Портфолио профессиональной деятельности учителя-дефектолога методическая разработка по коррекционной педагогике на тему. Государственное общеобразовательное учреждение ярославской области "багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат.defektus -недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, профессиональной сферах.
3 слайд
Описание слайда:
1. Диагностическое направление. Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
4 слайд
Описание слайда:
Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности. Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении.
5 слайд
Описание слайда:
Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях. По окончании первичной диагностики оформляются протокол и заключение на учащегося
6 слайд
Описание слайда:
Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).
7 слайд
Описание слайда:
Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в карте динамического развития ребенка. Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей (лиц их заменяющих), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.
8 слайд
Описание слайда:
2. Коррекционное направление. Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
9 слайд
Описание слайда:
основные направления коррекционно-развивающей работы: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления); нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
10 слайд
Описание слайда:
3. Аналитическое направление. Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает: - системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; - создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка; - обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок; - профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика; - взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
11 слайд
Описание слайда:
Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь-октябрь, апрель-май). Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк. По итогам работы консилиума корригируется коррекционная работа дефектолога с учащимися, составляются комплексные рекомендации родителям и педагогам.
12 слайд
Описание слайда:
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление. Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития. Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.
13 слайд
Описание слайда:
5. Организационно - методическое направление. Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на РПМПК для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения. При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.
14 слайд
Описание слайда:
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями, выступает инициатором выведения отдельных учащихся в специальные (коррекционные) учреждения, организует обследование учащихся на ПМПк.
Первая часть Портфолио содержит анализ профессональной деятельности и включает "Портрет дефектолога" и материалы, подтверждающие уровень профессиональной компетенции: социально-личностные, инструментальные, психолого-педагогические, самодиагностика. Материал может использоваться в аттестации учителя-дефектолога на высшую категорию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
"Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4"
ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учителя-дефектолога Петровой Елены Трофимовны
г. Ростов-на-Дону
2016 г.
ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Для того, кто никуда не плывет, не бывает попутного ветра |
||||
Гуманную педагогику может творить только гуманной души человек. Ее нельзя творить одним лишь интеллектом, интеллект нужно пропустить через доброе сердце, чтобы получилась добрая и радостная педагогика. Шалва Амонашвили |
||||
Петрова Елена Трофимовна | ||||
Регион | Ростовская область |
|||
Населенный пункт | Ростов-на-Дону |
|||
Место работы | ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям №4" |
|||
Должность | учитель-дефектолог |
|||
«Я люблю Ребёнка не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. И когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах Ребёнка сияет одухотворённость красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нём – частица моей души» (В. А. Сухомлинский) . |
||||
Визитная карточка
Образование: высшее дефектологическое.
Иркутский государственный педагогический институт; специализация: дефектология (олигофренопедагогика); специальность: учитель вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений; 1995 год.
Педагогический стаж работы: 30 лет.
Стаж работы в учреждении: 4 года.
Общий трудовой стаж: 30 лет.
Курсы повышения квалификации:
1. Повышение квалификации в РИПКиППРО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»» по программе «Коррекционная педагогика» (72 часа, 03-16.10.2016 года).
Награды, поощрения:
– Почётная грамота Мэра г. Читы 2009 г.;
– Почётная грамота Забайкальского краевого института повышения квалификации 2009 г.;
– Почётная грамота Забайкальского государственного гуманитарного педагогического университета 2010 г.;
– Почётная грамота комитета образования администрации городского округа "Город Чита" 2011 г. № 649
– благодарственное письмо Забайкальского государственного гуманитарного педагогического университета 2011 г;
– – грамоты ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4"
Должностные функции:
– руководитель отделения диагностики медико-психолого-педагогическо реабилитации, образовательного отделенияГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";
– член аттестационной комиссии ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";
– член психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";
– член состава научно-методического совета по инновационной деятельности ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4"»;
– член творческой группы педагогов ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";
Выпущены печатные издания:
1. Планирование коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития. Чита: 2008.
2. Электронное пособие "Логопедическая радуга" Чита 2012.
3. Логопедические тетради "Секреты трудных звуков" г. Чита 2012.
4. Концепция специального (коррекционного) детского дома №4 г. Ростов-на-Дону 2015
Домашний адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. 5-я Турнирная, 11 а.
Телефон: сотовый 8989-705-33-01
Мое педагогическое кредо
Кредо –
это личное убеждение, основа мировоззрения человека.
Варианты моего педагогического кредо, отраженного в словах классиков:
1. Гуманную педагогику может творить только гуманной души человек. Ее нельзя творить одним лишь интеллектом, интеллект нужно пропустить через доброе сердце, чтобы получилась добрая и радостная педагогика.
