Черногорцы — прекрасный народ Монтенегро. Южные славяне
Черногория – маленькая славянская страна, некогда входившая в состав Сербии. В Западной Европе у нее другое название – Монтенегро, которое она получила от горы Ловчен, покрытой таким густым лесом, что издали казалась черной. А во времена Римской империи она называлась Дюкля.
На протяжении многих веков Черногории не раз приходилось терять, а потом отстаивать свою независимость. Византией она была признана первым независимым государством на Балканах. Затем была захвачена турками, но в результате ряда освободительных войн вновь обрела свободу. После Второй мировой войны как республика вошла в состав Югославии. И лишь 15 июня 2006 года Черногория стала независимым государством. Сегодня – это самое молодое государство в Европе.
Черногория расположена на юго-западе Балканского полуострова. Большая часть ее территории покрыта заповедными лесами и лугами. И лишь небольшой участок побережья Черногории, представляющего из себя узкую полоску земли, занимают скалы и горы, покрытые лесом. Адриатическое море, омывающее Черногорию, считается одним из самых чистых в Европе. Важнейшей достопримечательностью является Высокогорье, расположенное на севере страны. Высокие горы, богаты своими красивейшими озерами и реками, которые проделали в скалах удивительные по своей красоте каньоны. Центральную часть страны занимают равнины и низменности. Ландшафт и мягкий климат этой части страны наиболее пригоден для проживания. Здесь же находится и столица государства – Подгорица.
Между Черногорией и Россией
всегда были дружеские отношения, менталитет двух народов очень схож по своему мировосприятию, вот почему отдых в этой гостеприимной стране становится все более и более популярным на российском рынке.
С 1992 года Черногория признана экологически чистым заповедником Европы.
Отдых в Черногории удовлетворит любого, даже самого притязательного туриста. Высоченные горы, покрытые никогда не тающим снегом – это то, что нужно для любителей зимнего отдыха. Для новичков в горнолыжном спорте существуют школы катания на горных лыжах и сноубордах. А как чудесно встретить Новый Год в зимней Черногории. Традиции черногорцев во многом похожи на наши. Те же праздничные гуляния с песнями и плясками, а затем посиделки за богато накрытым столом в уютном домике с камином.
Тем же, кому не хватает адреналина и острых ощущений предлагаются водные виды спорта. Так что поклонникам дайвинга есть где разгуляться. Ведь у берегов Черногории покоится много затонувших кораблей. А существующие здесь дайвинг-центры помогут обучиться этому экстремальному виду спорта. Есть и другие популярные виды экстремального отдыха: рафтинг – для любителей сплавляться по быстрым рекам, изобилующих опасными порогами, виндсерфинг – для покорителей морских волн, а также альпинизм и охотничий туризм.
Черногорцы являются южнославянским народом, проживающим на территории Черногории и Сербии. Их отличает сложное происхождение и сравнительно недавнее обретение независимости. В значительной мере черногорский народ сформировался под влиянием соседей и войн, в том числе с Османской империей.
Название
Ранее черногорцев называли зетами, поскольку на территории страны находится река Зета. Дословно ее название можно перевести как «урожай». В 1439 году сюда приходят завоеватели из Венеции, которые называют местность в честь горы Ловчен, имевшей черный цвет. Причем эта «чернота» обусловлена произрастанием здесь хвойных лесов, имеющих темный окрас. По другой версии, название произошло от 1296 года и впервые было упомянуто королем сербов Стефаном Урошем Вторым. Итальянцы также называли область Монтенегро.
История
В истории черногорцы прославились как воинственный и смелый народ. Это напрямую связано с постоянной угрозой со стороны захватчиков. Историки считают, что появление Черногории произошло после 6 века нашей эры с приходом сюда славянских племен. Первое славянское государство, образованное на территории страны, называлось Дукля и входило в Византийскую империю. В 11 веке страну стали называть Зета. Народ Зеты сумел получить независимость в начале 11 века, но буквально через 2 сотни лет сербские завоеватели взяли государство. Позднее (примерно в 15 веке) сюда вторгаются венецианцы, прозвавшие страну Черногорией.
После этого начитается самый сложный периода войн, связанный с регулярным нашествием османов. Черногория оказывается под влиянием империи турков и обретает независимость только в 1645 году. В 17 веке ей удается достигнуть расцвета торговли, заняв прочную позицию. Здесь проходило множество торговых и транспортных путей.
К концу 19 века Черногории приходится вступить в войну с Турцией и принять участие в русско-турецкой войне. История страны прочно связана с Российской империей. Ведь именно дочери князя Николы Первого были выданы замуж за русских царей. Так продолжалось до последних дней Российский империи - черногорские правители регулярно выдавали своих дочерей замуж за российских представителей.
В Первую мировую войну Черногория объединилась с сербами и хорватами, впоследствии став Югославией. Во время Второй мировой черногорцы активно противостояли силам немецко-фашистской армии и сумели дать серьезный отпор, не позволив захватить важные территории. Окончательная независимостью страной была обретена совсем недавно - в 2006 году.
Культура
Подобно другим странам, Черногория, испытывавшая влияние завоевателей и соседей, вобрала культурные особенности других народов. Так, прибрежные районы страны демонстрируют влияние романского стиля, неоготики, барокко и позднего ампира. Находясь в Черногории, вы непременно увидите улицы, созданные по образам Венеции, о чем свидетельствуют аутентичные витражи, резьба, экстерьеры.
Значительную роль в архитектурном облике играют монастыри и церкви, а также старинные крепости. Самые знаменательные архитектурные памятники расположены на Которском побережье.
В конце 19 века большое внимание стали уделять писателям, что обуславливается правлением Петра Второго Негоша. Именно он написал «Горный венец», в котором можно почерпнуть интересные сведения о культуре черногорцев. 20 век стал веком авангардистов. В стране прославились Михайло Лалич и Щипанович, написавшие произведения, которые получили положительные отзывы во всем мире.
Почитатели изобразительного искусства непременно оценят Петара Лубарда - прославленного черногорского художника, а среди скульпторов ярче всех в мире выделился Ненат Шошкич, который прославился в скульпторском деле как мастер, использующий разные материалы для изготовления своих работ.
