Беседа подводный мир в подготовительной группе. Конспект НОД в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир! «Путешествие в подводное царство»
Смоленская Юлианна Игоревна
Воспитатель, МАДОУ ДС с. Бессоновка, Пензенская область
Смоленская Ю.И. "Подводный мир реки": конспект НОД в подготовительной группе // Совушка. 2018. N1(11)..12.2019).
Заказ № 55090
Задачи:
- «Познавательное развитие»: Закрепить знания детей о реке и о её обитателях, знать названия рыб и их особенности.
- «Художественно-эстетическое развитие»: Продолжать учить детей самостоятельно выбирать художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия подводного мира реки. Активизировать разные приёмы создания красивых водных растений и рыб. Развивать воображение и чувство композиции.
- «Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать положительные взаимоотношениями между детьми. Развивать свободное общение среди детей, умение договариваться, распределять действия при сотрудничестве.
- «Речевое развитие»: Формировать умение составлять описательные рассказы о рыбах.
Формы работы : ситуативный разговор, беседа, творческое задание - изготовление коллективного панно, подвижная игра.
Предшествующая работа : беседа о реке, о рыбах и речных обитателях. Чтение литературы - Г. Ганейзер «Почему реки текут в море?», Г. Юрмин - «Куда течёт река?», «Какая река лучше всех?». Составление рассказов о рыбах, заучивание загадок о реке. Разучивание подвижных игр - «Караси и щука», «Удочка», «Щука».
Материал и оборудование : панно, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, кисточки, ракушки, картонные силуэты рыб, коктейльные трубочки в качестве каркаса для растений, фонограмма плеска воды в реке.
Ребёнок приносит в группу ракушки, привезённые с моря. Дети рассматривают их, делятся своими впечатлениями.
Что такое ракушка?
Почему они такие разные по размеру?
Воспитатель подводит детей к тому, что ракушки есть не только в морях и океанах, но и в реках, озёрах и болотах (показывает речных ракушек).
Чем отличаются речные ракушки от морских?
Речные ракушки имеют две створки, которые плотно закрываются. Они очень острые и легко могут поранить. Глядя на ракушки, можно вспомнить много всего красивого и необычного.
Представьте, что вы находитесь на речном дне. (Дети закрывают глаза, звучат звуки плеска воды)
Что вы там видите? (На песке лежат ракушки, камушки, растут красивые водоросли, плавают рыбки и т.д.)
Дети открывают глаза.
Каких речных рыб вы знаете? Все ли рыбы одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? (Дети называют рыб и рассказывают о них)
Как вы думаете, зачем в реке водоросли? (Растения выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, служат пищей для рыб, которые там прячутся, спят, мечут икру).
Дети, а вы хотели бы сами создать необыкновенно красивую картину подводного мира реки. (Подводит детей к бумажной панораме и поясняет, что дети сами могут выбрать, из чего и как они будут создавать подводный мир реки).
Придумайте сами, как вырезать красивые густые водоросли из бумажных полос, волн. Не забудьте, что отдельные полосы, ленты можно сплетать, свивать, скручивать. Коктейльные трубочки можно использовать в качестве каркаса для устойчивости растений. Для изготовления рыб вы можете использовать картонные силуэты рыб.
Дети распределяются на компании, обсуждают свои замыслы, договариваются, кто чего и как будет делать, выбирают материалы и приступают к работе.
По окончании работы воспитатель и дети любуются созданной ими картиной подводного мира реки.
Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Фета «Рыбка»
Тепло на солнышке. Весна
Берёт свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.
Чиста холодная струя,
Слежу за плавником, -
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.
Рыбы любят очень играть в салочки.
Какие игры вы знаете про рыб? Дети называют игры и предлагают поиграть в одну из них.
Подвижная игра «Караси и щука».
Чем мы сегодня занимались?
Что понравилось и запомнилось?
Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа
Цели:
Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
Закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.
Задачи:
Развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
Развивать самостоятельность, активность.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)
А вот наш помощник. Ребята, что это?
Дети: - Это глобус.
Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?
Дети: - Разноцветным.
Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?
Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?
Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).
Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
(включаю запись звуков моря.)
Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.
Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
Воспитатель : - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Всяк попасть туда мечтает.
Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны ). На счёт «три» погружаемся.
1 -2 -3 – все замрём!
В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только открыть глаза.
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит ).
1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.
Молодец! Очень интересно!
Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин ).
2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.
Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!
Воспитатель: – Молодец!
Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?
Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).
Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула ).
Воспитатель: - Чем питается акула?
Дети: - Рыбами, морскими животными.
Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?
Дети: - Да.
3 Ребёнок: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.
Дети: - Нет. У человека нет жабр.
Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?
Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.
Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.
Пальчиковая гимнастика « Подводный мир »
Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба « козырьком » )
Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)
А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих
ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения
пальцами рук)
Гостей встречает осьминог.
В.: - Смотрите, вот и осьминог!
4 Ребёнок : - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.
Воспитатель : - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?
Дети: - Рыба.
Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.
Игра « Вопросы - ответы »
Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.
(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)
Чья голова? (Это рыбья голова ).
Чей хвост? (Это рыбий хвост ).
Чьи жабры? (Это рыбьи жабры ).
Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко ).
Чьи плавники? (Это рыбьи плавники ).
Чьи кости? (Это рыбьи кости ).
Чья чешуя? (Это рыбья чешуя ).
Чьи икринки? (Это рыбьи икринки ).
Чьё туловище? (Это рыбье туловище ).
Чьи глаза? (Это рыбьи глаза ).
Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка «А над морем - мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!
5 Ребёнок: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.
В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.
6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания - это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть - малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.
Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов ).
1 -2 - 3 – все замрём!
В детский сад мы попадём!
Воспитатель : - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра « Один - много»
Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Описание игры: Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.
Море – моря;
Рыба – рыбы;
Акваланг – акваланги;
Батискаф - батискафы;
Лодка – лодки;
Водолаз – водолазы;
Кит – киты;
Осьминог - осьминоги;
Дельфин – дельфины;
Медуза – медузы;
Акула – акулы;
Коралл – кораллы.
Итог:
Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?
Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
Любите дети природу:
Реки, озёра, моря,
О ней проявляйте заботу -
Будут тогда чудеса.
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №1 «Сказка»
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР
Подготовила: Арнаутова
Ольга Александровна.
2015
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр;
- Совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстомдвигательных упражнений, выполнять движения легко и свободно;
- Закреплять и расширять знания детей о морских обитателей и их особенностях;
- Сформировать представление о солёной морской воде;
- Закрепить знания о свойствах предметов, погружённых в воду: тонет-не тонет;
Развивающие:
- Развивать умение выполнять упражнения с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа;
- Развивать внимание, память, мышление, воображение;
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы;
- Воспитывать чувство прекрасного.
Подготовительная работа:
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, просмотр мультфильма « Немо», игра - лото «Подводный мир».
Создание предметно - пространственной среды:
Одежда для почтальона Печкина, конверт, диск с морскими звуками, проектор, 4 ёмкости с разной по вкусу водой, картинки с морскими обитателями, таз с водой, предметы для экспериментирования: пробка, палочка, камушек, гвоздь, бусинки, монетки, посылка, ракушки, мешочек с песком, пластилин, клей, водоросли из бархатной бумаги.
Ход НОД:
Вы задания выполнять.
Дружно в круг скорей вставайте
И за мной всё повторяйте.
Слышишь, музыка играет -
На зарядку приглашает.
Игра - массаж
Дети выполняют за взрослым движения в соответствии с текстом.
Ребята встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть - чуть побьём.
Хлоп - хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Ребята дружно скажут «Да»,
Прыгать весело, друзья!
Раздаётся стук в дверь, входит почтальон Печкин.
Печкин: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте.
Печкин: Это группа «Медвежонок»?
Печкин: Вам письмо, возьмите, пожалуйста. До свидания.
Дети: Спасибо. До свидания.
Воспитатель: Нам письмо, интересно, от кого оно. Ребята будем открывать?
Дети открывают конверт. Взрослый читает:
«Здравствуйте, ребята. Я морской царь Нептун. Хочу пригласить вас в путешествие на морское дно, но для начала вам нужно отгадать загадку».
Воспитатель: Ребята, вы согласны отправиться в гости к Нептуну в морское царство?
Дети: Да. Очень хотим.
Воспитатель: Хорошо тогда слушайте загадку.
Обманывать не стану,
Я меньше океана,
Но я большое всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
Дети: Это Море.
Воспитатель: Какие молодцы, отгадали. Но для того чтобы попасть на дно морское, необходимо подготовиться. Скажите ребята, а как и на чём можно погружаться но дно моря?
Дети: На подводной лодке или в костюме водолаза.