Шалва Амонашвили
2. Отдай частицу сердца своего
Тому, кто ждёт тепла, участия.
Ведь нет прекрасней ничего,
Чем подарить другому счастье!
Глаза ребёнка смотрят на тебя-
Его судьба лишила детства!
Пусть за него, как за себя,
Твоё болит и плачет сердце.
Пусть обретёт он добрый дом,
Забудет страх и униженье!
Оплачено большим трудом
В мир детства будет возвращенье!
Наградою за этот труд
Придут любовь и уваженье!
Глаза ребёнка не солгут
На вас взирая с восхищеньем!
Ведь детский дом, как покаянье
За мир жестокий и бездушный.
Дипломы, чин, образованье
Не оправдают равнодушья!
Случайный здесь не приживётся,
Экзамен выдержит лишь тот,
В ком сердце в тон ребячьим бьётся,
Кто их заботами живёт!
Здесь нет чужих - здесь наши дети!
И мы с тобой за них в ответе!
Из детских глаз больших и синих
Глядит доверчиво...Россия!
Резюме
ОБРАЗОВАНИЕ
1986 г. - Читинское педагогическое училище, специальность – воспитание в дошкольных учреждениях, квалификация - воспитатель дошкольных учреждений;
1995 г. – Иркутский государственный педагогический институт, специальность – дефектология (олигофренопедагогика) ; квалификация - учитель вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений
КУРСЫ
2016 г. – участие в курсах повышения квалификации.
2016 г. – участие в вебинарах учебно-методического портала УчМет:
- "Содержание адаптированной психолого-педагогической работы по ознакомлению с предметным окружением"
- Содержание психолого-педагогической работы по ознакомлению с предметным окружением (ФГОС ДО)
- Содержание психолого-педагогической работы по ознакомлению с миром природы (ФГОС ДО)
- «Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ (ФГОС)»;
- «Новые образовательные технологии: активные формы обучения (ФГОС)»;
- Коррекционная деятельность педагога с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии (ФГОС)
- Современные методы и технологии специального образования (ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)
- Особенности организации познавательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии (ФГОС ДО)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Педагогическая деятельность в обучении по разработанным адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с дошкольников ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости) в соответствии с профессиональным стандартом учителя-дефектолога:
- Организация деятельности дошкольников с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
- Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для дошкольников с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости;
- Осуществление диагностической и консультативной помощи
ТРУДОВОЙ ОПЫТ
2012-по настоящее время - ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4", должность: учитель-дефектолог.
2009–2012 гг. – МБДОУ «Центр развития ребёнка, детский сад №3» г. Читы, должность: заведующая.
2006–2009 гг. – МДОУ детский сад №15, должность: учитель-логопед, заместитель заведующей по УВР.
2002–2006 гг. – Институт повышения квалификации работников образования г. Читы и Читинской области, Центр коррекционной педагогики; должность: методист
1993–2002 гг. – МДОУ детский сад № 87 для детей с нарушением зренияг. Г. Читы, должность: учитель-логопед.
1991–1992 гг. – МДОУ детский сад № 28 г. Читы, должность: воспитатель.
1986–1991 гг. – МДОУ детский сад № 70 г. Читы, должность: воспитатель.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
ПК – опытный пользователь Word, участник межрегиональных, международных конференций по проблемам образования родителей, более пяти лет ведение научно-практической работы в «Лаборатории образования родителей» при ГОУ ВПО «ВГПУ».
ЛИЧНОСТНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА
Грамотная речь и приятный голос, способность организовать коррекционную работу с детьми и консультационную работу с воспитателями и приёмными родителями, ответственность в принятии решений, коммуникабельность, умение работать в команде, высокая обучаемость, энергичность, быстрая адаптация к новым условиям.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Социально-личностностные компетенции дефектолога
1. Управление процессом формирования взаимоотношений с детьми дошкольного возраста, приёмными и замещающими родителями:
2. Работа в команде:
3. Самодиагностика уровня профессиональной компетенции:
4. Профессиональное саморазвитие:
Компетенция | Владею | Результативность |
эмоциональное общение с детьми, приёмными и замещающими родителями, поддержка развития положительных взаимоотношений среди детей группы. Привлечение родителей к совместной деятельности (консультации, акции, праздники, развлечения, мастерские). | Разработка инновационного проекта на статус областной инновационной площадки "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечеия родителей к жизни в замещающих семьях" (Приказ, утверждённая программ а) |
|
Работа в команде | сотрудничество с коллегами (участие в совместных проектах, праздниках, разработка совместных сценариев, конспектов, мастер-классов и др.). | Участие в работе "Школа приёмных родителей"(приказ) |
Материалы "Работа с приёмными родителями" (электронный банк , фото ) |
||
Программа самообразования и саморазвития (утверждённая ) |
Инструментальные компетенции дефектолога
1. Установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов:
2. Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста:
3. Проектирование и планирование педагогического процесса:
4. Организация образовательного процесса:
Компетенция | Владею | Результативность |
Управление процессом формирования взаимоотношений с детьми дошкольного возраста, их родителями | эмоциональное общение с детьми, приёмными и замещающими родителями, поддержка развития положительных взаимоотношений среди детей группы. Привлечение родителей к совместной деятельности. | Участник инновационного проекта на статус областной инновационной площадки "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающих семьях" (консультации, акции, праздники, развлечения, мастерские ) |
Работа в команде | сотрудничество с коллегами | Участие в работе "Школа приёмных родителей" (участие в совместных проектах, праздниках, разработка совместных сценариев, конспектов, мастер-классов и др ). |
Самодиагностика уровня профессиональной компетенции | знание методики воспитания и развития ребенка, знание психологии ребенка, умение организовывать деятельность и общение детей, умение взаимодействовать с приёмными родителями, вести просветительскую деятельность, образовывать замещающих родителей. | Материалы "Работа с приёмными родителями" |
Профессиональное саморазвитие | умение рефлексировать свою педагогическую деятельность, разработка и реализация программы профессионального развития | Программа самообразования и саморазвития (утверждённая программа, аттестационный материал) |
Самодиагностика
Ф. И. О. Петрова Елена Трофимовна
Мероприятия | 2015-2016 | 2016–2017 |
Конкурсы | ||
Международный конкурс рисунков и поделок «Женский день"» | 1 место | |
Всероссийский конкурс рисунков и поделок по мотивам мультипликационного фильма "Маша и Медведь» | 3 место | |
Публикация в печатных изданиях | ||
Персональный сайт:htpp: infourok.ru учительский сайт/ Петрова-Елена Трофимовна | сертификат | |
Профессиональный сайт учителя-дефектолога | ||
Адаптированная программа «Я – человек» по социальному развитию дошкольников с ОВЗ | Свидетельство о публикации | |
Адаптированная программа «Считалочка» по математическому развитию дошкольников с ОВЗ | Свидетельство о публикации | |
Адаптированная программа «Мой мир» по ознакомлению с окружающим дошкольников с ОВЗ | Свидетельство о публикации | |
Проект по сохранению здоровья дошкольников с ОВЗ «Я среди людей» | Свидетельство о публикации | |
Проект по сохранению здоровья для детей с ОВЗ «Моё здоровье» | Свидетельство о публикации | |
Учебно-методический материал Проект «Я-человек» на сайте www.malenkajastrana.ru | сертификат | |
Формы работы с семьей (кол-во каждого мероприятия в год) : Буклеты; Памятки; Альманах для родителей "Мы вместе"; Консультации Летняя школа для приёмных родителей Школа приёмных родителей | ||
Обогащение педагогического опыта через теорию и практику (посещение семинаров, методических объединений) | ||
Выступление педагогов с докладами на семинарах, методических объединениях (указать, где состоялось выступление, тему доклада) | ||
Курсовая переподготовка за год |
Психолого-педагогические компетенции дефектолога
Компетенция | Владею | Результативность |
Имеет стандартное психолого-педагогическое образование | Имею | Дипломы государственного образца, свидетельство о повышении квалификации(вуз, педагогическое училище, профессиональные курсы) (ксерокопии) |
Знает базовые компоненты психолого-педагогических дисциплин и репродутивно использует в работе отдельные виды профессиональной деятельности | В совершенстве | Материалы диагностики, Проекты рабочих программ, проекты по разделам анализ результатов деятельности, решение типичных психолого-педагогических задач |
Ориентируется в новых психолого-педагогических достижениях и творчески использует в работе отдельные виды профессиональной деятельности | В совершенстве | Программа диагностики, Рабочие программы, индивидуальные программы анализ нестандартных психолого-педагогических задач и результатов деятельности |
Ведет самостоятельное психолого-педагогическое исследование, участвует в анализе, решении и разработке актуальных профессиональных проблем | В совершенстве | Инновационный проект на статус областной инновационной площадки "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающих семьях" |
Динамические показатели успешной деятельности дефектолога
