Тест на выявление лидерских качеств у детей. Психологический тест с рекомендациями на выявление лидерских качеств человека
Сборник «Тесты в детской организации. Тесты для лидера»
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» САМОТЕСТИРОВАНИЯ: к итоговым результатам любого теста относиться следует МАКСИМАЛЬНО КРИТИЧНО
КАК РАБОТАТЬ С ТЕСТАМИ?
Все тесты в этой книге описаны по единой схеме - в той последовательности, в которой следует над ними работать. После краткого введения и инструкции к выполнению теста идут вопросы, на которые вы должны ответить. Затем - объясняется, как именно нужно подсчитывать полученные результаты, дается так называемый «ключ», с которым следует сопоставить свои ответы и суммировать набранные вами баллы. В конце описания теста вы можете ознакомиться с психологическим диагнозом и рекомендациями психолога.
Если вы хотите получить достаточно правдивую информацию о себе, работайте «по всем правилам»!
Правило 1. Не спешите заглядывать в конец теста - в ключ ответов. Зачем искушать себя? Помните о феномене «социальной желательности»!
Правило 2. Внимательно прочтите инструкцию. Отвечая на вопросы теста, постарайтесь, как можно точнее понять их смысл.
Правило 3. Будьте искренни! Ведь кроме вас о результатах самотестирования знать никто не будет. Зачем обманывать самого себя? Не забывайте о психологических «ловушках» и «хитростях» нашего сознания. И опять же - помните о феномене «социальной желательности»!
Правило 4. Знакомясь со своим психологическим диагнозом, относитесь к нему в соответствии с золотым правилом самотестирования: к итоговым результатам любого теста относиться следует максимально критично! А во многих случаях - даже с изрядной дозой юмора. При «хороших» результатах не впадайте в эйфорию, при «плохих» - в уныние.
Правило 5. Для контроля над самим собой попросите ответить за вас на вопросы теста близкого человека, который вас хорошо знает.
Самооценка лидерства
Назначение. Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.
Инструкция. Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.
Опросник
1. Что для вас важнее в игре?
А. Победа. Б. Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А. Да. Б. Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А. Да. Б. Нет.
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А.Да. Б. Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А.Да. Б. Нет
7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А. Да. Б. Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А. Нет. Б.Да
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А. Да. Б. Нет.
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А. Да. Б. Нет.
Обработка и интерпретация данных
Подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов. Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов. Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов. Низкий уровень лидерства А = 1 -3 балла. Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Диагностика лидерских способностей
Инструкция. Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-»(«а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тест-опросник:
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
А) да; б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
А) да; б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
А) да; б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
А) да; б) нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
А) да; б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
А) да; б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
А) да; б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
А) да; б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
А) да; б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
А) да; б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
А) да; б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
А) да; б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
А) да; б) нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
А) да; б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
А) да; б) нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений вам ближе?
А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
А) с покорными людьми; б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
А) да; б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
А) да; б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) да; б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
А) предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас; б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
А) да; б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
А) да; б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
А) да; б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
А) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
А) да; б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
А) да; б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
А) тот, который все решает сам; б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
А) да; б) нет.
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
А) промолчите; б) будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
А) да; б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
А) да; б) нет.
36. Что бы вы предпочли?
А) работать под руководством хорошего человека; б) работать самостоятельно, без руководителей.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
А) согласен; б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
А) да; б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
А) да; б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
А) опускаете руки; б) появляется сильное желание их преодолеть.
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
А) да; б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
А) да; б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
А) введу нужные изменения немедленно; б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
А) да; б) нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
А) да; б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
А) да; б) нет.
47. Кем бы вы предпочли стать?
А) художником, поэтом, композитором, ученым; б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
А) могучую и торжественную; б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
А) да; б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
А) да; б) нет.
Оценка результатов тестирования
Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.
Ключ к опроснику
1а, 2а, 36, 4а, 5а, 66, 7а, 86, 9б,10а, 11 а, 12а, 136, 146, 15а, 166, 17а, 186, 196, 20а, 21 а, 22а, 23а, 24а, 256, 26а, 276, 28а, 296, 306, 31 а, 32а, 336, 34а, 356, 366, 37а, 386, 39а, 406, 41 а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а, 476, 48а, 496, 506.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.
Оценка лидерства
Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.