Долгое время музыка в Черногории находилась под влиянием этнических мотивов. Сейчас она стала многожанровой. Черногорцы предпочитают слушать зарубежных исполнителей и находятся в курсе модных тенденций, смотрят современные голливудские фильмы. Тем не менее влияние глобализации практически не затронуло местные коммуны, бережно хранящие и чтящие традиции страны.
Танцы
Традиционных танцев в Черногории насчитывается три: Шота, Оро и Коло.
- Коло является групповым танцем, который напоминает русский хоровод. Музыка во время танца разнообразная, может быть очень динамичной;
- Наиболее популярными стали танцы Оро, поскольку именно в них проявляется задор и веселье. Оро считается не просто танцем, а способом развлечения. Танец проходит с построением в кольцо и последующим выбором мужчинами партнерш для танца;
- Шота считается наиболее сложным танцем, поскольку требует соблюдения координации;
- Таким образом, проявить себя в танцах могут как профессионалы, так и новички. Для черногорцев танцевать - значит, показывать себя во всей красе. Здесь вы сможете стать и орлом, и продемонстрировать гордость, и как следует развеяться.
Характер
Часто черногорцев отождествляют с сербами. Это совсем не случайность, ведь они происходят от одного этноса. Однако характер черногорцев в целом отличается довольно сильно.
- Жители страны чрезвычайно горды и одновременно миролюбивы. По отношению друг к другу черногорцы всегда вежливы, их не волнуют политические взгляды, погоня за прибылью, религиозность, стремление к богатству.
- Важнейшим качеством черногорец считает храбрость.
- Сохранение и приверженность традиции особенно заметны на примере местных кланов, которые чтят коллективизацию.
- Черногорцы, как и другие южные славяне, характеризуются гостеприимством. Самыми любимыми темами для разговора являются спорт и сельское хозяйство. Больше всего черногорцы не любят обсуждать войну. Люди благосклонно относятся к выходцам из СНГ. Здороваются черногорцы рукопожатием, когда ходят в гости, непременно дарят подарки.
- Самым любимым занятием у жителей страны остается общение. Черногорцы любят встречаться в барах, сидеть в кафе или ресторанах.
- Среди черногорцев немало тех, кто любит выпить, однако пьянство в стране не в почете.
Традиции
В Черногории довольно много праздников. Наиболее яркие проходят в Которе. Например, именно там можно увидеть праздник мимозы, который жители отмечают весь февраль. Камелии тоже посвятили отдельный праздник - это маленький цветок, напоминающий розу. Его день отмечают в апреле. Главным религиозным праздником остается Пасха. Ее празднуют во всей Черногории. Примечательной особенностью Пасхи являются богатые пиры. Люди водят хороводы на улицах, устраивают концерты и выступают с оркестрами прямо на улицах города. Черногория славится ярмаркой вина, которая проходит в Подгорице.
А если вы предпочитаете книги или кино, вам нужно отправиться на книжную ярмарку и фестиваль киноиндустрии, который начинается в мае. Одновременно с ними проходят фестивали танца.
Еда
В Черногории доминирует балканская кухня, в которой прослеживается влияние Средиземноморья, Турции, Германии и Венгрии. Конечно, в ней есть и славянские мотивы. Самым распространенным блюдом среди сербов и черногорцев стало мясо со специями вешалица. Очень любят в Черногории колбасы, название которых покажется многим очень знакомым - чевапчичи.
Удивительно, но в Черногории даже печенье является мясом. Именно так называется мясо, приготовленное на вертеле.
Основными ингредиентами черногорской кухни считаются сыр и овощи. Большим уважением пользуются сыры сенички и липский. Овощи же едят постоянно - с мясом, рыбой, во время завтрака и ужина, в качестве закуски, дополнительного блюда.
В Черногории также популярны рыбные блюда и морепродукты. Форель фаршируют черносливом, карпа запекают в сливках, плов подают с морепродуктами - фантазия местных поваров не знает границ.
Самый популярный десерт черногорцы называют сладкишей - это пирог с творожной начинкой, у него есть аналог бурек с сыром и мясом. Сыр черногорцы настолько любят, что готовят его со сливами, а еще здесь популярны ореховые палочки.
Излюбленным напитком черногорцев стал кофе. Чай пьют обязательно с медом и травами. А еще здесь много свежих соков. Любителям вин следует попробовать «Вранац». Из винограда делают не только вина, но и самогонку ракия.
Внешность
Одежда
Национальный костюм Черногории изготавливается из материалов высшего качества, в том числе шелка и атласа. Для декорирования используются золотые нити. Именно черногорский национальный костюм считается одним из самых дорогих в Европе. Многие путники, бывавшие в Черногории в 18 веке, удивлялись, насколько велик контраст между национальной одеждой и интерьером. Если костюм отличался роскошью, то дома черногорцы всегда сохраняли скоромными, как в плане утвари, так и в плане экстерьера.
Сами жители связывают роскошь костюма с внутренней гордостью. Неудивительно, ведь им приходилось бороться с Османской империей. Турки не только навязывали традиции, но и стремились искоренить культуру народа. Захватчики обязывали людей носить черные одежды. Люди противились и надевали яркие костюмы в знак протеста. Конечно, многие за подобную дерзость погибали.
Сейчас национальные костюмы надевают по случаю свадьбы или во время государственных праздников. Особой честью считалось быть похороненным в таком прекрасном костюме. Наиболее дорогой частью костюма считают чемер (пояс). И совсем неслучайно, ведь эта часть украшена драгоценными камнями и серебром.
Мужчины носили на поясе пистолеты, сделанные вручную. Некоторые были отняты у турков, что делало их предметами особой гордости. Красный цвет является основным и символизирует пролитую кровь. Черный - цвет трагедии, символ скорби по ушедшим.
Жилье
Традиционно основным материалом для постройки жилья в Черногории выступал камень. Крыши делали из черепицы. Венецианский стиль можно видеть в Которе и Будве (старые районы). Муниципалитеты стараются сберечь архитектурный облик, поэтому дома подвергаются регулярной реставрации. Здания построены таким образом, чтобы в холодное время года отапливать только одно помещение - первый этаж и кухню. Для отопления использовалась печь. Сейчас ее заменили камины. Благодаря каменным стенам тепло в доме сохранялось длительное время. Черногорцы подходят к выбору домов рационально. Например, для молодой пары достаточно однокомнатной квартиры, когда же у нее рождаются дети, выберут двух-, трехкомнатную. А когда они станут старше - четырехкомнатную.
