Как получить знания необходимые для. Как получать знания онлайн
Знания мы получаем в процессе всей нашей жизни, начиная с рождения. Знания помогают нам адаптироваться и жить в реальности, созданной людьми.
Однажды, в годы бурной молодости, мне пришлось, в одном из институтов, сдавать экзамен по философии. Мне достался билет с вопросами, в которых я ничего не соображал. А экзамен по философии отличается от экзамена, например по алгебре или геометрии, тем, что там надо использовать не точные, приобретённые за годы обучения, знания, а надо уметь нестандартно мыслить, отходя от общепринятых правил.
В начале экзамена, наш экзаменатор, как истинный философ, вытащил из-под парты, огромный пакет, с отобранными, ранее, у студентов, шпаргалками и предложил добровольно сдать все незаконные носители информации. Но русского человека на испуг не возьмёшь, поэтому преподавателю самому пришлось ходить и пополнять свою коллекцию шпаргалок в процессе экзамена.
В общем, просидел я больше часа, измучил свой мозг, выжал по паре строк на каждый вопрос и пошёл на казнь. Точно уже не помню, что отвечал, но преподаватель был явно не удовлетворён моими знаниями. И тогда он мне задал дополнительный вопрос, который не оставлял в покое мой мыслительный потенциал в течении многих лет. Он взял в руку шариковую ручку и попросил объяснить, что это за предмет.
Я естественно ответил, что это ручка. Но всё было не так просто, как я думал. Тогда он с коварной усмешкой спросил: «А с чего ты взял, что это ручка?» Я ненадолго задумался, а потом выдал поистине гениальный ответ: «Ну, потому, что люди так этот предмет называют». На что услышал ещё более коварный вопрос: «Какие люди»? «Ну, все называют» - ответил я.
«А ты уверен, что эти люди тебя не обманывают»? – спросил преподаватель. Ну, я-то естественно был полностью уверен, поэтому, диалог наш продолжался минут пятнадцать и сопровождался смехом, с задних парт, готовящихся к такой же экзекуции студентов. Видимо мои потуги к философским размышлениям и способность, спорить с юмором, чем-то понравились преподавателю, он поставил мне тройку и отпустил на все четыре стороны.
Я долго вспоминал этот случай и пытался понять, что от меня хотел услышать тот преподаватель. Но понял я это только через десять лет, когда начал заниматься своим духовным развитием и самопознанием.
И вот какой вывод я сделал из этого жизненного примера: знания есть, а понимания нет . Тогда я начал задавать себе вопросы. Кто дал нам все наши знания? Откуда изначально они взялись? А все ли знания донесли нам, наши предки, не исказив их смысл. А всё ли нам рассказали? А может, мы сейчас получаем лишь ту информацию, которую нам «можно» знать?
Все наши знания – это часть накопленной обществом информации, передаваемой людьми из поколения в поколение, в разных формах. Откуда мы взяли наши знания? От наших родителей, от воспитателей, преподавателей, друзей, знакомых, из телевизора, из интернета и книг. Эти источники информации сформировали наше мировоззрение, которое помогает нам существовать в этом мире. Но это лишь часть знаний, ориентированных на выживание в обществе. И по этому поводу предоставляю вашему вниманию небольшой рассказ:
ЖИЗНЬ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА ПО ИМЕНИ ВАСЯ.
Родился Вася, в простой, среднестатистической семье. И жил Вася беззаботной жизнью, до трёх лет. И вот, в три года, Вася узнал, что он должен пройти «школу жизни» под названием МБДОУ «Райский уголок», которую почти бесплатно предоставляет ему самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории, называемая государством.
И пошёл Вася в МБДОУ, за знаниями, дающими дорогу в «жизнь». И научился Вася там многим вещам интересным и полезным, и узнал он там, что такое общество. И по прошествии лет нескольких, произошло торжество, которое выпускным называется, и которое в кафе-баре «Одноглазый Джек» празднуется. И сказало государство в лице директора МБДОУ «Райский уголок»: «Теперь ты, Вася, почти умный, но чтобы стать полноправным членом общества, ты должен идти учиться дальше в располагающуюся неподалёку МБОУ СОШ № 1.
