Варианты общественного развития кратко. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Эволюционная концепция Эволюционная концепция основывается на представлении о постепенном качественном изменении общества путём его перехода от одного состояния к другому Перемены происходят в направлении усложнения, роста разнообразия и создания новых социальных структур
Герберт Спенсер () Британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма
Концепция Г.Спенсера Герберт Спенсер полагал, что эволюция представляет собой переход от состояния бессвязной однородности к состоянию согласованной разнородности. Подобно тому, как в природе имеет место переход от неживой материи к живой, так и в обществе – от простых механических форм социальности к сложным органическим формам.
Дэниелл Белл () Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества
Раймон Арон () Французский философ, политолог, социолог и публицист, один из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ
Особенности промышленной революции начала XIX века 1.Промышленность базируется на научной организации труда 2.Человечество колоссально раскрывает свои ресурсы благодаря применению науки в организации труда 3.Промышленное производство предполагает концентрацию рабочих на фабриках и в предместьях крупных городов 4.Концентрация рабочих в местах работы предопределяет скрытое или даже открытое противоречие между наёмными работниками и нанимателями, между пролетариями и предпринимателями 5.Множатся кризисы, связанные с перепроизводством 6.Возникает экономическая система, основанная на промышленной и научной организации труда, характеризующаяся свободой обмена и погоней за прибылью
Постиндустриальное (информационное) общество Понятие «информационное» говорит о том, что главным ресурсом человечества становится информация. Понятие «постиндустриальное» указывает на то, что индустриальное общество подошло к своему концу, и возникает нечто новое
Революционное учение К.Маркса Карл Генрих Маркс () – немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник марксизма, автор теории прибавочной стоимости
Учение К.Маркса о развитии общества Главная движущая сила социальных изменений классовая борьба «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». К.Маркс
Первобытный коммунизм Рабовладельческая общественно-экономическая формация Феодальная общественно-экономическая формация Капиталистическая общественно-экономическая формация Коммунистическая общественно- экономическая формация Стадии развития общества по К.Марксу
Рабовладельческая общественно- экономическая формация Это первая стадия классового общества, на которой друг другу противостояли рабовладельцы и рабы. Власть рабовладельцев над рабами была беспредельна. Они пользовались трудом рабов и могли безнаказанно лишить их жизни.
Феодальная общественно- экономическая формация Феодальная общественно- экономическая формация состояла из двух антагонистических классов: землевладельцев и крестьян. В ней происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта. Власть землевладельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, согласно которой крестьянин прикреплён к данной территории и не может перейти в другое место. Над жизнью крестьянина феодал не властен.
Капиталистическая общественно- экономическая формация В капиталистической общественно-экономической формации противостоят друг другу два новых антагонистических класса: буржуазия и пролетариат. Наёмный рабочий формально свободен, но он вынужден работать на капиталиста, который эксплуатирует его, отнимая производимую им прибавочную стоимость.
Марксистское учение об обществе Противоречие между производительными силами и производственными отношениями Производительные силы развиваются более динамично Производственные отношения более консервативны Обострение противоречия между ростом богатства у немногих и нищетой большинства, что приводит к социальному кризису, выходом из которого является революция
Критерии общественного прогресса Рост продолжительности жизни Рост благосостояния населения Степень гармоничности между интересами личности и государства Степень гармоничности между интересами различных групп и слоёв общества Уменьшение степени напряжённости между различными группами общества
Типы общества Типы общества по степени экономического развития РазвитыеРазвивающиесяСлаборазвитые Большинство европейских стран, США, Япония и др. Китай, Бразилия и другие страны Южной Америки и Юго-Восточной Азии Страны, которые отстали в развитии и не могут догнать развитые страны
Традиционное (аграрное) общество Признаки Традиционное общество Способ хозяйствования Натуральное хозяйство Преобладающая сфера экономики Аграрное производство Главный способ труда Ручной труд Главные институты Церковь и армия Ведущие социальные слои Священники и феодалы
Индустриальное общество Признаки Способ хозяйствования Товарное производство Преобладающая сфера экономики Промышленное производство Главный способ труда Механизация и автоматизация производства и управления Главные институты Корпорации Ведущие социальные слои Бизнесмены
Признаки Постиндустриальное общество Способ хозяйствования Развитие сферы услуг Преобладающая сфера экономики Производство информации Главный способ труда Компьютеризация Главные институты образования Университеты Ведущие социальные слои Учёные и менеджеры Постиндустриальное общество
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация
1. Реформы, их виды и направления.
