Борис Владимирович Заходер
(1918-2000)
Произведения автора

41

пройдя, таким образом,  мимо  актуального, общественно-политического звучания пьесы. В связи с этим  драматург  написал новые варианты картин I и  V.  Чтобы  понять  эволюцию  замысла,  достаточно сопоставить окончательный текст этих  картин  с  приложенным  первоначальным вариантом. В картине V  (Саксония.  1631  г.)  маркитантка  Кураж  разрывала дорогие офицерские сорочки на бинты для раненых - она скрепя сердце уступала инстинкту человеческой жалости. В последнем варианте верх одерживает  другой инстинкт - собственности, и рубашки силой вырывает  у  нее  Катрин,  которой помогает священник. Так углублялась социальная характеристика героини.

        Новый текст  был  использован  в  послевоенной  постановке  берлинского "Дойчес teaTep", которым в то время уже руководил исполнитель роли Эйлифа  в Цюрихе Вольфганг Лангхоф. Премьера спектакля состоялась 11  января  1949  г. Режиссеры - Бертольт Брехт и Эрих Энгель, художники  -  Тео  Отто  и  Генрих Клингер, композитор - Пауль Дессау. Роли исполняли: Кураж -  Елена  Вайгель, Эйлифа - Эрнст Калер, Катрин -  Ангелика  Хурвиц,  повара  -  Пауль  Бильдт, Иветты - Рената Кейт, священника - Вернер Хинц. С  этим  спектаклем  родился будущий  театр  Брехта  "Берлинский    ансамбль".    В    статье,    посвященной десятилетию спектакля и "Берлинского ансамбля", критик Герберт Иеринг писал: "Чем эта постановка принципиально отличалась от  других  спектаклей?  Прежде всего ясностью мысли, которую Брехт противопоставлял патетической  косности, утвердившейся во многих спектаклях гитлеровского времени. То было искусство, признававшее, что стиль и народность должны слиться воедино,  чтобы  вернуть театру в Германии важнейшую художественную функцию". И далее критик,  говоря о театре  "Берлинский  ансамбль",  замечает:  "Слово,  режиссура,  актерское мастерство, оформление сцены соответствовали  друг  другу.  Бертольт  Брехт, Эрих Энгель, Каспар Неер, Елена Вайгель, Эрнст Буш, Ангелика  Хурвиц  -  все они слились в коллектив, как до того  Гергард  Гауптман,  Отто  Брам,  Оскар Зауэр, Эльза Леман" ("Sinn und Form", 1959, Э 1, S.  145-146).  Названный  в этом перечислении Эрнст Буш  присоединился  к  труппе,  исполнявшей  "Мамашу Кураж", немного позднее. 11 сентября 1951 г. Брехт и Энгель,  отмечая  сотое представление пьесы, выпустили новый вариант  спектакля,  несколько  обновив состав исполнителей: вместо Пауля Бильдта роль повара стал играть Эрнст Буш, Иветты - Регина Луц и Карола Браунбок, Эйлифа, наряду с Калером, -  Эккехард Шалль, а священника - Эрвин Гешоннек и Вольф  Кайзер.  Слава  спектакля  еще более возросла. Уже увенчанный в 1949 г. Национальной премией ГДР, коллектив "Берлинского ансамбля" был отмечен в 1954 г.  первой  премией  на  Всемирном театральном фестивале в Париже. Спектаклю "Берлинского  ансамбля"  посвящена огромная критическая литература, причем  исследователи  единодушно  отмечают его  выдающееся  художественное  значение  в  истории  современного  театра. "Мамаша Кураж" исполнялась труппой Брехта во многих странах  мира  -  уже  к концу 1958 г. спектакль был показан зрителям ряда городов ГДР и ФРГ, Парижа, Вены, Лондона, Праги, Братиславы, Москвы и Ленинграда (гастроли в СССР - май 1957 г.). Советские критики, отмечавшие рационалистический стиль постановки, не совпадающий (как писали некоторые авторы) с традициями  русского  театра, тем не менее единодушно  сошлись  в  высокой  оценке  спектакля.  Характерен вывод, сделанный Ю. Юзовским на анализе спектакля:  "Мы  находим,  что...  в театре несколько нарушен баланс  между  разумом  и  чувством,  что  законное господство и даже, допускаем, диктатура разума перерастают  законные  рамки, что подозрительность, какую театр обнаруживает

 

Фотогалерея

Boris Zakhoder 8
Boris Zakhoder 7
Boris Zakhoder 6
Boris Zakhoder 5
Boris Zakhoder 4

Статьи












Читать также


Известные произведения
Поиск по книгам:


Голосование
Как Вы относитесь к творчеству Бориса Заходера


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту