмет исследования – влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека.
Гипотеза: предположим, что различные цвета по-разному влияют на психоэмоциональное состояние учащихся.
Методы исследования:
Анализ и синтез : изучение источников информации по вопросу влияния цвета на психоэмоциональное состояние человека.
Сравнение различных представлений о природе цвета и его влиянии на человека.
Анкетирование , в результате которого мы сможем получить информацию о влиянии цвета одежды учителя на настроение учащиеся.
Обобщение полученных знаний о цвете и его влиянии на настроение человека.
Продуктом нашей работы станут рекомендации, которые помогут современному учителю ориентироваться в выборе подходящей для него цветовой палитры в одежде.
1. Влияние цвета на организм человека
Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.
1.1 Физическое воздействие цвета
При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Человек живет в окружающем мире не замкнуто. Не только сам человек, но и каждая его клеточка постоянно связана с окружающей средой. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы. Он устраняет нарушения баланса в работе органов, удлиняет жизнь.
Мало кто сомневается, что каждый цвет несет в себе некую информацию, а человеческий организм реагирует на цвет.
Так, например:
красный
– увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяного давления;
оранжевый
– вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению;
желтый
– стимулирует умственную деятельность;
зеленый
– умиротворяет, успокаивает;
голубой
– снижает кровяное давление, успокаивает;
синий
– располагает к серьезности, строгости в поведении;
фиолетовый
– возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
1.2
Оптическое воздействие цвета
К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет.
Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации- зрительной иллюзии (см. Приложение №1), они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.
Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширной из-за эффекта иррадации. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот, удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу. Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов.
Также нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим, то уже после короткой концентрации на них становиться заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо, приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение (подобно стягивающей себя в свой домик улитке) и удаляется от человека.
Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, синего - при затемнении его черным.
1.3 Эмоциональное воздействие цвета.
При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах, переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связано с оптическими свойствами цвета.
Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука, ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.
С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского).
Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет, тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до пределов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо.
Часто белый цвет определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а, наоборот, полное возможностей.
Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего.
Равновесие белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.
Красный цвет мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет, не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым, красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.
Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.
Выбор предпочтительного (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит также от социального фактора. На основании психолого - социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.
Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами.
2. Экспериментальное исследование и результаты.
Исследование проводилось на базе МБОУ « Петуховская СОШ №1» .
В исследовании приняли участие учащиеся 6-9 классов. Работа проходила в два этапа:
1-й этап – диагностический.
Цель:
выяснить, как цветовая гамма одежды учителя влияет на эмоциональное состояние школьников. 2-й этап – аналитический.
Цель:
проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.
На первом этапе основным методом стало анкетирование. Каждому школьнику предлагалось письменно ответить на вопросы анкеты.
Анкета для учащихся.
Описание и анализ результатов исследования
По результатам исследования можно сделать вывод, что цветовая гамма одежды учителя по разному влияет на эмоциональное состояние учащихся так на вопросы:
1.Учителю как ученикам нужна ли форма?
6 -7 классы – 87 % опрошенных ответили « ДА»
13% опрошенных ответили « НЕТ »
8-9 классы – 56 % опрошенных ответили « НЕТ »
37% опрошенных « ДА »
7% ответили « БЕЗРАЗЛИЧНО »
2. Какая цветовая гамма в одежде учителя вдохновляет вас на отличные оценки, поднимает настроение?
1. Синий.
2.Зелёный,желтый.
3.Оранжевый.
4.Розовый
3. Какая цветовая гамма в одежде учителя отрицательно влияет на вашу успеваемость, настроение?
1.Яркие, ядовитые цвета(салатовый)
2.Серый, коричневый.
3.Красный
4.Черный
На основе анкетирования мы получили следующие данные: к цветам, негативно влияющим на большинство учащихся, единодушно отнесли яркие цвета, черный, коричневый, серый цвет. Тогда как к цветам, которые положительно влияют на настроение и являются успокаивающими, были отнесены синий, зелёный, жёлтый, оранжевый цвет, розовый.
В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и "закладки непререкаемого авторитета", к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного.
