Демо егэ обществознание. Изменения в демонстрационных вариантах егэ по обществознанию
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2018 году основного государственного экзамена
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Документы, определяющие содержание КИМ
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.
Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.
5. Характеристика структуры КИМ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1-20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Кодификатор по обществознанию включает:
- Раздел 1.
Перечень элементов содержания,
проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию. Основные блоки тем:
- «Человек и общество»
- «Экономика»
- «Социальные отношения»
- «Политика»
- «Право»
- Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию.
Используйте блоки кодификатора по обществознанию для повторения материала и как план подготовки к ЕГЭ.
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
1. Человек и общество
- Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
- Мировоззрение, его виды и формы.
- Виды знаний.
- Понятие истины, её критерии.
- Мышление и деятельность.
- Потребности и интересы.
- Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
- Системное строение общества: элементы и подсистемы.
- Основные институты общества.
- Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
- Образование, его значение для личности и общества.
- Религия.
- Искусство.
- Мораль.
- Понятие общественного прогресса.
- Многовариантность общественного развития (типы обществ).
- Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).
2. Экономика
- Экономика и экономическая наука.
- Факторы производства и факторные доходы.
- Экономические системы.
- Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
- Постоянные и переменные затраты.
- Финансовые институты. Банковская система.
- Основные источники финансирования бизнеса.
- Ценные бумаги.
- Рынок труда. Безработица.
- Виды, причины и последствия инфляции.
- Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
- Роль государства в экономике.
- Налоги.
- Государственный бюджет.
- Мировая экономика.
- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
3. Социальные отношения
- Социальная стратификация и мобильность.
- Социальные группы.
- Молодёжь как социальная группа.
- Этнические общности.
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
- Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.
- Социальный конфликт.
- Виды социальных норм.
- Социальный контроль.
- Семья и брак.
- Отклоняющееся поведение и его типы.
- Социальная роль.
- Социализация индивида.
4. Политика
- Понятие власти.
- Государство, его функции.
- Политическая система.
- Типология политических режимов.
- Демократия, её основные ценности и признаки.
- Гражданское общество и государство.
- Политическая элита.
- Политические партии и движения.
- Средства массовой информации в политической системе.
- Избирательная кампания в Российской Федерации.
- Политический процесс.
- Политическое участие.
- Политическое лидерство.
- Органы государственной власти Российской Федерации.
- Федеративное устройство Российской Федерации.
5. Право
- Право в системе социальных норм.
- Система российского права. Законотворческий процесс.
- Понятие и виды юридической ответственности.
- . Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Законодательство Российской Федерации о выборах.
- Субъекты гражданского права.
- Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
- Имущественные и неимущественные права.
- Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
- Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
- Особенности административной юрисдикции.
- Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
- Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
- Споры, порядок их рассмотрения.
- Основные правила и принципы гражданского процесса.
- Особенности уголовного процесса.
- Гражданство Российской Федерации.
- Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
- Права и обязанности налогоплательщика.
- Правоохранительные органы. Судебная система.
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ
Знать и понимать:
- Биосоциальную сущность человека;
- Основные этапы и факторы социализации личности;
- Место и роль человека в системе общественных отношений;
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- Основные социальные институты и процессы;
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- Особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
ЕГЭ по обществознанию 2018 для учащихся 11 класса – это серьезное испытание, требующее глубоких и осознанных знаний. Это термины и понятия, суждения и абстрактные понятия, обществоведческие и экономические процессы и т. д.
Обществознание – один из кандидатов на включение в список обязательных экзаменов в 2018 году (наряду с историей и физикой). Почему именно общество? Дело в том, что именно этот предмет является наиболее выбираемым среди выпускников.
Что такое обществознание сегодня?
Данный курс существует в школе с начала 90-х годов. Сначала он был экспериментальным и пришел на смену курсу «Обществоведение», который изучался только в 10-м выпускном классе. Сейчас это действительно серьезный предмет, который изучается, начиная с основной школы, и всю старшую школу.
Школьный курс обществознания – это интегративный курс, включающий в себя в качестве составных элементов такие науки:
- философия;
- социальная психология;
- социология;
- экономика;
- политология;
- правоведение.
