Численность населения урала. Народы южного урала
История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось “великое переселение народов”, а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя – славянский, тюркоязычный и угро-финский. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций – оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения. Есть один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия “абориген” (“коренной народ”) нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы – пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных.
Первые письменные сведения о народах Южного Урала относятся еще к античному времени. Стоянок древнего человека на Южном Урале обнаружено много. Только вблизи 15 озер их было открыто около 100. А озер в нашей области более трех тысяч. Это стоянка у озера Еловое Чебаркульского района, стоянки на озере Иткуль Каслинского района, на озере Смолино вблизи Челябинска и многие другие.
Люди заселяли Урал постепенно. Скорее всего, они пришли с юга, перемещаясь вдоль берегов рек вслед за животными, на которых охотились.
Приблизительно в 15-12 тысячелетиях до н. э. ледниковая эпоха кончилась. Четвертичный ледник постепенно отступал, местные уральские льды растаяли. Климат стал теплее, флора и фауна приобрели более или менее современный облик. Увеличилась численность первобытных людей. Более или менее значительные коллективы их кочевали, передвигаясь вдоль рек и озер в поисках охотничьей добычи. Наступил мезолит (средне-каменный век).
Примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры на службу человеку пришла медь. Южный Урал – одно из тех мест нашей страны, где человек впервые стал использовать металл. Наличие самородных кусков чистой меди и довольно больших залежей олова создавали благоприятные условия получения бронзы. Бронзовые орудия труда, как более прочные и острые, быстро вытеснили каменные. Во II-I тысячелетии до н.э. древние жители Урала не только добывали медь и олово и изготавливали орудия труда, но и обменивали эти орудия и бронзу другим племенам. Так изделия древних уральских мастеров нашли распространение на Нижнем Поволжье и в Западной Сибири.
В период медно-бронзового века на территории Южного Урала проживало несколько племен, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. О них рассказывают историки Н.А. Мажитов и А.И. Александров.
Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием “андроновцы”. Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае еще в XIX веке.
В лесах в тот период обитали “черкаскульцы”, которых называют так, поскольку впервые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области.
На Южном Урале представление о времени бронзового века дают курганы и поселения, относящиеся к андроновской культуре (Сальников К- В. Бронзовый век Южного Зауралья. Андроновская культура, МИА, №21, 1951, стр. 94-151). Эта культура, существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западных границ Казахстана, в XIV-X вв. до н. э. распространялась и на территорию Оренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являются курганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченными костями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.
Развитие раннежелезного века на Южном Урале охватывает время с VI в. до н. э. по V в. н. э. Представление о нем дают савроматские, сарматские и аланские курганы и городища. Савроматы и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье. Сарматская культура - это культура периода разложения первобытно-общинного строя и формирования классового общества, развитого кочевого скотоводства, земледелия и ремесла. Все находки говорят о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое и другие производства. (Сальников К. В. Сарматские погребения в районе Магнитогорска: Краткие сообщения Института материальной культуры, XXXIV, М.-Л., 1950)
Поздний железный век Урала по времени совпадает с ранним средневековьем Европы. В эпоху железного века на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлое скотоводческо-земледельческое население начинает переходить к кочевому скотоводству, и на протяжении более чем двух тысяч лет эта территория становится местом кочевий различных племен.
Это было время “великого переселения народов”. С передвижением кочевников, связано формирование башкирского народа и распространение тюркского языка на территории области.
Предваряя предстоящее повествование об истории народов, заранее сделаю оговорку. Начну его с истории башкирского народа. И вот почему. Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Поэтому начало рассказа с башкир ничуть не искажает исторической правды, не умаляет роли других народов. При этом соблюдается историзм изложения материала.
Первые исторические сведения о башкирах относятся к X веку. Путешественник Ибн-Фадлан сообщал, что он посетил страну народа турок, называемого аль-Баш-тирд (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.-Л., 1939, стр. 66).
Другой арабский писатель Абу-Занд-аль-Балхи (посетивший Булгарию и Башкирию в первой половине X в.) писал: “От внутренних башджаров до Бургарии 25 дней пути… Башджары разделяются на два племени, одно племя живет на границе Грузии (страна Куман) близ булгар. Говорят, что оно – состоит из 2000 человек, которые так хорошо защищены своими лесами, что пи кто не может покорить их. Они подвластны булгарам. Другие же башджары граничат с печенегами. Они и печенеги - тюрки” (Абу-Занд-аль-Балхи. Книга видов земли, 1870, стр. 176).
Башкиры издревле обитали на землях современной Башкирии, занимая территорию по обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой и верхним течением реки Урала. Они были кочевниками-скотоводами; занимались также звероловством, рыболовством, бортничеством. В западной части Башкирии развивалось земледелие, уничтоженное татаро-монгольскими завоевателями и восстановленное с появлением в Башкирии русского населения.
Ремесло у башкир было развито слабо. Но все же, как свидетельствуют письменные источники, уже в X в. башкиры умели кустарным способом добывать железную и медную руды и производить их обработку. Они занимались выделкой кожи, изготовляли из железа пики, наконечники стрел, из меди украшения конской сбруи.
Западная часть Башкирии в IX-XIII вв. была подчинена Булгарскому царству, которому башкиры платили дань мехами, воском, медом и лошадьми. По сообщению Ибн-Руста (около 912 года) каждый, кто из подданных булгарскому хану женился, должен был давать по верховой лошади.
В до монгольский период население Башкирии торговало с соседними народами и с русскими купцами воском и медом. Башкирия была разделена на роды и племена, во главе которых стояли родоначальники и сборщики.
Наиболее сильные из баев подчиняли себе другие родовые объединения и иногда становились ханами. Однако власть таких ханов была непрочной, и ни одному из них не удалось подчинить себе все башкирские племена. Особо важные вопросы решались на народных собраниях и на совете старейшин (курултай). Народные собрания башкир завершались празднествами, на которых устраивались состязания по борьбе, скачке и джигитовке, стрельбе из лука.
Разложение родового строя и переход башкир к классовому обществу падает на X-XII вв., а конец XII и XIII вв. характеризуется зарождением феодальных отношений. В XII-XVI вв. сложилась башкирская народность. Большую роль в складывании башкирской народности сыграли племена аланов, гуннов, венгров и особенно булгар. В 1236 г. татаро-монголы покорили Булгарское царство и вместе с ним юго-западную часть Башкирии. Вслед за этим была завоевана вся Башкирия, вошедшая в состав образовавшейся в Поволжье Золотой Орды. Золотоордынские ханы обложили башкир ясаком в виде дорогих мехов, возможно и налогом в виде одной десятой от их стад.
Обострение борьбы покоренных татаро-монголами народов за свое освобождение и, особенно, замечательная победа русского объединенного войска на Куликовом поле в 1380 г. ослабили Золотую Орду. В XV в. она стала распадаться.
С распадом Золотой Орды значительная часть населения Башкирии подпала под власть Ногайской орды, кочевавшей между средним и нижним течением Волги на западе и р. Яик на востоке. Зауральские башкиры признали свою зависимость от Сибирского ханства, западные районы Башкирии - от Казанского. Башкирия была расчленена.
Кроме башкир, территорию Южного Урала населяли татары, мари, удмурты, казахи, калмыки и другие народы. Они так же, как и башкиры, подчинялись вначале ханам Золотой Орды, а с распадом последней - казанским, сибирским и ногайским ханам.
Тяжесть татаро-монгольского гнета усугублялась тем, что башкиры, находясь в составе разных ханств, были разобщены и использовались ханами и прочими феодалами в борьбе друг с другом. Междоусобицы были пагубны для трудовых масс. Нередко сам хан или мурза при поражении спасался от противника бегством, оставляя на произвол судьбы своих подданных. Последних же подчинял себе другой хан или мурза и устанавливал для них еще более жестокий режим.
Башкиры вели продолжительную и упорную борьбу против татаро-монгольского ига. В башкирском фольклоре и родословиях сохранились отзвуки выступлений башкирского народа против своих угнетателей. В XVI веке особенно обострилась борьба в ногайской части Башкирии между ногайскими мурзами и башкирскими старшинами, стремившимися освободиться от чужеземного господства. Но своими собственными силами башкиры этого не могли сделать.
Единственным правильным выходом из чрезвычайно тяжелого положения, в котором находились башкиры под властью татаро-монголов, было присоединение к укрепившемуся тогда Русскому государству. Однако отсутствие объединяющей всех башкир организации и раздробленность племен не позволяли им присоединиться к Русскому государству одновременно.