Интерпретация
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления:
- Волевой; способен преодолевать препятствия на пути к цели.
- Настойчив; умеет разумно рисковать.
- Терпелив; готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
- Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
- Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
- Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
- Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
- Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
- Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
- Надежен, держит слово, на него можно положиться.
- Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
- Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
- Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
- Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
- Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
- Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
ТЕСТ «ВАШ ХАРАКТЕР»
На вопросы отвечай либо «да», либо «нет».
- Уважаешь ли ты дружбу?
- Привлекает ли тебя что-то новое?
- Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?
- Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собирался выбрать?
- Теряешь ли ты уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?
- Коллекционируешь ли что-либо?
- Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?
- Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент?
Теперь подсчитай набранные очки и смотри на результаты теста.
СВЫШЕ 6 ОЧКОВ.
Ты уравновешенный человек. У тебя легкий характер.
ОТ 3 ДО 6 ОЧКОВ.
Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение быстро может превратиться в плохое.
МЕНЕЕ 3 ОЧКОВ.
Почему не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям!
Экспресс-диагностика организаторских способностей
Назначение. Предлагаемая методика дает возможность более глубоко разобраться в структуре организаторских способностей и одновременно выявить уровень владения ими.
Инструкция. Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить соответствующий для вас ответ.
Опросник
- Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения?
- Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как поступить?
- Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?
- Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?
- Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования, развлечения?
- Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?
- Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с вашими мнениями или советами?
- Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают свои обязательства?
- Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?
- Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на первых порах из привычной колеи?
- У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного не получается?
- Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?
- Вы обычно активны на собраниях?
- Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою правоту?
- Вас раздражают поручения и просьбы?
- Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?
- Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?
- Вас выводит из себя, когда опаздывают?
- К вам часто обращаются за советом или помощью?
- У вас в основном получается жить по принципу «дал слово - держи»?
Обработка и интерпретация результатов
Анализ результатов начинается с сопоставления полученных ответов с приведенным ниже ключом.
«да»: 1,3,5,7,9,11, 13,17, 18, 19,20. «нет»: 2, 4, 6, 8, 10,12, 14, 15, 16.
Критерии для выводов:
До 40% - уровень организаторских способностей низкий; 40-70% - средний; Свыше 70% - высокий.
ТЕСТ «КТО ВЫ?»
Из фигур выберите одну, которая вам больше понравилась: круг, квадрат, прямоугольник, зигзаг, треугольник.
Характеристики типов личностей
«КВАДРАТ»
Отличается трудолюбием, усердием, терпением, методичностью и аккуратностью. Обычно высококлассный специалист в своей области. При восприятии информации ориентирован на детали и подробности, на цифры и факты. Сильная сторона -мыслительный анализ. Никогда не угадывает результата, но вычисляет его. Действует при этом весьма логично и последовательно. При принятии решения подробнейшим образом рассматривает нее варианты. Серьезен, практичен и экономен. Предпочитает жизнь, распланированную и упорядоченную до предела. Все должно лежать на своих местах, всё должно происходить в свое время", - таково представление "квадрата" о порядке. Точно соблюдает все правила и инструкции. Часто из-за чрезмерного пристрастия к анализу всех деталей проблемы неоперативен в решениях. Не любит идти на риск. Зато все свои решения выполняет досконально точно. Подчас характерна излишняя педантичносгь и рациональность. В общении избегает ситуаций, связанных с бурными проявлениями эмоций. Сухость и холодность мешают быстрому установлению личных контактов. Внешний вид консервативен, опрятен. Одежда, что называется, "типичная" для человека его положения и профессии. Речь "квадрата" медленная, обстоятельная, логичная. Жесты точные, скупые. Позы нередко скованные, напряжённые.
«ТРЕУГОЛЬНИК»
Характерна тенденция к лидерству. Склонен к соперничеству, конкурентности. Уверен в себе, решителен, нетерпелив, подчас нетерпим и категоричен. С большим трудом признается в своих ошибках. Импульсивен, охотно идет на риск. Честолюбив. Ориентирован на карьеру, успех в обществе. Если для "квадрата" дело чести - сделать свою работу наилучшим образом, то для треугольника" главное - превзойти других, добиться высокого статуса н связанных с ним преимуществ.
