Число и цифра 8 конспект занятия в подготовительной группе. План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Тема : «Число и цифра 8».
Цели
Обучающие:
Познакомить с образованием числа 8 и составом числа 8.
Учить составлять число 8 из двух меньших.
Познакомить с цифрой 8 и научить писать эту цифру.
Закрепить навыки счёта в пределах 10.
Развивающие:
1. Развивать память, внимание, логическое мышление.
2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
3.Учить грамотно использовать в речи математическую терминологию.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к занятиям.
Материал к занятию:
Демонстрационный - таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета, рисунки, похожие на цифру 8, картинки животных.
Раздаточный - палочки Х. Кюизенера, рабочие тетради.
Методические приемы:
1. Словесный метод - объяснение, беседа, загадки, стихи.
2. Наглядный метод - рассматривание иллюстраций, карточек, предметов.
3. Практический метод - палочки Х. Кюизенера, рабочие тетради.
Ход занятия
Оргмомент.
Вы все на занятии будете внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей.
Я вас приглашаю в страну "Знаний математика".
Ребята, на чём можно путешествовать?
- На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.
Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.
Для этого должны купить билеты.
2 . Работа над новым материалом.
А). Устный счёт.
Чтобы сесть в поезд, нужно знать прямой и обратный счёт до 10.
Б). Отгадывание загадок.
Первая остановка – станция «Лесная».
Отгадайте загадки и узнаем кто живёт на этой станции.
Дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.
Загадки:
Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. (ёж)
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
Серый и зубастый Произвёл в лесу переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (волк)
Длинные ушки, быстрые лапки. Серый летом, зимой белый. Кто это? (заяц)
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось)
6. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
7. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Кто это? (дикие животные).
Сколько всего животных? (7)
Считают и снимает педагог.
Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше.
Физминутка для развития мелкой моторики:
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик гриб помыл,
Этот пальчик гриб сварил,
Этот пальчик только ел,
Оттого и растолстел.
Пока проводит ребёнок физминутку, приготовить квадраты на доске.
В). Образование числа 8.
Следующую станция «Цифровая».
Что вы видите на доске?
Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.
- Сколько всего квадратов? (7)
Сколько красных квадратов? (6)
Сколько синих? (1)
Как мы получили число 7? К 6 +1=7
А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»
Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.
Дети закрывают глаза, наступила ночь.
Педагог меняет синий квадрат на красный.
Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»
Синий поменяли на красный.
Сколько стало синих квадратов? (7)
Ночь, закрываем глаза.
Педагог добавляет один красный квадрат.
День, что изменилось?
Сколько стало всего?
Давайте посчитаем. (8)
Как мы получили число 8?
Мы к 7 +1=8
Г). Знакомство с цифрой 8.
Число восемь обозначается вот такой цифрой.
(Выставляется на доске цифра 8)
На что похожа цифра 8?
На доске картинка с рисунками и читаю запись.
- Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.
- Висит груша, нельзя скушать.
- Цифра 8 плюс крючки – получаются очки.
- К этой цифре ты привык, эта цифра – снеговик…
Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)
Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)
Как называется праздник, в название которого есть цифра 8? (8 Марта)
Давайте внимательно посмотрим на цифру.
На что она похожа? (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша).
Д). Письмо цифры на доске и в тетрадях.
Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе, потом в тетради по точкам.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись,
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 8 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Е). Состав числа 8.
- Ребята, откройте коробочки с цветными счётными палочками.
Достаньте палочку, которая обозначает число 8.
Какого цвета эта палочка? (Бордовая)
А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой.
Сколько их? (8)
Значит в числе 8 - 8 единиц.
А теперь подумайте и приложите такие палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.
Какого цвета эти палочки?
Это могут быть палочки разных цветов.
Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары.
Вот какой получился красивый ковёр!
На доске заранее из цифр все варианты состава числа 8.
Давайте ещё раз назовём состав числа 8.
Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 8.
Состав числа на доске:
7 1
6 2
5 3
4 4
Закрепление нового материала.
Работа в тетрадях.
Дорисуйте в каждом ряду столько квадратов, чтобы их стало 8.
Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»
1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)
2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)
3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)
4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет.У квадрата четыре угла)
5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)
Молодцы!
4. Итог занятия.
Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться.
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний».
Вам понравилось путешествие?
Что понравилось?
Что интересного было?
С какой цифрой и числом познакомились?
Вы молодцы!
Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые приклейте на страничку в тетради.
ирина письмак
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Число 8. Цифра 8»
Тема : «Число 8 . Цифра 8 »
Программное содержание.