Этнографам удалось восстановить родоплеменной состав башкир в ХVII-ХIХ вв. Они выделили самые древние башкирские этнические образования, состоявшие из ряда самостоятельных племенных групп – это бурзяне, усергане, тангауры, тамьяне и др. Все они были носителями башкирского этноса, но имели собственные названия, которые обладали большими территориями распространения у тюркских народов.
Раньше башкиры обитали в степях и вели кочевой образ жизни. Впоследствии, теснимые с юга другими кочевниками, прежде всего киргизами, они оставили степи и переселились в горные и лесистые местности Южного Урала. В конце XIX века башкиры проживали, помимо Башкирии, на значительной территории Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского, Орского и Оренбургского уездов. Они перешли к полукочевому образу жизни – зимой находились в деревнях, а весной выезжали с семейством и домашним скотом в горы и пребывали там вплоть до зимы, когда вновь возвращались в деревню.
За многие столетия фиксированной истории башкирский народ создал уникальную, неповторимую и богатую культуру, включающую в себя все виды человеческого творчества: изобразительное искусство, зодчество, язык, музыку, танец, фольклор, украшения, самобытную одежду и т. д. Знание основ и этапов развития различных сфер культуры помогает изучению истории народа, лучшему пониманию специфики и путей дальнейшего развития национальной культуры башкирского народа.
Этнически близкими к башкирам стоят татары, а их длительная жизнь по соседству привела к существенному стиранию многих национальных различий. Интересно отметить, что значительная часть башкирского населения Урала говорит по-татарски и считает татарский язык своим родным языком. В большинстве районов современного Южного Урала вперемежку живут русские, татары, башкиры, другие народы. Они вместе трудятся на предприятиях, в организациях и учреждениях края, живут в мире и согласии.
Среди историков существует мнение, что татар как отдельного народа не существует; слово “татары” является собирательным именем для целого рода народов монгольского, и главным образом, тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке и исповедующих Коран. В V веке под именем Тата или Татан (откуда, по всей видимости, и происходит слово “татары”) разумелось монгольское племя.
Откуда все же взялось это название? Отдельные авторы считают, что слово “татарин” – вовсе не обозначает “имя” какой-то национальности, а скорее это прозвище, все равно, что слово “немец”, то есть немой, не умеющий говорить по-нашему.
Татары стали появляться в крае с основанием в 1743 году города Оренбурга и строительства укрепленных поселений по рекам Яику, Самаре и Сакмаре. Это открыло широкие перспективы для энергичного заселения и освоения малолюдных и необжитых земель. Основная масса людей прибывала сюда из Среднего Поволжья. Переселенцы отличались сложным этническим составом населения, значительная доля которых приходилась на татар – выходцев преимущественно из Казанского ханства.
Основными причинами, побудившими татар, как и крестьянские массы других народов, к переселению на новые места жительства, являлись малоземелье, крайняя нужда, естественное желание людей улучшить материальное благополучие путем получения земли на Южном Урале, где ее легко можно было приобрести.
Для мусульманского мира переход с прежнего местопребывания на другое, более отдаленное связывался и с боязнью быть обращенными в иную веру. Это являлось своего рода протестом против политики царских властей по насильственному навязыванию инаковерцам христианства. В свою очередь царизм, заинтересованный в освоении свободных земель, не только не запрещал, но и способствовал переселению населения на Южный Урал. Это давало возможность вовлечь в хозяйственный оборот новые земледельческие районы. И, наконец, власти стремились привлечь лиц татарской национальности к налаживанию торговых отношений с мусульманскими народами Казахстана, Средней Азии и даже далекой Индии. Ведь татары считались неплохими торговцами.
Прибывая из разных уездов Среднего Поволжья на земли Южного Урала, татары селились возле ямщицких станций. Они устраивались на самую разную работу: занимались продажей лошадей, верблюдов, овец, становились ямщиками, ремесленниками, шорниками, сапожниками, кожевниками, гуртовщиками, пастухами, скупщиками.
После падения в XVI веке Казанского ханства значительная часть татарского населения вначале осваивалась в Южном Приуралье, на территории современного Башкортостана, а затем они расселились по всему Уралу. Большое количество татар осело в Оренбургском крае. К концу XIX века татары жили повсеместно – в городах и селах. В городах они занимались преимущественно мелочной торговлей, а в селах – земледелием и скотоводством. Татары, как свидетельствует И. С. Хохлов, – народ трезвый, трудолюбивый, способный на тяжелые работы. Они занимались земледелием, извозом, скотоводством, но любимым их ремеслом являлась все-таки торговля.
Наряду с татарами на Южный Урал в XVI веке переселились и тептяри. Некоторые исследователи вплоть до конца XIX века принимали тептярей за отдельную народность, самостоятельную группу населения. Однако большинство из них пришло к выводу, что считать их таковыми нет оснований. Скорее тептяри – сословие. Оно образовалось из смешения разных инородческих племен – черемисов (с 1918 года марийцы), чувашей, вотяков (удмуртов), татар, бежавших на Урал после покорения Казани. Впоследствии тептяри перемешались также и с башкирами, переняли их нравы и обычаи, что их стало даже трудно отличить друг от друга. Большинство из них говорило на среднем диалекте татарского языка. Отдельные группы тептярей, жившие в плотном окружении башкир, подверглись сильному влиянию башкирского языка. Так появился златоустовский говор. Полностью перешли на башкирский разговорный язык учалинские тептяри. По вероисповеданию они делились на отдельные группы. Одни их них были суннитами-мусульманами, другие – язычниками (из финно-угорских народов), третьи – христианами.
Тептяри просуществовали до 1855 года, когда их причислили к “башкирскому войску”. Тогда же появилось и второе название тептярей – “новые башкиры”, хотя прежнее наименование вытеснить до конца не удалось. В то же время тептяри образовали особую общность этнического характера со своим этнонимом и этническим самосознанием.
До второй половины XVI в. русского населения на Южном Урале не было. Русские люди появились здесь с завоеванием Казанского ханства. Завоевание Казанского ханства имело большое значение как для народов Поволжья, так и для башкир, начавших борьбу за освобождение от власти Ногайской орды и Сибирского ханства.
Сразу же после разгрома Казанского ханства, в 1552 году было отправлено в Москву посольство с предложением подданства от башкир минских аймаков. Вслед за минцами зимой 1556-1557 года в Москву с просьбой о присоединении отправились еще два посольства от башкирских племен. Оба посольства добрались до Москвы на лыжах.
После 1557г. лишь небольшая восточная и северовосточная части Башкирии оставались подвластными Сибирскому ханству. Они подчинились Москве в конце XVI-начале XVII вв., после падения Сибирского ханства (1598 г.).
Добровольное присоединение к Русскому государству было глубоко прогрессивным событием в истории Башкирии. Оно положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов. Башкирия, включившись в состав сильного Русского государства, получила защиту от нападения соседних кочевых племен. Разъединенные башкирские племена начали сближаться, составляя башкирскую народность. Окрепли и торговые связи башкир. Они продавали народам Поволжья и русским купцам скот, кожи, меха пушных зверей, мед, воск, хмель.
Тесное общение с поволжскими племенами и народами и, главным образом, с более развитым и передовым в культурном отношении русским народом было весьма плодотворным для башкир. Русские крестьяне принесли с собой сравнительно высокую земледельческую культуру и оказали положительное влияние на хозяйственное и культурное развитие башкирского народа. Почти не знавшая в прошлом земледелия значительная часть башкирского населения в течение XVII-XVIII вв. переходит к оседлости и земледельческому хозяйству.
Заселение в основном происходило “снизу”. Сюда прибывали из центра России беглые крепостные крестьяне, спасавшиеся от преследований раскольники, а позднее - государственные крестьяне, которым правительство отводило в надел свободные земли в Башкирии, известные под названием “диких полей”.
Заселение шло также и “сверху”, по распоряжению царского правительства. С постройкой военных крепостей в крае образовалось русское военно-служилое сословие - воеводы, чиновники, стрельцы. За свою службу они стали получать в надел башкирские земли и селить на них крестьян (особенно много вблизи г. Уфы). Русские помещики также стали приобретать башкирские земли и переселять на них своих крестьян из центральных губерний. В числе колонизаторов были, как и всюду, русские монастыри, появившиеся здесь довольно рано, но потом большей частью разоренные башкирами.
