Эмпирическая основа исследования. Эмпирическое исследование в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии Методы и методики исследования
Вторая глава научно-исследовательской работы ‒ это анализ предмета исследования, который основан на реальных фактах, полученных автором. Автор наблюдает, исследует, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в исследуемой реальности. Это отражается в названии второй главы, которое должно быть конкретным и содержать ключевые, отражающие суть исследования слова.
Например: «Эмпирическое исследование различий в базовых факторах личности педагогов в условиях психического выгорания», «Эмоциональные особенности дошкольников из семей с разными стилями семейного воспитания».
В этой части исследования студент показывает, насколько он овладел методами научного анализа сложных явлений действительности, практической деятельности психолога, использованием методов и методик исследования, умениями пользоваться рациональными приемами отбора, поиска, обработки и систематизации информации, осуществлять ее проверку, умением делать обобщения и выводы.
Эмпирические исследования могут быть представлены различными видами:
1. Описательное исследование. В таком исследовании опытным путем выявляются и описываются новые факты, касающиеся либо малоизученных объектов и явлений, либо расширения представлений об уже известных, но недостаточно исследованных явлениях. В таком исследовании, как правило, выдвигается гипотеза о фактах.
Пример: «Гипотеза исследования: существуют различия в развитии личностных качеств младших школьников из полных и неполных семей ».
2. Объяснительное исследование. В таком исследовании не только выявляются новые факты, но и предпринимается еще и объяснение полученных фактов, выяснение взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей между ними. В таком исследовании выдвигается гипотеза либо о взаимосвязи, либо о зависимости.
Пример: «В процессе подготовки исследования была сформулирована гипотеза о том, что между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности ребенка младшего школьного возраста имеется взаимосвязь».
3. Исследование по плану формирующего эксперимента. В таком исследовании в начале констатируется исходный уровень развития какого-либо признака, качества и.т. п. Затем создается специальная ситуация либо в форме воздействия (например: тренинга, консультирования, психотерапевтических процедур и т.п.), либо в форме коррекционно-развивающих занятий. После реализации воздействия констатируется новый уровень признаков и проводится сравнение до и после воздействия, в том числе с применением методов математической статистики. В таком исследовании выдвигается гипотеза об эффективности воздействия.
Пример: «Гипотеза состоит в предположении о том, что активные методы воздействия на личность в форме тренинга способствуют развитию профессионально важных качеств педагогов».
Могут быть и виды исследования, построенные по другому плану: психодиагностическое исследование, экспериментальное и ряд других.
Эмпирическая глава исследования в начале ее разработки требует формулирования целей и задач именно эмпирического исследования , но при этом они должны соотноситься с целями и задачами исследования в целом и являются их конкретизацией.
Пример: «Цель исследования: выявить различия в личностных особенностях педагогов с разной степенью психического выгорания ».
Цель была конкретизирована через постановку следующих задач:
1) подобрать блок методик для исследования уровня психического выгорания;
2) оценить уровень эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений педагогов начальной и средней школы;
3) измерить выраженность базовых личностных характеристик с точки зрения их проявления в профессиональной деятельности педагогов начальной и средней школы с синдромом психического выгорания;
4) провести сравнительный анализ личностных факторов в зависимости от содержания деятельности педагогов начальной и средней школы;
Приводится гипотеза исследования, которая является предположением о возможности решения проблемы, она отражает отношение между варьируемым признаком исследования (это независимая переменная) и теми результатами, к которым она приводит (это зависимая переменная). Гипотеза может быть конкретизирована в эмпирической части исследования.
Пример: «В процессе подготовки исследования была сформулирована гипотеза: личностные особенности выгоревших профессионалов варьируют в зависимости от содержания деятельности. При этом предполагалось доказать следующие частные гипотезы:
2. Уровень психического выгорания воспитателей школы-интерната приводит к различиям в структуре базовых факторов личности».
Оптимальный объем эмпирической части исследования составляет 30-35 страниц и не может быть меньше теоретической части исследования. Небольшой объем эмпирической главы позволяет предполагать неумение автора применять развернутую интерпретацию результатов. Если объем слишком большой, то это говорит о неумении автора правильно обобщать и представлять полученные данные.
По какому бы плану ни строилось эмпирическое исследование, оно предполагает описание организации, методов и методик исследования, они включаются в первый параграф, с которого начинается вторая глава.
Обычное название этого параграфа: Организация и методы исследования .В этом параграфе раскрываются задачи эмпирического исследования, этапы исследования, методы и методики исследования, дается развернутая характеристика исследуемой группы с указанием основных социально-демографических характеристик и тех особенностей, которые имеют отношение к целям, задачам и гипотезе исследования, указывается конкретное место работы, род занятий, количество испытуемых, возраст, профессия, семейное положение и другие характеристики.
Количество испытуемых, привлеченных к исследованию, может быть различным и зависит от целей исследования. Минимальное их количество не может быть меньше 30-35 человек. Если в работе используется формирующий план исследования, то количество участников в контрольной и экспериментальной группе составляет 12-15 человек в каждой группе.
В этом разделе также необходимо привести те способы, с помощью которых формировались исследуемые группы, если план исследования предусматривал наличие двух и более групп. Как правило, в исследовательской работе используются две группы, поэтому необходимо привести сведения об их эквивалентности или о тех способах, которыми формировались эквивалентные группы, а также перечислить признаки, которые использовались при отборе испытуемых.
Далее кратко описываются методы и методики, используемые в исследовании, относящиеся как к сбору информации, так и к ее обработке. Диагностический инструментарий подбирается таким образом, чтобы с его помощью можно было правильно оценить величину всех факторов, необходимых для проведения исследования. Вначале приводятся методы, а далее они конкретизируются с перечислением и описанием методик. Известные методики просто называются в общепринятой сокращенной форме, с указанием автора, места публикации и измерительных возможностей.
Пример описания:
«16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF).
Многофакторный опросник личности дает многогранную информацию об индивидуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.
В настоящем исследовании использовалась одна из модификаций этого теста. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей выделяются следующие блоки факторов:
1) интеллектуальные особенности (факторы B, M, Q1);
2) эмоционально-волевые особенности (факторы C, G, I, O, Q3, Q4);
3) коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы A, H, F, E, Q2, N, L).
На основе 16-ти основных факторов вычисляются два вторичных фактора: экстраверсия-интроверсия (F1), тревожность (F2). В тест входят шкалы валидности: шкала «мотивационного искажения» (MD), шкала «выглядеть плохо» (FB).
Подъем профиля выше семи стенов интерпретировался как выраженность положительного полюса фактора, показатель менее четырех стенов интерпретировался как выраженность отрицательного полюса данного фактора. Опросник 16-PF позволяет подробнейшим образом описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязи отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы».
Оригинальные (авторские) и малоизвестные методики описываются более подробно, дается характеристика их направленности, способов обработки, данные о валидности и надежности. Информация о разработке и проверке методики приводится в приложении.
Завершается описание методов и методик информацией о том, чем был обусловлен выбор методов исследования. Как правило, учитываются следующие моменты: соответствие методик методологическому основанию исследования, целям, задачам и гипотезе исследования, возрасту и другим особенностям исследуемых групп, а также их психометрическими параметрами (валидностью и надежностью), возможны и другие аргументы.
За параграфом, описывающим организацию и методы исследования, следует параграф, в котором описываются исследования исходных переменных, интерпретации их варьирования и констатации уровней развития признаков. Какие именно признаки исследуются, должно отражаться в названии этого параграфа.
· «Исследование базовых характеристик личности воспитателей школы-интерната с синдромом психического выгорания»;
· «Особенности проявления эмоций дошкольников и стили семейного воспитания».
В этом разделе исследовательской работы необходимо установить параметры исследуемого признака, привести конкретные данные, последовательно их изложить и дать их развернутую интерпретацию. Поскольку в исследовании применяется несколько методов и методик, целесообразно ввести этапность изложения, рассматривая на каждом этапе одну или несколько сходных переменных.
« На первом этапе исследования была выявлена сформированность социальных эмоций у дошкольников с помощью методики А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина «Изучение социальных эмоций». Нами было проведено две серии, которые заключались в следующем:...»
Обсуждение полученных результатов сопровождается ссылками на таблицы и иллюстрации, в качестве которых могут выступать графики, диаграммы, схематические изображения и другая информация. Для иллюстрации соотношения процентных долей используют круговые диаграммы. Они должны быть удобными для чтения и понимания приведенной в них информации и содержать все необходимые обозначения и подписи.
Иллюстрации в тексте называются рисунками, они в тексте имеют свою собственную нумерацию, которая ставится под иллюстрацией и имеет сквозную нумерацию по всему тексту.
Рис. 1. Выбор подростками стратегий поведения в конфликте.
В тексте этого параграфа необходимо дать четкое и последовательное описание данных таблиц и диаграмм и интерпретацию приведенных результатов с указанием, на какие именно таблицы ссылается автор работы. Текст таблиц приводится в приложении к дипломной работе. Если информация, помещенная в таблицы, является важной, то в тексте работы можно использовать итоговые строки таблиц, приведенных в приложении. По каждому этапу исследования необходимо сделать вывод об уровне развития изучаемого признака. Второй параграф главы, описывающей организованное и проведенное исследование, содержит только констатацию фактов, сравнительный анализ полученных результатов проводится в следующем параграфе.
Правила оформления таблиц. Каждая таблица имеет содержательное название, в ней указано, что именно измерялось, какой методикой и кто ее автор. Структура таблицы должна быть очевидной для читателя. В таблице должна быть итоговая обобщающая информация по строкам, а иногда и по столбцам, которая служит аргументами, подтверждающими или иллюстрирующими утверждения автора. Таблицы могут сопровождаться наглядным представлением результатов в виде диаграмм, графиков. Параметры измерения по каждому испытуемому располагаются в Приложении.
Для количественного анализа использовалась доступная нам часть базы данных опроса студентов выпускных курсов вузов. Данные были собраны в 39 вузах стран СНГ (России, Армении, Кыргызстана, Молдовы, Украины, Казахстана, и Таджикистана) в 2013 г. в рамках проекта «Оценка миграционного потенциала студентов выпускных курсов высших учебных заведений стран СНГ» Центра миграционной политики Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ. Были получены данные о 8220 студентах выпускного курса трех уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Для анализа нам были доступны респонденты из 5-ти городов (Калининград, Кемерово, Пермь, Ростов-на-Дону, Уфа). Объем выборки составляет 1658 респондентов. Данные были собраны по целевой доступной выборке, где критерием выступало обучение на последнем курсе вуза.
Рисунок 2. Распределение респондентов по городам
В целом, распределение респондентов близко к равному (по 18-20% на каждый город), за исключением Перми, где были опрошены 26% респондентов. Но такое небольшое превышение можно считать приемлемым.
Анкета включает 105 вопросов, сгруппированных в 10 блоков, по социально-демографическим и биографическим характеристикам респондентов, в том числе - в ретроспективе, характеристикам места (населенных пунктов), где они собираются жить и работать по окончании вузов, факторам, определяющим выбор места будущего жительства и жизненным планам в целом. Фрагмент анкеты находится в приложении 4.
Выборка является доступной, и это является важным ограничением наших данных. Процедура сбора данных предполагала анкету на самозаполнение. Мы не располагаем данными об уровне возврата анкет, а доступная выборка может привести к смещению в сторону отдельных вузов и специальностей. Так, в выборке большую часть выпускников составляют выпускники факультетов экономики и менеджмента (31%), относительно мало выпускников медицинских специальностей (1,5%). Насколько такое распределение соответствует реальному распределению выпускников вузов изучаемых городов оценить невозможно из-за отсутствия данных. В любом случае, данные могут быть обобщены только для изучаемой совокупности выпускников вузов этих городов.
Перекос в сторону отдельных специальностей может дать смещение при изучении миграционных установок, так как разные специальности и вузы могут иметь различную котируемость диплома.
Наконец, при анализе важно учитывать региональные особенности и особенности отдельных городов. Григорьев Л., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 85, 91. В нашей выборке представлены крупные города, с достаточно высокими показателями уровня жизни. По особому территориальному обособлению от остальной части России явно выделяется Калининград. По численности Калининград и Кемерово сопоставимы, но эти города приблизительно в 2 раза меньше остальных городов-миллиоников. Данные Росстата на 1января 2013 года
Проверено от 30 мая.
Нам представляется важным посмотреть на миграционные потоки этих городов. Отдельной статистики по городам, за исключением численности населения, нет. Если посмотреть на миграционные потоки по субъектам Российской Федерации, то сильно выделяется Калининградская область, где примерно 6% от выбывших мигрируют за пределы страны. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / под ред. Дианов М.А. Федеральная служба государственной статистики. М.: 2013. С. 81-83. Для сравнения - данный показатель составляет от 0,4% (для республики Башкортостан) до 1,6% (Кемеровская область), Самыми популярными направлениями международной миграции для Калининградской области являются Латвия, Литва и Германия. Данные Росстата для Калининградской области. Проверено от 31 мая 2015г. URL: Скорее всего, на такую особенность миграционных потоков оказывает влияние особое территориальное положение Калининградской области. Этот факт важно учитывать при анализе.
Для изучения того, как происходит восприятие места потенциальной миграции в качественной стратегии, мы выбрали кейс Уфы. Этот выбор связан с тем, что по результатам анализа данных опроса, среди уфимских выпускников по сравнению с другими изучаемыми городами, значимо больше тех, кто намеревается переехать внутри страны. (Приложение 1, таблица 17). Такая связь кажется особенно актуальной для изучения, учитывая, что в регионе достаточно большое число вузовДанные с сайта «Статистика образования». Проверено от 31 мая 2015г. URL: , низкий уровень безработицы Данные Росстата. Проверено от 31 мая 2015г. URL: , а валовый региональный продукт один из самых высоких среди рассматриваемых регионов Данные Росстата. Проверено от 31 мая 2015г. URL: .
На качественном этапе исследования было проведено 15 полуформализованных интервью. Полевой этап проводился в течение августа 2014 года в Уфе. Интервьюировались выпускники уфимских вузов 2014 года и студенты выпускных курсов 2015 года, которые обладают сформированным намерением уехать из Уфы после окончания учебы (исключая случаи возвратной миграции). Таким образом, выборка информантов характеризуется как целевая.
Отбор информантов производился методом снежного кома с 5 точками входа, где максимальное число найденных информантов с одной точки входа три. Такое небольшое количество информантов из одной точки входа позволяет меньшему смещению при поиске информантов. Из 5 точек входа 3 являются знакомыми интервьюера, другие две найдены в социальной сети «Вконтакте».