Задачи :
Образовательные :
1. Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц ;
2. Закреплять последовательное называние дней недели;
3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8 ;
4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой ;
5. Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.
Развивающие :
1. Развивать логическое мышление
2. Дать представления об истинных и ложных суждениях
Воспитательные :
1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
Приоритетная образовательная область : «Познание»
Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Здоровье» , «Музыка» , «Труд»
Виды деятельности : познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.
Задачи интегрируемых образовательных областей
Коммуникация
развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
активизировать словарь детей.
Социализация
воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Физическая культура
продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе
закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики.
Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке
Методические приемы.
1. художественное слово;
2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
3. самостоятельная работа на карточках;
4. индивидуальные и хоровые ответы;
5. игры с мячом, счет вслух;
6. работа с пособиями
7. сюрпризный момент;
8. поощрение и похвала детей.
Предварительная работа :
Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.
Материал к НОД :
Демонстрационный материал :карточки с кругами (от 1 до 8, овал «Колумбово яйцо» , разделенный на части. 8 кругов красного цвета и 8 кругов синего цвета, карточки с цифрами от 1 до 8 , образец птицы из частей овала.
Раздаточный материал : наборы цветных карандашей, карточки с кругами (от 1 до 8, овалы, разделенные на части, карточки с цифрами от 1 до 8 .
Ход занятия.
I часть. Игра с мячом «Соседи чисел» .
В. Назовите соседей числа 2 .
Дети : Соседи 1 и 3.
В. Назовите соседей числа 4 .
Дети : Соседи 3 и 5.
В. Назовите соседей числа 5 .
Дети : Соседи 4 и 6.
В. Назовите соседей числа 6 .
Дети : Соседи 5 и 7.
II часть. Игровое упражнение «Соберем цветик – семицветик» .
Воспитатель произносит волшебные слова из сказки «Цветик – семицветик» :
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по- моему вели.
В. Ребята, соберите волшебный цветок из 7 цветных карандашей так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. (дети выполняют задание)
В. Сколько всего цветных карандашей вы взяли?
Дети : 7
В. Сколько какого цвета карандашей в вашем цветке?
Дети : Один.
В. Как вы составили число семь ?
Дети : Из семи карандашей разного цвета.
III часть. Знакомство с числом и цифрой 8 .
На доске три ряда кругов
К/ К/ С/ К/ К/ К/ К
С/К/ К/ С/ К/ К/ К
К/ С/ С/ К/ С/ К/С
В. Сколько в каждом ряду всего кругов?
Дети : 7
В. Сколько в каждом ряду красных кругов и синих кругов?
Дети : В первом ряду 6 красных и 1 синий круг; во втором – 2 синих и 5 красных; в третьем ряду- 3 красных и 4 синих кругов.
В. Какими по порядку стоят синие квадраты в 1-м ряду, во 2-м ряду, в 3-м ряду?
Дети : В первом ряду синий квадрат третий, во 2-м ряду – первый и четвертый, в 3-м ряду- второй, третий, пятый и седьмой.
Игра «День – ночь»
В. Запомните эти кружочки. Ночью пока все спят, происходят разные чудеса. Ночь!
Дети «засыпают» . Воспитатель добавляет в первый ряд 1 красный кружок.
В. Сколько кругов стало в 1-м ряду7
Дети : 8.
Воспитатель добавляет в каждый ряд по 1 красному кружку.
В. По сколько кругов там получится? (по 8) Сосчитайте. Какое число живёт справа от числа 8 ? (7) . Слева от числа 8 ? (9)
Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)
IV часть. Игровое упражнение «Найди цифру »
На доске цифровой ряд . Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет» :
Цифра «восемь» - два кольца,
Без начала и конца.
Вызванный ребенок находит на доске цифру 8 . Воспитатель уточняет у детей, на что еще может быть похожа. Дети находят у себя соответствующую карточку с цифрой 8 .
В. Какое число обозначает цифра восемь ? Отсчитайте столько же карандашей. Сколько карандашей вы отсчитали? Почему вы отсчитали восемь карандашей?
Дети : Цифра восемь обозначает число восемь .
Физминутка. Игра «Живая неделя»
Материал : карточки с крупным изображением цифр от 1 до 7 .
На столе раскладываю 7 карточек цифрами вниз .
Сколько дней в неделе? Каждому дню недели соответствует определенная цифра . Кто знает, и может назвать? (понедельник -1, вторник- 2 и т. д.)
По сигналу «Вся неделя – стройся в ряд» вы берете карточку и занимаете свое место в ряду (игра повторяется 2-3 раза) .
