Природа, общество, человек план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему. Природа, общество, человек план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему Открываем новые знания
Тест по обществознанию Человек, общество, природа для учащихся 8 класса. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 1 задание (4 вопроса).
1. Выберите неверное утверждение.
1) природа — это естественная среда обитания человека
2) природа — это всё, что возникло вместе с человеком
3) под природой понимают биосферу планеты Земля
4) природа — это определяющие свойства какого-либо объекта, выражающие его сущность
2. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами и находящаяся под их воздействием, называется
1) биосферой
2) атмосферой
3) ноосферой
4) гидросферой
3. Область планеты Земля, охваченная разумной деятельностью человека, — это
1) биосфера
2) литосфера
3) гидросфера
4) ноосфера
4. Высший тип мыслительной деятельности
1) понимание
2) поведение
3) разум
4) гениальность
5. Большинство исследователей считает, что разум является результатом работы
1) сердца
2) эндокринной системы
3) мозга
4) нервной системы
6. Выберите неверное выражение.
1) для цивилизации как стадии развития общества характерно её выделение из природы
2) в эпоху первобытности общество жило по жёстким правилам поведения, которые исследователи называют мононормами
3) в первобытном обществе люди руководствовались нормами морали
4) возникновение государства означало переход человечества от первобытного стада к общественной организации людей
7. Выберите неверное выражение.
1) мораль была выработана в процессе эволюции человека для сдерживания чрезмерного индивидуализма
2) мораль выражает личные или общественные ценности
3) мораль является одним из социальных регуляторов по- ведения человека
4) мораль устанавливается государством и поддерживается его принудительной силой
8. Антропологи называют современного человека
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) человек работающий
4) человек разумный
9. Большинство исследователей считают, что биологический вид современного человека появился впервые в
1) Африке
2) Европе
3) Азии
4) Австралии
10. Биологическую теорию происхождения человека разработал
1) В.И. Вернадский
2) Ч. Дарвин
3) Вольтер
4) Э. Фромм
1.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие социальные регуляторы поведения человека в обществе
.
Мораль, религия, способности, традиции, обычаи.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
2. Установите соответствие между латинскими терминами, означающими этапы эволюции человека как биологического вида, и аналогичными терминами на русском языке: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Латинские термины
А) Homo habllis
Б) Homo erectus
В) Homo neanderthalensis
Г) Homo sapiens
Термины на русском языке
1) человек прямоходящий
2) неандерталец
3) человек разумный
4) человек умелый
3. Установите соответствие между биосферой, ноосферой и их элементами.
А) мораль
Б) экосистема
В) нижняя часть атмосферы
Г) разум
1) биосфера
2) ноосфера
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Первыми __________ (1) человека были камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой и __________ (2). Важнейшим этапом в развитии человека стало появление __________ (3). Люди научились выражать абстрактные __________ (4) вода вообще , зверь вообще . Это привело к возможности обучать потомство ___ (5), а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т.д.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) собирательство
Б) орудия труда
В) земледелие
Г) язык
Д) скотоводство
Е) понятия
Ж) слова
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1. Прочитайте отрывок из рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» и выполните задания.
«Он услышал за своей спиной какое-то сопение — не то вздох, не то кашель. Очень медленно, преодолевая крайнюю слабость и оцепенение, он повернулся на другой бок. Поблизости он ничего не увидел и стал терпеливо ждать. Опять послышались сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка. Уши не торчали кверху, как это ему приходилось видеть у других волков, глаза помутнели и налились кровью, голова бессильно понурилась. Волк, верно, был болен: он всё время чихал и кашлял.
