Компоненты психологической готовности к браку. Готовность молодежи к браку
Готовность к браку это фактор, определяющий стабильность молодых семей. Это система социально – психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества .
Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выд-ют 3 основные ступени готовности молодёжи к браку:
1.Физическая зрелость. т.е. для вступления в брак должно завершиться физическое развитие человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка.
2.Социальная готовность (завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности). С ними неразрывно связана социально-экономическая готовность к браку, то есть, способность молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью.
3. Этико-психологическая готовность к браку . Она содержит ряд взаимозависимых факторов: сформированный идеал семьи, ясное представление о целях брачных отношений, осознанных собственных мотивов вступления в брак и взаимных ожиданий от него, а также о супружеских и родительских обязанностях.
А.Н. Сизанов в понятии «готовность к семейной жизни» различает следующее:
1.Соц-нравственная готовность предполагает гражданскую зрелость - возраст (для девушек 20 - 22 года, для юношей - 23 - 28 лет), наличие образование, профессии, экономический независимости, а также сформированного нравственного сознания (обладание чувством ответственности, готовность к взаимоуважению, права и обязанностей людей)
2.Мотивационная готовность . Основным мотивом вступления в брачные отношения является чувство любви. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку (мотивы: «пришло время жениться»); по материальным соображениям . Мотивационная готовность предполагает самост-ть (наличие бытовых навыков, материальную независимость от родителей, умение решать жизненно важные вопр) и чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей.
3.Психологическая готовность к созданию семьи, по мнению отражается в развитых навыках общения с людьми, в единстве или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умение создать здоровый морально-психологич-х климат в семье,устойчивость хар-ра и чувств.
4.Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность (воспитание, навыки ухода за младенцем), хозяйственно-экономические умения и навыки (распределение семейного бюджета, организовать быт и досуг), сексуальную воспитанность (знание об и интимных сторонах жизни человека) .
B.C. Торохтий выделяет неск-ко составляющих готовности к браку :
1.Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, делать добро. 2.Способн-ть сочувствовать, сопереживать, сострадать.
3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.4. Высокая этическая и психологическая культура, предлагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.
Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов: 1. Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. 2.Подготовл-ть к межличностному общению и сотрудничеству. 3. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс 4..Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности. 5.Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.
Психология и эзотерика
Гребенникова сейчас в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Долго и упорно боролись за это люди ведь без взаимной любви нет и не может быть личного счастья. Но дело в том что даже настоящее взаимное чувство любви ещё не означает того что молодые люди готовы к браку.
Тема 2. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.
2.1 Готовность к браку: физиологическая, психологическая, нравственная: традиции и современность
Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития психологическая зрелость).
Этой проблемой занимались Борман Р., Шилле Г., Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко.
С точки зрения И. В. Гребенникова сейчас в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Долго и упорно боролись за это люди ведь без взаимной любви нет и не может быть личного счастья. Но дело в том, что даже настоящее взаимное чувство любви ещё не означает того, что молодые люди готовы к браку. Почему?
И. В. Гребенников пишет о том, что вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. В нашей стране брак добровольный союз женщины и мужчины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, свободный от материальных расчётов. Признаётся действительным только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижения ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.
Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, по взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.
Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку:
1. Физическая зрелость . Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.
В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.
2. Социальная зрелость . Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связанно социально экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.
3. Этико-психологическая готовность к браку . Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.
С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.
2.2 Пол и любовь. Модели любви.
В биологических, социальных и психологических науках определение пола неоднозначно.
В строгом смысле пол совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению.
«Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с дифференцировкой и различением мужчины и женщины, тогда как «секс», «сексуальные» свойства подразумевают сексуально-эротические свойства.
Пол:
а) биологический совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида;
б) социальный комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.
«Гендер» (от лат. «род») обозначение пола как социального понятия и явления; вся совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины (в отличие от чисто биологического понимания слова пол («sex») в англоязычной литературе). В гносеологическом плане «гендер» от греческого «генос» происхождение, материальный носитель наследственности, рождающийся. Соответствует русскому понятию «род».
Половая роль некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной.
Половая социализация всегда зависит от норм и обычаев соответствующего общества, культуры. В нее входят:
- система дифференциации половых ролей, то есть половое разделение труда, специфические полоролевые предписания, права и обязанности мужчин и женщин;
- система стереотипов маскулинности и феминности, то есть представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.
Маскулинность и феминность (от лат. masculinus мужской и femininus женский) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а феминность с пассивно-репродуктивным, природным началом.
Половая идентичность единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела) и на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или феминности. Половая идентичность связана с системой личности.
В 1,5 года ребенок знает свою половую принадлежность.
К 34 годам различает пол окружающих людей, часто ассоциируя его со случайными внешними признаками.
В 67 лет окончательно осознает необратимость половой принадлежности, и в зависимости от пола дети самостоятельно выбирают разные игры и партнеров.
Большое значение в половой социализации играет общество сверстников как своего, так и противоположного пола. Оценивая телосложение ребенка, сверстники подтверждают, укрепляют или ставят под вопрос его половую идентичность и поло-ролевые ориентации.
Пубертатный период является критическим из-за того, что обнаруживается и закрепляется не только половая, но и сексуальная идентичность, психосексуальная направленность личности.
Таким образом, человек осознает себя мужчиной или женщиной в свете биологических и социальных факторов, тесно и очень сложно связанных друг с другом. При несовпадении биологических и социокультурных (пол воспитания) детерминант пола конечный результат, то есть половая идентичность субъекта, практически непредсказуем.
Любовь эмоциональное чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная и интимная привязанность к другому человеку или объекту. Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.
Любовь одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ, как явления, восходит к древнейшим философским системам и литературным памятникам известным человеку.
Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь сложный психологический феномен, возникающий как столкновение индивидуума и социума, низменного и возвышенного, духовного и телесного начала.