1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
1.2. Виды реформ :
Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II)
Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контрреформы» Александра III )
1.3. Направления реформ
Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
2. Революции и их виды.
2.1. Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
2.2. Виды революций :
Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
3. Инновации.
В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа - инновация», где
инновация
–
рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
4. Модернизация.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации:
«первичная» модернизация (развития западного капитализма).
«вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация , т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
II. Классификации (типологии) обществ
1. Различные классификации обществ
первобытное общество,
коммунистическое общество
Классовые общества:
рабовладельческое общество,
феодальное общество,
капиталистическое общество,
2. Формационный и цивилизационный подходы
Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio - образование, вид) - это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Структура:
Надстройка
- это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него
Способ производства
Базис
- это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы
- это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Производственные отношения
– отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса.
Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.
3. Традиционное, индустриальное, информационное общество
(доиндустриальное)
Индустриальное
Постиндустриальное
(информационное)
Основной фактор производства
Земля
Капитал
Знания
Основной продукт производства
Пища
Промышленные изделия
Услуги
Характерные черты производства
Ручной труд
Широкое применение механизмов, технологий
Автоматизация производства, компьютеризация общества
Характер труда
Индивидуальный труд
Преимущественно стандартная деятельность
Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения
Сельское хозяйство - около 75%
Сельское хозяйство - около 10%, промышленность - 85%
Сельское хозяйство - до 3%, промышленность - около 33%, услуги - около 66%
Основной вид экспорта
Сырье
Продукты производства
Услуги
Социальная структура
Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность
Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур
Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
Продолжительность жизни
40-50 лет
Свыше 70 лет
Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу
Локальное, неконтролируемое
Глобальное, неконтролируемое
Глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами
Несущественное
Тесная взаимосвязь
Открытость общества
Политическая жизнь
Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй
Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство
Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии - «демократии консенсуса»
Духовная жизнь
Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей;
Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов
Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное о
Революции и реформы - первое, с чем нам предстоит познакомиться. Вперёд!
Реформы
Для начала стоит сказать, что многовариантность общественного развития - это все те пути, которыми развиваются разные социумы. Не секрет, что развитие общества не может быть линейным, из-за чего возникает достаточное количество различных групп, которые очень разнятся между собой. Характер общественного развития может иметь две основные формы: реформы и революции. Давайте подробнее остановимся на первой.
Итак, что же собой представляет реформа? С латинского языка это слово переводится как «преобразовывать». Реформа - это метод общественных преобразований, который реализуется постепенно, через последовательное изменение отдельных элементов. Характерной чертой является то, что они не нарушают каких-то базисных норм. Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными. К сожалению, заранее предсказать это весьма трудно. Очевидно, что первый вид изменений приносит обществу благо сейчас или в будущем (к примеру, великие реформы Александра II), а второй - вред (к примеру, контрреформы Александра III). Стоит понимать, что прогрессивные реформы позволяют социуму сделать шаг вперёд в своем развитии, а регрессивные или реакционные возвращают социум на предыдущую ступень развития.
Направленность реформ
Есть три основных направления, в которых осуществляются реформы. Конечно, их можно выделить гораздо больше, но базисные - только эти три: политические, экономические и социальные. Первые направлены на некоторые преобразования в политической жизни общества (изменение законов, расширение прав, модернизация избирательной системы и т. д.). Вторые имеют целью преобразование экономического аспекта, то есть всего, что связано с управлением хозяйством (антимонопольный закон, акцизы, частный бизнес и т. д.). Социальные реформы направлены на само общество. Они позволяют улучшить или усложнить жизнь людей (изменение пенсионного возраста, социальная защита, предоставление рабочих мест и т. д.).
Реформы могут проводиться во всех сферах жизни общества, ибо нет того, что бы не поддавалось изменениям. Они могут иметь незначительные последствия, а могут тянуть за собой изменение общественного строя или смену власти: реформы Петра I, реформы 90-х годов прошлого столетия в России и т. д.
Революции
Многовариантность общественного развития - это не только реформы, но и революции. С латинского этого слово переводится как «переворот». Можно сказать, что революция - это процесс, противоположный реформам. Он предполагает качественное и количественное изменение многих или даже всех сфер жизни социума, которое достигается решительными действиями. Чаще всего это перевороты и бунты, которые несут за собой долговременные последствия. Революции могут быть долговременными и кратковременными. Первые могут длиться очень долго: например, неолитическая революция. Вторые длятся до года.