Вот это по крайней мере не кажется, — подумал он и опять повернулся на другой бок, чтобы увидеть настоящий мир, не застланный теперь дымкой видений. Но море всё так же сверкало в отдалении, и корабль был ясно виден. Быть может, это все-таки настоящее? Он закрыл глаза и стал думать -и в конце концов понял, в чём дело. Он шёл на северо-восток, удаляясь от реки Диз, и попал в долину реки Коппермайн. Эта широкая, медлительная река и была Коппермайн. Это блистающее море — Ледовитый океан. Этот корабль —
китобойное судно, заплывшее далеко к востоку от устья реки Маккензи, оно стоит на якоре в заливе Коронации. Он вспомнил карту Компании Гудзонова залива, которую видел когда-то, и всё стало ясно и понятно.
Он сел и начал думать о самых неотложных делах. Обмотки из одеяла совсем износились, и ноги у него были содраны до живого мяса. Последнее одеяло было израсходовано. Ружьё и нож он потерял. Шапка тоже пропала, но спички в кисете за пазухой, завернутые в пергамент, остались целы и не отсырели. Он посмотрел на часы. Они всё еще шли и показывали одиннадцать часов. Должно быть, он не забывал заводить их.
Он был спокоен и в полном сознании. Несмотря на страшную слабость, он не чувствовал никакой боли. Есть ему не хотелось. Мысль о еде была даже неприятна ему, и все, что он ни делал, делалось им по велению рассудка. Он оторвал штанины до колен и обвязал ими ступни. Ведёрко он почему-то не бросил: надо будет выпить кипятку, прежде чем начать путь к кораблю — очень тяжёлый, как он предвидел».
1) Дайте определение понятия природа . Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл.
2) Рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни» повествует о выживании человека в условиях дикой природы. Брошенный товарищем, герой рассказа идёт по канадской тундре. По пути он преодолевает различные трудности, а в конце рассказа вынужден вступить в схватку со старым и больным волком, из которой выходит победителем. На основании приведённого отрывка, напишите не менее трёх качеств путника, которые помогли ему выжить в живой природе без помощи других людей.
3) Напишите три примера позитивного влияния общества на природу.
4) Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .
1. «Всё, что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому должно быть отвергнуто» (Б. Спиноза
).
2. «Природа окружает человека мраком и понуждает его вечно стремиться к свету» (И.В. Гёте
).
3. «Природа создавала свои творения, преследуя свои цели, но её цели — узы и цепи для человека» (М. Горький
).
Ответы на тест обществознанию Человек общество природа
Часть 1
1-2, 2-1, 3-4, 4-3, 5-3, 6-3, 7-4, 8-4, 9-1, 10-2.
Часть 2
1-способность
2-4123
3-2112
4-БАГЕЖ
В жизни человека природа играет важную роль.Человек не может существовать без общества так же, как и без природы. Человек, природа, общество - взаимосвязанные части, компоненты одной цепочки, составляющие жизни планеты.
Значение природы
Обществознание 8 класса предлагает изучать понятие «природа» в нескольких значениях .
- Природа - это окружающий мир во всем его проявлении. Природой в данном смысле считается все, кроме того, что создается сознанием человека: мысли, образы и идеи.
- Природа - это все, что развивается и появляется не в ходе человеческой деятельности. По такому понятию, природа делится на 2 составляющие части: живая и неживая. Обе группы существовали до появления человека.
- Природа - это биосфера планеты Земля, оболочка, в которой происходят живые процессы.
Последнее значение противопоставляется понятию «общество». Жизнь людей, «человеческий фактор» изменяют природу, вмешиваются в ее развитие, меняют структуру биосферы.
Единство природы и человека
Что связывает человека, природу и общество? Ученые нашли множество доказательств тесного взаимодействия. Человек - это элемент системы, частица, но от него зависит множество процессов. Человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Чем можно аргументировать такое утверждение? Природа дает людям питание. Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха. Откуда он его берет?
Из атмосферы. Именно это позволяет сделать вывод: человек и природа - неразделимы.
Некоторые ученые предсказывают наступление эпохи ноосферы, когда будет торжествовать гармония между обществом людей и природой. Данный период еще не наступил, но ученые верят в его скорый и обязательный приход.
