Общие рекомендации по совершенствованию работы администраций муниципальных образований и выполнению ими своих функций. Комплекс мер по совершенствованию охраны здоровья населения российской федерации Развитие системы социальных служб для незащищенных и сл
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Органы власти в современной России…………………..…………………….5
1.1. Природа местной власти…………………………………..………..5
1.2. Развитие органов местной власти в постперестроечной России…………………………………………………………….…..6
1.3. Итоги соцопросов……………………………...…………………..28
2. Существующие программы и разработки ближайшего будущего………..38
2.1. Профилактика наркомании………………………………………….38
2.2. Перспективы улучшения обслуживания населения в ближайшем будущем…………………………………………………………………...43
2.3. Формирование электронного правительства……………………….50
3.1. Анализ ситуации информированности местного сообщества о действиях местных органов власти в городе Москва…………….…….55
3.2. Главные цели и приоритетные направления преобразований…….56
3.3. Шаги по повышению информированности местного сообщества о действиях местных органов власти……………………………………...57
3.4. Механизмы совершенствования органов местной власти на примере других стран и областей…………………….………………….59
3.5. PR компании органов местного самоуправления………………….55
Заключение……………………………………………………………………….56
Список использованной литературы…………………………………………...59
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….63
Введение
Главная угроза для всех нас состоит в чрезвычайно низком уровне понимания всеми нами важности того, что происходит вокруг, в каком мире мы живем, что происходит на соседней улице, и что делает наше руководство для решения социальных проблем и проблем повышения уровня жизни населения.
Успешная работа городской администрации всех уровней, развитие местной власти во многом зависят от эффективности их информационного взаимодействия с населением.
Первой проблемой я ставлю оценку взаимодействия администрации и населения, и повышение показателей: уровня информированности населения о событиях городской и местной жизни, работы самой администрации по решению социальных проблем, интенсивность использования для этой цели многообразных источников информации и оценки местным сообществом работы администрации по информированию населения.
Отдельная проблема - отказ в предоставлении информации. 90% опрошенных журналистов отметили, что регулярно сталкиваются с ситуацией, когда им отказывают в предоставлении информации. На первом месте по отказам опять же оказались органы местной исполнительной власти. Здесь требуется отдельное исследование и разработка отдельной концепции решения проблемы. Потому как причины этого могут находится очень глубоко, а причиной многие считают: некомпетентность руководства, и (или) их коррупционность чиновников местной власти. И по большому счету эта проблема сводит на нет все усилия по воплощению предлагаемой мною концепции.
Следует вести работу по обоим направлениям и начать без условно стоит с последнего, но в этой концепции будет лишь рассмотрена первая проблема, и предложен механизм ее решения. С абстрагированием от проблемы отказа предоставления информации.
Объектом исследования в данной работе выступила местная власть г.Москвы и области.
Целью данного исследования являлось: являлось установить основные проблемы работы органов власти, предложить основные пути их решения.
Задачи, которые я ставил в процессе написания работы:
Установить понятие местной власти
Выявить основные проблемы органов местной власти
Предложить наиболее оптимальные и прогрессивные пути решения выявленных проблем.
1. Органы власти в современной России
1.4. Природа местной власти
Органы власти в России имеют мощные исторические корни. Российская государственность, насчитывающая более одиннадцати веков, состоялась во многом благодаря местному самоуправлению. Начиная с первых государственных образований на территории современной России (Киевская Русь, Новгородское государство, Московское государство и др.), органы власти было мощным системообразующим фактором.
Развитию местной власти на протяжении веков противостоял процесс централизации государственного управления. Централизация государственного управления, необходимая в условиях внешней угрозы, в условиях мирного развития ослабляет государственный организм, делает его неконкурентоспособным, так как прямым следствием централизации является подавление социальной активности, что равнозначно невостребованности интеллектуального потенциала нации - основного фактора развития.
По своей природе органы власти - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный конституционно-правовой статус. В соответствии с Конституцией России органы власти признается как политический институт в системе народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местной власти.
Органы власти занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.
Поэтому при проектировании государственного строительства органы власти нельзя рассматривать только как властный институт или как институт гражданского общества. Он гармонично сочетает в себе и государственную, и общественную составляющую, а в качестве механизма согласования интересов Общества и Государства он также является фактором повышения экономической эффективности и конкурентоспособности государства.
В отношениях с государством институт местной власти выражает интересы территориальных сообществ. В отношениях государства с локальными сообществами он, по существу, является проводником интересов государства, так как отстаивает целостность социально-территориального пространства и его развитие. Ослабление одной из названных составляющих местной власти (общественной или государственной) ведет к дисбалансу интересов государства и общества, что, как правило, завершается кризисом государственности.