Оранжевый цвет , как никакой другой, создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе учителя необходимо. Другое дело, что использование его также должно соответствовать требованиям ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении "открытых уроков", когда учителю необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, снять нервозность.
С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не- случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет также следует включить в гардероб учителя.
Учителя часто неосознанно отдают предпочтение зеленому цвету в своем гардеробе. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше дозированно.
Розовый - прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы.
Голубой цвет , так же как и зеленый, будет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда от него потребуются дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.
Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.
Фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. Он способствует внутреннему углублению: помогает абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь - фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. И эту особенность необходимо учесть учителю при оформлении интерьера класса.
Черный - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Символически выражая идею небытия и угасания, черный цвет является отрицанием цвета как такового. Именно поэтому не рекомендуется его часто использовать в одежде и окружении учителя.
Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений, но никак и не защищает своего обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.
В одежде учителю лучше избегать ярких, раздражающих цветов, способных вызвать у учеников неожиданные эмоции. Традиционными для строгого стиля считаются цвета серо-синей гаммы. Но результаты нашего исследования показывают выбор серого не самым удачным.
Заключение
Мы узнали, что действительно существует взаимосвязь между выбранным цветом и эмоциональным состоянием человека. Существуют негативно и позитивно влияющие цвета. Этот результат полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.
При выборе одежды, необходимо помнить о сочетании цвета и рисунка, о броских деталях, отвлекающих внимание. В общении с классом учителю надлежит демонстрировать такие качества как основательность, надежность, дисциплинированность, аккуратность.
Поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный "прямоугольный" силуэт. Меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении, учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.
Таким образом, идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками.
На основе собственного опыта и изучения литературы по проблеме мы можем сделать следующие выводы:
- цвет влияет на организм человека, разные цвета по-разному воздействуют на наше эмоциональное состояние. Есть цвета активные, возбуждающие эмоциональное состояние или успокаивающие, есть цвета, отвергаемые нами;
- принятие или отвержение цвета часто зависит от пола ребенка;
- наиболее приемлемые тона для одежды учителя – желтый, оранжевый, зеленый, синий.
Список использованных источников.
1. Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. //Вопросы психологии. 1980. N3. с. 121-124.
2. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1965.
Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. //Вестник МГУ. 1988. серия 14. «Психология». N 3. с. 70-82.
dress code
- кодекс одежды) - форма
одежды
, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.
Эффект иррадации – иллюзии зрительного восприятия.
Психоэмоциональное состояние – особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты.
Оптическое восприятие - зрительное восприятие.
Позитивный настрой – вера, что все получится
Физиология человека – наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации
Исследовательская работа. Что такое исследовательская работа. Исследовательская работа «.». Исследовательская работа на тему. Конкурс исследовательских работ. Исследовательская работа по краеведению. Методика исследовательской работы. Учебно-исследовательский проект. Исследовательский проект «Снегурочка». Исследовательский творческий проект.
Учебно-исследовательская работа учащихся. Исследовательская работа учителя и учащихся. Организация учебно-исследовательской работы. Исследовательские методы и методики. Конкурс творческих и исследовательских работ. Творческая исследовательская работа на тему. Исследовательская работа «Тайна имени». Что такое радуга (исследовательская работа).
Исследовательская работа Тема: «Медведи». Проект исследовательской направленности. Исследовательская работа «Морские свинки». Как подготовить презентацию исследовательской работы. «О наших именах» Исследовательский проект. Исследовательский проект «Я помню. Исследовательская работа на тему: «Что в имени тебе моем.
Исследовательская работа на тему: «Пальмовое масло». Исследовательская работа по теме «Орнамент». Исследовательская работа на тему: «Компьютерный сленг». Исследовательский поект. Исследовательская работа «Откуда мы родом. Исследовательская работа на тему: Почему мы играем в Лего. Исследовательский проект «Родная улица моя».
Подробный план создания исследовательской работы.
