Поведенческая составляющая. Поведенческая составляющая личностных особенностей ксенофобов
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю. Или выпускница педагогического колледжа, гуманистка и противница авторитарных методов в воспитании, вынуждена перестроиться, отступить от этой позиции, столкнувшись с реальностью конкретной школы, где уже существуют определенные нормы взаимоотношений учителей с учащимися.
Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждающую меня от неприятных суждений. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким- то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
Значение я-концепции.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.
Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.
Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих.
Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.
Приведу случай из собственной практики. Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она "не обладает большим умом". Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего. Некоторые из тех, кто присутствовал на консультации, объясняли этот феномен низкой валидностью теста. Я же был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нарушено, ибо этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта. Здесь, как мне кажется, заслуживает внимания то обстоятельство, что девочка не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью - не изменила своего представления о себе.
Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.
Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация. Эти механизмы позволяют удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. В качестве примера приведем такую ситуацию. Приятели подбили десятилетнего мальчика на совместную кражу сигарет. Чтобы его представления о себе как о "хорошем мальчике" не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в собственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищ, что другие мальчики втянули его в это дело и что этот опыт многому его научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почувствовал дурноту и решил не курить больше никогда. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним и" основополагающих мотивов всякого нормального поведения. При этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид для объяснения своего поведения, другим людям могут казаться весьма сомнительными, а само поведение - абсурдным. Однако необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.
Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственной личности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Например, Я-концепция "младшего брата, маленького и слабого по сравнению со старшими братьями" реалистична только в семейной ситуации. В школе или в общении со сверстниками она неприменима. Этот эффект "контекстуальной обусловленности" многих самоустановок позволяет объяснить парадокс личностной рассогласованности. Как уже отмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я-концепции, что и приводит к возникновению в сознании индивида явного конфликта. Так, строгий, авторитарный учитель может в домашней обстановке оказаться мягким и сентиментальным отцом семейства. Эта перемена происходит в нем за порогом школы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно две противоположные Я-концепции не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса. Диссонанс может возникнуть лишь в том случае, если две ситуации - домашняя и школьная - как-то належатся одна на другую, например, если учитель приведет свою семью на школьный спортивный праздник и должен будет в одно и то же время выступать в роли учителя и отца собственных детей. Таким образом, с одной стороны, личностная рассогласованность, возникающая вследствие принятия нами различных социальных ролей и действия в различных обстоятельствах, сопровождает нас на протяжении веси жизни, а с другой, мы стремимся преодолеть эту рассогласованность, избавиться от нее в те моменты, когда она возникает с особой отчетливостью. Дифференциация Я-концепции в реальном жизненном проявлении человека играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшаяся в одной сфере нашей жизни, но может с легкостью "резонировать" в других сферах.
Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.
Когда Джемс (1890) определил самооценку с помощью оригинальной формулы
САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ
он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, "наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить". Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки. Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограниченны, поскольку не можем игнорировать реальные факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может считать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый - сильным и т.д. Кроме того, критерии самооценки нередко избираются до того, как появляется возможность испытать их по-настоящему. Часто лишь по прошествии времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.
Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок н суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Конечно, самооценку можно повысить и отказавшись от общественных ценностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в группах, жизнь которых протекает за пределами "нормального " общества (например, в группах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким; в то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечном счете выбор этот осуществляется самим индивидом.
В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой.
В работе Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда (1949), а также в работе Шерифа и Шерифа (1956) убедительно показано, что легче всего формируются или изменяются те установки, которые являются наименее структурированными. Кроме того, как показали Шериф и Кэнтрил (1947), однажды сложившаяся установка имеет свойство "самоподдержания". Поскольку в детстве Я-концепция является как раз наименее структурированной, она обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.
Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Это обстоятельство ставит под сомнение теоретическое допущение, что индивид может легко повысить самооценку, снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, что некоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический лозунг "видеть во всем только светлые стороны", отличаются негативными самоустановками.