Таким образом, сильное государство - это не централизованное государство. Одним из условий, необходимым для формирования сильного, конкурентоспособного государства, является наличие политических, социальных и экономических механизмов, обеспечивающих реальное согласование и реализацию интересов государства и местных сообществ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О мерах по совершенствованию работы управ районов города Москвы с населением
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2010 года N 1094-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 2, 11.01.2011);
постановлением (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 21, 10.04.2012);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 72, 30.12.2013);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 21, 15.04.2014);
постановлением Правительства Москвы от 27 мая 2014 года N 283-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 29.05.2014);
постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2015 года N 420-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 39, 16.07.2015) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года).
________________
В целях совершенствования системы выполнения государственных функций органами исполнительной власти города Москвы, улучшения работы с населением, повышения эффективности работы управ районов города Москвы Правительство Москвы
постановляет:
1. Пункт утратил силу - ..
2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
5. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
6. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
8. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
9. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
10. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
11. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
12. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
13. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
14. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
15. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
16. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
17. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
18. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
19. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП ..
20. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 18 мая 2010 года N 403-ПП):
20.1. В пункте 3 постановления слова "не менее 30 процентов" заменить словами "не менее 50 процентов".
20.2. Дополнить приложение 2 к постановлению пунктом 2.8.3 в следующей редакции:
"2.8.3. Организует работу межведомственной районной комиссии по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков по обеспечению приема, регистрации заявлений от населения на детский отдых и оздоровление, рассмотрения их по мере поступления, но не реже одного раза в квартал.".
20.3. Пункты 2.8.3-2.8.18 приложения 2 к постановлению считать соответственно пунктами 2.8.4-2.8.19.
21. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 27 мая 2014 года N 283-ПП ..
22. Утвердить Положение о содействии развитию форм общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы (приложение 5).
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 894-ПП)
____________________________________________________
Пункт 22 предыдущей редакции считается пунктом 23 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 894-ПП .
____________________________________________________
23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы Шуленина В.В.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2013 года N 894-ПП .
Временно исполняющий обязанности
Мэра Москвы
В.И.Ресин
Приложение 1. Перечень органов исполнительной власти города Москвы, ответственных за внесение изменений в правовые акты города Москвы в связи с дополнительными полномочиями управ районов города Москвы (утратило силу)
____________________________________________________________________
Приложение утратило силу - постановление
Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП . -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Приложение 3. Перечень регламентов взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по выполнению государственных функций (утратило силу)
____________________________________________________________________
Приложение утратило силу - постановление
Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП . -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Приложение 4. Предложения по перечню показателей социально-экономического паспорта района города Москвы (утратило силу)
____________________________________________________________________
Приложение утратило силу - постановление
Правительства Москвы от 28 марта 2012 года N 116-ПП . -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Приложение 5. Положение о содействии развитию форм общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы
Приложение 5
к постановлению Правительства Москвы
от 12 октября 2010 года N 938-ПП
(Дополнительно включено
постановлением Правительства Москвы
от 24 декабря 2013 года N 894-ПП)
Положение о содействии развитию форм общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует общественные отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации - жителями города Москвы (далее - жители города Москвы) гарантированного права на непосредственное участие в управлении делами государства и возникающие в процессе осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы (далее - общественный контроль).
1.2. Для целей настоящего Положения под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля по наблюдению, проверке и оценке соответствия общественным интересам деятельности органов исполнительной власти города Москвы.
2. Правовое регулирование общественного контроля
Правовое регулирование в области общественного контроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , законами города Москвы, постановлениями Правительства Москвы, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами города Москвы.
3. Цели осуществления общественного контроля
3.1. Защита и обеспечение общественных интересов.
3.2. Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
3.3. Повышение уровня участия жителей города Москвы и их объединений в государственном управлении.
3.4. Реализация инициатив жителей города Москвы, направленных на продвижение и защиту общественных интересов.
3.5. Повышение уровня доверия жителей города Москвы к деятельности государства и его органов, обеспечения прозрачности этой деятельности, обеспечения обратной связи между обществом и государством, предупреждения и разрешения социальных конфликтов.
3.6. Формирование и развитие гражданского правосознания.
3.7. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы, снижение рисков принятия и реализации органами исполнительной власти города Москвы противоправных и противоречащих общественным интересам решений.
3.8. Устойчивое и благополучное развитие общества и государства.
4. Принципы осуществления общественного контроля
4.1. Добровольность участия в осуществлении общественного контроля.
4.2. Самостоятельность субъектов общественного контроля.
4.3. Информационная открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти города Москвы.
4.4. Законность действий субъектов общественного контроля.
4.5. Объективность и достоверность.
4.6. Недопустимость воспрепятствования осуществлению общественного контроля.
4.7. Многообразие форм общественного контроля.
4.8. Достижение баланса интересов в развитии города Москвы и улучшении условий жизни населения города Москвы.