Воспитатель: Хорошо молодцы. А я вам, предлагаю с помощью волшебства. Но для начала так как мы будем погружаться глубоко, нам надо уметь правильно дышать.
Дыхательная гимнастика (с платочками)
Дети по показу воспитателя выполняют дыхательные упражнения под спокойную музыку.
- «Подуй» - и. п. стоя, ноги слегка расставлены, платочки в руках, руки опущены. Поднять правую руку с платочком перед грудью, подуть на него. То же самое с левой рукой. (4 раза)
- «Помаши» - и. п. стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, в руках платочки. Руки поднять вверх - вдохнуть и помахать платочками. Опустить - выдох. (4 раза)
- «Шумит море» - и. п. сидя на платочке, одно рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух, опуская грудь выпячивая живот при выдохе произносим звук «ш - ш - ш». (4 раза)
Воспитатель: Ребята, если вы готовы, то можно отправляться.
Дети: Да. Готовы.
Воспитатель: Тогда поплыли.
Рече - двигательное упражнение
Я плыву, плыву, плыву (имитация движений плавания)
В гости в царство к Нептуну. (руки над головой в форме крыши)
Многое хочу познать, (круговые движения двумя руками)
Мир подводный изучать. (шаги на месте)
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю сесть на ковёр, закрыть глаза и произнести слова.
Чудо чудное, явись,
Нашим детям покажись,
Дверь волшебную открой.
Подводный мир зовёт с собой!
На экране появляются картинки морского царства, слышны звуки моря.
Воспитатель: Кто из вас ездил на море и знает, какая на вкус в нём вода?
Дети: Вода на море чистая, прозрачная, на вкус солёная.
Воспитатель: Правильно, солёная. Ребята, подойдите к столу и давайте определим, в каком из этих стаканчиков морская вода?
Игра - экспериментирование
«Солёная вода»
Перед детьми стоят несколько стаканчиков с водой под номерами 1,2,3,4,и.т. д. - с солёной, сладкой, кислой, с простой водой. Дети на вкус определяют, какая вода морская, и объясняют почему.
Воспитатель: Скажите ребята, под каким номером морская вода?
Дети: Морская вода под номером 1.
Воспитатель: Как вы это определили?
Дети: Вода в стаканчике №1на вкус солёная, в море вода тоже солёная.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, каких морских обитателей вы знаете?
Дети: Осьминог, разные рыбы, морские звёзды и коньки, дельфины, крабы, медузы.
Воспитатель: Хорошо много назвали обитателей. А царь Нептун оставил для вас видеоальбом с морскими жителями. Давайте посмотрим.
На экране проектора появляется слайд - шоу с изображением морских жителей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. « Море волнуется раз». Под музыку вы перемещаетесь по залу, выполняя движения, представляя себя какими - то морскими обитателями. Когда я произношу слова « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри» вы «замираете». А я подхожу к одному из вас и дотрагиваюсь рукой. После этого тот до кого я, дотронулась начинает двигаться, представляя морского жителя. Я должна угадать, если угадаю, тот ребёнок становится ведущим.
Воспитатель: Ну, а теперь предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика « Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у Нептуна есть свой музей? Хотите его посетить?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Проходите и посмотрите. Что вы видите?
Дети: Камушки, ложка, пробка, гвоздь, ракушки.
Воспитатель: Ребята, все эти предметы разные, но есть то, что их объединяет. Хотите узнать.
Дети: Очень хотим.
Воспитатель: Подойдите к столу, я предлагаю по экспериментировать.
Игра - экспериментирование
« Тонет - не тонет»
На столе стоит таз с водой.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю по очереди опускать эти предметы в таз с водой и наблюдать, что с ними происходит. Давайте опустим гвоздь и пробку что произошло? Сделаем вывод.
Дети: Гвоздь утонул, а пробка осталась на поверхности воды.
Вывод: Есть предметы которые тяжелей воды - они тонут. Но есть и другие предметы, которые легче воды и не тонут.
Воспитатель: Ребята, очень интересно изучать морское дно и его обитателей, но нам пора возвращаться в детский сад.
Дети закрывают глаза и под звуки моря оказываются в детском саду.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась путешествие? Что больше всего?
Дети: Да, понравилось. Играть, смотреть видео, делать эксперименты.
Вдруг раздаётся стук в дверь входит почтальон Печкин.