Характеристики информантов приведены в таблице 3.2. В выборку попали выпускники 5 вузов: Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), Башкирского государственного университета (БГУ), Уфимского государственного авиационного университета (УГАТУ), Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ), Уфимской государственной академии искусств (УГАИ). Среди информантов 6 девушек и 9 юношей. Практически все - местные жители или проживали в других городах республики. Направления миграции: Москва, Казань, дальнее зарубежье и Санкт-Петербург.
Таблица 1. Краткое описание информантов
Направление миграции |
Знакомство с местом переезда |
Год выпуска |
Место проживания до поступления |
|||
Каждые несколько месяцев приезжает к девушке |
||||||
Не была, знает от друзей |
||||||
Опыт посещения как туриста |
||||||
В 14 лет провел там лето |
||||||
Была в качестве туриста |
республика Башкортостан |
|||||
Санкт-Петербург |
||||||
Живет сестра, был там несколько раз |
республика Башкортостан |
|||||
Финляндия |
В январе планирует пробный визит |
|||||
республика Башкортостан |
||||||
Санкт-Петербург |
Была в качестве туриста |
|||||
Скандинавия |
республика Башкортостан |
|||||
Не была, знает со слов родных и знакомых |
республика Башкортостан |
|||||
Сан-Франциско |
Проживала в течение нескольких месяцев, работала |
|||||
Это лето провела в Москве, до этого приезжала максимум дней на 10 |
Гайд интервью включал следующие основные блоки вопросов: причины переезда, описание направления (места) предполагаемого переезда, текущего места проживания, представления об идеальном месте жительства и пр. (приложении 5). Во время интервью беседы часто уходили от составленного плана, так как информант начинал невольно сравнивать текущее место проживания и место предполагаемого переезда, приводил доводы, почему место переезда его привлекает. Такое отклонение от гайда можно считать продуктивным, так как это позволило получить новые категории для анализа, расширить основанные на теории представления о факторах, привлекающих потенциальных мигрантов.
Для изучения представлений о «месте» исследователями активно используются проективные методики, так как они позволяют получить качественно иную информацию, выраженную невербально. Широко известны техники метальных и когнитивных карт. В отличие от ментальных карт, применение когнитивных карт для отражения представлений о городе возможно и при исследовании города, отличного от места проживания информанта, как это предполагается в нашем случае. Жданова С. Ю., Кильченко О. И., Мишланова С. Л., Полякова С. В. Визуально-образное содержание психологической репрезентации городской среды у жителей городов-побратимов // Вектор науки ТГУ. 2011. №7. С. 185.
Когнитивные карты призваны отражать пространственные представления, содержащиеся в головах у людей, важные места, наполненные особым смыслом. Такой вид карт представляет собой наброски местности, сделанные от руки по памяти информанта. Веселкова Н. В. Ментальные карты города: Вопросы методологии и практика использования // Социология 4М. 2010. № 31. С. 12. Очень часто такая методика используется для получения представлений о местности от детей или, наоборот, пожилых информантов. Blaut J. M., Stea D., Spencer C., Blades M. Mapping as a Cultural and Cognitive Universal // Annals of the Association of American Geographers. 2003. Vol. 93. No. 1. P. 165-185. Методика предполагает, как открытое свободное задание нарисовать видение города (free-recall sketch maps), так и более четкие, например, на уже имеющейся карте (sketch maps). Hooper H., Lloyd R. Urban Cognitive Maps: Computation and Structure // The Professional Geographer. Vol. 43. No. 1. P. 18 - 20. Существует также техника когнитивных карт, когда в рамках заданных границ необходимо припомнить все имеющиеся здания. Такая техника применяется скорее для практических целей городского планирования. Evans G. W., Smith C., Pezdek K. Cognitive Maps and Urban Form // Journal of the American Planning Association. 2007. Vol. 48. No. 2. P. 233. В нашем случае нам интересны привлекающие черты предполагаемого места переезда. В связи с этим полезнее давать задание в свободной форме, для того чтобы информант сам отразил все важные характеристики предполагаемого места переезда. Информанта просили нарисовать, как он представляет город предполагаемого переезда. Таким образом, информант работал над пространственной картой (free-recall sketch maps) города. До момента начала интервью информанты не были предупреждены о необходимости создания когнитивной карты, что исключает намеренную подготовку. С другой стороны, он не мог дополнить свой рисунок каким-либо готовыми изображениями, как это делается при создании ряда ментальных карт (части настоящей карты, фотографии, изображения).
Когнитивные карты были нарисованы информантами по окончании интервью. Для изображения предоставлялся лист формата А4, набор гелевых ручек из 10 цветов, набор карандашей из 15 цветов, шариковая ручка синего цвета, несколько простых карандашей с ластиком. Положение листа (горизонтальное или вертикальное) информант выбирал на свое усмотрение, также как и количество используемых средств рисования.