4.9. Учет социальной составляющей при принятии решений органами исполнительной власти города Москвы.
5. Субъекты общественного контроля
Субъектами общественного контроля являются жители города Москвы, а также их объединения.
6. Формы и механизмы общественного контроля
6.1. Общественный контроль осуществляется в следующих формах:
6.1.1. Участие в деятельности Общественной палаты города Москвы.
6.1.2. Создание и функционирование общественных советов административных округов города Москвы.
6.1.3. Создание и функционирование общественных советов, комиссий при органах исполнительной власти города Москвы.
6.1.4. Создание и функционирование порталов Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6.1.5. Проведение публичных слушаний.
6.1.6. Проведение встреч с населением должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы и членов Правительства Москвы.
6.1.7. Размещение информации о деятельности органов исполнительной власти города Москвы, в том числе о принятых ими решениях, на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6.1.8. Общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов города Москвы.
6.1.9. Проведение семинаров, форумов, круглых столов, совещаний с участием представителей общественности.
6.1.10. Проведение опросов общественного мнения.
6.1.11. Иные формы, не запрещенные законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
6.2. Жители города Москвы вправе участвовать в реализации механизмов общественного контроля как самостоятельно, так и через представителей: общественные объединения, общественных советников.
6.3. Общественные советники - жители города Москвы, принимающие добровольное участие в осуществлении общественного контроля, создании благоприятной среды проживания, повышении качества взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением города Москвы.
6.4. С общественным советником орган исполнительной власти города Москвы заключает соглашение о взаимодействии.
6.5. Деятельность общественного советника основана на добровольности, взаимном уважении, открытости, учете интересов жителей города Москвы.
6.6. Общественный советник при осуществлении своей деятельности обязан:
6.6.1. Обеспечивать взаимодействие жителей многоквартирного дома, в котором он проживает, соседних многоквартирных домов с управой района города Москвы, иными органами исполнительной власти города Москвы.
6.6.2. Ответственно и сознательно относиться к исполнению возложенных на него функций.
6.6.3. Избегать действий, способных нанести вред его репутации, репутации органов государственной власти города Москвы.
6.6.4. Своевременно доводить до сведения жителей многоквартирного дома, в котором он проживает, и соседних многоквартирных домов актуальную информацию о деятельности органов государственной власти города Москвы, в том числе о результатах встреч должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы с населением, а также о принятых решениях органов исполнительной власти города Москвы.
6.7. Общественный советник при осуществлении своей деятельности взаимодействует, в том числе с использованием подвижной радиотелефонной связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 4 апреля 2014 года N 162-ПП .
6.7.1. С жителями многоквартирного дома, в котором он проживает, и соседних многоквартирных домов.
6.7.2. С управой района города Москвы, префектурой административного округа города Москвы, иными органами исполнительной власти города Москвы, их должностными лицами.
6.7.3. С правоохранительными органами по вопросам обеспечения общественного порядка.
6.7.4. С товариществами собственников жилья, советами многоквартирного дома, управляющими компаниями, эксплуатирующими организациями.
6.7.5. С общественными объединениями, некоммерческими организациями, инициативными группами граждан.
6.8. Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 4 апреля 2014 года N 162-ПП ; утратил силу с 16 июля 2015 года - постановление Правительства Москвы от 7 июля 2015 года N 420-ПП , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года..
7. Права и обязанности субъектов общественного контроля
7.1. При проведении мероприятий по общественному контролю субъекты общественного контроля вправе:
7.1.1. Получать достоверную и полную информацию от органов исполнительной власти города Москвы по вопросам их деятельности.
7.1.2. Обращаться в органы исполнительной власти города Москвы, к должностным лицам органов исполнительной власти города Москвы по вопросам их деятельности, в том числе направлять на рассмотрение органов исполнительной власти города Москвы, должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения о повышении эффективности их деятельности.
7.1.3. Обжаловать неправомерные действия (бездействия) и решения органов исполнительной власти города Москвы, их должностных лиц в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
7.2. При проведении мероприятий по общественному контролю субъект общественного контроля обязан:
7.2.1. Соблюдать требования законодательства Российской Федерации и правовых актов города Москвы.
7.2.2. Не препятствовать деятельности органов исполнительной власти города Москвы.
7.2.3. Отказаться от участия в осуществлении общественного контроля при наличии конфликта интересов.
7.2.4. Не разглашать сведения, полученные им при осуществлении общественного контроля и относящиеся к частной жизни лиц, без их согласия.
8. Заключительные положения
8.1. Органы исполнительной власти города Москвы не вправе препятствовать осуществлению общественного контроля.
8.2. Органы исполнительной власти города Москвы учитывают результаты общественного контроля при планировании своей деятельности.