Опись показателей | Результативность |
|
Достижения по реализуемой адаптированной общеобразовательной программе за последние три года | 1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с интеллектуальными нарушениями на основе АОП ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям №4", Программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжановой Е.А, стребелевой Е.А "Коррекционно-развтвающее обучение и воспитание".- М.: Просвещение 2010, 2. Программа "Здоровье"- использование инновационных образовательных, здоровьесберегающих технологий; 3.Участие воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятиях района, города, области; | 1. Положительная динамика достижений по реализуемой программе: Итоги диагностики на конец года. 2. Технологии и достижения в развитии детей: Справка от руководителя об участии воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятия 3. Дипломы победителей воспитанников в конкурсах. |
Создание предметно-пространственной развивающей среды | Отчет-анализ: перечень зон, уголков, кабинетов, центров в соответствии с АОП ДО для воспитанников с интеллектуальными нарушениями, наполняемость (развивающий и образовательный материал каждого уголка); перечень планируемых дел по созданию предметно-пространственной среды в группе и кабинете | Описываются культурные практики, социальные и личностные компетенции, освоенные детьми данной группы при использовании предметно-пространственной среды в своей деятельности. Результативность по участию в смотрах д/сада, района, города, страны |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка | Перечень программ, по которым прошла подготовка и переподготовка | Показать, как полученные теоретические компетенции отражаются в практике работы |
Обобщение и распространение собственного передового педагогического опыта | Обозначить тему опыта, его направления, сроки работы, центральную идею, цель, субъекты культурно-образовательного пространства,принципы | Наименование методического объединения, где представлялся опыт; год, уровень (район, город, область, страна). Методические статьи, публикации профессиональной направленности |
Участие в профессиональных конкурсах, опытно-экспериментальной работе | Справка от руководителя: дата, уровень (район, город, область, страна), наименование мероприятия | Какое место занято, какой итог опытно-экспериментальной работы достигнут (выпущены пособия, написаны статьи и другие достижения – стоит перечислить) |
Положительные отзывы профессионального сообщества, родителей воспитанников, социальных партнеров о результатах деятельности воспитателя | Письма-отзывы от социальных институтов, с которыми сотрудничает воспитатель, родителей воспитанников | Предоставить письма-отзывы |
Эссе «Профессиональная деятельность специалиста дефектолога»
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,и любить тех, кому преподаешь». В.О.Ключевский
Мы живём в современном мире. Вокруг нас существует много разных предметов, происходят разные события, живут взрослые и дети. Мы думаем об окружающем нас мире или, как говорят, "мы мыслим".
Для того чтобы думать и рассказывать о наших мыслях другим, мы используем слова. Слова можно произносить и можно писать, но дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в психофизическом развитии, а значит и в умении познавать этот мир, выражать свои мысли, объектировать их в слове и говорить о нём.
Поэтому задача педагога-дефектолога, в том, чтобы помочь обучающимся преодолеть эти трудности с помощью различных коррекционно-развивающих приёмов.
Дефектолог должен поддерживать профессиональные и доброжелательные отношения с коллективом. Ведь его работа состоит и во взаимодействии с другими специалистами учреждения: воспитателями, логопедом, психологом, так как только комплексная и систематическая работа с детьми поможет скорригировать отклонения в развитии, многому научить.
Также профессиональная деятельность включает в себя и взаимосвязь с родителями «особых» детей. Эта сторона деятельности порой составляет больше трудностей, чем работа с самими детьми. Многие родители не в совершенстве осведомлены об особенностях развития собственного ребёнка, не очень хорошо понимают, в чем специфика работы дефектолога. А педагог, владеющий широким спектром различных дидактических приемов, технологий, методик, может работать с разными категориями детей. Дефектолог – это специалист, обученный особым образом реализовывать суть программного материала.
Свою работу с родителями должен построить на позиции сотрудничества, что помогает в полной мере включить родителей в коррекционно-педагогический процесс. Помочь понять родителям, что активное участие в развитии ребёнка должны принимать не только дефектолог и педагогический коллектив учреждения, но и сами родители. Задача дефектолога -правильно донести до них нужную информацию, задействовать их в активном взаимодействии с ребёнком и педагогами, дать соответствующие рекомендации, которые помогут правильно общаться и поддерживать ребёнка.
Значимость профессии учителя-дефектолога?
Профессия эта– необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь дефектолог в состоянии оказать помощь «особенным» деткам. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.
Из-за плохой экологии, неблагоприятных наследственных факторов, различных тяжёлых инфекционных и хронических заболеваний, вредных привычек и других факторов, всё чаще на свет рождаются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.
Наибольшее преимущество данной работы – это ее особая значимость для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Помощь семьям, в которых есть ребенок с особыми образовательными возможностями, просто неоценима. А главная награда педагогу – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата в развитии детей.
Да, в профессии дефектолога много трудностей, но, несмотря на это, в ней можно реализовать свой творческий потенциал, получать заряд энергии для движения вперед.