Современные концепции, объясняющие механизмы возникновения любви, за исходное принимают физиологическое влечение. Романтическая любовь интерпретируется как сильное возбуждение, которое может быть результатом чего угодно, но нередко соседствует с опасностью, смертью, страхом. Склонность к интерпретации может оказаться выше, чем само возбуждение. Романтическая любовь непостоянна и нестабильна, так как 1) причины возбуждения в обыденных ситуациях быстро исчезают; 2) связана с постоянным переживанием сильных (как положительных, так и отрицательных) эмоций, от которых быстро устают; 3) ориентирована на устойчивую идеализацию партнера, при которой реальный человек становится фантомом. Статистически нормальный исход семейных отношений, построенных на романтической любви, распад.
В любви кроме эмоциональной интерпретации важен уровень самопринятия. В благоприятных ситуациях уровень самопринятия повышается, при распаде снижается.
Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, поскольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется усвоенным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Человек, который вырос в атмосфере авторитарности и деспотизма, будет искать сексуального именно с этими, травмирующими его чертами. Наоборот, чрезмерная опека родителей сформирует будущих инфантильных мужчину и женщину.
Попытки построения теоретических моделей любви отличаются претензией на большую глобальность. И все-таки такие случаи известны. Различия между моделями любви проходят по оценочному параметру: оптимизм-пессимизм. В пессимистической модели постулируется слабость и несовершенство человека, в оптимистической конструктивная сила любви.
Пессимистическая модель предложена Л. Каслером. Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться: 1) потребность в признании; 2) удовлетворение сексуальных потребностей; 3) конформистская реакция (так принято). Любовь по Каслеру это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, с благодарностью зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, приходит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви.
Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Согласно этой модели любовь характеризуется снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологическим комфортом, удовлетворенностью психологической и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддержанию равноправных отношений.
И. С. Кон приводит типологию любви Д. А. Ли, экспериментальное обоснование которой выполнено К. Хендриком:
1. эрос страстную любовь-увлечение;
2. людус гедонистическую любовь-игру с изменами;
3. сторге любовь-дружбу;
4. мания любовь-одержимость с неуверенностью и зависимостью;
5. прагма любовь по расчету;
6. агапе бескорыстную любовь-самоотдачу.
Л. Я. Гозман приводит схему характеристики диадических отношений по Т. Кемперу 1 . Системообразующими факторами выступают власть и статус.
Власть (P) трактуется как способность заставить кого-либо сделать что-либо. Статус (S) понимается как желание индивида идти навстречу требованиям партнера благодаря позитивным эмоциональным отношениям.
В этих координатах возможны следующие варианты:
Схема 1. Вариант детско-родительских отношений. Родитель (1) обладает большой властью, а ребенок (2) высоким статусом.
Схема 2. Вариант романтической любви. Индивиды обладают большой (равной) властью друг над другом и имеют высокий статус.
Схема 3. Вариант любви-поклонения. Индивид (2) не обладает властью над другим (1), но статус последнего в глазах первого недосягаем.
Схема 4. Измена в диаде. Партнер 1 имеет высокий статус и власть над 2, который реальный статус утратил.
Схема 5. Вариант безответной любви. Партнер 1 имеет высокий статус в глазах другого (2) и реальную власть над ним. 2 не имеет ничего.
Э. Фромм выделяет 5 типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости.
Р. Хатисс выделяет в любви уважение, положительные чувства к партнеру, эротические чувства, потребность в положительных чувствах партнера, чувство близости и интимности. Он же включает сюда чувство враждебности, которое вытекает из слишком короткой дистанции между партнерами и эмоциональной близости.
По З. Рубину, любовь содержит привязанность, заботу и интимность.
2.3 Представления и установки молодежи на семейно-брачные отношения.
Любовь зрелой личности к другому человеку предполагает: заботливость, ответственность, уважение, знание, самопожертвование. Юношеская любовь , в отличие от дружбы, чувство, адресованное представителю противоположного пола.
В ранней юности (15-18 лет) любовь проявляется особенно ярко. Здесь возникает множество проблем и вопросов, вызываемых необходимостью ориентироваться в социокультурном опыте; проанализируем некоторые вопросы юношеской любви более подробно.
С рождения ребенок развивается как представитель своего пола, мужского или женского. Постепенно у него формируется представления о себе как о мальчике или девочке (этот процесс называется генденрной социализацией). Игры, занятия, предпочтения, способы поведения все окрашено нормами полового сознания. В ходе развития полового сознания (т.е. совокупности знаний о правилах, нормах, установках, традициях и т.п.) к подростковому возрасту формируется половая идентификация. Подростки «переживают» себя, демонстрируя в поведение «женские» (феминные) или «мужские» (маскулинные) качества. У них возникают соответственно мужские и женские идеалы, которые иногда не соответствуют стандартным, общекультурным идеалам.
Юношеская любовь связана с определенным этапом развития личности, как это показано в работе И.С. Кона 3 . Главным новообразованием возраста является появление целостного, интегрированного образа себя, формирование моральной и нравственной автономии. Любовь в этом возрасте можно и нужно рассматривать как средство самоутверждения, самовыражения, с помощью которого старшеклассник может отрефликсировать уровень развитости своего «Я». Юношеской любви присущи романтизм, рыцарство. Однако трудно рассчитывать, что она может достигать своего высшего расцвета, поскольку процесс развития личности еще далек от завершения.
Особенности юношеской любви 4 :
- Желание любить приходит раньше, чем сама любовь.
- Самоутверждение в юношеской любви делает ее скорее прообразом, «репетицией» большого чувства.
- Много фантазии и идеализации
- Хрупкость и оторванность от жизни
И.С. Кон характеризует половые различия в мотивах юношеской любви: девушкам свойственны побуждения платонического характера, для них важны потребности в защите, уважении, духовной близости. Юношей побуждают другие мотивы их чувства чаще, чем у девушек, имеют эротическую окраску. Поэтому позиции влюбленных разные.
Девушки привлекают, интригуют, удерживают;
Юноши завоевывают, защищают, стремятся к победе. (см. Рисунок 1, Рисунок 2)
Рисунок 1
Гендерные различия роли влюбленных
Рисунок 2
Вопросы юношеской любви
Особую задачу по отношению к вопросу о любви задает акселерация, обостряющая проблемы нравственно-полового воспитания подростков и юношества. Раннее пробуждение сексуального чувства у подростков и старшеклассников при условии моральной инфантильности чревато последствиями. Для девушек возможно развитие так называемой патологической чувственности, нарушения характера, изоляция от сверстников. Для юношей алкоголизация, девиации поведения, преступления.
