Введение в работу доу фгос. Что же меняется в образовательном процессе доу в связи с введением фгос до? Основные понятия фгос до
Подготовила
Старший воспитатель: Строжкова О.К.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.
По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся:
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития.
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
5. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности.
9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.
Стандарт преследует следующие цели:
· повышение социального статуса дошкольного образования,
· обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования,
· сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает следующие задачи :
· Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
· Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
· Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности.
· Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ.
· Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Т.е. обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.
Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО?
1. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.
Специфические детские виды деятельности в раннем возрасте (1-3 года):
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
Экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.
Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками;
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);
Восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
Рассматривание картинок;
Двигательная активность.
Специфические детские виды деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет):
Игровая, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.;
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
Познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними);
Восприятие художественной литературы и фольклора;
Самообслуживание и элементарный бытовой труд;
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
Музыкальная (понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);
Двигательная активность (овладение основными движениями).
2. Изменяется способ организации детскихвидов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная). Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
3. В стандарте появляются требования к результатам освоения Программы. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок приобретает в результате освоения программы. Педагоги с помощью мониторинговых исследований на разных этапах фиксируют уровень развития ребёнка, чтобы знать, над чем нужно работать дальше.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования . К ним относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
ü инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
ü любознательность;
ü способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
ü уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
ü развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
ü умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ü способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
ü способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.
4. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру .
Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.
Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
ФГОС определяет 5 образовательных областей:
1) социально - коммуникативное развитие , направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;
2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
3) речевое развитие , включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;
4) художественно - эстетическое развитие , предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
5) физическое развитие , включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.
5. Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения. Государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение будет обязано:
Консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
Информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;
Обеспечить открытость дошкольного образования;
Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.
В 2013 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону “Об образовании в РФ” оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования.
Кроме того, был принят приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ 17 октября и зарегистрирован в Министерстве юстиции 14 ноября Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, разработка которого велась с начала года группой экспертов под руководством директора Федерального института развития образования АлександраАсмолова.
1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Соответственно, утратил силу приказ № 655 Минобрнауки “Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”, и приказ № 2151 “Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы”.
Иными словами, на смену ФГТ пришел ФГОС.
Период с 2014 года по 2016 год является переходным с ФГТ на ФГОС. За это время каждая образовательная организация должна разработать “дорожную карту” (или план-график) по переходу на ФГОС, опираясь на направления его реализации:
1.Нормативное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования;
2. Организационное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования;
3. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО;
4. Научно-методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
5. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО;
6. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО.
На мой взгляд, в дорожную карту должны войти:
- Организация работы постоянно действующего внутреннего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме “Изучаем и работаем по ФГОС ДО”.;
- подготовка и корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС ДОчерез разные формы методической работы: цикл семинаров, тематических консультаций, мастер-классов, открытых просмотров и т.д.;
- создание рабочей группы педагогов ОО по введению ФГОС ДО;
- разработка программы, анализ условий реализации ФГОС ДО: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых, а так же условий к развивающей предметно-пространственной среде;
- приведение должностных инструкций работников ОО в соответствие с требованиями ФГОС ДО,мониторинг введения ФГОС;
- определение финансовых затрат ОО (объем, направление) на подготовку и переход на ФГОС ДО;
- Определение необходимых средств обучения и воспитания (в том числе технических), материалов (в том числе расходных), в соответствии с основными видами детской деятельности и требованиями ФГОС ДО.
Так, что же такое, Федеральный государственный стандарт?
Это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Приняв этот документ, государство дает гарантию семьям на обеспечение качественного образования детей.
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, и опирается на новый “Закон об образовании РФ”, вступивший в силу 1 сентября 2014 года.
По своей сути, это абсолютно революционный документ, который долго ждали работники дошкольного образования. После принятия этого документа и введения его в действие, реформу образования можно считать подходящей к завершению. Осталось принять еще один важный документ – это “Профессиональный стандарт педагога”, работа над которым уже ведется.
Стандарт ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ.
Принципы Федерального государственного образовательного стандарта:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт включает в себя требования к:
- структуре Программы и ее объему;
- условиям реализации Программы;
- результатам освоения Программы.
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
Программа определяет содержание и организацию образовательнойдеятельности на уровне дошкольного образования.
Структурные подразделения в одной Организации (или Группы) могут реализовывать разные Программы.