Я-концепция
, согласно энциклопедической литературе – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).
Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.
Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты. «Я»-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности.
Составляющие Я-концепции
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р., 1986, с.33).
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34).
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р., 1986, с. 36).
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р., 1986, с.39).
Р.Бернс (1986) определил Я-концепцию как совокупность установок, которые направлены на самого себя. В предыдущей статье уже было сказано, что в структурном плане Я-концепция представляет собой неразрывное единство когнитивной, оценочной и поведенческой составляющих. В этой статье коснемся этого вопроса несколько подробнее.
Когнитивная составляющая Я-концепции
Все самоописательные характеристики, такие как надежный, совестливый, общительный, добрый и др. человек включает в образ себя. Способы самовосприятия могут быть разными. Иерархия и значимость элементов самоописания в зависимости от контекста, жизненного опыта или влияния какого-то момента, способны меняться.
Самоописания носят, как правило, обобщенный характер и с реальными контекстами не очень соотносятся, потому что отражают общее самовосприятие. С одной стороны, как элементы обобщенного образа индивида , они отражают устойчивые тенденции его поведения, а с другой стороны отражают избирательность нашего восприятия.
Описывая самого себя человек, пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия, например, описание имущества, жизненных целей и др. С различным удельным весом они все входят в образ Я, только одни представляются индивиду более значимыми, а другие – менее. Р. Бернс считал самоописание способом охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетаниея её отдельных черт.
Оценочная составляющая Я-концепции
Самооценка изменяется в зависимости от обстоятельств и не является постоянной. Социокультурное окружение индивида является источником оценочных знаний различных представлений о нем. Эти оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Социальные реакции, самонаблюдение тоже могут быть источником оценочных представлений индивида. Самооценка отражает то, что входит в сферу Я индивида, а это степень развития у него чувства самоуважения, ощущения собственной ценности, позитивного отношения ко всему окружающему. Проявляется она и в сознательных суждениях индивида, в которых делается попытка сформулировать свою значимость. В скрытой или в явной форме она присутствует в любом самоописании.
Для понимания самооценки есть три момента.
- Представление о том, каким человек хотел бы быть. Кто в реальности достигает характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, как правило, имеют высокую самооценку. Если же между характеристиками и реальностью достижений есть разрыв, то самооценка будет низкой, считает Р. Бернс;
- Интериоризация социальных реакций на данного индивида. В данном случае человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие;
- Успешность действий оценивается через призму идентичности. Удовлетворение испытывается от того, что индивид избрал определенное дело и делает его хорошо.
Самооценка всегда носит субъективный характер, независимо от того, что лежит в её основе – собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей. Источники самооценки:
- Отраженная самооценка. Мнения значимых для индивида людей;
- Критериальная самооценка. По определенным критериям сравнение себя с другими людьми, а также с эталоном, который является общим для всех;
- Рефлексивная самооценка. Сравнение Я-реального и Я-идеального. Сопоставление своих собственных качеств с самим собой. Высокая степень совпадения этих сравнений говорит о психическом здоровье;
- Идентификационная самооценка. В целом это желание индивида с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества». Она играет важную роль в поддержании человеком своей идентичности.
Поведенческая составляющая Я-концепции
Хорошо известен тот факт, что люди не всегда поступают в соответствии со своими убеждениями. Непосредственное выражение установки в поведении может сдерживаться в силу его социальной неприемлемости, каких-то сомнений индивида или страха перед возможными последствиями. Любая установка – эмоционально окрашенное убеждение и связано оно с определенным объектом, которым в концепции является сам носитель установки. Все эмоции и оценки, связанные с образом Я, в результате этой самонаправленности, являются очень сильными и устойчивыми. Достаточно просто не придавать значения отношению к тебе другого человека – есть арсенал психологической защиты.
Другое дело, если речь идет об отношении к самому себе – вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Просто так взять и изменить свое отношение к самому себе никто не может.
Данная составляющая имеет два вектора :
- Ожидания в отношении себя, т.е. готовность самому действовать;
- Ожидания к другим по отношению к себе. Эта составляющая может быть выражена такими высказываниями «я всегда готов…», «со мной всегда так происходит» и др.
Иногда может возникнуть впечатление, что поведенческая составляющая одновременно самая чувствительная к особенностям жизненной ситуации и самая ригидная, т.е. мало изменяющаяся по своей сути, использующая одни и те же сценарии решения жизненных задач.
Эта составляющая Я-концепции менее всего описана специалистами.
Функции Я-концепции
Я-концепция выполняет следующую «работу»:
- Предварительная настройка восприятия, оценки и поведения. Выступающая как совокупность ожиданий, она дает возможность спрогнозировать вероятное развитие событий, т.е. приготовиться к участию в них. Ожидания и прогнозы могут долгое время оставаться в имплицитной форме, они не обязательно осознаются даже в рамках Я-концепции;
- Интерпретация актуальных событий и полученного опыта. Концепция выступает как средство категориальной оценки событий настоящих или уже произошедших. Например, женщина, которой в автобусе уступил место мужчина, может увидеть в этом поступке черты хорошего воспитания, заподозрить намек на свой возраст или воспринять это как попытку знакомства. Любая из этих интерпретаций и её Я-концепция очень тесно связаны между собой. В подобных ситуациях Я-концепция действует как внутренний фильтр и определяет характер восприятия ситуации человеком, при этом она выступает как активное начало и изменить её достаточно трудно.
- Обеспечение внутренней согласованности Эго-идентичности. Р. Бернс считает, что существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе, поэтому в своих действиях руководствуется самовосприятием.
Полученный индивидом новый опыт легко ассимилируется и входит внутрь Я-концепции, если он согласуется с существующими представлениями о себе. В противном случае новый опыт не допускается и отторгается как чужеродное тело, не нарушая сбалансированности организма.
Если отличие нового опыта от имеющихся представлений индивида о себе не принципиальны, то он может внедриться в структуру Я-концепции насколько позволят адаптационные возможности составляющих её самоустановок.
Для того, чтобы поддержать свой образ Я, улучшить самооценку, сохранить привычные стратегии решения жизненных задач человек использует порой грубые и инфантильные, а порой изощренные и тонкие средства психологической защиты.
Поведенческие проявления ксенофобии - это широкий спектр направленных на других людей реакций, начиная с недоверчивости и агрессивности в контакте и заканчивая экстремистскими высказываниями и террористическими актами. И здесь анализ личностных особенностей удобнее проводить, разбирая экстремистское и террористическое поведение.
Первая, наиболее яркая отличительная черта террористических и экстремистских действий заключается в том, что все они имеют ярко выраженную идеологическую составляющую. Именно это отличает их от обычных преступных действий, например ради наживы. Безусловно, как справедливо отмечают такие исследователи терроризма, как Ю.М. Антонян, среди участников террористических актов есть и такие, кто занимается этой деятельностью за плату, преследуя цели материального обогащения, но они не являются главными действующими лицами и не составляют большинство. Сами террористические акты осуществляются ради какой-либо идеи, провозглашаются актами борьбы за какие-то идеалы 245 .
У разных представителей террористического движения внутренняя представленность этих идей или идеалов может весьма различаться. Это могут быть типичные интроекты - не связанные друг с другом (а иногда и противоречащие друг другу) отдельные внушенные постулаты, при этом весьма примитивно сформулированные, но они могут представлять собой и хорошо построенные логичные и обоснованные системы воззрений. Это зависит, скорее, от уровня интеллекта и образованности носителя этих идей или идеалов, но факт их наличия обязателен. Убежденный террорист считает себя, да по сути и является, борцом за идею. Именно она определяет направленность личности, т.е. задает доминирующую систему мотивов, по крайней мере осознаваемых.