Задание :
Понедельник- топни ножкой.
Вторник- низко поклонись,
Среда- плавно покружись,
А четверг нам громко хлопнет,
Пятница – поздоровайся со мной,
Суббота – постой на одной ножке,
Воскресенье – подтянись.
V часть. Дидактическая игра «Колумбово яйцо» .
В. Ребята, рассмотрите «колумбово яйцо» на доске. Посчитайте его части. Составьте на столах картинку «Птица» по образцу.
В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний» . Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились ? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать.
Публикации по теме:
Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 10. Ориентировка во времени: определение времени по часам» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Пояснительная записка МБДОУ «Д С «Ромашка» Сматрова Ольга.
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: Число 8. Цифра 8. Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе с ОВЗ Тема: Число 8. Цифра 8. Задачи: Познавательное развитие: Продолжать.
Конспект НОД по ФЭМП «Число и цифра 1» Конспект НОД в подготовительной к школе группе (ФЭМП открытие нового знания) «Число и цифра 1» Подготовила воспитатель Некрасова О. В.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №4 «Лебедушка» Томской области городского округа Стрежевой.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе "Школа 2100"
Тема: « Число 8. Цифра 8».
Подготовила: Воспитатель Александрова Л. С.
Тема непосредственно образовательной деятельности:
«Число 8. Цифра 8».
Пояснительная записка : В ходе проведения непосредственно образовательной деятельности соблюдала здоровьесберегающие и оздоровительные принципы: гигиенические требования к проведению образовательной деятельности: группа была проветрена, температура соответствовала СанПИНам.
Использовала эмоциональные разрядки, чередовала виды деятельности, поддерживала положительный психологический климат, сюрпризный момент, провела физ. минутку, использовала смену динамических поз.
Создала условия с учетом специфических и индивидуальных способностей детей с проблемами в здоровье.
Для активизации мышления детей использовала разнообразный наглядный материал: картинки, предметы.
Для улучшения процесса восприятия использовала практическую часть
С целью уменьшения утомляемости детей меняла виды деятельности: использовала дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, включая применение разнообразных форм и методов работ
Физкультурная минутка
Дидактический материал и игры
Ответы на вопросы,
Провела практическую часть,
Работа с дополнительным материалом,
спользовала взаимосвязь с воспитателем
Виды детской деятельности : коммуникативная,социализация, игровая, двигательная.
ТЕМА: " ЧИСЛО 8. ЦИФРА 8"
Цель: 1) Познакомить с образованием составом числа 8, цифрой 8.
2) Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.
Образовательная задача:
Учить обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли; учить грамотно использовать в речи математические термины.
Развивающая задача:
Развивать организационные умения, понимать цель задания, выполнять задания, оценивать результат работы; развивать коммуникативные умения, слышать заданный вопрос, давать ответ на поставленный вопрос; развивать способности к предметному и графическому моделированию, символизации; вариативность мышления.
Воспитывать интерес к образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, социализация.
Направление:
Познавательное.
Виды детской направленности:
Коммуникативное, познавательное, индивидуальное.
Материалы к занятию:
Демонстрационный - таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета;
7 х7 см; числовые выражения на А4: 1+6=7 6+1=7 7-1=6 7- 6=1; числовой отрезок; цифра 8;
Раздаточный - на каждого ребенка по 5 синих и 5 желтых квадратов 5 на 5см, цветные карандаши.
Ход занятия:
" Поцелуй с хорошим настроением"
Вспоминаем прошлое.
С какой цифрой мы познакомились на прошлом занятии?
(ответы детей)
Ребята сегодня к нам занятие снова пришел наш старый друг Буратино, который всегда сопровождает нас в мире математике.
Повторение состава числа 7.
На доске выставлен 3 ряда квадратов:
Посмотрите на доску.
Сколько всего квадратов? красных квадратов, синих квадратов? (7, 6 красных и 1 синий)
Каким по порядку стоит синие квадраты в 1-м ряду, во 2-м ряду, в 3-м ряду?
На какие группы можно разбить квадраты В каждом ряду? (на красные и синие).
Какие равенства можно составить?
в 1-м ряду
Образование числа 8. Игра "День ночь"
Давайте поиграем в игру "День - ночь". Запомните эти квадратики.
Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет. -Ночь! Дети "засыпают". Воспитатель добавляет в 1 й ряд 1 красный квадрат.
Что изменилось? (В первом ряду появился красный квадрат)
Сколько квадратов стало в первом ряду? (8)
Как получили8 квадратов? (к 7 прибавили еще один квадрат.
Получилось 8 квадратов 7+1= 8)
Воспитатель вывешивает карточку с изображением цифры 8.
На что похожа цифра 8?(на снеговика, очки, на 2 кольца).
Ребята давайте нарисуем правой рукой цифру 8, затем левой рукой, носом, глазами и т. д.)
Состав числа 8.
Я сейчас добавлю в каждый ряд по 1 красному квадрату. По сколько квадратов там получиться? (По 8 квадратов)
Сосчитайте число синих и красных квадратов в 1 ряду. Из каких двух чисел можно составить число 8? (1+7=8, или 7+1= 8)
Посмотрите на 2-й ряд.Давайте разобьем число всех квадратов в этом ряду на группы по цвету и запишем равенством. (2+ 6=8 или 6+2=8)
Какие равенства получим в 3 м ряду? (3+5=8, или 5+3=8)
Ребята посматрите на числовой отрезок. Какие числа меньше 4, больше 6?
Ребята как из точки 7 попасть в точку 8?
(Надо сделать 1 шаг вправо, то есть прибавить 1, увеличить на 1.)
Работа за столами
Теперь садитесь за столы.
У вас на столах по 5 квадратов синего и желтого цвета. Положите перед собой 4 синих квадрата. Подкладывайте к ним желтые квадраты, пока не получиться всего 8 квадратов. Как получили 8 квадратов? (4+4=8). Молодцы!
Физминутка.
Раз - согнуться, разогнуться.
Два- нагнуться, потянуться
три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Ребята пройдите к своим столам. Теперь мы поиграем в командах. Вы помните название своей команды. Игра называется " Красный флажок"
я дам каждой команде задание посмотрим кто быстрее выполнит задание тот и получит красный флажок.
Сколько горошин на 1 -м рисунке? (8)
Из каких частей составлено число 8? (7 горошин зеленых, а 1 -желтая.)
Какое выражение можно составить по этому рисунку? (7 + 1.) Что обозначает первое слагаемое? (Число зеленых горошин.) Второе слагаемое? (Число желтых горошин.)
В стручках гороха должно быть по 8 горошин. Все ли горошины нарисованы? (Нет. На остальных рисунках горошин не хватает.)
Дорисуйте их желтым цветом и запишите выражения под рисунками. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
1команда:
Во втором стручке 6 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 2 желтые горошины: 6 + 2.
2команда:
В третьем стручке 5 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 3 желтые горошины: 5 + 3
Обе команды:
В последнем стручке 4 зеленые горошины. До восьми не хватает еще 4 желтых горошин: 4 + 4.
По мере выполнения задания на демонстрационной доске появляются записи:
7+1 6 + 2 5+3 4+4
Обобщение:
Молодцы! Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 8?
(7 + 1, 6 + 2, 5 + 3, 4 + 4.)
Итог занятия:
С каким числом мы сегодня познакомились? Как его получили? (Из точки 7 мы сделали 1 шаг вправо)
На что похожа цифра 8? молодцы!!!
Мне понравилось как внимательно вы меня слушали...
Правильно отвечали.
Придумывали, как составить число 8 из горошин.
Вот и наш друг Буратино тоже очень рад что познакомился с цифрой 8.
Александрова Людмила Сергеевна Конспект урока
« Счёт до восьми. Число и цифра 8»
подготовила Шелдышева Раиса Михайловна,
воспитатель
г. Петропавловск-Камчатский
2011 год
Конспект занятия по математике в средней группе.
Тема: «Бал в Королевстве Удивительных Фигур»
( Счёт до восьми. Число и цифра 8)
Цели и задачи:
Закрепление названий плоскостных и объёмных геометрических фигур.
Актуализировать знания детей о геометрических фигурах, развивать речь, фантазию.
Закреплять понятия «справа» и «слева», развивать мыслительные операции.
Сформировать представление об образовании числа 8, умение считать до 8, познакомить детей с цифрой 8, сформировать умение различать цифру 8.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Демонстрационный: куб с короной, конус с короной, квадрат и треугольник с глазками, геометрические фигуры одинакового цвета разных размеров (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник), картинка с изображением кареты, игра «Подбери ключ» (авторская игра-презентация).
Раздаточный: квадраты, треугольники, карточки с точками и цифрами, ключи (геометрические фигуры разных цветов с цифрами от 5 до 8-ми).
ПЛАН
1. Введение в игровую ситуацию.
2.
2.1. Игра «Кто поедет на бал».
2.2. Игра «Гости» (начало).