Обществознание – это предмет, который действует в современном демократическом государстве, отличающемся политическим многообразием, плюрализмом. Основной акцент в курсе делается на социализации, то есть на том, чтобы помочь школьнику, который является гражданином России, освоить все необходимые знания, нужные для того, чтобы быть успешным в обществе.
У человека есть различные роли в социуме:
- член семьи;
- труженик, работник;
- потребитель и т. д.
Обществознание – единственный курс, который дает ученику знания для социализации:
- знания о семье;
- об основах нравственных отношений;
- о том, как устроена экономическая сфера общества;
- что должен знать потребитель и с какими он может столкнуться проблемами (брать, например, кредит или нет);
- как устроиться на работу;
- как написать заявление, когда вступаешь в брак;
- какой брак у нас признается официальным, а какой – нет и т. д.
Все эти знания помогут выпускнику быть полноправным гражданином, придя в общество, и чувствовать себя уверенно в разных социальных ролях.
Структура ЕГЭ по обществу
Всего 29 заданий
Задания части №1
20 заданий с кратким ответом 9 заданий с развернутым ответом
Время выполнения работы – 235 минут.
Максимальный первичный бал – 62.
Подробнее о заданиях части №1
Вставить пропущенное слово – №1.
Найти обобщающее понятие – №2.
Убрать 2 лишних термина – №3.
Найти 2 верных суждения – №4, №6, №17.
Установить соответствие – №5, №8, №14, №18.
Найти верное суждение – № 7, №11, №13.
Вопрос и поиск верных утверждений – №9, №15, №16, №19.
График по экономике – №10.
Задача-диаграмма – №12.
Текст с пропущенными словами – №20.
Чтобы справиться с первой частью экзамена по обществу, важно знать, понимать теорию, разбираться в ней и практиковать выполнение различных типов заданий.
Задания части №2
Работа с текстом (№21–№24):
№21 – воспроизведение информации из текста;
№22 – нужно не только воспроизвести информацию устно, но и интерпретировать её;
№23 – это некая характеристика плюс дополнительные задания по этому тексту;
№24 – использование обществоведческих знаний;
№25 – нужно написать понятие и к нему составить 2 предложения;
№26 – конкретизация приведенных положений;
№27 – практическая задача;
№28 – составление сложного плана (5–7 пунктов, 2 из которых должны быть раскрыты подпунктами);
№29 – эссе (самое дорогое по баллам в работе по обществознанию – 5 баллов).
Какие вузы требуют сертификат по обществу?
В силу специфики интегративного характера курса обществознания любые гуманитарные специальности в вузах:
- экономических;
- юридических;
- социологических;
- некоторых педагогических требуют сертификат о сдаче ЕГЭ по данному предмету.
Подготовку к экзамену надо начинать так: взять демоверсию ЕГЭ и прорешать самостоятельно, заодно подсчитав свои реальные баллы. Это нужно сделать для того, чтобы понять, насколько вы готовы к экзамену.
На сайте ФИПИ публикуются все основные документы:
- спецификация;
- кодификатор;
- демоверсия;
- методические рекомендации.
В едином открытом федеральном банке заданий можно найти основные типовые модели вопросов экзамена.
Традиционно обо всех изменениях ЕГЭ становится известно в августе текущего учебного года. Дата проведения экзамена будет известна в начале января 2018 года.
Углубляйте свои знания по предмету «Обществознание» и тренируйтесь в решении различных вариантов контрольно-измерительных материалов по каждой из изученных тем кодификатора, и результат не заставит себя ждать! Удачи всем!
Структура ЕГЭ по обществу
Всего 29 заданий | |
1 часть | 2 часть |
20 заданий с кратким ответом | 9 заданий с развернутым ответом |
ЕГЭ по обществознанию - самый популярный у сдающих, так как с этим предметом можно поступить на многие специальности, среди которых:
- экономика
- социология
- история
- филология
- юриспруденция
Кроме того, обществознание кажется самым простым предметом для сдачи, потому некоторые одиннадцатиклассники выбирают его для галочки.
С каждым годом изменяется содержание экзаменов и необходимо за этим следить. Если проигнорировать изменения в новом году, можно потерять первичные баллы не за знания, а за то, что структура заданий не “уложилась” в голове. В 2018 году экзамен по обществознанию претерпел небольшие изменения.