Каковы признаки настоящей любви? Как правило, юношей и девушек интересует вопрос, каким способом можно определить, что пришедшее к ним чувство настоящее, сколько раз может любить человек, сможет ли их чувство пережить препятствия?
Чтобы избежать «ошибок в любви» нужно помнить, что любовь проходит две стадии:
- - Стадию «первой кристаллизации», где умножаются добродетели предмета любви, когда ему приписываются все черты идеала. Именно в этом случае обычно говорят о страсти. Как правило, продолжительность данного этапа от полугода до полутора лет.
- - К возникающему чувству добавляются социально-психологические моменты: воображаемые и реальные качества человека рассматриваются как личностные. Если на первом этапе восприятие возлюбленного осуществяется при домининровании эмоциональных компонентов психики, то на втором этапе активно включаются когнитивные, рациональные компоненты.
В юношеской любви возникает ряд проблем, порождаемых своеобразием личностного развития. Самыми острыми из них являются: проблема искренности, доверия, следования моде в любви. Кратко охарактеризуем их:
Проблема искренности в отношениях нередко сталкивается с двумя социальными феноменами: «масок» и «компромиссов». «Маски» присущи и юношам, и девушкам: в общении один из участников «считывает» ожидания в отношении себя со стороны другого, и «надевает маску», чтобы его удержать. Но всю жизнь прятать свое истинное Я невозможно, и человек рано или поздно обнаружит свои истинные мотивы, свое настоящее Я, поэтому сложности в дальнейших отношениях неизбежны.
«Компромиссы» на первый взгляд кажутся условием нормального существования трудно предположить, что новый знакомый окажется идеалом, совершенно лишенным недостатков. Но в юности, особенно девушкам, свойственно идти на «компромисс» исключительно с последующей установкой «переделать, исправить» своего возлюбленного. Как тут не вспомнить старую песню: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу!» Однако желание молодого человека «быть улучшенным» в расчет не принимается, что порождает множество проблем.
Проблема доверия в любви: в юношеском возрасте нередко возникают ситуации «передоверия» партнеру, нарушаются нормы и првила женской и мужской ролей влюбленных, что вносит напряжение в отношения, а часто и их разрыв. Молодым людям предстоит научиться ориентироваться в нравственной зрелости друг друга, в установках, в нравственных традициях. Волнует молодых людей и проблема «современности» в любви, или, иначе говоря, проблема следования моде на «свободную любовь».
В противовес «свободной любви» хотелось бы обратить внимание на проблему культуры любви . Она зависит от:
- - эмоциональной и нравственной зрелости личности. Личностно зрелый человек понимает, например, что любовь не только его личное дело и сопряжена со взаимной ответственностью.
- - от влияния национальных, культурных традиций
- - от возрастных и некоторых индивидуальных особенностей поведения людей. В частности, от способов самовыражения и самоутверждения, которые нередко выполняют функцию компенсации глубоко спрятанного чувства неполноценности.
Каждый человек в юношеском возрасте знает, что от качества любви в дальнейшем зависит счастье будущей семьей. Изменившиеся ценности современного общества, в частности, проявляются в том, что у современной молодежи, при всей ее жажде настоящей, истинной, прочной любви не всегда проявляются установки на создание семьи. Поэтому важно в общении со старшеклассниками, с молодежью заложить следующие установки:
- - на изменение форм проявления любви в семейных отношениях
- - готовность развивать свои отношения
- Готовность к верности, к долгу
- Уметь защищать и хранить любовь
- Сочетать супружескую любовь с родительской любовью.
Наличие этих установок сделает более благоприятным период знакомства и ухаживания.
2.4 Добрачное поведение молодежи и его влияние на брак
В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.
Остановимся несколько подробнее на предбрачном знакомстве .
Известна следующая статистика по предбрачному знакомству.
18% молодых людей знакомятся в местах отдыха.
14% по месту учебы.
17% на работе.
18,7% в местах досуга.
7% живут на одной улице.
8% познакомились на улице.
2% живут в одном доме.
Таким образом, преобладающее число знакомств происходит в обстановке, удаленной от реальности: в местах досуга, отдыха, уличные знакомства. Большинство таких ситуаций сопровождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стараются выглядеть лучше. Это справедливо как в отношении внешнего вида, так и в отношении повествования о себе и своих рассуждений о жизни. В таких условиях происходит общение «масок», которые каждый надевает на себя. Анализ брачных объявлений подтверждает такой расклад. Только 2% брачных объявлений содержат намеки на некие недостатки.
Функции предбрачного периода:
1) накопление совместных переживаний и впечатлений;
2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения.
3) проектирование совместной жизни.
Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни.
Принято различать три модели выбора спутника жизни:
- Модель фильтров . Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т. е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.
- Модель максимизации выгоды . Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.
- Модель дополнительности . Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.
2.5 Этапы развития семьи
Основные этапы жизненного цикла семьи (по работе Э. Г. Эйдемиллера):
Знакомство.
Взаимная адаптация.
Супружеский симбиоз.
Расставания/встречи супругов.
Рождение ребенка.
Уходы детей из семьи.
Родители остаются одни.
Завершение жизненного цикла семьи смерть супруга.
Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам .
Добрачное общение . На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.
Брак принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нередко нужна и профессиональная психологическая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свойственные только ему особенности.
Этап «медового месяца» . Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
Этап молодой семьи . Рамки этапа: решение о продолжении рода возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.
Зрелая семья , то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).
