Аксиологический подход в изучении педагогических явлений и аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций. Тема «Аксиологический подход в изучении педагогических явлений Как называется аксиологический подход образовании
в изучении педагогических явлений»
Основные вопросы:
В педагогическом опыте прослеживается мысль о систематическом ценностном исследовании личности каждого воспитанника. В характеристиках, написанных рукой Макаренко на своих воспитанников, насчитывается около 90 необходимых, по его мнению, для личности выпускника ценностей. Среди них на первом месте - работоспособность, культура поведения, честность,
Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция).
С 80-х гг. ХХ в. активизируется процесс оформления целей, содержания и места педагогической аксиологии в системе других педагогических дисциплин. Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения личности.
Приоритетными задачами педагогической аксиологии являются: анализ исторического опыта развития педагогической теории и образовательной практики с позиции ценностей; определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность; разработка ценностных подходов к определению стратегии развития содержания отечественного образования.
Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и цель социального развития . Аксиология может рассматриваться как основа новой философии образования и, соответственно, методология современной педагогики. Основой всех человеческих ценностей является нравственность. В связи с этим основным смыслом современного образования становится создание условий для формирования нравственности личности как высшей ценности
Любое явление педагогической действительности может получить оценку, быть оценено, однако не всякое из них может выступать как ценность, поскольку некоторые педагогические явления могут носить деструктивный для развития личности характер или со временем утратить свою ценность.
2. Место и функции аксиологического компонента в структуре
методологической культуры педагога.
В аксиологическом аспекте профессионально-педагогическая культура учителя рассматривается как часть общечеловеческой культуры, включающая систему ценностей-регуляторов педагогической деятельности (, и другие).
Ценности-регуляторы
Педагогическая культура
Общечеловеческая культура
По мнению ряда ученых профессионально-педагогическую культуру можно представить как интегральное высшее качественное образование личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности учителя и цель профессионального самосовершенствования (и др.).
Педагогическая теория и практика показывают, что профессионально-педагогическая культура учителя предполагает наличие у него следующих характеристик: педагогическое мастерство; высокий уровень психолого-педагогической подготовленности; специальные знания и умения; о личностные качества; нравственная воспитанность, авторитет ; педагогический такт; культура речи .
Профессионально-педагогическая культура является мерой и способом творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. В структуре профессионально-педагогической культуры выделяют (и другие) аксиологический, технологический, индивидуально-творческий компоненты.
Компоненты профессионально-педагогической культуры: аксиологический, технологический, индивидуально-творческий.
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры предполагает наличие ценностно-педагогической направленности личности учителя, проявляющейся в сформированной потребности в педагогической деятельности.
Сформированная потребность определяется как осмысленное и активное стремление направить свои знания, умения, навыки на решение воспитательно-образовательных задач и включает в себя установку на работу с детьми, интерес к этой работе, уверенность в ее необходимости и важности для себя.
К аксиологическому компоненту профессионально-педагогической культуры относится совокупность устойчивых профессионально-педагогических ценностей, овладевая которыми, учитель делает юс личностно значимыми. Процесс усвоения ценностей педагогом определяется богатством его личности, педагогической квалификацией, стажем, профессиональной позицией и отражает его внутренний мир, образуя систему ценностных ориентации.
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает знания, способы и приемы педагогической деятельности учителя, при этом ценности и достижения педагогической культуры осваиваются им и создаются в процессе собственной деятельности. Основу компонента составляют методологические, психолого-педагогические, методические и специальные знания и соответствующие им умения.
Особая роль здесь отводится методологическому аспекту, что предполагает сформированностьу педагога методологической культуры. Методологическая культура учителя - это часть его общей профессионально-педагогической культуры, отражающая меру и способ осуществления им познавательных и исследовательских действий в процессе профессиональной деятельности .
Аксиологическую основу методологической культуры учителя составляют ценности исследовательской деятельности : гуманизм, истина, познание, знания, развитие, рефлексия. Аксиологическая основа методологической культуры учителя тесно связана с ее нормативной основой, которую составляют культурные нормы, отражающие предписания, требования, образцы деятельности высокого качества. Отсюда ведущими функциями аксиологического компонента методологической культуры учителя являются нормативная и регулятивная функции, позволяющие педагогу освоить способы преобразования педагогического процесса на гуманной основе.
Индивидуально-творческий компонент профессионально-педагогической культуры предполагает присвоение учителем педагогических ценностей на личностном уровне, то есть через их преобразование и интерпретацию, что определяется его личностными особенностями и характером педагогической деятельности.