Общие рекомендации Объем - от 10 до 25 страниц печатного текста (без приложения). Текст печатается на одной стороне страницы; компьютерный шрифт 12-14, обычный, интервал между строк 1,5–2; размер полей; левого – 30мм; правого 10мм; верхнего и нижнего – 20мм. Каждая глава начинается с новой страницы, как и оглавление, введение, заключение, список литературы, приложение. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть 3 интервала. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке нельзя. Фразы с новой строки печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 0,5см . Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифра номера страницы ставится вверху по центру страницы; на титульный лист № страницы не ставится.Cлайд 3
Список литературы. Удобнее использовать алфавитный способ построения библиографического списка; фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту. Методологические проблемы современной науки / сост. А.Т. Москаленко М.: Политиздат, 1979. 295с. Мунтусов А.Б. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. – 1992. – №6. с. 14. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч.тр. (НИИ высшего образования) / отв. Ред. Н.Н. Нечаев. М.: НИИ ВО, 1995. 15с. Райцын Н.В. В окопах торговых войн // Деловой мир. – 1993. – 7 окт. Рузавин Г.И. Научная теория. М.: Мысль, 1978. 23с.Cлайд 4
Структура работы Титульный лист; Оглавление; Введение; Главы основной части; Заключение; Библиографический список; Приложения;Cлайд 5
Образец оформления титульного листа Городская краеведческая конференция школьников «Неопознанное рядом Географическое краеведение Особенности Солонцовского хребта как географического объекта Кавказского Государственного биосферного заповедника Выполнен учеником 10 класса МОУ гимназии № 6 г. Сочи Ивановым Алексеем Ивановичем Научный руководитель – учитель МОУ гимназии № 6 г. Сочи Короленко Людмила Андреевна г. Сочи, 2010Cлайд 6
В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы. Во введении должны содержаться следующие элементы: обоснование актуальности темы очень краткий анализ достижений в той области, общий обзор опубликованных работ, цель данной работы; методы исследования; теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Принято считать, что объем введения должен составлять примерно 1/10 часть общего объема работы (1 -2 страницы). Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (для иллюстрации возьмем гипотетический пример из области наук о Земле - изучение кислотности воды в водных объектах N-го заповедника. Все, сказанное ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области).Cлайд 7
Задачи исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определение их кислотности с помощью индикатора, назовем его условно «лакмусовой бумажкой»).Cлайд 8
Литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно уже сделали до вас. Написание литобзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе - лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствуетCлайд 9
В главах основной части подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Основной текст может сопровождаться иллюстрированным материалом (рисунки, схемы, карты, диаграммы, фотографии). Все они обозначаются как “рисунки” и имеют общую нумерацию. Подпись под каждым рисунком начинается с его номера “Рис. 1” и т.д. Знак № не ставится. Основная часть делится на главы. В конце каждой главы должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств. На картах, картосхемах должен быть подписан масштаб.Cлайд 10
Заключение в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования). Выводы, тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них. Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Заключение по объему всегда должно быть меньше введения. Считается, что нормальный объем заключения составляет 1/20 часть общего объема работы. После заключения принято помещать библиографический список литературы. В раздел “Приложение” помещают цифровой материал в виде таблиц, чертежи, диаграммы, схемы, графики, фотографии. Весь этот иллюстративный материал называют рисунками, снабжают заголовками или подписями, нумеруют. Приложения помещают в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение располагают на отдельной странице; в общий объем работы приложения не засчитываются.Cлайд 11
Представление работы: а) Почему выбрана данная тема? б) Чем эта тема актуальна, интересна? в) Каково ее значение для познания курса географии (экологии, истории …)? 2. Сообщение об использованных технологиях: а) Характеристика источников; б) Анализ других примененных методов: Встречи со специалистами; Работа в различных организациях по сбору статистического и другого материала. 3. Краткое изложение основных идей. Ученик излагает свои мысли, наблюдения выводы, положения, сделанные на основе первоисточников включенных в текст реферата. Приводит доказательства главных положений. Использует фактический и практический материал. Делает описание процесса, явления, страны и т.д.Cлайд 12