Черногорцы стали очень популярным народом в Европе благодаря гостеприимству и красивой стране. Они стараются поддерживать престиж, чтобы привлекать как можно больше путешественников каждый год. Страна считается одной из самых благополучных в Европе и пользуется неизменной популярностью у туристов из Украины и России.
Видео
Собственно, у предков нынешних черногорцев поначалу все было точно так же. Брел себе по Европе народ из древней славянской Панонии (Закарпатья), воевал понемногу, кем-то вытеснялся с насиженных мест, кого-то сам вытеснял. Строил поселения, разводил скот, рыбачил, охотился. Перенимал опыт древних цивилизаций, учил младших.
Родовые связи в Черногории до сих пор очень крепки.
Почему же до сих пор, разговаривая с черногорцем, можно услышать: «Я гражданин Черногории, но я не черногорец, я бокелец!» Или: «Из маин я!». Откуда, отчего именно в европейской Черногории до XXI века дошло разграничение на на-родности и племена?
Национальность - это еще не все
Южные славяне с подачи византийского Императора Константина Багрянородного в XI веке стали называться «сербы». Впрочем, не Император изобрел это название народа - «лужицкие сербы», пятидесятитысячный славянский народ, до сих пор проживающий в Германии, получил свое общепризнанное имя по самоназванию. Так было и с балканскими сербами. Император просто использовал самоназвание одного из самых заметных народов, уже имевших к XI веку княжеские, а позже - монархические династии. Повезло сербам, что их назвали так, как и они звали сами себя. Существует множество других случаев, к примеру, латыши до сих пор называют русских «кривичи», по самоназванию исчезнувшего соседнего славянского племени. И никто в мире не называет финнов «суоми», по самоназванию, впрочем, они и не обижаются.
Но вот внутри славянских племен, вернее, не внутри, а между ними все было сложнее, в том числе в названиях народов. Например, раннефеодальные княжества Болгария и Македония формировалась с сильной ассимиляцией славянского народа с булгарами (родственниками нынешних татар) и македонцами большой Греции. В свою очередь те греческие македонцы уже со времен Александра Великого были ассимилированы с греками и всеми народами Пелопоннеса. Естественно, у болгарско-македонских царей был великий соблазн перехватить брэнд в названии нации от известного древнего экспансиониста Александра Македонского, что и было сделано. И вот уже современная Греция, справедливо имеющая в своем составе область Македонию, до сих пор судится со славянским государством Македонией за такое же название.
Еще пример. Хорватские славяне были ассимилированы с остатками граждан и рабов Рима области Далмации, с более поздними италийскими племенами, и получили собственное название. Хотя до раздела христианских конфессий на католическую и православную в 1054 году «хорват» - это была скорее народность среди сербов, а не национальность. До сих пор в Хорватии выделяются далматинцы, претендующие на генетическое наследство римлян, и другие народности.
Черногорцы, без сомнения, схватили свою долю генетики от иллирийских племен. Получили кое-что от турков и даже от монголов, осаждавших древний Улцинь. А также взяли от всех остальных, побывавших здесь, понемногу. Некоторые антропологи выделяют в европеоидной расе некую динарскую подрасу, которой и соответствует большинство современного населения Черногории. Поэтому на основании этноса идет процесс формирования национальности - а это уже и язык, и культура, и традиции.
Дело не в расе, не в генетике. Дело, конечно же, в самоидентификации людей, в том богатом культурном и историческом багаже, «опыте» народа, который он бережно охраняет и передает из поколения в поколение.
Посмотрим на эту самую самоидентификацию. Статистика - вещь сухая. Около 30% населения республики считает себя сербами. Албанцев - 7%. Бошняки или босанцы – еще 7% (принявшие ислам сербы, раньше на Балканах их национальность определяли как «мусульмане», по вероисповеданию - парадоксально). Ныне же многие местные мусульмане определяются как черногорцы мусульманского вероисповедания, что, конечно же, более логично и исключает путаницу между бошняками (славянами, мусульманами) и боснийцами (жителями Боснии и Герцеговины). Кстати, Черногория в период распада Югославии оказалась наиболее толерантной страной, если, конечно, не брать в сравнение моноэтническую Словению. Есть в стране хорваты, греки и многие другие. Национальностей и конфессий в Черногории довольно много, но здесь не было никаких серьезных межэтнических и национальных конфликтов, характерных для Боснии или Сербии. И это тоже характеризует традиции страны.
Народность - это история и география. И не только.
Итак, какие еще народности сейчас вы найдете среди жителей Черногории, среди черногорцев, которых в стране около 40%?
Прежде всего, брдяне. «Брдо» по-сербски - это гора. Поэтому все славянские жители севера Черногории называли себя брдяне, то есть «горный народ». Культурно и традиционно привязаны к сербам из южных районов Сербии, многие из них до сих пор относят себя именно к сербам, а не к черногорцам. Формировались как народность при последовательном включении славянских племен в регион княжества Рашка, княжества Зета, в Сербское Королевство в XI – XVII веках. Брдяне были крещены в XI веке вместе с жителями современной Сербии. После Вселенского собора 1054 года, окончательно разделившего христиан, брдяне отошли к православной конфессии. Самоназвание «брдяне» в настоящее время почти исчезло из обихода.
Бокельцы - наиболее понятное название народности, это жители залива, Боки Которской, и всего прибрежного района, кроме ареала Герцег-Нови. Формировались в ареале трех основных сильных средневековых городов Котора, Рисана, Пераста. Первые два из них вообще никогда не захватывались турками и восточного влияния на жителей избегли. Ни культурной, ни генетической ассимиляции со стороны османов в этих городах не было. Именно стойкость бокельцев позволяет современным черногорцам утверждать, что Черногория никогда полностью не была под султанами. Культура бокельцев, вплоть до стиля национальных костюмов и музыки, испытала сильное влияние Венеции, «старшего брата» средневековых бокельских мореходов и торговцев. Бокельцы - давние союзники черногорцев. Внутри страны никогда не называют себя сербами, иногда - только в эмиграции (как многие белорусы и украинцы в эмиграции называют себя русскими). Бокельцы в подавляющем большинстве также православные, тем не менее именно среди них в Черногории часто встречаются католики. Самоназвание используется активно, вплоть до полной самоидентификации по национальности (не черногорец, не серб, а бокелец).
Герцеговинцы. Жители Герцег-Нови и его ареала, потомки подданных славянского герцога Стефана Косачи, с XIV-XV веков вышедших с Герцеговиной к морю в городе Нови. Старое название города Святой Стефан, новое – Герцег-Нови. Западный титул герцог, по которому получило название герцогство и народность, равен славянскому «воевода». Остатки средневековой Герцеговины в перипетиях истории разделены между Черногорией, Хорватией, Сербией, Боснией и Герцеговиной. Причем у последней державы приставка «Герцеговина» - это атавизм. Жители страны боснийцы определяют свою национальность как бошняки, и даже в христианской части нынешней Боснии и Герцеговины, в Республике Сербской, народ определяет свою национальность как сербы, а не герцеговинцы. Герцеговинцы компактно остались только в Черногории. Они в свое время испытали влияние Венеции и Италии, но в меньшей степени, чем бокельцы. Герцеговинцы в основном православные. Самоназвание «герцеговинцы» используется редко, чаще при географической привязке к месту проживания.
Собственно черногорцы. Жители побережья от Грбаля (долина рядом с Тиватом) до города Бар, и на север - до Подгорицы. Народ формировался в период создания средневековых княжества Зеты и Дуклянского королевства в XV-XVIII веках. В трехсотлетний период формального пребывания под османской империей были периоды безвластия на территории страны, когда среди черногорцев преобладала тенденция относить себя к сербам, или к черногорским сербам. Этому способствовала консолидация в антитурецкой освободительной борьбе племен Черногории и кнежевин Сербии (в Сербии «кнежевина» - аналог черногорскому племени, см. ниже). Отзвуки этого можно найти в стихах великого черногорского поэта Владыки Петра II Петровича Негуша.
И все-таки, даже при всей стойкости бокельцев, за период первой (1918) и второй (1944) Югославии разделение на народности в значительной мере стерлось. Некоторые пожилые люди до сих пор с гордостью говорят: «Я югослав!», про народности вспоминают редко, тем более редко вспоминают об этом молодые люди. Но стоит перейти к племени - и вам с гордостью расскажут историю своего рода до 20 колена.
О племена, о нравы!
Так почему же среди черногорцев так стойко держится племенная идентификация?
Стремление славян к самоуправлению хорошо известно. Южные славяне еще до появления раннесредневекового деления образовывали жупы - эдакие самоуправляемые районы. Управлялись жупы жупским собором. Даже некоторые соверены возникли именно как избранное лицо от такого вот парламента. Например, Великий Жупан Стефан Неманя основал целую сербскую династию Неманичей, которая правила и Сербией и Черногорией. В этой династии позже были православные короли, даже коронованные католическим Папой Римским, настолько Ватикан признавал силу и мощь соверена.
Котор, опять же, поначалу успешно управлялся классическим славянским вече, впоследствии «модернизированным» на венецианский манер - с судьей, князем (на латинско-итальянский лад они позже назывались приор, комес, ректор). И такая демократия не мешала войску успешно оборонять город от захватчиков, а предпринимателям вести прибыльный бизнес. Впрочем, все это было до поры до времени, как и в Великом Новгороде на Руси.
В XV-XVI веках и Сербия, и Черногория оказались под властью османской империи. Если в Сербии при этом образовалась какая-никакая централизованная власть турецких санджаков (турецких областей, управляемых наместниками султана), то в Черногории ни турецкой, ни местной власти практически не было. Народ стихийно сопротивлялся туркам, черногорские гайдуки грабили турецкие караваны, пираты грабили корабли. Периодически города или монастыри со своими лидерами - священниками отбивали у турков целые регионы и правили там самостоятельно. Турки свирепствовали, но из своих крепостей и центров санджаков сделать ничего не могли с гордым горным народом. Напротив, к примеру, были случаи, черногорцы брали подгоричский санджак в осаду, добиваясь справедливого суда за расправу над единоплеменником.
Появилась необходимость ввести какое-то административное деление страны. Южные славяне раньше уже жили во власти славянских феодальных соверенов - черногорских князей Црноевичей, сербских князей и королей Неманичей, Воислав-левичей, боснийского короля Твртко и македонского царя Самуила. Власть эта была разрушена турецким нашествием. Восстановить власть, которая была призвана давать защиту и покровительство мирянам, было делом непростым в условиях оккупации. И тут вспомнили о старых племенах и жупах. Скотоводческие и прочие хозяйства объединялись вместе с жупанскими селами в племя, которое лишь отдаленно сохраняло признаки ранних родовых племен, а по сути являлось более современной единицей местного самоуправления. Племена в Черногории были разделены на несколько территорий, «нахий». Иерархия управления была такая: дом - братство - племя - нахия. Племена имели свои традиции и уклад хозяйства, избирали своих старейшин - сердаров, воевод, кнезов.
С этих пор отношения с турками стали договорными. Де-факто Черногория получила автономию. Филурию (налог) для султана собирали местные старейшины, служили в армии черногорцы только на своей земле.
Первая область племен находилась к юго-востоку от реки Зета, к западу от Скадарского озера и к северу от Боки Которской. Это регион Цетине и четырех нахий (Катунской, Риечской, Црмничской и Лешанской). Там проживали Цетинцы, Цуци, Чекличи, Негуши, Озриничи и Пьешивци.
Вторая область находиласть в горной части между реками Зета и Лим, там проживали племена Семи гор - Белопавличи, Пиперы, Морачаны, Кучи, Васоевичи, Ровчаны, Дробняки.
Баняне - Риджаны и Никшичи - племена древней Герцеговины.
Приморские племена - Маины, Поборы, Паштровичи и Грбляне.
Поэтому племенная организация, существовавшая в XV-XVIII веках, позволила создать крупные поселения и экономические единицы. До сих пор можно видеть и слышать «монастырь Подмаинэ», «соляной завод Кучи», « город Никшич », «село Глухи До». Можно заметить, что народности Черногории впоследствии формировались в основном из групп нахий, кроме «космополитов» бокельцев, включивших представителей всех племен, способных жить жизнью моря.
Возможности у племен были разными, однако самоорганизация народа позволила подготовить в стране борьбу за независимость и освобождение от османской оккупации. Например, для сражения с турками в 1613 году племя Кучи могло поста-вить под ружье 1650 чело¬век, Белопавличи - 800, Пипери - 700, Клименти-650, Хоти (североалбанское племя) - 600 человек. Для такой борьбы требовалась уже более серьезная консолидация сил и ресурсов. Консолидацию проводили владыки Черногории начиная с XVII века, однако дело шло туго. Племена погрязли в междоусобных распрях, как какие-нибудь сиу и могикане.
О самозванцах. Как "Русский царь Петр III" объединил племена черногорцев.
Удивительно удачно пресек межплеменные междоусо¬бицы самозванец Степан Малый. Некий врачеватель невысокого роста и неясного происхождения (позже говорили - беглый русский офицер) представился эмигрировавшим русским царем Петром III. Опираясь на популярность России в Черногории Степан Малый...объявил себя черногорским совереном и ввел в Черногории централизованную государственную власть. Племена Черногории, ревновавшие к возвышению своих, подчинились «русскому» варягу. Степан казнил за малейшие проявления непослушания, собирал дань и войско, один раз даже разбил турецкую армию. Князь Долгорукий прибыл в Черногорию из Петербурга, арестовал самозванца, но... вскоре выпустил его, будучи пораженным его успехами на поприще организации суверенитета державы. Степан невольно сделал хорошую подготовку: внутренние распри практически прекратились, и на базе религиозного объединения под властью православных владык в XVIII веке создалось теократическое, а еще двумя веками позднее и светское княжество.
При создании княжества племена имели разную судьбу. Например, те же Кучи отказались платить налоги первому светскому князю Черногории Даниле Петровичу Негушу. За бунт они были практически уничтожены, вырезаны были практически все мужчины племени числом около 300 человек. Остальные племена после этого смирились с княжеским бюджетом, и в стране появились и гвардия, и школы. Князь Данило, оставивший немало хорошего Черногории, даже в XIX веке жил по законам гор своего народа и правил огнем и мечом.
Память народа.
История черногорских племен не просто осталась в сознании людей. Она оставила современности памятники и действующие до сих пор храмы, монастыри и предприятия. Например, всемирно знаменитый остров-отель «Святой Стефан» создан сильным племенем Паштровичей на рифе как крепость и международный торговый город. Именно поэтому память о тех средневековых племенах с гордостью хранится в каждой черногорской семье. Хранится как символ истинного, внутреннего, природного, даже без волевых королей и диктаторов, стремления народа к свободе и суверенитету. Вот почему эта память о племенах в Черногории так прочна. Это не столько знание своего генеалогического древа, сколько знание вех жизни людей, сумевших выжить, самостоятельно организоваться, наладить и экономическую жизнь, и борьбу против оккупации. Это осознание национального достоинства своего народа.
Происхождение термина «славяне», вызывающее большой интерес общественности в последнее время, является весьма сложным и запутанным. Определение славян как этноконфессиональной общности, в силу весьма большой территории, занимаемой славянами, часто бывает затруднено, а использование понятия «славянской общности» в политических целях на протяжении веков вызывало серьезное искажение картины реальных взаимосвязей между славянскими народами.
Происхождение самого термина «славяне» современной науке неизвестно. Предположительно, он восходит к некоему общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди». Существует также две теории, одна из которых выводит латинские названия Sclavi, Stlavi, Sklaveni от окончания имен «-слав», которое, в свою очередь связывается со словом «слава». Другая теория связывает наименование «славяне» с термином «слово», приводя в подтверждение наличие русского слова «немцы», производного от слова «немой». Обе эти теории, однако, опровергаются практически всеми современными лингвистами, утверждающими, что суффикс «-янин» однозначно указывает на принадлежность к определенной местности. Так как местность под названием «Слав» истории неизвестна, то и происхождение названия славян остается невыясненным.
Основные знания, имеющиеся у современной науки о древних славянах, основываются либо на данных археологических раскопок (которые сами по себе не дают никаких теоретических знаний), либо на основе летописей, как правило, известных не в оригинальном виде, а в виде позднейших списков, описаний и толкований. Очевидно, что подобного фактического материала для сколько-нибудь серьезных теоретических построений совершенно недостаточно. Источники сведений об истории славян рассмотрены ниже, а также в главах «История» и «Лингвистика», однако следует сразу оговориться, что любое исследование в области жизни, быта и религии древних славян не может претендовать ни на что большее, чем на гипотетическую модель.
Следует также заметить, что в науке XIX-XX вв. произошло серьезное расхождение во взглядах на историю славян между русскими и зарубежными исследователями. С одной стороны, оно было вызвано особыми политическими отношениями России с другими славянскими государствами, резко возросшим влиянием России на европейскую политику и необходимостью исторического (или псевдоисторического) обоснования этой политики, как и обратной реакции на нее, в том числе со стороны откровенно фашистских этнографов-теоретиков (к примеру, Ратцеля). С другой стороны, имелись (и имеются) принципиальные различия научных и методологических школ России (особенно советской) и западных стран. На наблюдаемое расхождение не могли не повилять и религиозные моменты – претензии российского православия на особую и исключительную роль в мировом христианском процессе, корнями уходящие еще в историю крещения Руси, также требовали определенного пересмотра некоторых взглядов на историю славян.
В понятие «славян» те или иные народы зачастую включаются с определенной долей условности. Ряд народностей за свою историю претерпел настолько значительные изменения, что они могут называться славянскими лишь с большими оговорками. Многие народы, преимущественно на границах традиционного славянского расселения, имеют признаки как славян, так и их соседей, что требует введения понятия «маргинальные славяне». К таким народам определенно относятся дакорумыны, албанцы и иллирийцы, лето-славяне.
Большая часть славянского населения, испытав многочисленные исторические перипетии, так и или иначе смешалась с другими народами. Многие из этих процессов происходили уже в новое время; так, русские поселенцы в Забайкалье, смешавшись с местным бурятским населением, породили новую общность, известную как чалдоны. По большому счету, есть смысл выведения понятия «мезославяне» в отношении народов, имеющих прямую генетическую связь лишь с венедовами, антами и склавенами.
Использовать лингвистический метод при идентификации славян, как это предлагается рядом исследователей, необходимо с крайней осторожностью. Имеется масса примеров подобного несоответствия либо синкретизма в лингвистике некоторых народов; так, полабские и кашубские славяне де-факто говорят на немецком языке, а многие балканские народы только за последние полтора тысячелетия несколько раз изменили изначальный язык до неузнаваемости.
Такой ценный метод исследований, как антропологический, к славянам, к сожалению, практически неприменим, так как единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, так и не сформировался. Традиционно-бытовая антропологическая характеристика славян относится преимущественно к северным и восточным славянам, которые на протяжении веков ассимилировали с прибалтами и скандинавами, и не может быть отнесена к восточным и тем более к южным славянам. Более того – в результате значительных внешних воздействий со стороны, в частности, мусульманских завоевателей, существенно изменялись антропологические признаки не только славян, но и всех жителей Европы. К примеру, коренные жители Аппеннинского полуострова в период расцвета Римской империи имели внешность, характерную для жителей Центральной России XIX в.: светлые кудрявые волосы, голубые глаза и округлые лица.
Как уже было сказано выше, информация о праславянах известна нам исключительно из античных, а позднее – византийских источников начала I тысячелетия н.э. Греки и римляне давали праславянским народностям совершенно произвольные названия, относя их к местности, внешнему виду или боевым характеристикам племен. Вследствие этого в названиях праславянских народов наблюдается известная путаница и избыточность. При этом, однако, в Римской империи славянские племена обобщенно назывались терминами Stavani, Stlavani, Suoveni, Slavi, Slavini, Sklavini, имеющими очевидно, общее происхождение, однако оставляющими широкий простор для рассуждений о первоначальном значении этого слова, как уже было сказано выше.
Современная этнография достаточно условно делит славян нового времени на три группы:
Восточных, к которым относит русских, украинцев и белорусов; некоторые исследователи выделяют лишь русскую нацию, имеющую три ветви: великорусскую, малорусскою и белорусскую;
Западных, к которым относит поляков, чехов, словаков и лужичан;
Южных, к которым относит болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев, черногорцев.
Легко заметить, что это деление соответствует скорее лингвистическим различиям между народами, чем этнографическим и антропологическим; так, разделение основного населения бывшей Российской империи на русских и украинцев носит весьма спорный характер, а объединение в одну национальность запорожцев, галицийцев, восточных поляков, северных молдаван и гуцулов относится скорее к политике, чем к науке.
К сожалению, исходя из вышесказанного, исследователь славянских общностей вряд ли может основываться на ином методе исследований и следующей из него классификации, чем лингвистический. Однако, при всем богатстве и эффективности лингвистических методов, в историческом аспекте они весьма подвержены внешним воздействиям, и, как следствие этого, в исторической перспективе могут оказаться недостоверными.
Безусловно, основной этнографической группой восточных славян являются так называемые русские, как минимум в силу своей численности. Однако в отношении русских мы можем говорить только в обобщающем смысле, так как русская нация представляет собой весьма причудливый синтез мелких этнографических групп и народностей.
В формировании русской нации принимали участие три этнических элемента: славянский, финский и татаро-монгольский. Утверждая это, мы, однако, не можем определенно сказать, каким именно был первоначальный восточнославянский тип. Аналогичная неопределенность наблюдается и в отношении финнов, которые объединены в одну группу лишь вследствие некой близости языков собственно балтийских финнов, лопарей, ливов, эстов и мадьяров. Еще менее очевидно генетическое происхождение татаро-монгол, которые, как известно, имеют достаточно отдаленное отношение и к современным монголам, и тем более к татарам.
Ряд исследователей считает, что социальную верхушку древней Руси, давшей имя всему народу, составил некий народ русов, который к середине X в. подчинил себе словен, полян и часть кривичей. Существуют, однако, значительные расхождения в гипотезах о происхождении и самом факте существования русов. Норманнское происхождение русов предполагается от скандинавских племен периода экспансии викингов. Эта гипотеза описана еще в XVIII в., однако была в штыки воспринята патриотически настроенной частью русских ученых во главе с Ломоносовым. В настоящее время норманнская гипотеза рассматривается на западе как базовая, в России – как вероятная.
Славянская гипотеза происхождения русов сформулирована Ломоносовым и Татищевым в пику норманнской гипотезе. Согласно этой гипотезе, русы ведут свое начало из Среднего Поднепровья и отождествляются с полянами. Под эту гипотезу, имевшую в СССР статус официальной, подогнаны многие археологические находки юга России.
Индо-иранская гипотеза предполагает происхождение русов от сарматских племен роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами, а название народа – от термина ruksi - «светлый». Эта гипотеза не выдерживает критики, в первую очередь, по присущей захоронениям того времени долихокефальности черепов, что присуще только северным народам.
Существует устойчивое (и не только в быту) убеждение, что на формирование русской нации оказала влияние некая нация, именуемая скифами. Между тем в научном смысле этот термин не имеет права на существование, так как понятие «скифы» не менее обобщенно, чем «европейцы», и включает в себя десятки, если не сотни кочевых народов тюркского, арийского и иранского происхождения. Естественно, эти кочевые народности, в той или иной мере, оказали определенное влияние на формирование восточных и южных славян, но считать это влияние определяющим (или критичным) совершенно неверно.
По мере распространения восточных славян они смешались не только с финнами и татарами, но и, несколько позднее, с немцами.
Основной этнографической группой современной Украины являются так называемые малороссы, проживающие на территории Среднего Поднепровья и Слобожанщины, называемые также черкасами. Также выделяются две этнографические группы: карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки). Формирование малоросской (украинской) народности произошло в XII-XV вв. на основе юго-западной части населения Киевской Руси и генетически мало отличалось от коренной русской нации, сформировавшейся к моменту крещения Руси. В дальнейшем произошла частичная ассимиляция части малороссов с венграми, литовцами, поляками, татарами и румынами.
Беларусы, называющие себя так по географическому термину «Белая Русь», представляют собой сложный синтез дреговичей, радимичей и частично вятичей с поляками и литовцами. Изначально, до XVI в., термин «Белая Русь» применялся исключительно к Витебщине и северо-восточной Могилевщине, в то время как западная часть современной Минской и Витебской областей вместе с территорией нынешней Гродненской области назывались «Черной Русью», а южная часть современной Белоруссии – Полесьем. Эти районы намного позднее вошли в состав «Белой Руси». Впоследствии беларусы поглотили полоцких кривичей, а часть из них оттеснили в Псковские и Тверские земли. Русское название беларусско-украинского смешанного населения – полищуки, литвины, русины, руськие.
