Подготовка малышей к школе. Подготовка к школе: занятия для детей
Вариативность мнений о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делается, воистину разнообразна. Некоторые родители накануне поступления ребенка в школу, пускаются, как говорят, во все тяжкие - в хорошем смысле этого слова. Бесконечные, нудные занятия дома, всевозможные тренинги и курсы, натаскивание ребенка в иностранных языках, кружки, группы подготовки к школе - все это может привести к тому, что ребенок уже заранее будет чувствовать раздражение и отторжение от ненавистной ему школы, еще не посетив ее. Не стоит перегружать ребенка излишне. Это вредно и для неокрепшей детской психики, и для детского организма. Всему свое время. Если Ваш будущий первоклассник соответствует в развитии своему возрасту, и у него нет проблем с памятью и вниманием, все будет хорошо. Не бегите впереди паровоза.
Многие родители будущих первоклассников не учитывают уровень психоэмоционального развития своего ребенка при подготовке к школе. А этот уровень при нормальном или даже высоком уровне интеллектуального развития может быть совершенно разным. Например, ребенок-дошкольник при поступлении в первый класс может свободно читать и писать, владеть иностранным языком на возрастном уровне, решать математические задачи уровня 2-3 классов. Но самостоятельно завязать шнурки, найти в школе туалет, наладить отношения с одноклассниками, поддерживать порядок в своем ранце без утери ручек, пеналов и тому подобного - для него неразрешимая проблема. В этой ситуации родителям следует, наряду с интеллектуальной подготовкой ребенка к школе проводить подготовку и социальную в том числе. В параметры социальной подготовки входит: навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками и признавать авторитет взрослых, умение в некоторых вопросах принимать самостоятельные решения, усидчивость в выполнении задания, вежливость, организованность. Если Вы видите, что Ваш ребенок еще полностью не созрел по некоторым пунктам, возможно, будет целесообразнее отложить поступление в школу до следующего года. Более зрелый психологически, впоследствии он может достичь лучших результатов.
Для чего нужна подготовка к школе
Подготовка к школе, в том или ином виде, бесспорно, нужна. Основная задача подготовки к школе - помочь Вашему ребенку созреть эмоционально, социально и психологически для нового, сложного периода в жизни. Правильный, хороший старт поможет Вашему ребенку и в будущем - в решении жизненных проблем и в достижении новых высот. Подготовку к школе можно осуществлять как и дома, так и на специальных курсах или в группах подготовки к школе. Естественно, не стоит записывать ребенка в десять групп сразу. Лучше выбрать одно направление, с хорошими отзывами и положительными результатами. Занятия в группе имеют бесспорный плюс - они помогут Вашему ребенку научиться строить отношения в коллективе, взаимодействовать с людьми, детьми и взрослыми. Особенно актуально это, если Ваш ребенок не посещал детский сад. Плюс домашней подготовки - Вы лучше знаете своего ребенка, его сильные и слабые стороны. И при правильном подходе сможете глубже раскрыть вашего малыша интеллектуально. Оптимальный вариант для хорошей предшкольной подготовки - сочетать домашнюю подготовку (в ненавязчивой форме), и подготовку на курсах.
Показатели готовности ребенка к школе
Он должен знать:
- Определяющую личную информацию: полную расшифровку(ФИО) - свою, родителей, близких, собственный домашний адрес, номер телефона (свой и близких), название города и страны, в которой живет.
- Названия и как выглядят - основных животных и растений.
- Отличать времена года в их последовательности, ориентироваться в количестве месяцев в году, отношении этих месяцев к временам года, знать дни недели.
- Различать основные цвета, не путаться в известных видах спорта и профессиях.
- Знать хотя бы несколько известных имен музыкантов или писателей.
- Владеть знанием основных правил дорожного движения (не переходить улицу на красный свет)
- Ориентироваться в известных праздниках.
Он должен различать:
- Правую и левую стороны.
- Страну, улицу, город.
- Фрукты и овощи
- Деревья и кусты.
- Животных и птиц, диких и домашних, насекомых.
- Гласные и согласные (звуки).
Должен уметь:
- Решать простые логические задачи, отгадывать загадки.
- Выстраивать несложные логические последовательности, видеть общие признаки предметов и их различия.
- Описать событие или картинку связными, четкими предложениями. пересказать текст, выучить стихотворение.
- Выполнять простые арифметические действия в пределах 10. Знать цифры.
