Научная коммуникация и ее основные формы. Проблема научного этоса
54. Коммуникация и ее специфика в современном мире. Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.
Научные коммуникации в широком смысле – это все виды взаимодействия и взаимосвязи между учеными и иными участниками научной деятельности. Специфика этих коммуникаций в том, что они почти на 100% информационные, хотя в некоторых случаях ученые попутно обмениваются или делятся материальными ценностями (например, оборудованием, химикатами и т.п.). Кроме того, необходимо подчеркнуть профессиональный характер общения между учеными.
Формы научной коммуникации:
Форумы, конгрессы, конференции, симпозиумы, совещания, семинары и другие массовые мероприятия с заслушиванием и обсуждением докладов, проведением круглых столов и других обменов мнениями;
Личные контакты и переписка, в том числе электронная;
Издание книг, статей, докладов, отчетов, интервью и других материалов, в том числе в электронном виде;
Подготовка фильмов, теле- и радио- передач, другой широковещательной продукции;
Интернет и иные сети, сайты, форумы, «невидимые или виртуальные колледжи», поисковые системы и т.п.
Научные архивы, библиотеки, электронные базы данных, музеи и иные формы сбора и предоставления для изучения материалов, имеющих научное значение;
Научные торжества, специализированные места творчества, отдыха, оздоровления, иные мероприятия и учреждения, создающие условия для общения ученых в непринужденной обстановке;
Привлечение ученых к работе государственных и общественных организаций.
Роль научных коммуникаций зачастую важнее роли научных исследований. Общение ‑ постоянно действующий механизм поддержания достигнутого научного уровня и дальнейшего развития науки, так как благодаря нему:
Вклады отдельных ученых преумножаются и сливаются воедино, многократно дублируются (копируются) научным сообществом, в результате чего наука хорошо сохраняется и совершенствуется совместными усилиями миллионов людей;
Научная информация становится достоянием общества, пробуждает широкий интерес к науке, привлекает к науке новых работников и учеников;
Зачастую в общениях рождаются новые истины;
Проверка со стороны многочисленных коллег – лучшее средство избавиться от ошибок и придать результатам исследованиям убедительный и общепринятый вид.
55. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм. Формы научного этноса.
Наука существенная и очень влиятельная часть современной культуры. Она:
Развивает технологическую мощь человечества, увеличивая количество и улучшая качество потребляемых благ;
Пополняет эрудицию, развивает разум, упражняет творческие способности и способствует иному самосовершенствованию людей;
Является главным источником информации и влиятельнейшим фактором в формировании мировоззрения;
Разрешает или участвует в разрешении всех проблем, стоящих перед человечеством;
Разрабатывает исследовательские методики и создает системы ценностей, применяемые во многих областях культуры (зачастую наука подается как образец глубины, точности и тщательности для других сфер человеческой деятельности);
Способствует оздоровлению людей, развивая здравоохранение, изобретая средства защиты, безопасности, сохранения экологии и т.п.;
Создает более эффективные методы управления, общения и других форм социальной жизни;
Создает угрозу глобальной катастрофы в виду нарастающего истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды, кроме того, существует угроза скоротечного коллапса цивилизации, рода людского или всего живого на Земле в результате одного или нескольких научных открытий, высвобождающих опасные стихии.
Ценность науки как материальна, так и духовна.
Материальная , она же инструментальная ценность науки состоит в то, что она выступает «ведущим инструментом» более полного удовлетворения человеческих потребностей. В качестве непосредственной производительной силы наука играет решающую роль в создании средств производства, иных орудий и методов осуществления человеческой деятельности, а также создает предпосылки для массового производства потребительских благ (продукции, работ, услуг).
Мировоззренческая же ценность науки заключается в глубоком влиянии на всю духовную сферу, на все формы общественного и индивидуального сознания. При этом ученые активней других участвуют в формировании общественного мировоззрения, государственных и партийных идеологий.
Сциентизм (учение, абсолютизирующее роль науки в жизни общества) связывает решение всех настоящих и будущих проблем человечества с дальнейшим развитием науки.
Антисциентисты же считают и достигнутый научный уровень и так крайне опасен, поэтому призывают взять науку под жесткий общественный контроль и всячески ограничивать ее развитие в опасных и непредсказуемых направлениях. В качестве факторов, способных обуздать губительные научные тенденции, называют мораль и религию, чувство естественной красоты и тягу к единению с природой.
