Понятие институциональной экономики методы исследования. Предмет и метод институциональной экономики
Сущность понятия «экономика»
В настоящее время широко применяется термин «экономика». Но оказывается, что данный термин использовался еще во времена Древней Греции. Дословно он обозначает искусство ведения домашнего хозяйства или управления имением. В наши дни этот термин имеет несколько иное значение.
Определение 1
Экономикой называют систему производства, реализации и распределения материальных и духовных благ и совокупность отношений, которые возникают при этом.
В то же время, экономика - это отрасль науки, которая занимается изучением закономерностей формирования производства и реализации продукции, ее распределения, управления хозяйственной деятельностью и прогнозированием путей развития хозяйства.
Экономика решает проблемы удовлетворения растущих потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов. Важность экономики состоит в том, что она является материальной основой развития общества. Чем выше уровень развития хозяйства страны, тем выше благосостояние ее населения, больше объем национального богатства. Это значит, что общество имеет больше возможностей более полного удовлетворения потребностей как отдельных граждан, так и общества в целом.
Понятие «институциональная экономика»
Институциональной экономикой называется отрасль экономической науки (школа экономической теории), которая исследует эволюцию социальных институтов (государства, права, морали, традиций и т.п.) и степень их влияния на формирование экономического поведения.
Данный термин появился в экономической науке в начале ХХ века благодаря работам Торстейна Веблена и Уолтона Хамильтона. Данная отрасль экономической науки стала отраслью неоклассической экономической теории. Она включает в себя следующие теории:
- теорию прав собственности;
- теорию трансакционых издержек;
- теорию оптимального контракта;
- теорию общественного выбора;
- теорию новой экономической истории.
Одним из основных предметов изучения институциональной экономики является система структур управления государством. Составляющими структурными элементами системы управления являются различные организации (институты), система хозяйствования и структура общества. Институты рассматриваются в качестве условия рационального поведения организации (экономического агента) и в качестве средства экономии на рациональности.
Особенности методов институциональной экономики
Как и любая наука, экономика имеет свой набор средств познания предмета изучения. Важной составляющей этого набора является методология.
Определение 2
Методологией называется раздел науки о методах научных исследований различных объектов и явлений.
Методы институциональной экономики являются составной частью совокупности методов экономического анализа.
Определение 3
Методами экономического анализа называется совокупность способов, приемов и средств, с помощью которых исследуются экономические явления и процессы на всех уровнях экономики.
Методология институциональной экономики обладает следующими признаками:
- больше внимания и значения уделяется пониманию, чем прогнозированию;
- учитывается неизбежность неопределенности;
- ограниченность возможного предсказания будущего по сравнению с моделированием;
- экономическая теория воспринимается как сочетание дедукции и индукции;
- экономика рассматривается не как статическое образование (механизм), а как целостная система, эволюционирующая во времени;
- значение в создании базиса для решения проблем придается инструментализму и прагматизму, а не научно-фантастическим проектам;
- обуславливается неизбежность использование нормативов экономической теории и экономического значения государства;
- предполагается открытое демократичное высказывание оценок и суждений, дискуссии и критика, а не использование неявного (скрытного) оценивания;
- предполагаются призывы к моделированию паттернов вместо ограниченного причинно-следственного объяснения;
- поддерживается методологический коллективизм, допускается его сочетание с неидеологизированным индивидуализмом.
Методы институциональной экономики (институционализма) имеют некоторые отличия от методов экономики менстрима. Отличие заключается в меньшей зависимости от экономических проверок гипотетических обобщений. Они больше основаны на сравнительных методах и обобщениях исследований социальных групп и их экономической активности.
Среди методов институциональной экономики можно выделить такие наиболее применяемые, как:
- социологические исследования;
- индукция;
- изучение предыдущего опыта;
- исследование локальных явлений и процессов и формулировка общих выводов;
- исследование субъективных показателей;
- использование межпредметных (междисциплинарных) связей.
Социологические исследования позволяют изучить формы межличностных отношений, которые возникают в процессе экономической деятельности. Изучается также их влияние на различные общественные и властные институты. Применение указанных выше методов происходит с использованием личностного, группового и социометрического подходов.
Личностный подход позволяет выявить роль и место отдельного человека в современной экономике, взаимодействие и взаимовлияние человека и производства. Кроме того это позволяет получить «обратную связь» о восприятии человеком степени эффективности деятельности тех или иных институтов. Групповой подход позволяет анализировать роль и место социальных групп как в экономике, так и в обществе. Благодаря данному подходу можно прогнозировать развитие многих процессов в обществе.
На основе субъективных оценок граждан можно получить качественные показатели в ходе применения социометрического подхода. Это отличает институциональную экономику от индустриальной, где субъективное мнение людей не принимается во внимание. На самом же деле обобщение субъективных мнений позволяет выяснить реальное отношение широких общественных масс к различным экономическим и социально-политическим процессам и явлениям.
Определение института
Институт - принятые в обществе правила взаимодействия индивидов, сложившиеся в процессе развития культуры и определяющие привычный способ организации той или иной сферы общественной жизни.
Отдельный институт устанавливает способ организации некоторой ограниченной сферы общественной жизни, а все имеющиеся институты совместно характеризуют способ организации общественной жизни в целом. Институты, определяющие способ организации хозяйственной жизни, называют экономическими.
Приведенное выше определение института включает в себя несколько частных определений, каждое из которых является неполным, т.е. отражает лишь какой-либо один аспект рассматриваемого явления. Каждое такое определение формулируется в рамках частного подхода к определению института. Рассмотрим эти подходы.
Нормативный подход. Институт рассматривается как навязанное извне правило, регламентирующее поведение человека. В данном случае институт выступает в качестве некоторого внешнего ограничителя свободы выбора человека. Формы регламентации обычно различают по степени жесткости и по степени формализованности. Жесткость регламентирующего правила характеризуется значимостью для индивида внешних негативных последствий, наступающих в результате нарушения данного правила. Формализованное^ регулирующего правила характеризуется степенью участия властных структур общества в процессе регулирования поведения индивида и его наказания. Институты, обладающие высокой степенью формализованное™, называют формальными, а институты, обладающие низкой степенью формализованное™, - неформальными. Наиболее известным примером формального института являются правила функционирования системы государственной власти, закрепленные в соответствующих законах. Негативные последствия, возникающие из-за нарушения формальных регламентирующих норм, обычно принимают форму административного или уголовного наказания. Примером неформального института служит традиция здороваться со знакомыми людьми. Нсгатавные последствия, возникающие в результате нарушения неформальных регламентирующих норм, обычно имеют форму общественного осуждения.
Этический подход. Институт рассматривается как этическая (моральная, нравственная, ценностная) позиция человека, которая влияет на его выбор одной альтернативы поведения из множества доступных альтернатив. Этическая позиция позволяет человеку расположить имеющиеся в его распоряжении альтернативы поведения по степени предпочтительности и выбрать наиболее приемлемую из них, т.е. «самую лучшую». При этом предполагается, что помимо этических воззрений человека никакие другие факторы не влияют на его выбор. Этическая позиция человека является, по сути, его внутренним ограничителем при выборе вариантов поведения. В этом смысле этический подход к определению института близок к нормативному подходу, рассмотренному выше. Однако между этими подходами имеется принципиальное различие: норма поведения навязана человеку внешней средой, а этачсская позиция есть внутренний ограничитель человека, которому он следует добровольно. Если по какой-либо причине человек вынужден совершить поступок, противоречащий его этической позиции, то он испытывает негативные последствия этого шага в форме психологического дискомфорта, обусловленного его совестью. Чем сильнее воздействие психологического дискомфорта, тем большее влияние на поведение человека оказывают его этические воззрения. И, наоборот, отсутствие у человека совести равносильно отсутствию у него этических воззрений.
Между внешними нормами и этической позицией человека существует тесная связь. В процессе исторического развития многие внешние нормы доказывают свою общественную полезность, постепенно принимаются людьми в качестве этических воззрений и выполняются добровольно. Этот процесс называется институционализацией внешней нормы. Наоборот, усвоенные людьми этические нормы в ходе развития культуры нередко обретают форму внешних норм, и тогда нарушение этических принципов человеком влечет уже не только наказание в форме «угрызений совести», но и внешнее наказание в форме общественного осуждения, тюремного заключения и пр.
Информационный подход. Институт рассматривается как специфическое знание, которое выработано многими поколениями людей, усвоено ныне живущим поколением и содержит рекомендуемые нормы поведения. Во все времена люди анализировали различные образцы поведения, сравнивали их между собой и выбирали наиболее предпочтительные с их точки зрения. Такого рода анализ, проведенный каким-либо конкретным человеком, представляет собой личностный информационный продукт его высшей деятельности. В ходе общественной истории происходили накопление, систематизация и обобщение таких информационных продуктов, в результате чего создавалось знание - информационный продукт многих людей, обладающий высокой общественной значимостью и постоянно воспроизводимый культурными механизмами общества. Институт, рассматриваемый как знание, есть не просто перечень норм поведения, выработанных в процессе общественного развития. Он обычно содержит также некое обоснование целесообразности предлагаемых образцов поведения. Это обоснование может иметь различный характер: от слепой веры и заблуждения до научно доказанного факта. Например, необходимость чистить зубы имеет научное обоснование. А необходимость стучать по дереву, чтобы избежать неприятностей, обосновывают с помощью укоренившегося предрассудка.
В рамках рассматриваемого информационного подхода к определению института центральную роль играет понятие культуры - общественного механизма обмена, хранения, воспроизводства и отбора информационных продуктов. Посредством культуры человеком институционализируются нормы поведения, выработанные предыдущими поколениями. В то же время личностный информационный продукт, попав в культурную среду, может пополнить запас специфических знаний об организации общественной жизни и тем самым привести к изменению общественных институтов. Таким образом, между индивидом и культурной средой общества происходит взаимообмен информацией, приводящий в конечном итоге к их взаимовлиянию и взаимоизменению. Этот процесс схематически представлен на рис. 1.1. Сплошные вертикальные стрелки изображают процесс институционализации индивидами А и В сложившихся институтов. Пунктирные вертикальные стрелки показывают влияние, которое могут оказать эти индивиды на формирование общественных институтов посредством своих личностных информационных продуктов.
Горизонтальные стрелки изображают процесс межличностного взаимодействия индивидов.
Рис. 1.1.
Эволюционный подход к определению института является развитием информационного подхода, рассмотренного выше. Каждый действующий институт рассматривается как продукт исторического процесса естественного отбора институтов, т.е. процесса их эволюции. Концепция эволюции институтов заимствована из общей биологии и подразумевает, что институт подобен гену животного организма: он характеризуется большим объемом наследственной информации, которая может изменяться и передаваться в форме новых институтов в ходе взаимодействия с другими институтами, носящего характер борьбы за выживание.
В настоящее время эволюционный подход используется в основном для анализа поведения хозяйственных субъектов. Общим термином для всех нормальных и предсказуемых образцов поведения хозяйственных субъектов служит рутина - совокупность «внутренних» институтов хозяйственного субъекта. В эволюционной теории рутины играют ту же роль, что гены в биологической эволюционной теории. Они - неотъемлемые характеристики хозяйственного субъекта и определяют его возможное поведение (хотя фактическое поведение обусловливается еще и окружающей средой). Они наследуются в том смысле, что у хозяйственных субъектов завтрашнего дня многие характеристики те же, что и у породивших их субъектов сегодняшних. Рутины подвержены отбору в том смысле, что хозяйственные субъекты с определенными рутинами могут функционировать лучше других, и если это так, то их относительная значимость в популяции (отрасли) возрастает со временем. Концепция изменения рутин представляет собой очевидный аналог мутации в биологической эволюционной теории.
Игровой подход. Институты рассматриваются как правила некой игры, которую индивид ведет с другими индивидами. Игровой подход основан на нескольких упрощающих предположениях. Во-первых, поведение каждого индивида нацелено на максимизацию определенного количественного показателя. Во-вторых, в каждый период времени поведение индивида выражается в выборе им одного варианта поведения из заданного множества возможных вариантов, которое он не может изменять. Выбранный вариант поведения называют ходом игрока. В-третьих, индивиду известны все возможные ходы индивидов, ведущих с ним игру. В-четвертых, индивид осуществляет выбор хода в условиях неопределенности, т.е. ему неизвестны заранее ходы его соперников. В-пятых, обычно рассматривают игру с двумя игроками. Данные предположения не являются реалистичными, но тем не менее они позволяют проводить теоретический анализ некоторых аспектов функционирования институтов с использованием математической теории игр, широко применяемой в современной экономической науке. Достаточно сказать, что за работы в области применения теории игр к анализу экономических явлений Нобелевская премия по экономике в 1994 г. была присуждена Д. Нэшу, Д. Харшаньи и Р. Зелтену.
Таблица 1.1
Определение института: различные подходы
Трансакционный подход. Согласно этому подходу сфера действия правил общественного поведения ограничивается дороговизной характеристик или атрибутов, позволяющих судить о том, были ли соблюдены соответствующие правила или имело место их нарушение. Надзор за соблюдением правил государство (принципал) возлагает на агентов (полицейских, судей и т.д.), труд которых требует оплаты. Издсржки такого рода, связанные с обеспечением функционирования институтов, называют трансакционными. Такое название эти издержки получили в связи с тем, что в рамках данного подхода рассматриваются преимущественно рыночные институты, при этом в качестве важнейшей формы социального взаимодействия выступает рыночная трансакция, т.е. сделка (от англ, transaction - сделка).
Механизм обеспечения соблюдения правил обычно бывает несовершенным по двум причинам: оценивание стоит слишком дорого, и интересы принципалов и агентов не совпадают. Высокая стоимость оценивания влечет за собой необходимость сопоставления предельного выигрыша от усиления контроля с сопутствующим ему приростом трансакционных издержек. Если люди верят в незыблемость правил, они будут воздерживаться от попыток обмануть, украсть и т.д., и трансакционные издержки будут относительно невелики. Если, наоборот, люди не верят в незыблемость правил, считают их несправедливыми или просто следуют исключительно корыстному интересу, трансакционные издержки будут относительно велики.
В рамках трансакционного подхода изменения институтов объясняются фундаментальными изменениями в структуре цен. Схематически этот процесс можно представить следующим образом. Участвующие в обмене (политическом или экономическом) начинают понимать, что им было бы выгоднее изменить условие соглашения с учетом изменившихся цен. Если перезаключение договора требует внесения изменений в какое-либо фундаментальное правило, один или оба участника обмена могут пойти на дополнительные затраты ради того, чтобы это правило изменить. Но бывает и так, что с течением времени устаревшее правило теряет свою силу - его начинают игнорировать или не следят за его соблюдением. Изживший себя институт исчезает.