Рекомендации по созданию презентации Презентация не должна быть меньше 10 слайдов. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; МОУ СОШ, где работает автор проекта и его должность. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР «Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов. Вновь же пришедшие ЦОРы, в основном, сложны в управлении, требуют от учителя-предметника дополнительных серьёзных знаний в области информатики и ИКТ); последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.Cлайд 13
Требования, предъявляемые к исследовательским работам, представляемым на городскую краеведческую конференцию учащихся образовательных учреждений г.Сочи Исследовательская работа представляет собой самостоятельное изложение темы (проблемы), выбранной в качестве предмета исследования, в которой обобщен имеющийся материал, сделаны собственные суждения и выводы. К содержанию исследовательской работы предъявляются следующие требования: знание и использование известных исторических фактов; знакомство с современным состоянием проблемы; последовательное изложение и аналитическое обобщение материала; логичность выводов. Работа должна состоять из титульного листа, содержания (плана), введения, основной части (разбитой на главы и/или параграфы), заключения, списка использованных источников и литературы. Содержание (план) должен отражать структуру работы. Во введении раскрываются актуальность и значимость изучения проблемы, указываются предмет, хронологические и географические рамки исследования, определяются цель и задачи работы. В основной части на базе анализа имеющегося материала излагается решение поставленных задач. В заключении подводятся итоги и делаются выводы, как ответы на обозначенные во введении задачи. В списке использованных источников и литературы в алфавитной последовательности перечисляются книги, статьи, архивные материалы и другие источники, которые использовались автором непосредственно при проведении исследования и написании работы. Работа может содержать сноски. Сноски делаются при цитировании источников и литературы и ссылке на интересные, важные и малоизвестные исторические факты. При этом обязательно указываются страницы цитируемого источника. Рекомендуемый объем работы – от 10 до 24 страниц формата А-4. Работа должна быть выполнена только одним учащимся под руководством одного руководителя (соавторство не допускается).Cлайд 14
Перечень литературы Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 24-33. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М.: Просвещение, 2000. – 266с. Основы ученического исследования (методические рекомендации для предпрофильной и профильной подготовки школьников, ориентированных на ученическую исследовательскую работу) Составитель – Пятибратова С.И., к.п.н., зав сектором общего образования отдела науки ГОУ "СПб ГДТЮ«http://www.spbal.ru/method.html http://festival.1september.ru/articles Программа элективного курса "Введение в исследовательскую работу" и методическое пособие к ней Крючкова Роза Мугаббировна, учитель географииМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
Реченская средняя общеобразовательная школа
имени профессора Н.Д.Колесова
Алексеевского муниципального района
Номинация: «Земляки-герои»
Исследовательская работа
Тема: «След в истории».
Работу выполнила:
Холодова Алёна –
ученица 10 класса
МБОУ Реченская СОШ
Руководитель:
Шехматова Наталия Александровна –
учитель географии
хутор Реченский
2014 г
1. Введение: С.3 -4
Цель исследования
Задачи исследования
Методы исследования
Место, сроки и продолжительность исследования.
2.Результаты исследования: С. 5 - 14
Глава I
Глава II . «Н.Д.Колесов – это Великий Гражданин своей страны…»
Глава III . Военная страница в жизни Николая Колесова.
Глава IV . Долгая дорога в науке.
Глава V . «Речка впадает в историю…»
3. Заключение. С.14 - 15
4. Список использованных источников и литературы. С.16
5. Приложение. С.17- 19
Введение
Актуальность темы исследования :
В каждом городе, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. Проект «Земляки - герои» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о человеке, оставившем значимый след в истории нашего государства, моей малой родины.
Подростковый возраст является особым для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. А те, кто интересуется историей родного края, ведет кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».
Цель исследования:
Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.
Задачи исследования
:
1.
Проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательской работы.
2. Изучить биографию, жизнь и деятельность нашего земляка, имя которого носит наша школа.
Гипотеза исследования
:
Могу предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование их личности.
Объект и предмет исследования
:
Объект исследования: Колесов Николай Дмитриевич, его личный пример, вклад в развитие современного общества.
Предмет исследования: биография земляка, его общественная и трудовая деятельность.
Методы исследования:
Анализ источников информации, наблюдение; беседы, обработка полученных результатов.
Место, сроки и продолжительность исследования:
МБОУ Реченская СОШ, хутор Реченский Алексеевский район Волгоградская область.
2012 – 2013 учебный год – начало 2013 – 2014 учебного года. 1,5 года.