Учитель-дефектолог – это призвание, это – непрестанное учение, образ жизни и благая цель!
Учитель-дефектолог!
Что особенного в том?!
О нём все узнают,
когда беда приходит в дом…
Из рук родителей приняв
«Цветок», израненный и хрупкий,
Он быстро вспомнит все науки
И про вселенскую любовь!
Он не один, его коллеги
Плечо подставят, ободрят
И добрым словом, и советом,
Благое дело сотворят!
Современному образовательному учреждению нужен современный педагог – это требование времени.
Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний воспитанниками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть нового образовательного учреждения.
Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют идеологию и приоритеты не только в общем образовании, но и в образовании детей с проблемами в развитии.
Однако главенствующая роль по-прежнему принадлежит педагогу. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности педагога-дефектолога.
«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя» - писал в начале ХХ в. известный немецкий педагог-дефектолог П. Шуман.
Уча детей, учись и сама! Только любовь к своей профессии помогает преодолевать трудные шаги в мире учительского дела. Профессия дефектолог – это постоянное познание нового и ежедневное творчество.
Мое понимание миссии педагога в современном мире
Личность педагога – основное условие и средство успеха педагогического процесса.
Педагоги создают будущее. От того как они сработают, зависит успех нашей страны и мира. Престиж учителя складывается из его общей культуры и профессиональной компетентности, которые постоянно надо подпитывать. Совершенствоваться, в первую очередь, должен сам педагог. Увеличение информационного потока, применение новых технологий – все это реалии сегодняшнего дня. Педагогическая философия дефектолога– научить детей верить в себя, понимать и уважать других, а добиться этого можно только благодаря сотворчеству педагога и ребенка.
Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Педагог-дефектолог - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
В современном образовании детей с проблемами в развитии учитель-дефектолог выполняет особую миссию, в которой можно выделить два связанных между собой компонента: гуманистический и социальный.
Гуманистический компонент предполагает оказание квалифицированной помощи детям с проблемами в развитии, раскрытие и реализацию их возможностей.
Социальный компонент связан с обеспечением подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в социуме, что сопряжено с воздействием на общественное сознание людей, с целью воспитания толерантного отношения к людям с особыми возможностями. Это, в свою очередь, развивает нравственное сознание современного общества и дает возможность успешной социализации детей и взрослых с проблемами в развитии.
На учителя-дефектолога, возложена особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей.
Анна Дорошенко
Самоанализ профессиональной деятельности учителя - дефектолога
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района
«Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
633623, р. п. Сузун, Партизанская, 213.
Тел. (838346) 2-14-17, 2-25-77, факс (838346) 2-25-77
Электронный адрес : [email protected]
Самоанализ
учителя – дефектолога
Выполнила : учитель – дефектолог
МКОУ «Сузунская ОШ – И»
Дорошенко Анна Александровна
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ю. Ключевский
«Все профессии хороши – выбирай на вкус» . Под таким призывом всегда неизменно вставал вопрос о выборе будущей профессии , пожалуй, перед каждым выпускником школы. Профессия – учитель , таков был мой выбор. Это сложная и ответственная профессия , не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день. Быть учителем для меня – это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для конкретного ребенка, и что я могу дать этому ученику. Быть учителем – это быть с детьми такой, какая я есть, но в душе остающейся немного ребенком : часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим. Учить и учиться все время , решать, создавать, творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор , пока сам учится . Учитель должен идти в ногу со временем : использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Профессия учителя – это и труд , и призвание.
В настоящее время работаю в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» в должности учитель – дефектолог . В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью разной степени тяжести и обучающиеся с ЗПР.
Темой моего самообразования является адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Цель моей работы - своевременное выявление и оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим трудности в усвоении программного материала.
Задачи :
1. Выявление обучающихся, испытывающих трудности в овладении школьной программой в условиях коррекционного обучения.
2. Динамическое изучение уровня умственного развития обучающихся и результатов коррекционного воздействия.
3. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся .
4. Консультация педагогов, родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, выбору оптимальных форм, методов, приёмов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
Основными направлениями моей деятельности , как учителя- дефектолога являются :
- диагностическое направление : выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития обучающихся с ОВЗ с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием обучающихся; распределение обучающихся на группы по ведущему дефекту ; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого обучающегося;
- коррекционное направление : преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса;
- аналитическое направление : сравнение и обработка результатов успешности усвоения программ коррекционных занятий, с учётом анализа результатов;
Консультативно - просветительское и профилактическое направление : оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
Организационно - методическое направление : участие в подготовке и проведении ШПМПк, методических объединений, семинаров, педагогических советов, научных конференций, оформление документации учителя- дефектолога .
В своей коррекционно - педагогической деятельности , как учитель- дефектолог руководствуюсь следующими принципами :
Развивающего обучения, направленного на развитие личности обучающегося, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;
Воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;
Систематичности и системности в обучении, предполагающем концентрический принцип изучения материала;
Доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОВЗ уровне;
Дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;
- деятельностного подхода , определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности ;
Индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в зависимости от его психофизических характеристик.
По роду своей деятельности я работаю с обучающимися начальных классов, имеющих умеренную и тяжёлую степень умственной отсталости, сочетанную с различными физическими и психическими нарушениями.
У данной категории детей статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно диф-ференцируются, нарушена координация, точность и темп движений. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания , требующих тонких движений пальцев. У всех нарушено внимание. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели.
Сенсорная сфера (ощущения, восприятия, как правило, значительно нарушена. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Имеются грубые аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем. Плохо перерабатываются даже получаемые сведения, поступающие в большем количестве. Коррекция формирующихся способностей сенсорной сферы позволяет улучшить абилитацию этих детей.
У данной категории детей запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления.
У этих обучающихся медленно, запаздывая на 3-5 лет, развиваются понимание и использование речи. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений.
Память развита недостаточно. Ее объем мал. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. Наиболее типичные особенности личности таких субъектов - отсутствие инициативы, самостоятельности , косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности , сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью.
Планирование коррекционно - педагогической деятельности и ее содержательная направленность определяется, прежде всего, психолого-педагогическими особенностями данной категории обучающихся, структурой дефекта , степенью его выраженности, возрастом обучающихся.
Для работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения мною разработаны программы : «Особый ребёнок» 1 – 4 класс (ФГОС О УО (ИН, «Особый ребёнок» 1 (дополнительный) класс (ФГОС О УО (ИН, «Мы познаём мир» для работы с обучающимися, имеющими умеренную степень умственной отсталости первого (дополнительного) – девятого года обучения (http://s_intern.suz.edu54.ru/p56aa1.html) . Данные программы были составлены на основе : «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, программы «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» авторского коллектива Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой. Кроме того, мною используются практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии Н. В. Верещагиной «Особый ребенок в детском саду» , методические пособия Т. П. Медведевой, И. А. Панфиловой, Е. В. Поле «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна : групповые и индивидуальные занятия», О. А. Чистовой, «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Е. А. Стребелевой др.
В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности использую разнообразные технологии :
технология коррекции сенсорного, сенсомоторного и психомоторного процессов;
технология коррекции познавательных процессов и высших психических функций;
здоровьесберегающие технологии;
образовательные технологии;
технология диагностического обследования детей с интеллектуальными нарушениями;
технология анализа развития ребёнка;
игровые технологии;
ИКТ технологии;
технология формирования лексико – грамматического строя речи;
цифровые образовательные ресурсы.
Применение вышеперечисленных технологий способствует укреплению здоровья, максимально возможной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического и соматического развития обучающихся.
Имеется отдельный кабинет для работы учителя – дефектолога (Приложение 1) . Кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. Он состоит из одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета создаёт для обучающихся атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, оснащен пособиями, играми, тренажерами. Родители имеют свободный доступ к кабинету.
Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам, которые решаю в процессе своей профессиональной деятельности . Кабинет соответствует критериям, по которым происходит организация рабочего пространства :
Научность – обеспечение методической базы, соблюдение квалификационных и методических требований;
Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа;
Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям обучающихся;
Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния.
Созданы рабочие зоны :
по отношению к детям (в соответствии с видами работ с обучающихся)
Учебная зона;
Двигательная зона;
Игровая зона;
По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя- дефектолога )
Диагностическая зона;
Коррекционно-развивающая зона;
Консультативная зона;
Методическая зона (пособия, программы, монографии и документация специалиста) .
Структура дефектологических занятий интересна и разнообразна. Набор развивающих игр настолько велик, что дети, с большим интересом занимаясь, не замечают, что чему-то целенаправленно учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности , моторики, речи, фонетического слуха и др. (Приложение 2) . На занятиях дети рисуют, лепят, на ощупь угадывают предметы и определяют материалы, работают с крупами (Приложение3) .
Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, целевые экскурсии и прогулки, опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и детской гигиены, обеспечиваю охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса (провожу разнообразные, в том числе и музыкальные, физкультминутки, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику и т. д.)
В процессе работы добиваюсь эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению дефектов развития . В этом мне помогают :
опора на положительное;
создание благоприятной психологической атмосферы;
знание психосоматических особенностей обучающихся;
разнообразное построение образовательной деятельности , максимальное включение анализаторов, использование различной наглядности, мультимедийных презентаций;
применение различных методов оценивания.
Результативность моей работы, как учителя- дефектолога , определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала, положительной динамикой в развитии личности обучающегося в целом (Приложение 4) . За период моей работы можно выделить обучающихся, образовательный уровень которых (труд, продуктивные виды деятельности , коммуникация, социализация, сенсорное развитие, развитие мыслительных процессов, ФЭМП, ознакомление с окружающим и социальное развитие, игра) повысился :
от низкого уровня до среднего : Кирилл П., Андрей П., Дмитрий Р., Эдуард Г. ;
от низкого уровня до уровня ниже среднего : Ирина Г., Вероника А. ;
от уровня ниже среднего до уровня выше среднего : Валентина Н., Светлана Д., Кирилл М., Софья А. ;
уровень остался прежним : Анна Т., Егор Н., Владимир Е., Алина С.
Одним из важнейших направлений в коррекционно – педагогической деятельности учителя – дефектолога является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации обучающегося, имеющего интеллектуальные нарушения. Для того чтобы работа с родителями осуществлялась конструктивно, привлекаю их к активному участию в педагогическом процессе. Моя задача, как учителя - дефектолога – ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.
Система работы с родителями включает в себя :
Информационно – аналитическую часть : сбор сведений (анкетирование, опросы) о родителях, уровне образования, наличие или отсутствие специальных знаний, отношение в семье к детям с ОВЗ, потребность родителей в психолого – педагогической информации и помощи;
- познавательную часть : совместная работа с родителями (домашние задания, открытые занятия, родительские собрания, консультации, посещение родителями индивидуальных занятий);
Наглядно – информационную часть : ознакомление родителей с особенностями коррекционно - образовательного процесса (буклеты, стенд, индивидуальные консультации) ;
Сложившаяся система работы позволяет не только оказывать педагогическую поддержку родителям обучающихся, но и привлекать к коррекционно – педагогической деятельности всю семью ребенка .
Формы работы с родителями, которые я использую в своей работе :
Классные часы;
Круглые столы;
Индивидуальные консультации;
Родительские собрания (Приложение 5) .
В целях повышения профессионального роста с 2016 года являюсь участником «Ассоциации дефектологов Новосибирской области» .
Являюсь оператором по заполнению Единой базы учёта детей с ОВЗ и детей инвалидов в школе – интернате (Приказ №221 от 31.08.2015года) .
Принимаю активное участие в работе конференций, семинаров
Уровень и название конференции, семинара и др. Форма участия Тема выступления Дата
Областная научно – практическая конференция «Внедрение ФГОС» слушатель 2014
Районная научно – практическая конференция, организованная совместно с НИПКиПРО «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта» (Приложение 6) стендовый доклад
Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта 2014
Районная научно – практическая конференция «Образовательное пространство Сузунского района. Инновационные подходы как фактор обеспечения нового качества образования» (Приложение 7) доклад
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе 2016
Являюсь членом ШПМПк с 2014 года. Принимаю активное участие в проведении консилиумов внутри учреждения : по определению уровня готовности первоклассников к школьному обучению, по уточнению, изменению образовательного маршрута и т. д., посещаю семинары и практикумы, проходящие в Сузунском филиале ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого – педагогической медико-социальной помощи, Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования» .
В рамках работы над темой самообразования были проведены
год Наименование темы
Результаты работы
2015-2016гг. «Сравнительный анализ психического развития детей школьного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости». Выступление с докладом - презентацией на спецсеминаре, посвященном проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выступление с докладом – презентацией на методическом объединении воспитателей внутри ОУ.
«Использование электронных презентаций на занятиях по социальной адаптации». Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям.
Выступление с отчетом – презентацией «Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ » на МО учителей начальных классов внутри ОУ.
Обобщение и распространение опыта
Форма Уровень Тема Дата проведения
Открытое занятие Внутри учреждения для педагогов Образовательная область : познание (сенсорное развитие)
«Фрукты - яблоко»
октябрь 2016г.
В настоящее время первый год работаю в классе для обучающихся со сложными дефектами (умеренная и тяжёлая умственная отсталость, осложненная соматическими и неврологическими заболеваниями (гидроцефалия, атрофия головного мозга, РДА, ДЦП, гиперкинетический синдром и др.)
Принимаю активное участие в творческой жизни педагогического коллектива. Оказываю помощь коллегам в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, выставок, творческих вечеров. Принимаю участие в районных и областных мероприятиях.