Впервые трансакционный подход к исследованию институтов применил Р. Коуз (род. 1910). В 1991 г. он получил Нобелевскую премию по экономике за работы по проблемам трансакционных издержек и прав собственности.
Контрактный подход. Институт рассматривается как многостороннее соглашение (контракт) между членами общества. Это соглашение может быть как обязывающим, так и не обязывающим. Оно может быть как формализованным, так и неформализованным. При данном подходе поведение человека определяется главным образом его обязательствами перед обществом, которые заложены в системе действующих многосторонних контрактов. «Контрактный человек» - это человек, стремящийся исполнить возложенные на него обязательства как общественного, так и частного характера.
Создателем контрактного подхода к исследованию общественных явлений считается французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо (1712-1778). В своем трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) он выдвинул доктрину общественного договора, объясняющую возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от не обеспеченного защитой естественного состояния к гражданскому состоянию.
Социологический подход основан на убеждении, что социология есть наука, изучающая наиболее общие свойства явлений взаимодействия людей, отдельные стороны которых исследуются специальными общественными науками, в том числе экономикой. В этом смысле экономическая наука является частным разделом социологии. Если бы экономист ограничился рассмотрением только экономических явлений, игнорируя явления неэкономические, то вместо законов, отражающих действительные отношения экономических явлений, он сформулировал бы лишь воображаемые законы, не способные объяснять реальные экономические процессы. Ему волей-неволей приходится быть уже нс только специалистом-экономистом, но и социологом, координирующим отношения основных форм социальной жизни. Сторонники рассматриваемого подхода говорят о существовании тенденции «социологизирования» общественных наук. Последние все больше проникаются общесоциологическими принципами и понятиями.
Постулируя главенство социологии над экономикой, сторонники социологического подхода рассматривают проблему экономических институтов с общесоциологических позиций. При этом в качестве центральной категории выступает социальное взаимодействие. Утверждается, что вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. В то же время, комбинируя различные процессы взаимодействия, можно получить любой сложнейший общественный процесс, любое социальное событие. Процессы взаимодействия - индивидуальные и массовые, длительные и мгновенные, односторонние и двусторонние, солидарные и антагонистические и т.д. - являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческого сообщества. Из совокупности взаимодействующих индивидов можно составить любую социальную группу, любое «общество», начиная с «трамвайной» публики и кончая такими коллективами, как государство. Таким образом, взаимодействие индивидов выступает как родовое понятие социальных явлений; оно может служить моделью последних. В силу этого введение специального термина «институт» лишено существенного смысла. Институт есть лишь форма социальных взаимодействий.
Одним из основоположников социального подхода к исследованию экономических институтов является П. Сорокин (1889-1968) - русский и американский социолог.
Организационный подход рассматривает институт как организацию, т.с. как форму внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия отдельных частей социальной среды. Термин «организация» обозначает широкий спектр объектов исследования - начиная от простых правил индивидуального поведения и заканчивая системами правил в виде коллективных институтов: предприятие, политическая партия,государство.
В современной экономической науке организационный подход развивается главным образом в рамках экономики согласований , созданной французскими институционалистами во главе с Л. Тс вено. В основе этой теории лежит идея о множественности способов форм координации хозяйственной деятельности. Между различными «мирами» возникает напряжение, несоответствие, а предприятие служит механизмом достижения компромисса между ними. Оно вступает в отношения, которые отнюдь не обязательно носят рыночный характер, а скорее обусловлены доверием, технологическими требованиями, иерархией и т.д. В целом признание особой активной роли организаций идет вразрез с доминирующей неоклассической традицией. Экономику согласований нередко относят к экономике организации, различия между которыми весьма расплывчаты в силу того, что сами понятия «организация» и «институт», согласно англо-американской традиции, часто употребляются как синонимы. Поэтому экономику согласований обозначают как «теория институтов - французская версия».
Пособие подготовлено на кафедре экономической теории Пензенской государственной сельскохозяйственной академии и предназначено для студентов экономического факультета, изучающих институциональную экономику. Предлагаются основные понятия и термины, формулируются вопросы для самостоятельной проверки знаний, рекомендуемая литература, словарь основных понятий и терминов. Все это будет способствовать более полному усвоению теоретического материала, развивать навыки практического применения полученных знаний и самостоятельность мышления.
* * *
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Институциональная экономика (Д. Н. Порфирьев, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .
Тема 1 ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1. Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики.
2. Институционализм и неоклассическая экономическая теория.
3. Старый и новый институционализм.
4. Основные течения современного неоинституционализма.
Институциональная экономика, предмет институциональной экономики, функции институциональной экономики, принцип институтоцентризма, принцип несводимости, принцип ограниченной рациональности, принцип историзма, диалектический метод, метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, исторический метод, социологический метод.
Институт, организация, правила экономического поведения, формальные правила, неформальные правила.
Институциональная теория, старый институционализм, социально-психологическое направление старого институционализма, юридическое направление старого институционализма, неоинституциональная теория, новая институциональная теория.
Приступая к изучению институциональной экономики необходимо, прежде всего, знать особенности и сложности институциональной теории, которая играет большую роль в развитии современного общества. Важно правильно определить предмет институциональной экономики. Институциональная экономика изучает институциональные экономические отношения, организующие взаимодействие индивидов и различных субъектов общественного производства.
Институциональная экономика выполняет следующие функции: познавательную, практическую, мировоззренческую и социальную. Она основывается на следующих основных принципах: институтоцентризма, несводимости, ограниченной рациональности, историзма. Принцип институтоцентризма утверждает, что невозможно изучать какой-то экономический процесс, отвлекаясь от конкретной институциональной формы. Принцип несводимости устанавливает четкую границу между социальным и естественнонаучным знанием. Принцип ограниченной рациональности означает, что индивид, принимающий решения, не в состоянии учитывать все возможные альтернативы при формировании и решении задачи, так как внимание и интеллект человека являются ограниченными ресурсами. Принцип историзма утверждает, что явления экономической жизни невозможно объяснить, не принимая во внимание сложившиеся социально-культурные институты, то есть образ и стиль мышления, особенности мироощущения, привычки и традиции.
Основными методами институциональной экономики являются: диалектический, научной абстракции, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, исторический, социологический.
Особое внимание в данной науке уделяется понятию институт, с которым связаны другие понятия: организация, трансакционные издержки, права собственности, оппортунистическое поведение. Дуглас Норт понимает под институтами правила игры в обществе, которые организуют взаимоотношения между людьми. Хайек считал, что институты располагаются между разумом и инстинктами. Это то, что выражается в повседневных действиях людей. В современных учебниках по институциональной теории под институтами понимается ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил. В неоинституциональной экономической теории в качестве институтов рассматривают деньги, собственность, налоги, кредит, рынок и т. п.
Если институты определяются как правила, то под организациями подразумевается множество экономических агентов обменивающихся друг с другом правами собственности и свободами. Организации предполагают наличие властных отношений и определяют рамки конкретного взаимодействия. К ним относят предприятие, государство. Институт является условием рационального поведения людей и эффективного размещения ресурсов. Институциональные идеи возникли в конце 19 века. К ранним институционалистам можно отнести Торстейна Веблена (социально-психологическое направление старого институционализма), Джона Коммонса (юридическое направление). Старые институционалисты двигались от права и политики к экономике, пытаясь подойти к анализу экономических проблем при помощи методов других наук. Так, например, Веблен объясняет экономическое поведение людей с помощью таких категорий, как завистливое сравнение и показное потребление.