Печкин: Добрый день, мои путешественники! Вам письмо и посылка.
Дети: Спасибо Печкин.
Воспитатель: «Дорогие ребята, это царь Нептун. Я очень рад, что вы побывали у меня в гостях, но я не успел подарить вам подарки, поэтому отправляю эту посылку и жду вас в гости снова». Давайте откроем и посмотрим что в посылке. В посылке (ракушки, камушки, веточки, песок, пластилин, картинки морских жителей) Ребята, я предлагаю выполнить коллективную работу о нашем путешествии и назвать её « Морской мир».
На готовом ватмане дети располагают морских жителей, ракушки, веточки.
Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ на тему: Морские обитатели.
Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ "Мир Морского царя"
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия с использованием ИКТ на тему «Морские обитатели» для старшей и подготовительной группы. Материал будет полезен для воспитателей этих групп. Конспект познавательного занятия направлен на формирование у детей знаний об обитателях подводного мира, заботливого отношения к природе.
Цели:
Познакомить детей с обитателями глубин морей и океанов. Вызвать желание узнавать как можно больше информации о представителях животного мира нашей планеты. Воспитывать бережное отношение к природе.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с названиями некоторых морей и океанов.
2. Сформировать представление о том, что на нашей плате живые организмы есть везде;
3. Расширять словарный запас детей;
4. Развивать умение вести беседу (высказываться самому и слушать своего товарища)
Дополнительный материал:
Презентация «Мир Подводного короля»
Альбомные листы, краски и кисточки, для создания рисунков;
Морские звезды, раковины, кораллы.
Глобус;
Звуковые дорожки с шумом моря, океана можно использовать на протяжении всего занятия, как фон.
Ход занятия:
В свободном доступе на столе перед детьми разместить морские звезды, раковины, кораллы (создать имитацию морского дна).
Вводная часть.
Воспитатель:
Дети, сегодня нас в гости приглашает Морской царь. Он хочет познакомить вас с жителями своего царства. Вы готовы отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Воспитатель:
Хорошо, но для начала нам нужно отгадать загадку Морского царя. Он просит нас взять раковины с этого стола и послушать звуки, которые она нам пропоет. Ну что, ребята, отгадаем? (Передать несколько раковин детям и включить звуковую дорожку шум моря, прибоя)
Воспитатель:
Ребята, вы догадались, о чем пели раковины? На что похоже их пение? (шум ветра, плеск воды) Ответы детей. При необходимости, задать наводящие вопросы.
Воспитатель:
Молодцы ребята! Теперь мы можем отправиться в путешествие. А вот и сам царь нас встречает! (1 слайд)
Основная часть.
Воспитатель:
Подводный мир - это целая страна! Она увлекательна и очень красива. Так же как и на суше живут животные и птицы, растут деревья и кустарники, под водой живут рыбы, крабы, моллюски, растут рифы. На нашей планете существую не только реки и озера, а еще моря и океаны. Например: Каспийское море, Мертвое море, Черное море; Индийский, Тихий и Атлантический океаны. Давайте на глобусе найдем, где они находятся? (рассматривание глобуса).
Воспитатель:
Теперь, мы можем познакомиться с обитателями морских глубин, которых мы сегодня встретим. (2 слайд) Ребята, посмотрите внимательно, вы знаете кто это? (ответы детей) Правильно, это морская звезда! Морские звезды живут 20 и более лет. Это хищники, которые питаются моллюсками, планктоном, морскими червями. У морских звезд есть особенность - регенерация, они способны отращивать потерянные лучи (руки).
Воспитатель:
(3 слайд) Давайте познакомимся с этим необычным обитателем моря. Это морской конек. На самом деле, это рыба, а назвали их так за то, что их форма тела похожа на шахматного коня. Многочисленные длинные шипы и лентообразные кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и недоступным для хищников. Размеры морских коньков составляют от 2 до 30 см, в зависимости от вида, к которому принадлежит конкретная особь.
Воспитатель:
(4 слайд) А это, ребята, рыба-луна. Правда, она напоминает Луну, которую мы видим ночью? (ответы). Эта рыба, обычно, плавает в открытом море у самой поверхности, и ее плавник показывается из воды. Из-за этого, ее часто принимают за акулу, но рыба-луна совсем безобидна.
Воспитатель:
Этого гостя вы узнаете без проблем, по множеству щупалец (5 слайд). Кто это? (Ответы детей) Правильно дети! Это осьминог. У него восемь щупалец. Живет осьминог на морском дне и может менять окраску, становясь незаметным. Во время опасности, он выбрасывает чернила и, таким образом, уходит от преследователя.
