Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности. Здоровьесберегающие программы и технологии в практике дошкольного воспитания К современным здоровьесберегающим технологиям относится
Светлана Сотникова
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Сотникова Светлана Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №89
Аннотация: статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста. Автор, в статье раскрывает понятия и виды здоровьесберегающих технологий, которые используются в педагогическом процессе ДОУ.
Физическое здоровье детей тесно связано с их психическим и эмоциональным благополучием. Поэтому одно из основных направлений педагогической деятельности является применение в детских садах здоровьесберегающих технологий .
Применение в работе дошкольных учреждений здоровьесберегающих технологий значительно повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, создаст у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии , формы, методы, здоровьесбережение, здоровьеобогащение, дошкольники, здоровье. Что же представляют собой здоровьесберегающие технологии? У разных авторов встречаются различные трактовки понятия здоровьесберегающие технологии. Родоначальником введения понятия «Здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику является Н. К. Смирнов, который утверждает, что «Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Основная цель здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач : сохранить, обогатить и поддержать здоровье субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Снизить заболеваемость, сохранить работоспособность.
В педагогическом процессе ДОУ чаще всего используют следующие виды здоровьесберегающих технологий: физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; технологии валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Создание образовательной среды, обеспечивающей атмосферу доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуальный подход.
Творческий подход к процессу обучения.
Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации.
Комплексная система закаливания.
Формы работы, используемые в процессе единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи:
Совместные открытые занятия с детьми и родителями;
Индивидуальные беседы с родителями;
Совместное создание предметно-развивающей среды; - Общие и групповые родительские собрания;
Участие родителей в проведении конкурсов, праздников, досугов;
Выставки детских работ, изготовленные совместно с родителями;
Коллективная трудовая деятельность (посадка деревьев, оформление участков декоративными поделками, сооружение снежных горок).
Необходимо формировать активную позицию родителей в воспитании и оздоровлении ребенка. Чаще привлекать к совместной работе по здоровьесбережению детей. Ведь как известно, личный пример мамы или папы намного лучше любого объяснения о том, что важно беречь жизнь и здоровье!
Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: типа и конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, организации здоровьесберегающей среды, от программы, по которой работают педагоги, продолжительности пребывания детей в ДОУ, от показателей здоровья детей и профессиональной компетентности педагогов.
Анализ тематической литературы показывает, что в ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся такие как: релаксация, подвижные и спортивные игры, стречинг, динамические паузы, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др, гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая.
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся: коммуникативные игры, физкультурные занятия, игро- терапия, точечный самомассаж.
К коррекционным технологиям относятся: технологии воздействия цветом, арт-терапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, психогимнастика, фонетическая ритмика.
Здоровьесберегающим технологиям должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам здоровьесбережения приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать на ребенка и на членов его семьи.
Мария Крылова
Обзор современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии – это технологии , которые направлены на сохранение, обогащение и поддержание здоровья , всех участников педагогического процесса детского образовательного учреждения : детей, педагогов, родителей и законных представителей ребенка .
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
Так, Т. Г. Матвеева классифицирует здоровьесберегающие технологии на :
– медико-профилактические;
– физкультурно-оздоровительные ;
– образовательные ;
– обеспечивающие благополучие ребенка;
– здоровьсберегающие и здоровьеобогащающие педагогов ;
– сохраняющие и стимулирующие здоровье ;
– обучающие здоровому образу жизни ;
– коррекционные .
Д. Д. Шарипова, М. А. Исмаилова и Г. А. Шахмурова выделяют следующие :
– стимулирующие (закаливание, физические нагрузки, приемы психотерапии и фитотерапии, медикаментозные средства – препараты железа, йода);
– защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения) ;
– компенсаторно-нейтрализующие (дыхательная оздоровительная , пальчиковая гимнастика, физкультминутка, массаж, самомассаж, лечебная физкультура, психогимнастика, тренинги и другие);
– информационно-обучающие (плакаты, листовки, брошюры, письма, которые адресованы детям, их родителям, педагогам и всем специалистам образовательных учреждений ).
Н. К. Смирнов дает следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) . Данные технологии включают в себя контроль и помощь в создании необходимых гигиенических условий и норм. Для реализации данной технологии осуществляются мероприятия, направленные на санитарно-гигиеническое просвещение воспитанников, организацию профилактических мероприятий и т. д. ;
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) . Цель – физическое развитие воспитанников : закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Осуществляются на занятиях, в различных режимных моментах, в ходе самостоятельной двигательной активности детей;
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) . Цель таких технологий – создание природосообразных , экологически оправданных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В ДОО это – обустройство территории, зеленые растения в помещениях, участие в природоохранных мероприятиях, обучение бережному использованию природных ресурсов;
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) . Так как сохранение здоровья является частным случаем главной задачи – сохранение жизни требования и рекомендации по обеспечению безопасности должны обязательно учитываться в интеграции общей системы .
Более подробно представим классификацию здоровьесберегающих технологий , которой придерживаются М. С. Горбатова , Э. И. Сафаргалина , Н. А. Харламова и И. А. Фролова :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья ;
2. Технологии обучения здоровому образу жизни ;
3. Коррекционные технологии .
рис. 1 Система здоровьесберегающих технологий
Технологии сохранения и стимулирования здоровья включают в себя :
1) Стретчинг проводится 2 раза в неделю по 30 мин. Под музыку. Занятия должны проводиться не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи в физкультурном или музыкальном залах. Помещение должно быть хорошо проветрено. Ф. Р. Султанмуратова рекомендует стретчинг, прежде сего, детям с вялой осанкой и плоскостопием ;
2) Ритмопластика проводится с целью развития у детей музыкального слуха, чувства ритма, гибкости и пластичности, формировании правильной осанки. Так, Е. Н. Борисова во время проведения ритмопластики особе внимание обращает на величину физической нагрузки и ее соразмерность с особенностями возраста детей;
3) Динамические паузы, которые проводятся в течение общей образовательной деятельности , по времени составляют 2-5 мин., проводятся по мере утомления детей для профилактики утомляемости. Это могут быть элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и другие. Ответственным за проведение динамических пауз является воспитатель;
4) Подвижные и спортивные игры являются частью физкультурного занятия, могут проводиться на прогулке, в групповой комнате. Проводятся каждый день с детьми разных возрастных групп. Ответственным за проведение подвижных и спортивных игр является руководитель физического воспитания, воспитатель;
5) Релаксация направлена на то, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, уметь слышать своё тело. Е. А. Старченко предлагает воспитателям применять упражнения на расслабление определенных частей тела или всего организма. Их выполнение нравится детям, поскольку в них присутствуют игровые элементы . Ответственным за проведение релаксации являются руководитель физического воспитания, воспитатель, психолог;
6) Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально или с подгруппой каждый день. А. В. Перепелкина указывает на то, что пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение , воображение , быстроту реакции и является полезной для всех детей, особенно тех, кто имеет проблемы с речью. Может проводиться в любое время. Ответственные за проведение : воспитатель, психолог;
7) Гимнастика для глаз проводится в течение 3–5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки ребенка. При проведении рекомендуется использовать наглядный материал. За выполнение ответственны все педагоги;
8) Дыхательная гимнастика способствует активизации кислородного обмена во всех тканях организма. Для проведения дыхательной гимнастики необходимо проветривать помещение, педагогу необходимо проинструктировать детей об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. За выполнение ответственны все педагоги;
9) Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна в течение 5–10 мин. Это могут быть форм : упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по коврикам «здоровья » и т. д. Ответственный за проведение : воспитатель;
10) Ортопедическая гимнастика проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы . Рекомендована детям с плоскостопием как профилактика болезней опорного свода стопы. Ответственные за проведение : воспитатель, руководитель физического воспитания.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся :
1) Утренняя гимнастика – проводится каждый день в течение 6–8 мин. Каждое упражнение сопровождается музыкой. Такой вид гимнастики формирует у детей ритмические умения и навыки;
2) Физкультурные занятия проводятся в соответствии программой ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные ). Цель таких занятий – обучение двигательным умениям и навыкам. Ответственные за проведение : воспитатель, руководитель физического воспитания;
3) Самомассаж проводится в игровой форме каждый день. Ребенок должен осознать серьезность данной процедуры. Е. И. Николаева указывает на то, что самомассаж удобно проводить в форме игры в виде пятиминутного занятия либо в виде динамической паузы на занятиях. Применение при этом веселых стихов, ярких образов , делают его для ребенка доступным и интересным . Ответственные за проведение : воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания;
4) Активный отдых. Физкультурные праздники, досуги, развлечения, дни здоровья . При проведении таких мероприятий все дети непосредственно участвуют в различных состязаниях, соревнованиях, с желанием выполняют двигательные задания. Во время активного отдыха дети более раскованы, чем на физкультурном занятии, что позволяет им двигаться без особого напряжения;
5) Точечный массаж. Проводится во время эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время с детьми старшего дошкольного возраста . Проводится в соответствии со специальной методикой. Рекомендовано детям, которые часто болеют простудными заболеваниями. Ответственные за проведение : воспитатель, руководитель физического воспитания, медсестра;
6) Коммуникативные игры проводятся 1–2 раза в неделю по 30 мин. С детьми старшего дошкольного возраста . ООД строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. Ответственный за проведение : воспитатель, психолог.
Коррекционные технологии включают в себя :
1) Технологии музыкального воздействия проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы . Используются как вспомогательные средства, либо как часть других технологий . Цель – снятие напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ответственные за проведение : все педагоги;
2) Сказкотерапия проводится 2-4 раза в месяц по 30 мин. С детьми старшего дошкольного возраста . Такие занятия носят психологический и терапевтический эффект. Сказка может быть рассказана взрослым, либо это может быть групповое рассказывание, где дети совместно будут воспроизводить сюжет. Ответственные за проведение : воспитатели, психолог;
3) Технологии воздействия цветом . Такие занятия проводятся 2–4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Определенные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Ответственные за проведение : воспитатели, психолог;
4) Психогимнастика проводится 1–2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста по 25–30 мин. Цель психогимнастики – развитие и коррекция разных сторон психики ребенка. Ответственные за выполнение : воспитатель, психолог.
Таким образом , каждая из представленных технологий отличается оздоровительной направленностью , а здоровьесберегающая деятельность , используемая в комплексе, формирует у дошкольников стремление к здоровому образу жизни . Применение данных технологий в дошкольной образовательной организации направлено на становление осознанного отношения дошкольников к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье , на развитие у них умений оберегать, поддерживать и сохранять свое здоровье , как в детском саду, так и во взрослой жизни.
Ирина Соловьева
Здоровьесберегающие программы и технологии в практике дошкольного воспитания
Программа – краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению учащимися.
(М. А. Поваляева)
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве, заданность и воспроизводимость результата.
(Толковый словарь)
Программы и технологии относятся к здоровье сберегающим, если:
1. Учитывают возраст ребенка, особенности его здоровья
2. Учитывают индивидуально-психо-физиологические особенности ребенка (тип высшей нервной деятельности, особенности работы центральной нервной системы,
3. Учитывают гендерные (половые) особенности,
4. Учитывают особенности личности ребенка (интересы, притязания, способности,
5. Дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, с учетом работоспособности воспитанника,
6. Разработана справедливая система оценок,
7. Занятия составлены с оптимальным соотношением между трудностью занятия, насыщенностью, эмоциональным фоном.
Принципы построения образовательного пространства в ДОУ.
1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания.
2. Реализация в условиях детского сада на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию воспитанников, охране психического здоровья, а так же по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
3. Использование простых и доступных технологий, методик, оборудования.
Условия здоровьесбережения в детском саду
Здоровье сберегающая среда,
Наличие медицинского контроля,
Психогигиена и психопрофилактика,
Обучение ЗОЖ.
Виды образовательных услуг, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников. 1. Медицинские
Профилактическая фитотерапия
Физиотерапевтические процедуры (тубус-кварц, УФО, ингаляторы)
Кислородные коктейли
2. Физкультурные
Спортивные секции
Оздоровительный бег
3. Коррекционно- развивающие
Психологические тренинги
Клубы «Общение»
Игровая терапия
Узелок на память В сохранение здоровья вносят вклад:
12% - наследственность,
15% - экологическая среда,
12-15% - здоровьесохранение,
50% - режим дня, стиль жизни семьи.
Индивидуальный темп развития заложен генетически (особенно у мальчиков).
Неадекватная нагрузка на мозг тормозит развитие ребенка.
Навыки учебной деятельности сформированы:
У 5 летних детей на 20 %,
У 6 летних детей на 30 %,
У 7 летних детей на 50 %.
К здоровьесберегающим программам относятся: Региональная программа физического воспитания детей 3-7 лет «Система» (авт. Л. Пустынникова,
Программа физического воспитания валеологической направленности для детей 2-10 лет «Росточки» (авт. Н. Баландина,
Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» (авт. Т. Токаева,
Региональная программа развития ребенка раннего возраста как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров, Пермячок»
(авт Т. Токаева,
Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!» (авт. М. Лазарев,
Программа по формированию способностей к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста «Ненасилие» (авт. Г. Маралов,
«Аниматерапия эмоционально-личностных проблем» (авт. Н. Кряжева).
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (авт. Ю. Антонов, Т. Саулина,
Развивающая технология оздоровления (авт. В. Кудрявцев, Б. Егоров,
Гуманно - личностная технология Ш. А. Амоношвили,
Природосообразная технология М. Монтесори,
Игровые технологии,
Технология индивидуального обучения (авт. Шадриков,
Модульное обучение (по принципу познавательных процессов)
Методика раскрепощающего обучения (авт. В. Ф. Базарный).
Условия здоровье сбережения в детском саду 1. Организация оптимального режима жизнедеятельности детей
организация динамических пауз в течение дня,
организация физкультурных минуток, гимнастики во время занятий.
2. Биологическое пространство
учет специфики региона при подборе игр, длительности прогулок,
организация пространства в ДОУ,
спелеокамеры,
наличие физкабинетов.
3. Психолого-социальное пространство
создание комфортных условий жизни и общения в ДОУ,
введение в штатное расписание педагога-психолога,
Повышение квалификации педагогов, через:
Участие в работе педагогических мастерских (например, «Валеология в детском саду»,
Участие в городских, областных и республиканских конкурсах «Методических, учебных и дидактических средствах обучения» (или аналогичных,
Участие в конкурсах проектов (например, «Здоровьесберегающие технологии в практике ДОУ», «Разговор о здоровом питании»)
Средства здоровье сбережения используемые в практике ДОУ:
Физическое развитие детей дошкольного возраста
корригирующая гимнастика,
кружки по физическому развитию, ритмике,
проведение дыхательной гимнастики по Стрельниковой, Бутейко,
проведение утренней гимнастики на улице во все сезоны.
Повышение иммунитета дошкольников , через организацию оздоровительных мероприятий
фитотерапия,
ароматерапия,
витаминизация блюд,
креотерапия,
гигиена полости рта.
Проведение лечебно-профилактических мероприятий
закаливание:
Обливание,
Топтание в холодной воде,
Топтание в снегу,
Полоскание горла,
Обливание кистей рук,
Контрастное закаливание,
Воздушное закаливание,
Обливание водой на улице.
проведение психолого-экологических тренингов,
Точечный,
гигиена полости рта,
занятия в тренажерном зале,
проведение кружков по ЗОЖ.
Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
Автор Чикота Олеся Валерьевна
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………...2
Здоровьесберегающие технологии на уроках и
во внеурочное время………………………………………2
Основные принципы здоровьесберегающей
деятельности………………………………………………..4
Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих
технологий………………………………………………….5
Заключение…………………………………….…………...8
Приложение………………………….……………………..9
Литература………………………………………………...12
Введение
На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.
Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы,определяющие стратегию развития
образования.
« Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования,и в этих целях,наряду с другими мероприятиями,предполагается проведение оптимизации учебной,психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся,в том числе за счет:
реальной разгрузки содержания общего образования;
использование эффективных методов обучения;
повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
рационализация досуговой деятельности,каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников фактически определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска,предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и
во внеурочное время.
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком - инвалидом.
Здоровье ребенка, его социально - психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного
процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Основные принципы здоровьесберегающей деятельности.
Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:
комплексность;
системность;
целостность;
динамичность (повторяемость);
репрезентативность;
методическое единство.
Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика.
Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования.
Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.
Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.
Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся.
Методическое единство непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.
Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в
системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:
медико - гигиенические технологии (МГТ);
физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);
экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);
существуют и другие основания для классификации
здоровьесберегающих технологий.
По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
защитно-профилактические;
компенсаторно-нейтрализующие;
стимулирующие;
информационно-обучающие.
Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических.
В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно – методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:
организационно - педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
учебно - воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;
ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий
и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше запоминается, если задействованы различные каналы. Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного -20%, от увиденного -30%, от того, что слышим и видим, -50%; от того, что используем в своей практической деятельности и особенно в самостоятельном творчестве – 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации.
Обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния учащихся и учителя.
Помощь учащимся в адаптации к новым условиям.
Создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы на уроках.
Создание ситуации успеха, которая позволяет человеку находится в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловленные при выполнении заданий, незнанием учебного материала.
Использование личностно ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная и т.д.).
Совершенствование контрольно-оценочной деятельности: учащиеся обобщают изученный материал, оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, успехи, неудачи, вносят коррективы.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, особенно логического, рационального, формирование практических навыков. Учащиеся с развитым логическим мышлением, памятью, вниманием успешно и с интересом учатся, а это напрямую связано с психическим здоровьем, познанием окружающего мира, формированием нравственных качеств,способностью адаптироваться в современном мире.
Оптимальная дозировка домашнего задания (в том числе использование разноуровневых дифференцированных заданий).
Использование нетрадиционных игровых форм проведения урока, создание условий для проявления творческой активности (конкурсы кроссвордов, стенных газет, рефератов, стихотворений по изучаемой теме), проведение внеклассных мероприятий.
Совместная работа с психологом по выявлению психологических особенностей учеников для выработки личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу не менее 60% и не более 75-80%.
Каждый урок для школьника – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.
Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, так называемые физкультминутки, когда дети выполняют несложные упражнения. Правда, порой педагоги неохотно идут на это. Не хочется прерывать насыщенный сложным материалом урок, отвлекаться. Но все же такие паузы – необходимый элемент урока. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Поочередно поручать проведение физкультминуток самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель (примерно через 20 минут от начала урока) или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Заключение
Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике
«педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Здоровьесберегающая технология не может выражаться конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Приложение.
Простейшие упражнения для глаз:
1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные движения вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Профилактические упражнения для глаз:
Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Упражнения на релаксацию:
Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
Гимнастика.
«Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке», отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.
«Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.
«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.
«Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.
«Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
«Буратино». Лепим (мысленно) красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик и др.
«Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой.
«Велосипед». Держась за сидение стула, «крутим» педали велосипеда (можно со звуковым сопровождением).
Упражнения для улучшения осанки.
«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).
«Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.
«Дружная семья». Ученики стоят впереди и позади парт и делают одновременно:
2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2 хлопка. Затем повторяем в обратном порядке.
Сядьте, вытянув ноги и держась за сидение стула, медленно поднимайте ноги согнутые в коленях (можно прямые) и медленно их опускайте.
Поставьте ноги на ширину плеч и, сцепив высоко над головой руки, сделайте наклоны поочерёдно влево и вправо. Старайтесь прогибаться как можно больше, сначала медленно, потом пружинясь.
Из положения стоя, прямые ноги вместе, наклонитесь, пытаясь коснуться кончиками пальцев пола.
Со словом «пожалуйста»:
- встаньте
- руки вверх
- руки в стороны
- руки вниз
- опустите руки
- руки к плечам
- похлопайте в ладоши.
(Обратить внимание на внимание).
«Полёт в космос»:
Учитель - К запуску ракеты приготовиться
Учащиеся – Есть приготовиться! (хлопки в ладоши над головой)
Учитель – Пристегнуть ремни!
Ученики – Есть пристегнуть ремни! (щелчки пальцами)
Учитель – Включить зажигание!
Ученики – Есть включить зажигание! (вращательные движения руками)
Учитель – Завести моторы!
Ученики – Есть завести моторы! (руки к плечам, вращение вперёд и назад)
Все: 5,4,3,2,1, пуск; Ура, ура, ура!
Психогимнастика.
1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.
2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
3. «Шалтай – Болтай». Ребята стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делаем повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы.
- Шалтай – Болтай сидел на стене,
- Шалтай – Болтай свалился во сне.
Дыхательная и звуковая гимнастика.
Цель: научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрёй, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
Энергично произносить «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
« Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхание на 1-2 секунды, потом с шумом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (длинный).
ЛИТЕРАТУРА.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990.
Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ».
Статья учителя физической культуры 1-й категории
Миц Наталья Петровны
МОБУ СОШ №5
Г. Таганрог
Ростовской области
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов . От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье младшего школьника .
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов” .
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию .
В связи с этим в нашем школьном образовательном учреждении получило широкое применение здоровьесберегающая практика.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций , они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст вовать, т.е. предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей .
Для того, чтобы разобраться в вопросе использования «здоровьесберегающих технологий» в работе учителя физической культуры, необходимо указать, что понимают ученые под термином «Педагогические технологии».
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Б.Т.Лихачев определяет педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Таким образом, педагогическая технология в своей совокупности понимается нами как организационно-методический инструментарий педагогического процесса .
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой раз вития этой сферы и потому обеспечивает наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством .
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педаг.
Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических (В.М. Акименко, Н.Н. Белявская, Л.Н. Засорина, Н.И. Макарова, С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева и др.) , психологических и медицинских воздействий (Л.С.Выгодский, В.В. Давыдов, А.Л. Сиротюк и др.), направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Различают следующие типы здоровьесберегающих технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс :
Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п. Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья .
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология , по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией , по мнению И.В. Петрова, понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в про цессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся , направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль ные физические и психические свойства.
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Классификация здоровьесберегающих технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖИТ.
Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей школьников. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя физической культуры становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми на уроках. На фоне комплексной работы учителя физической культуры здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс развития и способствуют оздоровлению всего организма ребенка .
Список литературы:
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии//Педагогика 1989г.-с. 192
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
Васичкин В.И. Все о массаже.// М.:АСТ-ПРЕСС,1998г.
Здоровье и образование www . valeo . edu . ru
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
Издательский дом 1-е сентября. https // my .1 september . ru
Ковалько,В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе [Текст] /В.И.Ковалько//Начальная школа. М.:Просвещение, 2004. – № 12. – С.14 –15, 176с.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.// М., 1986г.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : Проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова , А.А. Кузнецова. // М.: Просвещение, 2009. - 40 с . - (Стандарты второго поколения).