Помимо русских на Южный Урал направлялись с северо-запада поселенцы из нерусского населения: татары, не желавшие подчиниться русской власти, мещеряки, чуваши, мари, тептяри, мордва и др. Все они арендовали башкирские земли на правах “припущенников”. Русское правительство рассматривало их вначале как чуть ли не крепостных башкир. Среди этих новых поселенцев было немало и выходцев из Казахстана, Средней Азии, Узбекистана, Бухары, Хивы, Туркмении - каракалпаков, казахов, туркмен, персов и др.
В XVII в. колонизация стала продвигаться на юг по направлению к нашему Челябинскому краю, известному тогда под названием Исетского. Исетский край изобиловал множеством небольших речек, притоков Миасса и Течи, удобных для селения и богатых рыбой. Известный путешественник и ученый XVIII в. Петр Симон Паллас, живший довольно долго в Исетской провинции, был восхищен обилием ее природы. Богатый чернозем давал возможность заниматься здесь земледелием. Природа края была удобна для садоводства, овцеводства и коневодства. Край изобиловал рыбой и зверем. Коренное население Исетского края составляли главным образом башкиры, затем шли мещеряки, татары, калмыки и другие народы.
Первыми поселенцами из русских здесь были черносошные крестьяне и посадские люди из различных уездов Поморья, дворцовые крестьяне Сарапульского уезда, крестьяне и работники соляных промыслов Строгановской вотчины и выходцы из других мест, искавшие спасения от усиливавшейся феодальной эксплуатации.
Сначала они селятся при устье реки Исети, затем продвигаются вверх по реке и ее большим притокам: Миассу, Барневе и Тече. С 1646 до 1651 года застроился Китайский острог. В 1650 году были построены Исетский и Колчеданский остроги на реке Исети. В строительстве Исетского острога деятельное участие принял конный казак из Верхотурья Давид Андреев, который собирал охотников в различных местах Казанской губернии. В 1660 году построен Мехонский острог, в 1662 -Шадринский, в 1685-Крутихинский, на правом берегу Исети, ниже притока Крутихи.
Поселенцев было мало, и чтобы выдержать набеги кочевников, некоторые из них отправлялись на Русь, где вербовали крестьян, заманивая их в далекий край обещаниями разных льгот и природными богатствами. На их зов откликнулись крестьяне Украины, Дона и внутренней России. Правительство в это время оказывало помощь, переселенцам наделами земли и выдачей денег.
Заселению Исетского края во многом способствовали рано возникшие монастыри. Монастыри служили верным убежищем для окрестных русских жителей при нападении на них соседних башкир и казахов. Они привлекал многих русских крестьян, которым нелегко жилось в центре России.
Правительство давало монастырям земли с правом поселения на них крестьян, награждало жалованными грамотами, по которым суд над монастырскими крестьянами был представлен игумену с братией, а в случае суда “сместного” (совместного) должен был судить игумен с воеводами и дьяками. Ввиду того, что монастырские суды отличались большей мягкостью по сравнению с судами воевод, крестьяне охотно селились на монастырских землях. Под прикрытием острогов и монастырей началось заселение края русскими крестьянами. Исетский край привлекал их не только своими земельными богатствами, но и тем, что крестьяне селились здесь на положении свободных. Они должны были нести лишь ряд повинностей в пользу государства, среди которых весьма распространенною была государева десятинная пашня.
От Исети русская колонизация переходит на нижнее течение Синары, Течи и Миасса. Первым русским поселением на этих реках является монастырское Теченское поселье (1667 г.), выдвинутое далеко на запад. Вслед за этим активизируется деятельность крестьянских слободчиков. В 1670 году в нижнем течении Миасса строится Усть-Миасская слобода, затем в 1676 - слободчик Василий Качусов заводит Средне-Миасскую или Окуневскую слободу. В 1682 г. слободчиком Ивашко Синициным была основана Белоярская слобода (Русская Теча). В 1684 г. Василий Соколов у слияния речки Чумляк с Миассом выстроил Верхне-Миасскую, или Чумлякскую слободу, в 1687- слободчик Кирилл Сутурмин завел Новопещанскую слободу (на оз. Песчаном в междуречье Течи и Миасса). Образовавшийся таким образом полукруг русских поселений создал предпосылки для дальнейшего продвижения русского крестьянства на запад, к восточным склонам южноуральских гор. В 1710 году по нижнему течению Миасса насчитывалось уже 632 двора, в которых проживало 3955 человек. Большинство дворов принадлежало государственным крестьянам (524 двора). Но были также дворы крестьян (108), принадлежавших Тобольскому архиерейскому дому.
Все поселения располагались по левому берегу р. Миасс. Объясняется это опасным соседством кочевых племен. Поселенцы использовали реку Миасс, протекавшую с запада на восток, как преграду, защищавшую их от внезапных нападений кочевников с юга.
Как видно из переписных книг Л. М. Поскотина, население, прибывшее в XVII в. в Исетский край, являлось выходцем непосредственно из Верхотурского и Тобольского уездов, с Прикамья, из северно-русских поморских уездов, Верхнего и Среднего Поволжья. Небольшая часть этого населения прибыла также из центральной России.
Но в XVII в. крестьянская колонизация Южного Зауралья не развилась еще в достаточной степени. Она сдерживалась опасностью постоянных набегов степных кочевников. Требовалось вмешательство со стороны русского правительства для того, чтобы обезопасить жизнь крестьянских поселенцев и создать благоприятные условия для развития земледелия, промыслов и торговли во всем этом богатейшем крае.
В результате мощного переселенческого потока, захватившего значительную территорию Южного Урала, к последней четверти XVII века этот обширный край оказался в плотном кольце русских и казачьих поселений. Заселяя и осваивая необжитые земли, славянские, тюркские и финно-угорские народы селились рядом. На протяжении многих десятилетий русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, белорусы, чуваши, мордва, немцы и другие народы жили по соседству и сотрудничали между собой.
В 1734 году на Южном Урале начинает работать Оренбургская экспедиция под руководством И. К. Кирилова. Она закладывает Оренбургскую укрепленную линию для прикрытия юго-восточных границ Российского государства от набегов казахов и джунгарских калмыков. Опорные пункты - крепости ставятся по рекам Урал (Яик) и Уй. Первой из созданных тогда крепостей являлась Верхнеяицкая пристань, ставшая позднее городом Верхнеуральском.
На Оренбургской укрепленной линии стояли крепости, редуты, превратившиеся много позднее в поселки и станицы на территории Челябинской области: Спасский, Увельскйй, Грязнушенский, Кизильский и другие. Станица Магнитная стала одним из самых знаменитых городов страны - Магнитогорском. Продолжением Верхнеяицкой линии на востоке была Уйская укрепленная линия, ключевой крепостью которой была Троицкая.
Первыми жителями новопостроенных крепостей были солдаты и офицеры, а также казаки. Большинство из них были русскими, позднее среди них появились украинцы и татары, мордва, немцы и поляки, а также представители других национальностей, служившие в русской армии.
Солдатами же, а также вольными поселенцами, ставшими казаками, заселялись Челябинская, Чебаркульская и Миасская крепости, построенные в 1736 году севернее Уйской линии, на пути из обжитого Зауралья на Яик-Урал.
Во второй четверти XIX столетия граница России, проходившая по современной территории Челябинской области, переносится восточнее на 100-150 км. Вновь образованный Новолинейный район был также с востока ограничен крепостями, две из которых - Николаевская и Наследницкая - располагались на территории нынешней области. Вокруг крепостей сооружали кирпичные ограды, сохранившиеся до сих пор.
Заселение западной и северо-западной горных частей области началось несколько позднее, чем южных районов, только в 50-х годах XVIII столетия. Тогда на Южном Урале стали разрабатываться богатейшие, лежащие зачастую на поверхности, железные и медные руды, строились металлургические заводы. Основываются такие промышленные поселки - ныне города,- как Сим, Миньяр, Катав-Ивановск, Усть-Катав, Юрюзань, Сатка, Златоуст, Куса, Кыштым, Касли, Верхний Уфалей и Нязепетровск.
Земля под заводские дачи скупалась у башкир. На купленные земли переселялись крепостные крестьяне из разных губерний России, становившиеся “работными людьми” горных заводов.
Для строительства заводов, отладки технологий плавки на Урал тогда приглашались иностранные специалисты, в основном немцы. Часть из них не захотели возвращаться на родину. Возникли места их компактного проживания - улицы, слободы, позднее поселки, больше всего их осталось в Златоусте.
Стоит отметить, немцев хорошо знали на Руси с древних времен. И, прежде всего потому, что германские и славянские племена жили по соседству.