Эмпирическое исследование подразумевает под собой изучение и обоснование какого-либо способа или методики с помощью достоверных данных. Иными словами, данные исследования имеют под собой фактическое основание, а в процессе их изучения применяется достоверный опыт и доказанные утверждения.
Эмпирические исследования проводятся с помощью различных социологических опросов, анкетирования, сведенных архивных данных. Из-за этого эмпирический метод иногда еще называют социально-психологическим.
Дословно эмпирический метод исследований называют "методом железных неопровержимых фактов". Зачастую имеется ввиду, что главными факторами в изучение того или иного явления должны быть только те аспекты, которые человек может испытать на себе физически.
Внутренняя структура эмпирического уровня. Его образуют два подуровня: а) непосредственные наблюдения и эксперименты, результатом которых являются данные наблюдения; б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.
Базой для проведения эмпирического исследования могут быть непосредственно «практические площадки» (реальная организация, школа, группа людей по интересам и т.п.) и «искусственная площадка» (лаборатория, специальные помещения, где производится исследование и т.п.).
База эмпирического исследования – это та организация (учреждение), где проводилось эмпирическое исследование. В качестве таковой может выступать какое-либо учреждение или организация (образования, здравоохранения, социальной сферы, производственная, коммерческая, структуры МЧС, МВД, Минобороны и др.), профиль деятельности которых соответствует типу данных, искомых в проводимом исследовании, а условия деятельности позволяют организовать эмпирическое (в том числе экспериментальное) исследование и собрать необходимый эмпирический материал.
Важной составляющей эмпирического исследования является определение и обоснование выборки исследования.
Выборка – это испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в исследовании. Основное ее качество – репрезентативность, которая определяет валидность (достоверность) исследования и достигается адекватными методами отбора испытуемых.
Подбор и обоснование методов исследования
Выбирая методику исследования, нужно учитывать целый ряд факторов: цели и задачи исследования, уровень аппаратного оснащения методики, трудоемкость применения и обработки данных, условия проведения исследования.
Источники эмпирической информации и методы работы с ними.
В журналистике существует две основные группы методов исследования действительности: рационально-познавательные (эмпирические и теоретические) методы и художественный метод.
К эмпирическим методам , основанным на получении знания в результате прямого контакта с действительностью, относятся наблюдение, работа с документами, интервью и эксперимент .
Журналистское наблюдение целенаправленно, последовательно, систематично. Тем самым оно отличается от обыденного наблюдения, которое носит спонтанный характер. Журналистское наблюдение характеризуют
· по способу организации : открытое (журналист представляется) и скрытое (журналист не представляется);
· по степени участи журналиста : включенное (журналист непосредственный участник) и невключенное (журналист только наблюдатель);
· по условиям изучения предмета : прямое (непосредственное наблюдение) и косвенное (опосредованное наблюдение в силу ряда причин – удаленность, скрытость объекта);
· по временному признаку: кратковременное и длительное.
Работа с документами. Под документами в данном случае подразумеваются не только официальные бумаги, а любые свидетельства, которые могут различаться
·по типу фиксации (печатные, рукописные, магнитные пленки и т. д.)
· по степени предназначенности для печати (предназначенные и нет);
· по сфере деятельности, породившей документ (бытовые, производственные, научные, справочно-информационные и др.).
Существуют два основных метода работы с документами. Традиционный (качественный), предполагающий знакомство с документом и его интерпретацию. Формализованный метод , строящийся на контент-анализе, т. е. исследовании большого массива однотипных документов по определенным параметрам.
Метод интервью включает любую работу, построенную по принципу опроса: традиционное интервью, беседу, опрос, анкетирование.
Метод эксперимента имеет две формы. Первая из них давно известна под названием "журналист меняет профессию". Вторая, собственно, и являет собой эксперимент: журналист специально моделирует ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает.
При написании работы студенты должны использовать данные юридической практики , в том числе опубликованной, что позволяет им обосновать теоретические выводы своей работы, обнаружить недостатки в деятельности практических органов, вскрыть их причины, наметить возможные пути и средства их устранения, внести свои предложения по совершенствованию законодательства и юридической деятельности. Все это формирует эмпирическую базу исследования .
К исследованию практики необходимо тщательно подготовиться: изучить соответствующее законодательство, нормативные акты министерств и ведомств, Постановления Конституционного суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, проанализировать статистические данные по интересующим вопросам за предыдущие периоды времени.
По теме курсовой работы, выпускной квалификационной работы обязательно следует, насколько позволяет тема, изучить и обобщить опубликованную судебную практику за определенный период , используя для этого «Вестник Конституционного суда РФ», «Бюллетень» и «Вестник» Верховного суда СССР, «Бюллетень Верховного суда РФ» и «Бюллетень Высшего арбитражного суда РФ», а также различные сборники судебной практики и материалы официальной статистики. Кроме того, указанные материалы доступны в справочных правовых системах и на официальных сайтах Конституционного и Верховного судов РФ, Курского областного суда и районных судов Курской области, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Генеральной Прокуратуры РФ, МВД РФ, Следственного комитета РФ и других федеральных органов власти: www.ksrf.ru, www.supcourt.ru, www.oblsud.krs.sudrf.ru, www.cdep.ru, www.genproc.gov.ru, www.mvd.ru, www.sledcomproc.ru соответственно и другие.
При написании курсовой работы по возможности, а выпускной квалификационной работы обязательно – студенты должны использовать не только данные опубликованной практики, но и проводить личное изучение и обобщение судебно-следственной практики . Такое изучение проводится по заранее разработанному плану (программе), согласованному с научным руководителем. Исследование практики применительно к избранной теме может включать в себя следующие слагаемые: статистические данные, материалы обобщения работы суда, прокуратуры, органов предварительного расследования по конкретным регионам, данные проведенного социологического исследования (анкетирования, тестирования практических работников по актуальным проблемам темы), примеры из отдельных уголовных дел, подтверждающие те или иные выводы автора.
Материалы судебной практики (и опубликованной, и лично собранной) обязательно должны быть проанализированы студентом. Не допускается их механическое воспроизведение в работе без каких-либо комментариев. Приводимые примеры из практики должны быть связаны с конкретным положением работы, в тексте работы должен содержаться анализ каждого приводимого источника, охарактеризовано его значение для рассматриваемой темы. При этом определенную помощь студенту могут оказать методические указания по обобщению судебно-следственной практики при курсовом и дипломном исследовании, разработанные на кафедре уголовного процесса и криминалистики.
В курсовых работах и выпускных квалификационных работах должно быть проанализировано не менее 3-х судебных, административных, следственных решений либо протоколов судебных, следственных, административных действий, а также материалов самостоятельно проведенных социологических исследований, анализа официальной статистики и т.д. по выбранной тематике, принятых, произведенных или отражающих период не позднее, чем за 2 года до начала выполнения работы . В случае необходимости (проведение сравнительного анализа, необходимости иллюстрации изменения практики применения законодательства, иных подобных случаев) допускается использование эмпирической базы, относящейся к более раннему сроку.
5. Логико-юридическая структура работы. Составление плана
Курсовые работы, выпускные квалификационные работы выполняются в виде текстового документа – пояснительной записки , который может быть дополнен при необходимости графическим материалом, как входящим, так и не входящим в приложение к работе (чертежами, схемами, алгоритмами, графиками, демонстрационными листами (плакатами), иллюстрациями, фотографиями, слайдами, электронными презентациями, выполненными в программной среде Microsoft PowerPoint), собранным или подготовленным при выполнении работы.
Сама по себе основная часть работы может сопровождаться иллюстрациями (графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п.) и должна в краткой и четкой форме раскрывать:
Творческий замысел работы, сформулированные цели, которые должны быть достигнуты, или требования, которым должна удовлетворять данная работа;
Постановку задачи, выбор и обоснование пути решения поставленной задачи и способов ее реализации;
Анализ и конкретизацию решения;
Обобщение материалов юридической практики;
После предварительного изучения литературы следует составить черновой набросок плана (или несколько вариантов плана). По мере изучения литературы или нормативного материала план может уточняться, меняться (перечень вопросов темы сужаться или дополняться). Окончательный план работы согласовывается с научным руководителем.
План может быть простым, когда тема работы разбивается на главы или вопросы, без подразделения на более мелкие рубрики, а также сложным, когда каждая глава подразделяется на параграфы.
Курсовая работа, выпускная квалификационная работа должны включать структурные элементы в указанной ниже последовательности:
Титульный лист;
Задание;
Реферат;
Введение;
Основная часть – исследовательский раздел;
Заключение;
Список использованных источников;
Приложения (при необходимости).
Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц.
Минимальный объем выпускной квалификационной работы (без приложений) составляет:
По программе бакалавриата – 70 страниц;
По программе специалитета – 80 страниц;
По программе магистратуры – 90 страниц.
Титульный лист.
Формы титульных листов приведены в приложениях к настоящим рекомендациям:
Курсовая работа – приложение Д;
Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата – приложение Е;
Выпускная квалификационная работа по программе специалитета – приложение Ж;
Выпускная квалификационная работа по программе магистратуры – приложение К.
Формулировка темы в задании и титульном листе выпускной квалификационной работы должна строго соответствовать ее формулировке в приказе по университету по форме, приведенной в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям.
Задание.
Задание на курсовую работу и выпускную квалификационную работу является обязательным и содержит необходимые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем профессиональной подготовки студента.
Выполнение выпускной квалификационной работы может осуществляться на конкретных материалах судебных и правоохранительных органов, адвокатских образований, являющихся базой учебных, производственных и преддипломных практик. Студент должен принимать активное участие в формулировании научным руководителем задания.