Результаты исследования:
Глава I . Краткий биографический очерк.
КОЛЕСОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ
11.12.1925 г. – 17.04.2012 г.
Доктор экономических наук, профессор
Заслуженный деятель науки РФ
Действительный член Академии гуманитарных наук
Почётный профессор Санкт – Петербургского
Почётный профессор Луганского аграрного
государственного университета (Украина)
Почётный доктор Волгоградского
государственного университета (Россия)
Почётный доктор Будапештского университета (Венгрия)
Почётный доктор Пражского университета (Чехия)
Человек может сделать из своей жизни, что хочет,
и придать ей столько ценности для себя и для других,
сколько позволяют ему собственные силы
В. фон Гумбольдт.
Поистине уникальный человек жил в нашем селе, он был защитником Отечества, великим ученым, замечательным родителем и просто хорошим соседом.
Его биография заставляет нас задумываться о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире.
Родился 11 декабря 1925 года на хуторе Речка Алексеевского района Волгоградской области.
В 1943 г. окончил школу и добровольцем ушёл на фронт. В составе 4-го Украинского фронта автоматчиком, сапером и разведчиком стрелковой дивизии участвовал в освобождении Украины; был дважды ранен. В январе 1944 г. после тяжёлого ранения в разведке на Перекопе потерял ногу, был демобилизован.
С августа 1944 г. работал пчеловодом в родном колхозе.
В 1945-1959 гг. учился на отделении политической экономии экономического факультета Ленинградского университета, в 1950-1953 гг. - в аспирантуре.
С 1953 г. - преподаватель, затем доцент (1955-1963), заведующий кафедрой (1963-1995), профессор (1995-2010) кафедры политической экономии (с 1991 г. - кафедры экономической теории и экономической политики) Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета. В 1964 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора экономических наук, в 1965 г. присвоено учёное звание профессора.
В 1975-1990 гг. - председатель Головного совета Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР по политической экономии.
Избирался секретарём парткома Ленинградского университета (1963-1965), членом пленума Василеостровского РК КПСС, депутатом райсовета. В течение ряда лет возглавлял Совет ветеранов войны и труда университета.
Похоронен на Волковском православном кладбище.
[ http://ru.wikipedia.org]
Глава II. «Н.Д. Колесов – это Великий Гражданин своей страны…»
Биография Колесова Николая Дмитриевича говорит о его масштабном значении в сфере науки и образования, в экономике страны и политическом статусе.
Однако важен статус этого замечательного человека не только в рамках страны, но и в отдельно взятом обществе людей, будь то коллеги по работе, или односельчане в родном хуторе.
Бесспорен факт, что любой, кому суждено было в первый раз увидеть его и пообщаться с ним, ощущали некое потрясение от необычной силы его личности. И это потрясение, говорят, таково, что воспринимается почти сенсационно.
Мягкая ирония, тонкий юмор, нестандартность мышления, исследовательская глубина научных работ, смелость и оригинальность предлагаемых подходов к решению поставленных задач, умение найтись в любой ситуации, мудрость руководителя, стимулирующего творческую свободу своих учеников, живой интерес к жизни во всех ее проявлениях, мужество и сила духа – все это Н.Д. Колесов. А творческие силы Н. Д. Колесова огромны.
«О чем бы Колесов ни говорил, будь то обсуждение каких-либо научных проблем или политико-идеологических казусов, или просто сложностей жизни, его суждения основательны без аффектирующих наскоков, иногда, кажется, даже слишком просто это у него раскладывается по полочкам, но в итоге чувствуется всеми его огромный интеллект и несуетливая мудрость. И слушатели его, сами не понимая, как это произошло, открывают для себя целые миры знаний и чувств, через которые проступает его ясная по своей честности позиция очень твердого в своих принципах миропонимания человека. Таков Колесов везде: в личной беседе, аудитории, начальнических кабинетах...» [Воспоминания учеников и коллег, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ КОЛЕСОВ, И.М. Шабунина ]
Обаяние личности Н.Д. Колесова захватывает каждого, кто хоть однажды общался с ним, слушал его пение, рассказы, анекдоты, поговорки.