Человек – часть природы
Человек - это верхняя ступень развития природы. Ум его позволяет руководить тем, что находиться рядом. В Древнем Китае все живые существа ученые расставили по ступеням: на начальной ступени расположились растения, затем рыбы. Всех остальных поднимали вверх по совершенству и широте интеллекта. На верхней ступеньке оказался человек. Почему? Человек - не просто царь, божество. Он тот, кто отвечает за эволюционные процессы. Он сохраняет историю и то, что появилось за много миллионов лет до него. Человечество постоянно занимается совершенствованием, умом, который приобрел от природы. Направлять силу разума человек должен не на разрушение, а на сохранение всего живого.
Часть своего исторического развития человек прошел через путь, аналогичный всем живым существам, но постепенно выбрал другой: он начинает трудиться. Труд преображает личность. Для труда нужны знания, человек, работая, обретает умения и опыт.
Источник научных открытий
Природа, окружающая человека, дарит ему множество знаний. Постигая ее тайны люди стали мудрее и практичнее. Множество законов было открыто в ходе изучения взаимосвязи компонентов планеты. Человек постигал природу и создавал новое.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
- Поняв суть силы земного притяжения, он взлетел в воздух, сконструировав самолеты.
- Вентиляционные системы многоэтажных зданий сходны по принципу с доступом воздуха внутрь термитников.
- Акваланг появился после наблюдения над поглощением водным жучком воздуха.
Идей, которые человек получил у природы, множество. Исследователи открывали строение растений, переносили их в технические устройства. Биологи наблюдали за жизнью животных и открывали целебные травы, новые способы одомашнивания диких обитателей леса.
Гремучие змеи «подарили» людям приборы ночного видения, а лягушка «раскрыла» принцип раздельного видения изображения, которое стало основой устройства электронных машин.
Что мы узнали?
Из статьи по обществознанию мы узнали, какова роль природы в жизни человека и общества, что значит для человека природа, как нужно относиться к планете. Ответы на вопросы помогают воспитать в себе черты заботливого хозяина Земли.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 659.
8 класс
Тема: Природа, общество, человек.
Ход проведения урока
Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока - (интересное, необычное начало урока, повышающее мотивацию учебной деятельности школьников).
Отрывок из рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».
«В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац…Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть…И вдруг…Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому – подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
II. Актуализация знаний учащихся по данной теме.
Ребята, представьте себе, что это вы, героя рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».
- Почему у вас вызвало такие чувства появление солнца?
- О каких явлениях говорит автор произведения?
- Каким общим словом можно назвать данные явления?
- Каким образом, на ваш взгляд природа оказала воздействие на маленьких детей?
III. Изучение нового материала
- 1. Мини – лекция «Природа и мы» - взгляды философов о роли природы в жизни общества по книге В.А.Канке «Философия» (учащиеся записывают наиболее важные моменты в тетради).
«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Что же такое природа? Давайте запишем слово природа следующим образом: «при – рода». То есть Природа – это то, что находится при роде человеческом, то из чего рождается сам человек. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает себя в неё. Итак, природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.
Как же понимали философы разных исторических эпох взаимоотношения человека и природы. Давайте рассмотрим исторические формы отношения человека к природе.
Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделённость природы и человека. Греческие философы не противопоставляли природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.
- Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведёт вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходи до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек эпохи средневековья не меньше, чем человек античности, подчинён природным закономерностям и ритмам.
В новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук.
В XX веке на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И.Вернадским и французскими философами Т. Де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что в XX век единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума.
2. Работа с новыми терминами и понятиями.
Природа
в широком смысле – окружающий в узком смысле - природа
нас мир во всём бесконечном как биосфера нашей планеты
многообразии проявлений земная оболочка, охвач.жиз.
Что такое общество?
Общество тесно связано с природой.
Экология – это наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Биосфера - это нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населённая живыми организмами; самая крупная экосистема Земли.
Ноосфера – это «мыслящая оболочка», высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.
Природная система – совокупность элементов живой и (или) не живой природы, находящихся в определённой связи и отношениях между собой и образующих относительно устойчивое единство и целостность.