8.3. Настоящее Положение не ограничивает право субъектов общественного контроля на осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы в ином, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы порядке.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Правоохранительные органы как составная часть государственной власти. Система органов государственной власти. Правоохранительные органы: сущность, структура, основные функции. Проблемы интеракции студенческой молодежи и правоохранительных органов.
дипломная работа , добавлен 27.07.2015
Теоретические основы смертности, анализ ее факторов и причин. Реализация демографической политики в России, основные направления деятельности федеральных органов власти по снижению смертности на примере демографической ситуации в Чувашской Республике.
дипломная работа , добавлен 15.02.2011
Власть в историко-социологической перспективе. Проблема власти в истории социологии XIX - начале XX вв. Феномен власти в социологии XX-XXI вв. Социологические проблемы изучения современной власти. Социологический анализ современной российской власти.
курсовая работа , добавлен 20.03.2014
Понятие власти и ее природа. Период становления личной собственности как один из ключевых и переломных моментов в зарождении и эволюции власти. Политические взгляды Платона и Аристотеля. Оригинальная теория общества и государства Никколо Макиавелли.
реферат , добавлен 13.03.2011
Социальная политика в Российской Федерации. Зарубежный опыт организации соцобеспечения населения местными органами власти. Анализ функционирования органов местного самоуправления и предложения по улучшению качества их работы в аспекте социальной защиты.
курсовая работа , добавлен 16.12.2013
Сущность информации и роль процесса информатизации в современном обществе. Информационная открытость и транспарентность власти как основа публичной политики. Государственная информационная политика в развитии информационного общества Российской Федерации.
дипломная работа , добавлен 06.02.2018
Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь. Понятие и сущность исполнительных комитетов, их уровни: первичный, базовый и областной. Формы и методы работы с населением по месту жительства. Способы социальной поддержки пожилых людей.
27823 0
Последовательная реализация государственной политики в сфере здравоохранения, выполнение федеральных и региональных медико-социальных программ позволили достичь определенных результатов по сохранению здоровья жителей Российской Федерации, улучшению деятельности системы здравоохранения.
Повысилась заинтересованность органов государственной власти, руководителей организаций и предприятий области в решении проблем охраны здоровья граждан.
Однако, несмотря на принимаемые меры, в здравоохранении России остается ряд нерешенных проблем. Среди них сохраняющееся несоответствие между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.
Отмечается недостаточная доступность медицинской помощи, особенно для наименее обеспеченных слоев населения, и высокая дифференциация муниципальных образований в показателях здоровья населения и обеспечении здравоохранения необходимыми ресурсами. Нарастает коммерциализация государственного и муниципального здравоохранения, одной из причин чего является отсутствие эффективных действующих механизмов государственного регулирования в этой сфере.
Несмотря на выделяемые государством для развития здравоохранения дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы, эффективность их использования остается невысокой. Отсутствие адаптированной к рыночным механизмам системы мотивации груда не позволяет сполна использовать имеющиеся резервы работников здравоохранения для повышения объема и качества оказываемой населению медицинской помощи. Остались нерешенными ряд вопросов, связанных с подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров работников здравоохранения, выработкой комплекса мер по их социальной защите.
У большей части населения отсутствует мотивированное ценностное отношение к собственному здоровью как к необходимому жизненному ресурсу, что, в свою очередь, оказывается главным фактором, препятствующим формированию среди населения здорового образа жизни. По-прежнему большое влияние на состояние общественного здоровья имеют поведенческие факторы и вредные привычки: распространенность алкоголизма, табакокурения, отсутствие интереса к занятиям физической культурой среди значительной части населения.
Несмотря на наметившуюся позитивную тенденцию, показатель средней продолжительности предстоящей жизни в РФ остается на низком уровне (мужчины — 61,8; женщины — 74,2 года) и отстает от ряда развитых стран. Например, в Японии этот показатель составляет для мужчин 78,6, для женщин — 85,6, в Норвегии соответственно 77,8 и 82,8, в Швеции — 78,5 и 82,9 года.
Сохраняется высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего по причине сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, дорожно-транспортных происшествий. В заболеваемости населения увеличивается доля невротических и психических расстройств, по причине употребления алкоголя, психотропных веществ, отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда, нарушением санитарно-гигиенических норм и правил.
Продолжается углубление дифференциации показателей здоровья населения в зависимости от социального и имущественного положения. Остается высокой заболеваемость инфекционными и социально значимыми болезнями, на распространенность которых по-прежнему значительное влияние оказывает недостаточный уровень жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др.).
Медико-социальная диагностика и анализ проблем, характеризующих современное состояние здоровья населения, а также изучение социальных запросов общества в сфере здравоохранения позволили авторам разработать, научно обосновать и представить в МЗиСР РФ комплекс мер по совершенствованию здравоохранения на региональном уровне.
Эти меры, в частности, вошли в комплекс мер по развитию здравоохранения РФ на период до 2020 года, которые были рассмотрены и одобрены II Съездом Российской общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья».
Таким образом, приоритетные направления совершенствования системы здравоохранения следующие:
1. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными регионами РФ и экономически развитыми странами.
2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин.
3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста.
4. Снижение уровня социально значимых заболеваний.
5. Сокращение распространенности инфекционных болезней.
6. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания.
7. Формирование здорового образа жизни.
8. Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью.
9. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения.
10. Создание необходимых условий для инновационного развития здравоохранения.
11. Модернизация системы подготовки и переподготовки кадров в здравоохранении.
12. Совершенствование законодательной базы здравоохранения.
1. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными регионами РФ и экономически развитыми странами
Существующий в настоящее время разрыв показателей здоровья населения России и экономически развитых стран в первую очередь связан с отсутствием научно обоснованной государственной политики в области охраны здоровья граждан, недостаточным ресурсным обеспечением отрасли, а также несовершенством механизмов эффективного использования выделяемых на нужды здравоохранения материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов.Для решения этой проблемы необходима, прежде всего, реализация следующих мер:
Разработка и обеспечение реализации (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) эффективной государственной политики в сфере охраны здоровья граждан;
. введение индекса гуманитарного развития в качестве критерия оценки социально-экономического развития регионов;
. проведение анализа причин выявленных различий показателей здоровья населения из разных социально-экономических групп;
Введение мониторинга и оценки эффективности мероприятий, осуществляемых с целью ликвидации имеющихся различий показателей здоровья населения в отдельных социально-экономических группах;
. обеспечение большей доступности медико-социальной помощи для малообеспеченных групп населения за счет гибкой системы льгот, пособий и др.
2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин
От реализации этого приоритетного направления развития здравоохранения во многом зависит ответ на вопрос, сумеет ли Россия в обозримом будущем выйти из демографического кризиса или нет.Именно поэтому необходимо ставить и решать стратегические задачи по снижению показателя младенческой смертности в среднем по Российской Федерации до 7,5%о (в субъектах РФ, достигших этого значения, — снижение этого показателя до среднеевропейского уровня); сокращению не менее чем на 50% уровня смертности и инвалидности, связанных с несчастными случаями и актами насилия среди детей; сокращению числа детей, рождающихся с массой тела менее 2500 г, по крайней мере, на 20%; снижению показателя материнской смертности в среднем по Российской Федерации до 18,5 на 100 тыс. живорожденных (в субъектах РФ, достигших этого значения, — снижение этого показателя до среднеевропейского уровня).
Важнейшими являются задачи по сокращению случаев смертности и инвалидности среди школьников и подростков (связанных с актами насилия и несчастными случаями), по крайней мере, на 50%; сокращению числа молодых людей, которым свойственны вредные привычки поведения, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя на 30%; уменьшению числа беременностей у девочек-подростков, по крайней мере, на 25%.
Для достижения этих задач необходимо выполнение следующего комплекса мер:
Расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию детей всех возрастов;
. увеличение объемов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи детям;
. внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей;
. создание в стране сети современных перинатальных центров;
. обеспечение родильных домов современным медицинским оборудованием и специальным санитарным транспортом;
. развитие служб планирования семьи и безопасного материнства;
. интеграция родовспомогательных учреждений с обшей лечебной и специализированной сетью;
. внедрение принципов ВОЗ по интегрированному ведению болезней детского возраста;
. внедрение критериев ВОЗ для присвоения статуса «Больница доброжелательного отношения к ребенку»;
. приближение служб первичной медико-санитарной помощи к условиям повседневной жизни школьников и подростков (домашняя среда, школы и другие учебные заведения, места отдыха);
. разработка и реализация региональных медико-социальных программ по улучшению здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов;
. разработка и реализация межведомственных программ по проблемам наркомании, самоубийств, употребления алкоголя, предупреждению несчастных случаев;
. реализация концепции ВОЗ по формированию школ, содействующих укреплению здоровья;
. внедрение критериев ВОЗ для присвоения статуса «Больница доброжелательного отношения к подростку» и др.
3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста
Это приоритетное направление, безусловно, имеет не только медико-социальное, но и политическое значение.Люди, проработавшие десятки лет и достигшие пожилого возраста, вправе требовать от общества более высокого уровня медицинской помощи. В этом случае перед здравоохранением встают задачи по повышению, по крайней мере, на 5-7% показателя средней продолжительности предстоящей жизни, а также увеличению на 30-50% числа людей в возрасте 80 лет, обладающих таким уровнем здоровья, который позволяет им сохранять независимость, самоуважение и надлежащее место в обществе.
Достижение этих результатов, конечно, не является задачей только одной системы здравоохранения.