Усваивая выработанные ранее ценности, учитель выстраивает собственную ценностную систему, элементы которой приобретают значение аксиологических функций. К числу этих функций относятся: формирование личности учащегося; профессиональная деятельность; наличие представлений о технологии построения образовательного процесса в учебном заведении, специфике взаимодействия с учениками, наличие представлений о себе как профессионале.
Интегративной функцией, объединяющей все остальные, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической деятельности как стратегия жизни учителя, воспитателя.
3. Классификация педагогических ценностей.
Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации, которая до настоящего времени в педагогике не разработана. Тем не менее, они могут различаться по области актуализации. В соответствии с этим критерием исследователи выделяют социальные, групповые и личностные педагогические ценности.
Социально-педагогические ценности – это совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентирующих деятельность социума в сфере образования.
Групповые педагогические ценности можно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностные педагогические ценности – это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.
Ценность обнаруживается только тогда, когда ставится цель обнаружить ее. Для этого необходима вдумчивая, аналитическая работа педагога. Содержание изучаемого материала следует соотнести с тем, что это даст воспитаннику и не станет ли это для него пустым времяпрепровождением. Постепенно надо развивать у себя навыки стремительного различия ценностей в любом учебном материале, каким бы абстрактным и трудным он ни казался на первый взгляд.
Сотрудничая с учеником, следует также добиваться того, чтобы осваиваемая ценность высоко ценилась им; только в этом случае она переходит в его потребность. Если же у ребенка не сформировалось положительное отношение к ценности, у него не возникает желание присваивать ее. Незаинтересованное отношение к сути усваиваемого, а нередко и полное отсутствие какого-либо отношения – главная причина низкой эффективности образовательного процесса. Оценочная позиция учащихся в этом случае - это позиция неверия в жизненную значимость усваиваемых ценностей, в их тесную связь с действительностью. К сожалению, школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями.
Список использованных источников
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие / под ред. акад. РАО. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.
2. Лихачев, : курс лекций: учеб. пособие / . – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-М, 2001. – 607 с.
3. Максакова, антропология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / . – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
4. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. . – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
5. Подласый, . Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / . – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с. ; Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
6. Пуйман, . Основные положения курса / . – Минск: «ТетраСистемс», 2001. – 256 с.
7. Сергеев, педагогической деятельности: учеб. пособие / . – СПб. : Питер, 2004. – 316 с.
8. Сивашинская, по педагогике: интегрированный курс: в 2 ч. / . – Минск: Жасскон, 2007. – Ч. 1. – 192 с.
9. Сластенин, и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / , . – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
И синергетический, и герменевтический подходы тесно связаны с аксиологическим (ценностным) подходом, потому что важны для формирования ценностного отношения к предметам и явлениям, т. к. первый из них связан с преобразованием потребностно-мотивационной сферы личности, а второй – с эмоциональной сферой, с переживанием. И то, и другое учитывается в аксиологическом подходе при описании процесса достижения ценностного результата.
В основе аксиологического/ценностного подхода (В. А. Карковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова) лежит философская теория ценностей, которая оформилась во второй половине XIX века, а в ХХ веке стала общепризнанной. Воспитание, согласно этому подходу, строится как процесс освоения ценностей, который включает несколько этапов:
- предъявление ценности в реальных условиях воспитания;
- её первичное оценивание и обеспечение эмоционально положительного отклика к данной ценности;
- выявление смысла ценности и её содержания;
- принятие осознанной ценности;
- закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.
Важным является вопрос о том, как выращивается ценностный результат. Существует несколько подходов к этому вопросу:
- Освоение ценностей идёт через осознание . Отсюда методы – разъяснение, беседы, дискуссии.
- Степень усвоения ценностей зависит от мотивов социального поведения . Следовательно, необходимо побуждать воспитанников к инициативным поступкам в ситуациях выбора;
- Результат воспитания связан с ценностным отношением , которое имеет трёхкомпонентную структуру: когнитивный компонент (понятия и представления); эмоционально-оценочный компонент (переживание, оценка явления) и поведенческий компонент (опыт действия, умения, навыки, поведенческая готовность к определённым действиям).
Аксиологический (ценностный) подход можно расценивать и как продолжение и важнейший принцип культурологического подхода. Ориентация на западный прагматизм не соответствует сложившейся духовно-нравственной ориентации русской культуры. Наши традиционные ценности – это:
- патриотизм – любовь к Родине;
- культура межнациональных отношений , межконфессиональный мир;
- бережное отношение к природе ;
- соборность, коллективизм, правдивость, честность, товарищество.