«Николай Дмитриевич отличался прекрасными человеческими качествами. Как и всякий большой человек, он был добр, отзывчив, всегда помогал и словом и делом». Именно так говорит каждый односельчанин Колесова на его маленькой родине в х. Реченском.
Нам действительно повезло жить рядом с таким уникальным человеком, мы надолго запомним его встречи в нашей школе с учениками, а завораживающие рассказы о Великой Отечественной войне останутся в нашей памяти на долгие десятилетия. (Приложение)
Глава III . Военная страница в жизни Николая Колесова
Когда началась Великая Отечественная война, Николаю Колесову шел шестнадцатый год. Он не мог пойти на фронт, куда в первые же дни ушел солдатом его отец.
Весной 1943 года вчерашний школьник, которому еще не исполнилось и семнадцати лет, надел солдатскую форму. Сначала был запасной полк, постижение нелегкой, но жизненно необходимой, солдатской науки. Только в сентябре Н.Д. Колесов попал в действующую армию, на 4-й Украинский фронт.
Автоматчик Колесов ходил в разведку, храбро сражался с немецко-фашистскими захватчиками. Освобождал от врага Донецкую, Днепропетровскую и Харьковскую области, Крым. За боевые заслуги награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями. Не выбросит Николай Дмитриевич из памяти разведку с боем на Перекопе в январе сорок четвертого. Как рассказывал он нам при встрече, надо было на передовой врага взять «языка». Фашистам удалось обнаружить горстку смельчаков и открыть по ним автоматный огонь. Немного шагов сделал тогда разведчик Колесов по земле, смешанной с металлом и кровью. В ушах что-то треснуло, загудело. Ослепительно сверкнуло перед глазами. И померк свет. Его подобрали боевые товарищи.
Очнулся на носилках в полевом госпитале. «А потом, - рассказывал на встрече с учениками Николай Дмитриевич,- носилки со мной и еще одним тяжелораненым подцепили под крылья «кукурузника» и – в госпиталь. Может быть с той поры потому и считаю самолет лучшим видом транспорта. В любую командировку по своей стране или зарубеж отправляюсь я самолетом».
Врачи спасли жизнь разведчика. Но в родные края – в хутор Реченский Алексеевского района - вернулся без левой ноги.
Взялся за работу, о которой и не думал в прошлом. В отцовском саду нежданно-негаданно облюбовал себе место рой пчел. Николай Дмитриевич приютил его, взял мед. В правлении колхоза прослышали об этом и в зиму послали инвалида второй группы Колесова на курсы пчеловодов. Весной он уже хлопотал возле ульев. Далее Николай Дмитриевич рассказывал: «Победу мы ждали. А в тот день я был на пасеке, собирал мёд. Погода стояла – чудо. Было очень солнечно, от цветущих садов аромат стоял пьянящий. В одиннадцать часов утра ко мне на пасеку прибежал односельчанин. Крикнул: «Победа!». Было мне тогда девятнадцать лет».
Глава IV . Долгая дорога в науке
Прерванная войной мечта - после десятилетки учиться дальше – не давала покоя. И он, прочитав в газете объявление о приеме в Ленинградский государственный университет, уехал.
Успешно сдал экзамены и был зачислен на отделение политической экономии.
Как лучшего выпускника, Н.Д. Колесова оставили после окончания курса в аспирантуре. Он защитил диссертацию на ученую степень кандидата экономических наук, стал преподавать на этой кафедре. Позже защитил докторскую диссертацию. Возглавил кафедру политической экономии университета - одну из старейших и крупных в стране. За время учебы и работы Н. Д. Колесов сложился в крупного ученого, известного своими трудами не только в СССР, но и за его пределами. Он - автор более 300 научных работ, в том числе около 50 монографий. Его книги и учебники публиковались во многих центральных издательствах: Политиздате, Соцэкгизе, Издательствах «Экономика», «Мысль», «Высшая школа», статьи - в ведущих социально-экономических журналах: «Вопросы философии», «Вопросы экономики», «Коммунист», «Экономист», «Экономические науки», «Международная жизнь» и др. Его книги и статьи переводились на многие иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский, венгерский, польский и др.), ряд работ был переведен на языки народов Азии и Африки: китайский, японский, вьетнамский, арабский, хинди, суахили и др. Например, работа Н. Д. Колесова «Очерки экономической теории» была издана на 16 иностранных языках, а работа «Политическая экономия в вопросах и ответах» - на 17. Его имя вошло в отечественные и иностранные энциклопедии. (Приложение I )
О международном признании научных заслуг Н. Д. Колесова свидетельствует и такой факт: Комитет по Нобелевским премиям обратился к нему с предложением выдвинуть на присуждение Нобелевской премии ученого, добившегося выдающихся результатов в экономической науке.
