Психологические возможности улучшения общения. Психологические основы улучшения общения
Виды и уровни общения
Общение - это многомерный, полифункциональный, різновидовий процесс. В психологии существует несколько классификаций видов общения. Они подают этот феномен разнообразно, обогащая палитру его характеристик. Наиболее часто употребляемыми являются те, которые можно описать так:
В зависимости от специфики субъектов (личность или группа) выделяют межличностное, межгрупповое, міжсоціумне общение, а также общение между личностью и группой;
По количественным характеристиками субъектов различают же - общение, межличностное общение и массовые коммуникации;
По характеру общение может быть опосредованным и непосредственным, и діалогічним монологичным;
По целевой направленности различают анонимное общение, ролевое, неформальное, в том числе интимно-семейное.
Каждому из нас ежедневно приходится контактировать с многими незнакомыми людьми. Это общение является анонимным. Когда в человека много контактов одновременно, ей хочется время от времени снять нервное напряжение, немного расслабиться, успокоиться. Поэтому нередко люди стараются избежать контактов в транспорте или в очереди: закрывают глаза, листают газеты, смотрят в окно и т. п. Если же общение происходит, оно осуществляется на ритуальном уровне.
Общение проявляется уже с первых минут нашего отношения к роли, которую мы выбрали. Скажем, кто-то из нас подчиненный, а кто руководитель. Каждый должен действовать согласно своих функциональных обязанностей, соблюдая правила профессиональной культуры в общении. Нередко руководитель ведет себя свысока, пренебрегает человеческим достоинством подчиненного, разговаривает с ним грубо и бесцеремонно. А подчиненный понимает, что руководитель поэтому прибегает к таких действий, потому что не уверен в себе, боится потерять свое место, по следующей форме поведения стремится скрыть свою несостоятельность.
Для функционально-ролевого общения очень важны доброжелательность, уважение к людям, умение видеть перед собой личность. О таком отношении свидетельствуют, в частности, улыбка, а также умение сказать человеку что-то хорошо (например, комплимент на фоне антикомпліменту себе: “У вас такая память, что можно по-доброму позавидовать”, “Вы так хорошо работаете на компьютере, я так не умею”).
Наконец, неформальное общение (очень условно) предусматривает обмен духовными ценностями. Он динамичный, в центре его - внимание к межличностным отношениям, а не к престижу или меркантильных интересов. Особой разновидностью неформального общения является интимно-семейное. Оно касается каждого из нас. Все мы хотим, чтобы близкий нам человек был у общении с нами культурной, чувствительной, понимала то, что вслух мы не сказали, могла читать по нашим глазам, по мимикой, жестами то, что нас волнует. Но надо помнить, что уровень культуры близкого нам человека зависит от нас. Если она не оправдала наших надежд, это означает, что мы не смогли ей помочь, найти соответствующие способы и средства общения, не показали своим примером, как нужно вести.
Ролевые позиции в общении иногда описывают как “пристроить сверху”, “приспособления снизу” и “пристроить рядом”. Например, люди садятся рядом в троллейбусе. Действуют они, в основном, бессознательно. Один разместится на сиденье так, что другому сразу станет неудобно. Второй, наоборот, примоститься только на кончике, чтобы не побеспокоить соседа. И, наконец, третий, держаться свободно, сядет удобно сам, не потревожив соседа. В всех случаях пассажиры вроде и не разговаривают между собой, но ролевая позиция, которую они занимают, дает информацию другим о каждом.
Интересной является концепция Е. Берна. Он описывает жизненные игры, используя позиции, которые каждый проявляет в определенных ситуациях, - Родителя, Ребенка и Взрослого. По мнению Е. Берна целесообразно выделить шесть уровней общения: 1) “ноль общения” или “замыкание на себя”; 2) ритуалы (нормы общения); 3) развлечения; 4) игры (человек думает одно, а демонстрирует другое с тем, чтобы завести второго в ловушку); 5) близость; 6) работа (деловое общение) . На каждом из этих уровней человек использует различные способы и средства общения, потому что его цель каждый раз меняется.
Видим, что существуют различные подходы к классификации уровней общения. Однако анализ свидетельствует, что все они, как правило, включают в той или иной форме три основных уровня:
Манипулирование (от грубого обращения с человеком такого поведения, где внешние проявления имеют иногда даже приятный характер);
Конкуренция, соперничество (от общения, когда “человек человеку - волк”, к такому, когда честное соперничество способствует определенному движению вперед);
Сотрудничество (“человек человеку - человек”). На этом последнем уровне возможно именно очеловечивание человека, то есть общение, в котором проявляются гуманистические установки, высокий уровень его культуры.
Описаны функции, виды, уровни общение дают его разностороннюю характеристику. Но большинство людей сводят общение до простого передачи и приема информации, то есть к его информативно-коммуникативной функции, не используя диалог для организации совместной деятельности. Или же, скажем, человек не учится распознавать других, под время общения пользуется только стереотипным представлениям о них, не умеет соответственно расшифровывать совокупность средств общения (прежде всего невербальных). В то же время человек, владеющий культурой общения, быстро разберется в ситуации, которую ей будут навязывать, например, “устройством сверху”. Она сумеет поднять дальнейшую беседу с партнером на уровень, когда не принижуватимуться достоинство и честь обоих собеседников.
Следовательно, знания о характерных особенности общения для каждого, кто их усвоит и сумеет применять на практике, станут “рулем и парусом”, которые помогут достойно жить и эффективно общаться, к тому же духовно расти самим и помогать в этом другим. Такие знания и умения помогут избавиться от многих осложнений в взаимоотношениях людей.
В исновки
Общение - важная форма человеческого бытия, условие жизнедеятельности людей, способ их объединения. Оно есть генетически первичной основой культуры общения.
Общение - это межличностная и межгрупповая взаимодействие, основу которой составляет познания друг друга и обмен определенными результатами психической деятельности (информацией, мыслями, чувствами, оценками и тому подобное).
Потребность в общении развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) к более сложным (в сотрудничестве, интимно-личностном общении и т. др.).
Культуру общения определяет сознательное и разумное отношение к использованию всех его сторон, функций и видов в единстве.
Высший уровень нравственной культуры общение характеризуют гуманистические ориентации в межличностных взаимоотношениях и емпатійний способ восприятия друг друга.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - 2-е изд. - М., 1988.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Пер. с англ. - М., 1988.
3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.- М., 1982.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
6. Лысина М. Ы. Проблема онтогенеза общения. - М., 1986.
7. Лозница В. С. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - К., 1997.
8. Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологические и теоретические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
9. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения: Пер. с пол. - М., 1986.
10. Основы психологических знаний: Учеб. пособие / Авт.-сост. Г. В. Щекин.- К., 1996.
11. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд. - М., 1990.
12. Сухарев В. Искусство распознания людей.- Д., 1998.
13. Хараш А. В. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативного воздействия // Психолого-педагогические проблемы общения.- М., 1979.
14. Щекин Г. В. Практическая психология менеджмента: Науч.- практ. пособие. - К., 1994.
15. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопр. психологии. - 1982.- № 6.
7. Мелибруда Е Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. / Вступ. ст. и общ. ред. А. А. Бозалева
и А. Б. Добровича. - М.: Прогресс, 1986.
8. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
9. Петровская Л. А. Компетентность в общении: .Социальнопсихологический тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
10. РоссийскаяЕ И. Искусство как средство общения. - М.: Знание,
11. Руденский Е. В. Психотехника общения. - Новосибирск: Изд-во СибСПИ, 1990.
12. Руденский Е. В. Введение в психосоциологию праздничного общения. - Кемерово: Притомское изд-во, 1991.
Реализация личностью своей субъективности в общении связана: во-первых, с наличием у нее необходимого уровня
коммуникативной компетенции; во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в
ситуациях общения; в-третьих, с отсутствием психофизиологических зажимов.
Коммуникативная компетентность личности складывается, на наш взгляд, из способностей
(1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
(2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
(3) "вживаться" в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;
(4) осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Особое значение коммуникативная компетентность имеет для выполнения управленческих функций.