Периодизация развития семьи может быть и иной, но предлагаемый принцип выделения этапов развития это определение минимальных эмоциональных задач деятельности, свойственных каждому этапу. Задачи, не решенные на предыдущих этапах, неизбежно должны решаться на следующих, а если этого не происходит, семья, как имеющая специфические функции малая группа, не способна их выполнить. Обоснованность такой периодизации подтверждает и то, что для различных задач, решаемых семьей, есть наиболее оптимальные интервалы времени. Здесь также можно отметить, что наличие в семье большего числа детей существенно не меняет предлагаемой периодизации развития семьи. Независимо от их числа, начало четвертого этапа определяет рождение первого ребенка, а окончание пятого достижение всеми детьми частичной независимости от генетической семьи.
Дюваль (Duvall Е. М., 1957) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:
1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу
2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
4. Введение детей во в несемейные институты.
5. Принятие подростковости.
6. Экспериментирование с независимостью.
7. Подготовка к уходу детей из семьи.
8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
Для характеристики смены фаз жизненного цикла семьи используется понятие нормативного кризиса это такой период семейной истории, во время которого в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи
Нулевая стадия - период ухаживания
Нормативный кризис - начало семейной жизни, заключение брака (распределение обязанностей)
1 стадия - от начала совместной жизни до рождения ребенка. На этой стадии возникает множество задач, которые предстоит решить.
1). выработка взаимоудовлетворяющего распределения обязанностей и ролей.
2). Необходимость сформировать коммуникативные средства, позволяющие выработать чувства и не задевать самолюбие других, а также для совместного принятия решения, касающегося всей семьи.
3). Необходимость сформировать с родителями отношения, которые находятся в золотой середине от полного разрыва до полной подчиненности родителям
4). Чтобы партнеры приняли другого, какой он есть, и отказаться от попыток перевоспитать друг друга.
Динамика взаимоотношений: важно, чтобы влюбленность переросла в любовь - более эмоционально стабильное и зрелое состояние.
Нормативный кризис - рождение первого ребенка.
- система распределения обязанностей оказывается непригодной, все надо менять
- требуется перестройка взаимоотношений с прародителями
- и мужчины и женщины испытывают определенные негативные переживания, состояние фрустрации (уход с работы, декретный отпуск...)
2 стадия - Нормативный кризис после 3-5 лет совместной жизни. Если в семье не разрешены проблемы первого года жизни или остались неразрешенные вопросы по перестройке семьи после рождения первого ребенка. Если задачи остаются нерешенными - возможен развод.
Дети от рождения до школы - считается "семья с маленьким ребенком". Для такой семьи характерны проблемы с формированием новых взаимоотношений. Критический момент в жизни семьи - ребенок идет в детский сад. Это приводит к перестройке семейных отношений.
Очередной кризис возможен, когда первый ребенок идет в первый класс. По сравнению с детским садом - опять перераспределение обязанностей по отношению к ребенку.
Период, когда первый ребенок пошел в первый класс и до подросткового возраста - называется "семья со школьниками".
Возникают проблемы в родительско-детских отношениях. Этот период заканчивается после подросткового возраста.
Следующий вариант - это "семья с подростками" - в период от подросткового кризиса первого ребенка до ухода первого ребенка из семьи, до начала его самостоятельной жизни.
Воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана. Особенно сложно тем родителям, между которыми - ребенок - основа отношений.
"Семья с взрослеющими детьми" - от автономизации старшего ребенка до автономизации младшего ребенка. Очередной нормативный кризис семьи - синдром опустевшего гнезда.
Для прародителей тоже кризисная ситуация, когда у их детей рождаются дети. "Синдром опустевшего гнезда" - может и не наступить, если прародители участвуют активно в воспитании внуков.
Последний нормативный кризис в жизни семьи - уход одного из родителей.
По мнению Столина В. В., в функционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов.
- Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относительно некоторых фиксированных систем отсчета.
- Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фиксированной системы отсчета.
- Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изменением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами.
Эти три процесса характеризуют семью в динамическом аспекте.
В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет:
- стадию монады;
- стадию вступления в брак;
- стадию рождения ребенка;
- стадию проживания с ребенком до подросткового возраста;
- стадию «вылета детей из гнезда»;
- стадию смерти одного из супругов;
- вновь стадию монады.
В каждой из приведенных периодизаций жизненного цикла семьи подчеркивается, что в зависимости от возраста супругов и решаемых ими проблем, функций семьи на каждом из этапов, меняются и эмоциональные отношения. (см. Приложение МОЛОДАЯ СЕМЬЯ, ПОЖИЛАЯ )
3 См. Кон И.С. "Психология старшеклассника" - Москва: Просвещение, 1980 - с.192
4 См. Гнедова Н. М. Психология любви. Возраст, пол, любовь, проблемы влюбленных. //Психолого-педагогические вопросы семейной жизни. Методические рекомендации преподавателям этики и психологии семейной жизни, классным руководителям, родителям, старшеклассникам. Ульяновск, 1991. 122 с.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
38206. | Політичні і економічні засади забезпечення обороноздатності України | 103.5 KB | |
Оборона України - система політичних, економічних, соціальних, воєнних, наукових, науково-технічних, інформаційних, правових, організаційних, інших заходів держави щодо підготовки до збройного захисту та її захист у разі збройної агресії або збройного конфлікту | |||
38207. | Альфред Мехен – Морська могутність | 112 KB | |
Щоб збагнути виникнення і розвиток життя на Землі Ратцель пропонує подивитися на нього ніби зверху з космосу. Правильна інтерпретація цього цілого або його частин можлива лише тоді коли ми не тільки сьогоднішнє становище Землі будемо розглядати як окремий розділ історії Всесвіту уточнює він але і взагалі всякий стан Землі що видається нам спокоєм необхідно розуміти тільки... | |||
38208. | Основні понятійні категорії теорії інформаційно-психологічних операцій | 112.5 KB | |
Аналіз закономірностей розвитку сучасного людства говорить про те, що світ знаходиться на порозі глобального інформаційного суспільства, суспільства цивілізаційних змін, що передвіщає кардинальні зміни у всіх сферах особистого та суспільного життя | |||
38210. | Основные категории регионального управления | 72.5 KB | |
Регион - территориальное образование на едином экономическом поле, выполняющее посредническую роль между макро- и микроэкономикой, обеспечивая оптимальное функционирование всех систем: экономических, социальных, политических, национальных в любой части пространства и тем самым в целом на определенной территории. | |||
38211. | Информационное обеспечение регионального управления | 93.5 KB | |
Научный подход - это стратегия исследования. От того, насколько обоснована с научных позиций региональная политика, зависит успех в социально-экономическом развитии региона. И, наоборот, игнорирование процесса познания, опора только на интуицию чреваты самыми отрицательными последствиями во всех сферах жизни людей, общества. | |||
38212. | ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ | 86.5 KB | |
Информация сегодня важнейший ресурс и источник, обеспечивающий эффективное функционирование государства, межгосударственных отношений, различных регионов. Без развития информационной деятельности невозможен экономический рост и технический прогресс. | |||
38213. | Бурение с применением гибких труб | 22.39 KB | |
В настоящее время объёмы бурения им незначительны по причине высокой стоимости сложной эксплуатации.85 В отличие от других с поверхности можно задавать частоту оборотов то есть легче регулируются параметры бурения. Достоинства и недостатки роторного и турбинного бурения. Недостатки: Малая скорость механического бурения в пластичных и малоабразивных породах. | |||
38214. | Форматирование гибких и жестких дисков. Создание системных дисков | 253.7 KB | |
После перезагрузки форматируем диски в командном интерфейсе MS DOS утилитой FROMAT, для этого выполняем команду FORMAT C, на вопрос отвечаем положительно. С форматированием раздела D возникли проблемы т.к. | |||
Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития - психологическая зрелость).