2.3. Игра «Гости» (продолжение).
3.
3.1. Игра «Найди пару».
Физкультминутка «Танец».
3.2. Игра «Подбери ключ» (см. приложение – презентация «Игра-подбери ключ»)
4. Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около мольберта, где стоят две фигуры – куб с короной и конус с короной с глазками, на мольберте – изображение квадрата и треугольника с глазками.
Ребята, сейчас мы побываем в Королевстве Удивительных Фигур.
Воспитатель показывает детям кубик с короной и говорит:
Королевством Удивительных Фигур правит король.
Как вы думаете, как зовут короля?
Какая эта фигура? (Куб.)
Верно, короля зовут Кубом.
Это королева.
Как называется эта фигура? (Конус.)
В этом Королевстве живут необычные девочки и мальчики (на мольберте квадрат и треугольник с глазками) .
Как вы думаете, какие фигуры - мальчики, а какие - девочки? (Квадраты – мальчики, треугольники – девочки.) Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель обращает их внимание на короля и королеву (форма квадрата похожа на форму короля, а форма треугольника похожа на форму королевы). Как правило, после этого дети сразу говорят, что треугольники - это девочки, а квадраты - мальчики.
2. Игровая деятельность: затруднение и осмысление.
2.1. Игра «Кто поедет на бал».
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о геометрических фигурах, развивать речь, фантазию.
- Король с королевой приглашает во дворец на бал всех мальчиков-квадратов и девочек-треугольников, кто знает названия геометрических фигур.
Далее воспитатель переворачивает мольберт на другую сторону, где нарисованы разные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).
- Ребята, давайте поможем девочкам и мальчикам назвать геометрические фигуры (дети называют фигуры.)
Скажите, что общего у всех фигур? (Одинаковый цвет).
Чем они отличаются? (Формой, размером)
Спасибо за помощь. Теперь девочки-треугольники и мальчики-квадраты могут отправляться на бал.
Как вы думаете, на чём они поедут на бал? (На карете.) Воспитатель показывает картинку с изображением кареты.
2.2. Игра «Гости» (начало).
Дидактические задачи: тренировать умение считать до 7, закреплять понятия «справа» и «слева», создать мотивационную ситуацию для введения числа 8, развивать мыслительные операции.
- Посмотрите, ребята, гости уже собрались (воспитатель показывает на столы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера на каждого ). Садитесь за столы. (Дети садятся за столы, На середину стола воспитатель ставит короля и королеву - Куб с короной и Конус с короной.)
Чем отличаются гости? (Цветом, формой, размером.)
Расположите девочек-треугольников справа, а мальчиков-квадратов - слева.
Что можно сказать о количестве девочек и мальчиков?
Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод, что фигур одинаковое количество - их по семь.
- Но девочки в этом королевстве не умеют считать и волнуются, хватит ли им мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?
(Дети должны поставить квадраты и треугольники парами.)
- Но вот подъехала в карете еще одна девочка.
- Как можно изобразить цокот копыт?
Дети могут постукивать по столу пальцами, могут цокать языком.
Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники. Дети должны взять по одному.
Что изменилось? (Девочек стало больше.)
Посчитайте девочек, считаем слева направо по порядку, никого не пропуская.
(Дети считают, соблюдая правила счета - дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают их при счете: 1, 2, ... 7 ...)
При названии числа, следующего за числом 7, возникает проблемная ситуация.
2.3. Игра «Гости» (продолжение).
Дидактические задачи: сформировать представление об образовании числа 8 из числа 7, умение считать до 8, познакомить детей с цифрой 8, сформировать умение различать цифру 8 и соотносить ее с количеством.
Как правило, к этому времени уже многие дети знают название числа 8, следующего за числом 7. Поэтому воспитатель лишь уточняет их представления и просит посчитать до 8 всех вместе. Затем обсуждается способ образования числа 8 из числа 7.
Как получилось, что девочек стало восемь? (Было семь, пришла еще одна, и их стало восемь.)
Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек было поровну? (Надо добавить еще одного мальчика.)
Сколько стало мальчиков?
Как получается число восемь? (К семи добавляется один, получается восемь.)
Воспитатель делает вывод:
для того чтобы получить 8, надо к 7 добавить 1. При счете после семи идет восемь.
- Король и королева хотят у вас узнать, сколько девочек и мальчиков пришли к ним на бал. ( Воспитатель кладет на середину стола карточки с цифрами 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 8 столько же, сколько детей.)
- Мальчики, пусть покажут количество мальчиков-квадратов, а девочки – количество девочек-треугольников.