В настоящее время созданы рабочие группы по приведению в соответствие с ФГОС Примерных образовательных программ дошкольного образования. При Министерстве образования и науки РФ будет создан экспертный совет, задачей которого является проведение экспертизы всех представленных программ. Прошедшим экспертизу программам присвоят Гриф Министерства и они войдут в реестр Примерных образовательных программ, допущенных к реализации. У каждой программы будет свой рейтинг, и все они будут представлены на сайте Министерства в бесплатном доступе для скачивания. И каждая образовательная организация, реализующая программу дошкольного образования, будет иметь возможность выбрать из списка представленных программ любую понравившуюся, и на ее основе разрабатывать Основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ.
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток…
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации. При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.
Образовательные области: их всего 5
- социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. ;
- речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование предпосылок обучения грамоте;
- художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Как мы видим, в ФГТ было 10 образовательных областей, а в ФГОС стало всего 5. Это не значит, что некоторые области убрали, просто некоторые из них объединились. Например: художественное творчество объединилось с музыкой – получилась область художественно-эстетическое развитие, безопасность влилась в социально-коммуникативное развитие.
В ФГОС представлены три возраста:
- младенческий возраст, от 2 месяцев до 2 лет;
- ранний возраст, от 1 года до 3 лет;
- дошкольный возраст, от 3 лет до 8 лет.
Для каждого возраста представлены специфические виды деятельности.
Структура Программы:
- обязательная часть, представленная выбранной Примерной образовательной программой дошкольного образования. Эта часть должна составлять не менее 60%;
- часть, формируемая участниками образовательного процесса самостоятельно. Сюда входят выбранные парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы, учет национальных особенностей, запросов семей, выбранные направления работы, коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта часть должна составлять не более 40 %.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления, размещена на сайте организации.
Требования к условиям реализации Программы:
- психолого-педагогические условия;
- кадровые условия;
- материально-технические условия;
- финансовые условия;
- развивающая предметно-пространственная среда
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Требования к кадровым условиям. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.
Требования к материально-техническим условиям – это:
- требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. СанПин является документом более высокого уровня, так как является Постановлением правительства РФ, а ФГОС – всего лишь Министерства;
- требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования предполагает финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств Российской Федерации.
Каждая образовательная организация должна будет делать финансовый расчет условий реализации Программы, с учетом контингента детей. Следовательно, материально-технические условия следует прописывать в программе очень аккуратно, не написать лишнего, но при этом необходимо учесть все составляющие. Потому что, что не прописано в ООП, не может финансироваться.
Требования к результатам освоения программы.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не могут служить основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку уровня развития детей;
- оценку выполнения муниципального (государственного) задания;
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Мониторинг не отменен!
Педагогическая диагностика проводится педагогическим работником в целях решения образовательных задач. Результаты мониторинга не могут быть использованы для оценки профессиональных компетенций педагога.
Психологическую диагностику проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Разделение ответственности с родительской общественностью.
По-новому ФГОС смотрит и на взаимодействие ОО с родителями.
Во-первых, в условиях перехода на рыночную экономику, из сферы поддержки идеологии образование перешло в сферу оказания образовательных услуг, где заказчиками являются родители учащихся. Теперь в большей степени, чем раньше, образовательному учреждению приходится согласовывать государственный заказ на образование с ожиданиями и потребностями родительской общественности, что наиболее существенно при вариативности образовательных услуг. И тут вступают в силу законы рынка: необходимо, чтобы заказчик был доволен результатом, а это будет достигнуто только в случае “прозрачности” самого образовательного процесса.
Во-вторых, в условиях рыночной экономики образованию нужны родители в качестве союзников, партнёров, реальной поддержки, а не в качестве оппозиции, противников. Нельзя не отметить тот факт, что в последнее время, в связи с повышением занятости родителей в профессиональной сфере и с потерей воспитательных ориентиров в образовательном пространстве, школа и семья занимались перекладыванием обязанностей и ответственности за воспитание детей друг на друга. Проблема в комментариях не нуждается: во взаимодействии родителей и учителей скрыты огромные ресурсы развития не только отдельно взятого образовательного учреждения, но и системы образования в целом.
В-третьих, процесс формирования полноценной, отвечающей требованиям будущего личности должен сопровождаться взрослыми, способными к саморазвитию. Образовательная организация могла бы вести за собой и родителей, но этот процесс также не является односторонним, развитие должно происходить в диалоге школы и семьи. Поэтому событие, участниками которого являются педагоги, дети и родители, имеет максимальный развивающий потенциал. И, наконец, участие общественности в управлении образовательным учреждением позволит делегировать ей часть ответственности за организацию образовательного процесса и конечный его результат.