Этой проблемой занимались Борман Р., Шилле Г., Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко.
С точки зрения И. В. Гребенникова сейчас в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Долго и упорно боролись за это люди - ведь без взаимной любви нет и не может быть личного счастья. Но дело в том, что даже настоящее взаимное чувство любви ещё не означает того, что молодые люди готовы к браку. Почему?
И. В. Гребенников пишет о том, что вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. В нашей стране брак - добровольный союз женщины и мужчины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, свободный от материальных расчётов. Признаётся действительным только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижения ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.
Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, по взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.
Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку:
1. Физическая зрелость . Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.
В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость - одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.
2. Социальная зрелость . Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связанно социально - экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять - семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие - серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.
3. Этико-психологическая готовность к браку . Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.
С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их - важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.
«Психологическая готовность к браку среди студенческой молодежи...»
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра консультативной психологии
Психологическая готовность к браку среди студенческой молодежи
АВТОРЕФЕРАТ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ
Студентки 4 курса 461 группы направления 37.03.01 «Психология» факультета психологии.Байденко Елены Алексеевны Научный руководитель канд.психол.наук, доцент М. М. Орлова подпись, дата Зав. кафедрой д. псх. н., доцент Т.В. Белых подпись, дата Саратов, 2016 Введение Актуальность исследования. Проблема готовности молодежи к семейной жизни остается актуальной уже долгое время, различные ее аспекты в той или иной степени отражены в трудах таких отечественных ученых, как В.Е. Каган, Д.Н. Исаева, Б.И. Говако, В.М. Целуйко и др.
Главным образом, насущность этой проблемы заключается в том, что в самый сложный период своего становления молодая семья сталкивается с суровыми условиями современной российской действительности.
Психосоциальная неподготовленность молодых людей к семейной жизни, психологические перегрузки, а также возникающие сложности в решении бытовых проблем и другие негативные факторы зачастую становятся причинами конфликтов в молодых семьях, способствуя разрушению семейных устоев и приводя к неизбежному распаду семей.
Этот процесс во многом обусловлен усиливающимися негативными факторами внешнего воздействия на представления молодежи о семейных ценностях:
обесцениванием традиционного семейного образа жизни, навязчивой пропагандой альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, нежеланием иметь и воспитывать детей, тенденцией к разводам и отсутствием желания сохранить семью и т.д.
В современных реалиях для стабильного развития общества приоритетное значение сохраняют тенденции и перспективы развития молодежи, в том числе, проблемы увеличения и сохранения молодого поколения, прежде всего потому, что за ним стоит будущее. В этих условиях наиболее важное место в системе общественных отношений занимает подготовленность молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.
Очевидно, самым благоприятным временем не только для учебной деятельности, но и для создания семьи является период учебы в вузе. В этот период перед молодежью раскрываются не только широкие возможности выбора своих профессиональных предпочтений, но и зачастую брачного партнёра. Общие интересы, жизненные и профессиональные цели, схожие ценностные ориентации - все эти факторы способствуют созданию потенциально устойчивых семей.
Вместе с тем необходимо отметить, что брачно-семейные отношения могут быть достаточно устойчивы только в том случае, если молодые люди психологически готовы к семейной жизни, т. е. у них сформирована система социально-психологических установок и представлений, которая определяет их эмоционально положительное отношение к семье и семейным ценностям.
По мнению отечественных психологов, cоциально-психологическая подготовленность личности к браку означает осознание и принятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К таким стандартам может относиться готовность и желание к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству, понимание своих прав и обязанностей по отношению к партнеру, детям и другим членам семейной системы, готовность взять на себя ответственность за воспитание детей, признание прав каждого члена семьи на равноправие и самореализацию. Однако, такая готовность не может быть достигнута сразу и зависит от многих факторов.
Прежде всего, наиболее значимой выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению социальных ролей, в частности, мужа и жены, а затем отца и матери. Социальнопедагогические исследования показывают, что основой представлений о личной жизни у многих молодых людей является ориентация на создание в перспективе своей семьи. При этом не стоит забывать, что жизненный сценарий, в котором сохраняются представления о семье, формируется с детства. Для ребенка семья выступает образцом и естественной основой его существования, в ней он получает представления о культуре взаимодействия, о традициях и правилах, отношении к другим. В семье формируются основные нравственные нормы и ценностные ориентации – усвоенные в семье на бессознательном уровне, они сохраняются на всю жизнь. Тем не менее, не всегда эти представления являются истинно верными, так как негативные образцы межличностного взаимодействия в родительской семье могут существенно повлиять на психологическую готовность к браку, вследствие чего она имеет существенные различия.
