Конспект занятия по грамоте 7 старшая группа. Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте в старшей группе
Программное содержание
— учить детей выделять предложение из речевого потока (связная речь) дать представление о том, что в предложении может быть разное количество слов. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим; учить детей проводить звуковой анализ слов уа и ау, по схеме и с помощью нейтральных фишек;
— закреплять знания изученных букв, умение определять изученные буквы а и у в словах, умение выделять первый звук в словах, подбирать слова с заданным звуком;
— развивать фонематический слух детей, продолжать учить их прислушиваться к звучанию слов;
— выявлять и определять уровень усвоения детьми программного материала, умение внимательно, точно выполнять задания;
— развивать внимание, воспитывать желание самостоятельно приобретать знания.
Ход занятия по грамоте в старшей группе детского сада
Вводная часть
Девиз нашего занятия —
«Не просто слушаю, а слышу
Не просто смотрю, а вижу
Думаю и отвечаю-
Все вокруг замечаю».
Гимнастика для глаз
Глазки делают упражнения,
влево — вправо, влево — вправо
Затем вверх — вниз, вверх — вниз
Теперь щурим глаза как кошечка
И закрываем глазки.
Раз — смотрю вдаль,
Два — ладошками закрываем глаза.
Для того, чтобы лучше говорить слова, нам нужно выполнить артикуляционные упражнения. Начинаем упражнения для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Чистим зубки язычком — верхние и нижние.
Покажем свои зубки.
Улыбка – сердитое выражение лица.
Вкусное варенье (губами).
Чтобы четко и чисто произносить слова, говорим чистоговорки:
Ра-ра-ра — начинается игра;
Ро-ро-ро — несем ведро;
Ру-ру-ру — продолжаем игру;
Ри-ри-ри — в небе снегири;
Ар-ар-ар — загудел комар.
Основная часть занятия.
Волшебный сундучок — рассмотрение сюжетных картинок, содержание которых можно передать предложениями из двух и трех слов («Девочка спит», «Мальчик ловит бабочек»).
Дети рассматривают картинки, составляют предложения. Определяют, о ком составили предложения, в предложении говорится о девочке, о мальчике и т.п..
Ознакомление с дидактическим материалом для обозначения предложения (полоски). Слова обозначаются короткими полосками.
Дидактическое упражнение «Составь предложение»
Дети составляют предложения из предложенных воспитателем картинок с опорными словами (разбор предложения, определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками, последовательность слов в порядке).
Физкультминутка
Дидактическая игра «Дождевая тучка»
Дети выкладывают буквы русского алфавита а и у.
Показать рисунки, в названиях которых имеется данная буква.
Четко произносить это название с ударением на данный звук.
Дидактическая игра «Назовите слова, в названиях которых есть звуки [а] и [у]».
Повторный звуковой анализ слова ау.
Звуковой анализ слова заработка. Какой первый звук в этом слове? Какой второй? Сколько клеточек нужно для этого слова? Обозначения звуков нейтральными фишками.
Заключительная часть.
Подвести детей к выводу, что в предложении может быть разное количество слов; слова в предложении произносятся друг за другом последовательно; в словах ау, уа два звука: первый [а], второй [у] и наоборот. Они произносятся один за другим.
Отметить детей, которые были активными на занятии, хорошо работали; с другими детьми поработать индивидуально для лучшего усвоения материала.
Змановская Роза Джумаевна ,
учитель-логопед
МКДОУ "Детский сад к/в
"Золотой ключик"
Пуровский район, г.Тарко-Сале
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Дать понятие о механизме образования звука И;
Познакомить ребят с многозначными словами.
Коррекционно-развивающие:
Учить детей образовывать слова с уменьшительно-
ласкательными и увеличительными суффиксами;
Развитие фонематического слуха, слухового
внимания и памяти;
Развитие умения составлять из частей целостное
изображение предмета;
Учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, фланелеграф, игра «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ, буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия).
Словарная работа:
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Логопед: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
(Берёт зажжённую свечу).
Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Логопед:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки »
Логопед:
Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
Вы повторяли несколько раз слово «иголки».
Логопед:
Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Ребёнок:
Иголки разные.
Логопед:
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Давайте запомним это слово.
Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
Дети:
Логопед:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
3. Артикуляция звука и его характеристика.
Логопед:
Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
Логопед:
Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим.
Дети произносят звук.
Вопросы:
Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
Дети:
При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.
Логопед:
Этот звук поётся?
Дети:
Этот звук можно петь.
Логопед:
Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Звук [И] – гласный звук.
Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.
4. Упражнение с чётками.
Логопед:
Ребята! Подойдите ко мне и возьмите чётки.
Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.
«И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать»
Дети:
(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).
Логопед:
Я называла имена детей.
Есть имена и у пальчиков.
Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
Здравствуй, большак! - говорят.
Здорово, Васька-указка,
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Мишка-серёдка,
Гриша сиротка
Да крошка Тимошка!
(Дети подходят к столам и садятся на стульчики).
5. Игровое упражнение «Не ошибись!»
Установка:
Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.
Оля, Семён, Игорь , Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира , Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.
Логопед:
Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?
(Вызывает одного из ребят).
Молодец! Ты внимательно слушал меня.
Теперь я попрошу вас соединить части картинки.
Кого вы видите перед собой?
Дети:
Да это же лошадки!
Логопед:
Дети: И-и-го-го!
Логопед:
Какой звук вы услышали в этой песенке?
Дети:
Логопед:
А как зовут детёныша лошади?
- Жеребёнок.
Логопед:
Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.
6. Киргизская народная игра «Скачка»
Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.
В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.
7. Сказка о братьях Ик, Ищ.
Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)
У Ика был домик, а у Ища – домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т.д.
А что же Ищ?
Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
Дети:
-Это звук [ и ] .
Логопед:
Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
Ребёнок:
Звуки мы не видим.
Логопед:
Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).
Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).
Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»
8. Итог занятия.
Логопед:
С каким звуком вы сегодня познакомились?
Можно ли этот звук петь?
Как называются звуки, которые поются?
Какой буквой обозначается звук [И]?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
Литература
1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.
3. Г.А.Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»
Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.
4. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»
Санкт-Петербург, 2003г.
5. З.А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»
Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000971 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111170
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
Упражнять в подборе слов с заданным звуком;
Закреплять умение находить место звука в слове;
Закреплять знание графического изображения букв в игре «Откроем замок»;
Продолжать учить анализировать звук;
Закреплять умение проводить звуковой анализ слова;
Познакомить детей с графическим изображением буквы «к»;
Продолжать учить находить место буквы в слове в игре «Живое слово»;
Упражнять в придумывании предложений по заданной схеме;
Упражнять в чтении слогов, составлении слов из слогов.
2. Развивающие задачи:
Развивать слуховое внимание;
Развивать мелкую моторику с использованием приемов раскатывания пластилина, присоединения частей друг к другу при лепке буквы;
Развивать внимание, воображение;
Развивать мышление при отгадывании загадок.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность, самостоятельность, взаимопомощь.
Материал:
Мяч, коробка, письмо, замок с буквами, предметы, в названии которых есть звук [к], зеркальца по количеству детей, модели слова, фишки, кассы букв, картинка с изображением каши в тарелке, картинка с изображением клоуна, схема предложения, слоговая таблица, карандаши, рисунок со скрытым изображением кота.
Ход занятия:
Звенит колокольчик.
- «Громко прозвенел звонок,
Встали дружно все в кружок.
Потянулись, улыбнулись,
Написали букву «а»
И начнем играть в слова»
Чтобы поиграть в слова, надо хорошо знать буквы. С какой буквой мы познакомились? («р») Какие звуки она обозначает? ([р], [р’]) Давайте поиграем. Кто поймает мяч, тот назовет слово со звуком [р] или [р’].
Игра «Назови слово с заданным звуком».
(Дети садятся на свои места)
Ребята, к нам в группу пришла посылка. В ней красивая коробка и письмо. Давайте прочитаем письмо: «Здравствуйте, ребята. Я слышал, что вы любите грамоту, знаете много букв. Посылаю вам коробку с загадками. Там вы найдете новые звуки и букву, и, если выполните все мои задания правильно, узнаете, кто я».
Какое загадочное письмо. Хотите узнать, кто его прислал? Тогда попробуем открыть коробку. Никак не открывается! Закрыто на замок. Замок не простой, с шифром. Попробуем разгадать шифр. (В окошечках замка видны половинки букв. Если дети называют буквы правильно, замок открывается. Воспитатель открывает коробку, находит первое задание. Читает стихотворение, утрированно произнося звук [к] в словах).
- «У леса на опушке,
Высоко на суку
С утра поет кукушка:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку».
Какой звук в этом стихотворении слышим чаще всего? ([к]) Возьмите зеркало и произнесите этот звук. Как вы думаете, это гласный или согласный звук? Почему? (преграда для воздуха) Что создает преграду? (язык) Значит, [к] – согласный звук. Назовите «младшего брата» звука [к]. ([к’])
(воспитатель заглядывает в коробку)
Ребята, в коробке много разных предметов, в названии которых есть звук [к]. Поиграем в игру «Найди свое место» (дети по очереди выходят к столу, находят в коробке предмет и кладут его рядом со схемой места звука в слове).
Молодцы, и с этим заданием вы справились!
(воспитатель находит в коробке загадку)
- «Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?