Во второй половине ХХ века появилась неоинституциональная экономическая теория. К ней относятся теория общественного выбора Джеймса Бьюкенена, теория трансакционных издержек Рональда Коуза, теория институциональных изменений Дугласа Норта. Основной постулат теории общественного выбора Бьюкенена состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора изучает различные способы и методы, с помощью которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. В соответствии с теорией Р. Коуза, экономика не может существовать в виде сплошного рынка, так как это требует высоких трансакционных издержек производства. Согласно теории Д. Норта, начало процесса институциональных изменений связано с изменениями в соотношении цен, которые приводят к изменению совокупности формальных и неформальных норм.
Представители неоинституциональной экономической теории пытаются использовать методы неоклассической экономической теории для анализа политических, правовых и других проблем. Для неоинституционализма институты имеют значение для объяснения поведения экономических агентов и при этом акцент делается на аспектах, связанных с эффективностью, объяснением ее на основе модели рационального выбора. В отличие от неоклассической теории в неоинституционализме происходит сравнение институциональных альтернатив друг с другом, а не с идеальной моделью. В неоинституциональной теории рациональное поведение рассматривается как переменная величина, которая зависит от сложности ситуации выбора, повторяемости ситуации выбора, имеющейся у индивида информации, степени мотивированности индивида. Представители новой институциональной теории пытаются создать новую теорию институтов, не связанную с прежними постулатами неоклассики.
В настоящее время в нашей стране также развивается институциональная теория. Наиболее широко известны работы таких ученых как А.Н. Олейник, В.В. Радаев, В.Л. Тамбовцев, А.Е.
Шаститко.
Проблемные вопросы для обсуждения на семинаре
1. Почему в 90-е годы в России появился интерес к институциональной теории?
2. Что изучает институциональная экономика?
3. Какая связь институциональной экономики с другими науками?
4. Чем понятие институт отличается от организации?
6. В чем заключаются основные отличия неоинституциональной теории от неоклассической?
7. Какое значение для развития современной экономической теории имеют научные положения Д. Норта?
8. Можно ли применять теорию трансакционных издержек Р. Коуза в практической деятельности российских предприятий?
1. Предметом институциональной экономики является…
а) производительные силы общества;
б) экономические ресурсы;
в) институциональные экономические отношения.
2. В институциональной экономике используется…
а) принцип ограниченной рациональности;
б) принцип полной рациональности;
в) принцип сводимости.
3. Под институтами понимаются…
а) организации, обеспечивающие функционирование экономики;
б) правила игры в обществе, которые организуют взаимоотношения между людьми;
в) политические нормы.
4. Основное содержание неоинституциональной теории заключается…
а) в попытке подойти к анализу экономических проблем при помощи методов других наук;
б) в попытке использовать методы неоклассической экономической теории для анализа политических, правовых и других проблем;
в) в разработке новых, не связанных с неоклассической теорией положений.
5. К какому направлению институциональной теории относится теория трансакционных издержек Р. Коуза?
а) старому институционализму;
б) неоинституциональной теории;
в) новой институциональной теории.
Основная литература: 1,2
Дополнительная литература:
1. Ерзнкян, Б.А. Теоретико-методологические изменения в институциональной экономике / Б.А. Ерзнкян // Экономическая наука современной России. – 2012. – № 1. – C.11-30.
2. Ирхин, Ю.В. Институционализм и неоинституционализм: направления и возможности анализа / Ю.В. Ирхин // Социальногуманитарные знания. – 2012. – № 1. – С.58-77.
3. Московский, А. Институционализм: теория, основа принятия решений, метод критики / А. Московский // Вопросы экономики. – 2009. – № 3. – С.110-124.
4. Расков, Д. Риторика новой институциональной экономической теории / // Вопросы экономики. – 2010. – № 5. – С.81-95.
5. Рахаев, Б. Хозяйственные институты: назначение и эволюция / Б. Рахаев // Общество и экономика. – 2011. – № 7. – С.99-112.
1.2 Нормы, правила, их структура и виды
1.3 Институт: сущность, функции и типы
1.1 Понятие институциональной экономики, её предмет и значение для современного экономического анализа
«Занимаясь экономической деятельностью, мы не знаем ни потребностей других людей, ни источников получаемых нами благ. Практически все мы помогаем людям, с которыми не только не знакомы, но о существовании которых и не подозреваем. И все мы живем, постоянно пользуясь услугами людей, о которых нам ничего не известно. Все это становится возможным благодаря тому, что, подчиняясь определённым правилам поведения, мы вписываемся в гигантскую систему институтов и традиций: экономических, правовых и нравственных»
Фридрих Август фон Хаек
австрийский экономист и философ,
Лауреат Нобелевской премии по экономике
«Ни в одной стране мира не бывает оптимальной системы правил»
А.Аузан
российский экономист, д. э. н.,
декан экономического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова
Институциональная экономическая теория расширяет микроэкономический анализ, вовлекая в него факторы, неучитываемые классической микроэкономической теорией: факторы неполноты информации, неопределенности прав собственности, факторы неопределенности (ожидания) и, наконец, факторы неких коллективных действий в ситуации коллективного выбора, которые отличаются от действий в ситуации индивидуального выбора, рассматриваемых традиционной микроэкономикой.
Вработах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.
Институциональная экономика - отрасль экономики, которая изучает экономические отношения внутри и между общественными институтами. Корнейчук В.В. отмечает, чтоИнституциональная экономика – это теория, в которой эмпирической основой, экономической детерминантой выступает институт – исторически сформированная общественная традиция.
Институциональная экономика изучает механизм индивидуального выбора экономических агентов, методы, с помощью которых в нем могли бы быть использованы различные наборы институциональных ограничителей.
Нормы и традиции в обществе не только являются ограничителями поведения индивидов, но и используются как инструменты, побуждающие экономических субъектов действовать в соответствии с определенными в обществе правил, норм поведения и предоставленных прав
Институционализм в качестве предмета исследования выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития.Объект исследования – формальные и неформальные институты
Понятие институционализма включает в себя два аспекта :«институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и«институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Под институтами в современной теории понимаются "правила игры" в обществе или, "созданные человеком" ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение (enforcement). Они создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь.
С
мысл
институционального подхода состоит в
том, чтобы не ограничиваться анализом
экономических категорий и процессов в
чистом виде, а включить в анализ институты,
учитывать внеэкономические факторы.
Институциональная экономика это - синтез экономических процессов и явлений общественной жизни, описываемых гуманитарными науками.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Предмет и метод институциональной экономики
Основные отличия информационной экономики и индустриальной экономики
Заключение
Литература
Предмет и метод институциональной экономики
институционализм экономика информационный индустриальный
Термин «экономика» используют для обозначения двух разных понятий. Во-первых, экономика -- это сфера общественной жизни, в которой создаются, распределяются и используются блага, т. е. объекты, необходимые человеку для жизни и развития.
В этом случае экономика представляет собой объективную реальность, не зависящую от каких-либо субъективных оценок. Она является практической экономикой.
Составным элементом практической экономики становится экономическое явление -- устойчивый процесс, который может быть выявлен и исследован эмпирическими методами (от греч. empeiria -- опыт). Взаимосвязь между экономическими явлениями подчинена объективным законам: физическим, логическим, математическим и др. Поэтому все экономические явления, относящиеся к одному обществу и к одному периоду времени, согласованы между собой и не могут противоречить друг другу.
Во-вторых, экономика -- это наука, изучающая процессы создания, распределения и использования благ.
В этом случае экономика представляет собой продукт сознания, зависящий от уникальных личностных качеств человека, а потому имеющий субъективный характер. Она является теоретической экономикой, объектом ее изучения выступает практическая экономика.
В теоретической экономике одновременно существуют теории, противоречащие друг другу. Та теория, которая находит среди экономистов значительное число сторонников и вместе с тем служит основой для создания системы согласованных между собой теорий, порождает экономическую школу. Примерами противостоящих друг другу экономических школ служат: классики и социалисты, кейнсианцы и монетаристы и др. Экономические школы, имеющие общие базовые положения, образуют направление в экономической науке. Выделяют два основных направления: либеральное и социально-институциональное. К либеральному направлению относят физиократов, классическую политэкономию, мальтузианство, маржинализм, неоклассическую школу, монетаризм, экономический империализм и др.
К социально-институциональному направлению -- утопический социализм, марксизм, историческую школу и институционализм.
Эмпирической основой каждой экономической школы служит некоторое экономическое явление, которое, по мнению приверженцев этой школы, предстает важнейшим, т. е. определяет функционирование всей экономической системы. Это явление называют экономической доминантой. Если данное экономическое явление объективно играет доминирующую роль в практической экономике, то экономическая школа обычно занимает доминирующее положение в теоретической экономике, т. е. становится господствующей. Если на протяжении длительного исторического периода сменяющие друг друга идеи относятся к одному направлению, то оно становится господствующим направлением. В экономической науке уже на протяжении трех столетий господствует либеральное направление, поэтому его также определяют как мейнстрим (англ. mainstream -- основное течение). Экономическая доминанта, общая для всех либеральных школ, выражается в определяющем значении производства материальных товаров, или индустриального производства. Поэтому систему либеральных экономических теорий можно охарактеризовать как теорию индустриальной экономики, или просто как индустриальную экономику. Другими словами, индустриальная экономика есть экономическая теория индустриального общества. Индустриальную экономику принято считать традиционной экономикой.
Среди представителей каждой экономической школы встречаются ученые, которые не признают право на существование альтернативных экономических теорий и отождествляют название своей школы с экономической наукой в целом. Эта тенденция наиболее сильно проявляется среди сторонников господствующего либерального направления. Так, термин экономикс (от англ. economics -- экономическая теория), введенный А. Маршаллом для обозначения неоклассической теории, в настоящее время зачастую используют как синоним экономической науки. При этом экономика неправомерно отождествляется с индустриальной экономикой.
Стадией развития экономики называют исторический период, характеризую-щийся какой-либо одной доминантой. На каждой стадии развивается господствующая школа, которая определила в качестве эмпирического базиса своих теорий доминирующее экономическое явление. Название экономической школы часто содержит указание на соответствующую экономическую доминанту, например:
* меркантилизм . Этот термин образован от английского слова merchant, означающего «купец». Экономическая доминанта -- формирование рынков, расширение сферы торговли. Период расцвета этой школы -- XVII век;
* физиократия переводится с греческого как «власть природы». Экономическая доминанта -- преобладание сельскохозяйственного труда. Период расцвета -- вторая половина XVIII в., Франция;
* классическая школа построена на постулате о трудовой ценности, утверждающем физический труд в качестве единственного источника ценности. Экономическая доминанта -- преобладание физического труда и мануфактурного производства. Период расцвета -- вторая половина XVIII -- первая половина XIX в., Англия.
Институциональная экономика -- это теория, в которой эмпирической основой, или экономической доминантой, выступает институт -- исторически сложившаяся общественная традиция.
Основателем школы институционализма является американский экономист и социолог Т. Веблен (1857 -- 1929), изложивший основные идеи школы в своей книге «Теория праздного класса». Институциональная экономика зародилась в конце XIX в., когда в передовых странах культурные факторы стали оказывать все более заметное влияние на экономику, а постулаты индустриальной экономики все в меньшей степени соответствовали реалиям общественной жизни. Стало очевидным, что начался переход общества из индустриальной стадии развития в новую стадию, до сих пор не получившую общепризнанного названия. Новое общество определяют как:
* новое индустриальное (Дж. Гэлбрейт),
* постиндустриальное (Д. Белл),
* общество Третьей волны (Э. Тоффлер),
* общество риска (У. Бек),
* информациональное (М. Кастельс),
* индивидуализированное (3. Бауман).
Институционалисты, придерживающиеся информационного подхода к определению института, характеризуют новую экономику как информационную. При этом институт рассматривается как специфическое знание, а его влияние на экономическую жизнь общества -- как специфический информационный процесс.
Основные отличия информационной экономики и индустриальной экономики
Сравним основные положения индустриальной (традиционной) экономики и приходящей ей на смену информационной экономики.
1) Продукт . Доминирующим видом продукта в индустриальном обществе является материальный объект, а в информационном обществе -- информационный объект, лишенный материальной формы.
2) Труд . Доминирующим видом труда в индустриальном обществе выступает простой (физический, ручной, рутинный, неквалифицированный) труд, который признается производительным трудом. При этом творческий труд считается непроизводительным. В информационном обществе, наоборот, доминирует творческий труд. Он считается производительным, а простой труд -- непроизводительным.
3) Капитал . Доминирующим видом капитала в индустриальном обществе служит материализованный (внешний) капитал: здания, станки, машины и пр. В информационном обществе важнейшую роль играет интеллектуальный (внутренний) капитал, т. е. образование, опыт, здоровье и пр. Первой теорией внутреннего капитала является теория человеческого капитала американского экономиста Г. Беккера.
Таблица 1 - Институционализм как стадия развития экономической науки
Экономическое явление |
Экономическая теория |
Глава школы |
||
Формирование |
Меркантилизм |
А. Монкретьен |
||
Доминирование сельскохозяй- ственного труда |
Физиократия |
Вторая половина XVIII в. |
||
Доминирование ручного труда |
Классическая школа |
Вторая половина XVIII в. -- первая половина XIX в. |
||
Кризис рыночной |
Марксизм |
Середина XIX в. |
||
Возрастание потребления |
Австрийская школа |
К. Менгер |
Вторая половина |
|
Саморегулирование экономики |
Неоклассическая школа |
А. Маршалл |
Вторая половина |
|
Влияние культуры на экономику |
Институционализм |
Т. Веблен |
Конец XIX в. -- начало XX в. |
|
Государственное вмешательство |
Кейнсианство |
Дж. Кейнс |
Середина XX в. |
4) Богатство . В индустриальном обществе под богатством понимаются при-надлежащие человеку материальные ценности, такое богатство является внешним по отношению к человеку. Физический капитал -- составная часть материального богатства. В информационном обществе под богатством понимается внутреннее богатство человека -- система его личностных качеств. Человеческий капитал -- это составная часть внутреннего богатства. Внешнее богатство может быть отчуждено от человека, внутреннее -- нет.
5) Ценность . В индустриальной экономике общественная ценность блага определяется его рыночной ценой, т. е. способностью блага увеличить материальное богатство человека. В классической школе, которая составляет базис теории индустриальной экономики, ценность выступает как трудовая ценность. Она равна объему простого труда, затраченного на изготовление продукта. В информационной экономике общественная ценность блага определяется его способностью увеличивать продолжительность высшей деятельности человека.