Полабские славяне (венды) – коренное славянское население севера, северо-запада и востока территории, занимаемой современной Германией. В состав полабских славян входят три племенных союза: лютичи (велеты или вельцы), бодричи (ободриты, ререки или рароги) и лужичане (лужицкие сербы или сорбы). В настоящее время все полабское население полностью онемечено.
Лужичане (лужицкие сербы, сорбы, венды, сербья) – коренное мезославянское население, проживает на территории Лужицы – бывших славянских областей, ныне находящихся на территории Германии. Ведут свое происхождение от полабских славян, оккупированных в X в. немецкими феодалами.
Крайне южные славяне, условно объединенные под названием «болгары», представляют собой семь этнографических групп: добруджанци, хърцои, балканджии, тракийци, рупци, македонци, шопи. У этих групп существенно различается не только язык, но и обычаи, общественное устройство и культура в целом, и окончательное формирование единой болгарской общности не завершено даже в наше время.
Изначально болгары жили на Дону, когда хазары, после перемещения на запад, основали большое царство на нижней Волге. Под давлением хазар часть болгар переместилась на нижний Дунай, образовав современную Болгарию, а другая часть – на среднюю Волгу, где впоследствии смешались с русскими.
Балканские болгары смешались с местными фракийцами; в современной Болгарии элементы фракийской культуры прослеживаются к югу от Балканского хребта. С расширением Первого Болгарского царства в состав обобщенного народа болгар вошли новые племена. Значительная часть болгар ассимилировала с турками в период XV-XIX вв.
Хорваты - группа южных славян (самоназвание – хрвати). Предки хорватов – племена качичи, шубичи, свачичи, магоровичи, кроаты, которые переселились вместе с другими славянскими племенами на Балканы в VI-VII вв, и затем расселились на севере Далматинского побережья, в южной Истрии, в междуречье Савы и Дравы, на севере Боснии.
Собственно кроаты, составляющие костяк хорватской группы, более всего родственны славонцам.
В 806 г. хорваты попали под власть Фраконии, в 864 г. – Византии, в 1075 г. образовали собственное королевство.
В конце XI – начале XII вв. основная часть хорватских земель была включена в состав Венгерсколго королевства, в результате чего произошла значительная ассимиляция с венграми. В середине XV в. Венеция (еще в XI в. захватившая часть Далмации) завладела хорватским Приморьем (за исключением Дубровника). В 1527 году Кроация получила самостоятельность, попав под власть Габсбургов.
В 1592 г. часть хорватского королевства была завоевана турками. Для защиты от османов была создана Военная граница; ее жители, граничары – хорваты, славонцы и беженцы-сербы.
В 1699 г. Турция уступила Австрии захваченную часть в числе других земель по Карловицкому миру. В 1809-1813 гг. Кроация была присоединена к иллирийским провинциям, уступленным Наполеону I. С 1849 по 1868 гг. она составляла, вместе со Славонией, береговой областью и Фиуме, самостоятельную коронную землю, в 1868-м г. вновь соединенную с Венгрией, а в 1881 г. к последней была присоединена и Словацкая пограничная область.
Небольшая группа южных славян – иллирийцы, позднейшие обитатели древней Иллирии, находившейся к западу от Фессалии и Македонии и к востоку от Италии и Реции вплоть до реки Истра к северу. Наиболее значительные из иллирийских племён: далматы, либурны, истры, яподы, паннонцы, дезитиаты, пирусты, диционы, дарданы, ардиеи, таулантии, плереи, япиги, мессапы.
В начале III в. до н. э. иллирийцы подверглись кельтскому влиянию, в результате чего сформировалась группа иллиро-кельтских племен. В результате Иллирийских войн с Римом иллирийцы подверглись быстрой романизации, в результате чего исчез их язык.
От иллирийцев ведут свое происхождение современные албанцы и далматинцы.
В формировании албанцев (самоназвание шчиптар, известны в Италии как арбреши, в Греции как арванитес) приняли участие племена иллирийцев и фракийцев, а также на нем сказалось влияние Рима и Византии. Общность албанцев сформировалась сравнительно поздно, в XV в., однако подверглась сильнейшему влиянию османского господства, разрушившего хозяйственные связи между общинами. В конце XVIII в. сформировались две основные этнические группы албанцев: геги и тоски.
Румыны (дакорумыны), до XII века представлявшие собой пастушеский горный народ, не имеющий стабильного места проживания, не являются в чистом виде славянами. Генетически они представляют собой смешение даков, иллирийцев, римлян и южных славян.
Арумыны (аромуны, цинцары, куцовлахи) являются потомками древнего романизованного населения Мезии. С высокой долей вероятности предки арумын до IX – X веков проживали на северо-востоке Балканского полуострова и не являются автохтонным населением на территории настоящего проживания, т.е. в Албании и Греции. Лингвистический анализ показывает практически полную идентичность лексики арумын и дакорумын, что свидетельствует о том, что эти два народа длительное время находились в тесном контакте. О переселении арумын свидетельствуют и византийские источники.
Происхождение мегленорумын полностью не изучено. Нет сомнений, что они относятся к восточной части румын, подвергшейся продолжительному влиянию дакорумын, и не являются автохтонным населением в местах современного проживания, т.е. в Греции.
Истрорумыны представляют собой западную часть румын, в настоящее время в незначительных количествах проживающих в восточной части полуострова Истрия.
Происхождение гагаузов, народа, проживающего практически во всех славянских и сопредельных им странах (преимущественно в Бессарабии), весьма спорно. По одной из распространенных версий, эта православная народность, говорящая на специфическом гагаузском языке тюркской группы, представляет собой отуреченных болгар, смешавшихся с половцами южнорусских степей.
Юго-западные славяне, в настоящее время объединяемые под условным наименованием «сербы» (самоназвание – срби), а также вычленяющиеся из них черногорцы и боснийцы, представляют собой ассимилированных потомков собственно сербов, дуклян, тервунян, конавлян, захлумян, наречан, занимавших значительную часть территории в бассейне южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, юж. часть побережья Адриатики. Современные юго-западные славяне делятся на региональные этнические группы: шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане.
Боснийцы (босанцы, самоназвание – муслимане) проживают в Боснии и Герцеговине. Фактически представляют собой сербов, смешавшихся с хорватами и принявших ислам во время османской оккупации. С боснийцами смешались переселявшиеся в Боснию и Герцеговину турки, арабы, курды.