В XVIII веке правительство России принимает Указ о разрешении немецких поселений на территории Российского государства. Но в русских городах иноземцы, в том числе немцы, селились еще и XVI-XVII веках. Но под немцами в то время понимались не только лица немецкой национальности, но и голландцы, австрийцы, швейцарцы, фризы. В XVIII – начале XX исков немецкие колонии появляются на пустующих землях в районе реки Волги, на Украине, Урале.
Огромные земельные наделы, богатейшие природные ресурсы привлекали сюда переселенцев. Коренное же население калмыки, башкиры, русские, чуваши, татары и другие дружелюбно встречали новопришельцев, не препятствуя немецким поселениям селиться здесь. Тем более что многие здешние народы вели кочевой или полукочевой образ жизни.
В XIX веке в России постепенно развиваются предпринимательские хозяйства, основанные на использовании наемного труда и продающие свой товар на рынке. Первые из них стали появляться, прежде всего, в тех районах, где не было помещичьего землевладения или оно развивалось слабо. Свободные и плодородные земельные угодья привлекали переселенцев. И не только немцев. На Урале немецкое население по сравнению с другими национальностями составляло небольшой процент. И лишь ко времени первой мировой войны численность немецких колонистов возросла до 8,5 тыс. человек. Откуда переселились немцы на территорию Оренбуржья? Со времен первой мировой войны начинаются репрессии против немецких переселенцев: выселение, аресты к задержанию подозрительных людей немецкой национальности, ограничение в экономической и политической деятельности. Кроме того, по законам военного времени в Оренбурге, других городах губернии, оказалась значительная часть немецкого, австрийского населения, выселявшегося российским правительством из населенных пунктов и городов западных губерний России, где шли ожесточенные бои между русскими и германо-австрийскими войсками. Оренбургский губернатор был обязан проверить многочисленные запросы о политической благонадежности отдельных лиц, которые даже в это смутное время хотели принять российское подданство. Немецкое население придерживалось протестантского вероисповедания. Это в основном баптизм. Население стремится сохранить национальные обычаи, культуру, язык. Основное занятие – сельское хозяйство. Но одновременно немцы охотно занимались и ремесленным производством: изготовляли различные раскрашенные и резные предметы, гончарные изделия, увлекались художественной обработкой металлов, ткачеством и вышивкой. Сохраняются своеобразие и национальные черты в планировке хуторов, жилых и хозяйственных помещений, дорог. Например, для немецких жилищ характерны так называемый саксонский дом, где вместе под одной крышей находятся различные жилые и хозяйственные помещения. Последующие десятилетия советского периода жизни резко отразились на жизни немецкого населения, как и всей страны в целом: были репрессии, раскулачивание. Многие немецкие жители на Урале были арестованы, выселены, оказались в Сибири, на Алтае, в Северном Казахстане. Часть населения перебралась в города Оренбург, Орск, Челябинск, Пермь. Появились даже в некоторых городах целые районы, населенные немцами.
Большое влияние на состав населения области, как и всего Урала, оказали первая мировая война и последовавшая за ней революция. Большие массы народа перемещались с востока на запад и в обратную сторону. Часть этих людей оставалась на Урале. Связанные с войной экономические трудности проявлялись здесь не так сильно.
Так, например представителей белорусской национальности на территории Южного Урала не мало.
Появление на Южном Урале (а также в Зауралье и в Сибири) первых белорусов связывают с тем, что они прибыли сюда как сосланные военнопленные в XVII веке, в период правления Алексея Михайловича, когда русские отвоевывали Украину и теснили литовцев. Тогда брали в плен и отправляли подальше от западных границ России людей, которых именовали литвинами. Это и есть белорусы, они говорили на своем языке, были православными. От названия этих пленных и пошла фамилия “Литвинов”. В ту пору территория, населенная белорусами, входила в состав Великого княжества Литовского. Сейчас мало кто знает, что его государственным языком вплоть до конца XVII века был белорусский, поскольку основная масса населения этого государства – славяне. В XVII веке захваченных в плен солдат литовского государства называли как “литвинами”, так и “литовцами”. Причем никакого отношения к национальности эти наименования не имели. Литовцем (а позже поляком) могли называть и украинца, и белоруса, и собственно литовца.
В городах Урала и Сибири в XVII веке были особые группы служилых людей, так называемого “литовского списка”. Впоследствии основная их часть осела в Сибири, и вскоре ничего кроме фамилии не напоминало о “литовском” или “польском” происхождении. В XVIII – начале XIX веков белорусы попадали в наши края тоже чаще как ссыльные, к сожалению, статистики того времени мы не знаем.
Начало активного переселения белорусов на восток связано с отменой крепостного права. Как и население центральных районов Великороссии, жители Белоруссии стали понемногу отправляться на Урал и в Сибирь на поиски лучшей доли.
Резкая активизация переселенческого движения произошла в начале XX века, в связи со Столыпинской аграрной реформой. Тогда на Южный Урал прибыли прабабушки и прадедушки многих наших белорусов, очень часто приезжали целыми семьями. Белорусы на Урале живут везде, по данным переписи их количество составляет чуть больше 20 тысяч человек.
Население современного Южного Урала (Челябинская область) представляет собой более 130 национальностей.
Русское население по прежнему является наиболее многочисленным и составляет 82,3 процента общей численности населения области. Это преобладание характерно как для городской, так и для сельской местности.
В процессе исторического развития на Урале происходило смешение многих народностей, в результате чего сложилось современное население. Его механистическое разделение по национальному или религиозному признаку сегодня немыслимо (благодаря огромного количеству смешанных браков) и поэтому на Урале нет места для шовинизма и межнациональной вражды.
Урал мы рассматриваем в официальных «госплановских» границах. Договоримся, что Курганская и большая часть Оренбергской области - это, в основном, «степное дополнение» к Уралу, главной чертой которого является разнообразие и изобилие ископаемых богатств.
Уральские горы относятся к районам древнего (палеозойского) горообразования. В палеозое здесь образовались тектонические складки, в мезозое горы разрушились, а в кайнозое этот район испытал глыбовые поднятия на небольшую высоту (500- 600 м). Границы Урала как природного района не совпадают с «госплановскими» границами, в которые включается только Средний и Южный Урал (или говоря административным языком, Свердловская и Челябинская области). Но именно эти части Урала наиболее богаты полезными ископаемыми.
Знаменитый геолог академик Александр Евгеньевич Ферсман назвал Урал «жемчужиной минерального царства», считая его важнейшим мировым центром геохимического сырья. В горной, собственно Уральской, части района преобладает рудное сырье - руды железа, меди, свинца и цинка, никеля, титана, вольфрама и многих других металлов. Здесь же месторождения драгоценных и поделочных камней - яшмы, малахита, аметиста, мрамора. В Предуралье, в тектоническом прогибе, заполненным осадочными породами, - месторождения калийных солей, и газа. В Зауралье пока не обнаружено крупных месторождений.
Климат Урала
В климатическом отношении Урал можно грубо разделить на 4 части: северо-западную, с климатом холодным и влажным; северо-восточную, с климатом холодным и достаточно увлажненным; юго-западную, с климатом сравнительно теплым и слегка засушливым и юго-восточную с климатом резко континентальным и сухим.
Лесов больше на севере Урала и на западных, более пологих склонах (восточные склоны - крутые и обрывистые). Южный Урал расположен в основной степной зоне (но широтная зональность здесь нарушена вертикальной поясностью, и границы зон отклоняются к югу). В силу небольшой высоты (до 1000-1500 м) Уральские горы не являются значительными собирателями влаги; но все же наибольшее число осадков выпадает на северо-западных склонах (до 700 мм в год), а наименьшее (менее 400 мм) - на юго-восточных. Поэтому реки западного склона более полноводны, чем реки восточного склона.
Промышленность Урала
Урал был первым «настоящим» горным районом, до которого дошла в своем расширении Московская Русь.
Горнозаводская промышленность Урала практически началась с эпохи Петра I, когда наша страна в высшей степени нуждалась в металле для перевооружения своей армии. Горные богатства Урала осваивались путем раздачи громадных участков с обязательством разработки недр и с правом «вывода» туда крепостных крестьян, которые прикреплялись к заводам в качестве рабочей силы. Принудительный труд на Уральских заводах в условиях примитивной техники и зверской эксплуатации был более чем каторжным.
Пока оставался неизвестным способ выплавки чугуна не каменном угле, Урал с его высокосортными рудами, богатейшими лесами и даровой рабочей силой играл очень крупную роль в мировой металлургии. В XVIII веке Урал вывозил за границу, в том числе и в Англию, которая к этому времени успела свести на плавку чугуна все свои леса.