1-ый вариант.
Дети берут разные карточки.
Почему вы не смогли найти карточку с цифрой 8? (Потому что не знаем, как записывается число 8.)
Что нужно сделать, чтобы это узнать? (Надо у кого-нибудь спросить ).
После вопроса детей воспитатель показывает цифру 8.
При счете после семи идет число восемь, которое записывается с помощью цифры 8.
2-ой вариант.
Все дети показывают карточку с цифрой 8.
- Вы верно указали цифру 8, теперь король и королева знают количество мальчиков и количество девочек, которые пришли на бал.
3. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
3.1. Игра «Найди пару».
Дидактические задачи: тренировать умение считать до 8, соотносить цифру 8
с количеством, развивать способности детей к общению.
- А сейчас настало время танцев, давайте покажем девочкам-треугольникам и мальчикам-квадратам, как надо танцевать на балу. Вставайте и подходите ко мне. (Дети встают из-за столов и подходят к воспитателю)
- Для танца нужно разбиться на пары, а в этом нам помогут карточки с цифрами (7 и 8) и точками (7 и 8 точек), (воспитатель раздаёт детям карточки в руки).
- Нужно встать в пару с тем, у кого цифра обозначает количество точек. (Детям нужно соотнести цифру с количеством: ребенку, у которого на карточке написана, например, цифра 7, нужно встать в пару с тем, у кого на карточке семь точек.)
Поскольку у нескольких детей окажутся одинаковые карточки, то может возникнуть проблема в составлении пар, которую дети должны решить самостоятельно.
Физкультминутка «Танец».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Дети, разбившись на пары, под музыку танцуют.
3.2. Игра «Подбери ключ» (см. приложение – презентация «Игра-подбери ключ», управляется воспитателем).
Дидактические задачи: развивать логическое мышление, закреплять умение считать
до восьми и соотносить цифру 8 с количеством.
- Бал уже заканчивается и пора девочкам-треугольникам и мальчикам-квадратам возвращаться домой. Давайте подойдём к экрану телевизора и поможем им попасть домой. (Дети с воспитателем подходят к телевизору. Рядом на столе воспитатель раскладывает «ключи». Запускает компьютерную игру-презентацию.)
2-ой слайд. Дом с квадратными окнами, дом с треугольными окнами, мальчики (квадраты) и девочки (треугольники) подходят парами к домикам.
Воспитатель обращается к детям:
- Как вы думаете, в каком доме живут девочки? мальчики?
- Как вы догадались? (Во время ответа детей, воспитатель на 1-ом слайде группирует фигуры около соответствующих домов.)
3-ий слайд. Дом с восьмью желтыми треугольными окнами и дверью, на двери появляется замок с жёлтой треугольной скважиной.
- Как девочкам попасть в дом? (Надо открыть замок.)
- Чем можно открыть замок? (Ключом.) Воспитатель добавляет на этот слайд ключи разного цвета, разной формы и с разными числами, затем воспитатель раскладывает на столе такие же ключи, какие показаны на слайде, причем нужных к этому замку ключей столько же, сколько мальчиков.
- Можно открыть замок любым ключом? (Нет.) Воспитатель предлагает мальчикам помочь девочкам подобрать подходящий ключ. (Мальчики ищут подходящий ключ к замку. Воспитатель просит показать, какой ключ они подобрали и объяснить, почему именно этот ключ может открыть замок.)
Дети: - Он подходит по цвету, по форме окон и по их количеству, окон восемь.
Воспитатель убирает с 3-го слайда все лишние ключи, говорит, что надо попробовать открыть замок ключом, который выбрали дети (на слайде подводит выбранный ключ к замку - замок открывается и девочки-треугольники занимают по очереди окошки, можно одновременно с появлением треугольников в окнах считать количество треугольников).
Воспитатель благодарит мальчиков за помощь и переходит к 4-му слайду.
4-ый слайд. Дом с восьмью голубыми квадратными окнами и дверью, на двери появляется замок с голубой квадратной скважиной.
- Как мальчикам попасть в дом? (Надо открыть замок ключом.)
Воспитатель добавляет на этот слайд ключи разного цвета, разной формы и с разными числами, затем воспитатель раскладывает на столе такие же ключи, какие показаны на слайде, причем нужных к этому замку ключей столько же, сколько девочек и предлагает девочкам помочь мальчикам подобрать подходящий ключ. (Девочки ищут подходящий ключ к замку. Воспитатель просит показать, какой ключ они подобрали и объяснить, почему именно этот ключ может открыть замок.)