Заключение.
Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной “нестандартности” самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему “образовательную ценность”.
Новый государственный образовательный стандарт дошкольного образования имеет мало общего со стандартом в системе общего образования.
Стандарт – это сумма требований:
К содержанию образовательной программы детского сада;
К условиям реализации образовательной программы;
К результатам освоения программы.
Есть в нем и принципиальное ограничение: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми быть не должно. Но с помощью мониторинга на разных этапах можно фиксировать уровень развития ребенка, чтобы родители и педагоги понимали, чего ребенок достиг и как работать с ним дальше.
Традиционно считалось, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к школе. Что же меняет стандарт?
Прежде всего, теперь родители имеют возможность реально влиять на уровень развития ребенка. На основе требований стандарта педагоги и родители самостоятельно разрабатывают свою программу в соответствии с требованиями стандарта, так как 40% программы формируется участниками образовательных отношений. Главный упор в работе сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями.
Одним из важнейших принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй. Каждая дошкольная организация обязана обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности; поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность; информировать родителей и общественность относительно целей и программы дошкольного образования.
Кроме того, стандарт требует: окружающая ребенка среда должна быть «предметно-развивающей». То есть она должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно - и азы знаний.
Стандарты вернули в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!
Бахолдина Ольга Ивановна
Должность:
воспитатель доу
Учебное заведение:
МКДОУ Д/С №8
Населённый пункт:
город Острогожск, Воронежская область
Наименование материала:
Статья
Тема:
"Воспитатель в условиях введения ФГОС ДО"
Дата публикации:
05.02.2016
Раздел:
дошкольное образование
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
ИТОГОВАЯ РАБОТА
(ЭССЕ)
Выполнил
слушатель курсов
повышения квалификации
воспитателей ДОО,
Бахолдина О. И.
(МКДОУ «Детский сад № 8»
г. Острогожск)
ОСТРОГОЖСК 2014
«…не мыслям, а мыслить надо учить».
Иммануил Кант.
В
настоящее
время
в
системе
дошкольного
образования
произошли
серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с
введением
стандартизации
в
ДО,
наиболее
значимыми
я
считаю
такие
изменения
как:
создание
инновационного
образовательного
пространства
в
ДОО
и
создание
равных
условий
для
разностороннего
развития
детей,
имеющих
разные
возможности;
формирование
новой
модели
выпускника
детского сада на основе развивающего взаимодействия ребенка со взрослым и
со сверстниками. Обучение должно войти в жизнь ребенка через ворота игры.
До введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в
ребенке
стандартного
члена
коллектива
с
определенным
набором
знаний,
умений и навыков. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача:
сформировать
перед
школой
компетентную,
креативную,
социально-
адаптированную
личность;
способную
ориентироваться
в
информационном
пространстве;
умеющую
отстаивать
свою
точку
зрения;
способную
продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
После
дошкольной
жизни
у
каждого
ребенка
(в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями)
должна
появиться
мотивация
(желание)
к
обучению в школе.
Воспитатель
-
как
непосредственный
участник,
как
субъект
образовательного
процесса,
остается
центральной
и
значимой
фигурой
в
формировании
творчески
активной
(креативной)
личности
дошкольника.
Формирование
новой
модели
выпускника
детского
сада
влечет
за
собой
изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с
ребенком,
т.е.
изменяется
подход
к
программе,
условиям
и
результатам
преподавания.
Теперь
педагог
является
организатором
интеллектуального
поиска,
эмоциональных
переживаний
и
практических
действий
ребенка.
Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его
педагогической
компетентности:
воспитатель
должен
владеть
огромным
багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно
и
интересно
преподносить
материал.
А
также,
обладать
личностными
качествами:
педагогическим
тактом,
добротой,
отзывчивостью,
чувством
юмора,
умением
создать
комфортный
микроклимат,
интересом
к
личности
ребенка и многим другим.
В связи с введением ФГОС ДО в ДОУ пришло множество инноваций:
методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных
на
достижение
позитивного
результата
за
счет
динамических
изменений
в
личностном развитии ребенка.
Наш детский сад является инновационной площадкой, и у нас уже
началась
работа
по
введению
СТАНДАРТОВ
в
образовательный
процесс.
Вначале
инновационные
преобразования
казались
нам
снежным
комом,
несущимся
на
нас
с
большой,
непреодолимой
силой
откуда-то
сверху.