Воспитатель:
Ребята, скажите, кто в сказке про Буратино хранил золотой ключик? (Ответы детей) Правильно! Конечно же, черепаха! (6 слайд) Черепахи живут не только в сказках, но и в морях. Они являются долгожителями, то есть, они очень долго живут. Черепаха - очень ловкий пловец. Они питаются моллюсками и раками.
Воспитатель
: А как вы думаете, какое животное является самым большим на нашей планете, как в воде, так и на суше? Даю подсказку - это житель морей и океанов (Ответы детей) Правильный ответ: синий кит(7 слайд). Детеныш синего кита рождается длинной восемь метров и весит до трех тонн. Ему, как и нам необходим кислород для дыхания, они не могут дышать разреженным кислородом, как другие рыбы. Питаются эти животные планктоном (8 слайд). Это микроскопические организмы, которых переносит течение. Они делятся на фитопланктон (состоит из водорослей) и зоопланктон (образован животными организмами). Планктон нельзя увидеть невооруженным глазом. Эти организмы не только являются пищей для морских животных, но и необходимы для восстановления кислорода.
Воспитатель:
(9 слайд) Это, ребята, рыба-пила. Её невозможно ни с кем спутать. Отличительная черта - длинное и плоское рыло с маленькими зубами (как зубья пилы). Им рыба прочесывает песчаное дно в поисках мелкой добычи, иногда, он используется для защиты от врагов.
Воспитатель:
(10 слайд) Вы узнали ребята кто это? (ответы детей) Конечно же, это морской еж. Ежи различаются по цветам и иглам. У одних они короткие и частые, а у других редкие и длинные. Во рту у них есть пять постоянно растущих зубов.
Воспитатель:
(11 слайд) Этот подводный житель - краб. Отличительная черта крабов - специфический способ передвигаться боком. У них есть постоянная норка, куда они возвращаются после ночных вылазок за пищей: это говорит о том, что они хорошо ориентируются в пространстве.
Воспитатель:
И последний наш гость на сегодня (12 слайд) Медуза! Медуза более чем на 90 % состоит из воды. Это хищные животные питаются рыбой. Медузы ядовитые. Длинна некоторых превышает рост взрослого человека.
Воспитатель:
А сейчас давайте с вами отдохнем? (физкультминутка «Рыбка плавает в водице»)
Рыбка плавает в водице (мелкие шажки, руки вдоль туловища)
Рыбке весело играть(хлопаем в ладоши)
Рыбка, рыбка озорница (качаем головой)
Мы хотим тебя поймать.(«ловим» рыбку руками)
Рыбка спинку изогнула,(прогибаемся)
Крошку хлебную взяла.(руками показываем открывающийся рот рыбки)
Рыбка хвостиком махнула,(повернулись)
Рыбка быстро уплыла. (побежали к стульчикам)
Воспитатель:
Молодцы ребята, хорошие из вас рыбки получились, а теперь садитесь на свои стульчики. Как я уже говорила, подводный мир похож на наш. Там тоже есть целые леса, которые создаются водорослями (слайд 13- водоросли), есть опасные «цветы»- актинии (слайд 14). Они ядовиты, но некоторые рыбы живут именно в них. Например, рыба-клоун (слайд 15). Под водой существуют целые «города»- рифы (слайд 16). Как видите, их мир такой же, как и наш. Мы должны не только не нарушать их жизнь, но и всячески заботится об их обитателях. Ребята, как вы думаете, как именно человек может позаботиться о жителях подводного мира? (ответы детей, при необходимости задать наводящие вопросы об экологии, браконьерстве и т.д.)
Воспитатель:
Правильно ребята, мы должны помогать и защищать всех обитателей нашей планеты, так как именно мы (люди, человечество) в ответе за то, что многие из них находятся на грани вымирания. Сейчас, я бы хотела предложить вам нарисовать подводный мир, с которым мы сегодня знакомились. Перед вами находятся листы, краски и кисточки. Можете приступать к рисованию.
Заключительная часть.