Свое мировое значение Урал потерял вскоре после того, как в конце XVIII века в Англии стала применяться плавка на коксе, Реформа 1861 года лишила уральские металлургические заводь даровой рабочей силы, но сохранила за заводчиками громадные земли, а заводские крестьяне не получили земельных надело! (кроме приусадебных участков) и, будучи привязаны ими к заводу доставляли заводчикам дешевую рабочую силу. Тем самым в значительной мере сохранялся на уральских заводах и прежний отсталый общественный уклад. А мелкие размеры заводов, связанные с древесной плавкой, обусловливали отсталость техники. При этих условиях Урал, несмотря на высокое качество своих изделий оказался совершенно бессилен в конкуренции с новым горнопромышленным районом, который с 70-х годов XIX века стал складываться на Юге на базе криворожской руды, донецкого угля, иностранных капиталов и новейшей техники. Южная металлурги) обогнала уральскую уже в 90-х годах XIX века.
Древесный уголь хрупок и не выдерживает большого давления, поэтому для работы на древесном угле проходилось строить домны гораздо меньших размеров (раз в 5-10), чем для работы на коксе. Механическая получалась от падающей через простое мельничное колесо; обязательной принадлежностью каждого завода был заводской пруд. Вокруг завода на расстоянии 30 километров размещались углевыжигательные печи. Печи старались располагать так, чтобы можно было доставлять к ним лес сплавом. В тех случаях, когда завод был вне железной дороги, для вывоза продукции пользовались сплавом по реке, что обыкновенно можно было сделать раз в год - весной во время половодья. Такой завод требовал для своего обслуживания громадного количества пешей и конной рабочей силы вне завода в виде лесорубов, сплавщиков, угольщиков, возчиков руды, возчиков угля и прочих. На горнозаводский Урал в порядке отхожих промыслов стекались десятки тысяч крестьян из соседних районов. Крестьянская лошадь была на этих работах главным «мотором». Урал оставался единственным в мире металлургическим районом, где добыча чугуна зависела от урожая овса. Да и сами рабочие большинства мелких уральских заводов оставались полукрестьянами - с усадьбой, огородами, покосами, а иногда и с потребительскими посевами. Для старого Урала в высшей степени характерна была частичная приостановка работы заводов в летнее время с целью дать рабочим возможность справиться с полевыми работами.
Таким образом, на рубеже XIX-XX века хозяйство Урала вступило в полосу кризиса. Выход из него был найден в 1930-е годы в создании уже известного вам Урало-Кузнецкого комбината, соединившего уральскую руду с кузнецким углем. Были построены гигантские по тем временам заводы в Магнитогорске (позже он стал крупнейшим в мире, выплавляя до 16 млн. тонн стали в год), позднее - в Нижнем Тагиле, Челябинске и Новотроицке. Большинство из сотни маленьких уральских металлургических заводов перешло на металлообработку и машиностроение, но около двух десятков их них продолжают выпуск высококачественных сталей.
В этот же период на Урале строятся крупные машиностроительные заводы; но наибольший рывок в развитии этой отрасли был сделан в годы войны, когда сюда были эвакуированы десятки заводов, выпускающих военную продукцию. Наиболее распространены здесь заводы металлоемкого машиностроения: производство металлургического оборудования, экскаваторов и буровых установок («Уралмаш» в Екатеринбурге), оборудования для химических заводов («Уралхиммаш» там же), турбин и генераторов (Уралэлектротяжмаш там же); самоходных артиллерийских орудий («Уралтрансмаш» там же), гусеничных тракторов (Челябинский тракторный завод), артиллерийских орудий и систем (объединение «Мотовилихинские заводы» в Перми), тяжелых танков (крупнейший в мире танковый завод в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавод», выпускающий заодно и грузовые вагоны) и другие.
Цветная металлургия здесь представлена добычей руд и выплавкой, вероятно, почти всех видов имеющихся в России цветных металлов: меди, свинца, цинка, никеля, хрома, алюминия, титана, магния и других (см. статью « «). Технологически с этой отраслью часто соединена химическая промышленность (производство серной кислоты, минеральных удобрений).
Особенностью металлургии Урала в послевоенное время было постепенное исчерпание своей рудной базы: и черная, и цветная металлурги я все в большей степени базируются на привозных рудах из Казахстана.
Разработки нефтяных месторождений Предуралья (в основном в Башкирии) и газовых близ Оренбурга создали базу для развития химии органического синтеза (в Башкирии и Пермской области). Энергетические проблемы района решались за счет создания мощных ГРЭС, в основном, на углях Кузбасса Экибастузского бассейна.
Начиная с 1950-х годов на Урале стали возникать «закрытые города» различной специализации, прежде всего, участвующие в производстве ядерного оружия. В городе, до сих пор называемом «Челябинск-70», была создана советская атомная бомба; в Челябинской и Свердловской областях расположено еще несколько таких городов.
Население Урала
Для Урала характерен высший уровень урбанизированности, сосредоточение большинства населения в крупных городах. Это в значительной степени объясняется преобладанием крупных предприятий в промышленности Урала. Поэтому здесь проблемы перестройки структуры производства усугубляются также и огромными размерами предприятий. Но с другой стороны, «человеческий фактор» регионального развития здесь способствует техническому прогрессу: для Урала характерна концентрация в городах высококвалифицированных работников - не только ученых, но и инженеров и рабочих, способных освоить производство изделий любой сложности.
Помимо русских, составляющих более 80% населения, на Урале проживают и многие другие народы, 3 из них имеют свои национально-территориальные образования.
Башкиры, народ тюркской группы, исповедующий ислам, общей численностью 1,3 миллиона человек, проживают, в основном, в пределах Башкирской республики (860 тысяч человек), в смежных областях и республиках (160 тысяч в Челябинской области, по 50 тысяч в Пермской и Оренбургской). Но во всем населении Башкирии - 3,9 миллиона человек - башкиры составляют лишь 22% населения, при том что русских там 39%, а татар 28%. Таким образом, «титульная» нация является только 3-й по численности. Помимо названных народов, в Башкирии живут также чуваши и марийцы (более чем по 100 тысяч человек), мордва и многие другие, поэтому эта республика может развиваться только как многонациональная.
Башкирия сейчас очень промышленно развитый регион, с мощной нефтепереработкой, нефтехимией, химией органического синтеза, особенно в группе близкорасположенных городов - Салават, Стерлитамак, Ишимбай, а также в Уфе, машиностроением (авиационный и моторный заводы в Уфе и многое другое). Одна из наиболее острых проблем - загрязнение среды, особенно, в крупных городах (например, в Уфе отходы химических производств уже неоднократно попадали в городской водопровод; в этих случаях город снабжался питьевой водой с помощью цистерн).
Удмурты (старое название - вотяки), народ финской группы, имеет общую численность более 700 тысяч человек, из которых в своей республике живет 70%; но они составляют лишь 31% от всего населения республики (1,6 млн. человек), тогда как русские 60%.
Вот как описывалась жизнь вотяков в начале XX века: Вотяки занимают местность между Вяткой, Чепцой и Камой. Край их представляет чуть-чуть волнистую низменную равнину, сплошь покрытую лесами и болотами, обилием которых определяется и климат, характеризующийся частыми заморозками весной и осенью и обилием туманов летом. Суровая обстановка природы, среди которой живет вотяк, отразилась в сильном виде как на его внешнем виде, так и на его душевном складе, и определила собою важнейшие особенности его быта. Низкий рост, хилое сложение, светлые волосы, серые подслеповатые глаза, веснушчатая кожа - вот отличительные признаки вотяка, жителя болотистой, лесистой низменности. Замкнутость, молчаливость, вялость, беспредельная покорность судьбе характеризуют внутренний склад его души. Не имея сил бороться с окружающей природой, он подчинился ей и научился терпеть. Прежде, когда леса изобиловали птицей и зверьем, единственным промыслом вотяка была охота. Теперь он стал земледельцем; но скудная почва и суровый климат заставляют его искать подспорья и в других промыслах: охоте, пчеловодстве, рубке леса, извозе. В обработке земли вотяк проявляет все свое прославленное трудолюбие, но охотой, этим исконным промыслом своих предков, он занимается со всей доступной ему страстью и здесь только обнаруживает свои таланты. Живет вотяк в тесных курных избах, с окнами, затянутыми воловьим пузырем. В зимнее время здесь ютится не только вся семья, но и мелкий скот, и птица. Одежда вотяка, всегда белого цвета, состоит из рубахи, подпоясанной ремешком, и кафтана. Только в женском костюме допускаются украшения в виде разноцветных вышивок, ожерелий и головных уборов разного вида, обыкновенно, унизанных серебряными монетами. В своих верованиях, несмотря на крещение, вотяк сохранил много языческого. Он верит в разных добрых и злых духов, водяных, леших, домовых и в их честь устраивает в лесах поляны с жертвоприношениями.