Дети: - Он подходит по цвету (голубой), по форме окон (квадрат) и по их количеству (окон восемь).
Воспитатель убирает с 4-го слайда все лишние ключи, говорит, что надо попробовать открыть замок ключом, который выбрали дети (на слайде подводит выбранный ключ к замку - замок открывается и мальчики-квадраты занимают по очереди окошки, можно одновременно с появлением квадратов в окнах вместе с детьми считать количество квадратов).
Воспитатель благодарит девочек за помощь и переходит к 5-му слайду.
5-ый слайд. Дом с девочками-треугольниками и дом с мальчиками-квадратами. Появляются Королева-конус и Король-квадрат.
Воспитатель от имени Короля и Королевы благодарит всех детей за помощь и прощаются. Затем переход к 6-му слайду (Конец. Картинка с изображением детского рисунка Королевства.)
4. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Где вы сегодня побывали?
Что вам больше всего понравилось?
С каким новым числом вы познакомились? С какой новой цифрой?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до восьми и не знали цифру 8, то девочки и мальчики не смогли бы вернуться в свои дома.
Методическая литература: Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад 2100», М., Баласс, 2002.Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Число 8. Цифра 8».
Математические задачи:
1. Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8. 2. Учить соотносить цифру 8 с количеством предметов.
Речевые задачи:
1. Закрепить представления о геометрических фигурах.
2. Упражнять в количественном счете в пределах 8, называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, соотносить последнее число ко всем перечисленным предметам.
Развивающие и воспитательные задачи:
1. Воспитывать готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается, интерес к математике. 2. Формировать коммуникативные навыки.
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, память, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук, ритмичность движений. 4. Приучать выслушивать задание.
Методические приемы:
Показ, объяснение, вопросы, поощрения, указания, рассматривание.
Материал:
Демонстрационный: конверт с письмом, счетный материал (белочка. ежик, грибочки, карточки с цифрами от 1 до 8, игрушка зайчик, геометрические фигуры разные по цвету и размеру - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, кукла Почемучка.
Раздаточный: билетики с цифрами, коробочка с цифрой 8, счетные палочки, мешочки с геометрическими фигурками
Словарная работа: геометрические фигуры, количество, столько же.
Организация детей:
1. Организационный момент (читаем письмо)
2. Усаживаемся в «автобус»(дети садятся на стульчики-автобусы)
3. Первая полянка (на ковре белка и ежик)
4. Вторая полянка (игры с зайчиком) 5. Физминутка 6. Третья полянка (счетные палочки) 7. Возвращение в детский сад
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Число 8. Цифра 8».
Математические задачи:
1. Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8. 2. Учить соотносить цифру 8 с количеством предметов.
Речевые задачи:
1. Закрепить представления о геометрических фигурах.
2. Упражнять в количественном счете в пределах 8, называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, соотносить последнее число ко всем перечисленным предметам.
Развивающие и воспитательные задачи:
1. Воспитывать готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается, интерес к математике. 2. Формировать коммуникативные навыки.
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, память, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук, ритмичность движений. 4. Приучать выслушивать задание.
Методические приемы:
Показ, объяснение, вопросы, поощрения, указания, рассматривание.
Материал:
Демонстрационный: конверт с письмом, счетный материал (белочка. ежик, грибочки, карточки с цифрами от 1 до 8, игрушка зайчик, геометрические фигуры разные по цвету и размеру - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, кукла Почемучка.
Раздаточный: билетики с цифрами, коробочка с цифрой 8, счетные палочки, мешочки с геометрическими фигурками
Словарная работа: геометрические фигуры, количество, столько же.
Организация детей:
1. Организационный момент (читаем письмо)
2. Усаживаемся в «автобус»(дети садятся на стульчики-автобусы)
3. Первая полянка (на ковре белка и ежик)
4. Вторая полянка (игры с зайчиком) 5. Физминутка 6. Третья полянка (счетные палочки) 7. Возвращение в детский сад
Ход
1. Организационный момент.
Все мы за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я получила письмо. Посмотрите, вот конверт. Кто же нам его прислал? Давайте откроем конверт и прочитаем письмо. (Воспитатель достаёт письмо).
«Ребятки, я уже погостила у дедушки Считая, я снова хочу в свой детский сад, приезжайте за мной». Ваша Почемучка.
Воспитатель: - Ребятки, поедем за Почемучкой?