Отечественные ученые ищут золотую середину между крайностями сциентизма и антисциентизма.
Коммуникация в науке, совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов.
Уже в Средние века были предприняты усилия по процедурному оформлению процесса научной коммуникации. В десятках европейских университетов трактат или критические заметки, подготовленные одним из схоластов, переписывались и отправлялись всем заинтересованным в дискуссии коллегам. Тем самым были заложены основы системы оперативной связи, согласованных действий и самоорганизации научных сообществ.
Массированное изучение научных коммуникаций социологами, психологами, специалистами по информатике и др. в конце 50-х – начале 60-х гг. было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым “информационным взрывом” удовлетворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях. При этом коммуникационную интерпретацию получили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с массива дисциплинарных публикаций и важнейших информационных собраний (конференции, симпозиумы, конгрессы…) и функционирования мощных систем научно-технической информации и кончая личными контактами ученых по поводу мелких эпизодов исследовательской деятельности.
И хотя эта масштабная комплексная программа не получила такой известности, как “Манхэттенский проект” или “Геном человека”, в процессе ее реализации были получены серьезные результаты исследований, во многом определившие основные направления исследования науки и практики ее организации во второй половине ХХ века.
Во-первых, изучение коммуникаций в науке имело большое методологическое значение, так как в них удалось свести в единую картину данные, полученные в ходе эпистемологических, социологических, информационных и социально-психологических исследований.
Представления, а главное, массивы эмпирических данных о развитии знания в процессе взаимодействия исследователей оказались настолько интересными, что их интерпретация в понятиях различных дисциплин в значительной мере стимулировала формирование в 60-х - 70-х гг. таких направлений исследования, как изучение научных революций в постпозитивистских концепциях, новые подходы к социально-психологическим особенностям научного творчества, науковедение, информатика и др.
Во-вторых, была выявлены основные коммуникационные структуры, которые позволяют в считанные недели подключить к срочной экспертизе важного исследовательского результата практически всех участников мирового научного сообщества данной дисциплины. Эти, как правило, двухуровневые структуры включают сравнительно небольшую группу признанных лидеров, находящихся в постоянном деловом общении, и их сотрудников и аспирантов, получающих значительную часть информации через лидеров и обеспечивающих ее оперативное обсуждение.
Одним из примеров коммуникационного взрыва такого типа в последние годы могут служить сотни семинаров по высокотемпературной сверхпроводимости, прошедшие в течение нескольких недель во всем мире. Основная информация, подвергавшаяся обсуждению, была получена в ходе оперативной коммуникации. При этом информация не искажалась, а все авторские приоритеты участников обсуждений были четко зафиксированы научным сообществом.
В-третьих, была получена систематическая картина обработки знания сообществом на наименее изученном этапе - между получением результата и его публикацией. Процедуры и события экспертизы знания в предпубликационный период позволили существенно продвинуться в теоретическом и эмпирическом исследовании важнейших процессов творческого взаимодействия ученых.
Впечатляющим прикладным результатом реализации этого подхода явилось создание в Филадельфийском институте научной информации системы указателей научных ссылок (Science Citation Index, Social Science Citation Index и т.п.) - одной из самых эффективных информационных систем современной науки.
В-четвертых, выяснилась зависимость интенсивности коммуникаций от состояния работы над проблемой. На этой основе получила теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение введенная в научный оборот Д.Бернало и Д.Прайсом гипотеза о невидимых колледжах - самоорганизующихся коммуникативных объединениях исследователей, работающих над новой перспективной проблематикой.
На материале ряда эмпирических исследований (в анализе сочеталось изучение историко-научных свидетельств, информационных потоков, анкетных опросов и интервью) были выделены (Н.Маллинз, Б.Гриффит ) четыре фазы, через которые проходит научная специальность (термин, обозначающий содержательно и организационно оформленное объединение внутри некоторой крупной дисциплины) в своем становлении: нормальная фаза, коммуникационная сеть, сплоченная группа, специальность. Для каждой из этих фаз характерны специфические структуры взаимодействия, эволюционирующие от коммуникации через сотрудничество к соавторству и, наконец, к ученичеству.