В 2005 году в Санкт – Петербурге ему была присуждена премия в номинации «Самому известному профессору» Огромное количество поздравлений с юбилеями от ведущих вузов страны и мира хранилось у Николая Дмитриевича и переданных теперь школе. (Приложение II )
В Волгоградском государственном университете работает много учеников и друзей Н.Д. Колесова. Ректор Волгоградского государственного университета профессор О. В. Иншаков так оценил работу ученого: «Н.Д. Колесов – создатель одной из самых плодотворных научных школ советской экономической науки. Под его руководством подготовлено и защищено 207 кандидатских и 80 докторских диссертаций. Это уникально для Роcсии вообще. По сути своей создание столь обширной школы – своеобразный рекорд передачи своих знаний и формирования новых у следующего поколения ученых». (Вестник Волгогр. гос. ун-та. 2006. Сер. 6. Вып. 9. С. 7). (Приложение III )
Среди учеников Николая Дмитриевича – президенты, губернаторы, министры, чемпионы мира, академики, профессора... (Приложение IV )
После встречи с учащимися нашей школы Н.Д. оставил очень много своих книг, фотографий, вырезок из газет. И вот что мы прочитали в одной из них. «Наставник Анатолия Карпова» Газета «Правда Бурятии» от 10 февраля 1979 года. «В конце прошлого года мне пришлось в служебной командировке пожить в Новосибирском Академгородке. Мне посчастливилось с соседом по номеру. Он оказался очень душевным человеком, с большой эрудицией, богатой и интересной биографией.
Знакомясь, он назвал свою фамилию - Николай Дмитриевич Колесов. Я сразу же вспомнил его учебник, по которому учился в университете. Припомнил и другую книгу ученого – «Политическая экономия социализма в вопросах и ответах», написанную живым, популярным языком, которую мы, студенты, очень любили. Сейчас профессор Колесов – общепризнанный глава ленинградской школы политэкономов СССР. Но, несмотря на свои звания, Николай Дмитриевич – скромный человек, внимательный собеседник, увлекательный рассказчик и вообще обаятельная личность»,- писал Анатолий Карпов. А дальше автор статьи: «Опытный педагог сразу же уловил незаурядный интерес юноши к наукам. Привлекало его упорство в овладении знаниями, горячее желание самому постичь тонкости, докопаться до сути сложных вопросов. И тогда Николай Дмитриевич стал уделять студенту свое время. Так постепенно складывалась дружба между знаменитым профессором и талантливым учеником. И когда пришла пора писать дипломную работу, Анатолий Карпов обратился за советом к Колесову. Работа Анатолия Карпова была успешно защищена, но только один человек, его научный руководитель Николай Дмитриевич Колесов, знал, как трудно рождалась первая научная работа будущего ученого. Часто Н.Д. спрашивают: «Вам доводилось играть с Анатолием в шахматы?» «А как же! Мы часто с ним играли, просиживая до глубокой ночи либо в университете, либо у меня дома, либо у него. Анатолий подарил мне на память шахматную доску». Однажды студенты сфотографировали один из сеансов, и наутро стенная газета поместила любопытную фотографию с дружеским текстом. Фотограф снял момент, когда я, проигрывая, стал улыбаться, а Карпов все еще играл, по привычке обхватив голову руками. Шуточная текстовка гласила: «Чемпион мира, студент Карпов,в трудном положении: выиграть или сдать партию профессору Колесову перед завтрашним экзаменом?». При встрече с учащимися школы Николай Дмитриевич передал нам на память эти фотографии. (Приложение V )
Глава V . «Речка впадает в историю…»
Кафедра, которую возглавлял Николай Дмитриевич Колесов, стала кузницей переподготовки кадров, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава многих вузов страны. Повышали свои знания под непосредственным руководством Н.Д. Колесова преподаватели и волгоградских вузов: сельскохозяйственного, медицинского, инженерно-строительного институтов, позже Волгоградского государственного университета.