В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную "пристройку" к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигало необходимой цели. Особенно это важно в ситуации делового общения.
Современная аудитория делового общения - это не сумма слушателей, это общность людей, где каждый обладает определенным уровнем
образованности(опрецеляюш,т профессиональные и личностные предпочтения);
информированности^. е. осведомленности о текущем моменте);
персонифищровзнности(ъы\)гжг]оихейся в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды).
Чтобы эффективно взаимодействовать, руководителю необходим социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, т. е. той ситуации, в которой предстоит организовать общение.
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне
коммуникативных установок (уровень отношения людей (т. е. партнеров) к общению в целом). Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления
предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения;
включенности партнеров в систему коммуникативного
взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений;
эмоциональных оценок форм общения. Обобщенные эмоциональные реакции типа "интересно - неинтересно", "удовлетворен - не удовлетворен" характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении.
При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассмотреть общение как системноинтегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:
(а) коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации и условий будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социальнопсихологических и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться личности в общении);
(б) коммуникативно-прогностическую (оценка положительных
и отрицательных сторон ситуации предстоящего общения);
(в) коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции"общения);
(г) коммуникативно-организационную (организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом общения и т. д.);
(д) коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).
Каждая из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативноисполнительской части. Ее мы рассмотрим как коммуникативноисполнительское мастерство личности.
Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и все же относительно самостоятельных умения - умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т. е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения.
В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие ее навыки, и прежде всего
навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управления своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.
Эмоционально-психологическая саморегуляция создает настрой на общение в соответствующих ситуациях (встреч, бесед, дискуссий, собраний, диспутов и т. д.).
Эмоциональный настрой на ситуацию общения означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.
В современных условиях делового общения -возникает необходимость планировать "эмоциональную партитуру" как отдельных актов общения, так и всей системы взаимодействий. Определяющим фактором такой "эмоциональной партитуры" является психологический настрой самого человека на основе социально-психологической оценки ситуации общения.
В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы:
длительное эмоциональное "заражение" проблемой, темой и материалом предстоящей ситуации общения;
эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения (действий) и программы предстоящего общения;
оперативную эмоционально-психологическую перестройку в |
|
обстановке общения. |
|
Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает |
|
характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными |
|
и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую |
|
часть коммуникативно-исполнительского мастерства. |
|
Эмоционально-психологическая саморегуляция непосредственно |
|
проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения |
|
обстановки общения, перестроить общение с учетом перемены |
|
эмоционального настроя партнеров. Ясно, что психологическое |
|
самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от |
|
Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его; верно оценивать социально-психологический настрой партнеров
по общению; "считывать" изменения в лице, голосе, жесте партнера по
общению; "вскрывать подтекст" мимических движений, улыбки, взгляда,
жеста и т. д.; определять тон общения;
устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать "ход" общения.
Перцептивные навыки позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.
Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиологопсихологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления
выразительной сферой коммуникативно-испопнтелъской деятельности. Связь эмоционально-психологической саморегуляции с
выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Еще Л. С. Выготским отмечено стремление "всякого чувства воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству". Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении.
Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи; жестов и пластики поз; эмоционально-мимического сопровождения высказывания; речевого тона и речевой громкости.
Важная часть коммуникативно-исполнительского мастерства - организация непосредственного общения в начальный его период. Условно это можно назвать "коммуникативной атакой", когда завоевывается инициатива в общении. Сегодня можно говорить о таких способах завоевания инициативы в общении, как
оперативность в организации изначального контакта, оперативный переход от организационных процедур к деловому
и личностному общению, отсутствие промежуточных зон между организационными и
с аудиторией, формирование чувства "мы", придание взаимодействию личностного характера, организация целостного контакта,
постановка вопросов, которые способны мобилизовать внимание партнера,
и т. д Сказанное дает основание рассматривать коммуникативную
культуру личности как систему ее качеств, включающую
(1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления,
в результате чего общение предстает как вид социального творчества);
(2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);
(3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
(4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т. д.);
(5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;
(6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных
суждений в общении) и пр.
Коммуникативная культура личности не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу ее формирования составляет опыт человеческого общения. Коммуникативная культура личности - это одна из характеристик ее коммуникативного потенциала.
Коммуникативный потенциал - это характеристика
возможностей человека, которые и определяют качество его общения.
Коммуникативный потенциал - это единство трех его составляющих:
(1) коммуникативные свойства личности характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения;
(2) коммуникативные способности - это способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении;
(3) коммуникативная компетентность - это знание норм и правил общения, например праздничного, владение его технологией
и т. д
Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются:
1) соционормативный опыт народной культуры;
2) знание языков общения, используемых народной культурой;
3) опыт межличностного общения в непраздничной сфере;
4) опыт восприятия искусства.
Соционормативный опыт - это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного диссонанса. А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс - источник индивидуальнопсихологического торможения активности личности в общении. Личность "выключается" из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создает барьеры на пути человеческого взаимопонимания.
В практике подготовки личности к общению в культурах разных народов сформировался коммуникативный метод. Суть его - обучение общению через общение.
В работах Г. А. Бернштам и М. М. Громыко, посвященных, в частности, анализу культуры как своеобразного социальнопсихологического тренинга, выявлены принципы коммуникативного метода. Во-первых, это принцип целевой обусловленности. Во-вторых, принцип индивидуализации, который позволяет сформировать индивидуальный стиль реализации соционормативной культуры общения. В-третьих, это принцип функциональности, когда осваиваемые нормы общения связываются с функциональным статусом личности в конкретных ситуациях празднования. В-четвертых, принцип ситуативности, требующий учета коммуникативной реальности в формах празднования. В-пятых, принцип актуальности, дающий возможность личности соотносить свое актуальное состояние с характером ситуации. Выделенные пять принципов коммуникативного метода формирования соционормативной культуры общения личности взяты за основу при разработке социально-психологических тренингов общения.
Владение соционормативной культурой общения предполагает
и овладение личностью сигнификационной культурой общества. Сигнификация - это система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении. Согласно А. Ф. Лосеву, символ есть сигнификация (обозначение) действительности. Как своеобразный знак символ используется в разных качествах: и как способ организации действий, и как способ выражения отношения к партнеру общения, и, конечно, как средство организации текста сообщений, которыми обмениваются участники общения.
Однако роль сигнификации, как справедливо заметил болгарский ученый А. Лилов, анализируя идеи Л. С. Выготского, гораздо шире: сигнификация служит стимулятором проявления творческой природы личности.
Овладение сигнификацией общества - это овладение системой стимулов, которые, согласно Л. С. Выготскому, могут придать общению характер "автостимулируемого поведения". В сущности, Л. С. Выгот ский понимает сигнификацию как регулятивный принцип поведения личности в общении.
Таким образом, знание сигнификации общества - это овладение принципами регуляции общения. Сигнификация по своей сути определяет характер социокультурной технологии общения.
Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой - индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляют процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.
В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т. п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства.
Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Она, представляя собой систему знаний истории и культуры человеческого общения, предполагает вместе с тем интеграцию всех источников коммуникативной компетенции личности. Обладая определенным уровнем коммуникативной компетенции, личность вступает в общение, имея определенный уровень самоуважения и самоосознания. Личность становится персонифицированным субъектом общения.
Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персонификация общения проявляется также и на акциональном уровне - и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.
Таким образом, логика анализа составляющих компонентов коммуникативной компетентности личности как субъекта общения выводит на три ее уровня: (1) соционормативный, (2) сигнификацион-
ный, (3) акциональный. В совокупности три названных уровня и характеризуют степень коммуникативной компетентности личности как субъекта общения.
Коммуникативная компетентность личности, а точнее, возможность ее проявления блокируется под воздействием психологических и социальных травм.
Блокировка нарушает проявление субъектности личности в общении, ведет к деформации ее отношений. Одновременно такая ситуация, если в нее вовлечены большие группы людей, ведет к эмоционально-негативному возбуждению социальной психики.
Коммуникативные нарушения личности корригируются системой специальных методов. Их можно условно разделить на
индивидуальные (компетенция психоанализа), групповые (методы "психодрам"), массовые (в том числе экстатические).
Социальная психокоррекция - новый раздел социальной психологии, который опирается на изложенные выше методы. Его разработка - дело будущего. Мы же покажем те групповые методы социальной психологии, которые уже сегодня успешно используются на практике.
Тема 8. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ
1. Понятие психодрамы в социометрической концепции Дж. Морено.
2. Психологические механизмы и организационные принципы психодрамы.
3. Технические приемы психодрамы.
4. Понятие социодрамы.
5. Театрализация как психотехника.
6. Тренинг активной релаксации.
Далеко не все люди могут без проблем общаться с другими и тут же располагать к себе. Из-за этого у них могут возникать самые разные проблемы и недоразумения.
Однако любая, даже самая печальная, ситуация поправима. Читаем далее, не останавливаемся...
Самое нежное общение в мире бывает меж теми, кто не заинтересован в общении.
Марсель Пруст
Всем, кто испытывает трудности при взаимодействии с людьми, просто нужно чётко понять все свои слабые стороны и заняться их ликвидацией. О том, как правильно это провести, мы сегодня и поговорим.
Улучшаем свои навыки общения
Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать.
Итак, что же вам нужно уметь для того, чтобы сделать своё общение с другими более продуктивным?
Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам
Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу.
Конечно, чересчур бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.
Умейте не обращать внимания на психологические барьеры
Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения. Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения.
Умейте руководить процессом общения
Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.
Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.
Умейте быть обаятельным
Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.
Умейте убирать психофизические зажимы
Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.
Умейте слушать и слышать собеседника
Умейте слушать интуицию
Все люди разные, а значит, и общаться с ними нужно совершенно по-разному. Не получиться выбрать какую-то одну тактику общения и следовать ей на протяжении всей жизни – её придётся менять в зависимости от ситуации и от того, какой именно человек находится перед вами.
Умейте следить за своим голосом и дикцией
Они должны быть чёткими и спокойными, иначе вам просто не удастся выстроить конструктивный диалог.
Умейте наблюдать за другими
Среди ваших знакомых есть люди, которых можно назвать едва ли не гениями общения? Тогда не стесняйтесь наблюдать за ними и подражать. Можно, конечно, этого не делать, но добиваться успехов исключительно методом собственных проб и ошибок, гораздо труднее.
Умейте говорить больше
Особенно это пригодится тем, кто частенько испытывает чувство стеснения. Конечно, каждый из нас может очутиться в незнакомой и не вполне располагающей компании, в которой и говорить-то совсем не хочется, но что делать, если вы стесняетесь постоянно?
В таком случае лучше всего заводить разговоры на отвлечённые темы, по поводу которых может высказаться каждый: о ценах на бензин, о погоде или о вездесущих пробках на дорогах. Задайте вопрос и дайте своему собеседнику высказаться.
Умейте общаться чаще и с разными людьми
Вокруг нас всегда есть масса людей, с которыми можно поговорить – начиная от сотрудников вашего офиса и заканчивая кассиром в супермаркете. Не бойтесь завязывать с ними разговор – вы получите бесценный опыт общения в разных стилях и сможете увеличить свою уверенность в себе.
Итог
Помните о том, что все мы когда-то чему-то учились, также и те люди, которые сейчас вызывают у вас восхищение своим умением общаться, тоже не всегда им обладали.
Главное – расширьте свой круг общения, это заставит вас искать новые идеи и способы для общения, и тогда результат придёт сам собой.
Не стоит хвататься за сложное, не освоив простого. Лучше хорошо выполнять самые простые упражнения, чем плохо делать сложные. Это повышает самооценку и дает чувство удовлетворения от проделанной работы. Принцип правильного направления – «следуя за стрелой», то есть следуя правильной методике
Пока вы не приобретете достаточного опыта в даосских психотехниках, чтобы начать экспериментировать, выполняйте упражнения так, как они описаны в этой книге. Принцип спокойствия – «истинное спокойствие»
Не желать большего, чем ты имеешь в данный момент, не подгонять себя, не ставить рекордов. Принцип напряжения – «натянутый лук»
В случаях, когда обстоятельства этого требуют, необходимо приложить все свои силы для того, чтобы добиться нужного результата. Принцип «озера радости»
Получение от любой деятельности удовлетворения, граничащего с наслаждением. Для применения этого принципа необходимо освоить упражнения по созданию стабильного положительного эмоционального фона. Процесс занятий должен доставлять не меньшее удовольствие, чем результат. Принцип стимула – «убегая от тигра»
Использование деятельности или ситуаций, в которых только правильные действия обеспечивают выживание. В более мягкой формулировке этот принцип означает, что иногда нужно ставить себя в условия, в которых вы вынуждены будете сделать то, что не можете сделать в других обстоятельствах. Например, если вам слишком лень заниматься дома физическими упражнениями, запишитесь в группу аэробики, заплатив приличную сумму. Тогда, чтобы деньги не пропали зря, вы будете ходить в спортзал, а там уж волей-неволей придется тренироваться. Принцип «беря большое, не упускай малое»
Обращать внимание на все детали, не забывать о мелочах. Принцип «беря малое, не упускай большое»
Не терять общей картины, концентрируясь на деталях. Принцип «озера удивления»
Не переставать удивляться всему вокруг. Удивление, особенно радостное удивление, – это особое и прекрасное состояние ребенка, открывающего для себя мир. Открывая для себя новые удивительные грани жизни, ребенок вносит их в свою модель мира. Рано или поздно, закончив построение основного здания своей модели, он перестает подмечать в мире нечто новое, волнующее и интересное, и жизнь его становится пресной, скучной и однообразной. Чувство влюбленности в чем-то напоминает удивленное и радостное постижение ребенком окружающего мира, но в данном случае оно распространяется на постижение любимого человека, становящегося таким же волнующим и прекрасным, как целый мир. Но, в свою очередь создав модель образа возлюбленного и внеся ее в свою модель мира, человек снова теряет ощущение волнения и радости узнавания, и эта потеря приносит ему разочарование. Умение отыскивать в окружающем мире что-то новое, волнующее и интересное – это неотъемлемая черта истинно счастливого человека, приносящая ему множество положительных эмоций. Принцип невозмутимости – «водная гладь»
Не удивляться ничему, даже если происходит что-то невероятное. Принцип невозмутимости не означает нечто противоположное принципу «озера удивления». Его суть в том, что человек, пытаясь адаптироваться к внезапным и резким переменам в своей жизни или к неожиданным событиям, должен оставаться невозмутимым, чтобы не терять картины мира и чувства самоосознания. Для выработки подобных качеств существует свой комплекс упражнений. В одной из следующих книг серии «Технология счастья» мы о нем поговорим. Принцип осознавания каждого своего действия – «сияние полной луны»
Одним из применений этого принципа служит отслеживание неадекватных программ своей модели мира. Упрощенно говоря, смысл его состоит в том, чтобы, совершая что-то, осознавать подлинные мотивы и побудительные причины своих поступков.
Это далеко не полный список общих принципов обучения Шоу-Дао, но для начала этого достаточно. Наверняка, читая этот список, вы уже обратили внимание на то, что некоторые из этих принципов, казалось бы, противоречат друг другу. Это наблюдение подводит нас к одному из важнейших понятий в учении Спокойных – понятию о «срединном пути». Но сначала мы поговорим о том, как при помощи медитации осознания ввести в свою модель мира глубинное понимание этих принципов.
ВВЕДЕНИЕ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ ТРЕНИРОВОК В МОДЕЛЬ МИРА С ПОМОЩЬЮ МЕДИТАЦИИ ОСОЗНАНИЯ
По-латыни слово «медитация» означает размышление. Но слово «размышление» лишь отчасти отражает суть того, что считается медитацией в восточных религиях и эзотерических учениях. Медитация представляет собой специфический метод саморегулирования, основывающийся на управлении вниманием для изменения психических процессов и предназначенный для самых различных целей, начиная от простого расслабления и улучшения самочувствия, расширения возможностей по управлению сознанием и программами модели мира и заканчивая глубокими трансовыми состояниями, в которых человек достигает «просветления». Медитация – это не столько размышление, сколько концентрация внимания на единственном и неизменном объекте. Это может быть предмет, звук, процесс или абстрактное понятие вроде спокойствия, любви, доброты, силы и т.д. В процессе медитации на некоторый промежуток времени прекращается обработка любой поступающей в сознание информации, за исключением информации об объекте медитации, на которой полностью концентрируется внимание. Поскольку основными условиями записи программ в человеческий биокомпьютер является сильное, пусть даже кратковременное сосредоточение на информации, составляющей основу программы, подкрепленной яркой эмоциональной окраской события, способствующего внесению соответствующей программы в модель мира, некоторые виды медитации, обеспечивающие поступление в сознание и подсознание лишь конкретной эмоционально окрашенной информации, предназначены как раз для введения в человеческий биокомпьютер новых нужных программ. На начальных этапах занятий вам вряд ли удастся достичь необходимой степени погружения в медитацию для того, чтобы раз и навсегда вписать в свою модель мира программы следования общим принципам тренировок или какие-то другие интересующие вас программы. Поэтому на первых порах вам придется «заменить качество количеством» и выполнять кратковременные и неутомительные медитации осознания достаточно регулярно, особенно в случае, если ваши тренировки, бытовая или профессиональная деятельность настоятельно требуют применения какого-либо из принципов. Я уже упоминала о том, что обучение искусству быть счастливым в чем-то сродни обучению иностранному языку. Если вы просто прочтете изложенные выше общие принципы тренировок и через пару дней забудете о них, это принесет не больше пользы, чем прочтение в словаре нескольких иностранных слов. Если вы выучите их наизусть, то они отложатся у вас в памяти как пассивный словарный запас иностранных слов, то есть, потрудившись, вы вспомните, как они формулируются, и, приложив дополнительные усилия, даже сможете применить их в нужной ситуации. «Активный словарный запас» – это программы, внесенные в вашу модель мира, вспоминающиеся и срабатывающие автоматически, без усилий во всех необходимых случаях. Для того чтобы перевести слово из пассивного словарного запаса в активный, вам нужно для начала хорошенько выучить его, а затем воспользоваться им много раз в составе самых разных фраз и выражений, запомнив основные случаи его применения и сделав его настолько привычным, что вам не надо больше напрягаться и затрачивать усилия на то, чтобы вспомнить его в нужный момент и вставить в нужное место. Медитация осознания начинается с расслабления, «внутренней улыбки» и создания стабильного положительного эмоционального фона. Затем вам предстоит перейти к процессу размышления и сосредоточения. Для начала вспомните формулировку выбранного вами принципа и несколько раз повторите его про себя, особенно внимательно вслушиваясь в его образное китайское название. Например, вы выбрали для медитации принцип преодоления – «разящий меч». Для людей волевых и решительных, не боящихся риска и совершения напряженных усилий, привыкших бороться до конца, преодолевая все трудности, этот принцип уже является составной частью их модели мира. Для тех же, кто не рвется бороться и побеждать самого себя или обстоятельства, для тех, кто даже в случае, когда это необходимо, не может совершить волевое усилие, придется затратить некоторое количество времени, чтобы сделать осознание принципа преодоления частью своей модели мира. Представьте себе как можно более образно, что именно олицетворяет символика «разящего меча». Вы можете увидеть прочную, но гибкую сталь клинка, направляемого мощной и умелой рукой мастера и сокрушающего все препятствия. Меч может колоть, рубить и разрезать. Он может пронзить противника, двигаясь по прямой траектории, а может обрушиться на него сбоку, он может маневрировать и заманивать врага в ловушки и т.д. Почувствуйте тяжесть меча в своих руках, постарайтесь увидеть его внутренним взором, услышьте пронзительный свист, с которым он рассекает воздух, устремляясь к цели, представьте, какие ощущения испытывает меч, перерубая препятствие или вонзаясь в горячую человеческую плоть. Затем вы сами должны стать этим мечом, ощущая в себе непреклонную, нерассуждающую, не знающую сомнений и колебаний целеустремленность, с которой разящий меч преодолевает все на своем пути. Когда нужное интенсивное эмоциональное ощущение символики «разящего меча» сформируется окончательно, постарайтесь запомнить его не мыслями, не логикой, а всем своим существом, своим телом, своей душой, своим сознанием и подсознанием. Вы должны запомнить его настолько хорошо, чтобы лишь при одном произнесении слов «разящий меч» или при его представлении вас тут же захватывал нужный образ целеустремленности, непреклонности и силы. Затем обратитесь к своему прошлому или настоящему. Вспомните, в каких ситуациях вам было бы неплохо применить принцип преодоления, но вы из-за лени, страха или недостатка силы воли не смогли использовать его. Возьмем самую обычную бытовую ситуацию: рано утром звонит будильник, а у вас нет ни желания, ни сил вовремя подняться с постели. В результате вы не успеваете позавтракать, одеваетесь и собираетесь в жуткой спешке, забываете дома ключи или кошелек, опаздываете на работу, вас ругает начальник, и настроение у вас испорчено окончательно. Ночью вы, расстроенный пошедшим насмарку днем, долго не можете заснуть, вас терзают былые обиды и неприятности. В результате на следующий день вы снова не находите в себе сил вовремя встать с постели, и все начинается сначала... Если вы уже несколько раз выполняли медитацию осознания принципа преодоления «разящий меч» и сумели сформировать эмоционально окрашенный образ «разящего меча», с которым научились отождествляться, легким и ненапряженным сосредоточением вызовите это состояние, как только будильник разбудит вас. Меч не может быть сонным, тем более что этот меч всегда готов к бою. Представьте свою сонливость как кокон прозрачной шелковой ткани, окутывающий вас и мешающий вам двигаться. Шелк – не препятствие для меча. Представьте, как вас, то есть разящий меч, охватывает неудержимый волевой импульс пронзить шелковый кокон сна и выйти на свободу. А затем, когда вы сделаете это, просто встаньте с постели, стряхнув с себя остатки сна, как лоскуты изрезанного острым сверкающим лезвием шелка. Если, выполняя это упражнение, вы воспользуетесь принципами постоянства, последовательности и «озера радости», то в скором времени процесс утреннего вставания станет для вас удовольствием, моментом, в который вы демонстрируете самому себе свои новые волевые и личностные качества. Ваша самооценка повышается. Теперь вы знаете, что если вы смогли преодолеть маленькое препятствие, то постепенно в соответствии с принципом «со ступени на ступень поднимаясь по небесной лестнице» вы сможете преодолеть и препятствия более серьезные. В конце концов, по мере преодоления новых препятствий, к вам придет уверенность в том, что вы, и никто другой, хозяин своей судьбы, а эта уверенность – прочная база для того, чтобы чувствовать себя удовлетворенным и счастливым. В медитациях осознания принципа преодоления вы можете возвращаться в прошлое, в своем воображении преодолевая ситуации, в которых раньше вы пасовали, становясь все более уверенным в себе и тем самым все глубже вводя осознание этого принципа в свою модель мира, до такой степени, что в случаях необходимости вы автоматически будете следовать этому принципу, больше не прибегая для его осуществления к медитациям. Медитации осознания других принципов проводятся аналогично.
«ТЕЧЕНИЕ РЕКИ» И «ОЗЕРО РАДОСТИ»
Результатом воплощения в жизнь двух общих принципов тренировок: принципа постоянства – «течение реки» и принципа «озеро радости» – получения от любой деятельности удовольствия, граничащего с наслаждением, является бесценное качество личности – терпение. Если терпение с детства было заложено в вашу модель мира, это качество дает вам неоспоримое преимущество в способности равномерно и неуклонно двигаться к своей цели. Лишь с помощью терпения и настойчивости вы сможете добиться устойчивых результатов в преобразовании своей личности с помощью методов, описанных в этой книге. Но, к сожалению, для множества людей терпение не входит в число их добродетелей. В моей модели мира это качество тоже отсутствовало. С детства мне было достаточно легко справляться с задачами, требующими не слишком продолжительных затрат времени. Их мне удавалось решать с помощью изобретательности и энтузиазма, поскольку я знала, что в обозримом будущем так или иначе я добьюсь поставленной цели. Но любые задания, требующие долгого, монотонного и кропотливого труда, раздражали меня, и обычно я бросала их в самом начале. Впервые понимание необходимости выработки терпения пришло ко мне в возрасте четырнадцати лет. Тогда же я интуитивно пришла к осознанию принципов постоянства и «озера радости». Произошло это так. Моя мать, геолог по специальности, на лето взяла меня с собой в геологическую экспедицию, отправившуюся на поиски бокситов – сырья для производства алюминия – в глухие места Восточной Сибири. Там я однажды необдуманно вызвалась распутать двадцатипятиметровый моток веревки, запутавшийся почти до состояния гордиева узла. Сидя на берегу широкой, неспешно катящей свои воды реки, я с типичным для меня энтузиазмом схватила спутанный моток и принялась дергать за относительно свободные веревочные петли в надежде отыскать конец шнура. За несколько минут этой бессмысленной деятельности я окончательно убедилась в том, что мгновенно распутать веревку с помощью гениального озарения мне не удастся, и я с удивлением поняла, насколько меня раздражает мысль о том, что я могу провозиться с проклятым мотком около часа. Но дело надо было сделать, и неожиданно осознание того, что необходимость медленно и спокойно распутывать веревку приводит меня в бешенство, стало для меня любопытным, хотя и неприятным открытием. Мне не нравилось мое настроение. Тут-то я и поняла, насколько мне не хватает терпения, и решила, что пришла пора вырабатывать его. Я посмотрела вокруг, на сероватые воды реки, на мрачные дебри тайги, бесконечной неприступной стеной окружавшей меня со всех сторон, и вдруг поняла, что мне некуда спешить. Лес и река оставались почти неизменными в течение множества веков, и они останутся такими же, когда меня уже не будет на земле. У меня не было никаких дел, тайга не была местом, предлагающим много развлечений, и распутывание такого сложного мотка веревки вполне могло стать развлечением для меня, если подойти к этому вопросу спокойно и творчески. Тут я почувствовала, как меня захлестывает радость. Распутывание веревки показалось мне приятным и увлекательным делом. Нужно было только не спешить и действовать последовательно и хладнокровно. Я отыскала свободный конец и стала распутывать моток с него, аккуратно вытягивая его из всех узлов. По мере приобретения навыка свободный конец удлинялся все быстрее и быстрее. Минут за двадцать работа была закончена. Я тщательно смотала веревку со странным чувством любви и благодарности к ней, так, словно она была живым существом, преподавшим мне очень важный урок. Теперь я знала, что при желании самый скучный и бессмысленный труд можно превратить в процесс, доставляющий удовольствие, если обладать терпением и не раздражаться из-за ситуации, которую ты не в силах изменить. Однако осознание важности терпения еще не означало, что терпение стало частью моей личности. Я вырабатывала его постепенно, приучая себя к делам, требующим больших затрат времени. Когда я начала учиться вязать, мне казалось, что это бесконечное занятие никогда не закончится. Но проходили дни, я вязала все быстрее и лучше. Вязание превратилось для меня в отдых, в приятный способ расслабиться, и, кроме того, как-то между делом у меня стали появляться новые красивые и удобные свитера. Написание книг, несмотря на то, что я всегда хотела стать писателем, поначалу показалось мне еще более кошмарным занятием, чем вязание. Мне бы хотелось пару вечеров постучать на пишущей машинке, а на следующий день получить пахнущий свежей типографской краской бестселлер. Но, увы, в жизни все не так просто. Первую книгу я писала несколько месяцев, и мне казалось, что она никогда не кончится. Затем потянулись месяцы ожидания, пока она будет опубликована... С каждой новой книгой писать становилось все легче и легче. Я перестала ждать конца книги. Я просто садилась за пишущую машинку и получала удовольствие, создавая текст. День проходил за днем, как-то незаметно одна книга заканчивалась и начиналась другая... Когда вы начинаете заниматься шоу-даосскими психотехниками, в первый день или даже через неделю вам может показаться, что ничего особенного не происходит, и если вы вопреки здравому смыслу будете, «выполняя пятилетний план в три дня», ожидать, что вы станете счастливым, гармоничным и успешным в жизни за неделю или в крайнем случае за месяц, вы не добьетесь значительных успехов. Основной смысл этих занятий в том, чтобы изменяться мало-помалу, получая удовольствие не только от предвкушения результата, но и от самого процесса занятий, от приятных ощущений, которые доставляют вам «внутренняя улыбка», потоки оргазмических ощущений или медитации «вкуса жизни». Сначала выбирайте для выполнения самые легкие и приятные для себя упражнения. И когда через месяц вы с удивлением отметите, что стали более радостными, энергичными, доброжелательными и открытыми к общению, вам самим захочется достичь еще больших успехов, освоить более сложные и интересные методики тренировок. Не стоит с нетерпением ждать результата. Просто наслаждайтесь процессом и будьте уверены, что результат не замедлит порадовать вас. Выполните медитации осознания принципов постоянства и «озера радости», постепенно вводя эти принципы в свою модель мира. Помедитируйте над понятием «терпение», выполняя медитацию осознания. Создайте символический эмоциональный образ того, что именно представляет для вас терпение. Попробуйте представить, как вы могли бы нарисовать терпение на бумаге, какой у него цвет, вкус, запах, какова его форма, какое оно на ощупь. Единственное, что важно в создании нужного образа, – это то, что он должен иметь для вас исключительно положительную окраску. «Терпение» должно быть приятным вам. Оно должно стать вашим другом и верным помощником. Выполняя нудную и неинтересную работу, вызывайте в памяти символический образ терпения, дополняя его внутренней улыбкой и потоками приятных оргазмических ощущений. Пробудите у себя позывы к творчеству, стараясь выполнить работу как можно быстрее и лучше, но без нервозности и спешки. Тогда скучный труд превратится для вас в увлекательный и радостный процесс, а ваша жизнь на какое-то время станет еще чуточку лучше.
СРЕДИННЫЙ ПУТЬ – РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ «ДА» И «НЕТ»
Основная проблема любых схем описания человеческой личности, рекомендаций поведения и выбора оптимальной стратегии заключается в том, что каждый «мудрый совет» работает только в каком-то определенном контексте, а в жизни встречаются ситуации, когда нужно действовать прямо противоположным образом. Характерной чертой европейского мышления является поиск четких ответов на свои вопросы, попытка решить любую проблему с помощью «да» или «нет». Именно это и является причиной такого огромного количества внутренних конфликтов в моделях мира европейцев. Могу проиллюстрировать свои слова самым типичным примером: с раннего детства ребенок, воспитываемый в христианских традициях, вносит в свою модель мира установку о том, что он должен любить своего ближнего и относиться к нему с добротой и пониманием. Но реальная жизнь в условиях жестокой конкуренции, где успех и зачастую само выживание и благополучие индивида зависят от его умения бороться иногда не самыми благородными по отношению к ближним методами, заставляет его действовать по-другому, что порождает внутренние конфликты, угрызения совести или общее чувство неблагополучия. Подобные внутренние конфликты в вещах более серьезных и в мелочах встречаются на каждом шагу, вызывая как чувство тревожности и общего неблагополучия, так и противоречивость поведения в межличностных отношениях, тоже не способствующие состоянию удовлетворения жизнью. Полярность мышления проявляется не только во внутренних конфликтах, но и в конфликтах мировоззрений. Спокойные научились избегать подобных внутренних и по возможности внешних конфликтов, внеся в свои модели мира осознание многозначности решений и возможных ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Один лишь этот маневр помогал им не только сделать свою модель мира достаточно гибкой, чтобы воспринимать жизнь без резких эмоциональных потрясений, происходящих в результате несоответствия ожиданий, записанных в модели мира, реальным ситуациям, но и относиться к мировоззрению окружающих людей с пониманием и доброжелательно воспринимать их даже в случае, если их модель мира чересчур жестка и категорична. В качестве иллюстрации мне хотелось бы привести одну из притч Шоу-Дао, демонстрирующую мно гозначность мышления в о тношении к труду и обоснованность выбора срединного пути. Встретились однажды в пути два монаха и, чтобы скоротать время, затеяли разговор о труде и безделье. Один из них утверждал, что в поднебесье лишь труд в почете, другой же настаивал на том, что люди больше ценят лень и безделье. Спорили они, спорили и решили обратиться к первому встречному, чтобы рассудил их и сказал, кто из них прав, а кто - нет. Смотрят – идет по дороге крестьянин. Подошли к нему монахи и попросили стать судьей в их споре. Крестьянин не заставил себя долго уговаривать и велел монахам задавать ему вопросы по очереди. – Дорог ли тебе твой труд? – спросил крестьянина первый монах. – Мне-то он дорог, а вот людьми не ценится. Тяжек мой труд, но платят за него мало, - ответил тот. Настала очередь второго монаха задавать вопрос. – Если бы ты имел выбор – работать или не работать, в обоих случаях получая одинаковый доход, что бы ты предпочел? - поинтересовался он. – Я сделал бы то, что и любой другой смертный на моем месте, - ответил крестьянин. – А если бы все были трудолюбивы, захотел бы ты жить в таком мире? - спросил первый монах. – Если бы все любили труд, то никто не хотел бы его облегчить. Нет, я не хочу жить в таком мире, - сказал крестьянин. Так и проиграл спор трудолюбивый монах. Надо было ему задавать другие вопросы... Народная мудрость – пословицы и поговорки – также дает совершенно полярные толкования отношения к труду: с одной стороны – «без труда не вынешь и рыбку из пруда», а с другой стороны – «работа не волк, в лес не убежит». В модели мира почти каждого человека в той или иной форме присутствует установка о том, что нужно быть трудолюбивым, что труд – почетен, а лентяем и тунеядцем быть плохо и постыдно. В то же время естественное желание человека не надрываться на работе, особенно если работа ему неприятна, может породить внутренний конфликт в случае, если его материальное благополучие оставляет желать лучшего или если от него зависит семья и его регулярно пилят за отсутствие трудового рвения. Внутренний конфликт, вызывающий угрызения совести оттого, что он недостаточно трудолюбив, может привести к понижению самооценки и к устойчивому ощущению неблагополучия. Но излишнее трудолюбие, даже принося хороший доход, также не обязательно служит источником удовлетворения и может стать причиной хронических неприятностей. Лет двенадцать назад я познакомилась с Машей, которая, следуя установкам, записанным в ее модели мира, была патологическим трудоголиком. Помимо трудолюбия, Маша отличалась еще и хорошими организаторскими способностями, и она более или менее честными путями зарабатывала, по мерке среднего советского человека, колоссальные деньги. Даже если бы она работала не с утра до глубокой ночи, а в четыре раза меньше, денег, которые она получала, хватило бы и на регулярный отдых за границей, и на массажиста, и на машину с личным шофером, и на многое другое. Но к сожалению, модель мира Маши была сформирована таким образом, что главное место в ней занимала именно необходимость трудиться, а не деньги, не здоровье или удовольствия. Иногда у меня создавалось впечатление, что Маша специально делала все для того, чтобы не прекращать работать. Почти все, что она зарабатывала, она ухитрялась тут же потерять. То она устраивала колоссальный и безумно дорогой евроремонт, и через пару месяцев у нее сгорала квартира, то она вступала в связь с очередным мужчиной, который щедрой рукой тратил ее деньги на рестораны и пьяные вечеринки, а затем исчезал, обобрав ее буквально до нитки. Так происходило все время. Работа по двенадцать часов в сутки истощала организм Маши, но, когда я предлагала ей походить в бассейн или на массаж, съездить отдохнуть на море или хотя бы за город, она отмахивалась, говоря, что ей надо работать. Даже когда Маша после тяжелого трудового дня приходила ко мне в гости, она по своей инициативе принималась готовить или, если она видела невымытую посуду в раковине, она начинала ее мыть, несмотря на то что я всячески убеждала ее сесть, расслабиться и отдохнуть. В то же время я встречала людей, которые, мечтая о том, что они могли бы свершить и до каких высот подняться, фактически были бездельниками, неспособными организовать свое существование таким образом, чтобы хоть как-то попытаться воплотить в жизнь свои мечты. Это тоже перекос в модели мира, который вносит свой вклад в то, чтобы человек чувствовал себя несчастным и неудовлетворенным. В данном случае проблема этих людей связана не только с неумением избрать в своих действиях срединный путь, но в основном с неумением осознавать и гармонично удовлетворять свои основные потребности. О потребностях мы еще поговорим, а пока вернемся к вопросу о срединном пути. С точки зрения Спокойных, в вопросе о труде срединным путем было бы решение, избегая крайностей, работать и не работать одновременно, выполняя только то, что действительно нужно сделать, но не затрачивая времени на ненужные усилия; выполняя необходимую работу как можно лучше и быстрее и доводя это выполнение до совершенства. В то же время последователи Шоу-Дао воспринимали работу не как неприятную обязанность, а как упражнение по саморазвитию, извлекая из нее наслаждение интеллектуальное – от выбора наилучших решений, эмоциональное – так как оно необходимо для поддержания устойчивого положительного эмоционального фона, и физическое – оттого что тело укрепляется и тренируется в процессе правильно выполняемой работы. Не правда ли, это вполне оптимистический и жизнеутверждающий подход. Раз уж в нашей модели мира должно быть записано наше отношение к работе, предпочтительнее, чтобы соответствующая этому пункту программа рассматривала работу как приятное и способствующее самосовершенствованию упражнение, улучшающее общий уровень жизни и уровень самооценки человека, чем как тягостное, но необходимое занятие, которого, увы, невозможно избежать и с неизбежностью которого надо смириться, как с неизбежностью старости и смерти. Что же такое срединный путь? Это умение уравновешивать противоположности, находить решение, лежащее между двух крайностей, между двух сторон медали. Это искусство разрешать внутренние конфликты простым осознанием того, что на самом деле конфликта нет, потому что не нужно выбирать между «да» и «нет», а нужно отыскать компромисс между двумя с первого взгляда кажущимися противоречивыми утверждениями. Вот одна из философских концепций Спокойных, отражающая глубинное осознание срединного пути:
В мире нет ничего удивительного, так как в мире все удивительно, и поэтому удивляться чему-то одному - это означает терять картину мира в целом и, следовательно, становиться уязвимым. Только разлитое спокойное удивление окружающим нас миром приносит наслаждение им, заставляет каждодневно по-новому ощущать его вкус и приносит знание о нем. В мире нет четких ответов, в мире есть лишь желание чего-то. Ты не можешь сказать «да», ты просто желаешь этого; ты не можешь сказать «нет», так как отрицательный ответ - лишь проявление твоих желаний. Если ты не веришь во что-то, это значит, что ты не желаешь в это верить, и это вовсе не значит, что этого нет. То же самое с твоим желанием верить. Истинное равновесие между движением и покоем – это спокойствие. Истинное равновесие между «да» и «нет» - это Шоу.
Это высказывание не рассчитано на логику, потому что логика предполагает лишь два варианта – «да» или «нет» (хотя в математических теориях существует и многозначная логика, предполагающая уже три возможных ответа – «да», «нет» и «ни да, ни нет», более близкая шоу-даосскому мировоззрению). Это скорее парадоксальное высказывание, близкое к дзенским коанам и направленное на создание у человека специфического момента осознания. На самом деле не важно, поймете вы его или нет, оно должно лишь дать толчок к осознанию того, что представляет собой срединный путь. Главное не то, каким образом мы описываем срединный путь. Для каждого он индивидуален, и его, как и понятие Дао, невозможно точно выразить словами. Важно умение отыскать его для себя в самых разных ситуациях, умение применять в жизни его концепцию, а это, поверьте, при определенной практике не так уж и сложно. Итак, подведем итоги.
Иногда считается, что эффективная коммуникация — навык, заложенный в инстинкте. Но в жизни, когда мы общаемся с другими очень часто что-то идет не так. Мы говорим одно, а человек слышит что-то другое, как следствие — возникают недоразумения, разочарования и конфликты. Все это вызывает проблемы в семейных, учебных и рабочих отношениях. Многим из нас для того, чтобы общение было более четким и эффективным, требуется обучение ряду важных навыков. Независимо от того, пытаетесь ли вы улучшить общение со своим супругом, детьми или боссом и коллегами, изучение этих навыков поможет углубить связи с другими людьми, укрепить доверие и уважение, повысить эффективность решения проблем, улучшить работу в команде и общее социальное и эмоциональное здоровье.
Что такое эффективная коммуникация?
Эффективная коммуникация — это больше, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании эмоций и намерений, стоящими за получаемой информацией. Помимо того, что вам самому нужно уметь ясно передать сообщение, вам также нужно слушать таким образом, чтобы понимать весь смысл сказанного, и чтобы ваш собеседник чувствовал себя услышанным и понятым.
Помимо умения использовать слова, эффективное общение включает в себя еще четыре навыка:
- Активное (вовлеченное) слушание
- Невербальная коммуникация
- Управление стрессом
- Уверенность в себе
Несмотря на то, что этим навыкам нужно учиться, общение станет более эффективным, когда оно будет протекать самопроизвольно, а не шаблонно. Например, письменная речь редко имеет тот же эффект, что спонтанная речь. Конечно, для развития этих навыков потребуются время и силы. Чем больше усилий и практики вы вложите, тем более инстинктивными и эффективными станут ваши навыки общения.
Что мешает эффективному общению?
Распространенными препятствиями для эффективной коммуникации являются:
- Стресс и неконтролируемые эмоции . Когда вы подвержены стрессу или эмоционально перегружены, вы, скорее всего, неправильно считываете и посылаете другим людям сбивающие с толку невербальные сигналы, а также используете вредоносные модели поведения. Чтобы избежать конфликтов и недоразумений, вам нужно научиться успокаиваться, прежде чем продолжать разговор.
- Отсутствие внимания . Человек не может эффективно общаться, работая в многозадачном режиме. Если вы будете проверять свой телефон, планировать, что говорить дальше, или мечтать, то вы почти наверняка пропустите невербальные сигналы в разговоре. Чтобы эффективно общаться, нужно избегать отвлечения внимания и научиться сосредотачиваться.
- Несоответствующий язык тела . Невербальная коммуникация должна подтверждать то, что говорится, а не противоречить этому. Если вы говорите одно, но ваш язык тела говорит что-то другое, слушатель будет чувствовать себя обманутым. Например, вы не можете сказать «да», при этом качая головой «нет».
- Отрицательный язык тела . Если вы не согласны с человеком или с тем, что говорится, вы можете использовать отрицательный язык тела, чтобы отреагировать на это сообщение, например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать ногами. Вам не нужно соглашаться или одобрять то, о чем говорится, но для эффективного общения, и для того, чтобы не вызывать защитную реакцию у собеседника, важно избегать отрицательных сигналов.
Навык 1: Научитесь активному слушанию
Когда мы общаемся, то часто фокусируемся на том, что хотим сказать. Хотя эффективная коммуникация — это больше об умении слушать, нежели красиво говорить. Слушание также включает не только понимание получаемой информации, но и понимание эмоций, которые пытается передать говорящий.
Существует большая разница между активным и простым слушанием. Когда вы действительно слушаете, вы вовлечены в то, что говорится, вы слышите мельчайшие изменения в интонации голоса, которые рассказывают, что чувствует собеседник и какие эмоции он пытается донести. Когда вы слушаете активно, вы даете человеку возможность почувствовать себя услышанным и понятым, а это укрепляет связь между вами.
Кроме того, общаясь таким образом, вы находитесь «в процессе», что снижает стресс и помогает поддерживать физическое и эмоциональное благополучие. Если, к примеру, человек, с которым вы разговариваете, спокоен, то активное слушание поможет вам тоже успокоиться. Точно так же, если человек взволнован, вы можете помочь ему успокоиться, внимательно выслушав его и позволив почувствовать себя понятым.
Если ваша цель состоит в том, чтобы полностью понять и установить связь с другим человеком, активное слушание часто будет происходить естественным образом. Если этого не происходит, попробуйте следующие советы. Чем больше вы будете практиковать их, тем более удовлетворительным и полезным будет ваше взаимодействия с другими.
Как стать активным слушателем
- Сосредоточьтесь на собеседнике . Вы не можете активно слушать, если постоянно проверяете свой телефон или думаете о чем-то другом. Вам нужно сосредоточиться на настоящем моменте, чтобы уловить тонкие нюансы и важные невербальные сигналы в разговоре. Если вам сложно сосредоточиться в какие-то моменты, попробуйте тогда повторять произносимые слова про себя — это усилит эффект и поможет вам сосредоточиться.
- Повернитесь правым ухом . Как ни странно это звучит, но в левой части мозга находятся центры первичной обработки речи и эмоций. Поскольку левая часть мозга связана с правой частью тела, сосредоточение на правом ухе поможет вам лучше определить эмоциональные нюансы того, о чем говорится.
- Избегайте пауз или попыток перенаправить разговор на свои собственные проблемы , произнося что-то вроде: «Если вы считаете, что это плохо, давайте я расскажу, что произошло со мной». Вы не сможете сосредоточиться на сообщении собеседника, если будете формулировать про себя то, что собираетесь сказать дальше. Часто говорящий может считать по вашему выражению лица и понять, что ваши мысли находятся в другом месте.
- Покажите свой интерес к тому, что говорится . Кивайте иногда, улыбайтесь человеку, и убедитесь, что ваша поза открытая и принимающая. Поощряйте говорящего продолжать говорить за счет небольших словесных комментариях, таких как «да» или «угу».
- Старайтесь избегать оценок . Чтобы эффективно общаться с кем-то, не обязательно испытывать симпатию к человеку и соглашаться с его идеями, ценностями или мнениями. Тем не менее, нужно придержать в стороне свою оценку, осуждение и критику, чтобы максимально понять человека. Трудные беседы, даже проведенные успешно, редко приводят к теплой связи между людьми.
- Давайте обратную связь . Если вы чувствуете непонимание, отразите это в перефразированиии. «Вот, что я слышу... » или «похоже, вы имеете в виду, что... » — отличные способы «отразить» услышанное. Главное, не повторять дословно то, что сказал собеседник, иначе вы будете звучать неискренне или глупо. Вместо этого повторите сообщение своими словами. Задавайте вопросы, чтобы уточнить некоторые моменты: «Что вы имеете в виду, когда говорите...» или «это то, что вы имеете в виду?».
Слушайте эмоции, стоящие за словами
Эмоции передают высокие частоты человеческой речи. Вы можете больше настраиваться на эти частоты и, следовательно, лучше понимать, что говорят другие, используя крошечные мышцы среднего уха (самые маленькие в теле). Вы можете развить их, занимаясь пением, играя на духовом инструменте, или слушая определенные типы высокочастотной музыки (например, симфонический оркестр или скрипку, а не низкочастотную рок- и поп-музыку или хип-хоп).
Навык 2: Обращайте внимание на невербальные сигналы
То, как вы смотрите, слушаете, двигаетесь и реагируете на другого человека, говорит ему намного больше о ваших чувствах, чем слова. Невербальная коммуникация или язык тела включает мимику, движение тела и жесты, зрительный контакт, позу, тон вашего голоса и даже напряжение мышц и дыхание.
Развитие способности понимать и использовать невербальную коммуникацию поможет вам налаживать контакт с людьми и выражать то, что вы имеете в виду, ориентироваться в трудных ситуациях и улучшить отношения дома и на работе
- Вы можете усилить эффективность коммуникации, используя открытый язык тела — руки не скрещивайте, стойте в открытой позе, или сидите на краю стула и поддерживайте зрительный контакт с человеком, с которым вы разговариваете.
- Вы также можете использовать язык тела, чтобы подчеркнуть или усилить ваше вербальное сообщение — например, похлопать по спине своего друга, когда поздравляете его с успехом, или стукнуть кулаком по столу, чтобы подчеркнуть свое сообщение.
Как улучшить навык считывания невербального языка
- Учитывайте индивидуальные различия . Люди из разных стран и культур склонны использовать разные невербальные жесты в общении, поэтому при считывании языка тела важно принимать во внимание возраст, культуру, религию, пол и эмоциональное состояние. Например, американский подросток, скорбящая вдова и азиатский бизнесмен по-разному используют невербальные сигналы.
- Смотрите на невербальные сигналы как на группу сигналов . Не ищите слишком много в одном жесте или невербальном сигнале. Рассмотрите все невербальные сигналы, которые вы получаете, от зрительного контакта до тона голоса и позы тела. Каждый может случайно оговориться, например, уйти от зрительного контакта, или ненадолго скрестить руки, не вкладывая в это смысл. Смотрите на сигналы, как на целое, чтобы лучше «читать» человека.
Как улучшить навык передачи невербального языка
- Используйте те невербальные сигналы, которые соответствуют вашим словам , а не противоречат им. Если вы говорите одно, но ваш язык тела говорит другое, то слушатель будет чувствовать себя сбитым с толку или подозревать, что вы нечестны. Например, сидеть со скрещенными руками и кивать головой «да», не будет соответствовать вашему согласию с тем, что говорит собеседник.
- Настройте ваши невербальные сигналы в соответствии с контекстом . Тон вашего голоса будет разным, когда вы обращаетесь, например, к ребенку и к группе взрослых. Точно так же учитывайте эмоциональное состояние и культурный фон человека, с которым вы общаетесь.
- Избегайте отрицательного языка тела . Вместо этого используйте язык тела, чтобы передать положительные чувства, даже если вы их не испытываете. Если вы нервничаете по поводу ситуации — собеседования, важной презентация или первого свидания, вы можете использовать позитивный язык тела, чтобы сигнализировать о доверии, даже если вы этого не чувствуете. Вместо того, чтобы осторожно войти в комнату с опущенной головой и глазами в пол, и незаметно скользнуть на стул, попробуйте встать в полный рост с расправленными плечами, улыбнуться, и, поддерживая зрительный контакт, крепко пожать руку. Это поможет вам чувствовать себя увереннее, а другого человека спокойнее.
Навык 3: Держите стресс под контролем
Сколько раз вы чувствовали стресс, когда были не согласны с супругом или супругой, детьми, боссом, друзьями или коллегами, а затем говорили или делали то, о чем позже сожалели? Если вы научитесь быстро снижать стресс и возвращаться в спокойное состояние, то сможете избегать подобных сожалений, а во многих случаях вы также сумеете и успокоить другого человека. Только когда вы находитесь в спокойном и расслабленном состоянии, вы сможете узнать, требует ли ситуация обратной связи от вас или сигналы другого человека указывают на то, что вам сейчас лучше промолчать. Например, в таких ситуациях, как собеседование, деловая презентация, встреча или знакомство с семьей близкого человека, важно управлять своими эмоциями, умело убеждать и эффективно общаться под давлением.
Быстрое снятие стресса для эффективной коммуникации
Когда обстановка в разговоре накаляется, вам нужно что-то быстрое и эффективное, чтобы снизить эмоциональную напряженность. Обучившись быстрому снижению стресса , вы сумеете регулировать свои чувства и вести себя достойно.
- Осознайте, когда вы начали напрягаться . Ваше тело даст вам знать о напряжении во время общения. Ваши мышцы или живот сжаты? Сжаты руки? Дыхание неглубокое? Вы «забываете» дышать?
- Найдите минутку, чтобы успокоиться , прежде чем продолжить разговор или отложите его.
- Призовите свои ощущения на помощь . Лучший способ быстро и надежно снять стресс — использовать органы чувств: зрение, слух, осязание, вкус, запах или движение. Например, вы могли бы съесть мятную конфету, сжать мяч-антистресс в кармане, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сжать и расслабить мышцы или просто вспомнить успокаивающий сенсорно-богатый образ. Каждый человек реагирует по-разному на ощущения, так что вам нужно найти те сенсоры, воздействие на которые вас успокоят .
- Посмотрите на ситуацию с юмором . При правильном использовании юмор — отличный способ снять стресс при общении . Когда вы или окружающие вас начинают принимать все слишком серьезно, найдите способ, чтобы поднять настроение, рассказав шутку или забавную историю.
- Будьте готовы к компромиссу . Иногда, если вы оба немного уступите, то будете в состоянии найти золотую середину, которая снизит уровень стресса для всех заинтересованных сторон. Если вы понимаете, что другому человеку что-то гораздо важнее, чем вам, то на компромисс идти будет легче, и это будет хорошей инвестицией в будущее отношений.
- Согласитесь, даже если вы не согласны, если это необходимо , и возьмите время, чтобы каждый мог успокоиться. Отправьтесь на прогулку, если это возможно, или помедитируйте несколько минут. Физическая активность или пребывание в тихом месте, чтобы восстановить равновесие, может быстро уменьшить стресс.
Общайтесь эффективно, сохраняя спокойствие под давлением
- Используйте тактику «оттяжки», чтобы дать себе время подумать . Перед тем как ответить на вопрос, попросите повторить его или задайте уточняющий вопрос.
- Возьмите паузу, чтобы собрать свои мысли . Молчание не всегда плохо — пауза поможет взять себя под контроль и не торопиться с ответом.
- Высказывайте только одну мысль за один раз и приведите пример или вспомогательную информацию. Если ваш ответ слишком длинный или у вас несколько разных мыслей, вы рискуете потерять интерес слушателя. Придерживайтесь главной мысли, приведите пример, а затем оцените реакцию слушателя, чтобы понять, следует ли вам озвучивать второй аргумент.
- Четко произносите слова . Во многих случаях то, как вы говорите, столь же важно, как и то, что вы говорите. Говорите четко, сохраняйте ровный тон и поддерживайте зрительный контакт. Держите язык тела расслабленным и открытым.
- Подведите итог, а затем остановитесь . Резюмируйте свой ответ, а затем прекратите говорить, даже если в комнате повиснет молчание. Вам не обязательно заполнять тишину своим разговором.
Навык 4: Станьте уверенным в себе
Прямое, уверенное самовыражение делает общение четким и повысит самооценку и качество принимаемых решений. Быть уверенным означает выражать свои мысли, чувства и потребности открытым и честным способом, но в то же время уважать других. Это не значит быть враждебным, агрессивным или требовательным. Эффективная коммуникация всегда связана с другим человеком, а не с тем, чтобы выиграть спор или заставить других согласиться с вашим мнением.
Как стать уверенным в себе
- Научитесь ценить себя и свое мнение . Ваши мысли также важны, как и мысли любых других людей.
- Знайте свои потребности и желания . Научитесь выражать их, не нападая на права других людей.
- Выражайте негативные мысли позитивным образом . Нормально быть обозленным , но вы должны оставаться уважительным.
- Получайте обратную связь позитивно . Принимайте комплименты с благодарностью, учитесь на собственных ошибках, просите помощи, когда она нужна вам.
- Научитесь говорить «нет» . Знайте свои границы и не позволяйте другим переходить их. Ищите альтернативные выходы, чтобы каждый чувствовал себя в результате хорошо.