Действия, осуществляемые в рамках террористической деятельности, могут быть различными по содержанию, но совершаются они для того, чтобы привлечь внимание и вызвать страх. Их можно рассматривать и как попытку демонстрации силы, но главной целью демонстрации силы также является желание вызвать страх. Поэтому насилие оказывается наиболее подходящим средством достижения этой цели.
Другая важная характеристика экстремизма и терроризма как деятельности - ее группоцентрический характер - заключается в том, что экстремистские и террористические акты совершаются ради идей, разделяемых группой единомышленников, представленных в сознании их исполнителей как «мы», и направлены против какой- то другой группы, представленной как «они». Даже когда террористический акт совершается одиночкой-смертником, он предполагает, что его действия станут известными единомышленникам и будут ими одобрены. Если это условие отсутствует и человек не ориентируется на группу, то какими бы насильственными и угрожающими ни были его действия и какими бы идеями он при этом ни руководствовался, речь идет уже не об экстремистско-террористической деятельности, а о маниакально-бредовом поведении. При этом если оперировать терминами социальной психологии, группы, существующие в сознании террориста, - это условные группы, т.е. состоят из людей, в реальности не взаимодействующих друг с другом.
Группа «мы», к которым экстремист или террорист себя причисляет, еще может быть реальной группой, но группа «они» практически всегда являются группой условной; типичным примером является выделение группы по национальному или религиозному признаку. Однако условность этих групп на бессознательном уровне отрицается. Попытки указать на факт условности группы обычно вызывают замешательство, затем сопротивление и актуализацию идеи «заговора» - человек пытается доказать, что люди, относимые им к одной группе так или иначе взаимодействуют друг с другом, даже не встречаясь лично. Чаще всего выдвигается предположение, что существует некая могущественная фигура (или несколько фигур), которая и занимается негласной координацией их деятельности. Иногда эта фигура мыслится принадлежащей к властным структурам, иногда - противостоящей официальной власти, но приписываемая такой фигуре почти беспредельная могущественность и скрытность деятельности показывают, что с психологической точки зрения речь идет об архаичных страхах. Таким образом, еще раз можно увидеть, что параноидный радикал, характерный для ксенофобии, присутствует и в личности экстремиста.
Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие отличительные особенности экстремизма как деятельности:
- идеологизированность - идеология лежит в основе мотивации деятельности и является ее конечной целью;
- ориентация на насилие и устрашение как средства достижения цели деятельности;
- группоцентрический характер деятельности.
Отталкиваясь от перечисленных особенностей экстремистской деятельности, можно определить психологические качества ее исполнителей, прямо вытекающие из характера этой деятельности:
- идеологизированность сознания вплоть до фанатизма;
- групповой нарциссизм;
- преобладание групповой идентичности над личной идентичностью;
- жестокость и отсутствие эмпатии;
- высокий уровень агрессии, которая при этом носит не прямой, а переадресованный характер.
Перечисленные личностные особенности характерны для так называемой нарциссической структуры личности. Более подробное ее рассмотрение позволит увидеть многие ранее уже отмеченные как характерные для ксенофобов аффективные и когнитивные черты.
Основные конфликты нарциссической личности выстраиваются вокруг проблемы самопринятия и самоуважения, а основными психологическими защитами являются идеализация и обесценивание.
Идеализация и обесценивание существуют в виде парной защиты, так как являются производными от механизма расщепления. Расщепление - это резкое разделение существующей реальности на «хорошую» и «плохую». Это также архаичная защита, весьма рано возникающая в онтогенезе. Она позволяет маленькому ребенку произвести первичное разделение хаотичной и недифференцированной для него внутренней и внешней реальности, выделив в ней положительные и негативные стороны. Примитивная идеализация как представление о существовании чего-либо или кого-либо бесконечно хорошего и могущественного необходима для противостояния переживанию отрицательных эмоций. Ребенку, переживающему чувство бесконечной «плохости» самого себя и (или) реальности нужен кто-то столь же бесконечно хороший - человек, который защитит от страха аннигиляции и поможет сохранить надежду. Идеализация рождает веру в существование человека, лишенного недостатков и способного решить все проблемы.
Идеализация вносит свой вклад и в иллюзии собственного величия, базирующиеся на отрицании собственных негативных качеств.
Обесценивание является оборотной стороной идеализации -проявляется в крайнем негативизме в отношении всего, что не соответствует идеализированному объекту. Любой «неидеальный» объект начинает восприниматься как бесконечно плохой и порождает чувство ненависти и стремление его уничтожить.
Идеализация и обесценивание как одни из центральных способов защиты порождают следующие характерные особенности нарцисси- ческой личности:
- обостренное чувство собственного достоинства, тщеславия и превосходства, периодически сменяющееся чувством полной личностной несостоятельности и истощающего стыда;
- нетерпимость к слабости, несовершенству, ошибкам и стремление осуждать других и себя;
- смутное, искаженное представление о своих личностных качествах, т.е. размытая личная идентичность;
- резко поляризованная ригидная система оценок любых явлений, человеческих качеств или ценностей.
Видные современные теоретики психоанализа Х.Томэ и Х.Кэхеле пишут, что с точки зрения психоанализа у идеологии и нарциссизма общие корни, и считают, что фанатичная приверженность какой-либо идеологии характерна для нарциссической личности. Они определяют идеологию как «всеобъемлющую систему идей и политических или религиозных движений, целью которой является превращение иллюзии в реальность» 246 .
Наличие «всеобъемлющей системы идей» для личности нар- циссического типа не просто необходимо, но фактически является стрежнем, вокруг которого выстраивается вся личностная структура. Практически любая идеология создает такое представление о реальности, где различные качества (явления, ценности) являются взаимоисключающими, и эта же характеристика - одна из главных для когнитивной системы нарциссической личности. Склонность к резко поляризованным оценкам вынуждает индивида «сортировать» все явления окружающей действительности на хорошие или плохие. Однако самостоятельное создание критериев для их оценки будет непосильной задачей для личности, имеющей проблемы с самоуважением и самопринятием. Поэтому нарциссиче- ская личность вынуждена искать какую-либо идеологию, какой она могла бы следовать, так как идеология предложит ей систему оценок относительно одной из важнейших сторон жизни - общественного устройства, и даст ориентиры для морально-этических норм и оценки личностных качеств других людей. По содержанию те или иные политические или религиозные идеологии могут отличаться, но смысл любой идеологии - задать для индивида бинарную систему оценок по типу «хорошо-плохо».
Другая характерная черта идеологии - пропаганда собственных идей как единственно верных, помогает нарциссической личности обосновывать идею собственного превосходства. Фактически по наличию этой черты нарциссический тип и получил свое название. В терминах психоанализа самовосприятие «нарциссов» и их отношение к себе базируются на грандиозных фантазиях о собственном величии. Становясь приверженцем какой-либо идеологии, нарциссический тип обретает аргументы для того, чтобы поддерживать обостренное чувство собственного достоинства и проявлять нетерпимость к недостаткам других.
Так как целью идеологии является превращение иллюзии в реальность, любая идеология прямо или косвенно проповедует необходимость переустройства реальности. В качестве обязательной категории в ней присутствует категория «врага», т.е. человека, группы людей или некоей сущности (что характерно для религиозных верований, например сатана - враг рода человеческого в христианстве), которая препятствует желаемой перестройке реальности, поскольку не разделяет проповедуемые идеалы, а значит, представляет угрозу как для идеалов, так и для их последователей. Поэтому любая идеология содержит явный или неявный призыв к агрессии против «врага» как главного препятствия к достижению этой цели.
Образ врага является одним из важнейших смысловых образований в сознании нарциссической личности; то же самое можно утверждать и относительно личности экстремиста. Основные отличительные особенности этого образа, по мнению Л. Гудкова 247 , следующие:
- это некто чужой, принципиально отличающийся по своему внутреннему устройству от индивида, а также от группы, к которой индивид себя причисляет;
- с врагом невозможны соглашения, так как он не принимает существующих норм, а возможно только смертельное противоборство до уничтожения кого-либо из борющихся;
- враг никогда не представлен как конкретный партнер, фактически лишен личностных черт, в связи с чем его образ легко проецируется на любой более или менее подходящий объект;
- враг представляет собой угрозу не только для индивида, но и для группы, с которой индивид себя идентифицирует, а также для авторитетов и власти, выступающих в защиту индивида.
Все перечисленные характеристики врага выполняют важные психологические функции в структуре как экстремистской, так и нарциссической личности. Во-первых, они облегчают процессы групповой идентификации и идеализации. Л. Гудков подчеркивает, что враг отличается от просто «чужого» тем, что несет в себе смертельную угрозу существованию группы, с которой индивид себя идентифицирует. Главной психологической угрозой, которую содержит образ врага для индивида, представлен ли он в качестве некой сущности, отдельного человека или группы людей, является его способность разрушить группу либо развенчать ее ценности, т.е. лишить возможности идентифицироваться с ней. Возможность идентифицироваться с группой чрезвычайно важна для нарциссической личности и вытекает из такой ее базовой особенности, как спутанная идентичность.
Нарциссическая личность, как уже указывалось, имеет весьма смутные представления о собственных особенностях, при этом даже самые отчаянные нарциссы ощущают несоответствие собственного идеализированного образа реальности. Компенсировать размытые и противоречивые представления о собственном «Я» индивид пытается с помощью подмены личностной идентичности групповой, т.е. за счет отождествления себя с какой-либо группой людей. В принципе, при размытой идентичности в качестве объекта для идентификации может выбираться любая группа, что хорошо видно на примерах подростковых групп или «фанатов». Но для нарциссической личности, обладающей идеологизированным сознанием и потребностью идеализировать собственные черты, в качестве такой группы наиболее вероятно будет выступать группа, имеющая с индивидом общие «идеалы», либо какие-то общие характеристики, которые кажутся ему однозначными и неизменными - типа национальной принадлежности или вероисповедания.
Часто в качестве объекта для идентификации выбирается даже не реальная группа, а некий идеализированный образ представителя собственной нации, учителя, духовного наставника, вождя. Такая групповая идентичность, так же как и вера в идеализированные фигуры лидеров, оказывается крайне эмоционально заряженной, ибо является последним бастионом, защищающим идеализированный личностный образ от разрушения. Поэтому какие-либо критические посягательства на группу, ее лидеров или ее ценности воспринимаются индивидом крайне болезненно, поскольку на бессознательном уровне воспринимаются как удары по его и без того неустойчивой идентичности.
Вообще, нарциссическую личность можно представить как личность, основной смысл действий которой заключается в отчаянных попытках обеспечить себе основания для самопринятия и укрепить свое самоуважение, и групповая идентификация - одно из средств для этого. Поэтому страх лишения группы как объекта идентификации является у нарциссической личности чрезвычайно интенсивным и заставляет ее доказывать свою преданность группе любыми способами, вплоть до цены собственной жизни.
Другая важная психологическая функция образа врага для нар- циссической личности - его способность выступать в качестве средства объединения и сплочения. Совместные действия против врага вынуждают группу сплотиться. Так как нарциссическая личность с трудом может выстраивать какие-либо близкие отношения с людьми, кроме противоборства, то иметь с кем-то общего врага - это для нее единственный способ пережить чувство единения с другими людьми.
Уничтожение врага, кроме уже перечисленных, имеет еще одну важную для нарциссической личности психологическую функцию, полностью неосознаваемую, - это желание, уничтожая других, устранить таким образом собственные недостатки. Как уже указывалось, нарциссическая личность обладает поляризованной системой ценностей, где различные человеческие качества и особенности становятся взаимоисключающими. Исходя из этой системы ценностей, индивид оценивает себя и других, проявляя при этом характерную нетерпимость и безжалостность к любым не соответствующим идеальным образцам. Следует подчеркнуть, что нетерпимость к собственному несовершенству является столь же характерной чертой нарциссической личности, что и нетерпимость к несовершенству другого.
Психологически более точным было бы сказать, что именно страх собственного несовершенства заставляет индивида так страстно ненавидеть его в других. Это объясняет ту беспощадность по отношению к другим людям, которую демонстрируют в своих действиях религиозные фанатики, революционеры или террористы. Невиновные жертвы никогда не являются для них невиновными - они виноваты в несоответствии идеалам. Допустить возможность их существования означало бы подвергнуть сомнению собственную идеальность и усомниться в однозначности собственных ценностей. Если же индивид лишится своих идеализированных представлений, то произойдет актуализация архаичного травматичного опыт переживания собственной плохости.
Таким образом, мы получаем ответ на вопрос, почему экстремист - революционер, национальный или религиозный фанатик - продолжает бороться, даже если видит тщетность своих усилий. Фактически он не может не бороться, так как борется за интеграцию собственной личности. Уничтожение «врагов» является для него актом уничтожения несовершенства, что на бессознательном уровне, с одной стороны, поддерживает веру в возможность достижения совершенства, а с другой - воспринимается как уничтожение и собственного несовершенства индивида.
Борьба с собственным несовершенством порождает и другие характерные особенности нарциссической личности, легко просматриваемые в том числе и в поведении экстремистов. Во-первых, это постоянное и навязчивое стремление к самосовершенствованию, вплоть до самоистязания. Оно может принимать вид бесконечных молитв, актов служения, сопровождающихся физическими лишениями, испытаниями и т.д. Во-вторых, это презрение к физическому комфорту, боли, удовольствиям. Все эти особенности также могут быть объяснены действием травматичных переживаний стыда в детстве.
Поскольку первоначально переживание стыда возникает в ситуациях, связанных с усвоением норм культурного поведения при удовлетворении естественных потребностей, стыд оказывается тесно связанным с телесностью. Неосознанное желание уйти от стыда будет вызывать желание свести к минимуму проявления телесности и к защитному отверганию любых чувственных удовольствий, как «опасных», провокационных. На уровне поведения это может проявляться как безразличие к обычным ощущениям - вкусовым переживаниям, чувству тепла-холода, усталости, болезненности, с одной стороны, а с другой - в необходимости экстремальных ощущений на грани жизни и смерти, которые только и могут дать переживание продолжающейся жизни.
Проблемным является и отношение к самой жизни в целом. Жизнь, как чужая, так и своя собственная, обесценивается наполовину сознательно, наполовину неосознанно. Сознательное ее обесценивание проявляется в том, что нарциссический индивид считает, что есть «более важные» вещи, чем жизнь, имея в виду все те же идеалы. И для него это действительно так, ибо, как уже указывалось, отказ от идеалов рождает чувство пустоты или распада личности, что субъективно переживается как та же самая смерть. Бессознательное обесценивание связано с тем, что собственно проживание жизни лишено приятности. Как справедливо замечает С. Джонсон, «счастье, по сути, является глубоко телесным переживанием» 248 . Поэтому бессознательный отказ от телесных переживаний означает одновременно и закрытие путей для переживания счастья как спокойной и длительной радости. Для нарциссической личности счастье знакомо лишь как переживание кратких мгновений триумфа, возникающее в момент достижения каких-либо «высоких» целей. Но триумф не может длиться долго, и часто после его переживания также наступает чувство опустошения, связанное с отсутствием выполненной уже цели. Поэтому жизнь в целом воспринимается как довольно безрадостное предприятие и сопровождается готовностью пожертвовать ею в соответствии с логикой старого анекдота: «А для чего мне такая жизнь?».