Отличительной особенностью мышления является умение сконцентрироваться на главном, на сути проблемы. Детального анализа всевозможных вариантов, как предыдущий знак, не производит. Поиск наиболее; эффективного решения ограничивается выбором наилучшего из двух-трех перспективных вариантов.
Прагматик. В любом деле прежде всего думает о личной выгоде, кстати, не обязательно материальной. Доминирующая установка - на победу, выигрыш, успех. Склонен увлекаться до стремления к победе "любой ценой". Азартен. Весьма эгоцентричен, ярко выражена направленность на себя.
Энергичен. Остроумен. Великолепный оратор. Имеет высокую работоспособность. Общителен. Имидж преуспевающего человека. Внешний вид модный, элегантный, строгий. Речь "треугольника" ясная, краткая, быстрая, логичная. Позы ненапряженные. Жесты широкие, выразительные, уверенные.
Прежде всего заинтересован в хороших межличностных отношениях с окружающими. Доброжелателен. Высшая ценность для него - люди, их благополучие. Организовывает свою жизнь в полном соответствии с девизом Кота Леопольда из детского мультфильма.
Великолепный коммуникатор. Обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Способен ощущать чужую радость и боль как собственные. В общении склонен стирать грань между деловыми и личными отношениями. Уверен в том, что коллег надо превратить в друзей.
В конфликтах уступчив, податлив. В поведении нерешителен. Весьма эмоционален. Сентиментален. Склонен подчас к меланхолии, обвиняет себя в несчастьях окружающих. Гораздо чаще беспечно весел, чем уныл и задумчив. Щедр, охотно делает подарки, заботлив. Твёрд в вопросах морали. Крайне чувствителен к нарушениям принципа справедливости. Обладает способностью уговаривать, убеждать. Болтлив.
Мышление "круга" образно, интуитивно, эмоционально окрашено.
Внешний вид неофициален, небрежен. Свитеры и джемперы предпочитает строгим костюмам с галстуками. Речь успокаивающая, расслабляющая, содержит непоследовательные уклонения от главного. Любимый жанр "кругов" - "рассказ в рассказе". Приветствие подчеркнуто доброжелательно. Частая улыбка. Нередко комплименты. Последние, в отличие от " треугольников", не ориентированы обычно на достижение личной выгоды и не демонстрируют то, "какие фразы он умеет придумывать"... Позы расслабленные. Жесты свободные, плавные.
«ЗИГЗАГ»
Ярко выражена креативность, стремление к творчеству. Устремлен в будущее. Мечтателен. Одержим своими идеями. Энтузиаст. Часто интеллектуал. Восприимчив ко всему новому, склонен видеть мир постоянно меняющимся.
Мышление предельно образно, интуитивно, мозаично. "Зигзагам" нравится комбинировать абсолютно различные идеи и создавать на этой основе нечто новое, оригинальное, его мысль совершает отчаянные прыжки. Характерна концептуальность. Если другие знаки живут в мире людей и вещей, то "зигзаг" в мире идей и концепций.
Нередко пренебрегает в своих рассуждениях деталями. Цифры и факты необходимы ему только как скачок к новой идее. Часто поверхностен. Склонен выстраивать упрощенные картины мира. Вследствие этого подчас ошибается и в людях и в делах. Интересы крайне разбросаны. Недисциплинирован. Предпочитает работать в одиночку. Непрактичен. Отличается безалаберностью в финансовых вопросах.
"Зигзагу" иной раз не хватает "политичности". Готов "резать правду в глаза", точнее, говорить то, что ему кажется правдой. Остроумен. Язвителен. В общении охотно проявляет "философию бунтаря".
Внешний вид небрежен, подчас неряшлив. Иногда - экстравагантен и супермоден. Речь непоследовательна с точки зрения других (имеет внутреннюю последовательность, понятную лишь этому "зигзагу"). Говорит ярко, образно, увлекательно о том, что для него интересно. Позы быстро меняющиеся, ненапряженные. Оживленная жестикуляция.
«ПРЯМОУГОЛЬНИК»
В отличие от всех других знаков принадлежность к "прямоугольнику" менее стабильна. Это временная форма личности, возникающая в кризисные периоды человека. Резкое изменение профессионального статуса, крайняя напряженность в семейных отношениях, обострение болезни, длительный стресс, проблемы личной жизни способны превратить любого из нас в "прямоугольника" на срок от нескольких часов до нескольких месяцев. Какими же мы становимся при этом?