В-пятых, представления о становлении и развитии новых направлений и специальностей в фундаментальной науке послужили основой для пересмотра базовых моделей динамики исследовательского фронта в целом. Эта динамика моделировалась теперь на основе оценки перспективности новых идей и подходов и быстрой перегруппировки исследовательских усилий. В зависимости от реальной плодотворности нового направления оно либо превращается в формализованную научную специальность (организуются кафедры, лаборатории, начинается стандартная подготовка студентов), либо по мере исчерпанности проблематики исследователи переходят в другие более перспективные направления.
Информация, полученная в исследовании научных коммуникаций, выступила научным обоснованием “организационной революции”, которая произошла в науке США, а затем и наиболее развитых стран Западной Европы в 60-х гг. Государство перешло от административных методов управления научными организациями к финансовой и инфраструктурной поддержке фундаментальной науки: финансированию исследований через систему федеральных агентств (Национальный научный фонд в США и др.); укреплению инфраструктуры науки; широкому привлечению корпоративных структур научного сообщества (профессиональные научные общества, Американская ассоциация содействия науке, Ассоциация ректоров университетов и т.п.) для определения направлений развития науки.
В настоящее время аналогичные организационные усилия предпринимаются для формирования научного сообщества объединенной Европы.
Нет сомнений в том, что сделать открытие в науке — дело важное и нелегкое. Не менее важно сделать его достоянием общественности и внедрить в практику, сделать полезным. Какие пути и средства для этого существуют, какие препятствия обычно встречает новация, какие трудности встают перед ее разработчиками? Рано или поздно об этом задумывается любой ученый.
Наука как часть человеческой культуры
Существование обычного человека, человеческого сообщества немыслимо без внедрения в его жизнь научных открытий и изобретений. Мы пользуемся ними во всех сферах жизни. Наука дает нам возможность развиваться интеллектуально, физически, творчески. Ее открытия используются в здравоохранении, образовании, промышленности, сельском хозяйстве, буквально во всех сферах жизни общества. Из года в год растет качество и количество материальных благ.
Однако, несмотря на очевидную ценность научных открытий для нашей цивилизации, в средствах массовой информации можно встретить такое мнение: новейшие научные открытия в области вооружения — прямой путь к уничтожению человечества в случае мировой войны. Кроме того, интенсивное использование природных ресурсов истощает природные запасы, приводит к необратимому загрязнению окружающей среды. В случае перехода некоторой «красной черты» неизбежна глобальная катастрофа, следствием которой будет полное вымирание человечества.
Международная научная ученых разных стран по вопросам глобальной безопасности), надо надеяться, сможет найти пути и средства предотвращения этих угроз существованию человечества.
История возникновения научной коммуникации
Общение специалистов по вопросам их научной работы происходило всегда, даже в древние времена. Доказательство тому — существование античных философских школ, где древние мыслители еще в VII-VI веках до нашей эры обменивались мнениями о своих работах, спорили, искали истину.
Имеются неопровержимые доказательства того, что и в Древней Руси существовали школы для людей «всякого звания». Русские писцы и чтецы славились и за пределами страны. К преподаванию в этих школах и училищах допускались только духовные лица после проверки их знаний и поведения.
Конечно, в те времена понятия о научной коммуникации, о путях распространения научных знаний еще не было, хотя фактически она уже существовала. Только во 2-й половине XX века особенности процесса обмена научной информацией стали предметом отдельного изучения.
Значение коммуникации в науке
Общение профессионалов в научных сообществах — непременное условие развития научной теории и практики. Научная коммуникация — это творческое взаимодействие ученых, обмен информацией по общей проблеме:
- позволяет выявить новые подходы к ее содержанию;
- найти новые методики изучения;
- правильно интерпретировать полученные теоретические данные и практические результаты;
- увидеть новые перспективы исследования и применения научных результатов;
- стимулирует творческое сотрудничество и соавторство научных работников;
- позволяет быстро перестроить направление, содержание научных усилий в случае определения наиболее перспективных линий исследования;
- привлечь новые научные кадры, выявить наиболее талантливых исследователей из числа молодых ученых.
Международная научная коммуникация объединяет ученых разных стран для решения общечеловеческих, глобальных, проблем: экологических, медицинских, межнациональных, политических и т. д.
Каналы научной коммуникации
Обмен осуществляется различными путями.