Но
постепенно, благодаря созданию в детском саду единой системы управления
инновационной деятельностью; расширению степени участия сотрудников в
управлении развитием Д/С; созданию нормативно-правовой базы и
системы
непрерывного образования и самообразования педагогов (курсы повышения
квалификации, ИКТ); индивидуализации форм и методов методической работы
в
зависимости
от
уровня
профессионального
мастерства
педагогических
работников (творческие группы, опережающие группы, стажерские площадки и
т.д.); использованию активных методов обучения педагогов (мастер-классы,
педагогические ринги, педагогические проекты, презентации и др.) - ФГОС
постепенно входят в нашу повседневную образовательную жизнь.
Но не всегда радужно и безмятежно обстоят дела в продвижении ФГОС в
дошкольные
учреждения.
Имеются
проблемы,
как
малого,
так
и
большого
масштаба.
На мой взгляд, модернизация системы управления качеством образования
отстает от готовности педагогов заняться инновационной деятельностью.
Больше
всего
нас,
педагогов,
удручает
материальное
обеспечение
внедрения ФГОС ДО. В связи с недостатком материальных средств, оставляет
желать лучшего организация предметно-пространственной развивающей среды
в ДОО. В большинстве детских садов нет современного, полифункционального,
легко
трансформируемого
оборудования,
обеспечивающего
вариативность,
доступность,
безопасность
использования,
а
порой,
нет
даже
просто
соответствующей
росту
детей
мебели
(большой
процент
мебели
в
ДОУ
изношен и морально устарел).
Такой аспект, как переполненность возрастных групп (до 30-35 человек), к
сожалению, также затрудняет введение и реализацию инновационных идей и
принципов, активных методов и процессов. Педагог не имеет возможности в
полной мере взаимодействовать с детьми, увидеть и почувствовать каждого
воспитанника.
Плохо разработан комплекс материальных, моральных и психологических
условий,
способствующих
достижению
высоких
творческих
результатов
педагогов.
Вопиюще-ничтожными
выглядят
зарплата
и
стимулирование
творческого труда в условиях инновационной деятельности.
Решение перечисленных проблем я вижу в строительстве новых детских
садов и в достаточном финансировании ДО.
Воспитатели положительно восприняли все инновации. Теперь в центр
образовательной
системы
поставлена
личность
и
новые
подходы
к
ней,
отвергающие
принуждение,
основанные
на
индивидуализации
и
гуманно-
личностных
технологиях
сотрудничества
и
партнерства.
Грамотно
организованная педагогом экспериментально - исследовательская деятельность
должна
способствовать
формированию
у
ребенка
исследовательского
типа
мышления посредством
эвристических
бесед,
моделирования,
погружения,
подражания,
постановки
и
решения
вопросов
и
ситуаций
проблемного
характера, опытов,
и т.д. Технология проектирования призвана включить в
сферу межличностного и межгруппового взаимодействия детей и взрослых,
развить и обогатить детский социально-личностный опыт. В образовательном
процессе
педагоги
теперь
используют
как
новые
технологии,
так
и
уже
знакомые элементы образования, доказавшие свою эффективность: игровые
методы, интеграционный принцип, здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ,
ИКТ и др.
Особенно трепетно мною и коллегами восприняты требования по изменению
традиционной формы НОД с детьми. Необходим переход от информационно-
технологического принципа, где прописан каждый шаг деятельности ребенка и
взрослого
–
к
игровому,
многогранному
и
объемному
взаимодействию
с
ребенком
в
системе
«ребенок
–
педагог
-
сверстник»,
приветствующему
максимальное
использование
инновационных
и
активных
методов
педагогического
взаимодействия,
более
индивидуализированному
и
нацеленному
на
раскрытие
собственного
потенциала
каждого
ребенка.
Привычные стереотипы очень трудно ломать. Большинство педагогов имеют
приличный педагогический опыт, поэтому организация НОД в нетрадиционной,
игровой форме дается нам с некоторыми затруднениями. В преодолении этой
проблемы,
я
думаю,
помогут
методические
рекомендации,
разработки
специалистов, которые мы еще не имеем в наличии.
Я уверена в том, что дальнейшее взаимодействие всех звеньев системы
дошкольного
образования,
овладение
педагогами
инновационным
педагогическим инструментарием и вовлечение родителей в педагогический
процесс
приведет
к
обновлению
и
улучшению
качества
образовательного
процесса,
к
развитию
творческих
и
познавательных
способностей
у
дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе
завершения дошкольного образования.