И пошёл Вася, окрылённый и вдохновлённый, тем, что ему государство даёт шанс стать полноправным членом общества, в школу. И научило государство Васю, читать и писать в школе, и выдало ему аттестат, называемый «дорога в жизнь». И произошло торжество, которое выпускным называется, и которое в кафе-баре «Одноглазый Джек» празднуется. И сказало государство в лице директора школы: «Теперь ты Вася почти умный, совершеннолетний, полноправный член общества, но чтобы стать настоящей личностью ты должен приносить этому обществу пользу, а для этого тебе необходимо получить профессию».
И пошёл Вася, вдохновлённый социальной необходимостью в нём, учиться в техникум, получать нужную, для общества и лично для него, профессию. И научило государство, в лице преподавателей техникума, работать Васю на токарном станке. И освоил Вася свою профессию, и стал специалистом дела своего. И произошло торжество, которое выпускным называется, и которое в кафе-баре «Одноглазый Джек» празднуется. И сказало государство в лице директора техникума: «Теперь ты Вася очень умный, настоящая личность!
Благодаря государству, ты стал таким умным, самостоятельным, настоящим человеком. И поэтому, теперь ты должен приносить обществу, в лице государства, пользу и всю свою деятельность посветить процветанию оного, и нарабатывать стаж, чтобы получать пенсию в старости».
И пошёл Вася, вдохновлённый тем, что он теперь настоящая, самостоятельная личность и что он теперь может приносить пользу обществу, которое дало ему все его знания, которые помогли ему стать настоящей, самостоятельной личностью, на завод работать. И научился Вася на заводе многому, и узнал он там, что каждую пятницу, вечером торжество проводится, которое концом рабочей недели называется, и которое в кафе-баре «Одноглазый Билл» празднуется. И понял Вася, что нужно что-то менять в жизни своей, и поступил он в институт технический, и повысил он до небес квалификацию свою, и стал инженером. И отпраздновал он выпускной свой в кафе-баре «Одноглазый Джек». И вернулся он на родной завод поднимать показатели промышленности отсталые.
И прошло несколько десятков лет жизни Василия Степановича, и доработался он до звания «Ветеран труда», пенсии в 12000 рублей и уважения в обществе, ради которых «положил» всю свою жизнь. И прожил он долгую и счастливую жизнь, но для своей души малозначимую.
К сожалению, жизни очень многих людей, протекают по подобному сценарию. И всё могло, в этом рассказе, закончится именно так, но так как я стал человеком более позитивным, а сознание моё расширилось и вышло за границы общепринятого мировоззрения, я решил изменить судьбу главного героя и продолжить рассказ.
И прошло несколько лет скучной и однообразной жизни Васи, после окончания института. Завод – дом, дом – завод. И как-то тоскливо стало Василию. И дом ему стал каким-то неуютным, и кафе-бар стал каким-то непривлекательным, и лучшие друзья, и телевизор с пивком уже не радовали. И понял тогда Вася, что дожил он до долговременного эмоционального состояния (депрессии), связанного с переоценкой своей жизни, который называется кризисом среднего возраста. Глубоко задумался Вася.
Вроде всё в жизни есть: семья есть, работа есть, квартира с евроремонтом есть, машина есть, дача есть, всё, что хотел, есть, но всё равно чего-то не хватает. А может купить плазменный телевизор с диагональю побольше – подумал Вася. Или слетать в Египет отдохнуть, покупаться в море. И купил Вася третий телевизор в квартиру, и слетал он отдохнуть за границу, взяв кредит пятый, но ничего не изменилось после этого. И ещё крепче задумался Вася.
Вроде всего в жизни добился: дети обуты и одеты, дерево на даче посадил, уважение в коллективе на работе заслужил, образование получил, но всё равно что-то не так, не счастлив он. А может сходить в кафе-бар «Одноглазый Джек» и напиться, и вся печаль сама собой «рассосётся» под воздействием воды огненной. Но печаль под воздействием воды огненной рассасывалась только на время её воздействия на организм физический. И пристрастился Вася к змию зелёному и заработал синдром алкоголизма хронического. И ушла от Васи жена с детьми, и уволили его с работы, и потерял он уважение в обществе, и появились у него «друзья» новые, собутыльниками называемые. И жил он недолго, но возможно счастливо.