- Немного читать, пусть даже по слогам, но с пониманием прочитанного текста.
- Рисовать геометрические фигуры.
- Вырезать фигуру ножницами по нарисованному контуру.
- Хорошо держать в руке карандаш и ручку. Закрашивать картинку без выхода за контур, проводить четкие линии без линейки.
Группы подготовки к школе могут существовать как и при самой школе, так и в частных, коммерческих организациях. Как правило, курсы для подготовки ребенка к школе, являются платными, а это заманчивая возможность для людей, которые имеют весьма условное отношение к педагогике и воспитанию детей, немного подзаработать. Поэтому, при выборе места и программы подготовки обратите внимание на следующие аспекты:
- Наличие у организации правовых разрешающих документов на образовательную и просветительскую деятельность.
- Педагогический состав, уровень образования его членов, и профессиональное соответствие занимаемой должности.
- Наличие юридически утвержденных программ, по которым проводится обучение.
- Наличие пособий и материалов для обучения.
- Продолжительность и уровень интенсивности заданий (перегружать детей не рекомендуется)
- Количество детей в группах. Отдайте предпочтение группам с небольшим количеством детей. Так вы будете уверены, что ваш ребенок будет полностью охвачен вниманием преподавателя, и образовательным процессом.
Готовимся к школе дома
Основная ошибка большинства родителей - предъявлять завышенные требования к своему ребенку. Естественно, он будет ошибаться, уставать, не все будет получаться с первого раза. Любой ребенок - это уникальная, индивидуальная личность со своим особым развитием. И раздраженные окрики и сравнения с более способными детьми вызовут глухое неприятие навязываемых родителем занятий, а иногда могут даже спровоцировать развитие комплекса неполноценности. Комплекс неполноценности может разрушить у ребенка веру в свои силы, убедить его в собственной никчемности и ненужности. Последствия этого могут сказаться на всей дальнейшей жизни Вашего ребенка. Вы же ему не враг? Как помочь ребенку раскрыться и освоить новое, помогая, а не осуждая его? Поставьте себя на его место. Представьте, что Вы пришли на новую работу, в особенностях которой смыслите очень мало. И вместо того, чтобы цивилизованно и дружелюбно ввести Вас в курс дела, Вас начнут критиковать и орать на вас при очередном промахе. Приятно? Думаем, нет. Тем более, дело будет усугубляться тем, что любой малыш для мамы с папой хочет быть самым лучшим, хочет, чтобы им гордились. Ваша резко высказанная отрицательная оценка или раздражение будет ранить его.
Как помочь ребенку подготовиться к школе дома
- Развивайте у ребенка самостоятельное мышление: много разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы, не отмахивайтесь. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное, делайте выводы.
- Подходите к освоению нужных функций в игровой форме: считайте вместе ступеньки, деревья, лужи. Читайте вывески на магазинах. Изучайте цвета на наглядном примере: небо голубое, трава зеленая, кошка серая. Пусть Ваш ребенок побудет учителем, а любимые игрушки - учениками. Повторяя таким образом полученную информацию, он быстрее усвоит ее.
- Ходите вместе в кино. После просмотра фильма попросите ребенка высказать свое мнение, ненавязчиво помогая строить ему логические последовательности и умозаключения и четко высказывать свои мысли.
- Развивайте мелкую моторику ребенка. Лепите из пластилина, собирайте конструктор и пазлы, клейте поделки из цветной бумаги.
- Физическая активность ребенка должна быть достаточной. Если позволяют квадратные метры, оборудуйте дома спортивный уголок.
- Развивайте в ребенке самостоятельность.
- Объясните ребенку правила безопасности дома и на улице.
- Не раздражайтесь, если у ребенка что-то не получается. Лучше объясните еще раз. И ни в коем случае не делайте его работу за него. Иначе он всегда в решении трудных вопросов будет надеяться на Вас, и стремления делать самому у него не будет.
- Не развивайте ребенка однобоко, по принципу, что интересно, то и будем изучать. То, что плохо получается, должно быть освоено в первую очередь.
- Занятие должно длиться не более получаса, иначе ребенок устанет и потеряет интерес. Перемежайте занятия рисованием, активными играми.
- Приучайте ребенка вставать в определенное время и соблюдать режим. Это поможет ему быстрее адаптироваться к школьным будням.
- Подавите в себе страх отпустить ребенка от себя. Он растет, и в некоторых ситуациях должен уметь справиться с трудностями самостоятельно.
- Все способы и советы, написанные в этой статье, нужно применять заранее, а не за месяц до школы.
Как подготовить ребенка к школе/видео/
Как подготовить ребенка к школе
Советы психолога
Как не отбить желание учиться
Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?
Как подготовить ребёнка к школе, чтобы он полюбил учиться?
Вывод:
Первый раз в первый класс. Эта фраза заставляет ностальгически дрогнуть сердца взрослых дяденек и тетенек - нас с вами. Ведь когда-то и мы шагали в школу с ранцем за плечами и с большим букетом в руке - для своей первой учительницы. А теперь наши ребятишки - смешные и серьезные мальчишки и девчонки, готовятся сделать свой первый серьезный шаг по трудной, но такой интересной дороге жизни. Наш долг - помочь им сделать эти первые шаги твердо и уверенно.
Вашему ребенку пять или шесть лет и очень скоро он пойдет в школу. Готовить ребенка надо заранее и если вы этого до сих пор не делали, то самое время этим заняться. Хорошо отправить ребенка на курсы, но можно подготовить ребенка к школе самостоятельно.
Не надо все сваливать на преподавателей в школе, не надо надеяться, что ребенок пойдет в школу и всё само собой образуется. Очень вероятно, что классы будут переполнены, и учитель просто физически не сможет уделить должного внимания вашему (каждому) ребенку.
Посмотрите на своего ребенка и оцените его с точки зрения готовности. Итак, если ребенок плохо выговаривает буквы, то надо пока не поздно обратиться к логопеду. Если часто болеет, то надо посоветоваться с педиатром, как подтянуть его иммунитет. Если ребенок быстро утомляется, то опять же поговорите с педиатром о направлении к конкретным специалистам, чтобы вам поставили правильный диагноз, быть может, вашему ребенку нужен щадящий режим физкультуры.
Итак, вы решили готовить ребенка к школе самостоятельно или дополнительно к курсам подготовки, тогда несколько советов для успешных занятий:
- начинать заниматься с ребенком надо в хорошем настроении, оно передается вашему чаду;
- с пятилетками надо заниматься минут двадцать с последующим перерывом, с шестилетками по полчаса;
- на первом этапе продолжительность занятий зависит от индивидуальности ребенка, кто-то будет увлеченно работать продолжительное время, а кто-то сдастся через пять минут;
- не утомляйте ребенка длительным занятием, даже если он увлечен, он переутомится, смените род деятельности, поиграйте с ним;
- если ребенок отвлекся и заговорил о чем-то другом, не раздражайтесь и не пытайтесь сразу вернуть его в тему занятий, поддержите разговор какое-то время, а потом вернитесь к занятиям. Некоторые дети отвлекаются часто, запаситесь терпением;
- через каждые десять минут делайте перерывы, особенно если ребенок занимается письмом, разомните пальчики и тело;
- поощряйте каждый успех своего ребенка, это прибавит ему уверенности в себе и положительного отношения к учебе;
- похвалите его при других членах семьи и друзьях, ребенку захочется и дальше быть успешным;
- завершайте занятия на оптимистичной ноте, заинтересуйте дальнейшими занятиями.
После занятий в остальную часть дня вспоминайте пройденный материал, поиграйте с ним – сколько он знает слов, начинающихся на пройденную букву. Никогда не занимайтесь с ребенком «из под палки», это не принесет хорошего результата, только отрицательные ассоциации.
Постарайтесь заинтересовать его, если не получается самостоятельно, тогда следует отправить ребенка в коллектив. Вместе дети делают то, что поодиночке делать не хотят. Главное, детей на первом этапе надо поощрять. Когда они уже заинтересуются учебой, их будет интересовать сам процесс, а в начале их надо мотивировать.
Когда у ребенка появятся первые успехи, надо потихоньку начинать требовать результатов, поначалу ненавязчиво, но в дальнейшем разумная требовательность взрослого будет только на пользу.
Обучение чтению
При обучении чтению многие взрослые делают распространенные ошибки, которые тормозят дальнейшее обучение детей:
- Мы учим детей не букве, а звуку, поэтому называть букву надо не как в алфавите, а так как звучит звук, например буква «Н» должна называться отрывисто – Н! А не как два звука ‘э’ и ‘н’. Не смешивайте понятия «Звук» и «Буква».
- Не учите ребенка читать по одной букве. Надо учить читать сразу слоги, например МА-МА, читаем по слогам, по необходимости тянем первую букву слога, пока не поймем какая буква следующая.
Учим правильно писать буквы
Как можно помочь ребенку, если он неправильно пишет буквы, забывает или путает их? Проверьте, различает ли ваш ребенок понятия «справа » и «слева ». Если у ребенка возникают трудности с написанием буквы в правильную сторону, чаще всего это следствие несформировавшихся понятий «право » и «лево ».
Попросите ребенка показать свою левую руку или правое ухо. Пусть он расскажет, что находится справа от него, а потом слева. Если ребенок не может справиться с заданием, объясните ему. Занимайтесь с ним до тех пор, пока он не начнет правильно выполнять задания.
Может ли ваш ребенок сложить картинку из шести кубиков? Если у него возникают проблемы такого рода, то надо развивать зрительно-пространственный анализ ребенка. Начните с картинки из четырех кубиков. Также полезны для этого конструкторы и мозаики, которые к тому же развивают моторику.
Чтобы ребенок запоминал буквы можно позаниматься с ним следующим образом. Пусть ребенок раскрасит буквы большого размера, которые у него вызывают затруднение.
Также хорошо вылепить эти буквы из пластилина или вырезать из бумаги нарисованную букву. Сравните букву с другой, похожей на неё буквой или с чем-нибудь ещё, пусть ребенок сам придумает с чем.
Занимайтесь с ним до тех пор, пока не получите ожидаемый результат.
Будьте терпеливыми и внимательными и ваши усилия обязательно дадут замечательные результаты. Удачи вам и вашим деткам!
Если вы хотите получать информацию о новых статьях и видеоуроках, подпишитесь на рассылку « », или на рассылку «Лента яндекса». Спасибо!
Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:
- Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
- Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
- Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
- Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.
Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.
Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.
Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе
Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.
Учебная деятельность
Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.
Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:
- Полные имена, своё и родителей.
- Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
- Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
- Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
- Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
- Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
- Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
- Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
- Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
- Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
- Различать живое и неживое.
- Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
- Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
- Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
- Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.
Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.
Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.
Поведение в обществе
Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.
Развивайте в нём:
- Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.
- Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
- Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
- Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».
Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.
Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:
- Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.
- Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
- Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
- Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
- Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.
- Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
- Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.
При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.
Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.
Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано для того, чтобы научить их всему.
Другие же, наоборот, стараются как можно раньше записать своего малыша на подготовительные курсы или же самостоятельно занимаются с ним. Таким образом, у каждого взрослого человека есть свой ответ на данный вопрос.
Нужно ли готовить ребенка к школе?
Многие дети, поступившие в 1 класс, успешно справляются с задачами, возложенными на них. У части первоклассников радость школьной жизни омрачается неудачами. Причина этого заключается в плохой подготовленности к школе. Это проявляется в том, что детишки невнимательно слушают учителя, не могут спокойно сидеть во время урока и сосредоточенно выполнять задания. Постепенно они начинают терять интерес к учебе.
Успеваемость малыша во многом зависит от уровня подготовки к школе. Ребенку должно быть заранее рассказано об учебе. Он должен понимать, что в учебном заведении ему будут даваться знания, которые ему непременно пригодятся в будущем. Кроме этого, малыш должен быть приучен к четкому и строгому выполнению режима дня.
Довольно много детей, поступающих в школу, являются грамотными. Однако некоторые родители не учат своих крох чтению и письму. Такой ребенок, придя в 1 класс, может испытывать определенные неудобства. Он будет казаться «белой вороной» среди сверстников. Именно поэтому родителям стоит готовить своих деток.
Роль родителей в подготовке детей к школе
Подготовка детей к школьной жизни – задача не из легких. Огромную роль играют мама и папа. Они должны выполнять не только функцию родителей, но и учителей, и воспитателей. Принимая решение самостоятельно готовить свое чадо к школе, необходимо понимать, что нужно научить малыша не только чтению и письму. Он должен научиться логически мыслить , находить взаимосвязи между чем-либо, анализировать, делать выводы. Кроме этого, ребенок не должен быть замкнутым .
Каким образом родители могут осуществить подготовку к школе в 1 класс? Во-первых, нужно составить режим для своего малыша и в дальнейшем следить за тем, чтобы он его соблюдал: ложился спать и просыпался в одно и то же время, принимал пищу по графику, занимался и играл в определенное время.
Маме и папе стоит позаботиться о рабочем месте ребенка. Ему понадобится личный письменный столик, тетрадки, ручки, цветные карандаши, фломастеры, краски с кисточками, раскраски, альбом для рисования, книжки для чтения, пластилин и другие принадлежности. Важно, чтобы на рабочем месте не было беспорядка.
В первый год обучения родители должны проводить «уроки» для крохи, которых в день должно быть не более 2-3. Желательно, чтобы занятие длилось в течение 15-25 минут, а перерывы между ними были не менее 20 и не более 30 минут. Лучше всего проводить «уроки» утром после завтрака, ведь в большинстве школ первоклассники учатся в первую смену.
Занятия для подготовки к школе, проводимые в домашних условиях, должны включать следующие уроки:
- чтение;
- правописание;
- математику;
- изобразительное творчество;
- иностранный язык.
Наличие навыка чтения – одно из главных условий успешной учебы в школе, поэтому в первую очередь малышу стоит выучить буквы. Это можно делать с помощью специальных кубиков, на которых изображены буквы и соответствующие картинки. Данная методика очень эффективна. Благодаря изображениям детки быстрее запоминают буквы.
Ребенку, освоившему алфавит, еще рано приступать к чтению детских книжек. Первой его книгой должна стать азбука. Родителям к ее покупке стоит подойти очень ответственно. На рынке представлен широкий ассортимент данных книг, но не все из них являются качественными. В азбуке обязательно должно быть много картинок
2. Учим писать
Письмо – одно из самых сложных процессов, которому обучается каждый человек. Не стоит маленького ребенка сразу пытаться научить писать буквы. В первую очередь он должен понять, как правильно держать ручку и как ей пользоваться.
При подготовке к школе для занятий можно приобрести прописи, в которых предлагается ребенку обводить разные контуры, фигуры, изображения. Только с 5-6-летнего возраста рекомендуется приступать к изучению написания печатных букв, а затем – прописных.
Научить ребенка считать не просто. Родители часто ошибаются, думая, что их малыш умеет это делать, так как называет цифры от 1 до 10. Умение считать и перечислять числа – совершенно разные вещи. Кроха может просто заучить названия цифр и их последовательность.
Таким образом, родители должны:
- научить ребенка «читать» цифры, узнавать их написание;
- дать понятие числового ряда, то есть показать малышу последовательность цифр;
- показать крохе, что за конкретным названием цифры и ее написанием подразумевается количество каких-либо предметов.
Числа желательно изучать парами. Например, на первом занятии можно поставить цель – запомнить цифры 1 и 2, научиться их писать. На следующий день рекомендуется повторить пройденный материал и приступить к изучению новой пары чисел. После изучения цифр от 1 до 10 можно переходить к определению количества предметов. Малыша можно попросить посчитать игрушки или карандаши.
Уроки математики можно чередовать с уроками геометрии, на которых следует познакомить свое чадо с различными геометрическими фигурами.
4. Учим рисовать и лепить
При подготовке к школе задания на уроках рисования должны быть направлены на закрепление материала, пройденного на других уроках. Малышу можно купить специальные раскраски с цифрами и буквами, можно просить ребенка рисовать предметы, похожие на геометрические фигуры.
Обязательно стоит рассказать о том, как пользоваться красками, чтобы они не сливались в один непонятный цвет, и о других мелких нюансах.
Немаловажное значение играет лепка. Как правило, дети очень любят работать с пластилином. Уроки лепки положительно отражаются на развитии малышей.
5. Учим иностранный язык
Во многих школах иностранный язык начинают преподавать с 1 класса. Именно поэтому родителям стоит заранее подготовить своего малыша к нему. Изучать иностранный язык рекомендуется после того, как ребенку исполнится 5 или более лет.
Родителям можно использовать самые различные способы. В настоящее время в продаже есть множество пособий, с помощью которых ребенку будет легче познавать иностранный язык (иллюстрированные книжки, аудио- и видеодиски). В процессе просмотра обучающих фильмов на другом языке обязательно стоит повторять за героями отдельные слова, фразы. Можно вести свой собственный словарик. Пусть малыш записывает туда новые слова, наклеивает соответствующие картинки.
Примерное расписание домашних занятий при подготовке к школе
Родители должны проводить занятия с понедельника по пятницу, как это бывает в школах. Можно следовать следующему расписанию:
- Понедельник : чтение и правописание;
- Вторник : математика и рисование;
- Среда : чтение, иностранный язык, лепка;
- Четверг : математика, правописание, иностранный язык;
- Пятница : чтение, рисование.
Родителям не стоит забывать, что малыш должен быть подготовлен и в физическом плане. После занятий можно прогуляться с ребенком. Очень полезны будут развивающие игры для детей при подготовке к школе.
У малыша должно быть два выходных дня – суббота и воскресенье. Желательно это время проводить всей семьей на природе, устраивать пикники, посещать зоопарки или аттракционы. В зимнюю пору можно ходить на лыжную прогулку.
Мама и папа со своим ребенком должны не только учить буквы, цифры и геометрические фигуры. Родители должны расширять кругозор своего чада. Наилучший способ – беседовать с крохой «о жизни», совместно читать книжки и обсуждать события происходящие в них.
Очень важно развивать мелкую моторику ребенка. Малышу необходимы задания для подготовки к школе, которые развивают ловкость пальчиков и кистей. Благодаря этому ребенок будет быстрее развиваться в целом. Он станет более усидчивым и внимательным.
Ребенку, у которого хорошо развита память, намного проще учиться. Новый материал запоминается легко. Родители, подготавливая своего малыша к школе, должны особое внимание уделить тренировке памяти. Отлично подойдет такой способ, как заучивание детских стишков и песенок.
Очень важно, чтобы ребенок:
- умел отстаивать свою позицию, приводить необходимые аргументы;
- осознавал смысл обучения в школе;
- позитивно относился к окружающему миру и к самому себе;
- понимал смысл слова «дисциплина» и умел подчиняться правилам;
- умел по своей инициативе работать над заданием, планировать, организовывать свои дальнейшие действия;
- осознавал возможные последствия своих поступков.
Кому можно доверить подготовку ребенка к школе?
Не у всех родителей есть свободное время на то, чтобы заниматься с ребенком. Некоторые не знают, как это правильно делать. В таких случаях подготовку крохи лучше доверить специалистам. Есть несколько вариантов:
- Записать ребенка в подготовительную группу при школе;
- Воспользоваться услугами частного педагога;
- Записать малыша в детский сад;
- Поискать центры развития ребенка.
Подготовка детей к школе в стенах конкретного учебного заведения имеет множество плюсов.
Во-первых, ребенок знакомится с классом, в котором в дальнейшем будут проводиться занятия. Кроха, придя 1 сентября, уже не будет так сильно волноваться.
Во-вторых, будущий первоклассник познакомится с будущим преподавателем и другими детишками, с которыми он будет учиться. Он не только получит на подготовительных курсах необходимые знания, узнает обязанности и права ученика, но и научится общаться со своими сверстниками. Единственный минус данного способа подготовки – риск возникновения у ребенка переутомления.
Очень хороший вариант – воспользоваться услугами частного педагога . Специалист будет проводить индивидуальные занятия в домашних условиях. Просьбы родителей будут учитываться. Частный педагог разработает программу подготовки ребенка к школе, подберет необходимый материал. Данный способ в большинстве случаев дает очень высокий результат. Недостаток заключается лишь в том, что малыш не будет общаться со сверстниками.
Родители детишек, посещающих детский сад , могут не волноваться по поводу подготовки, ведь там их кроха получит все необходимые знания. Плюсы данного способа очевидны. Во-первых, занятия проходят в знакомой обстановке. Стрессы у ребенка исключены. Во-вторых, в детских садах преобладает игровая форма обучения. Малыши очень хорошо воспринимают информацию, которую до них доносят воспитатели.
Подготовка к новому жизненному этапу может проводиться в специальных центрах развития . Основные черты, отличающие их от стандартных детских садов, заключаются в следующем:
- дети занимаются небольшими группами;
- порядок видов деятельности выстраивается таким образом, чтобы малышам не было скучно;
- используются авторские программы подготовки детей к школе, дающие хороший результат;
- воспитатели, являющиеся высококвалифицированными специалистами, уделяют детям максимум внимания и времени;
- в некоторых центрах имеются группы продленного, а также выходного дня. Как правило, продленка в школах является довольно скучным вариантом времяпрепровождения. В детских центрах малыш может выбрать то занятие, которое ему по душе. Данные услуги пригодятся постоянно занятым родителям.
В заключение стоит отметить, что поступление в 1 класс является переломным моментом в жизни ребенка. Очень важно, чтобы малыш пошел в школу подготовленным как в интеллектуальном, так и в психологическом и физическом аспектах.