Естественная среда обитания человека – та часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своего развития и жизнедеятельности (поверхность Земли, её недра, Мировой океан, околоземное воздушное пространство, часть нашей Солнечной системы).
Искусственная среда обитания - это та часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития, является продуктом жизнедеятельности человека и общества и не существует сама по себе как природа (города, дороги, жилище, транспортные средства и т.)
Домашнее задание:
- ответить на вопрос письменно в тетради (см. приложение 1.)
- повторить термины.
Разделы: История и обществознание
Класс: 8
Цели.
1. Изучить среду обитания человека.
2. Рассмотреть связь человека и природы, взаимодействие человеческого общества и природы.
3. Развитие у детей логики, мышления.
Оборудование: мультимедиа.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Определяем основной вопрос урока. Чтение проблемной ситуации.
“Коля вставай быстрее! - торопила мама. А то опять в школу опоздаешь. И не вздумай снова задирать мальчика из параллельного класса. Узнаю, еще раз, что ты у него мяч отобрал, устрою тебе “сладкую жизнь”. Как тебе не стыдно.
Начинается…. с добрым утром! Проворчал Коля - Вот для чего это все выдумано? “стыдно”, “опоздаешь”… Вот волк в лесу захотел спать – спит, захотел есть – поймал какого-нибудь суслика и съел. Будет его за это кто-то упрекать?
Волка не будет – он зверь, живет по инстинктам, по законам природы, но ты человек.
А я тоже часть природы! Вот мы не соблюдаем ее законы и пожалуйста - реки грязные, леса исчезают, погода портится. Жили бы все как положено, по законам природы делали бы чего хочется, так нет же, напридумывали всяких правил”.
Вопросы: Чем отличаются мнения мамы и сына? Какой вопрос можно задать на основании их спора? Почему человек не живет по законам природы?
Определение целей урока.
3. Открываем новые знания.
В отличие от других живых существ, человек создал вокруг себя особую среду существования - общество. А что такое общество? (Ответы обучающихся).
Общество – это не просто множество людей. Это целостная система связей и отношений между людьми. Какие это связи и отношения? Что такое система?
Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы, т.е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Отношения, в которые вступают друг с другом люди в обществе, бывают самые разные: поддержка, соперничество, игнорирование… Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Жизнь человека вне общества невозможна. Почему? Только общество способно передать новорожденному человеку тот культурный опыт, который делает его человеком – разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, радоваться и творить.
Человек и природа (вопросы на экране).
Как связаны между собой природа и общество? Меняется ли общество под воздействием природы, а природа под воздействием общества?
Природа – это среда существования общества. Природа – огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Реки, лес, руда… – активно используется людьми. Откажется сейчас человек от их использования?
Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества.
Второе определение природа – биосфера (на экране). Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью (запись определения в тетрадь). Только в отличие от животных и растений человека отделяет от природной среды, созданная им общественная среда: дом, одежда, инструменты, техника, книги…– все то, что создано человеческим трудом и существует благодаря системе связей и отношений между людьми. С другой стороны, чтобы создать вокруг себя “оболочку культуры” люди берут исходные материалы, энергию из природы. Природа служит источником вдохновения для художников и поэтов, способна благотворно воздействовать на здоровье человека, его настроение. Однако и человек использует для своих нужд реки, лес.., постепенно изменяя облик Земли. Порой человек использует ресурсы нерационально, загрязняет окружающую среду.
4. Подводим итоги (ответы учащихся).
У человека две среды обитания – природа и встроенное в нее – общество, т.е. систма связей и отношений между людьми. Усилиями людей общество постоянно развивается во взаимодействии с природой, обеспечивая нас всем необходимым для жизни (схема на экране).
5. Решаем задания (на экране высказывания).
Выбери одно из высказываний и ответь на вопрос: “Что хотел сказать этими словами мыслитель? Согласен ли ты с ними?”
“Культура – есть вторая природа” (Гегель).