Но каждое лето выдающегося профессора, известного на всю страну ученого, тянуло на свою родину, на берег любимого Хопра. И вот, что писала газета «Волгоградская правда» от 11 августа 1981 года:
«В родном хуторе». Заведующий кафедрой политической экономии Ленинградского университета, научный руководитель чемпиона мира по шахматам А.Карпова, профессор Н.Д. Колесов свой отпуск проводит в родном хуторе Реченском Алексеевского района, где ежедневно встречается со специалистами, полеводами и животноводами местного колхоза «Путь к коммунизму», рассказывает о развитии экономики СССР».
И каждый год с приездом на родину к родительскому дому Н.Д. Колесова со всех уголков необъятной страны съезжались благодарные ученики, коллеги, друзья. И вряд ли есть еще такая маленькая деревня в нашей области, где можно было встретить столько ректоров, профессоров одновременно. (Приложение VI )
Многие ученики нашей школы и школ района поступили и закончили экономический факультет ВолГУ и ЛГУ. Но и после окончания вузов Николай Дмитриевич приглашал их для участия в различных научных конференциях по всей стране.
В конце своей жизни Николай Дмитриевич решил для своих детей и внуков построить на своей родине новый дом и посадить фруктовый сад. К сожалению, достроить дом он не успел. Но его дети каждое лето приезжают на родину своего отца и достраивают дом. Не забывают его и друзья, приезжая в его дом, обязательно посещают любимое место на берегу Хопра.
Благодарные земляки, помня и ценя заслуги Николая Дмитриевича, еще при его жизни добились, чтобы сельская школа носила его имя. Решением Алексеевской районной Думы Волгоградской области от 29.11.2011 года №13/119 Муниципальное образовательное учреждение Реченская средняя общеобразовательная школа стала носить имя профессора Колесова Николая Дмитриевича. И теперь каждый выпускник может гордиться родной Реченской средней школой имени профессора Н.Д. Колесова.
Заключение
Красивого на земле много, вся земля красивая..
Дело не в красоте, дело, наверное, в том,
Что даёт родина каждому из нас в дорогу.
В мире все связано. Изучая историю своего края, школы, я познакомилась с удивительным человеком, родившимся на этой земле. Жизнь и трудовая деятельность Николая Дмитриевича Колесова достойны восхищения и преклонения, весь опыт его работы показывает, что даже на селе человек может стать известным и успешным. Именно поэтому мне хотелось рассказать об этом удивительном человеке.
Каждое время выдвигает своих героев. Мой герой – герой и военных действий и герой мирного времени. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Выполняя свою работу, я открыла для себя много нового: изучила историю своего края, много интересного узнала о жизни моего земляка. Этот замечательный человек своим каждодневным трудом приносил пользу многим людям, работая на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относиться к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства. Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать черты национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей, не допускать в себе симптомов современной болезни – «денежной шизофрении». Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, такие, как Колесов Николай Дмитриевич.
Я очень рада, что в ходе своей работы смогла пообщаться с этим замечательным человеком, у него есть чему поучиться. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.
Список использованных источников и литературы.
Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 9. 2006
Тиваненко А. «Наставник Анатолия Карпова» Газета «Правда Бурятии» № 35 от 10 февраля 1979 г.
Санкт – Петербургский государственный университет.
Николай Дмитриевич Колесов. Библиографический указатель. Санкт – Петербург,1995г.
Интернет-ресурсы: [ http://ru.wikipedia.org]
Приложение
I Встречи в школе
II Труды Н.Д.Колесова
Поздравления от ведущих вузов страны
III Выступления Н.Д. Колесова на конференциях.
IV Н.Д. Колесов с М.М.Загорулько Н.Д.Колесов, Д.Н.Колесов с
Кудриным
V Н.Д.Колесов и Анатолий Карпов
VI На реке Хопер В родном доме
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …