Противоречивость прогресса. Примеры прогресса и регресса Противоречивость общественного прогресса примеры из истории
Относительность общественного прогресса – понятие общественного прогресса не применимо к некоторым областям общественной жизни. Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.
Вспомним факты из истории XIX-XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве - реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.)
Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Вы уже знаете, например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.
:
1. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях.
2. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой.
3. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах.
4. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.
Рассмотрим примеры .
Противоречивость общественного прогресса | Примеры |
1.Прогресс в одной области не является прогрессом в другой. | Рост производства прогрессивно влияет на материальное благополучие людей→отрицательное влияние на экологию природы. |
Технические устройства, облегчающие работу и быт человека, → неблагоприятное влияние на здоровье человека. | |
2.Прогресс сегодня может обернуться катастрофой. | Открытия в области ядерной физики (рентгеновские лучи, деление ядра урана) →оружие массового поражения – ядерное оружие |
3.Прогресс в одной стране не влечет прогресс в другой. | Тамерлан способствовал развитию своей страны → ограбление и разорение чужих земель. |
Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровню развития народов Европы → разорение и стагнация общественной жизни в разоренных странах Востока. |
Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.
Причины глобализации :
переход от индустриального общества к информационному.
переход от альтернативного выбора к многообразию выбора.
использование новых коммуникационных технологий.
Основные направления :
деятельность транснациональных корпораций (ТНК), имеющих свои филиалы по всему миру.
глобализация финансовых рынков.
международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов.
создание международных организаций в экономической и финансовых сферах.
Факторы глобализации :
изменение средств коммуникации – соединение в единый информационный поток всех регионов планеты.
изменение транспорта – быстрота и доступность передвижения из одной части света в другую.
характер современной техники – непредсказуемые последствия прогресса и НТР становятся угрозой всего человечества.
экономика – экономическая интеграция (производство, рынки и т.д.).
глобальные проблемы – решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.
Позитивные последствия процесса глобализации :
стимулирующее влияние на экономику.
сближение государств.
стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике.
возникновение социокультурного единства человечества.
Негативные последствия процесса глобализации :
насаждение единого стандарта потребления.
создание препятствий для развития отечественного производства.
игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран.
навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.
оформление идеи соперничества.
утрата каких-то специфических черт национальных культур.
Противоречивость прогресса | ||
Примеры событий и социальных изменений, признаваемых прогрессивными | Позитивные проявления и последствия | Негативные проявления и последствия |
Возрастание и совершенствование материально-производственной деятельности людей | Возрастающее количество и качество материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей людей | Разрушение природы, непоправимый ущерб среде обитания человека, подрыв естественных основ существования общества |
Открытия в области ядерной физики | Создание нового источника энергии | Создание атомного оружия |
Рост крупных городов - урбанизация | Многообразные удобства городской жизни, развитая инфраструктура производства и быта | Необходимость ежедневного нахождения на транспортных магистралях, загрязненный воздух, уличный шум, стрессы и другие «болезни урбанизации» |
Возникновение компьютерных технологий | Расширение возможностей творческого труда, повышение его эффективности | Компьютерная игромания, новые болезни, связанные с длительной работой у дисплея |
Цена прогресса. Это цена, которую человечеству приходится платить за пользование благами прогресса. Например, автопром загрязняет экологию, как следствие мы платим свои здоровьем за возможность ездить на автомобиле. Развитие некоторых отраслей дает возможность выполнения работы автоматами, из-за этого некоторые люди могут лишаться работы. Полеты в космос создают озоновые дыры. Геномодифицированные продукты и добавление антибиотиков, к примеру, в молоко дают долгий срок годности этих продуктов, но отрицательно сказываются на здоровье. И таких примеров может быть множество.
Проблема смысла и направленности исторического процесса. Основные модели исторического процесса. Все имеющиеся представления о направленности, цели и характере исторического развития можно свести к следующим моделям исторического процесса:1.Циклическа я. Суть ее в том, что различные общества, когда-либо существовавшие в истории, включая и современные общества, проходят одни и те же замкнутые циклы рождения, подъема, упадка и гибели (мифологические представления, античные философы, концепции локальных культур Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, циклическая модель общества П.Сорокина).2.Линейная . Представление о восходящем поступательном развитии истории, переходе общества от низших менее совершенных форм жизни к более совершенным. Линейная модель истории является прогрессистской. (философия Просвещения, позитивизм, теории технологического детерминизма У.Ростоу, О.Тоффлера).3.Спиралевидная . Данная модель является своего рода синтезом линейной и циклической (круговой) модели. Она также представляет историю как прогресс, но основывается на диалектическом понимании исторического развития, в котором каждый новый этап является одновременно и отрицанием, и сохранением предыдущих этапов развития (идеалистическая философия истории Г.Гегеля, исторический материализм К.Маркса).4.Постмодернистская и нелинейная модели . Постмодернистская модель основана на представлении о современном состоянии общества как «состоянии постмодерна» («постсовременности»), в котором история лишается смысла и единой цели своего развития, а притязание на такой смысл обнажается и разоблачается как метафизическое притязание на господство (философы-постмодернисты Ж.Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж.Деррида). Нелинейная модель формирует представление об истории не как о прогрессивном и линейном развитии, а как о процессе неопределенном и хаотическом (представители синергетики, представители постмодернизма). Синергетика говорит о всяком развитии как о процессе неопределенном. Мир стоит перед точкой бифуркации, где соотношения порядка и хаоса меняется и наступает ситуация непредсказуемости. Основное значение придается случайности как фактору, определяющему нелинейный характер исторического процесса и самоорганизацию общества.
Человечество как социальная общность .Социа́льная о́бщность (англ. community - общность, сообщество,объединение, единство, неразрывность) - реальное объединение людей, объективно заданное способомих устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъектсоциального действия.
Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющееразличные совокупности людей, для которых характерны лишь некоторые одинаковые черты, похожестьжизнедеятельности и сознания. Этимологически слово «общность» восходит к слову «общее». Философскаякатегория «общее» - это не похожесть, не повторяемость и не одинаковость, а единство различий,связанных между собой в рамках единого целого, или единое во многом (единство многообразного).
Cоциальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом(в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формойсуществования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе историческогоразвития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности - социальные общности.
Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражаетповседневную форму их коллективной жизнедеятельности - объединение. Социальные общностиразличного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей.
Многообразие. Современное человечество - это 6 млрд землян, тысячи больших и малых народов, около двухсот государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни. Одна из причин многообразия мира - различие природных условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека. В древности климат, плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные условия сказываются не только на характере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого оружия. Естественная среда обитания влияет и на политическое устройство государств, и на отношения между людьми, и на складывающиеся формы собственности. В самом деле, почему появилась частная собственность на землю в Древней Греции и Риме? Среди других причин этому способствовали природные условия. Разнообразный ландшафт - горы, долины, леса, множество небольших рек - затруднял образование у древних греков и римлян больших общин. Твердые почвы требовали тяжелого труда земледельцев, суровые зимы побуждали заботиться о создании запасов продуктов, семян для будущего урожая. Все это заставляло надеяться прежде всего на собственные силы. Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. Вот что писал об этом Г. Плеханов: "Так как почти каждое общество подвергается влиянию своих соседей, можно сказать, что для каждого общества существует, в свою очередь, известная общественная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний, испытываемых каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то же время другим обществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой исторической среде, которая может быть - и действительно часто бывает - очень похожа на историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не может быть и никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элемент разнообразия... в процесс общественного развития". Вы уже знаете, что в каждую историческую эпоху, с момента появления первых цивилизаций, существовали различные их типы. Сохранилось ли это цивилизационное многообразие и в современном мире?
Взаимосвязь и целостность современного мира. Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой - целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее.
О многообразии современного мира говорят такие факты:
на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи;
в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства;
эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни;
Многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений;
велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.
Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.
Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного» (см. билет № 18).
Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанное™. Факторами его целостности являются:
развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения;
развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества - с другой;
развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;
Острота глобальных проблем (см. билет № 19), которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира. Глобализация порождает серьезные проблемы и противоречия. Отметим некоторые:
представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались несостоятельны;
баланс природы и общества нарушен;
темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой;
нарастает разрыв между развитыми в экономическом отношении странами и странами «третьего мира»;
усиливаются тенденции к стиранию культурных, этнических, ценностных различий
Противоречия современного общественного развития. 1. В истории человечества практически незаметно наступает новая эра. Она характеризуется выдвижением на первой план противоречия между обществом и природой в той его форме, когда небывалые ранее темпы производственной деятельности людей ведут к изменению состояния биосферы, грозящему человечеству самоуничтожением. Природа становится не в состоянии поддерживать такое положение в биосфере, в рамках которого человек как индивид и как вид мог бы приспособиться к изменению природной среды.
2. Такое положение возникло закономерно в связи с тем, что стихийно-естественное развитие общества не в состоянии нейтрализовать негативные последствия для человечества его производственной деятельности. Стремительно приближающееся время такого необратимого изменения природной среды, которое означает неизбежную гибель человечества, вынуждает человеческое общество начать смену естественно-исторического способа существования на искусственно-исторический процесс 1 .
3. Конфликт между материальным производством и сохранением качества природной среды, обеспечивающего существование человечества, реально возможно разрешить лишь путем сокращения объема материального производства. Здесь возможны варианты: сознательно проведенным сокращением численности населения планеты, или путем ограничения человечеством потребления при имеющейся численности населения, или различным сочетанием того и другого. Все это, в свою очередь, предполагает увеличение степени влияния субъективных факторов путем придания максимально осознанного характера всем общественно значимым формам деятельности. Наступает время творить историю сознательно, под контролем общества. Это не значит, что объективные законы общественного развития замещаются законотворчеством людей 2 . Но это означает, что общество уже ближайшего будущего должно действовать так, чтобы, изменяя объективные условия, включать в действие благоприятные для человечества закономерности, порождаемые этими новыми условиями 3 . Такое возможно лишь в условиях научно-обоснованного глобального планирования.
4. Жизненная необходимость четкой плановой организации жизни человечества требует усиления регулирующей роли государств и координации этой их деятельности. Здесь возможны варианты.
В настоящее время человечеству навязывается вариант создания единого управляющего центра. Его пытаются осуществить и небезуспешно, США установлением своего мирового господства с опорой на закономерности капитализма. А это означает использование капиталистического принципа выживания одних за счет других. В принципе это не исключено. Но такой вариант встречает противодействие других государств, а из-за колоссального сопротивления основной массы населения реализации принципа "благополучие одних за счет других" весьма вероятен социальный хаос. Поэтому реализация данного варианта может не уложиться в отведенное природой человечеству время разрешения главного на сегодня противоречия. На этом основании можно утвердить, что новая эра в истории человечества не будет связана с капитализмом.
Не будет она и коммунизмом, поскольку его основной принцип "каждому по потребности" в наступившем столетии невозможно осуществить в условиях ограниченных ресурсов и сдерживания материального производства.
Другой вариант связан с реализацией принципа совместного для государств глобального планирования.
Определенные предпосылки этого заложены деятельностью ООН, ОПЕК и ряда других международных организаций. Данный вариант предпочтителен по целому комплексу показателей, хотя и в нем имеется большое количество препятствий. Поскольку создание необходимых условий для планомерного развития человечества в большей мере обеспечивает установление общественной собственности на средства производства, будущее состояние общества больше всего сходства будет иметь с социализмом.
Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
· Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.
· проблема «Север-Юг» - разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;
· угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
· катастрофическое загрязнение окружающей среды;
· снижение биоразнообразия;
· обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;
· озоновые дыры;
· проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;
· демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;
· терроризм;
· астероидная опасность;
· недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и Глобальных катастроф;
· социальное неравенство - разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;
· возрастающая в результате роботизации безработица, в сочетании с отсутствием безусловного основного дохода.
· насилие и организованная преступность.
· Парниковый эффект;
· Кислотные дожди;
· Загрязнение морей и океанов;
· Загрязнение атмосферы.
Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи. Среди глобальных проблем наибольшую опасность для человечества представляют военная и экологическая проблемы. Экологическая ситуация с каждым днем ухудшается, а конфликты между цивилизациями, в частности европейской (западной) и мусульманской, обостряются
Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем. С конца 60-х годов XX века глобальные проблемы человечества оказались в центре внимания ученых самого различного профиля – экономистов, социологов и философов, политиков, специалистов в области экологии, компьютерного моделирования. Исследования этих проблем проводятся в тесной связи с изучением перспектив развития мировой цивилизации.
Человечество в настоящее время находится, говоря языком синергетики, в зоне опасной бифуркации (лат. bifurcus раздвоенный – приобретение нового качества в движениях динамической системы). Реальной является как возможность дальнейшего развития современной цивилизации, так и ее общая гибель. Продлить существование человечества можно, лишь перейдя к управляемому развитию. Поэтому сегодня эта проблема является самой кардинальной. Она не терпит отлагательств и требует деятельного участия в ее решении всех людей, но особенно тех, кто управляет странами и народами, кто определяет политику, в чьих руках ресурсы. А здесь возникает другая проблема… По подсчетам экспертов ООН, которые были оглашены на Международной конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.), необходимо было до 2000 года инвестировать в экологические проекты не менее 600 млн. долларов, чтобы снизить темпы разрушения природной среды. Однако такие капиталовложения сделаны не были и состояние среды продолжает ухудшаться.
Осознание этого факта приводит к концепции экологически приемлемого развития. Эта концепция является исходной для позиции Римского клуба – международной организации, созданной в 1968 году для анализа особенностей развития современной цивилизации.
В Международных конвенциях, а также в документе «Повестка дня на ХХI век» конференции в Рио-де-Жанейро изложены основы стратегии поддерживаемого, устойчивого развития – УР («Программа действий. Повестка дня на ХХI век» и другие документы конференции «За наше будущее». – Женева, 1993 год).
Ø Борьба с бедностью.
Ø Снижение ресурсопотребления современной техносферы.
Ø Сохранение устойчивости биосферы.
Ø Учет природных закономерностей в принятии решений, относящихся к политической, экономической и социальной сферам.
Концепция УР представляет собой по существу сценарий нулевого роста . Как заявлено, она нацелена на «удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность других поколений удовлетворять свои собственные потребности». Вместе с тем концепция УР наиболее пригодна для экономически развитых стран (с населением 1 млрд. человек), которые имеют средства для переориентации своих экономик на экологический стиль в ближайшие 20 лет, и это вызывает вопросы со стороны ряда развивающихся стран. Тем не менее предполагается, что, оказавшись лидерами в решении экологических проблем, развитые государства смогут со временем «вытянуть» другие страны на рубежи УР. Таким образом, концепцию УР можно было бы рассматривать как тактическое средство решения экологических проблем, дающее время, чтобы выйти на рубежи их стратегического решения. Однако преодоление экологических и других глобальных проблем требует перестройки мировоззрения людей, смены ценностей в области материальной и духовной культуры.
Основой устойчиво развивающегося общества всегда является человек, отошедший от привычного эгоцентризма и антропоцентризма, признающий самоценность природы, и познавший себя, свои истинные потребности. Под таковыми могут пониматься только те, которые гарантируют духовное качество личности, действительную полноту жизни человека и общества и тем самым позволяют на новых основаниях строить отношения с природой. В самых общих чертах, это, прежде всего, такие естественные потребности, как жизнь, безопасность, пища, познание, общение, творчество. По мере развития общества они приобретают все более содержательные и одухотворенные способы удовлетворения. Это предполагает отказ от ненужного, избыточного потребления, которое развращает и тело, и душу.
Сами по себе научные, правовые, политические и социально-экономические способы смягчения экологической ситуации при всей их важности и необходимости будут мало эффективны до тех пор, пока не сформируется новое экологическое сознание, новые нормы отношения к природе. То, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Человек должен почувствовать себя членом планетарного сообщества и отказаться от опасной антропоцентрической установки на господство над природой.
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенными потерями, отступлениями, попятным движением в обратном направлении. Ж.-Ж. Руссо первым обратил внимание на противоречивость исторического прогресса, который, по его мнению, оказывает самое отрицательное воздействие на нравы людей и на жизнь общества в целом. Развитие науки и искусства, по Руссо, совместно с порождаемой ими роскошью, ведут к развращению нравов, к утрате добродетели, мужества и, в конечном счете, к гибели народов и государств. Он обращает внимание на то обстоятельство, что в ходе исторического развития прогресс в одних областях сопровождается регрессом в других. Обнаруживается вопиющий разрыв между развитием общества, успехами культуры и цивилизации, с одной стороны, считает Руссо, и положением народа, который своим трудом содержит все общество, а получает меньше всех, с другой. Позиция Руссо противоречива. В нем сталкиваются мыслитель и моралист. Как мыслитель он рисует поступательное движение в ряде важнейших областей жизни: в промышленности, земледелии, науке и т.д. Как моралист он переживает нищету народа и его бесправие, болеет за него всей душой. В результате - осуждение цивилизации, доходящее до отрицания прогресса в истории человечества.
Общество представляет собой сложный социальный организм, имеющий разные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), каждая из которых имеет специфические законы функционирования и развития. Внутри каждой сферы происходят различные процессы, совершается разнообразная человеческая деятельность. Все эти процессы и все виды деятельности взаимосвязаны между собой и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, при определенных условиях развитие тех или иных процессов и видов деятельности может стать тормозом развития других видов деятельности.
Так, на протяжении веков происходил прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, сложным механизмам, автомобилям, самолетам, космическим ракетам, мощным компьютерам и сложным технологиям. Но прогресс техники и технологий привели к разрушению природы, создав реальную угрозу существованию человека как вида. Развитие ядерной физики не только позволило использовать новый источник энергии и создать атомные электростанции, но и мощное ядерное оружие, способное истребить все живое на земле. Использование компьютеров, с одной стороны, расширило возможности творческого труда, ускорило решение сложнейших теоретических проблем, а с другой - создало реальную угрозу здоровью людей, занятых длительной работой у дисплеев.
И, тем не менее, можно с уверенностью говорить о том, что общество, в конечном счете, движется по пути прогресса. Об этом свидетельствуют наиболее общие показатели общественного движения. Прежде всего, следует отметить, что от эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств производства, развития новейших технологий и совершенствования организации труда. Происходит постоянное совершенствование качества рабочей силы вследствие расширения научных знаний и производственных навыков, приобретаемых человеком в процессе социализации и профессиональной подготовки. Одновременно с развитием производительных сил идет рост объема научной информации.
Наука становится производительной силой и все активнее участвует в создании материальных ценностей. Наука включается в процесс производства по нескольким направлениям: 1) через технику, технологию и предметные условия производства; 2) через развитие созидательных способностей участников производства; 3) через принципы организации и управления производством и обществом в целом.
Под влиянием прогрессивного развития общественного производства совершенствуются и расширяются общественные потребности и способы их удовлетворения. Вследствие развития производительных сил происходит совершенствование производственных отношений, которые создают необходимые и достаточные условия для удовлетворения потребностей и интересов всех слоев современного общества.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Философия
Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем
Философское учение о материи
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д
Движение, пространство и время, как формы бытия материи
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст
Сознание как философская проблема
Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан
Становление диалектики как учения. Принципы диалектики
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи
Понятие «закон». Законы диалектики
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому.
Качество
Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр
Сущность познания. Объект и субъект познания
Познание - это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю
Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина - это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность
Диалектика чувственного и рационального познания
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн
Методы и формы научного познания
В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние
Проблема антропогенеза
Проблема человека - это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт
Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И
Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность».
Словом «индиви
Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще
Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од
Способ производства как материальная основа жизни общества
Современная экономика - это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон
Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально
Политика и политическая система общества
Политика - это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,
Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от
Культура как предмет философского анализа
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,
Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве
Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер
Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн
Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ
Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах - эволюции и революции.
Эволюция - это медленное, постепенное количественное изменение существующих о
Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени
Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М
Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»
Понятие современного общества и тенденции его развития
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.
Под
Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва
Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н
Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека
Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в
В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой истории: пессимистический и оптимистический.
Пессимистический подход . Представители пессимистического подхода утверждают, что вистории господствует регресс , то есть такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
Идея регрессивного развития общества зародилась еще в древности. Древнегреческий поэт Гесиод разделил историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. По Гесиоду , золотой век отличался высокой моралью, но от века к веку люди развращаются, в силу чего каждый последующий век оказывается хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный - железный - век, современный Гесиоду, демонстрирует полный развал нравственности.
В XX в . появилось много пессимистических теорий человеческой истории, в которых разрабатываются идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Как правило, идеи общественного рефесса разрабатываются в период глубоких социальных кризисов и потрясений.
Оптимистический подход . Представители оптимистического подхода исходят из того,что в истории господствует прогресс , то есть такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию.
Представление о профессии - направленном изменении к лучшему - также возникло в древности. Так, Древне - греческий философ Демокрит делил историю общества на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее), переход от которых характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.
Но особое внимание проблемам общественного прогресса стали уделять в Новое время. Одним из первых идею общественного прогресса отчетливо сформулировал и обосновал французский философ XVIII в . М. Кондорсе . Он разделил историю на десять эпох, которые сменяют друг друга на основе совершенствования разума. Кондорсе считал, что исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека.
Гегель всемирную историю характеризовал как прогресс в сознании свободы. Он выделял восточную, греко-римскую и германскую фазы исторического развития. Восточная фаза выражает свободу одного (деспотизм ), греко-римская - свободу некоторых (аристократия и демократия ), германская - абсолютную свободу, всеобщую волю. Гегель не считал, что прогресс безграничен. Для него история заканчивается в Прусской монархии, которая является вершиной развития мировой истории.
Поступательное развитие общества . С точки зрения марксистской концепции развития общества, прогресс связан с развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением людей от гнета стихийных общественных сил и эксплуатации человека человеком. Общественно-экономические формации рассматривались как закономерные стадии поступательного прогрессивного развития человечества.
Следует отметить, что большинство мыслителей признают динамический характер функционирования общества и поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Это видно из развития материального производства, науки, культуры, социальной структуры общества и его политической системы.
Поступательное развитие общества представляет собой сложный, многогранный и противоречивый процесс. Общество, как мы отмечали, - это сложная система, включающая ряд подсистем (экономическую , социальную , политическую и духовную ) и элементов. Развитие общества как системы не означает, что все подсистемы развиваются одинаково. Напротив, развитие различных сторон общественной жизни совершается неравномерно. Часто прогресс в одних областях общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей. Случаи кризисов в тех или иных сферах общественной жизни, отдельные попятные движения не меняют общей направленности поступательного развития общества, т. е. общественный прогресс является доминирующей тенденцией развития общества.
Общественный прогресс по своей природе противоречив. Так, например, прогресс в развитии науки и техники наряду с положительными результатами имеет и негативные последствия: загрязнение природной среды радиоактивными и другими веществами, многочисленные нарушения экологического равновесия. Некоторые противоречия современного общественного прогресса связаны с несоответствием между технологической и духовно-нравственной сторонами деятельности человека. Имеют место углубление социального неравенства, многочисленные нарушения прав человека, проявления национализма, межнациональные конфликты.
Таким образом , общественный прогресс никогда не выступает в чистом виде. Его нельзя представить в виде относительно прямой линии. Он всегда сопряжен с попятным движением в определенном направлении, с утратой некоторой части возможного развития.
Критерии общественного прогресса . Противоречивый характер общественного прогресса ставит вопрос о его критериях . В истории философии существуют различные подходы к проблеме критериев общественного прогресса. Французские просветители критерием прогресса считали развитие разума и науки. Для социалистов-утопистов (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн ) критерием прогресса выступала мораль, нравственный принцип. Гегель считал, что критерием прогресса является степень раскрытия идеи человеческой свободы . Для Маркса критерием поступательного развития общества является уровень развития производительных сил .
Все эти критерии важны, но они применимы для измерения прогресса в отдельных сферах общественной жизни и недостаточны для характеристики всего прогрессивного
развития общества. Так, критерий разума - это частный критерий в сфере духовной жизни, критерий производительных сил - это критерий в экономической сфере.
Общий критерий должен свидетельствовать о степени совершенства всего общества как целостного организма и самого человека как субъекта истории. Общим критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности . Этот критерий указывает, что важнейшей ценностью и целью всего общественного развития является человек. В соответствии с этим выдвигаются такие интегративные показатели прогрессивного развития общества, как степень политической и экономической свободы, уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, средняя продолжительность жизни, состояние здоровья и т.д.
Таким образом , общественный прогресс направлен к гуманистическим ценностям и приоритетам.
1. Дайте характеристику основных трактовок социального детерминизма - механической, диалектической, вероятностной.
2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории?
3. Что такое фатализм и волюнтаризм?
4. Почему широко распространено мнение, что цивилизационная и формационная концепции являются альтернативными? Возможно ли иное толкование?
5. Что такое прогресс в истории?
6. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?
7. Почему чаще всего говорят о роли выдающихся личностей в истории и не обращают внимание на роль в ней каждой личности?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские программы.
2. Материальные производства. Социокультурная сущность труда.
3. Мир политической жизни человека и общества.
4. Социальная сфера общественной жизни. Социальное пространство и его составляющие.
5. Общественное сознание. Духовная жизнь общества.
6. Философия истории ее проблемное поле.
7. Источник, движущие силы и субъект исторического развития.
9. Модели исторического процесса.
10. Место России в мировом историческом потоке.
11. Философия культуры: основные стратегии.
12. Единство и многообразие культурного и исторического процесса.
13. Исторические формы отношения человека к природе.
14. Роль науки, информации и техники в развитии современного общества
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Антология мировой философии: В 4-х т. / Под ред. В.В. Соколова и др. - М., 1969-1972.
2. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. - М., 1984. Т. 4.
3. Августин Аврелий. Исповедь. Петр. Абеляр. История моих бедствий / Сост. В.Л. Рабинович. - М., 1992. Кн. одиннадцатая.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989.
5. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1999.
- Булгаков СИ. Свет невечерний. - М., 1994. Отд. 3. Гл. III.
- Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
8. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // Соч.: В 3-х т. - М., 1971. Т. 3.
9. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1999.
10. Ивин А.А. Философия истории. – М.,2000.
11. История правовых и исторических учений. – М.,2004.
12. Макиавелли. Государь. - М., 1990.
- Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии 1994 № 4.
14.Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. – М., 2001.
15. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
- Социальная философия / Под ред. Ю.В. Крянева, М.А. Кузнецова, Л.Е. Моториной - М.: Изд-во МАИ, 1996.
17. Социальные знания и социальные изменения. – М., 2001.
18. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.
- Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.
- Философия культуры / Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. - М.: Изд-во МАИ, 1993.
- Серебренко Н.И., Соколов А.Э . Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н. Данилевского, О. Шпетлера, П. Сорокина // Философские науки. 1990. №8
Тема 6.2 Глобальные проблемы и будущее человечества .
- Современное общество и природа, характер взаимодействия
- Философия об общественном процессе, его содержании и противоречивом характере.
- Сущность глобальных проблем, их происхождение и пути решения. Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего.
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенными потерями, отступлениями, попятным движением в обратном направлении. Ж.-Ж. Руссо первым обратил внимание на противоречивость исторического прогресса, который, по его мнению, оказывает самое отрицательное воздействие на нравы людей и на жизнь общества в целом. Развитие науки и искусства, по Руссо, совместно с порождаемой ими роскошью, ведут к развращению нравов, к утрате добродетели, мужества и, в конечном счете, к гибели народов и государств. Он обращает внимание на то обстоятельство, что в ходе исторического развития прогресс в одних областях сопровождается регрессом в других. Обнаруживается вопиющий разрыв между развитием общества, успехами культуры и цивилизации, с одной стороны, считает Руссо, и положением народа, который своим трудом содержит все общество, а получает меньше всех, с другой. Позиция Руссо противоречива. В нем сталкиваются мыслитель и моралист. Как мыслитель он рисует поступательное движение в ряде важнейших областей жизни: в промышленности, земледелии, науке и т.д. Как моралист он переживает нищету народа и его бесправие, болеет за него всей душой. В результате - осуждение цивилизации, доходящее до отрицания прогресса в истории человечества.
Общество представляет собой сложный социальный организм, имеющий разные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), каждая из которых имеет специфические законы функционирования и развития. Внутри каждой сферы происходят различные процессы, совершается разнообразная человеческая деятельность. Все эти процессы и все виды деятельности взаимосвязаны между собой и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, при определенных условиях развитие тех или иных процессов и видов деятельности может стать тормозом развития других видов деятельности.
Так, на протяжении веков происходил прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, сложным механизмам, автомобилям, самолетам, космическим ракетам, мощным компьютерам и сложным технологиям. Но прогресс техники и технологий привели к разрушению природы, создав реальную угрозу существованию человека как вида. Развитие ядерной физики не только позволило использовать новый источник энергии и создать атомные электростанции, но и мощное ядерное оружие, способное истребить все живое на земле. Использование компьютеров, с одной стороны, расширило возможности творческого труда, ускорило решение сложнейших теоретических проблем, а с другой - создало реальную угрозу здоровью людей, занятых длительной работой у дисплеев.
И, тем не менее, можно с уверенностью говорить о том, что общество, в конечном счете, движется по пути прогресса. Об этом свидетельствуют наиболее общие показатели общественного движения. Прежде всего, следует отметить, что от эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств производства, развития новейших технологий и совершенствования организации труда. Происходит постоянное совершенствование качества рабочей силы вследствие расширения научных знаний и производственных навыков, приобретаемых человеком в процессе социализации и профессиональной подготовки. Одновременно с развитием производительных сил идет рост объема научной информации.
Наука становится производительной силой и все активнее участвует в создании материальных ценностей. Наука включается в процесс производства по нескольким направлениям: 1) через технику, технологию и предметные условия производства; 2) через развитие созидательных способностей участников производства; 3) через принципы организации и управления производством и обществом в целом.
Под влиянием прогрессивного развития общественного производства совершенствуются и расширяются общественные потребности и способы их удовлетворения. Вследствие развития производительных сил происходит совершенствование производственных отношений, которые создают необходимые и достаточные условия для удовлетворения потребностей и интересов всех слоев современного общества.