Изучение психологической готовности к браку является востребованным в современных условиях увеличения роли внесемейных ориентаций. В научных исследованиях наблюдается недостаточность использования понятия психологической готовности к браку. Этим обусловлен выбор темы.
Целью данного исследования является выявление специфичности в готовности к браку девушек и юношей.
Гипотеза: мы предполагаем, что у девушек и юношей есть различия в психологической готовности к браку.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования предполагается решение следующих задач:
провести анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;
рассмотреть понятие семьи, брака и брачных отношений;
провести анализ научных подходов к пониманию и толкованию психологической готовности к брачно-семейным отношениям;
подобрать диагностические методики, адекватные предмету исследования;
проанализировать мотивы вступления в брак в разных группах испытуемых;
определить социально - психологический тип личности, сравнить готовность к браку среди студентов и сформулировать выводы.
Объектом данного исследования является психологическая готовность к браку, мотивы вступления в брак, социально - психологический тип личности молодых людей студенческого возраста, в количестве 50 человек (25 девушек и 25 юношей).
Предметом исследования является предполагаемая специфичность психологической готовности к браку в зависимости от пола.
Методы исследования: библиографический метод; метод опроса (анкетирование); психодиагностический метод; метод исчисления обработки информации.
Методики исследования:
Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.);
Тест по определению социально - психологического типа личности (Автор Минияров В.М.).
Основное содержание работы Семья, являясь особой психологической системой, выступающей подсистемой системы «общество», была и остается основным источником социального и экономического развития общества. Она производит и воспроизводит главное общественное богатство – человека. При этом семья выступает одновременно и как инструмент для удовлетворения многообразных индивидуальных потребностей личности – духовных, материальных, физиологических, психологических.
Брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.
готовность к супружеских взаимоотношений основывается на сознательной потребности в психологической близости с другим человеком и является сложным образованием, охватывает когнитивный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты. Она характеризуется системой социально-психологических установок личности на брак и ориентацией на построение устойчивых, позитивных взаимоотношений в семье.
Необходимым ее базисом является умение строить семейные отношения, не теряя собственного "Я", с одной стороны, и не навязывая его окружающим, с другой: удовлетворять потребность в любви не за счет растворения личности одного партнера в личности другого, а путем развития уважения (к себе, к партнеру, будущим детям), находить контекст взаимодействия, общения, взаимоуважения, а также уметь работать над собой и отношениями.
Таким образом, готовность молодежи к семейной жизни предусматривает сформированность и развитие конструктивных брачносемейных установок, усиление направленности на семейный образ жизни, овладение знаниями, умениями и навыками, связанными с построением гармоничных брачно-семейных отношений.
По итогам работы выявлено, что в молодежной среде присутствует определенная тенденция, связанная с разделением властных полномочий в реализации базовых семейных функций. Это некий отход от традиций и норм семейно-брачных отношений, присущих патриархату. В то время как традиционные тендерные стереотипы востребованы только при выборе брачного партнера, причем, у девушек они актуализируются в ожиданиях более зрелого, старшего по возрасту потенциального партнера, а у молодых людей - в ожиданиях проявлений материнской позиции от будущей супруги.
Выявленные в работе тенденции вносят изменения в существующие теории брачного выбора, в ряде случаев подтверждая их и дополняя новыми фактами.
Итак, анализ литературы по проблеме исследования позволяет определить психологическую готовность к семейной жизни как целостное интегративное психологическое образование, которое обеспечивает личности успешное вхождение в семейную жизнь и ее реализацию, имеет свою структуру с функциональными связями между компонентами.
Необходимость изучения готовности к браку молодых людей определяется тем, что именно юношеский возраст является сензитивным периодом развития семейных ценностей и вступления в брак. Чем выше уровень готовности, тем успешнее происходит адаптация к семейной жизни, тем проще достигается взаимопонимание, тем больше шансов, что отношения будут гармоничными.
В качестве первого метода исследования в данной работе был использован библиографический метод, необходимый для осуществления теоретического анализа имеющихся в литературных источниках данных по интересующей нас проблеме. Результатом применения этого метода явилось написание теоретической главы данного исследования, а также построение гипотез, на которых был основан эксперимент. В рамках исследования библиографический метод использовался для определения психологического содержания феномена психологической готовности к браку.
В ходе экспериментальной работы были использованы метод анкетирования, психодиагностики и метод математической обработки полученных данных.
Метод анкетирования считается одним из наиболее оперативных способов сбора первичной информации. Представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с главной задачей исследования 1.
Данный метод в нашем исследовании позволил получить информацию о мотивации вступления в брак испытуемых, а также о степени совпадения мотивов у девушек и юношей. Он был реализован при использовании методики «Мотивы вступления в брак» (Автор Голод С.И.). (См.
Приложение 1). Данная методика состоит из 9 мотивов. Каждому испытуемому нужно было выбрать не более 3-х мотивов из представленного списка.
Психодиагностический метод был реализован при использовании следующих методик.
Тест по определению социально - психологического типа личности (Автор Минияров В.М.).(См. Приложение 2). С помощью этой методики, мы выявили какой тип личности характерный для каждого испытуемого.
Условием выполнения теста, каждому испытуемому из противоположных по значению личностных качеств необходимо выбрать одно. Если не удавалось соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств следовало отметить отрицательное. Если положительное качество проявлялось в большей степени, но присутствовало и отрицательное, то можно было отметить оба качества. Если личностные качества не наблюдались, то они не отмечались.
Следующая использованная методика:
Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.).
Данная методика позволяет определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 56.
родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений.
Заданием для испытуемых было выбрать в каждой из предложенных 10 ситуаций по одному из 3-х вариантов ответа.
Методы математической обработки полученной информации. В рамках методов статистического анализа были использованы описательная статистика, t-критерий Стьюдента. Эти методы позволяют проверить, доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу исследования.
Кроме методов статистической обработки результатов исследования, в данной работе использовались способы наглядного представления результатов (таблицы, рисунки).
Социально психологический тип личности влияет на психологическую готовность к браку, но не зависит от пола.