“Наша земля - это большая проселочная дорога, а мы, люди, – путники” (Генрих Гейне).
“В обществе каждый человек-камешек в мозаичном узоре” (Никола Себастиан Шамфор).
“Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он ее переделывает” (Анатоль Франс).
6. Групповая работа.
Решаем жизненные задачи (класс делится на 6 групп, задание на экране).
В школе создается экологическое общество. Разработайте план работы на год, цели, задачи.
7. Оценивание учащихся. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить дополнительный материал “ноосфера”.
Урок 10 ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК
28.10.2013 9134 0Эпиграф к уроку:
Каждое живое существо должно свыкнуться с тем, что оно - опытный экземпляр природы, а не окончательный вариант.
Вильгельм Швёбеяь - немецкий ученый, публицист, афорист
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества.
Учащиеся должны знать, что:
1)природа - это естественная среда обитания человека;
2)ноосфера - область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью;
3)нормы морали стали регулировать отношения людей;
4)человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1)природа;
2)биосфера;
3)ноосфера;
4)общество;
5)моральные нормы.
Учащиеся должны уметь:
1)раскрывать основные значения понятий;
2)определять роль природы в жизни человека и общества;
3)аргументировать свои ответы;
4)определять значение моральных норм и запретов в жизни общества.
Ход урока
I.Изучение нового материала.
1.Работа с таблицей.
Задание. Запишите в таблицу, что вам известно по этой теме (в графу «Знаю»), вторую и третью колонки оставьте незаполненными до тех пор, пока не будет изучен текст параграфа.
Знаю | Узнал | Хочу еще узнать |
2.Работа в группах.
Изучение данного учебного материала лучше всего провести с использованием одного из приемов технологии критического мышления - модель Зигзаг.
Условия. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Для того чтобы каждый имел свой номер, можно либо рассчитаться на 1, 2, 3, 4, либо раздать карточки разного цвета.
Затем учитель обращает внимание на материал учебника и совместно с учениками ставится цель урока, кратко обсуждается тема. Учитель говорит о том, что к концу урока каждый член группы должен понять тему, но растолковывать ее ученики будут по частям, а потом из частей создается общее знание.
Весь материал разбивается на 4 части.
Первые номера отвечают за раздел «Что такое природа?».
Вторые - «Связь человека с природой».
Третьи - «Человек - венец природы?».
Четвертые - «Вершина пирамиды или звено в цепи?».
Когда все поняли, создаются новые группы, куда входят - только все первые номера, только все вторые номера, только все третьи номера, только все четвертые номера.
Их задача заключается в том, чтобы изучить материал, досконально разобраться, обсудить его, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам. Когда материал изучен, группы возвращаются в свое первоначальное состояние и начинают обучать своих друзей. Первые номера объясняют свою часть, вторые, третьи, четвертые - свою.
И теперь каждый ученик владеет всем объемом знаний по параграфу.
Заполняется вторая колонка таблицы «Узнал».
Закрепление можно организовать как групповую работу, где учащиеся читают дополнительный материал, анализируют его, отвечают на вопросы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Теория «Гея»
В конце 60-х годов появилась теория, которую решили назвать по имени древнегреческой богини Земли. Согласно этой теории живые существа - не пассивные жертвы среды обитания, они способны воздействовать на нее. Иначе говоря, наша планета ведет себя как гигантский живой организм, в котором все живые существа взаимодействуют между собой, обеспечивая его устойчивость.
С позиции этой теории можно объяснить некоторые факты, относящиеся к зарождению жизни. В то время в атмосфере Земли содержалось 90 процентов двуокиси углерода. Это создавало сверхпарниковый эффект, благодаря которому на Земле поддерживалась теплая температура. Но Солнце постепенно разогревапось. Почему же не произошло перегрева Земли? По мнению английского ученого Лавлока, одного из создателей теории «Гея», это объясняется наличием на Земле живых существ. Например, первые бактерии потребляли двуокись углерода, что приводило к отсасыванию его из атмосферы и тем самым ограничивало способность этого газа создавать парниковый эффект. Позже, около 3,7 млрд лет назад, появились первые формы сине-зеленых водорослей, которые стали использовать солнечный свет для производства питания. Но одновременно они вырабатывали кислород. Со временем в атмосфере накопилось заметное его количество, что привело к охлаждению планеты и заложило первоосновы той жизни, которая известна нам сегодня.