Инновации и модернизация
Ключевое понятие в их подходе - это общественно-экономическая формация. Если обобщить, то получается, что это то же самое, что и общество - социум, который находится на определенной ступени развития и рассматривается в единстве своих производственных и экономических сил, над коими обязательно должна быть надстройка. Она представляет собой некую идеологию или систему взглядов, присущую всему обществу, и играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, а также тесно переплетается с экономическими постулатами. Также должен присутствовать некий базис, который представляет собой определённый экономический строй, не зависящий от субъектов, которые вступают в экономические отношения.
В теории Маркса важное место занимают производительные силы - люди и средства производства, которые обладают необходимыми знаниями или навыками. Надстройка выбирается в зависимости от того, какой был выбран базис. Последний определяет основу формации и решает вопрос принадлежности общества к тому или иному типу.
Цивилизационный подход
Что такое многовариантность общественного развития? Это определение в цивилизационном подходе имеет ряд отличий от первого рассмотренного подхода:
- Объект исследования - не тип экономической системы, а общество индивидов, которое развивается в зависимости от своих потребностей и интересов.
- Человек рассматривается не только как производительный ресурс, но и как личность со своими нравственными, моральными и социальными принципами.
- Разные сферы жизни общества равны между собой (политик, культура, право, экономика). Экономическое развитие не играет главенствующей роли.
Многовариантность общественного развития: типы обществ
Есть три основных типа обществ:
- Традиционное, в котором главный фактор производства - это земля. Само оно направлено на получение пищи и выполняется посредством ручного индивидуального труда. Сельское хозяйство в таком обществе занимает около 80 %. Человек живет 40-50 лет. Характерные черты: закрытые социальные системы, нет никакого контакта с другими странами, низкая социальная мобильность.
- Индустриальное, в котором на первое место выходит промышленность и накопление капитала. Общество становится контролируемым, налаживаются связи с другими государствами, провозглашается власть закона.
- Постиндустриальное, в котором ценность имеют знания и услуги. Резко возрастает уровень автоматизации труда, повышается длительность жизни (более 70 лет). Общество остается контролируемым, возникает политический плюрализм, развивается демократия.
Как мы видим, многовариантность общественного развития (типы обществ мы рассмотрели выше) имеет много различий. Не все страны на сегодняшний день перешли к постиндустриальному виду. Что могут сделать государства, оставшиеся на индустриальной ступени? Составить план. Многовариантность общественного развития позволит подобрать необходимую стратегию развития на ближайшие годы для того, чтобы перейти к постиндустриальному типу.
Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких‑либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90‑х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития – реформа и революция – противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией (от англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser – современный) – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным . Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
1) дописьменные и письменные ;
2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).
Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно‑экономическая формация».
Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно‑экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно‑историческую смену общественно‑исторических формаций:
Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.
Термин «цивилизация» (от лат. civis – гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
– как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
– как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
– как синоним культуры (например, А. Тойнби);
– как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889–1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – западную и восточную.
Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация – на локально‑региональном, уникальном, своеобразном.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.
Образец задания
B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: Революция.
Многовариантность общественного развития. Типология обществ
Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать) - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) Виды:
Прогрессивные (реакционные) (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II)
Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контрреформы» Александра III)
Революция (от лат. revo-lutio - поворот, переворот) - это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
Долговременные (например, неолитическая революция - 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
4. Отношения власти
Принцип разделения властей. Сослов-но-представитель-ные структуры. Парламентаризм
Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности
Господство частной собственности
Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти - собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
Окончание табл. |
||
Западная | Восточная |
|
сравнения | цивилизация | цивилизация |
6. Отношение | Стремление к про- | Стремление к воспроиз- |
к прогрессу | грессу, постоянное | водству самих себя, под- |
изменение форм де- | держанию традиционно- |
|
ятельности, исполь- | го образа жизни. |
|
зование новаций. | Развитие общества носит |
|
Развитие общества | циклический характер |
|
носит постепенный, | ||
поступательный ха- | ||
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.
Понятие общественного прогресса
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
Различные взгляды на направленность общественного развития
Французские просветители - история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
Религиозные течения - преобладание регресса во многих сферах жизни общества.
Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби - движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.
Современные исследователи - положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.
Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии
Прогресс (от лат. progres-sus - движение вперед, успех) - это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus - обратное движение) - это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Относительность прогресса
Есть области, к которым понятие прогресса не применимо
Противоречивость прогресса
Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Критерии общественного прогресса.
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Развитие производительных сил, включая самого человека.
Прогресс науки и техники.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека - в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жишью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.