6) Потребности . В теории индустриальной экономики потребление понимается как целевое использование материального продукта. Поэтому потребности группируются на основе классификации материальных благ. Утверждается, что человек имеет множество потребностей, каждая из которых закреплена за определенным классом благ: потребность в еде, одежде, жилище и т. д. В теории информационной экономики потребление понимается как использование продукта (материального или информационного) в целях расширения сферы высшей деятельности.
7) Благосостояние . В индустриальном обществе благосостояние человека измеряется потоком материальных благ (денежных доходов), а общественное благосостояние -- величиной национального дохода за определенный период времени. Материальное благосостояние называют также экономическим. Теория экономического благосостояния создана английским экономистом А. Пигу (1877 -- 1959). В информационном обществе благосостояние человека измеряется потоком креативных благ (периодов творчества), а общественное благосостояние -- суммарной продолжительностью творческой деятельности всех членов общества за конкретный период времени. Благосостояние называют креативным.
8) Деньги . В индустриальном обществе благосостояние имеет денежную форму, поэтому деньги служат конечной целью экономической активности хозяйственных субъектов. В информационном обществе конечной целью человека является высшая деятельность, а деньги выступают в качестве средства увеличения креативного благосостояния.
9) Социальные взаимодействия . В любом обществе функционирование экономики основано на социальных взаимодействиях -- совместных общественных действиях индивидов, в результате которых изменяется их благосостояние. В индустриальном обществе доминируют взаимодействия в форме товарного обмена -- обезличенные и опосредованные денежным обращением. В информационном обществе доминируют социальные взаимодействия в форме информационного обмена продуктами творческого труда. Эти взаимодействия имеют межличностный характер и подразделяются на прямые (например, общение) и опосредованные институтами культуры (например, написание книги).
10) Модель человека . Теория индустриальной экономики базируется на модели «экономического человека», а институциональная экономика -- на модели «институционального человека».
Таблица 2 - Информационная экономика и индустриальная экономика
Экономика |
|||
индустриальная |
информационная |
||
Материальный |
Информационный |
||
Творческий |
|||
Физический |
Человеческий |
||
Богатство |
Внутреннее |
||
Ценность |
Затраты труда |
Время творчества |
|
Потребности |
|||
Благосостояние |
Экономическое |
Креативное |
|
Средство |
|||
Социальное |
Товарное |
Межличностное |
Экономика, как любая наука, использует два типа методов исследования: частный и общий. Частные методы используются только в экономике, а общие -- и в других науках. Взаимодействие элементов системы является важнейшим объектом исследований любой науки.
Механика изучает взаимодействия физических тел, химия -- веществ, биология -- живых организмов, экология -- человека и природы, философия -- материи и сознания и т. д. Если взаимодействие элементов в разных науках имеет сходный характер, то эти науки используют общие методы исследования. Например, взаимодействие веществ в живом организме имеет общие черты с их взаимодействием с неживой природой. Использование общих методов исследования привело в данном случае к созданию смешанной дисциплины -- биохимии.
Таблица 3 - Отличие «институционального человека» от «экономического человека»
«экономический» |
«институциональный» |
||
Индустриальная |
Информационная |
||
Философия |
Индивидуализм |
Солидарность |
|
Модель человека |
Механистическая |
Органическая |
|
Взаимодействие |
Товарное |
Межличностное |
|
Поведение |
Рациональное |
Институциональное |
|
Максимизация |
Гармонизация |
||
Детерминирован |
Экономика изучает взаимодействия хозяйственных субъектов, происходящие при создании, распределении и использовании благ. Характер таких взаимодействий определяется уровнем развития общества. В первобытную эпоху в человеке доминируют биологические черты, поэтому социальные взаимодействия имеют обезличенный характер и представляют собой, по сути, обмен веществ -- как органических (при размножении), так и физических (при совместной трудовой деятельности). В индустриальную эпоху доминирующей формой взаимодействия становится обмен материальными продуктами ручного труда, в силу чего экономические процессы в индустриальном обществе успешно описываются и исследуются методами механики, которая широко использует математический инструментарий.
Поэтому индустриальная экономика имеет механистический характер, т. е. представляет собой механистическую экономику.
В информационную эпоху взаимодействия хозяйственных субъектов, имеющие межличностный характер, представляют собой информационный обмен продуктами творческой деятельности между уникальными индивидами. Такого рода взаимодействия традиционно изучаются в рамках социологии, поэтому институциональная экономика как экономическая теория информационного общества имеет социологический характер, т. е. представляет собой социологическую экономику.
Рассмотрим основные методы исследования институциональной экономики и индустриальной экономики и проведем их сравнительный анализ.
1) Органический подход является базовым методологическим принципом институционализма, он противостоит механистическому подходу традиционной экономической теории, согласно которому хозяйственные субъекты уподобляются независимым физическим телам, хаотично взаимодействующим (конкурирующим) между собой. Создателями органического подхода к исследованию общественных явлений являются Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.
Ниже кратко изложены их взгляды.
Г. Спенсер (1820 -- 1903) -- английский философ, основатель органической школы в философии. По Спенсеру, существует аналогия между политическим телом и живым индивидом. Общества сходятся с индивидуальными организмами в четырех особенностях:
а) и те и другие многократно увеличиваются в размере в процессе развития;
б) их строение становится все более сложным. Этот прогрессивный переход от простого к сложному составляет характерную черту, отличающую живые тела от неодушевленных тел;
в) части приобретают все большую взаимозависимость, и в конце концов жизнь и деятельность каждой части обусловливается жизнью и деятельностью прочих частей. Экономическое разделение труда аналогично «физиологическому разделению труда» между органами высших животных. Благосостояние каждого человека «все теснее соединяется с благосостоянием всех»;
г) жизнь и развитие организма (общества) независимы от жизни и развития какой-либо из составляющих его единиц и гораздо продолжительнее существования этих единиц. Ни в каком теле, кроме органического и социального, нет этого беспрерывного выбывания и замены частей при продолжающейся нерушимости целого.
Обращение продуктов в обществе выполняет ту же роль, что кровообращение в живом организме. Каждое действие предполагает известную затрату сил; кровь приносит материалы, нужные для восполнения этой затраты, для того чтобы орган мог развиваться. То, что в коммерческих делах называют барышом (прибылью), соответствует излишку питания над затратой сил в живом теле. Находящаяся в обращении масса питательных веществ делается более разнородной по своему составу, постепенно в ней возникает новый элемент, сам по себе не питательный, но облегчающий процесс питания. В индивидуальном организме это кровяные шарики, а в социальном организме -- деньги. У многих низших животных кровь не содержит в себе кровяных шариков, и в обществах, стоящих на низкой ступени цивилизации, нет денег.
Спенсер проводит аналогию между системой управления в обществе и нервной системой в животном организме. Тот член управляющего сословия, который делается главным деятелем, наподобие первичного нервного центра в развивающемся организме, -- это, как правило, человек, наделенный некоторым превосходством нервной системы. Как каждому отдельному узлу свойственно возбуждаться только специальными стимулами от известных частей тела, точно так же каждому отдельному правителю свойственно поддаваться в своих действиях влиянию исключительно личных и сословных интересов. Спенсер пишет: «…хороший мозг есть такой, в котором желания, соответствующие этим различным интересам, уравновешены так, что образ действий, ими вызываемый, ни одним из них не жертвует для других. Хорошим считается такой парламент, в котором партии так уравновешены, что их совокупное законодательство дает каждому сословию столько полномочий, сколько совместимо с правами остальных сословий». Прогрессивное совершенствование живого организма проявляется в возникновении нервных нитей, которые аналогичны средствам связи в обществе.