Так вкусна на завтрак …» (каша)
Наш герой очень любит кашу. А вы любите? Почему? Чем полезна каша? (ответы детей)
(воспитатель вывешивает картинку с изображением каши в тарелке)
Интересно, из каких звуков состоит слово «каша»? (звуковой анализ: один ребенок у доски, остальные на местах) Сколько звуков в слове? Сколько согласных? Назовите их. Сколько гласных? Назовите. Сколько слогов? Прохлопайте слово «каша». Произнесите слово с кулачком, поставьте ударение. Обозначим звуки буквами: второй звук в слове, третий, четвертый. Какой звук мы не обозначили буквой? Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [к] и [к’]. (показывает букву)
- «На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «к» на нас глядит»
На что похожа буква «к»? (ответы детей)
(вывешивается картинка с изображением клоуна)
- «Я клоун веселый,
Я клоун – загляденье.
Спешите увидеть
Мое представление»
(физкультминутка «Вышел клоун …»)
Напишите букву «к» пальчиком в воздухе. А теперь слепим букву из пластилина в подарок нашему герою. Какого цвета пластилин вы возьмете? Почему? (дети лепят букву)
Найдите букву «к» в кассе букв. Обозначим звук [к] в слове «каша» буквой. Прочитаем, что у нас получилось. (дети читают)
(проводится игра «Живое слово»)
(воспитатель вывешивает схему предложения)
Придумайте предложение со словом «каша». Сколько слов в предложении? (дети придумывают предложение)
(чтение слогов по слоговой таблице)
Прочитаем все вместе шепотом, а теперь прочитаем вслух по одному. Поиграем в игру «Кто в домике живет». (составление слов из слоговой таблицы)
(воспитатель записывает слова, придуманные детьми)
Прочитаем, какие слова у нас получились.
У нас осталось последнее задание. Закрасьте на рисунке все части с буквой «к» и мы узнаем, кто же наш герой.
(входит кот)
Кот: Здравствуйте, дети. Я вижу, вы выполнили все мои задания, даже слепили из пластилина мою любимую букву. Как она называется? Какие звуки обозначает? Назовите старшего брата. А младшего? А теперь попробуйте угадать, как меня зовут, если моя кличка начинается со звука [к]. (Кузя)
Кот: Молодцы, все сегодня постарались! Я вам приготовил сюрприз. Отгадайте, что у меня в мешочке?
«Сахаристая вкусняшка,
Сверху – яркая рубашка.
Сладкоежки любят это.
Что за лакомство?» (конфета)
(кот угощает детей конфетами)
Звуки «Г», «Гь». Буква Г.
Занятие по обучению грамоте детей 5-6-ти летнего возраста.
Цели:
закрепить навыки четкого произношения и различения этих звуков в слогах, словах, предложениях. Учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навык образования слов – антонимов; учить звукослоговому анализу слов; закрепить навыки печатания слов и чтения предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
1.Организационный момент:
садится сначала тот, кто назовет слова, в которых встречаются звуки «Г», «Гь».
2. Знакомство со звуками «Г», «Гь».
Игра «Четвертый лишний»
Журавли, аисты, голуби, скворцы – голуби
Гусь, цапля, аист, орел – гусь
Пальто, иголка, куртка, блуза – иголка
Василек, одуванчик, ландыш, гвоздика – гвоздика
Характеристика звука:
«Г» - согласный, звонкий, твердый
«Гь» - согласный, звонкий, мягкий.
Воспроизведение слоговых рядов
Га – гя гда – гдя гла – гля
Го – гё гдо – гдё гло – глее
Гу – гю гду – гдю глу – глю
Гы – ги гды – гди глы – гли
3. Выделение звука на слух
Ка – га – то – ге – бу – пя – гя – ви – ню – гы – ко – ву – со – гу – мо
Голос, волос, кормушка, гараж, погода, крокодил, градусник, конверт, грузовик, громоотвод, хворост, квартира, галстук…
Из рассказа «Гуси».
Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га». «Не бойся, Галя, гусей! Гони их». Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.
4. Дидактическая игра «Наоборот»
Веселый – грустный редкий – густой
Сытый – голодный мелкий – глубокий
Шершавый – гладкий тихий – громкий
5. Дидактическая игра «Один – много»
Серьга – серьги берлога – берлоги
Вьюга – вьюги дорога – дороги
Книга – книги бумага – бумаги
Нога – ноги телега – телеги
6. Согласование прилагательных с существительными.
Дети отвечают на вопрос, про что можно сказать: голубая, голубое, голубой, голубые?
7. Физкультминутка - логоритмика.
Дети повторяют хором две последние строки каждого четверостишия.
Гуси.
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).
Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси!» (Встают, прикладывают ладони к щекам и качают головой).
Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).
8. Игра «Доскажи словечко».
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами…гребут.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.
9.Знакомство с буквой «Г».