Дети: - Да поедем! Воспитатель: -Я предлагаю вам поехать на автобусе. Водителем будет Камиль, а кондуктором сегодня буду я. Вот у меня билеты я вам их раздам, вы на них внимательно посмотрите и займите в автобусе место, согласно билету. Будьте внимательны, на билете нарисована цифра. Дети рассаживаются. -Проверю, все ли пассажиры сели на свои места (собираю билеты). -Внимание поехали (под муз. «Мы едем, едем» дети едут).Давайте вспомним правила поведения в автобусе.Музыка останавливается: остановка. Воспитатель: Ой, ребятки, полянка. - Выйдем на полянку, посмотрим здесь ли живет дедушка Считай?
2. Состав числа 8. Цифра 8.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, кто живет на этой полянке? (на ковре белка и ёжик). Дети: Белка и ёжик. Воспитатель:- Верно. А что они собирают? Дети: грибочки. Воспитатель:- Посмотрите, как много грибов они собрали? Давайте посчитаем, сколько грибочков набрала белка? (7). Найдите нужную цифру и поставьте рядом.
Что можно сказать о количестве грибочков ёжика?
Дети: У ежика столько же грибочков, что и у белки (7)
Воспитатель: -Значит, грибочков у ежа столько же, сколько и у белочки, т. е. поровну. А если мы с вами поможем белочке и добавим еще один грибочек. Как вы думаете, теперь грибочков поровну? -Что теперь можно сказать о грибочках? Дети: -У белочки больше грибочков, чем у ежа, а у ежа меньше, чем у белочки. Воспитатель:- Сколько стало грибочков у белочки(8). Давайте сосчитаем вместе. Кто знает какой цифрой обозначается число 8?. Дети находят цифру 8 и показывают. -Найдите и замените карточку. Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она. -Ребята, а как сделать так, чтобы грибочков белочки и ёжика стало поровну? Дети: Добавить еще один грибочек ёжику. Воспитатель: -Сколько стало грибочков у ежа(8). Как получили 8 грибочков? Дети: Было 7, добавили еще 1, стало 8. Воспитатель: - Молодцы! Не встретили мы Почемучку, поедем дальше. (едут).
Воспитатель: Остановка. Пойдемте искать Почемучку. Ой, ребятки, зайчик сидит. Он нам приготовил задание, нужно отгадать загадки:
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
2. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем - прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат)
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
4. Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон. (овал)
5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на магнитную доску.
Вот мы и встретили своих знакомых. Но мы можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры.
Игра «На что похожа фигура»
Вы знаете, ребята, что из геометрических фигур можно построить много интересного. Посмотрите на плакат и скажите, из каких геометрических фигур построены эти рисунки?
Разбор рисунка из геометрических фигур.
Воспитатель: Погостили мы у тебя, зайчик, нам пора в дорогу, мы ищем Почемучку. Ты не видел её? (Заяц шепчет мне на ушко: Видел? Где). Ребята, зайчик мне говорит, что она на соседней полянке играет. Пойдемте скорее посмотрим. (дети выходят на ковер проводится физминутка.)
3.
Белки прыгают по веткам
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Воспитатель:- Ой, смотрите, ребята. Полянка! Почемучка в счетные палочки играла. Давайте и мы поиграем. Садитесь на колени вокруг полянки, вот вам палочки.
Достаньте 5 палочек и выложите из них два равных треугольника.
Из 6 палочек сделайте домик.
Из 7 палочек сделайте 3 равных треугольника.
Из 8 палочек сделайте рыбку.
Молодцы, ребятки с заданием
Справились, уберите палочки в коробку. (раздается голос Почемучки: Дедушка, ребятки из детского сада за мной приехали, я пойду к ним. До свидания, Дедушка.)
Воспитатель:- Почемучка, мы так рады что нашли тебя, мы приехали за тобой. –Ребята, садитесь в автобус поехали в детский сад и Почемучку возьмем с собой. (Споем
песню). Ну вот мы снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?
4. Итог занятия. Воспитатель:- Ребята, с какими сказочными героями мы с вами встречались (белка, ежик, зайчик). С каким числом и с какой цифрой они помогли нам познакомиться? (Число и цифра 8). - Нарисуйте в воздухе цифру 8 пальчиком, носиком, левой ногой, правой рукой. Нарисуйте цифру 8 на ладошке. На мольберте найдите все цифры 8 и обведите красным маркером в кружок 6 5 8 4 1 8 7 2 3 8 и т. д. -Сколько цифр вы нашли(3). Поднимите правую руку, опустите ее на голову, погладьте себя и скажите: «Умница! ». -Мне очень понравилось, как вы сегодня играли, отвечали, молодцы! На этом наше путешествие подошло к концу.