Прогресс общества осуществляется по тем же законам, что и прогресс органического мира. В обоих случаях происходит развитие простого в сложное через ряд дифференцирований. Превращение однородного в разнородное составляет сущность прогресса. Обладать большим разнообразием чувств, инстинктов, сил и способностей; иметь более сложное устройство особенностей и принадлежностей -- значит более резко отличаться от созданий всякого иного рода, обнаруживать более определенную индивидуальность. Все преобразования в человеческих делах ведут к дальнейшему развитию той же способности: их можно назвать стремлением к индивидуализации. Прогресс человека заключается в тех внутренних изменениях, выражением которых служат увеличивающиеся познания.
Э. Дюркгейм (1858 -- 1917) -- основатель французской социологической школы. По Дюркгейму, функция разделения труда -- создавать между двумя или несколькими личностями чувство солидарности. Оно связывает между собой индивидов, которые без этого были бы независимы; вместо того чтобы развиваться отдельно, они соединяют свои усилия; их солидарность простирается гораздо дальше коротких мгновений обмена услугами. Так, разделение полового труда есть источник супружеской солидарности. Мужчина и женщина ищут друг друга именно потому, что они различаются. Не сходство, но различие соединяемых этим влечением натур придает ему его энергию. Дюркгейм выделяет два вида солидарности:
· Механическая солидарность , или солидарность по сходствам, обусловлена тем, что известное число состояний сознания является общим для всех членов общества.
Связь, соединяющая таким образом индивида с обществом, вполне аналогична той, что связывает вещь с личностью. Индивид не принадлежит себе -- это буквально вещь, которой распоряжается общество.
· Органическая солидарность , или солидарность, вызванная разделением труда, возможна только при условии, что каждый индивид имеет свою сферу действия, а следовательно, и личность.
Эта солидарность походит на солидарность, наблюдаемую у высших животных. Каждый орган обладает автономией, при этом единство организма тем больше, чем отчетливее проявляется эта индивидуализация частей. В ходе социальной эволюции механическая солидарность ослабевает, а органическая солидарность усиливается. Тут действует тот же закон, который управляет биологическим развитием животного мира. Всякая часть животного, став органом, имеет соответствующую сферу действия, где она функционирует независимо, и в то же время другие органы зависят от нее значительно сильнее, чем раньше, так как не могут отделиться, не рискуя погибнуть.
Всякое общество -- моральное общество, а альтруизм всегда будет основанием общественной жизни. Люди не могут жить без взаимных соглашений и, следовательно, взаимных жертв, без того чтобы не соединяться друг с другом сильным и продолжительным образом. Индивид приучается оценивать себя согласно истинной ценности как часть целого, как орган единого организма. Конкуренция между индивидами ослабевает с развитием разделения труда. В животном мире конкуренция между двумя организмами тем сильнее, чем более они схожи. Имея те же потребности, преследуя те же цели, они повсюду оказываются соперниками. Люди подвержены тому же закону: священник стремится к моральному авторитету, промышленник -- к богатству, ученый -- к научной славе и т. д. Каждый из них может достигнуть своей цели, не мешая другим.
Разделение труда прогрессирует по мере того, как увеличивается число индивидов, которые находятся в достаточном соприкосновении, чтобы иметь возможность воздействовать и реагировать друг на друга. Это сближение и вытекающие из него активные отношения есть динамическая, или моральная, плотность общества. Таким образом, прогресс разделения труда прямо пропорционален моральной плотности общества.
2) Индуктивный метод . Экономические теории традиционного (либерального) направления построены согласно дедуктивному принципу «от общего к частному»: основные теоретические положения выводятся посредством формально-логического анализа системы исходных постулатов, не имеющих серьезного эмпирического обоснования. Институциональная экономика, наоборот, построена по индуктивному принципу «от частного к общему»: основные теоретические положения выводятся на основе систематизации и анализа большого количества эмпирических данных.
Среди институционалистов наиболее последовательным сторонником эмпирического подхода был американский экономист У. Митчелл (1874 -- 1948), автор таких работ, как «Экономические циклы: проблема и ее постановка» (1927), «Измерение экономических циклов» (1946). Критики Митчелла называли его метод «измерением без теории».
Дедуктивный метод построения экономической теории предполагает возможность существования универсальных законов, справедливых для любого общества и в любую эпоху. Примерами таких законов являются трудовая теория ценности (у классиков), закон падения предельной полезности (у маржиналистов), закон убывающей отдачи (у неоклассиков). Система законов традиционной экономики аналогична системе универсальных законов механики, имеющих глобальный характер (законы Ньютона, закон сохранения энергии и др.). Индуктивный метод построения экономической теории отвергает возможность существования универсальных законов. Предполагается, что каждая выявленная закономерность или тенденция имеет пространственные, временные, национальные, классовые и другие границы. Если экономические законы и существуют, то они являются локальными, а теоретические и практические выводы, вытекающие из них, носят не абсолютный, а относительный (релятивистский) характер. Таким образом, индуктивный подход институционалистов базируется на принципах эмпиризма, локальности и релятивизма.
3) Междисциплинарный подход . В рамках либерального направления экономической мысли доминирует узкоэкономический подход к исследованию общественных явлений. На ранних этапах формирования мейнстрима этот подход выражался в том, что для объяснения общественных явлений, выходящих за рамки хозяйственной жизни, обычно не привлекались положения смежных социальных наук, а принимались некоторые постулаты, которые считались очевидными, а потому не подлежали обсуждению. Результаты других наук привлекались экономистами лишь в том случае, когда они служили обоснованием или иллюстрацией принятых постулатов.
Примером является закон Фехнера, согласно которому сила реакции животного на раздражитель снижается при каждом его повторении в течение определенного промежутка времени. Английский маржиналист У. Джевонс использовал этот закон при обосновании закона убывающей предельнойи полезности -- важнейшего постулата индустриальной экономики.
Метод постулирования экономических явлений, принятый сторонниками традиционной экономики, родственен по своей сути методу аксиоматического построения математических теорий (примером служит евклидова геометрия, построенная на известных постулатах). В силу этого методы математического анализа успешно используются в традиционной экономике для получения и доказательства теоретических положений. Вместе с тем использование математики в экономике не говорит о наличии междисциплинарных связей, поскольку в данном случае не происходит заимствование содержательных положений, относящихся к общественной жизни.
Механика, как и математика, построена на системе постулатов, и по своему содержанию нейтральна по отношению к общественным явлениям. Вместе с тем она описывает простейшую форму движения материи, которая проявляется также в общественной жизни. В силу этого некоторые общественные процессы имеют общие черты с механическими процессами (например, свободная конкуренция), что предопределило известное влияние механики на развитие экономики. Но поскольку экономика фактически не оказала влияния на развитие механики, здесь отсутствует междисциплинарная связь между этими двумя науками.
Метод постулирования общественных явлений равносилен пассивному отрицанию влияния смежных наук на развитие экономики. Во второй половине XX в. в рамках мейнстрима обозначилась тенденция дальнейшего развития узкоэкономического подхода. Она заключается в том, что теперь помимо метода постулирования общественных явлений стал также применяться метод их объяснения с помощью чисто экономического инструментария.