- Личные, непосредственные, связи — беседы, доклады и дискуссии, письма. Происходит очное обсуждение проблемы, совместный поиск новых научных аспектов.
- Тиражирование, распространение научных знаний в специальных журналах, книгах — опосредованный обмен научными данными.
- Связи смешанные: на конференциях, научных выставках, презентациях используются и личное общение, и обмен научными публикациями, материалами, демонстрация опытов, их обсуждение, оценка.
- Научно-технический прогресс дал возможность общаться ученым с помощью телефона, Интернета.
Их контакты по характеру бывают официальными, формальными, адресными, межличностными и, наоборот, неофициальными, неформальными, безадресными, безличностными. Современные научные коммуникации предоставляют ученым широкие возможности для профессионального общения.
Перспективы развития
Решение проблем научных коммуникаций расширяет границы их развития. Одна из проблем — неумение ученых своевременно и понятно рассказать о сути своих открытий и изысканий, о перспективах использования научных наработок. В результате полезные, необходимые труды годами пылятся в личных архивах.
Другая проблема: практически отсутствуют опытные научные коммуникаторы — специалисты по созданию и поддержке межнаучных контактов. Они могли бы профессионально наладить разнообразные внутренние и внешние связи мирового научного сообщества, разработать разнообразные и интересные формы и методы популяризации науки и ее отдельных представителей.
Научная коммуникация — это и взаимодействие ВУЗов с так называемыми целевыми аудиториями. Интерес вызывают публикации, адресованные представителям конкретных специальностей в промышленности, сельском хозяйстве. Организуются научные конференции, где происходит обмен опытом, знакомство с новыми разработками. Научное сообщество активизируется в продвижении своих достижений, используя разнообразные коммуникационные форматы.
Научные знания — в массы
В настоящее время пристальное внимание в научном мире уделяется совершенствованию контактов науки и социума.
Вопросы популяризации науки, формирования научного видения мира у населения, поиск точек соприкосновения научных коммуникаций с социальными коммуникациями — важные направления развития науки. Но и здесь существуют нерешенные задачи.
Например, ученые не испытывают необходимости рассказывать широким массам о своей работе, не заинтересованы, поскольку это никак не влияет на их научную карьеру. Журналисты не стремятся получать научные сведения об открытиях от самих их разработчиков. Они плохо владеют научной терминологией, не умеют популярно изложить научный материал. В результате население получает обрывочную, расплывчатую информацию не из первых рук, порой существенно искаженную.
То есть, проблемы развития средств научной коммуникации существуют и на внешнем, и на внутреннем уровнях.
Развитие межкультурных и научных связей
Существует необходимость совершенствования форм и содержания межкультурной научной коммуникации. Современные народы активно используют чужой национальный опыт во всех сферах жизни и так же активно предоставляют собственный для изучения и использования.
Межнациональное общение - это одно из средств познания мира, но достаточно сложное, так как связано с разницей в традициях, с личными представлениями (не всегда объективными) о людях другой национальности, с особенностями понимания и толкования языковых кодов.
Межкультурная научная коммуникация занимается проблемами общения научных кадров разных стран, популяризацией отечественной науки во всем мире. Молодые люди выезжают за границу для обучения в престижных вузах и затем, возвращаясь на родину, внедряют в жизнь новейшие достижения мировой науки, рассказывают о культуре других народов.
Научная коммуникация — это общение ученых разных стран на личном и общественном уровне, обмены кадрами между вузами, стажировки, научные конкурсы, совместные научные разработки, издание печатных материалов. Перед субъектами культурной и научной коммуникации встает задача овладения иностранными языками с учетом их смысловых конструкций. Это поможет избежать искажений смысла при переводе устного или письменного текста с одного языка на другой.
Итак, подведем итоги…
В настоящее время научная коммуникация — это способ налаживания взаимодействий внутри и вне научных сообществ. Она имеет свои цели и задачи, формы и методы функционирования. Ее важность признана на разных уровнях государственной власти, поэтому предпринимаются существенные меры для развития.
В 2016 году создано профессиональное сообщество - ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), целью которого заявлено развитие сферы научных коммуникаций в России. Именно с этого времени стали всерьез обсуждаться вопросы подготовки специалистов новых профессий - научных коммуникаторов, научных пресс-секретарей, музеологов, медиаменеджеров.