Являлась классным руководителем обучающихся с 2014 по 2015 учебный год. Классный коллектив состоял из 9 человек – 5 мальчиков, 4 девочки. При работе с классом пользовалась программой воспитательной работы «Взросление» , которая включала в себя следующие разделы :
Патриотическое воспитание – «Моя Родина Россия» ;
Здоровьесберегающий - «ЗОЖ» ;
- профориентационный - «Все профессии важны » ;
Нравственное воспитание - «Толерантность» .
Все выпускники после окончания МКОУ «Сузунская ОШ – И» поступили в ПУ, успешно адаптировались в новом коллективе. На данный момент успешно осваивают профессии швеи , штукатура – маляра, принимают активное участие в творческой и спортивной жизни ПУ.
Наряду с профессиональной деятельностью , принимаю активное участие во многих мероприятиях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях школы, поселка, области, стараюсь помочь там, где нужен мой опыт, знания. С огромным вниманием отношусь к проектам, направленным на улучшение жизни людей, всегда открыта для содействия им. Очень точно и метко написал об учителе известный писатель Соловейчик : «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе ». Стараюсь личным примером заразить своих учеников, коллег, привлечь их к занятию социально полезной деятельностью (Приложение 8) .
Другой, не менее актуальной проблемой является работа с родителями обучающихся. Не все родители обучались в ОУ, некоторые не умеют писать, читать, что значительно осложняет сбор информации, нет возможности применять наглядно – информационные материалы. Ведущую роль в данной ситуации отводится индивидуальным беседам, консультациям, разъяснениям. Зачастую родители не желают становиться участниками образовательного процесса, не понимают всю значимость необходимости выполнения домашних заданий, направленных на повторение, закрепление материала, что значительно усложняет закрепление и применение на практике полученных ЗУН.
Перспективные направления работы
Разработка программы обучения начальным навыкам пользования компьютером детей со сложными дефектами ;
Разработка дополнительных параметров к критериям психолого - педагогической диагностики младших школьников с нарушением интеллекта в зависимости от года обучения по утвержденной образовательной программе;
Разработка стандартного перспективно – тематического планирования по годам обучения, согласно образовательной программе;
Изготовление и приобретение пособий, дидактического материала для детей со сложными дефектами ;
Учитель – дефектолог
МКОУ «Сузунская ОШ-И» Дорошенко А. А.
Как и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учителя - дефектолога выходить за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействует с различными видами соц.-пед., реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и д. р. видами деятельности, направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его соц. адаптации и интеграции средствами спец. образования.
Педагогическое образование содержит широкий спектр пед. специальностей:
Тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слеп. и слабовид. (тифлопедагог).
Сурдопедагогика - с получ. Квалиф. и педагога глухих и слабослыш. (сурдопедагог).
Олигофренапед-ка - с получ. квалиф. педагога для работы с лицами имеющими различные виды наруш. умственного разв-я (олигофренопедагог).
Логопедия - с получением квалификации логопеда;
Спец. дошколь. пед-ка - с квалиф. педагога для работы с детьми дошколь. возраста с откл-ми.
Спец. психология - психология обеспечивающая психологическое сопровождение лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Учитель-дефектолог работает в спец. образ. учреж-и, в психолого-медико-соц-х, реабилитационных, консультативно - диагностических центрах, ПМПК, на логопунктах, а также в О.У. общего назначения, в дет. домах и школах-интернатах для введения корр-пед работы с различными категориями обучающихся и воспитанников, они могут вести индивид. обучение и воспит-е детей с откл. в раз-ии в домаш. условиях.
Учитель - дефектолога - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с огран. Возможностями жизнедеятельности. Оптимизм профессионала прояв-ся в его социально активном отношении и к субъекту пед. воздействия (ребёнку или взрослому с огранич. возмож), и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя - дефектолога, м к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.
Проф. опыт учителя - дефектолога обеспечивает ему квалифицированную проф. деятельность в различных коллективах, соц. группах - учащихся, воспитанников, их родителей, студентов, коллеги т.д.
Сферы проф. деловой компенсации уч-дефектолога: профилактическая работа, пед. диагностика, консультирование, спец. пед. просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи; образовательная и соц-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием и т.д.
Существует противопоказание к данной деятельности для тех кто имеет отклонения в состояние здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно - сосудистой и иммунной системе так как деятельность уч-дефектолога оказывает влияние на состояние здоровья. Необходима и физич. выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивость психического здоровья. Необходимо иметь правильную речь бездефективное произношение звуков.
Важнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально.
Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.
Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.
Психолого-педагогическая готовность заключается в:
Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;
Знании закономерностей социализации и развития личности;
Знании целей и технологий воспитания и обучения;
Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.
Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.
Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:
1. Умение ставить задачи.
2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).
3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.
4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:
самоанализ, самоотчет и т.д.
Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.
Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.
Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью...
Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:
Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.
Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога
| 2 | | | |