Какие изменения в ЕГЭ в 2018?
Ежегодные изменения в ЕГЭ по обществознанию направлены на усовершенствование вариантов КИМов, предоставление задач в различных вариациях и на различные темы - таким образом можно узнать, какими знаниями действительно обладает будущий выпускник.
Кардинальные изменения в экзамене были сделаны в 2017 году - из вариантов полностью убрали тестовую часть - с прошлого года отвечать на все вопросы приходится самостоятельно. Что же ждать от ЕГЭ 2018?
Есть несколько изменений, о которых написано на сайте ФИПИ - федерального института педагогических измерений, там же есть демоверсия ЕГЭ по обществознанию.
- В тексте заданий контрольных измерительных материалов совсем нет задач, ответом на которые мог бы быть один вариант из предложенных. Ответы могут содержать несколько пунктов или развернутый ответ.
- Чтобы было проще ориентироваться в заданиях, все они объединены в блоки по темам.
- В задании нет точного числа ответов - если раньше указывалось, сколько вариантов ответов должно быть, сейчас их может быть как 2, так и 3. Школьнику придется подумать, давая ответ, а не вычислять его методом исключения. Демонстрационный вариант поможет натренироваться решать такие задачи.
- Максимальный первичный балл за работу увеличен с 62 до 64 баллов, таким образом выпускник 11 класса может как набрать больше баллов, так и потерять из-за невнимательности.
- Задание 28 (составление плана для доклада) оценивается по-другому. Теперь можно заработать за него еще больше баллов.
- Задание 29 (эссе) изменило формулировку и также по-другому оценивается. За него можно заработать больше баллов, чем раньше.
В целом экзамен по обществознанию не изменился, потому учителям и ученикам не придется заново учиться решать тест.
Как будет проходить экзамен?
Как обычно, основная волна экзаменов проходит с конца мая до начала июля. Для ЕГЭ по обществознанию в 2018 году ориентировочной датой можно считать середину июня. Желающие сдать экзамен пораньше могут сделать это в марте, а выпускники прошлых лет во вторую волну сдачи экзаменов.
ЕГЭ 2018 обществознание длится 235 минут (3 часа 55 минут), за которые выпускник должен успеть решить 29 заданий. Каждый экзаменующийся имеет на своем столе КИМы, в которых можно делать пометки, и черновики - их не проверяют и они не влияют на результаты экзамена.
Как и в предыдущие года, для того, чтобы попасть в пункт проведения экзамена, нужно иметь с собой паспорт и обязательно выложить из кармана телефон. Если обнаружится, что человек списывает, его удаляют с ППЭ, и он больше не имеет права сдавать экзамен в этом году. В каждой аудитории есть камеры для наблюдателей.
Как подготовиться к экзамену по обществознанию?
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию должна начинаться с начала 11 класса. Помочь в этом может демо версия КИМов, которую можно найти и скачать на сайте ФИПИ. Там же стоит прорешать тесты из банка заданий - так можно натренироваться выполнять тест без ошибок. Чтобы не потерять баллы, важно внимательно читать текст задачи и не торопиться.
- Скачать демоверсию: ege-2018-obs-demo.pdf
- Скачать архив со спецификацией и кодификатором: ege-2018-obs-demo.zip
Обещанного три года ждут? Нет, это не про работу нашего любимого ФИПИ этим летом! Как и обещали, в середине августа в нашем распоряжении оказались основные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ 2019 года по обществознанию — демоверсия и кодификатор. Полюбопытствуем, что нового?
ЕГЭ по обществознанию стал сложнее!
Итак, кодификатор, то есть перечень тем, которые проверяют на ЕГЭ и которые надо готовить к экзамену, совсем не изменился. Это связано с тем, что старшеклассники страны еще не перешли на так называемые «новые стандарты», и идут по старому Базисному учебному плану БУП-2004. То есть, содержание основного общего образования по обществознанию не изменилось. А вот задания…
А теперь давайте посмотрим на демоверсию ЕГЭ по обществознанию 2019!
Обратим свое внимание для начала на тестовую часть. Еще раз отметим, что здесь НЕТ тестовых заданий на выбор ответа, только на множественный выбор! Точечно изменилось содержание (наполнение) лишь задания 4.
Проработаем вопросы демоверсии части 1.
Основные социальные институты
Как Вы видите, все перечисленные термины относятся к понятию (но только, факторный, следовало бы, конечно, уточнить составителям задания из ФИПИ, на мой взгляд).
ОТВЕТ: ДОХОД (просят словом, заметьте!!!).
Кстати, сравните задание из демоверсии 2016 года!
Тоже проверялось понимание термина. Задание аналогично первому, по сути, но информация представлена в иной знаковой системе — не таблицей, а перечнем ключевых свойств. Итак, нужно выбрать наиболее общее (наименее частное) понятие.
Можно дать и иное определение с помощью нашего словаря терминов:
- это базовый признак любого его независимость!
- Тоже самое с территорией. Государства в воздухе люди создавать еще не научились.
- Приоритет прав и свобод человека это базовый признак О демократии подробнее в
- Сбор налогов это монопольное право любого государства, иначе на какие средства оно будет содержать аппарат,
- Публичность означает то, что все люди страны знают, кто ими управляет. Признак любого государства!
- — базовый признак к примеру, это не присуще.
Ответ: 32311.
Прежде всего — БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ! Следуем по демоверсии далее!
Проверяется понимание современных тенденций а именно его гуманизации:
Здесь подходят варианты 3, 4, 5 (нравственность в принципе равна гуманизму, тоже моральная категория). Вариант 1- об образования, 2 — о гуманитаризации (не путайте с гуманизацией, имеется ввиду особенное внимание к изучению 6 о компьютеризации. Ответ: 345.
Ищем сущностные черты рынка — законы и (вариант 2), (вариант 4), свобода (вариант 5). И вспомним, что во всех решают ее основные проблемы — безграничность при ограниченности (вариант 3 не подходит). Подробнее смотрите Наш ответ: 245.
Задание 8 ЕГЭ 2019 по обществознанию
Вспомним для начала разницу между постоянными и переменными затратами Здесь главное, меняется ли их объем от изменения объемов производства
Итак, не любые изменения (1 не верно) ; 2 верно (оно просто логично, например, и врачи попадут в одну группу так и те, и другие получают зарплату от ; 3 точно верно, точно социально важный признак; личные качества здесь ни при чем (хорошие люди бывают и богатыми и бедными), 4 не верно; в 5 варианте просто дается определение верно.
Ответ: 235.
Задание 12 ЕГЭ 2019 по обществознанию
Это задание на трактовку графика о результатах социального вопроса не сложно, просто внимательно методом подбора. Считается заданием базового уровня сложности, оценивается в 1 балл.
1. Да, 50% это половина. 2. Да, доли равны. 3. Да, среди девушек так думаю больше респондентов. 4. Даже не логично, обычно к этому больше склонны мужчины, для них карьера больше приоритетна как да и так не верно. 5. И юноши и девушки одинаково здесь ответили. Нет.
Ответ: 123.
В 2018 году задание было прописано следующим и сохранилось в ЕГЭ 2019.
Задание 13 демоверсии 2019 года по обществознанию
Здесь главное помнить, кроме самого понятия, три основных типа легитимности (по
Легально-правовая легитимность – тип легитимности по заключающийся в подчинении населения избранному руководителю
Традиционная легитимность – тип по заключающийся в подчинении населения передающего по наследству руководителя
Харизма – совокупность личностных качеств (ораторский, полководческий к политической интриге), которыми наделяет его население и которые позволяют ему прийти к и удерживать ее. В теории один из ее типов.
Поэтому, 1 верно, 2 нет (это о демократическом лидере), 3 да (чистая теория), 4 да (корректное логичное определение), и 5, естественно нет. А вдруг партий в стране нет вообще? Такие исключающие формулировки (обязательно, всегда, никогда, никакой, никак, только) обычно не верны, будьте внимательнее!
Ответ: 134.
Что теперь?
Классика жанра. Вопрос на знание и компетенций органов государственной власти. Здесь Вам помогут только твердые знания. Итак, запоминаем, что
- верхняя палата нашего — занимается утверждением изменения границ между
- — высший орган