Аксиологический (ценностный) подход к трезвенному воспитанию означает формирование отношения к трезвости как к ценности. Отказ от традиционных ценностей привёл общество к глубокому духовно-нравственному кризису и ставит под угрозу сам факт существования русской цивилизации. Всё это сопровождается попытками ухода от реальности, прежде всего, с помощью одурманивающих веществ.
Аксиологический (ценностный) подход фактически отвечает на вопрос, как организовать трезвенное воспитание: здесь присутствуют и этапы процесса освоения ценностей, и подходы к этому вопросу . Трёхкомпонентная структура результата воспитания: когнитивный компонент (мировоззренческие знания), эмоционально-оценочный компонент, понимаемый как переживание, и поведенческий компонент, выявляющий ценностное отношение к АТН, может использоваться в диагностике антинаркотической воспитанности.
Антропологический подход
Антропология – учение о Человеке. Антропологический подход в образовании (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, В. И. Слободчиков, Л. М. Лузина, В. И. Максакова) состоит в понимании человека как творческого самосозидающего существа. Образовательный процесс это – не социальная дрессура, а создание условий для развития личности ребёнка .
Педагог – лишь «техническое средство» для решения не своих задач, а задач ученика, педагог – главный инструмент педагогической деятельности, педагог – «овеществленная технология». Уникальность педагогической позиции состоит в том, что он есть главное орудие для развития хорошего в человеке и блокирования дурного.
Учителю нужно ходить не на работу, а на встречу с содеятелем. Ребёнок – «девичья фамилия» Человека. Норма – это не то среднее, что есть, не примирение со злом, а лучшее, что есть для данного ребёнка в данных обстоятельствах (В. И. Слободчиков).
Воспитание рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, и есть развитие его индивидуальных способностей, присущих от рождения.
Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания и декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития.
Антропологическая система воспитания строится с учётом следующих условий:
- открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечность, доверие, благодарность, терпимость);
- специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения ;
- постоянная педагогическая диагностика и изучение природных задатков детей;
- организация воспитательного процесса с учётом специфики ведущих видов деятельности в каждом возрастном периоде;
- обеспечение самоопределения личности в деятельности (преодоление трудностей, проявлений инициативы и ответственности).
Спорным пока остаётся вопрос, какую систему ценностей взять за образец. Одни авторы предлагают ориентироваться на традиционные общечеловеческие ценности: природа, культура, любовь, семья, труд, свобода. Другие оперируют названиями качеств личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность. Третьи утверждают, что человеческое в человеке можно свести к триаде – Истина, Добро, Красота.
Есть и нововведения конца ХХ века: сейчас модно оперировать такими терминами, как «толерантность», «гуманизм» и т. д. Однако по многим причинам, в том числе и из-за нерусского происхождения этих слов, каждый волен вкладывать в них всё, что хочет. Ими удобно спекулировать, а в отдельных случаях во имя этих «ценностей» может даже искореняться настоящая духовность.
Несомненным остаётся то, что система традиционных национальных ценностей должна быть определяющей, необходима укоренённость в родной, не чужой культуре .
Не смотря на огромный потенциал внутренних возможностей личности, природные задатки и индивидуальные особенности накладывают определённые ограничения на возможность воспитания ребёнка.
Антропологическая система воспитания, обозначающая в качестве гуманистических целей нравственные добродетели, воспитание опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения и понимаемая как единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития может стать основой многих профилактических программ.
Аксиологические основы педагогики вытекают из направления философии о ценностях - «аксиологии». Специалисты отмечают, что «ценностный взгляд» на действительность утвердился в науке достаточно основательно и широко. В связи с этим его зачастую считают практически доминирующим направлением в вопросе исследовательских проектов в гуманитарном учении. Это обусловлено тем, что в реальном бытии и в природе ценности представлены в виде специфической призмы, сквозь которую преломляются те или другие социально-психологические явления. В связи с этим аксиологический подход в педагогике позволяет довольно точно выявить функциональную направленность, значимость различных социальных явлений.
Приложение рассматриваемого метода к исследованию образовательных явлений и процессов, таким образом, является вполне естественным. Как считают современные ученые и практики, ценностями определяется сущность образования и воспитания человека в том числе.
Аксиологический подход вводится в образовательный процесс без навязывания и давления. Это достигается внедрением различных ценностных ориентиров в духовно-прагматическую структуру отношения человека к себе самому, природе, остальным людям. В этом случае воспитатель не просто применяет аксиологический подход как некую «презентацию» ценностей, а формирует условия для их понимания вместе с учениками.
Ценностью считается внутренний, освоенный на эмоциональном уровне субъекта ориентир его собственной деятельности. Аксиологический подход содержательно обусловлен как исторически, так и социально. В процессе развития этносов в целом и человека в частности происходили изменения в сфере отношения людей к окружающей их действительности, к себе, остальным, к своему труду как к необходимому приему самореализации. Вместе с этим сменялись направления отношений, которые определяли сознания. Несомненна связь ценностных приоритетов с человеком, смыслом его деятельности и всей жизни, которые протекают в определенном этническом и культурном контексте. Например, в древние времена приоритетными ценностями считались красота, гармония, истина. С приходом эпохи Возрождения в системе стали доминировать такие понятия, как добро, свобода, счастье, гуманизм. Существуют и специфические Так, например, известна «триада» общественного сознания в дореволюционной России: народ, православие, монархия.
Для современного общества приоритетными можно назвать такие ценности, как труд, жизнь, семья, коллектив, человек, родина. Актуальное моделирование аксиологического подхода возможно на основе «межценностных» отношений. В современном мире часто манифестируется ценность, производная от передовых смысловых конструкций - социальная мобильность. С ее формированием некоторые специалисты связывают надежды на выход общества из кризиса. Вместе с этим педагоги обращают внимание на специфику общечеловеческих и национальных ценностей.
Аксиологический подход- совокупность теоретических идей, в основе которых лежит ориентация на систему социально-педагогических ценностей, ядром которой является понимание и утверждение ценности человеческой жизни, свободной созидательной деятельности и гуманного общения.
Основная задача данного подхода - овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной.
В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях. Более развернутое определение дается в «Педагогическом словаре» Г.М. Каджаспировой (М. 2000 г.): аксиология - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, о их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.
Задачи нравственного воспитания традиционны для школы, однако сегодня речь идет не столько об организации усвоения учениками признанной всеми членами «взрослого» общества системы ценностей, сколько об организации ценностного выбора в широком спектре ценностей современной цивилизации (конфессиональных, этнокультурных, региональных, национальных, государственных и т. д.). Сущность ценностно-аксиологического подхода определяется сегодня, прежде всего, ситуацией оценки (мировоззренческой, политической, нравственной, эстетической и др.) происходящих событий, в которой человек находится постоянно, определяя свое отношение к миру и себе. Индивидуальная система ценностей формируется через приобщение личности к культуре. В процессе овладения культурой (материальной и духовной) индивид становится личностью. Культура - «высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям» . Это феномен человеческого духа, внутренняя сущность человеческих идей, символически закрепленная деятельность людей, освещенная гуманными и нравственными целями. Литература - часть духовной культуры, и приобщение к искусству слова становится важным этапом в формировании ценностной сферы личности человека, особенно в школьные годы. Сводя многочисленные определения ценностей, данные в научной литературе, можно говорить, что ценности - это образующие единицы сознания личности, которые определяют относительно постоянные отношения человека к сферам жизни: миру, другим людям, самому себе. Эта совокупность отношений образует по существу нравственную позицию индивида, которая становится особенно прочной, когда она осознанна, когда появляются личностные ценности, рассматриваемые как осознанные общие смысловые образования.
В основе данного подхода лежит философская теория ценностей, которая оформилась как самостоятельная научная дисциплина во второй половине 19 в., а в 20 в. произошло широкое обращение к теории ценностей в разных сферах научной мысли, и в том числе педагогике, в частности, в теории воспитания (В.А.Караковский, И.Б.Котова, В.В.Краевский и др.).
Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:
- · равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
- · равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
- · экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей;диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.
Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, Общения и творчества. Это ведет к рассмотрению ценностных аспектов философско-педагогического познания, его «человеческого измерения», принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности культуры в целом. Именно гуманистическая ориентация философии образования создает прочную основу будущего человечества.Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.
Аксиологический подход
Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Отношение человека к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.
Идеи аксиологического подхода:
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Ценности сами по себе остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.
Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.
К числу аксиологических принципов относятся:
равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.
Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.
Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.
Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.
Аксиологический подход
позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.
Аксиологический подход ( В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е.Щуркова, Е.А. Ямбург.)