Но все это, конечно, уже в далеком прошлом. Удмуртия сейчас - очень сильно урбанизированный, индустриализированный, милитаризированный регион; по доле ВПК он стоит на одном из первых мест в России. Выделяются, прежде всего, оружейные заводы Ижевска; предприятия ядерного цикла находятся в Глазове, производство ракет стратегического назначения - в Воткинске.
Коми-пермяки, народ финской группы, общей численностью в 150 тысяч человек, проживает в основном в Коми-Пермякском автономном округе, составляя в нем 60% всего населения. Главная отрасль специализации округа - заготовка леса и его первичная обработка.
На Урале живет свыше 19 млн. человек - более 8 % всего населения России. Со времен заселения его русскими, т.е. в течение четырех столетий, на Урал переселилось несколько миллионов жителей. Крупнейшие переселенческие волны были в XVIII в., когда десятки тысяч семей крепостных крестьян и мастеровых переселили на Урал для работы на металлургических заводах, и во второй половине XIX в. после отмены крепостного права. В 1913 г. на Урале жило более 10 млн. человек. Бежавшие от крепостной зависимости или насильно перевозимые на Урал жители центральных губерний, а в пореформенное время - задавленные нуждой и бездольем так называемые свободные переселенцы составляли основной контингент переселенцев в дореволюционном прошлом.
В советские годы переселение на Урал не уменьшилось. В годы социалистической индустриализации Урал предъявил огромный спрос на рабочую силу. В период между переписями населения 1926 и 1939 гг. численность населения Урала увеличивалась ежегодно в среднем почти на 2,5% Большой приток жителей был в годы Великой Отечественной войны в связи с эвакуацией из западных областей сотен фабрик и заводов. Общая численность населения Урала за годы советской власти почти удвоилась, в то время как в среднем по стране за это время она выросла на 46%. Средний возраст населения Урала ниже, чем в среднем по стране.
Переселение в послереволюционное время повлекло за собой не только рост численности населения, но и его перераспределение по территории Урала. Основную часть жителей, прибывавших на Урал в годы социалистического строительства, поглощали города Свердловской и Челябинской областей, где в это время велось крупное индустриальное строительство. Численность населения в них по сравнению с дореволюционным временем выросла больше чем в 3 раза. Одновременно расширился ареал наиболее плотного заселения, охватив Южный и часть Северного Урала, где возникли мощные индустриальные очаги (Серовско - Карпинский, Магнитогорский, Орско - Медногорский). Освоение целинных и залежных земель, вовлечение в промышленную эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых и лесных богатств повлекли за собой некоторый сдвиг населения в окраинные районы. В послевоенный период выше среднеуральских темпы прироста населения имели юго-восточные и северо-восточные районы Урала.
В последние годы поток новоселов значительно сократился. Рост численности населения Урала происходит сейчас почти исключительно за счет естественного прироста. В отдельные годы наблюдался даже некоторый отток населения в другие районы страны.
Особенности заселения Урала, его положение на путях движения древних народов на запад, а в более позднее время - на путях переселений на восток, чрезвычайно разнообразные природные условия и ресурсы определили частично пестроту национального состава местного населения. Здесь находили привычные для себя условия жизни и хозяйственной деятельности жители тайги и степных районов, выходцы их сурового севера и знойного юга, земледельцы центральных районов и кочевники среднеазиатских пустынь. Наиболее смешанное население - в Предуралье. На Урале живут представители нескольких десятков национальностей.
Ареалы их расселения переплетены между собой и образуют пеструю мозаику. Очень смешанное в этническом отношении население уральских городов и многих сельских населенных пунктов. Наиболее многочисленны на Урале русские, татары, башкиры, удмурты, комиско - животноводческие сельские населенные пункты.
Размеры сел при движении к югу увеличиваются. Число жителей в некоторых из них достигает нескольких тысяч человек. Одновременно уменьшается густота селений. Множество поселений сложилось вдоль старинных трактов, особенно вдоль Сибирского тракта. В прошлом их население было занято извозом. Ныне это преимущественно земледельческие деревни и села, отличающиеся от соседних поселений лишь тем, что они вытянулись.
Основные черты размещения населения Урала определяется географией промышленности. Самую высокую плотность населения имеет горнозаводской Урал - наиболее развитая в промышленном отношении часть Урала. Предуралье, и особенно равнинное Зауралье, населено значительно реже. Сильно варьирует плотность населения и между северными и южными районами. Особенно плотно заселена Удмуртия и Челябинская область, и значительно меньше - Оренбургская и Курганская области. В горнозаводской части Урала почти все население сосредоточено вдоль восточных и западных предгорий, а групповое расположение городов привело к чрезвычайно высокой плотности населения в промышленных узлах. Здесь он достигает нескольких сот человек на квадратный километр. В то же время основная часть, за исключением прижелезнодорожных полос, имеет очень редкое население - до 3 - 4 человек на 1 км2, а в северных районах и того меньше. В равнинных районах Урала плотность населения приближается к среднеуральской. Она более высокая в Предуралье и ниже в Зауралье. Существенные различия в плотности населения имеются также между лесными, лесостепными и степными районами Предуралья и Зауралья. Она колеблется от 5 человек на юге степной полосы до 50 человек в лесостепи и на юге лесной зоны. В связи с преобладанием сельского населения, доля которого в этих районах достигает 60 - 70%, здесь не наблюдается таких скачков в плотности населения, как в горнозаводской части.
Введение
История Челябинской области - это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографы отмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральского края. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов", а впоследствии накатом прошли волны миграции. Исторически сложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали и развивались три мощных слоя - славянский, тюркоязычный и угро-финский. Его территория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвей цивилизаций - оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав местного населения. Есть один важный аспект проблемы народонаселения. В строгом соответствии с определением понятия "абориген" ("коренной народ") нет оснований считать какой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Урала народы - пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Урал местом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы на коренных и некоренных жителей края.
Цель моей работы - рассказать о народе Нагайбах, населяющие наш край, и их язык и культура.
Исторический взгляд на население Южного Урала
Первые письменные сведения о народах Южного Урала относятся к античному времени; сведения об южноуральских народностях принадлежат также арабским и персидским авторам IX-X веков, однако известия эти лаконичны и неопределенны.
В эпоху древности и раннего средневековья на Урале, соединившем Европу и Азию, протекали сложные этнические процессы. Здесь прародина венгров, башкир, удмуртов, болгар, коми и манси.
С VII - IX веков на территорию Южного Урала усиливается приток кочевых племен из степей Приаралья и Казахстана, связанных в значительной мере с передвижением известных этнополитических объединений мадьяр, печенегов, горков. Затем здесь появляются родственники кимакам кипчаки - бывшие обитатели Южной Сибири, - впоследствии хорошо известные на Руси как половцы, а в Европе как команы.
Кипчаки были основными обитателями южноуральских степей в XIII-XIV веках. Отдельные группы этих племен закрепились на Южном Урале и впоследствии приняли участие в формировании башкирской и казахской народностей.
Монгольское нашествие принесло на Южный Урал новые группы кочевников, в частности с Алтая.
В XVI веке на берегах реки Яик (Урал) появляются вольные рисковые люди, которые осваивают и обживают дикие степи и создают здесь очень интересную и самобытную «казачью республику» с выборной формой правления.
После завоевания русскими Казани, покорения Сибири и освобождения башкир от зависимости и подчиненности золотоордынским ханствам, территория Южного Урала официально входит в состав Российского государства.
В XVIII веке на Южном Урале сложилось оренбургское казачество - очень своеобразное объединение людей различных национальностей: русских калмыков, башкир, нагайбаков, черемисов, и многих других представителей различных народов, населяющих нашу страну. И хотя оренбургское казачество было многонационально, казаки всегда оставались только казаками - они никогда не делились по национальному, религиозному или какому бы то ни было иному признаку. В определенные исторические периоды казаки составляли до 80 % населения края.
Особенностью социально-экономического развития Южного Урала этого периода было то, что заводы строилисьтолько на деньги свободных предпринимателей, а не на казенные, как это имело место на Среднем Урале.
Приток переселенцев на Южный Урал увеличился после отечественной войны 1812 года. Царское правительство в связи со строительством тридцати новых крепостей переселяет сюда пехотных солдат, казаков Пермской, Самарской и западных уездов Оренбургской губернии. В память о местах сражений казаков, в Челябинской области есть населенные пункты Бородинское, Лейпциг, Фершампенуаз, Берлин Париж, Варна, Чесма, Рымникское, Тарутино и другие.
Насыщенность истории Южного Урала впечатляет и процессами общероссийского масштаба. В разное время здесь побывали: Заруцкий с Мариной Мнишек, претендовавшие на Российскую корону. Император Александр I самолично прибыл убедиться в величии южно-уральских золотых россыпей. Не обошли южно-уральский край Степан Разин и Емельян Пугачев; великий русский поэт Пушкин и Даль, составивший «Словарь великого языка», которым пользуются до сегодняшнего дня.
Таким образом, мы показали, что формирование этнической структуры Челябинской области обусловлено многими факторами:
- · развитие и распад древне-уральской общности;
- · продвижение на Запад через Урал финно-угорских народов;
- · господство Волжской Булгарии и ее распад;
- · движение с юго-запада на Урал индоевропейских народов;
- · проникновение тюрков;
- · колонизация русскими уральских земель.
Территориальные преобразования на Южном Урале начались практически сразу после революции 1917 года. Важным этапом в создании административно-территориального устройства явилось решение XII съезда РКП (б) в апреле 1923 года «О районировании». В соответствии с постановлением ВЦИК 10 созыва от 3 ноября 1923 года на Урале, в порядке эксперимента была создана Уральская область, в которую входили четыре губернии - Екатерининская, Пермская, Тюменская и Челябинская с центром в Екатеринбурге. В дальнейшем территориальные преобразования в Челябинской области шли вплоть до 1943 года.
Процесс коренного изменения правового статуса Челябинской области берет свое начало со второй половины 80-х годов и определен тремя этапами обретения областью правового статуса субъекта Российской Федерации.
Первый охватывает период со второй половины 80-х годов до подписания в марте 1992 года Федеративного договора.
Второй этап, продлившийся до вступления в действие 25 декабря 1993 года новой Конституцией Российской Федерации, завершился приобретением областью правового статуса государственно-территориального образования с правами субъекта Российской федерации. Третий этап - современный период послеконституционного развития.
Сегодня Челябинская область в соответствии с ч.1 ст. 65 Конституции Российской Федерации входит в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации. Это положение зафиксировано и в Уставе (Основном законе) Челябинской области. В составе современной области 24 района, 23 города областного значения, 7 городов районного значения, 30 поселков городского типа, 257 сельских администраций.
Челябинская область - одна из крупных по численности областей России. Население области составляет 3 312,6 тысяч человек.
На территории области проживает свыше 110 народов, в том числе:
Количество в тыс. |
в % ко всему населению области |
|
Украинцы Белорусы Азербайджанцы Молдаване Нагайбаки |
|
|
Как видим из приведенных данных, Челябинская область в этническом плане представляет весьма пеструю картину. Основное население области представлено русскими. Вторые по численности татары, третьи - башкиры. Примечательно, что национальный состав области по некоторым позициям идентичен национальному составу Российской Федерации.
Территориальная картина проживания народов области следующая: татары компактно расселены на севере и юге области, башкиры - на западе, украинцы - на юге области (в сельской местности), немцы проживают на западе и юге области (в шахтерских городах). Другие национальности расселены по области не определенно.
За период с 1989 года по 2010 год структура национального состава жителей области изменилась незначительно. Одной из причин изменения численности населения отдельных национальностей является естественный прирост или убыль.
Для сравнения покажем данные переписи населения 1989 г. и микропереписи 2010 г. (в % ко всему населению области).
Как свидетельствуют данные, Челябинская область отличается стабильностью национального состава. Русское население преобладает в области и это одна из важных причин стабильной ситуации в области в межнациональной сфере.
Из приведенных данных видно, что в Челябинской области проживают народы, политико-правовой статус которых определен как малочисленные народы и национальные меньшинства. Рассмотрим их применительно к теме исследования.
культурный обряд праздник нагайбак
Характеристика культурной формы согласно имеющимся классификациям по национальному принадлежности. Нагайбаки
Ученые полагают, что нагайбаки - потомки казанских, точнее - арских татар. Арские татары названы так по месту происхождения. В 52 верстах от Казани на высоком правом берегу реки Казанки расположен город Арск (Арская застава).
Арск упоминается и в третьей версии, которая пытается объединить первые две. Согласно ей, в 1533 году 18-летняя дочь ногайского мурзы Юсуфа Суйембике стала женой казанского хана Жангарея. Отец отправил ее в Казань в сопровождении 600 холостых джигитов. Эти воины жили на Арской заставе и ассимилировались (уподобились) с татарами.
В XVI веке, после завоевания Казанского ханства Иоанном Грозным, арские татары были крещены и выселены на территорию Башкирии. В тех местах, куда переселили Арских татар, кочевал башкир Нагайбак, его имя получило одно из новых поселений, а затем и вся народность.
В XVII-XVIII веках отношения нагайбаков и русских с жившими по соседству коренными башкирами были непростыми, часто переходили в столкновения. Ситуацию осложняли постоянные набеги кочевников из Кызыл-Кайсацкой орды, то есть с территории современного Казахстана. Села подвергались разграблению, жителей уводили в рабство в Среднюю Азию. Для защиты юга России по приказу первых царей династии Романовых начали строить Закамскую оборонительную линию, протянувшуюся до Ставрополья. В нее вошли крепости Уфа, Бирск, Мензелинск, Нагайбакская и Ельдяцкая. Местное население, в том числе и нагайбаки, несли воинскую повинность, хотя и были приписаны к крестьянскому сословию и платили в казну дань - ясак.
В 1732-1740 годах башкиры восстали, они боролись за свою независимость от Российского государства. От мятежа страдали и русские, и калмыки, и другие народы. Нагайбаки приняли сторону русских. За это императрица Анна Иоанновна освободила их от уплаты ясака, приписала к казачьему сословию и одарила землями, ранее принадлежавшими башкирам.
Новоиспеченным казакам пришлось нести воинскую повинность, обеспечивая себя оружием и амуницией. Сначала к нагайбакам послали воеводу Василия Ивановича Суворова, отца великого полководца. Через три года на казачьем кругу выбрали первого атамана.
Нагайбаки не остались в стороне от грозных событий, связанных с вторжением в Россию наполеоновских войск, и встали на защиту Родины. В Отечественной войне 1812 года приняли участие 332 казака-нагайбака. Они отличились во всех крупных сражениях с французами на российской земле и в заграничном походе 1813-1814 годов. Нагайбаки воевали под Берлином и Касселем, участвовали в «битве народов» под Лейпцигом, во взятии Фершампенуаза-на-Марне и Парижа.
В 1842 году пришлось переселяться еще раз. По приказу Николая I, чтобы разделить враждующих киргиз-кайсаков (казахов) и башкир и наладить торговый путь в Азию, в 1835-1837 годах от Троицка до Орска была проложена новая линия крепостей и сторожевых поселков протяженностью более 400 верст. Сюда, на землю нынешнего Нагайбакского района, из Башкирии, собрав в 24 часа пожитки и домашний скот, были перемещены наши герои. Переселенцам бесплатно выделили земли в пользование и строевой лес на избы.
На территории района заложили станицы 1, 2, 3, 4, 8, 24 и 31. В 1843 году они получили названия по местам победных сражений российской армии, в которых участвовали нагайбаки: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия, Арси. Сейчас эти станицы неофициально имеют и вторые, сугубо нагайбакские имена: Килей (Кассель), Сарашлы (Остроленка), Балыклы (Париж).
Во второй половине XIX-начале XX века казаки-нагайбаки принимали участие в военных походах в Туркестанский край, доблестно сражались в русско-японскую и Первую мировую войнах.
Как и большинство казаков, нагайбаки были людьми зажиточными. В годы гражданской войны воевали в основном на стороне «белой» армии. Позже, в результате политики раскулачивания и расказачивания, многие из них подверглись репрессиям и оказались в ссылке. Одежда, вещи, документы, напоминавшие о казачьем прошлом, уничтожались. В результате до наших дней дошло мало свидетельств о жизни нагайбакских сел.
В 1920 году вышло постановление ВЦИК, ликвидировавшее казачество как сословие, и сделавшее их снова крестьянами. В декабре 1927 года был организован Нагайбакский район в качестве административной единицы. Нагайбаков записывали в паспортах и учитывали в переписях населения как татар или русских.