Черногорцы (самоназвание – «црногорци») проживают в Черногории и Албании, генетически мало отличаются от сербов. В отличие от большинства балканских стран, Черногория активно сопротивлялась османскому игу, в результате чего в 1796 г. получила независимость. Вследствие этого уровень турецкой ассимиляции черногорцев минимален.
Центром расселения юго-западных славян является историческая область Рашка, объединяющая бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава, где во второй половине VIII в. сложилось раннее государство. В середине IX в. было создано Сербское княжество; в X-XI вв. центр политической жизни перемещался то на юго-запад от Рашки, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. Затем, в конце XIV – начале XVвв., Сербия вошла в Османскую империю.
Западные славяне, известные под современным названием «словаки» (самоназвание – словаци), на территории современной Словакии стали преобладать с VI в. н.э. Двигаясь с юго-востока, словаки частично поглотили прежнее кельтское, германское, а затем и аварское население. Южные районы расселения словаков в VII в., вероятно, входили в границы государства Само. В IX в. по течению Вага и Нитры возникло первое племенное княжество ранних словаков – Нитранское, или княжество Прибины, которое около 833 года присоединилось к Моравскому княжеству – ядру будущей Великоморавской державы. В конце IX в. Великоморавское княжество распалось под натиском венгров, после чего его восточные области к XII в. вошли в состав Венгрии, а позже Австро-Венгрии.
Термин «словаки» появился с середины XV в.; ранее жители этой территории назывались «словени», «словенка».
Вторая группа западных славян – поляки, образовавшиеся в результате объединения западно shy;славянских племен полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Вплоть до конца XIX в. единой польской нации не существовало: поляки делились на несколько крупных этнических групп, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе – великополяне (к которым относились куявяне), ленчицане и серадзяне; на юге – малополяне, в группу которых входили гурали (население горных районов), краковяне и сандомирцы; в Силезии – слензане (слензаки, силезцы, среди которых различались ляхи, силезские гурали и др.); на северо-востоке – мазуры (к ним относились курпи) и вармяки; на побережье Балтийского моря – поморяне, причем в Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры.
Третья группа западных славян – чехи (самоназвание – чеши). Славяне в составе племен (чехи, хорваты, лучане, зличане, дечане, пшоване, литомержцы, хебане, гломачи) стали преобладающим населением на территории современной Чехии в VI-VII вв., ассимилировав остатки кельтского и германского населения.
В IX в. Чехия входила в состав Великоморавской державы. В конце IX – начале X вв. образовалось Чешское (Пражское) княжество, в X в. включившее в свои земли Моравию. Со второй половины XII в. Чехия вошла в состав Священной Римской империи; далее на чешских землях прошла немецкая колонизация, в 1526 г. установилась власть Габсбургов.
В конце XVIII – начале XIX вв. началось возрождение чешского самосознания, завершившееся, с распадом Австро-Венгрии в 1918 г., образованием национального государства Чехословакия, которое в 1993 г. распалось на Чехию и Словакию.
В составе современной Чехии выделяются население собственно Чехии и исторической области Моравия, где сохраняются областные группы гораков, моравских словаков, моравских валахов и ганаков.
Лето-славяне считаются самой молодой ветвью северо-европейских арийцев. Они проживают на восток от средней Вислы и имеют значительные антропологические отличия от литовцев, проживающих в той же местности. По мнению ряда исследователей, лето-славяне, смешавшись с финнами, дошли до среднего Майна и Инна, и лишь позднее были частично вытеснены, а частично ассимилированы германскими племенами.
Промежуточная народность между юго-западными и западными славянами – словенцы, занимающие в настоящее время крайний северо-запад Балканского полуострова, от верховьев рек Сава и Драва к восточным Альпам и побережью Адриатики вплоть до Фриульской долины, а также в Среднем Подунавье и Нижней Паннонии. Эта территория была занята ими во время массового переселения славянских племен на Балканы в VI-VII вв., образовав два словенских региона -альпийский (карантанцы) и дунайский (паннонские славяне).
С середины IX в. большая часть словенских земель оказалась под господством южной Германии, вследствие чего там стало распространяться католичество.
В 1918 г. произошло создание королевства сербов, хорватов и словенцев под общим названием Югославия.
Черногорцы, црногорци (самоназвание), народ в Югославии, основное население Черногории.
Кашуба М.С. Черногорцы (СИЭ, 1974)
ЧЕРНОГОРЦЫ - нация в Югославии. Общая численность - 508,8 тыс. чел. (1971, перепись). Большинство черногорцев живет в Социалистической Республике Черногории (355,6 тыс. чел.), а также в Сербии (125,3 тыс. чел.) и в других республиках СФРЮ. Черногорцы говорят на штокавском диалекте сербскохорватского языка. Большинство верующих - православные, имеются и мусульмане. Территорию современной Черногории в 7 веке заселили племена, в этническом отношении близкие к предкам сербов, жившим в Рашке. В 9 веке они приняли христианство (из Византии).
Гуськова Елена. Черногорский характер - от легенды к действительности
Черногорцы ярко выделяются даже на пестром балканском фоне. На черногорском характере выросло государство, на любви к России - независимость, на независимости, полученной в XIX веке, построена современная, не похожая ни на кого Черногория. Следовательно, чтобы правильно оценить настоящее черногорского государства, надо знать народ, его прошлое, а главное, те черты его характера, которые определяли его понимание мира.
Кашуба М. С. Черногорцы (НиРМ, 2000)
Черногорцы, црногорци (самоназвание), народ в Югославии, основное население Черногории (380,4 тыс. человек, 1991). Общая численность в Югославии - свыше 520 тыс. человек. 15 тыс. человек живут в США, куда они эмигрировали в XIX - начале XX вв., 5 тыс. человек - в Албании. Говорят на штокавском диалекте сербского языка. Письменность на основе кириллицы. Верующие - в основном православные; есть мусульмане. Массовое переселение славянских племён на Балканы происходило в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцы и население Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захумляне, наречане) заняли бассейн южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южная часть побережья Адриатики. Территориальные и государственные объединения на территории Черногории (до XI века - Дукля, затем Зета, с XV века - Черногория) на протяжении средних веков были самостоятельными или входили в состав других югославских государств, а также Византии, Болгарии и Венеции...