Конспект по дифференциации звуков с ш. Конспект занятия "дифференциация г - к в словах"
Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) - (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.
Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Л - д: - Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
Дети: - Доброе утро, все дети!
2. Диференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.
Л - д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?
Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)
Как вы здороваетесь с солнцем?
Какое солнце?
Солнышко грустное?
Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.
Веет, свистит,
Все вокруг сдувает (ветер)
А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс........
Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш.......
а) Игра: «Солнышко - ветерок»
б) Игра: «Подбери звук»
Л - д: - Вспомним дети быстро,
Как пшениченька шумит? (Шшшшш.....)
Как в роще ручей журчит? (Ссс.....)
Как оса в саду жужжит? (Сссс.....)
Как шумят у птицы крылья? (Шшш...)
В море синем паруса (шшшш....)
И пшениченька шумит (шшшш....)
И листочек шелестит (шшшш.......)
И ручей (ссссс......)
И оса кусается (сссс....)
Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).
3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).
Л - д: - Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).
Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).
Губы - улыбаются.
Зубы - заборчиком.
Кончик языка - за нижними зубами.
Посередине языка проходит холодный воздух.
Горлышко - отдыхает, спит.
Губы - круглые как калачик.
Зубы - заборчиком.
Язык - круглый как чашечка.
Кончик языка за верхними зубами.
Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.
Горлышко - отдыхает.
Л - д: - Дети, какие отличия в произношении этих звуков?
Чем похожи эти звуки?
Как мы обозначаем эти звуки? Почему?
4. Развитие фонематического слуха.
а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».
Л - д: - Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]
На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.
(Са, со, су, сы, ши и т.п.)
в) Игра «Сорви лепесток».
Л - д: - Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).
Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) - зеленый.
Из тоненьких ниточек,
Шьет шубку паучок,
А рубашки из листочков,
А юбки из травки.
Зовет мышку в щелочку,
Выбирай платок,
Прыг - скок, прыг - скок,
Не поймаешь паучок.
Л - д: - Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) - синим,
Звук (ш) - зеленым.
5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.
а) Игра «Найди лепесточков картинка»
Л - д: - Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.
К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)
Найдите лепестки слова
(Предметные картинки)
Са - сани Ша - шапка
Со - сова Шо - шорты
Это - серп Ши - шило
Сы - сыр Ша - шарф
в) Игра «Мозаика»
Л - д: - Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.
Сейчас мы попробуем составить на мозаике.
Звук (с) - синяя фишка, звук (ш) - зеленая фишка,
Громкие звуки - красная фишка.
я - са аш - ас аша - аса шпа - спа
что - со ош - ос ошо - осо шпу - вспу
6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.
а) Самостоятельная работа.
Л - д: - Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.
Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек
Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.
сани груша душ
сыр машина
шарф коса
сом колосок ананас
в) Игра «Выбивалочка».
Л - д: - Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.
Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.
миска - мишка
кашка - каска каша - касса
кошка - косичка
нас - наш вам - ваш
с) Игра «Подпиши картинку».
7. Релаксация.
Игра «Релаксация»
Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш....), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс...). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.
8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.
а) Л - д: - У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.
(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)
Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.
(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),
(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)
Кусать вкусный шоколад.
Сплела шерстяной шарф.
Выросла высокая пшеница.
Надевать широкий сарафан.
б) Игра «Дополни предложение».
Л - д: - Серая мышка
По книге гуляла
И последние слова
Хвостиком посметала.
Дополните предложения, подобрав правильное слово
У Сони теплая. . . . . . (Шапка)
У Шуры острая. . . . . . (Тяпка)
На столе стояла. . . . . . . (Миска)
В норку залезла. . . . . . . . (Мышь)
Маша ела. . . . . . . . (Кашку)
Рабочий одел на голову. . . . . . (Каску)
Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] в слогах, словах, предложениях.
ЦЕЛЬ:уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Д] И [Т];
ЗАДАЧИ:
учить детей дифференцировать звуки;
обогащать словарь детей;
развивать навыки слогового анализа и синтеза;
закреплять знания языковых норм;
способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
учить устанавливать причинно-следственные связи;
ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки с артикуляционной гимнастикой;
буквы «Д» и «Т»;
предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
карточки со словами: уточка, удочка;
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения: «Маляр», «Лягушка и слоненок», «Качели».
Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (Уточка, удочка).
- Сколько звуков в этих словах? (6 звуков).