Основным психическим состоянием этого знака является состояние замешательства, запутанности, неопределенности. Как следствие, заметно выражено внутреннее напряжение, эмоциональное возбуждение. Поступки весьма непоследовательны и непредсказуемы. Явным образом ощущается неуверенность в себе. Доверчив, внушаем, иной раз наивен.
Максимально открыт для всего нового. Любознателен, пытлив в тех ситуациях, где надеется найти выход из создавшегося положения дел. Подчас смел до безрассудства.
Забывчив. Склонен терять вещи. Непунктуален. В большей степени, чем другие, "прямоугольник" подвержен простудам, травмам. Становится невольным участником разного рода инцидентов. В работе быстро утомляется. Часто принимает решения поспешные или, напротив, запоздалые. Готов перекладывать свою вину на других, необоснованно критиковать их. Единственный, пожалуй, знак, который предпочитает новых друзей старым (они как бы "лучше знают его"). В общении склонен имитировать поведение других ("примеривание ролей").
Внешний вид изменчивый, небрежный, не в тон ситуации. На рабочем место обычен беспорядок. Речь неуверенная, сбивчивая, неритмичная. Часто неуклюж. Жесты резкие, отрывистые, нервные, незаконченные. Бегающий взгляд.
«КТО ТЫ – ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ИЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ?»
Шекспир сказал: «весь мир - театр, а люди в нем - актеры». В этой фразе - бездна смысла. А там, где театр, там есть действующие лица и исполнители. И каждый определяет сам, кем ему быть, как жить - действовать самому или исполнять роли, предназначенные ему другими. Чтобы понять это, можно использовать данный тест, искренне ответив на 15 вопросов.
- Я отдаю предпочтение действиям, а не раздумьям над
причинами моих неудач. Да - 1 балл. Нет - 0. Когда как - 0,5.
- Я считаю, что в агрессивном и непоследовательном поведении, которое так раздражает в женщине, чаще всего повинны другие люди. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
- Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под несчастливой звездой. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
- Я всегда чувствую ответственность за то, что происходит в моей жизни. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
- В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
- Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
- Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под воздействием которых я стал(а) таким, каков(а) я есть. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
- Если я простужаюсь, стараюсь лечиться сам(а), а не прибегать к помощи врачей. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
- Я люблю помогать людям, так как чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
- Когда происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем повинен, я обычно начинаю с себя самого (самой). Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
- Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают
какие-то жизненные трудности. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
- Если черная кошка переходит мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
- Я обычно примиряюсь с ситуацией, воздействовать на которую не в моих силах. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
- Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным и самостоятельным. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
- Я знаю свои недостатки. Однако хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
- 14 баллов и больше. Ты, несомненно,- действующее лицо. Ты готов(а) брать на себя ответственность не только за себя, но и за всех, кто попадает в поле твоего внимания.
- 10-13 баллов. Ты не из тех, кто ругает погоду и правительство. Тебе ближе активная позиция. Ты стремишься быть кузнецом своей жизни, хочешь контролировать ситуацию.
- 5-9 баллов. Ты готов(а) к тому, чтобы играть написанную для тебя роль, если она лучше той, которую ты можешь сотворить сам(а). В зависимости от обстоятельств можешь быть с одинаковым успехом и ведущим, и ведомым.
- 4 балла и менее. Ты - исполнитель, а не действующее лицо. Твой уступчивый характер делает тебя ценным членом команды, однако при раздаче лучшие куски достаются другим.
ТЕСТ «ЛИДЕРЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»
Попробуй проэкзаменовать себя и на этот счет. Возможные варианты ответов: «да», «нет», «не знаю».
- Уже в детстве необходимость подчиняться другим была для меня проблемой.
- Считаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитой потребностью властвовать над другими.
- Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей волей женщин.
- Меня раздражает чрезмерная опека близких.
- Согласен(а) с утверждением, что истинная натура женщины - покорность.
- Не все, возможно, догадываются, что брать все на себя мне приходится из-за постоянного опасения за благополучие родных.
- По-моему, большинство проблем у нас возникает из-за недостатка лидеров с железной рукой.