Достояние гласности результатов научного труда
Увеличение объема научной информации
Существенное влияние инф. Коммуник. Технологий
Стимулируется развитие новых ыорм и средств научного взаимодействия междисциплинарного знания
Формируются международные исслед. Группы
Быстрый рост количества научных публикаций, рост соавторства
Развитие ноуччных сетевых сообществ создаёт альтернативные структуры коммуникации в науке
Сущ. усложнение структуры форм научной коммуникации из-за создания публикаций в открытом доступе
10.Характеристика научного сообщества. Исторические типы научных сообществ.
Характеристика: - совокупность людей профессионально занимающихся наукой (в шир. См.)
Подгруппа специалистов изуч. Опред научную проблему (узк. См)
Исторические типы:
Школы и академии Др. мира(Платон и Аристотель)
Университеты Ср. века
Дисциплинарные научные школы
Междисциплинарные сообщества
Гибридные сообщества (смешанные)
11. Специфика и виды научной коммуникации.
Специфика: -всякое научное произведение диалогично и связано с др. произведениями
Рациональный характер обоснования
Ориентация на достижение согласия
Готовность изменить свою позицию в силу предъявляемых аргументов
Информ. Окрытость и прозрачность
Виды: - Семиотика - это наука о знаках, исследующая свойства знаковых систем и, соответственно, знаков (естественных и искусственных языков).
Синтактика (от греч. syntaktikos - строящий по порядку, приводящий в порядок) является частью семиотики и посвящена изучению синтаксических, т.е. чисто структурных, свойств знаковых систем безотносительно к каким-либо их интерпретациям (составляющим предмет интересов семантики) и возможным интерпретаторам (рассматриваемым прагматикой). Синтактика изучает объективные законы устройства знаковых систем.
Семантика (франц. semantique, от греч. semantikos - обозначающий, sema - знак) в языкознании, в семиотике изучает законы смысла.
Прагматика (от греч. pragma, родительный падеж pragmatos - "дело", "действие") - раздел (точнее, аспект) семиотики, посвященный рассмотрению и изучению отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему (ее "интерпретаторов"), к самой знаковой системе.
12) Проблемы коммуникации в профессиональной деятельности.
Коммуникация возникла в обществе с целью обмена информацией для взаимопонимания и согласованного действия людей в различных областях человеческой деятельности. Без нее невозможно существование ни одной организации. Если ликвидировать каким-то образом потоки сообщений, циркулирующих в организации, она прекратит свое существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации, она является важным рабочим инструментом для интеграции организационных подразделений.
Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий:
– обязательность контактов всех участников общения независимо от симпатий и антипатий;
– предметно-целевое содержание коммуникации;
– соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;
– взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений;
– коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж);
– формальные ограничения:(ответ)
а) конвенциональные ограничения, то есть соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например, действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям предприятия и пр.);
б) ситуативные, то есть с учетом ситуации делового общения (например, деловая беседа, совещание, презентация, переговоры и пр.) взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соответствующую пространственную среду и достигая прагматического ожидаемого результата;
в) эмоциональные, то есть независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявлять стрессоустойчивость – управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру;
г) насильственные, то есть допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех случаях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, или когда исчерпано отведенное для коммуникации время, а также когда реакции партнера неадекватны ожиданиям и нормам (например, агрессивное поведение) .
Самым распространенным средством осуществления деловых коммуникаций является письменная и устная речь.
Деловая коммуникация условно делится на прямую (непосредственный контакт, то есть беседы, совещания, собрания, деловые встречи, конференции) и косвенную (когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.).
Главное достоинство устной коммуникации состоит в возможности быстрого и полного обмена информацией. Собеседники вовлечены в непосредственный контакт со слушающими и должны добиться, чтобы их поняли. Конечно же, устная речь, в отличие от письменной, способна передать тончайшие оттенки мысли и чувства, использовать эмоциональные средства воздействия, тем самым усилив эффект внушения. Во время устного выступления можно воздействовать на слушателей путем использования речевых, интонационных, мимических средств, жестов, а также своим обликом и манерой поведения. Слово известно своей силой. Им можно оказать как конструктивное, так и деструктивное воздействие..