Скитания с места на место не могли не оставить следа в сознании, памяти и культуре народа. Слишком часто приходилось нагайбакам бросать дома и земли, на которых жили их предки, и переселяться в необжитые степи на небезопасной границе государства. Но эти трудности только сплотили нагайбаков. Симбиоз нескольких национальностей наградил нагайбаков незаурядной внешностью. В их облике есть тюркские черты, но чаще они стройны, худощавы, светловолосы и светлоглазы. Если поговорить с нагайбаками, вслушаться в их речь, легко приметить их самобытность.
В советское время нагайбаки доблестно защищали Отечество в различных частях всех родов войск. Они участвовали в операции в районе озера Хасан в 1938 году и в боях у реки Халкин-Гол в 1939, в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. 4 653 нагайбака сражались на фронтах Великой Отечественной и внесли свой вклад в Победу.
Семьдесят воинов Нагайбакского района выполняли интернациональный долг в Афганистане, пятеро остались на той войне.
Только во второй половине XX века началось возрождение национального самосознания и культуры нагайбаков.
Занимает территорию площадью 3,1 тыс. квадратных километров
В его состав входят 38 населенных пунктов, в том числе 9 сельских поселений и 1 городское поселение.
Центр района - село Фершампенуаз.
Крупные населенные пункты: поселок Южный, поселок Остроленский, село Париж.
Численность населения района составляет 20 925 человек (данные переписи 2010 г.)
Национальный состав населения:
нагайбаки - 7656 человек;
русские - 10239 человек;
татары -1256 человек;
украинцы -361 человек;
мордва - 655 человек;
казахи - 3445 человек;
башкиры - 335;
белорусы - 213 человек и прочие;
С февраля 1928 года в районе издается общественно-политическое издание - газета «Всходы». http://www.vshodi-nagaibak.ru/ - электронная версия газеты
Культурная жизнь Нагайбакского района сегодня процветает: 26 библиотек, 32 клуба, 5 центров, 6 музеев, 3 детские школы искусств с филиалами, 14 народных художественных коллективов. Регулярно проводятся фестивали и конкурсы в самом районе, а также далеко за его пределами. Уже традиционным стало проведение районного фестиваля народного творчества «Нагайбакская весна».
Нагайбакский район является постоянным участником областного фольклорного фестиваля традиционного творчества «Вешние воды», цель которого - сохранение и популяризация самобытной культуры. Девиз фестиваля - «Забываем традиции - теряем себя».
В 2000 году нагайбаки провели у себя международную книжную ярмарку, сделавшую бы честь любой столице.
Массу наград и призов заработали нагайбаки в самых различных сферах народного творчества. Среди них - Бриллиантовая звезда за качество нагайбацкой национальной кухни (Мехико, 1996 г.). Сельские ансамбли «Сак-Сок», «Сарашлы», «Чишмэлек», «Гумыр» прославили фольклор и национальную культуру нагайбаков не только в России, но и за рубежом.
Фольклорный ансамбль «Сарашлы» из села Остроленка получил диплом на международном фестивале тюркоязычных народов. В Голландии был выпущен лазерный диск с записями песен в их исполнении.
С недавнего времени Нагайбакские села стали местом поломничества российских и зарубежных туристов. Здесь есть на что посмотреть!
24 июня 2005 года в селе Париж была торжественно открыта вышка сотовой связи, выполненная в виде, напоминающем уменьшенную копию Эйфелевой башни во Франции. Сегодня эта башня - визитная карточка села и всего Нагайбакского района.
Живописнейший район страны. Неповторимая красота природы. Крупнейший промышленный регион, «становой хребет государства». Здесь ковалась величайшая победа в страшной войне. Мощь и гордость России. Профессионально подготовленное население. Урал дорожит этим.
Жители региона
Численность Уральского промышленного района - свыше двадцати миллионов человек, меньше, чем в Центральной зоне страны. Подавляющее большинство живёт в ста сорока городах. Населенные пункты напоминают две линии, протянувшиеся на юг. Образование поселений в этих местах происходило своеобразно. Не так, как в других частях страны. Объекты построены в XVIII веке. Так на Урале возникли города-заводы. Миграция жителей протекает по следующим причинам: климат, экология, слаборазвитая экономика, проблемы с трудоустройством. Происходит постепенный отток молодёжи. Покидают этот край из-за сурового климата, убогой общественной инфраструктуры, невозможности трудоустроиться.
В этом регионе разнородное население. Урал - смешение национальностей, живущих в гармонии. Народы, входящие в этнический состав, немногочисленны. Преобладающие - русские - 82%, вторые татары - 5,14%. Людей будет меньше и далее. Причины: отрицательный прирост и отток в другие регионы. Идёт процесс неуклонного старения.
Состав промышленного района
Уральский промышленный район включает Башкортостан, Удмуртию, Пермский край и четыре области: Свердловскую, Оренбургскую, Курганскую и Челябинскую. На формирование народа Урала сказалось географическое положение и воздействие культур и цивилизаций.
Первые люди появились ещё в ледниковый период с востока и юга. Обилие рек и лесов, разнообразие природных ресурсов останавливали переселенцев, и люди оседали здесь. Таких волн было немало. Из-за многочисленности национальностей на Урале уживается много религий. Подавляющая часть тяготеет к христианству, на юге - к мусульманству. Север исповедует языческий культ. Плотность населения Урала, как видно, не влияет на религиозную принадлежность.
На пересечении Европы и Азии раскинулась Республика Башкортостан. Здесь развитая индустрия и аграрный сектор. Высокотехнологичные предприятия выпускают продукцию. Главная отрасль - машиностроение. Только в приборном ответвлении задействованы сотни заводов, шестая часть российских металлообрабатывающих станков создана здесь. Республика известна нефтепереработкой и химией.
Экология
Если говорить про плотность населения Урала, по этому показателю лидирует Челябинская область и, наоборот, Курганская - уступает. Жители каменных джунглей преобладают - 74,8%. Это последствия стремительной индустриализации территории. Обученные рабочие кадры - главная ценность.
Далёкие градостроители не догадывались, что планировка городов-заводов в будущем обернётся экологической бедой. Это стало ясно в конце XX века. В центральной части поселений работают вредные предприятия металлургии и химии. Впритык построены жилые кварталы. Большинство пунктов расположены в межгорных котловинах, что затрудняет вывод вредных выбросов с помощью воздушных потоков. Концентрация загрязняющих компонентов превышена в десятки раз - это тоже Урал. Население и города несут скорбную ношу за нарушенную экологию.
Специализация
Основа региона - тяжёлая промышленность, машиностроение и нефтехимия. Обилие лесов дало толчок развитию заготовки и переработки древесины. Южные окраины - поставщики зёрна.
Уральский промышленный район расположен рядом с восточными закромами страны, где находятся неисчерпаемые запасы сырья и энергии Сибири, стимулирующие дальнейшее процветание. Города оснащены развитой транспортной сетью, способны пропускать потоки грузов.
Удмуртия, с населением полтора миллиона человек, входит в состав промышленного региона. Русских - 62%, затем аборигены - 28%, и остальное население. Урал - суровая территория.
Коми-пермяки - 150 тыс. представителей. Коренные жители составляют 60%.
Башкиры - относятся к тюркской группе, преобладающая религия - ислам. Численность аборигенов - 2 млн, большинство у себя в республике. В Башкирии 4 млн жителей, из них: русские - 39%, коренные - 22%, татары - 28%, другие народности - чуваши и марийцы - малочисленны. Поэтому республика считается многонациональной. Урала покладистое и терпимое.
Города региона
Ижевск, родина знаменитого оружейника Калашникова. Населённый пункт создан на месте железных рудников в XVIII веке. Позже построен оружейный завод, ставший основой оборонной отрасли. - четвёртый по величине центр сильной России с полуторамиллионным населением. Промышленный гигант, железнодорожный узел. Городской транспорт разнообразен, включая метро. Есть международный аэропорт.
Челябинск - индустриальный и культурный центр одноимённой области с населением свыше миллиона человек. В годы войны был «танковой столицей», выпускал продукцию для фронта, являлся сосредоточием эвакуированных заводов, работало население. Урал пахал на износ.
Уфа - сердце Башкортостана, берёт начало со времён Ивана Грозного. Экономический потенциал в химической, металлургической и нефтеперерабатывающих областях не исчерпан.
Богатства Урала неисчерпаемы, учитывая, что кладовые подземных ископаемых уже пять веков разрабатываются, и запасы закончатся нескоро.