- В затруднительных ситуациях, которые требуют быстрого реагирования, мне обычно не нужно много времени, чтобы найти правильное решение.
- Знаю, что могу и люблю руководить другими людьми.
- Не умею и не хочу открываться до конца ни перед кем.
- Мне не чужды мечты о тихой гавани.
- Думаю, что подчиненному просто необходимо уметь исполнять какие бы то ни было приказания начальника.
- Возможно, не удивительно, но во взаимоотношениях с близкими мне людьми чувствую внутреннее сопротивление, когда вынужден(а) просить о чем-то.
- Часто сталкиваюсь с ситуациями, в которых кто-то. Ждет от меня объяснений, хотя, как мне кажется, все и так понятно.
- Думаю, что характером я похож(а) на отца, который был опорой семьи.
«Да» - 10 баллов, «Нет» - 0 баллов, «Не знаю» - 5 баллов.
- 100-150 баллов. Судя по ответам, ты - диктатор. Ты умеешь переубеждать и руководить другими. Однако иногда что-то в тоне, взгляде, жесте твоих подчиненных говорит: «дай передохнуть!»
- 50-99 баллов. Гармония и решительность, мудрость и Расчет, умение дать хороший совет - вот твои главные достоинства. Когда необходимо - руководишь, когда нужно - уступаешь. И только тебе известно, всегда ли ты достигаешь цели достойными способами.
- Менее 50 баллов. Ты - типичный «психологический уж», то есть способен(на) проглотить любой укор, даже если это необязательно, всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, ощущая собственное бессилие, ты способен(на) на решительный поступок. Находясь в состоянии беспомощности, ищешь в других черты характера, которых тебе недостает. И в этом видишь смысл и надежду на лучшую для тебя жизнь.
Большинство людей мечтает о лидерстве, но, к сожалению, добиваются его лишь немногие. Лидерство может дать все – статус, титул, должность, успех и … Этот список можно продлить до бесконечности. Поэтому и люди во все века стремились и стремятся быть лидерами. Одних из них прельщает возможность влиять на поведение других людей, другим наличие этой власти тешит самолюбие, третьи таким образом самоутверждаются. Одни пытаются «играть» лидера в коллективе, а другие действительно ими являются.
Итак, как же определить являетесь ли вы лидером в вашем коллективе? Для этого предлагаю вам пройти следующий тест. Главные правила теста:
1. Ваши ответы на вопросы должны быть максимально искренними.
2. Тест необычный и состоит из утверждений. Вам нужно либо с ними согласиться, либо их опровергнуть.
А – я согласен,
Б – я не согласен.
2. "Если коллектив, в котором я нахожусь, обсуждает какую-либо проблему, то больше всего прислушиваются к моему мнению, и последнее слово всегда остается за мной".
А – я согласен,
Б – я не согласен.
3. "Я считаю, что могу оказывать влияние на других людей?
А – я согласен,
Б – я не согласен.
4."В ситуациях, когда необходимо какое-либо действие то имени всего коллектива, то люди из коллектива чаще всего следуют моему призыву".
А – я согласен,
Б – я не согласен.
5. "В детстве я был главным заводилой среди ребят и инициатором всех детских игр".
А – я согласен,
Б – я не согласен.
6. "Большинство целей в жизни, которые я ставил перед собой, были достигнуты".
А- я согласен,
Б – я не согласен.
7. "Я умею брать на себя ответственность и делаю это довольно-таки часто".
А – я согласен,
Б – я не согласен.
8." Внимание со стороны людей ко мне и то, что они придают большую важность моему мнению, приносят мне удовлетворение и довольство самим собой".
А – я согласен,
Б – я не согласен.
9. "Я люблю шумные и веселые компании, так они дают мне дополнительный шанс привлечь к себе внимание и быть в центре него".
А – я согласен,
Б – я не согласен.
10. "Мне часто приходят в голову интересные идеи активного времяпрепровождения, которые я с радостью могу предложить моему коллективу"
А – я согласен,
Б – я не согласен.
Ключ к тесту: за каждый ответ, с которым вы не согласились, поставьте 1 балл, а за каждый ответ «я согласен» поставьте 0 баллов.
Подведем итоги. Подсчитайте количество полученных баллов.