Руководитель работы совместно со студентом формулирует задание, соответствующее тематике курсовой работы или выпускной квалификационной работы, которое студент оформляет в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций (приложения А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям).
При заполнении раздела 3 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям следует указать основные нормативные правовые акты, на основе которых пишется работа.
Раздел 5 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям, заполняется, если подготовка графического материала необходима при выполнении данной работы. Если нет необходимости подготовки графического материала, то в разделе 5 форм, приведенных в приложениях А, Б, В, Г к настоящим рекомендациям, пишется: «не предусмотрено».
Форма задания заполняется рукописным или машинописным способом.
Реферат.
Реферат к курсовой работе или выпускной квалификационной работе является обязательным и размещается на отдельном листе (странице). Рекомендуемый средний объем реферата 850 печатных знака. Объем реферата не должен превышать одной страницы.
Заголовком служит слово “Реферат” (для реферата на иностранном языке – соответствующий иностранный термин).
Реферат должен содержать:
Сведения об объеме работы, о количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источниках, графическом материале;
Перечень ключевых слов;
Текст реферата.
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют содержание работы и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются строчными буквами в строку через запятые.
Текст реферата должен отражать:
Объект исследования или разработки;
Цель работы;
Метод или методологию проведения работы (исследования) и аппаратуру;
Полученные результаты и их новизну;
Область применения;
Общественно-социальную значимость, экономическую или иную эффективность работы;
Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.
Изложение материала в реферате должно быть кратким, точным и соответствовать положениям ГОСТ 7.9-95. Сложных грамматических оборотов следует избегать.
Материалы, представляемые на технических носителях данных, должны быть перечислены в содержании с указанием вида носителя, обозначений и наименований документов, имен и форматов соответствующих файлов, а также места расположения носителя в работе.
Введение.
Введение должно раскрывать основной замысел курсовой работы, выпускной квалификационной работы. В нём:
Обосновывается выбор данной темы;
Формулируется актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость;
Излагаются основные направления разработки проблемы в литературе или наоборот, отмечается неразработанность или дискуссионность этой проблемы;
Цель и задачи;
Предмет и объект исследования (кроме курсовой работы);
Анализ использованной литературы и источников;
Обозначается свое отношение к выбранной теме.
Во введении выпускной квалификационной работы по программе магистратуры также рекомендуется сформулировать элементы учебно-научной новизны и положения, выносимые на публичную защиту, а также обобщить результаты научно-практической апробации работы.
Последнее предложение во введении: «Курсовая работа (выпускная квалификационная работа) состоит из введения, …(кол-во) глав, заключения, списка использованных источников».
Объем введения должен быть не превышать 10 процентов от величины основной части работы.
Во введении рекомендуется охарактеризовать эмпирическую базу дипломной работы, которую могут составлять официальные документы и др. материалы организации, включая корпоративные издания; статистические данные; материалы социологических, маркетинговых, культурологических и др. исследований; материалы СМИ, в т.ч. периодической печати, радио и телевидения, сети Интернет; результаты экспертных опросов и т.п.
Научная новизна работы состоит, прежде всего, в открытии новых законов, закономерностей, зависимостей, свойств, явлений, методов исследований, новых технологий, их обосновании и т.п. Даже если это присутствует хотя бы частично, можно говорить о научной новизне работы. Новизна может быть связана и с уже сформулированными, старыми идеями, теориями, концепциями, методами, если имеет место их углубление, конкретизация, дополнительная аргументация, показ возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики.
Элементы новизны исследования могут заключаться в самых простых формах: впервые поставленная и рассмотренная задача или новая постановка известной задачи; новая постановка известных проблем или задач; новые результаты теории и эксперимента, их следствия и т.п.
Практическая ценность или практическое значение дипломной работы определяется тем, каким образом, где и для кого будут иметь интерес полученные теоретические и практические результаты, собранная информация, подготовленные предложения и рекомендации; в деятельности каких организаций, предприятий, учреждений могут быть найти практическое применение дипломные материалы.
Оценку практического значения дипломной работы, как правило, должен дать руководитель или специалист организации, на базе которой выполнялась данная работа, или официальный рецензент в своем заключении.
Заключительным элементом введения является описаниеструктуры дипломной работы : название глав (разделов), количество параграфов в главах, указание на наличие в работе списка использованной литературы и приложений. Это описание дается в соответствии с разделом «содержание» дипломной работы.
Основная часть ВКР
Первая глава дипломной работы традиционно посвящается методологическим и теоретическим вопросам избранной темы. Здесь важно сформулировать или уточнить ключевые понятия и термины, базовые для работы идеи, теории и концепции; описать имеющиеся различные подходы или точки зрения на проблему, заявленную в исследовании, соответствующие аргументы и т.д. Важно высказать и обосновать собственный научный подход, свое видение и оценку. Только таким образом автор дипломной работы может продемонстрировать свое собственное исследовательское «Я», свой вклад в изучение и раскрытие изучаемой проблемы.
В дипломном исследовании надо стремиться выявить причинно-следственные и иные закономерные связи и отношения, чтобы понять, объяснить и предсказать развитие исследуемого объекта.
Типичной ошибкой теоретической части работы является желание автора по максимуму включить в нее все интересное, что он нашел в литературе. Это совершенно не нужно. Более того, это говорит о том, что автор не разобрался в специфике своей темы и проблемной ситуации, плохо поставил или не уяснил цель и задачи исследования. Надо учесть, что работа оценивается не по количеству страниц, а по принципу логической структурированности мысли и необходимой достаточности материала.
Особой формой фактического материала являются заимствованные утверждения – цитаты, содержащиеся в различных источниках, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики и презентации изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы. Во всех случаях число используемых цитат должно определяться потребностями разработки темы. Цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.
Теоретическая глава (главы) должна содержать выводы, которые являются логическим переходом к следующим частям вашей дипломной работы. Так, например, выводы по теоретической главе дают представление о том, какую точку зрения вы избираете в качестве основной для применения ее к исследовательским главам.
Вторая глава дипломнойработы – «практическая» (прикладная, проектная). Здесь, как правило, рассматриваются практические вопросы, связанные с деятельностью некоей реальной организации (компании, предприятия, учреждения, общественной структуры и т.д.) или реального процесса, явления общественной жизни.
Эта часть работы содержит, главным образом, собранный студентом материал. Данная глава показывает, как дипломник умеет самостоятельно собирать, описывать, классифицировать, интерпретировать эмпирический материал и делать выводы; насколько он умеет проектировать, планировать, консультировать, рекомендовать, творчески решать практические задачи в сфере связей с общественностью.
Данная глава должна содержать и наглядно представлять качественные и количественные показатели, напр., в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.п. Эта часть работы позволяет оценить креативность при решении проблемы и умение подачи материала. Поэтому здесь уместны и даже порой необходимы таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы и т.п. Правда, их количеством не стоит злоупотреблять, и все, что не является крайне необходимым в основном тексте дипломной работы, можно перенести в приложение.
Все главы дипломной работы завершаются краткими выводами.
Заключение ВКР
Текст заключения должен поэтапно, в краткой форме констатировать решение задач и достижение цели дипломной работы, заявленных во введении. Заключение не должно быть формальным и столь же кратким, как выводы по главам; оно должно быть развернутым, содержать выводы по основным направлениям или аспектам исследования и общие результаты дипломной работы.
Готовя текст заключения, надо абстрагироваться от мелочей, от второстепенных вопросов и промежуточных результатов. Напротив, надо увидеть и выразить главное, сущностное, принципиальное, что было сделано; а также показать, то новое, оригинальное, что отличает данную работу от других подобных.
Приложение ВКР
Приложение является желательным компонентом дипломной работы, поскольку содержит вспомогательные или дополнительные материалы, которые иллюстрируют и дополняют основной текст работы.
Приложениями могут быть различные материалы: опросные анкеты, данные социологических опросов, ксерокопии статей, таблицы, схемы, графики, диаграммы, копии документов, договоров и т.д. В качестве приложений могут выступать анализируемые или упоминаемые в тексте курсовой работы сценарии радио- и телепрограмм, распечатки интернет-материалов, расшифровка радио- и телетекста.
Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 5») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.
Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4. Приложения не засчитываются в заданный объем дипломной работы.
Язык и стиль ВКР
Дипломная работа относится к научно-исследовательскому жанру. Поэтому она должна быть написана в научном стиле, от третьего лица.
Необходимо активно использовать общенаучную терминологию и понятийный аппарат , соответствующей дисциплины.
Текст работы должен быть логичен, а последовательность повествования оправдана авторским замыслом. Другими словами, логика изложения материала курсовой работы должна соответствовать определенному стандарту.
Рекомендуется избегать неопределённых выражений, т.е. оборотов речи, которые вроде бы подтверждают высказывания, но при этом не ссылаются на проверяемые источники, напр., таких фраз: «существует распространенное мнение, что…»; «многие считают, что...»; «учёные доказали, что…», «по словам критиков, …».
Главное требование к стилю изложения материалов дипломной работы – беспристрастность и непредвзятость , объективность . Речь идет о том, что описывать и анализировать явления следует без субъективных предпочтений с позиций «нравится - не нравится». Если на объект и предмет исследования существует несколько различных взглядов, то их надо упомянуть, или же кратко изложить их, сославшись на источники.
Научный стиль проявляется также и в следовании принятым стандартам написания буквенных аббревиатур, оформления таблиц, рисунков, графиков и всей работы, в целом.
Требования к оформлению ВКР
Требования к оформлению дипломной работы, в том числе правила сокращений, оформления таблиц излагаются в Приложении 3.
Отзыв и рецензирование ВКР
Форма отзыва руководителя и форма рецензии на выпускную квалификационную работу представлены в Приложениях 7 и 8.