Воспитатель:
(после выполнения рисунков) Какие замечательные работы у вас получились, по- моему, даже Морскому царю они очень понравились. Итак, ребята, расскажите, что вам особенно запомнилось и показалось интересным на сегодняшнем занятии? Понравилось ли оно вам? (ответы детей)
Воспитатель:
Замечательно! Вы очень много запомнили и узнали. Конечно же, мы с вами познакомились лишь с несколькими представителями подводного мира, но главное, мы поняли, что должны заботливо и бережно относится к нашей планете, ведь она так прекрасна и так хрупка. Морской царь тоже прощается с нами (слайд 17). Спасибо и вам за внимание!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана детский сад комбинированного вида № 85 «Улыбка»
Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной коррекционной группы с использованием ИКТ
«Путешествие в подводное царство».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить и обобщить знания детей о подводном мире, морских обитателях.
Активизировать словарь детей по теме «Морские обитатели».
Совершенствовать навыки чтения.
Развивать связную речь (формировать умение логически правильно выстраивать свой ответ).
Упражнять в решении арифметических задач.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности.
Развивать пространственно-зрительную ориентировку.
Развивать речевое дыхание.
Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики, умение согласовывать речь с движением.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Повышение активности, интереса к занятиям.
Способствовать воспитанию чувства любви к природе и развитию познавательного интереса к животному миру.
Методическое обеспечение: Презентация к занятию, выполненная в программе Power Point, ноутбуки на каждого ребенка, фишки для слогового анализа слов, карточки со словами для составления предложений, стакан с водой и трубочка на каждого ребенка для проведения опыта, мяч, аудиозаписи «шум моря», Сен – Санс «Аквариум», «Вечер у моря».
Ход НОД:
Дети входят в зал под музыку.
Организационный момент.
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Коммуникативная игра «Здравствуйте» (дети берутся за руки и проговаривают слово «Здравствуй»: первый слог дети произносят высоко, одновременно поднимая руки вверх,
второй – низко, опуская руки вниз).
Я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (запись шума моря №1).
Как вы думаете, что это? (море)
А что такое море? (Ответы детей)
Какие еще водоемы вы знаете? (Ответы детей)
На чем можно путешествовать по морю?
Вы хотите увидеть, кто живет в море?
Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. Давайте сейчас закроем глаза, а потом когда откроем, то окажемся на берегу моря. (1 слайд – море)
Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнем его поглубже.
Упражнение на формирование правильного речевого дыхания.
Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).
Ребята, а на чем мы сможем опуститься на морское дно? (Ответы детей)
(2 слайд – подводная лодка, 3 слайд – батискаф)
Я предлагаю это сделать на батискафе. Вот он ждет нас на морских волнах. Проходите. Ребята, давайте пригласим в путешествие нашу воспитательницу.
Воспитатель:
На счет «три» мы начнем погружение, а чтобы услышать, как мы погружаемся, я предлагаю вам провести опыт.
Опыт «Подуем в стакан с водой через трубочку».
Вот такой звук издает батискаф, опускаясь под воду. Занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).
Ну, вот мы и на морском дне в подводном царстве. Посмотрите, как здесь красиво. (4 слайд – батискаф на морском дне)
Как хочется заглянуть в морскую глубину,
Там увидишь друзей ты тьму:
Маленьких, больших и разных,
И очень своеобразных.
Давайте познакомимся с морскими обитателями.
Основная часть.
1.Формирование пространственного праксиса и зрительного гнозиса.
Кто же нам встретился первым?
Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывет он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (медуза)
После того, как дети отгадают загадку – 5 слайд – медузы.
Медуза приготовила вам задание «Назови морских обитателей» (собери изображения морских обитателей – разрезные картинки).
Назовите, что у вас получилось? (Дети называют получившиеся изображения).
Каждый ребенок рассказывает что – то интересное о своем животном. (На экране слайды).
2.Развитие ФЭМП.
Воспитатель:
Посмотрите, а здесь спрятался следующий морской житель.
Ты со мною не знаком,
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я … (осьминог).
После того, как дети отгадают загадку – 6 слайд – осьминог.
- Задание от осьминога. (Задачи).
- Шесть морских черепашат
К морю синему спешат.
Одного поймал Денис.
Сколько к морю добрались?
- Пять на острове пиратов,
Но на всех одна лопата.
Чтоб найти быстрее клад,
Сколько принести лопат?
- В море плавали на льдинах
Десять маленьких пингвинов.
Шесть за рыбками нырнули,
Остальные не рискнули.
Сколько же теперь пингвинов
В море плавает на льдинах?
- Совершенствование навыка пространственной ориентировки. (Каждый ребенок выполняет задание индивидуально на ноутбуке).