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.
Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
Звукослоговой анализ слов: ноги, вагон.
Печатание слов: гуси, нога, губы, вагон, гудок, бумага, гамак.
Чтение и печатание предложений: Это гуси. У папы бумага.
10. Закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных –ок, -ек, -ик, -к – игра «Эхо» с мячом.
Друг- губы- угол- лист-
Пирог- газета- уголь- колос-
Стог- ноготь- пень- волос-
Луг- голубь- день- пузырь-
Сапог- ягода- дуб- куст-
Берег- огонь- дым- хвост-
Рог- голос- дом- зуб-
Круг- глаз- кот- снегирь-
Снег- утюг- конь- стебель-
11.Итог занятия.
Цели занятия:
- «у»
- учить выделять звук «у» из ряда гласных
- познакомить с буквой «У» .
- развивать слуховое внимание
- развивать мелкую моторику
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
«У» «У»
Ход занятия.
I. Организационный момент
II. Основная часть.
1. - Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. (Слайд №2)
На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?
Уля приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:
уши, улитка, утюг, утка, улица. (Слайд №3)
– Правильно, слышится звук «У»
2. Артикуляция звука.
Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ» . (Слайд №4)
«У» , нужно губы вытянуть трубочкой:
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем.
– Повторите за мной стихотворение: (Слайд №5)
Утки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?
3. – Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У» .
4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У» :
а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.
5. Игра «Третий лишний» .
«У» .
Уши, удочка, стол. (Слайд №6)
Улица, учительница, арка. (Слайд №7)
Утюг, усы, забор. (Слайд №8)
6. Знакомство с буквой «У» . (Слайд №9)
– Послушайте стихотворение:
«У» – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву «У» .
– Посмотрите, вот буква «У» . «У» ) .
– Найдите букву «У» (обведите)
– Потому что звук «У»
7. - Давайте отдохнем:
Гуси серые летели Выполняют движения по тексту.
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро убежали.
Гуси серые летели
На лужайку тихо сели.
8. – Нарисуйте в воздухе букву «У» . (Слайд №10)
Выложите букву «У» из палочек.
9. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
МАДОУ «Детский сад №16»
Занятие по обучению грамоте
«Знакомство со звуком и буквой «У»
(старший возраст)
Составила: учитель-логопед Бурова О.А.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- вырабатывать навык четкого произношения звука «а»
- учить выделять звук «а» из ряда гласных
- формировать умение согласовывать притяжательное местоимение с существительным
Познакомить с буквой «а» .
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание
- развивать фонематические процессы
- развивать мелкую моторику
Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, подборка слайдов, символ звука «А» - красный круг, карточка с буквой «А» , счетные палочки, рабочая тетрадь, простой карандаш.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Дети, кто назовет какое сейчас время года?
А кто скажет название птиц, которые улетают осенью?
Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой.
II. Основная часть.
2. - Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня, она горько плачет: а-а-а-а (Слайд №2)
На какой звук начинается ее имя? Кто скажет? Какой звук она произносит, когда плачет?
Аня приготовила для вас задание: послушайте и назовите первый звук в словах:
Астра, арка, аист. (Слайд №3)
– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
– Правильно, слышится звук «А» . Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды.
2. Артикуляция звука.
Посмотрите на картинку: Аня плачет и слышим звук «ААААА» . (Слайд №4)
Давайте вместе произнесем звук «А» , нужно открыть широко рот и произнести: «аааааа»
(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
3. Символ звука.
– Гласные звуки и буквы обозначаем красным цветом. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «А» .
4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» :
а, у, о, а, у, и, а, у, у, а.
5. Игра «Третий лишний» .
– Я буду называть изображенные предмет, а вы назовите лишний предмет, который не начинается на звук «А» .
Автобус, антенна, дом. (Слайд №5)
Аист, зонт, альбом. (Слайд №6)
Автомат, слон, арка. (Слайд №7)
6. Знакомство с буквой «А» . (Слайд №8)
– Посмотрите, вот буква «А» . (Выставляется карточка с изображением буквы «А» ) .
– Найдите букву «А» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
7. - Давайте отдохнем: (упражнение на развитие общей моторики)
Инструкция воспитателя Выполняемые движения
Осенние листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. Дети сидят на полу и не двигаются.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели Дети тихо бегают друг за другом.
И на землю тихо сели, Дети садятся на пол.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил Дети крутятся вокруг себя
И на землю опустил. Дети тихо садятся на пол.
8. Место звука в слове.
Как вы думаете, в словах: аист, автобус, арка, где стоит звук «А» ? Обозначьте его. (Слайд №9)
9. – Нарисуйте в воздухе букву «А» . (Слайд №10)
Выложите букву «А» из палочек.
– Сколько вам понадобилось палочек?
10. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.