Эта тенденция, означающая переход к активному отрицанию роли смежных наук в развитии экономики, получила название экономического империализма.
Основоположником экономического империализма является Г. Беккер (род. 1930), автор работ «Экономическая теория дискриминации» (1957), «Человеческий капитал» (1964), «Теория распределения времени» (1965), «Преступление и наказание: экономический подход» (1968), «Экономический подход к человеческому поведению» (1976), «Трактат о семье» (1981). В 1992 г. Г. Беккер получил Нобелевскую премию по экономике за расширение сферы применения микроэкономического анализа. Им созданы экономические теории расовой дискриминации, человеческого капитала, преступности, рождаемости, семьи и пр. Например, курение рассматривается Беккером как рациональный выбор человека, решившего увеличить интенсивность наслаждения за счет сокращения продолжительности своей жизни.
Таблица 4 - Методы институциональной экономики и индустриальной экономики
Поскольку социология выступает генерализирующей общественной наукой, изучающей все формы межчеловеческих взаимодействий, из всех смежных наук она оказывает наибольшее междисциплинарное влияние на институциональную экономику, в которой широко применяются социологические методы, в частности:
а) личностный подход. Центральным объектом исследования институциональной экономики является уникальный индивид, наделенный сложной системой психологических мотивов. Акцент делается на разнообразии качеств людей, а не на их схожести. В индустриальной экономике индивид рассматривается как абстрактный «экономический человек», лишенный индивидуальности и наделенный единственным психологическим мотивом. Центральным объектом исследования служит не индивид, а фирма, максимизирующая прибыль;
б) групповой подход. Разнообразие личностных качеств индивидов предопределяет их объединение в различные социальные группы, которые не рассматриваются в индустриальной экономике, основанной на философии индивидуализма. Групповой подход противоречит механистической трактовке общественной жизни, принятой в традиционной экономике;
в) социометрический подход. Количественные показатели, характеризующие значимые экономические явления, могут быть получены на основе субъективных оценок людей с помощью социологических обследований. В индустриальной экономике система показателей построена на принципе объективности: субъективные мнения людей исключаются из алгоритмов расчета. Примером служит величина валового внутреннего продукта -- основного измерителя общественного благосостояния.
Заключение
Соотношения между направлениями современного институционализма многогранны, сложны и зачастую трудно выявляемы, их оценка зависит как от понимания каждого из направлений в отдельности, так и от контекста сравнения и области изучаемых явлений.
На современном этапе развития институциональной экономической теории очень сложно говорить о едином предмете этой важной и интересной науки. Это обстоятельство связано и с многообразием представлений о предметных областях, и с неоднородностью используемых методов и моделей.
Понимание сущности и взаимосвязей между концепциями и идеями представителей институционализма позволит лучше понять не только природу самих экономических явлений, но и возможности и перспективы развития экономической теории на основе обмена идеями между различными исследовательскими программами.
Кроме того, современная институциональная теория и все ее направления могут стать плодотворной базой многочисленных прикладных исследований в тех сферах экономической деятельности, которые в настоящее время недостаточно изучены. Уже сейчас институциональная теория имеет различные сферы приложения, которые О. Уильямсон объединил в три основных направления. Первое связано с функциональными областями, второе -- с приложениями к смежным дисциплинам, а третье -- с приложениями к проблемам экономической политики. В рамках первого направления О. Уильямсоном перечисляются шесть функциональных областей: финансы, маркетинг, сравнение экономических систем, экономическое развитие, стратегии бизнеса, история бизнеса. Например, сравнительный анализ экономических систем получил развитие в процессе исследования проблем экономической истории и современных систем посредством анализа влияния институтов на экономическое развитие множества стран. С помощью институционализма изучаются вопросы, являющиеся традиционными для смежных дисциплин: политологии, социологии, правоведения, теории международных отношений и др. Например, исследуются процессы институциональных изменений посредством законотворчества, в том числе в плане применения методов создания нормативно-правовых актов, отвечающих принципам институционального проектирования. Третий вид приложения институционализма -- ее применение к различным направлениям государственной политики. Наиболее изученными институционализмом можно считать антимонопольную политику и экономическое регулирование. Исследователи делают вывод о значительных перспективах развития институционализма не только в плане теоретической деятельности и изучения актуальных проблем предпринимательства, экономической политики, но и проведения исследований в смежных дисциплинарных областях.
Литература
1) Аузан А. А. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория / А. А. Аузан. -- М. : ИНФРА-М, 2010.
2) Корнейчук Б. В. Институциональная экономика: учеб. пособие для вузов / Б. В. Корнейчук. -- М. : Гардарики, 2007. -- 255 с.
3) Литвинцева Г. П. Институциональная экономическая теория: учебник / Г. П. Литвинцева. -- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. -- 336 с.
4) Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р. М. Нуреев. -- 2-е изд.: НОРМА, 2007. -- 560 c.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Государственное регулирование экономики: механизмы, методы, основные формы и подходы. Теория неоинституционализма Д. Норта и ее сущностное содержание. Отличия институционализма и неоинституционализма. Структура и значение новой институциональной теории.
курсовая работа , добавлен 13.02.2014
Основные концепции, теории и представители традиционного институционализма. Особенности школы эволюционной теории экономики. Теоретическая специфика посткейнсианства. Изучение институтов-правил в форме конвенциональных ожиданий. Экономика соглашений.
лекция , добавлен 21.02.2012
Институциональная экономика, её функции и методы исследования. Роль институтов в функционировании экономики. Основные теории институциональной экономики. Система экономических взглядов Джона Коммонса. Направления развития этого направления в России.
реферат , добавлен 29.05.2015
Государство как генератор институциональной среды. Основные цели институциональной политики. Роль государства в экономике. Анализ политиков, внесших вклад в развитие институциональной экономики: Рональд Коуз, Оливер Уильямсон, Дуглас Норт, Карл Маркс.
контрольная работа , добавлен 02.03.2012
Историко-экономические предпосылки возникновения материализма. Теория Д. Рикардо о земельной ренте и теория Д. Кейнса о причинах циклического падения экономики. Ранний институционализм в США, его основатели и отличия от кейнсианской модели экономики.
контрольная работа , добавлен 05.03.2009
Построение теоретико-экономической модели поведения человека. Основные положения институциональной теории. Категория "инстинктов" Т. Веблена. Человеческая природа по Д. Дьюи. Отличительные особенности современного "классического" институционализма.
реферат , добавлен 04.05.2015
Недостатки экономических трансформаций конца XX в. Целесообразность реформирования экономики в Украине на методологических основах институциональной теории. Основные преимущества институционального подхода, составляющие социально-экономического института.
контрольная работа , добавлен 12.09.2011
Характеристика постиндустриального общества во взаимосвязи с экономической наукой. Основные тенденции развития современной экономики. Роль российской экономики в переходе к постиндустриальному обществу. Анализ путей совершенствования экономической науки.
курсовая работа , добавлен 20.06.2009
Классики институциональной теории. Основные положения и отличия классического институционализма от неоинституционализма. Виды трансформационных и трансакционных издержек в миниэкономических системах. Общая структура и состав трансакционных издержек.
презентация , добавлен 18.06.2013
Зарождение новой институциональной экономической теории. Современная неоклассика. Традиционный институционализм и его представители. Основные направления этапы развития новой институциональной экономической теории. Модель рационального выбора.