Вокруг осьминога всегда плавает много рыбок. Они все разноцветные и очень красивые.
Давайте и мы раскрасим наших рыбок в разные цвета.
Раскрасьте рыбку в правом верхнем углу в синий цвет.
Раскрасьте рыбку в левом нижнем углу в желтый цвет.
Раскрасьте рыбку в левом верхнем углу в зеленый цвет.
Раскрасьте рыбку в центре в оранжевый цвет.
Раскрасьте рыбку в правом нижнем углу в серый цвет.
(Задание выполняется под музыку Сен – Санс «Аквариум»).
3.Зрительная гимнастика (электронная).
4.Физминутка. (7 слайд – рыбы).
Музыка для физминутки (негромко).
В море нашем рыбки пляшут (руки разведены в стороны)
Они весело резвятся (руки на пояс, повороты туловища
В чистой тепленькой воде вправо – влево)
То сожмутся, разожмутся (ладони сжать, присесть, ладони разжать, встать на носки)
То зароются в песке (круговые движения кистями рук)
То помашут плавниками (руки назад, махи руками)
То закружатся кругами (покружились).
5.Развитие фонематических процессов.
Чье же задание будет следующим?
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку
На коралловый пенек
Хочет сесть морской … (конек).
После того, как дети отгадают загадку - 8 слайд – морской конек.
- Задание морского конька «Деление слов на слоги».
Положите столько морских камушков, сколько слогов в слове.
Слова: море, дно, акула, водоросли, ракушка, рыбы, волны.
6.Образование существительного во множественном числе в род.падеже (с мячом). (9 слайд – морские ежи).
Морские ежи предлагают сыграть с ними в мяч.
Д.игра «Один – много»
Акула – много акул медуза - …
Морской еж - … рыба - …
Кит - … ракушка - …
Дельфин - … кальмар - …
Морская звезда - … кашалот - …
Осьминог - … летучая рыба - …
7. Развитие мелкой моторики. (10 слайд – кальмар).
У морских ежей есть друг – кальмар. Однажды кальмар пригласил морских ежей к себе на день рождения.
Пальчиковая игра «Юбилей у кальмара».
Всю семью морских ежей (сжимать и
Кальмар позвал на юбилей. разжимать кулачки)
Он за стол их посадил, (одна рука сжата в кулак, другая прямая лежит на ней)
Чаю в чашки им налил (одна ладонь прямая, другая – сжата в кулак на ней)
Подал в вазочку варенье (кисти рук в форме «чашечки»)
И на блюдечке печенье. (Ладошки сложены «лодочкой»).
Акула мимо проплывала (ладошки вместе – «рыбка плывет»)
И застолье увидала. (Глядим в «бинокль»)
Кальмар акулу в дом позвал, («зовем» двумя руками)
Акулу чаем угощал.(Одна рука прямая, другая – сжата в кулак на ней)
Акула чай не захотела: (грозим пальчиком)
«Морских ежей бы я поела». (Ладони соединены, пальцы изображают зубы)
Им пришлось уплыть скорей, (ладошки вместе – «рыбка плывет»)
Вот так славный юбилей! (Руки развести в стороны, наклон вперед).
8. Обучение грамоте.
(Выполнение индивидуальных заданий на ноутбуках).
На морском дне можно увидеть множество красивых и необычных ракушек. Они могут быть разные по форме и цвету. (11 слайд – ракушки).
Посмотрите, какие необычные ракушки перед нами, на них написаны буквы.
9. Составление предложений из слов.
Ребята, посмотрите, кто – то заглядывает к нам в иллюминатор.
Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула
Рыба – хищница … (акула).
После отгадывания загадки – 12 слайд – акула.
Чтобы акула нам не навредила, мы должны прочитать слова на карточках и составить из них предложение.
Много, морском, на, ракушек, дне.
В, плывет, акула, море.
Воду, спускается, батискаф, под.
10.Итог.
Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. Наш батискаф всплывает.
Вам понравилось путешествие?
Что нового вы узнали?
Какие задания показались трудными?
Вот мы и на берегу. Посмотрите, весь берег засыпан теплым желтым песком. Давайте отдохнем.
Релаксация (музыка «Вечер у моря»): Всем нам снится один сон. Мы видим море с прозрачной водой и подводное «царство», в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные… А теперь мы будем глазки открывать, просыпаться и вставать.