Жестокость, характерная для экстремистского поведения, объясняется также и действием других психологических механизмов. Ей может способствовать такая характеристика образа врага, как отсутствие конкретных личностных черт. Кроме того, может работать и крайне деструктивная защита, блокирующая переживания страха и вины и запускающая агрессивное поведение в ситуациях резкого человеческого противостояния и угрозы жизни - так называемая «идентификация с агрессором». Она более характерна для лиц с серьезными параноидными нарушениями, так как в основе ее возникновения лежит интенсивный страх наказания, неоднократно переживавшийся в детстве. Жестокое поведение по отношению к другому человеку становится необходимым, поскольку на бессознательном уровне связывается с возможностью избежать страдания: страдание другого служит бессознательным подтверждением того, что в данный момент «страдает кто-то другой, а не я». В психоаналитических исследованиях жестокого поведения неоднократно показывалось, что оно является характерным для лиц, которые сами пережили жестокое обращение в детстве.
Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определённым объектом. Особенность "Я-концепции" как комплекса установок в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, очень сильны и устойчивы. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто: для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждающую меня от неприятных суждений. Но если речь идёт об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
Значение "Я-концепции" в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий.
Существуют исследования по теории личности, основанные на концепции, согласно которой человек всегда идёт по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства, идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, дегармонизируют личность, создают психологический дискомфорт. Вслед за Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Чтобы восстановить утраченное состояние внутренней гармонии, индивид готов к различным действиям. Так, он может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нём самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя и окружающих. Существенный фактор внутренней согласованности - то, что индивид думает о самом себе, в своих действиях он руководствуется самовосприятием.
Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, например, рационализации. Эти механизмы позволяют удерживать "Я-концепцию". Главная идея в подходе К. Роджерса к пониманию "Я-концепции" связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и "Я-концепцией". Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности "Я-концепции". Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих "Я-концепции", индивид использует один из двух защитных механизмов - искажение или отрицание. Искажение используется, чтобы изменить личностную значимость переживания; отрицание как бы устраняет сам факт наличия переживания. К. Роджерс особенно выделяет первый механизм - искажение. Оно направлено к тому, чтобы привести непосредственные переживания индивида в соответствие с его личностным, интегральным Я. События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придаёт отягощённый прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей "Я-концепции". Вслед за К. Роджерсом мы используем клиентцентрированную терапию как метод, направленный к тому, чтобы модифицировать состояние "Я-концепции" для устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром устраняется и достигается состояние психологической адаптации.
Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и становится невозможным их адекватное подключение к "Я-концепции", возникает дезадаптация. К. Роджерс рассматривает дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между личностными установками и непосредственным опытом индивида. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда "Я-концепция" чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей и интернализованными индивидом. Внутренний конфликт такого рода возникает у человека в том случае, если его "Я-концепция" сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации. Эти чувства могут блокироваться, поскольку "Я-концепция" не может смириться с мыслью о том, что человек способен испытывать ненависть.
Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия "Я-концепции" достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку всё же свойственна способность реально оценивать ситуацию.
Имиджмейкеру необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.
Будучи существом общественным, человек не может не принимать социальные и культурные роли, стандарты и оценки, определяемые условиями его жизни. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но оценок и суждений других людей. Если человек стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.
Обратимся ещё раз к функциям "Я-концепции":
способствует достижению внутренней согласованности личности;
определяет интерпретацию опыта;
является источником ожиданий.
Рассмотрим "Я-концепцию" как источник интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одной и той же ситуацией, воспринимают её по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может либо увидеть в этом проявление воспитанности, либо заподозрить обидный намёк на свой возраст, либо воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с "Я-концепцией" этой женщины.
У индивида существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только своё поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому сформированная "Я-концепция" выступает как активное начало - и изменить её бывает чрезвычайно трудно.
Как совокупность ожиданий "Я-концепция" определяет, как будет действовать индивид в конкретной ситуации и как он будет интерпретировать действия других. Эта функция "Я-концепции" определяет также и представления человека о том, что должно произойти.
Таким образом, можно определить три модальности самоустановок:
Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле.
Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.