Для их решения необходим межсекторальный подход с реализацией следующего комплекса мер:
Координация деятельности служб здравоохранения и социальной защиты;
. развитие первичной медико-санитарной помощи с учетом реальной потребности пожилых людей;
. систематические профилактические меры, направленные на улучшение слуха, подвижности (замена головки тазобедренного сустава), зрения, протезирование зубов;
. организация гериатрической службы во всех субъектах РФ;
. улучшение качества и доступности реабилитационной помощи;
. подготовка специалистов в области паллиативной помощи;
. развитие сети больниц для инкурабельных больных (хосписов);
. создание условий для достойного ухода пожилых больных людей из жизни (предоставление возможности умирать в том месте, которое они выберут, и в окружении тех людей, которых они хотели видеть, по возможности без боли и мучений) и др.
4. Снижение уровня социально значимых заболеваний
Долгие годы это приоритетное направление в здравоохранении остается скорее политической декларацией, нежели системой целенаправленных, ориентированных на конкретные результаты действий, подтверждением чему служит анализ распространенности и социально-экономических последствий социально значимых заболеваний, представленный в разделе - Проведение углубленного исследования структуры и уровня «социопатий», выявление их основных тенденций и причинно-следственных связей позволяют научно обосновать комплекс взаимосвязанных задач по их профилактике и снижению.К этим задачам, прежде всего, следует отнести необходимость сокращения показателей смертности, связанной с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в среднем на 40%; сокращение смертности от злокачественных новообразований различных локализаций, по крайней мере, на 15% и уменьшение смертности вследствие рака легких на 25%; сокращение на 30% числа ампутаций, слепоты, почечной недостаточности и других серьезных расстройств, связанных с сахарным диабетом.
В числе этого комплекса задач важнейшими также являются снижение показателей заболеваемости, инвалидности и смертности, связанных с хроническими болезнями органов дыхания, костно-мышечными нарушениями и другими распространенными хроническими болезнями; профилактика психических расстройств и сокращение числа самоубийств, по крайней мере, на 30%; сокращение, смертности и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий и других несчастных случаев, по крайней мере, на 30%.; обеспечение снижения уровней распространенности и смертности, связанных с ВИЧ-инфекцией, СПИДом и другими заболеваниями, передаваемыми половым путем и др.
Для решения этих задач и достижения конкретных результатов необходима реализация комплекса мер, причем дифференцированных по каждому из социально значимому заболеванию в отдельности.
Профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний:
Разработка и внедрение современных медицинских профилактических технологий для групп высокого риска по развитию сердечно-сосудистых осложнений;
. разработка современных методов профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений;
. разработка научно обоснованных программ по организации восстановительного лечения больных инсультом и острым инфарктом миокарда;
. создание эффективной системы профилактики артериальной гипертонии и ее осложнений;
. создание системы контроля над ходом выполнения мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии;
. совершенствование системы государственного регистра больных артериальной гипертонией;
. совершенствование методов реабилитации больных артериальной гипертонией и др.
Профилактика и лечение сахарного диабета:
Проведение исследований по изучению причин возникновения и механизмов развития сахарного диабета, его осложнений;
. совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения сахарного диабета;
. оснащение диабетологических подразделений специализированных учреждений здравоохранения необходимым оборудованием;
. организация работы школ для обучения больных сахарным диабетом;
. проведение мониторинга сахарного диабета и его осложнений;
. обеспечение функционирования государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом;
. создание мобильных лечебно-профилактических модулей, внедрение в клиническую практику современных лекарственных средств и диагностических систем и др.
Профилактика и лечение злокачественных новообразований:
Строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений, оказывающих помощь населению при онкологических заболеваниях;
. проведение исследований в области этиологии и патогенеза злокачественных новообразований;
. проведение научных исследований в области профилактики, диагностики и лечения злокачественных новообразований;
. информационная поддержка национального регистра веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека;
. обеспечение функционирования государственного регистра больных со злокачественными новообразованиями;
. совершенствование оказания специализированной медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями и др.
Профилактика и лечение психических расстройств и их последствий:
Улучшение психоэмоционального климата в быту и на производстве;
. систематическая подготовка участковых врачей, врачей обшей практики по вопросам диагностики и лечения депрессивных состояний;
. развитие системы психиатрических палат неотложной помощи;
. проведение фундаментальных и прикладных исследований по изучению факторов, влияющих на психическое здоровье;
. обучение населения рациональному поведению в экстремальных и стрессовых ситуациях и др.
Профилактика травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев:
. совершенствование современной системы санавиации и транспортировки пострадавших в кратчайшие сроки к месту оказания специализированной медицинской помощи;
. разработка и внедрение стандартов оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
. организация обучения персонала служб жизнеобеспечения (МВД, МЧС и др.) оказанию первой медицинской помощи;
. обеспечение взаимодействия, при оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП и ЧС, служб здравоохранения, МВД, МЧС, федеральных и региональных органов исполнительной власти;
. оснащение современным медицинским оборудованием, санитарным транспортом, средствами связи организаций здравоохранения, принимающих участие в оказании специализированной медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП, несчастных случаев и др.
Борьба с ВИЧ-инфекцией:
Реализация программ обмена использованных инъекционных игл на новые для лиц, вводящих внутривенно наркотики;
. обеспечение широкого доступа к презервативам, другим средствам индивидуальной защиты;
. обеспечение безопасности крови с помощью надлежащего скрининга и тестирования донорской крови и препаратов крови;
. обеспечение эффективного, анонимного лечения лиц с заболеваниями, передаваемыми половым путем, и др.
Профилактика и лечение туберкулеза:
Активное выявление больных туберкулезом с помощью микроскопического исследования мокроты и целевых флюорографических осмотров;
. проведение на общенациональном уровне и в соответствии с рекомендациями ВОЗ программы борьбы с туберкулезом, основанной на стратегии DOTS;
. регулярная и бесперебойная поставка всех основных противотуберкулезных препаратов;
. развитие специальных служб наблюдения за населением из таких групп риска, как мигранты, лица без определенного места жительства, ВИЧ-инфицированные и др.
5. Сокращение распространенности инфекционных болезней
Несмотря на значительные результаты, достигнутые в профилактике, ранней диагностике и лечении инфекционных болезней, в системе здравоохранения имеются достаточные резервы, а каждый год появляются и новые возможности для дальнейшего сокращения распространенности инфекционных заболеваний.С учетом последних научных достижений в области эпидемиологии инфекционных заболеваний на ближайшее десятилетие вполне реально достижение следующих результатов:
Проведение комплекса противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения гриппа A/HI N1;
. снижение показателя распространенности дифтерии до уровня не более 0,1 случая на 100 тыс. населения;
. сокращение числа новых случаев передачи вируса гепатита В не менее чем на 80%;
. снижение распространенности эпидемического паротита, коклюша и инвазийных инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae типа b, до уровня не более 1 случая на 100 тыс. населения;
. сокращение показателя распространенности врожденного сифилиса и краснухи до уровня не более 0,01 случая на 1000 живорожденных;
. выполнение в полном объеме национального календаря вакцино-профилактики и др.
6. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания
Решение проблемы обеспечение здоровой и безопасной среды обитания человека становится все более актуальной в связи с возросшим числом техногенных катастроф, загрязнением окружающей среды, угрозы нарушения экологического равновесия.Эта проблема, наряду с проблемой формирования здорового образа жизни, является определяющей в сохранении и улучшении здоровья населения и должна решаться на государственном уровне с участием институтов.
Важнейшая роль в ее решении отводится службе Роспотребнадзора. Население страны должно проживать в условиях безопасной окружающей среды, в которой воздействие опасных для здоровья факторов не превышает предусмотренных международными стандартами. Необходимо обеспечить значительное сокращение содержания физических, химических и микробных загрязнителей в водной и воздушной среде, а также в отходах и почве, представляющих угрозу для здоровья.
При этом надо предоставить населению всеобщий доступ к достаточным запасам питьевой воды удовлетворительного качества. Приоритетной задачей национальной безопасности становится профилактика природных и техногенных катастроф и борьба с их последствиями.
Для решения этих задач в первую очередь необходима реализация следующего комплекса мер:
. совершенствование социально-гигиенического мониторинга, интегрированного в структуру органов исполнительной власти и местного самоуправления;
. создание геоинформационной системы, отражающей пространственно-временные взаимоотношения факторов среды обитания и здоровья населения;
. снижение риска заболеваемости в 1,2-1,4 раза в зависимости от напряженности санитарно-эпидемиологической ситуации при условии снижении антропотехногенной нагрузки на 1,0%;
. создание механизма прогностического анализа последствий политических решений в области гигиенической безопасности;
. районирование среды обитания с гигиеническим ранжированием территорий по степени опасности негативного влияния на здоровье;
. зашита биосферы по критериям допустимой антропотехногенной нагрузки на окружающую природную среду и др.
7. Формирование здорового образа жизни
Состояние здоровья населения, как известно, более чем на 50% зависит от образа жизни человека, поэтому формирование здорового образа жизни среди населения служит ключом в решении многих проблем, связанных со снижением заболеваемости, инвалидизации, смертности населения, увеличением средней продолжительности предстоящей жизни.К сожалению, приходится констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни последние десятилетия практически выпала из системы общественных и государственных приоритетов, что в результате негативно сказалось на состоянии здоровья граждан Российской Федерации.
Потребуются многие годы для формирования у населения поведенческих стратегий приверженности к здоровому образу жизни, появления доминанты ценностного отношения к своему здоровью. Но эту работу надо начинать сейчас, с постановки конкретных задач и определения реально достижимых результатов.