- Это очень похожие слова «уточка-удочка».
- А чем они различаются?
- В слове «удочка» второй звук - [Д].
- В слове «уточка» второй звук - [Т].
На доску вывешивается слова: «уточка» и «удочка».
- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [Д] и [Т] и буквы «Д» и «Т», для того, чтобы на письме их не путать.
CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
- Давайте дадим характеристику нашим звукам.
- Произнесите звуки [Д] и [Т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).
- Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [Д]? (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [Т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса.
- Мы можем сделать вывод. Звук [Д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «Д» на письме и при чтении. А звук [Т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «Т» на письме и при чтении.
[Т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[Д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.
CООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ
- Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами).
- Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.
- А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ
- Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги.
- Запишите слоги парами по звонкости-глухости. (Запись на доске).
- Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.
Т
\
А О У
Д
ТА, ТО, ТУ;
- ДА, ДО, ДУ;
- А что образуется из слогов? (Слова).
- Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ
- Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»
- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.
- Какой звук слышим в слове «капуста»?
(В слове «капуста» слышим звук [Т]. Он согласный, глухой. Значит, рисуем колокольчик без язычка. Пишем букву «Т»).
- Какой звук слышим в слове «дом».
(В слове «дом» слышим звук [Д]. Он согласный, звонкий. Значит, рисуем колокольчик с язычком. Пишем букву «Д»).
По аналогии разбираются остальные слова.
- Молодцы справились с этим заданием хорошо.
- Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
- Составьте из данных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.
У, дом, в деревне, дедушки.
Пруд, деревни, около.
Летом, Тёма, был, у, дедушки.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы.
- Выделите наши буквы, как мы это делали в словах.
- Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ).
- Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.
(У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.)
- Придумайте продолжение нашему рассказу.
(I вариант: Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.
II вариант: Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.)
- Как можно озаглавить наш текст?
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Какие звуки мы научились различать на нашем занятии? ([т], [д]).
- Дайте краткую характеристику этих звуков.
[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.
- Для чего мы учились различать эти звуки?
(Чтобы писать без ошибок).
Задачи:
Коррекционно-обучающие: уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить правильно образовывать относительные прилагательные, обучать правильному составлению сложных предложений с союзом А.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.
Коррекционно-воспитывающие: воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.
Оборудование : телеграмма, колечки Су Джок, 2 куклы, песочница, маленькие игрушки(собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик, лошадка), контурные изображения (собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик лошадка),предметные картинки(сок, суп, салат, ватрушка, паштет, каша, колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша),мяч.
Ход занятия
1. Оргмомент
Я сегодня получила телеграмму от сестёр Сони и Шуры, давай посмотрим, что же в ней написано.
Девочки приглашают нас на свой день рождения.
Отправимся к ним в гости?
2. Основная часть
· Дыхательное упражнение «Ветерок»
Дорога предстоит нам через лес. В лесу подул тёплый ветерок Ш-Ш-Ш-Ш. И мы подуем Ш-Ш-Ш-Ш. А сейчас дует холодный ветерок С-С-С-С. И мы подуем С-С-С-С.
Какой звук мы произносили, когда пели песенку теплого ветра?
А какой звук произносили, когда пели песенку холодного ветра?
Как ты думаешь, какие звуки мы будем различать на занятии?
Уточнить артикуляцию звука С и звука Ш. Показать кистью руки положение языка для данных звуков(С- ладошка «Блинчик», Ш - ладошка «Чашечкой»)
· Пальчиковая гимнастика с колечками Су Джок
Надеваем колечко на пальчик произносим слог со звуком С (СА), снимаем - слог со звуком Ш (ША). И т.д.
· Игра «Магазин подарков»
На день рождения нельзя прийти с пустыми руками, нужны подарки. И сейчас мы их «купим».
Из песочницы, с закрытыми глазами достаём игрушки, на ощупь определяем, что это, называем игрушку (собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик, лошадка) .
После того, как достали все игрушки, спросить.
Как ты думаешь, какие игрушки мы подарим Соне, а какие Шуре? Почему?
Распределить игрушки между куклами Соней и Шурой.
· Составление предложений по образцу.
Образец: Соне я подарю собаку, а Шуре - машину.
Соне я подарю сумку, а Шуре - кошку.
Соне я подарю колесо, а Шуре - шарик.
Соне я подарю слона, а Шуре - лошадку.
· Дид. игра «Продукты»
Сестрички готовились к нашему приходу и поэтому сходили в магазин за продуктами. Посмотри, сколько всего они купили (предметные картинки: колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша). Как ты думаешь, что купила Соня, а что- Шура?
(распределить соответствующие картинки между Соней и Шурой)
Перечисли всё, что купила Шура, а теперь всё, что купила Соня.
· Дид. игра «Поварята»
Соня и Шура приготовили угощения, каждая своё. Догадайся, что готовила Соня, а что Шура (предметные картинки: сок, суп, салат, ватрушка, паштет, каша).
(Соня готовила сок, суп и салат. Шура готовила ватрушку, паштет и кашу.)
· Дид.игра «Какой? Какая?»
Проводится как игра с мячом.
Логопед бросает мяч и произносит: «Суп из риса, какой?»
Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Рисовый суп». И т.д.
(Сок из ананаса, салат из мяса, паштет из шпрот, каша из пшена, ватрушка с шоколадом)
· Игра «4 лишний»
На праздниках всегда есть развлечения, вот и сестрёнки подготовили для тебя одну игру «4 лишний».
(убрать лишнюю карточку)
Колбаса, рис, сыр, пшено.
Шоколад, груша, рис, шпикачки.
Пастила, шпроты, ананас, сыр.
Суп, сок каша салат.
3. Итог
Пора прощаться с Соней и Шурой. А какие же звуки нам помогли познакомиться с этими девочками?
Дифференциация звуков С-Ш
Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К) ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ш"
Описание работы:
занятие спланировано для ученика 1 класса с диагнозом ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.
Цель:
уточнить умение дифференцировать звуки С-Ш
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевой выдох, силу голоса
- развивать фонематические процессы
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься
Оборудование: компьютер; аудиозапись «Смешарики»; карточки с артикуляционной гимнастикой; таблицы-опоры для характеристики звуков; счетные палочки; зеркало; ИКТ тренажер «Научи Смешариков различать звуки С-Ш»; картина с паровозом, дудка; мяч, предметные картинки, паровоз с пронумерованными вагонами; карточка с заданием, тетрадь, цветные ручки; смайлики-рефлексия.
Ход занятия
I.Орг. моментЗвучит припев песни «Смешарики»
II. Определение темы и цели занятия
-Тебе понравилась песенка? Сегодня мы отправимся в гости к Смешарикам для того, чтобы научить их различать звуки С и Ш.
- Как ты думаешь, для чего мы должны научить различать их эти звуки?
Ученик
-Чтобы правильно произносить звуки С и Ш, чтобы не путать их в словах.
III. Артикуляционная гимнастика
-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику
ЛЯГУШКА
Чтоб понравится лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.
СЛОНИК
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю
ЛОПАТОЧКА
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
(пя-пя-пя-пя….)
ЧАШЕЧКА
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка
IV. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам
-Произнеси звук С
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции,когда мы произносим звук С.
-Чем отличаются звуки и буквы?
-Верно, звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем.
- Выложи палочками букву С
-Произнеси звук Ш
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции, когда произносим звук Ш.
-Выложи с помощью палочек букву Ш.
- Дай характеристику звукам Си Ш по опоре.
В чем сходство и различие звуков С и Ш?
V. Развитие фонематического восприятия.
- Давай поиграем в игру «Поймай звук». Если услышишь звук Ш, то хлопни в ладоши, если звук С – топни.
- Шапка, носки, шишка, сосна, кувшин, санки, Нюша, слон, сон, шутка, шалаш, коса
- Перечисли все слова, которые я называла
-Молодец!
VI. Дифференциация звуков С и Ш в словах.
(Тренажер «Научи Смешариков различать звуки С и Ш)
- Помоги Смешарикам рассадить животных по вагонам
В один вагон надо рассадить всех животных в названии которых есть звук Ш, в другой вагон всех животных в названии которых есть звук С
- Молодец, правильно рассадил всех.
VII.Развитие просодической стороны речи (речевого выдоха, силы голоса)
Можно отправляться в путь – дорогу
- Возьми дудочку и очень громко прогуди несколько раз, оповещая всех, что паровоз отправляется (ребенок делает глубокий вдох через нос и выдох через рот в дудочку)
Погуди как паровоз, который отъехал очень далеко
(тихо произносит - ту-ту…)
-погуди как паровоз, который на середине пути
(произносит нормальной силой голоса - ту – ту…)
- Теперь, как паровоз, который подъезжает совсем близко.