При анализе полученных результатов, нельзя не учитывать отсутствие честности, которая в действительности определяет решение о вступлении в брак. В подобных вопросах респондент довольно часто бывает не искренним, а иногда человек действует, возможно, на основе представления идеальной семьи. Можно сказать, что эти данные носят, скорее всего, приближенный и ориентировочный характер.
Таким образом, проведенные исследования позволили определить, что психологическая готовность к браку формируется под влиянием различных социально психологических типов, мотивов, однако половая принадлежность респондентов на конечный результат исследования не влияет. Это частично опровергает выдвинутую гипотезу и доказывает, что у девушек и юношей существуют различия лишь мотивов психологической готовности к браку.
Завершая анализ полученных данных, можно сделать общий вывод, что результаты использованных методик нуждаются в дополнительном пересмотре, так как была допущена ошибка в формировании выборки – проведение исследования в большинстве своем среди друзей и знакомых. В этой ситуации отсутствовала также возможность соблюдения анонимности.
Необходимо отметить, что учет данных ключевых условий в дальнейших исследованиях позволит увидеть более подробную и точную картину готовности к браку, в том числе, среди студенческой молодежи. Ведь создание семьи – это сложный, многогранный процесс, формирующий основу нашего общества, его будущего, именно поэтому он нуждается в усиленном внимании со стороны исследователей.
Заключение
Ядром социокультурной среды, формирующей личность, первоэлементом общества является семья. Она транслирует на личность основы общей и бытовой культур, определяет потребности и интересы, отношение с окружающими, формирует основные качества индивида.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Характер семьи, её духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Традиционным средством создания семьи по сей день является брак, оставаясь важнейшим институтом, регулирующим отношения между полами.
Именно брак считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой взаимоотношений супругов. Однако, многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых в области брачно-семейных отношений говорят о том, что стабильная семья может быть создана без определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно и предъявляет к нему немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально - психологических установок личности, определяющая эмоциональнопсихологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.
Необходимость изучения готовности к браку именно студенческой молодежи определяется тем, что данный период можно назвать сензитивным этапом развития семейных ценностей и вступления в брак. Чем выше уровень готовности к браку в этот момент, тем успешнее происходит адаптация к семейной жизни, проще достигается взаимопонимание между супругами, а значит больше шансов создать благополучную семью.
В соответствии с поставленными перед нами задачами, мы постарались раскрыть основные подходы и понятия к изучению семьи, брака и брачных отношений, провели анализ исследования мотивов заключения брака у студенческой молодежи. Определили влияние социально - психологического типа личности девушек и юношей на психологическую готовность к браку.
Мотивы вступления в брак можно рассматривать не как кратковременный душевный порыв, а как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке Среди мотивов вступления в брак у обоих полов чаще всего отмечается: любовь, общность взглядов и интересов. Юноши чаще отмечают мотивы: стать независимым от родительской семьи, стремление к семейному уюту, а некоторые – даже наличие жилплощади у супруги. Такие мотивы, как незапланированное ожидание ребенка, материальная обеспеченность будушего супруга, желание проявлять заботу и желание иметь детей наиболее часто выделяются девушками.
В целом мы наблюдаем положительную тенденцию ориентации молодых людей на создание семьи на основе любви, духовной близости, но не стоит забывать, что существуют браки по расчету. Девушки желают видеть рядом с собой обеспеченного молодого человека, а юноши обращают внимание на наличие у супруги собственной жилплощади.
Кроме того, можно предположить, что большинство юношей и девушек имеют завышенную самооценку себя как будущего семьянина, то есть считают себя идеальными будущими супругами, которым не нужно совершенствоваться, и при этом ожидают, что их партнер будет меняться и приспосабливаться к ним, так как они еще никогда не состояли в браке.
Следует отметить, что такие завышенные требования к партнеру и завышенные ожидания в отношении будущей семьи у юношей и девушек могут привести к существенным разногласиям и разочарованиям в будущей семейной жизни.
Что касается социально - психологического типа личности, среди общего количества опрошенных преобладает гармоничный тип личности.
Кроме того, девушки, в отличие от юношей чаще являются представителями сензитивного и интровертного типа. Индивиды инфантильного и тревожного психотипа разделились равно по половому признаку, по 4% в каждой группе.
Таким образом, можно предположить, что данное исследование может быть продолжено в рамках изучения психологической готовности к браку, в совокупности с мотивами вступления в брак, учитывая социально психологический тип личности молодых людей студенческого возраста. А также предполагаемой специфичности психологической готовности к браку в зависимости от пола. Однако, необходимо принять во внимание допущенные ошибки и исправить неточности в применении использованных методик для получения наиболее точных и корректных результатов, которые, в свою очередь, могли бы использоваться в дальнейшем при разработке программ, способствующих повышению эффективности подготовки студентов к брачным отношениям.
Четкий понятийный аппарат исследования – залог успешно проведенного практического изучения темы. Именно поэтому для начала определим основные термины, которые будут использованы в нашем исследовании. К основным терминам в нашем исследовании относятся понятия «брак», «семья», «психологическая готовность к браку».
В научной литературе существуют различные подходы к определению понятий «брака» и «семьи». В зависимости от науки (психология, социология и др.) даются различные определения указанных понятий. В нашем исследовании мы дадим краткий анализ различных подходов к институту семьи и брака в опоре на психологическую литературу, что позволит более широко взглянуть на изучаемые явления.
Следует отметить, что в психологической литературе не существует общепринято определения понятия «семья». Семья представляет собой и малую группу, и социальный институт.
Традиционно семья определяется как системно-функциональное объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства.
Как отмечает С.И. Голод , семья как социальный институт, представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.
Как отмечает В.М. Целуйко , семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Основными характерными признаками семьи как малой группы являются:
– брачные или родственные связи между ее членами;
– общность быта;
– особенные эмоциональные, правовые и этические взаимоотношения;
– пожизненная принадлежность к семейной группе;
– гетерогенный состав группы: возрастные, половые, личностные, социально-статусные, профессиональные различия;
– повышенная эмоциональная значимость семейных событий .