Какие задачи по формированию у населения здорового образа жизни представляется необходимым решить в ближайшее десятилетие? Прежде всего, надо добиться увеличения, по крайней мере, на 25-30% числа лиц, систематически занимающихся физической культурой, снижения распространенности избыточной массы тела на 20-30%, расширения ассортимента и доступности безопасных для здоровья продуктов питания.
Для минимизации негативного влияния на здоровье, прежде всего детей, вредных привычек, необходимо принять меры для увеличения доли некурящих среди лиц старше 17 лет, по крайней мере, до 50%, и до 95% среди лиц, не достигших 15 лет; снижения потребления алкоголя на душу населения до 10 л в год и исключение случаев употребления алкоголя лицами, не достигшими 15 лет. К числу таких же приоритетных задач следует отнести снижение распространенности употребления психоактивных препаратов, по крайней мере, на 25%, и случаев смертей, связанных с этим, по крайней мере, на 50%.
Безусловно, это приоритетнейшие задачи различных общественных и социальных институтов, государства в целом, но здравоохранение в решении их должно играть не последнюю роль.
При этом к первоочередным мерам с участием здравоохранения в решении поставленных задач можно отнести следующие:
. разработку и принятие «Кодекса здорового образа жизни»;
. формирование у населения поведенческих стратегий приверженности здоровому образу жизни;
. создание условий для повышения ценностного отношения населения к своему здоровью;
. подготовку специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни;
. обучение граждан здоровому образу жизни с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения;
. организацию школ пациентов (больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.);
. развитие служб анонимного лечения алкоголиков и наркоманов;
. развитие сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов и др.
8. Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью
Как было отмечено ранее, одной из болезненных проблем современного здравоохранения является сохраняющееся несоответствие между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.Достижение такого соответствия путем совершенствования механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью должно быть приоритетным направлением деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для решения этой задачи целесообразна реализация следующего комплекса мер:
. совершенствование законодательства по обеспечению равенства прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, одинаковой по объему и качеству, во всех субъектах РФ;
. повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение населения гарантированной бесплатной медицинской помощью;
. разработка единых для всех субъектов РФ стандартов (протоколов) ведения больных;
. совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разделение бесплатных и платных медицинских услуг в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
. широкая информированность граждан о правах в получении бесплатной медицинской помощи и др.
9. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения
В современных условиях одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения служит формирование новой системы управления.Системы, которая обеспечивала, прежде всего, эффективное использование материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов, направляемых в отрасль. Без решения этой задачи дальнейшее наращивание ресурсного потенциала системы здравоохранения будет не эффективным.
Остается актуальной задача по разграничению полномочий в сфере здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления здравоохранения. Без этого не избежать бесконечного дублирования функций органов управления здравоохранением и отдельных медицинских учреждений (федеральных, региональных, муниципальных) в оказании тех или иных видов медицинской помощи, особенно высокотехнологических.
Требует дальнейшего продолжения работа, начатая Министерством здравоохранения РФ в 90-е годы прошлого столетия по стандартизации. Совершенствование управления отраслью, повышение качества медицинской помощи, эффективное использование ресурсов не мыслимы без разработки и установления соответствующих нормативов, правил, требований, технологических регламентов для производства медицинских товаров и услуг.
Особого внимания требует разработка научно-обоснованных подходов к формированию стандартов (протоколов) ведения больных по различным видам медицинской помощи на всех этапах ее оказания.
Постановка «па поток» высокотехнологичных медицинских услуг, создание новых медицинских центров, которые позволят сократить сроки ожидания и обеспечат доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи пациентам независимо от их места жительства, требуют скорейшей разработки клинических протоколов ведения больных по этим видам медицинской помощи.
Принципиально новые подходы должны внедряться для реализации таких важнейших функций управления, как планирование и прогнозирование. Эти подходы должны базироваться, прежде всего, на углубленном изучении здоровья населения, современных методах сбора и обработки информации, эффективных технологиях принятия управленческих решений.
В первую очередь надо разработать и внедрить организационно-правовые и экономические механизмы эффективного использования финансовых и других ресурсов. Создание таких механизмов видится возможным только на основе организации единой системы медико-социального страхования и переходе на одноканальную систему финансирования здравоохранения.
Определенные перспективы в повышении эффективности управления отраслью связаны с развитием правовых и организационных механизмов частно-государственного партнерства в здравоохранении.
Это касается, прежде всего, создания условий для участия организаций здравоохранения частных форм собственности в реализации территориальных программ государственных гарантий, государственной поддержки венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты в здравоохранении, поддержки развития бизнес-ассоциаций в здравоохранении и др.
О.П. Щепин, В.А. Медик