И таких сценариев в жизни, к сожалению, тоже довольно много. И всё могло, в этом рассказе, закончится именно так, но всем нравится, когда всё хорошо заканчивается и я не исключение.
И прошло несколько месяцев в дурмане воды огненной. И проснулся как-то Вася в похмелье ядерном и понял, что не может так продолжаться более, и что меняется жизнь его только в худшую сторону. И ещё, пуще задумался Вася. А может я, чего-то не знаю и не понимаю – подумал он. Может быть, истинный смысл жизни человека, совсем в других вещах заключается, о которых не рассказало мне государство в лице общества и заведений образовательных. И стал Василий читать книг множество, дабы узнать каков он смысл жизни истинный. И узнал он что есть Силы Высшие, и душа в теле человеческом, которая имеет своё предназначение. И стал он жить в гармонии с Создателем своим и природою, и познавать знания истинные, и вести образ жизни соответствующий, для эволюции души своей. И перестал он гнаться за идеалами и смыслами ложными, которые прививало ему общество всю жизнь его. И жил он долго и счастливо, и семья его была самой счастливою, и душа его вознеслась, после смерти тела физического, к Создателю.
А вот таких сценариев, к сожалению, очень мало в нашей жизни, что и подвигло меня к написанию этого рассказа.
Подавляющее большинство людей в нашем мире, живут, не понимая, и даже не задумываясь, для чего они живут, и каков смысл их существования. Но душа-то пришла в этот мир для определённой цели, и она периодически пытается напомнить человеку об этом и обычно это заканчивается депрессией (установки личности не соответствуют установкам души). К сожалению, есть и такие люди, у которых и до депрессии дело не доходит, их полностью устраивает тот образ жизни, та реальность и тот вид мышления, которые им предлагает общество. Если человек ведёт неосознанный образ жизни, если не соответствует предназначению своей души и заботится только об удовлетворении потребностей своего эго, весь смысл его существования, как бы печально это не звучало, сводится к роли вспомогательного звена в общем механизме развития и эволюции душ, под названием планета Земля.
Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.
1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.
Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.
Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).
2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом
имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением
- то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.
3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.
Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.
В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.
4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.
5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам
в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.
Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.
6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.
Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.
Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.
Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.
7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).
8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.
Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).
That"s it folks.
На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.В каждом втором резюме соискатели пишут, какие они креативные и амбициозные и как сильно хотят работать только на благо компании. Половина таких навыков добавляется для балласта, а ведь среди стандартных умений есть и такие, которые полезны всем.
flickr.comКопирайтеров, журналистов и писателей у нас и так много, так зачем вам , если ваша работа с текстами никак не связана? Подсказка: 36% работодателей, по данным портала hh.ru, отказывают в собеседовании и даже не рассматривают резюме, если сопроводительное письмо было составлено с ошибками. То есть вас даже не пригласят, если увидят, что вы описали свой «функционал».
Неспособность связать два слова может стать стеной на пути повышения. Начинающий инженер несколько лет может работать только с железом. Но работа руководителя, например, заключается не столько в разработке, сколько в управлении. Значит, надо писать письма, служебные записки, задания, отчёты… и бросить все силы на изучение родного языка, чтобы удержать новое место и зарплату.
flickr.com
Выражение мыслей в устной форме идёт рука об руку с предыдущим пунктом рейтинга. Причём разговорные навыки помогают не только в работе. Если вам по долгу службы надо делать презентации или проводить встречи, то - обязательное условие работы. А если сидите в кабинете или лаборатории в тишине, умение поговорить позволяет адаптироваться на рабочем месте быстрее. Угрюмых молчунов любят только другие угрюмые молчуны, и то не очень.
Чтобы показать, что вы умеете разговаривать, не нужно говорить стихами или постоянно болтать. Правила хорошего устного общения другие:
- Улыбка.
- Умение слушать собеседника и не перебивать.
- Обращение по имени.
- Простые и ёмкие ответы на поставленные вопросы.
- Умение последовательно и логично излагать факты.
Собственно, всё. И не пытайтесь шутить, если вы никогда до этого не пробовали себя в качестве комика.
probomond.ru
Кажется, что - это врождённая черта характера. Она либо есть, либо её нет. Но на самом деле её можно прокачать.
Нужна она больше вам, чем работодателю, потому что без здоровой дозы уверенности карьеры не построить. Соглашаться со всеми и слушать чужие указания удобно для кого угодно, кроме вас. Прописная истина о том, что нужно верить в себя, чтобы чего-то добиться, будет всегда верна. Впрочем, есть грань между уверенностью и высокомерием, так что не пытайтесь демонстрировать, какой вы крутой, прямо на собеседовании. Учитесь постепенно, а в очереди на собеседование постарайтесь хотя бы спину выпрямить.
7. Способность управлять временем
flickr.com
Это один из краеугольных камней продуктивности. Даже если вам не интересна эта тема, работать - то есть выдавать продукт труда - всё равно придётся, так что и время распределять нужно с умом.
По статистике , только на социальные сети в день уходит в среднем два с половиной (!) часа. На Лайфхакере можно найти столько материала по этой теме, что прочтение статей можно приравнять к университетскому курсу.
Конечно, ваши показатели и ваша премия не зависят только от того, как грамотно вы составляете расписание. Но вам виднее, куда потратить время, освободившееся в результате грамотного планирования.
flickr.com
Вообще-то, этот навык почти невозможно найти в списках требований к соискателю вакансии, потому что мало кто видит прямую зависимость между общением в профессиональном сообществе и работой. Но это может повлиять на работу. Например, если вы задействованы в области, которая бурно развивается, и хотите не отставать от прогресса, нужно постоянно перенимать чужой опыт. А если вы посещаете отраслевые , то у вас есть шанс найти на них заказчиков и партнёров. Кроме того, знание сообщества даёт возможность найти экспертов и проконсультироваться с ними.
fishki.net
Шутки о противостоянии бухгалтеров и админов всё ещё популярны, как ни странно. Предполагается, что опыт общения с техникой сегодня есть у всех без исключения.
А если вы приходите в офис, то надо в первый же день разобраться, где компания хранит электронные документы и в каком мессенджере отделы общаются между собой. Да и обращаться в техподдержку с формулировкой «Я ничего не делал, это всё он сам», показывая пальцем на зависший компьютер, уже несолидно.
И чем лучше ваши навыки , тем больше у вас возможностей для карьерного роста. Не обязательно превращаться в гика, но основы нужны как воздух.
flickr.com
Работать строго по инструкции умеют многие, но по-настоящему вкусные и прибыльные проекты и должности достаются тем, кто умеет смотреть на вещи под необычным углом и быстро решать сложные проблемы. Одно только это умение можно сделать , а если способность быстро находить выход сопровождается и другими качествами, то вам цены нет.
flickr.com
Нет-нет-нет, не в том смысле, что все должны искать клиентов и быть мастерами холодных звонков. Просто нужно уметь торговаться. Например, когда вы разговариваете о повышении зарплаты или определяете размер будущего оклада. Учитесь продавать своё время и получать комфорт в качестве вознаграждения. Нужно быть хорошим торговцем, чтобы перенести срок дедлайна, согласовать предложенные командой изменения проекта или договориться об удалённой работе.
flickr.com
На умении работать в команде в последние несколько лет все рекрутеры, кажется, помешались. Хотят видеть командных игроков даже в профессиях, в которых важна индивидуальная работа.
Впрочем, командная работа, как и другие пункты из этого списка, - это шанс добиться карьерного роста. Даже если вы не стремитесь к руководящим должностям, понимание общих целей коллектива вдохновляет на интенсивную работу.
Кадр из фильма «Гостья из будущего»
Это главный из непрофильных навыков, который помогает жить и работать. Интеллект - это ваши знания и ваше умение работать с информацией, эмоциональный интеллект - умение применять свои знания в реальных ситуациях. Эмпатия помогает взаимодействовать с другими, а главное - её тоже можно развивать.
Бытует мнение, что образование можно получить только в учебных заведениях, по окончанию которых, учеба и процесс обучения останавливается. Но это далеко не так и потребность в новых знаниях только увеличивается с возрастом. И вот почему...
Человек на протяжении всей своей жизни узнает что-то новое, приобретает новые навыки, чему-то учится. Иначе, ему не выжить в современном мире.
Стоит ли тратить время, средства и прикладывать усилия для получения этих знаний? Учиться никогда не поздно, это дает человеку дольше сохранять острую память, быстрее мыслить, принимать решения, обучаться быстрее. Сам процесс обучения помогает развить много полезных качеств, такие как собранность, самодисциплина, умение четко выражать свои мысли, повышается умственная концентрация.
Знания - это просто информация, которую вы добываете из разных источников. Но знания всегда должны быть подкреплены практикой. Старайтесь сразу внедрять их в жизнь, проверять их эффективность. Сегодняшний мир - это мир информации и, если вы владеете ею, успех в ваших руках, вы шагаете в ногу с миром.
Постоянно узнавать что-то новое, изучать, читать, исследовать, искать - это природа человека. Посмотрите на маленьких детей, они находятся в постоянном непрерывном процессе обучения и это им нравится. Скорость, с которой они изучают и усваивают всё новое, поражает. Что же случилось с взрослым человеком? Его способности только выросли, а желание узнавать что-то новое, учиться исчезло?
Тот, кто останавливается в развитии, не желая познавать новое, учиться снова и снова, постепенно начнет деградировать, тупеть и быстро стареть.
Это признанный и доказанный учеными факт, что чем больше человек обучается, читает, интересуется новыми знаниями, тем он дольше живет и болезни, характерные для старых людей, ему не страшны.
К тому же если человек постоянно повышает уровень своих знаний, он более интересен для современных компаний. Он более конкурентноспособен на рынке труда, соответственно оплата его труда вырастает в разы.
Знания расширяют человеческий кругозор, его мировоззрение меняется в процессе обучения. Это помогает воспринимать мир, людей, события с другой стороны, так как восприятие трансформируется с усвоением нового. В самом процессе человек начинает постепенно изменяться, а значит и его жизнь тоже. Поэтому если хотите перемен, начинайте снова учится.
Самообучение и саморазвитие стали ключевыми словами современного человека. Сейчас существует огромное количество разных источников, откуда можно почерпнуть новые знания: интернет, книжные магазины, библиотеки, всевозможные курсы, тренинги, семинары. Не бойтесь открывать новые горизонты и расширять свои границы.
И как сделать своё окружение образовательно насыщенным.
Сегодня мы разберёмся с тем, как обеспечить себе обучение на практике и как не потеряться среди миллионов открытых источников. Поехали.
Пробуйте и практикуйте
Лучшим помощником в получении навыков обучения станут простые русские грабли (или английский принцип «Try and trial»).
Через год я уже мог свободно общаться, через полгода - смотреть фильмы без субтитров, ещё через год я понял, что могу читать книги в оригинале, а последний год провёл в другой стране, параллельно делая публикации на английском.
Каждый находит свой стиль, но в связке с другими способами учиться практика всегда остается связующим, «сквозным» методом; и уж точно погружение в новую область начинается именно с пробы.
Попробуйте взять то, чему вы давно хотели «сначала научиться, а потом попробовать» и переверните это с ног на голову. Пробуйте и выстраивайте свое обучение параллельно с процессом.
Оказывайтесь внутри мест практики
Достаточно долго я интересовался практикой «Ноогена» - образовательного проекта, зародившегося в 90-ых, где школьники вместе со взрослыми организаторами совместно решали задачи «на создание возможных миров». В августе 2015 я внезапно обнаружил, что прямо сейчас очередной «Нооген» запускается в ночи пути на автобусе от моего города. Лучшее решение? Предложить/попросить завтра же приехать к ним и включиться в процесс в качестве со-организатора. Две книжки о Ноогене, проглоченные в автобусе, и вот я в степях Хакасии работаю вместе с командой - начиная от простого наблюдения за группой вместе с ведущим модератором в первый день и заканчивая участием в разработке программы под конец смены.
Большая часть моего путешествия в Индии прошла по альтернативным школам и образовательным площадкам. Быстро удостоверившись, что какое-то универсальное предложение сотрудничества тут не работает, я стал просто приезжать в эти места, устанавливать глубокие связи с командой и включаться в процесс. Где-то я проводил тренинги для детей, учителей, родителей; где-то читал лекции о философии образования, когнитивной психологии и групповой динамике; где-то делал фильм вместе с учениками; а иногда вычищал туалет в кампусе вместе со всеми. Но цель оставалась одной - погрузиться в организацию, изучить, увидеть и почувствовать её работу, дух, культуру.
Найдите места, в которых наиболее круто практикуется то, чему вы хотите научиться - прямо сейчас, не откладывайте до момента, когда вы будете «достаточно подкованы». И включитесь в жизнь этих мест.
В корпоративном мире традиционный вариант такой деятельности - устроиться на стажировку (по секрету: даже если у компании официально нет такой возможности, вы можете сами её инициировать). В зависимости от своих целей и ситуации, предложите работать бесплатно или на особых условиях. Ваша главная награда - опыт.
Кстати, я часто слышу, как взрослые люди советуют это молодежи, назидательно повторяя, что опыт имеет огромную цену. Но вот сами они, когда хотят научиться новому, почему-то рассматривают такой подход ниже своего… кхм, достоинства. А ведь способ управлять своим финансовым потоком можно найти всегда, если ты действительно хочешь войти в новую для себя сферу.
Разбирайте на кусочки
Иногда не грех просто взять и попробовать сделать что-то, уже реализованное другим (при этом не забывать об этике). Но гораздо более мощный подход - разобрать увиденный вами пример на составляющие, понять механизм и логику работы и добавить эти элементы в свой багаж.
Как-то передо мной стояла задача передать навык составления образовательных программ. И тут я встал в тупик. Попытался отрефлексировать свой опыт, но не находилось конкретных универсальных техник, алгоритмов написания программы. Выход нашёлся «Клеем» процесса стали надпредметные умения (системное мышление, креативность), а кусочками мозаики - различные техники, основанные на том, что я когда-то видел/пробовал, интегрированные друг с другом, переосмысленные и изменённые.
То же происходит с развитием своего «музыкального словаря». На определенном уровне самый эффективный путь - это слушать хорошие композиции, разбирать понравившиеся ходы, понимая их логику: как они сработали, почему именно здесь, что заставляет их звучать классно, какую эмоцию они передают, как они соотносятся с ладом и прочее.
Так же с английским: наибольший стилистический прорыв происходит, когда начинаешь читать книги, разбирая устойчивые конструкции, идиомы и понимая, как и когда их можно использовать.
Смотрите на опыт других, разбирайте его на составляющие, понимайте, как это работает, и кладите механику в свой багаж.
Открытые ресурсы
Это большой раздел, которые некоторые ошибочно считают всем содержанием самообразования. Ещё раз напомню, что открытые ресурсы - не единственный источник знаний. Но они дают очень многое.
Онлайн
Я не видел людей, добившихся профессионализма в чём-то только благодаря интернету. Но эти ресурсы очень полезны для расширения своей картины мира и погружения в новую тему с нуля. Вот несколько вариантов крутого использования онлайна:
- Фактологическая информация. Привет, Википедия, а также сайты вопросов-ответов (вроде TheQuestion) и просто поисковики. Как говорил Фёдор Достоевский, «главное - это факт-чекинг и проверка достоверности информации».
- Видеоуроки: их огромное множество на YouTube, EdTed, тематических сайтах. Можно найти что угодно в соответствии с вашим профессиональным интересом: от объяснения дробей ребенку и инструкции по пользованию мультиваркой до Общей Теории Относительности и истории Древней Греции.
- Статьи. Предпочитайте лонгриды (длинные аналитические материалы) коротким попсовым заметкам, привлекающим внимание кричащими заголовками. Во-первых, у них гораздо больше потенциала для обучения, а во-вторых, такая тактика заставит вас рассчитывать время и тщательнее выбирать, какие тексты стоят вашего внимания. Это хорошая защита от прокрастинации в интернете под прикрытием «я не просто бездельничаю, а статьи читаю».
- Выступления важных людей. Конечно же, это всеми любимый TED.com , а также трансляции и записи конференций, семинаров, докладов - тех людей, которые многое вам могут дать.
Онлайн-курсы
Хоть они и «онлайн», я всё же выделил их в отдельную категорию. Да, у меня есть много претензий к современным MOOCам (честно, я раз 10 начинал разные курсы, но не прошёл до конца ни один; хотя монотонную двухчасовую лекцию с важным уникальным материалом я вполне могу высидеть).
Тем не менее, онлайн-платформы сегодня активно развиваются, встраивают варианты взаимодействия с преподавателем и друг с другом, оценки, даже групповую проектную работу. По-моему, большинство MOOCов идеально подходят для знакомства с предметом на базовом уровне.
Спорный для меня вопрос - целесообразность получения платного сертификата. В моём идеальном мире переход на самообразование также означает отказ от «погони за бумажками»: я предпочту доказывать потенциальному работодателю/партнёру/заказчику свою компетентность делом, а не дипломом. Впрочем, выбирать вам.
Книги, фильмы
Если веков шесть назад одной из причин попасть в школу/университет как раз был доступ к книгам, то с распространением книгопечатания (и уж тем более интернета)… ну, вы понимаете.
Для самообразования можно использовать документалистику и научную публицистику (книга «Долг. Первые 5000 лет» Дэвида Гребера оказалась для меня весьма глубоким трудом для понимания экономики; фильм «Я и другие» вместе с текстом «Социальная психология» Майерса позволили погрузиться в бихевиоризм и когнитивные искажения); специальную литературу (занимаясь педагогикой в России, нельзя пройти мимо работ Л. Выготского и Б. Эльконина); и даже художественные произведения (братья Стругацкие всегда дают мне пищу для педагогических размышлений).
Два совета, чтобы получать больше от книгописных и медийных историй:
- При выборе книги/фильма попробуйте руководствоваться не развлечением (захватывающий сюжет, любимый актер, крутые спецэффекты), а образованием. Задайте вопрос «чему это может научить», «какой вопрос задать», «о чём заставит задуматься». Многие скажут, что иногда нужно давать себе отдых и читать книги просто для веселья. Но, если честно, мне стало просто скучно тратить время на то, что не заставляет меня развиваться.
- Спрашивайте рекомендации. Самая полезная часть любого онлайн-курса для меня - список литературы. На каждой конференции есть человек, который задаст спикеру вопрос «какая ваша любимая книга». Обсуждайте это с друзьями и коллегами. Следите за кинофестивалями и книжными премиями. Находите тексты, которые помогут вам ответить на ваши вопросы (или задать новые).
Итак, практика и использование открытых ресурсов - ещё два больших набора способов, которые вы можете использовать в своем образовании. В последней статье разберем менее типичные методы: как развивать свое мышление, какую роль в образовании играют путешествия и когда всё-таки стоит подумать об университете.
Кстати, раз мы уже на ¾ «в теме», у меня к вам вопрос. Как лучше называть такой подход? Со словом «самообразование» возникает путаница - многие под этим понимают «быть самоучкой», «учиться только по книгам» или «учиться онлайн». А ведь речь идет о целой совокупности способов, которые осознанно выбраны вами для формирования собственной образовательной траектории. Речь идёт о принципиальном восприятии всего мира как образовательного ресурса. Речь идет о конце зависимости от институциализированного, стандартного образования.
Пока я использую сочетание «самонаправленное образование» как кальку с английского self-directed learning. Но звучит тяжеловато… Пишите ваши предложения в комментариях или мне в