Любое письменное сообщение имеет несомненные преимущества перед устным сообщением. Прежде всего у составителя есть возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости откорректировать сообщение. Поэтому письменное сообщение часто более тщательно сформулированы, чем устные сообщения. Помимо этого, полученное сообщение не требует мгновенного восприятия, с ним можно ознакомиться в любое время, в связи с этим происходит экономия времени. Т.к. больше внимания уделяется сознательному восприятию информации, то письменная коммуникация вызывает меньше эмоциональных реакций, чем устная коммуникация. Письменные сообщения дают возможность длительного хранения содержащейся в них информации, на которую можно сослаться позднее и подтвердить документально. Эффективна письменная коммуникация с людьми, находящимися на расстоянии, с которыми сложно установить непосредственный контакт. В сообщениях наглядно проявляются общая культура, грамотность, компетентность пишущего, что позволяет адресату составить представление о нем как о личности. Деловое сообщение предполагает обратную связь между адресантом и адресатом, поэтому коммуникацию легко можно проконтролировать. В настоящее время деловая коммуникация невозможна без использования Интернета, который намного облегчает и ускоряет ее. Даже в электронных письмах сформировался определенный кодекс поведения, которого придерживаются в деловой среде. А электронные сообщения все больше вытесняют сообщения на бумажных носителях.
Научная коммуникация - это совокупность видов профессионального общения в научном сообществе.
Предмет исследования в науке (что стали изучать в науке, с точки зрения коммуникации):
1) научные публикации, как происходит научная публикация
2) Функционирование системы научно-технической информации.
3) Информационное собрание, на которых ученные деяться своими достижениями: конференции, симпозиумы, конгрессы и т.п.
4) Личные контакты ученных (знакомство с ученными).
Научное сообщество
В широком смысле слова:
Совокупность людей профессионально занимающихся наукой.
В узком смысле:
Подгруппа специалистов, изучающих определенную научную проблему.
Исторические типы в научных сообществах:
1. Школы и академии древнего мира. Формируются первые научные сообщества (академии Платона, Аристотеля).
2. Университет кие сообщества (в эпоху средневековья, когда формировались университете). Уже структурированное сообщество, разделены по направлениям.
3. Дисциплинарные научные школы, сообщества. Сообщество внутри какой то дисциплины (психологов, философов и т.п.).
4. Междисциплинарные сообщества - объединяют специалистов различных профилей.
5. Гибридные сообщества: вкл. специалистов практики, различные лаборатории на производстве.
Как создаются научные сообщества (нс) - научные школы
1) формальный способ, при котором НС создаются властными способом, административными мерами для решения определенных задач.
2) Неформальная организация НС. - естественная консолидация ученных по их интересам.
Научные школы создаются очень долго, около 40 лет, но разрушить модно очень быстро, перестать финансировать или уволить.
Проблемы мирового НС:
1. Снижение интереса к науки
2. Старение научных кадров (28-43 наиболее плодотворный для науки)
3. Утечка умов (Всемирный пылесос США сейчас).
Специфика научной коммуникации:
1. Всякое научное произведение диалогично. Оно связано с другими исследованиями.
2. Национальный характер аргументации точки зрения. Мы апеллируем к разуму, а не к вере. Логичность, последовательность текста, рациона ныне аргументы.
3. Эмпирический характер обоснования. Ученный свои доводы подтверждает эперическими данными.
4. Ориентация на достижение согласия
5. Готовность изменять свою позицию в силу предъявляемых аргументов и обоснований.
6. Информационная открытости и прозрачность. Без чего невозможно движение науки вперед и нормальная научная коммуникация.
С точки зрения Томаса Куна ("структура научных эволюций") - научная коммуникация это острая конкурентная борьба за право быть первым.
Виды научной коммуникации:
По статусу участников:
Коллега - коллега
Демократическая
П дисциплинарному признаку:
Внутри дисциплинарная
Междисциплинарная
По форме:
Непосредственная (личная, конгрессы, симпозиумы и т.п.)
Вертуальная
По степени личной вовлеченности:
Формальная
Неформальная (входит в проблемную научную группу и обсуждается все там.
По национальному признаку:
Внутри национальная
Международная
По целям:
Оппонирующая
Согласительная
Происходит рост электронных публикаций, который сильно убыстряем процесс коммуникации.
Размываются каноны и статусные роли (все равно, кто автор академик или аспирант).
Ширится многобрачия референтных групп.