Структура семьи рассматривается в качестве совокупности элементов и взаимосвязей между ними. Структура семьи включает число и состав семьи, совокупность взаимоотношений между ее членами. Структурными элементами семьи являются такие системы как супружеская, родительская, сиблинговая и индивидуальные подсистемы (совокупности семейных ролей, позволяющие семье выполнять определенные функции, обеспечивая ее жизнедеятельность) .
Семья – это система, согласованное функционирование которой осуществляется посредством усвоения и исполнения ожидаемой роли каждым ее членом. Нормальное функционирование семьи возможно лишь при правильном распределении ролей и обязанностей между ее членами .
1. Экономическая (материально-производственная), хозяйственно-бытовую.
2. Репродуктивная (деторождение и воспроизводство населения).
3. Функция воспитания детей..
4. Сексуально-эротическая.
5. Функция духовного общения,
6. Функция эмоциональной поддержки и принятия.
7. Рекреативная (восстановительная).
8. Функция социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи).
В своей основе семья выполняют свою главную функцию «эмоционального убежища», что означает наличие ощущений у человека ценности и полезности.
К другим функциям семьи Л.Б. Шнейдер относит:
– предоставление возможности чувствовать любовь, которая избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека;
– предоставление ресурсов для самоактуализации;
– предоставление возможности ощутить радость отцовства и материнства;
– обеспечение регулярной половой жизни с постоянным партнером;
– совместное ведение домашнего хозяйства.
Исходя из семейных функций, Г. Навайтис называет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей:
– потребности, которые связаны с отцовством и материнством;
– потребности, которые связаны с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи;
– потребности в физической и психической интимности .
Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – «легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи» .
Официально брак регистрируют в органах записи актов гражданского состояния. Таким образом, ответственность мужа и жены за качество их семейной жизни закрепляется перед законом, а государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства.
Брак является свободным равноправным союзом мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом, целью которого является создание семьи, влекущее за собой взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Согласно А.Г. Харчеву , брак представляет собой «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности» .
Признаками брака являются:
– союз мужчины и женщины;
– добровольная основа и взаимное согласие вступления в брак;
– наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке;
– заключение брака с соблюдением правил, установленных законом.
Таким образом, семья – это объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства, предполагающее общность быта, взаимопомощь, обязанности. Семейные отношения регулируются нормами морали и права, основу которых составляет брак – свободный и равноправный союз мужчины и женщины, который заключен с соблюдением условий, установленных законом. Термином «семья» обозначают сложную характеристику сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Термин «брак» используется в контексте лишь двоих супругов.
Определив значения понятий «семья» и «брак», перейдем к обзору современных взглядов на термин «психологическая готовность к браку». Следует отметить, что в психологической литературе не определено понятие психологической готовности к браку как отдельного феномена.
С методологической точки зрения понятие «психологическая готовность» подразумевает понимание человека как самоорганизующейся системы. Этот уровень анализа позволяет говорить о системной детерминации различных видов человеческой готовности. Здесь готовность связана с изменением образа жизни и, соответственно, с изменением образа мира, и поэтому готовность проявляется как сложное психологическое воспитание, ведущее к системным изменениям (самоорганизации) как человека, так и весь и ее образ жизни (С.В. Жолудева , В.Е. Клочко, И.О. Гилова, и др.). В теории открытых самоорганизующихся психологических систем, которую разрабатывали указанные авторы, имеются основания, позволяющие представить готовность как проявление самоорганизации человека.
Следующий уровень – второй – С.В. Жолудева определяет как «предметный», так как он предполагает использование понятия «психологическая готовность» в качестве некоторого особого деятельностного или, шире – поведенческого состояния готовности. На этом уровне анализа исследователи, как правило, изучают особенности психологического содержания и психологической структуры конкретных видов готовности.
В отечественной психологии есть две основные традиции изучения психологической подготовленности. Это разные аспекты готовности к различным видам деятельности (чаще всего профессиональные), а также различные аспекты готовности в контексте возрастных изменений личности .
Первое направление - это в основном деятельность. Здесь рассматривается готовность человека к различным видам деятельности (рабочая, спортивная, научная, военная, педагогическая, управленческая и т. д.). В рамках направления деятельности за эти годы проявляются два основных подхода к интерпретации явления «психологической готовности» к деятельности человека.
Одним из первых предпринял попытку классифицировать все теории исследования «психологической готовности» А.Д. Ганюшкин . Он разделяет их на функциональный и личностный подходы.
Представители функционального подхода считают готовность к деятельности как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих его эффективное внедрение. Психологическая готовность человека к деятельности интерпретируется как целостная личная формация, которая имеет определенную структуру и включает в себя различные компоненты, среди которых: мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые, оперативно-поведенческие как набор навыков, навыков и личных качеств, адекватных требованиям, содержанию и условиям деятельности .
Во втором направлении психологическая готовность рассматривается в возрастном аспекте, где она характеризуется стремлением ребенка к новой и, следовательно, более взрослой позиции. В психологии накоплен значительный эмпирический материал, в котором изучается категория «психологической готовности», прежде всего, в связи с возрастными периодами, осмысленно отражающими их психологическую специфику.
Понятие психологической готовности к браку широко рассматривается в семейной психологии в контексте готовности к семейной жизни, к выполнению семейных функций.
В исследовании С.В. Жолудевой , психологическая готовность к браку понимается как динамичное психологическое образование, включающее ценностные ориентации, брачную мотивацию, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях].
В работе Л.Б. Шнейдер готовность к семейной жизни определяется как система социально-психологических установок личности, которая обусловливает эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества и семьи.
Психологическая готовность к браку рассматривается в качестве интегральной характеристики, которая объединяет в себе психологические мотивы, знания, умения и навыки, личностные качества, обеспечивающие построение отношений супругов в браке .
Таким образом, изучив различные подходы к определению понятия «психологическая готовность», можно сделать вывод, что основные характеристики, которые определяют «психологическую готовность» к чему-либо, включают в себя: мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые компоненты структуры личности. Исходя из этого, в нашей работе,психологическую готовность к браку мы будем определять как определенную степень психологической и личностной зрелости индивида, позволяющей строить брачные отношения.