(громко произносит – ту-ту…)
VIII.Развитие навыков звукобуквенного анализа.
- Пока наш паровоз едет, открой свою тетрадь. В ней – две картинки.
- Покажи где мишка?
-Где миска
-Назови первую; вторую картинки
-Скажи, похожи ли слова?
- Что обозначает первое, что второе слово?
- Обозначь звуки цветными кружками к этим словам.
- Можно ли путать звуки и буквы?
- Что произойдет если мы будем путать звуки и буквы?
IX.Динамическая пауза. Игра с мячом.
-Поиграем с мячом.
- Замени в словах звуки С-Ш (перекидывают мяч друг другу)
Усы-…, крыса-…, нос-…, сок-…,каска-…,маска-…, сутки-…,брось-…,солить-…, вас-….
(Уши, крыша, нож, шок, кашка, Машка, шутки, брошь, шалить, ваш).
X. Развитие навыков слогового анализа.
Отгадай название животного на карточке и посади картинку с названием этого животного в свой вагон. В первом вагоне едут животные в названии которых один слог, во втором-2 слога, в третьем вагоне едут животные в названиях которых 3 слога.
Ученик на карточке вставляет пропущенные буквы в словах, выбирает соответствующую предметную картинку и рассаживает по вагонам.
В 1 вагон-слон, еж, мышь.
Во 2 вагон - лиса, мишка, сова.
В 3 – барашек, петушок, лошадка.
Молодец. Ты справился с заданием.
XI.Подбор признаков и действий на звуки С-Ш к предмету.
-Расскажи о каждом животном из тех, которых ты рассадил по вагонам как я.
Слон (какой?) большой, статный, шикарный, добродушный, сильный.
(что делает?) стоит, ест, дышит, наступает, спит
-Мышь какая?
Ученик:
- Шустрая, смелая, слабая, серая, смешная, маленькая…
Логопед:
-Что делает?
Ученик:
- Шуршит, скребет, смешит, крошит, прячется…
Логопед спрашивает о признаках и действиях всех животных, задает стимулирующие вопросы при затруднениях.
XII.Итог занятия
- Как ты думаешь, Смешарики научились различать звуки С и Ш?
- Как ты им в этом помог?
- Для чего нужно различать эти звуки?
- А что тебе понравилось больше всего на занятии?
-А что было труднее всего?
-Покажи, каким символом ты оценишь свои знания, которыми ты поделился со Смешариками?
- Молодец, ты очень старался!
Цели:
- упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
- закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
- воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
- развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
- продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.
Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] - [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Заходит ребёнок, здоровается!
Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?
II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)
Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка ”).
Упражнение “Качели”
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
- Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.
Упражнение “Накажем непослушный язычок”.
Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.
Упражнение “Чашечка”.
Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.
III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)
Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.
IV. Введение в тему. (Слайд 4)
К нам сегодня пришёл ещё один гость - это кукла.
Она сказала, что зовут её Фафа.
Ты слышала когда – либо такое имя?
А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.
Поможем ей в этом?
Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.
И вот первое задание.
Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.
V. Сообщение темы занятия.
Как зовут нашу гостью? (Саша).
Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?
Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.
Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].
Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)
Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.
Сели в автобус. Садись на стульчик.
Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.
1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].
Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.
Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).
Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.
Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху).Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.
Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).
Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.
2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:
Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)
Повторяй за мной.
Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.
Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.
Са – ша – са Ус – уш – ус
шо – со – шо аш – ос – уш
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.
Са –са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – у Вовы колесо.
3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)
Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 - 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог - селим на первый этаж, если два слога - на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).
Называй предметы, которые ты нашла.
4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)
Следующая остановка “Заменяй - ка”.Игра с мяом.
Замени звук [С] на звук [Ш].
Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.
5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)
Мы остановились у магазина.
Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, - ой, - ые) Самолёт, слон, башня.
Про что можно сказать пушистый? (- ая, - ой, - ые) Кашка, собака, шапка, мишка.
А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.
6. Динамическая пауза. (Слайд 12)
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)
Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)
Необходимо выложить схему имени – Саша.
Сколько слогов в слове Саша? Назови их.
Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?
Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?
Какие звуки во втором слоге?
8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.
Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)
Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).
9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.
Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)
Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.
Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.
Назови звуки пропущенные в словах?
А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.
VI. Итог занятия. (Слайд 18)
Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] - [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.