Вы набрали от 0 до 5 баллов. Вы хотели бы быть лидером в своем коллективе, но, к сожалению, пока вам это не очень удается. Вам необходимо немного поработать над собой… Или может, лидерство вам и не нужно, а «скромная» позиция в коллективе вас просто-напросто устраивает?
Вы набрали 6 - 8 баллов. Иногда вы можете взять инициативу на себя и направить коллектив в нужное русло, но, к сожалению, бывает так, что некоторые люди из коллектива не хотят идти по вашим призывам и прислушиваться к вам. Может, дело в том, что вы еще не нашли правильного подхода к каждому из них?
Вы набрали 9 – 10 баллов. Вы – прирожденный лидер. За вами люди идут, вашим мнением дорожат, вы имеете большой вес в своем коллективе. Люди ждут от вас решений проблем коллектива и полностью доверяют вам его судьбу. Они знают, что вы их никогда не подведете. Что ж, и это весьма похвально. Ставим вам пятерку за ваше лидерство!
Цели психологического теста:1. Раскрытие личностного потенциала участников группы.
2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.
Тест “Лидер ли я?”
Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.
Тестовый материал
1. Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А) Да.
Б) Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет
7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) Нет.
Б) Да.
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) Да.
Б) Нет.
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А) Да.
Б) Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Тест «Я – лидер» для 5-8 кл.
Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.
Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Вопросы к тесту «Я – лидер»
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12.Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18.Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23.Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31.В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48 .Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ребенок был неискренним в самооценке.
«Коммуникативные и организаторские склонности»
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т.д. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.
Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Текст опросника
Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Верно ли, что у Вас много друзей?
Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка результатов и интерпретация
Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:
К = 0,05 . С, где
К - величина оценочного коэффициента
С – количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.
Организаторские умения: Анализ полученных результатов.Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.
Инструкция : Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его.
Опросник
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да, б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей? а) да, б) нет.
5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-то кто вам до этого возражал? а) да, б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да, б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся людей»? а) да, б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? а) да, б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми? а) да, б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? а) да, б) нет.
11. Во всех обстоятельствах (на собрании, в компании и т.п.) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом чтобы оно позволяло вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? а) да, б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет.
14. Легко ли вы теряетесь, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? а) да, б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет.
16. Если мероприятие, которое вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; б) возьмете на себя всю ответственность за решение, которое было принято.
17. Какое из этих двух мнений вам ближе: а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать? а) с покорными людьми, б) со строптивыми людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да, б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите? а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас; б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Справедлива ли она? а) да, б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? а) да, б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? а) да, б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? а) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? а) да, б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? а) тот, который все решает сам; б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? а) коллегиальный, б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? а)да, б) нет.
32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас? а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый, неторопливый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.
36. Что бы вы предпочли в своей профессиональной деятельности? а) работать под руководством хорошего человека; б) работать независимо.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была удачной, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»? а) согласен, б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности выше средних? а) да, б) нет.
40. Как вы обычно ведете себя, столкнувшись с трудностями? а) трудности обескураживают; б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли вы резкие упреки людям, если они этого заслуживают? а) да, б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? а) да, б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения? а) введу нужные изменения немедленно; б) предложу медленные, эволюционные изменения.
44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? а) да, б) нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да, б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? а) да, б) нет.
47. Кем (из предложенных профессий) вы предпочли бы стать? а) художником, поэтом, композитором, ученым; б) руководителем коллектива.
48. Какую музыку вам приятнее слушать? а) могучую и торжественную, б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными людьми? а) да, б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? а) да, б) нет.
Оценка результатов и выводы
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.
Ключ : 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17б, 18б, 19б, 20а, 21а, 22б, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33а, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44б, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае - 0 баллов.
Если сумма баллов оказалась
до 25 баллов , то качества лидера выражены слабо.
от 26 до 35 , то качества лидера выражены средне.
от 36 до 40 , то лидерские качества выражены сильно.
свыше 40 , то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Испытуемым, имеющим довольно низкие оценки тестирования, целесообразно подумать над своими индивидуальными качествами, определить пути развития лидерских способностей и использовать соответствующие упражнения и тренинги. Даже если Вы не стремитесь стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит Ваше влияние на окружающих.
Источник : Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 153-161). Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285с. (с. 132-138). Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с. (с. 138-143)