В соответствии с этой теорией прогнозируют и будущее. Если начнется глобальное потепление климата, то Землю спасет планктон. Он станет выбрасывать в атмосферу больше определенного газа, в результате появятся частицы серы, что, в свою очередь, увеличит образование капель воды, значит, и облаков. Облака будут сильнее затенять поверхность Земли и отражать обратно в космическое пространство больше солнечного света. Таким образом, по этой теории, на разогревание Солнца Земля ответит деятельностью, обеспечивающей охлаждение среды обитания.
За годы своего существования теория привлекла на свою сторону самых разных сторонников. Так, промышленники и производители довольны тем, что из нее вытекает вывод о способности нашей матери-природы пережить даже обильные промышленные загрязнения. Лавлок готов согласиться с этим, но добавляет, что тогда, быть может, на смену человеку придет более устойчивый к загрязнениям биологический вид.
Жизнь - высшая ценность
Вспомним знаменитую сказку о соловье Г. Андерсена. Именно перед лицом смерти император вновь пожелал увидеть живого соловья. И это исполнено глубокого смысла: ведь смерть - привилегия живого - позволяет ощутить единство с миром природы. Вот почему пение живой птицы отгоняет смерть, начинавшую одолевать императора, как только тот добавил к механическому придворному церемониалу еще и искусственного соловья.
В мире созданных человеком материальных вещей многое ценно. Но живое более ценно. Этому выводу даются разные обоснования. Одни считают, что живое - это творение Божье, которое всегда выше созданного руками человека. Другие утверждают, что органическое превосходит искусственное прежде всего потому, что первому присуща внутренняя целесообразность, тогда как последнему - лишь внешняя (служить удовлетворению определенных потребностей человека).
Из этого положения следует вывод о необходимости очень бережного отношения ко всему живому. Прервать естественный ripo - цесс развития и эволюции живого, длящийся миллионы лет, допустимо лишь в том случае, если, к примеру, это способствует сохранению человеческой жизни (например, уничтожение болезнетворных микробов, мухи це-це и т. д.).
Вопросы и задания:
1.Из теории «Гея» различные ученые делают противоположные выводы. Одни считают, что земная жизнь сознательно (то есть в соответствии с определенной целью) управляет своей средой. Другие убеждены, что природа действует в полном соответствии с дарвиновской теорией эволюции: бессознательно, без какого-либо разумного плана. Просто все дело в том, что при наличии в мире более 30 млн биологических видов жизнь обладает огромной способностью к самосохранению. А как вы считаете? Свое мнение аргументируйте.
2.Согласны ли вы с утверждением, что совершенно недопустимо, к примеру, во имя строительства автострады, увеличивающей человеческую мобильность, заливать бетоном те участки, в которых только и могут выжить определенные виды живых существ? Аргументируйте свою позицию.
3.Обсудите возможности и перспективы следующего прогноза. Некоторые ученые считают, что можно высвободить силы «Геи», для того чтобы зародить жизнь на Марсе. Согласно этому предложению, для того чтобы разогреть планету, сделать так, чтобы по ее поверхности снова потекли реки, нужно выпустить в атмосферу Марса достаточное количество хлорфторуглерода, который даст начало парниковому эффекту. Затем надо будет внедрить на Марс стойкие микроорганизмы из сухих долин Антарктиды. Эти крошечные создания путем фотосинтеза будут создавать кислород. А поскольку им не будут мешать ни хищники, ни соперники, они смогут очень быстро размножиться и покрыть всю поверхность планеты. После этого можно будет приступить к заселению ее людьми. И тогда посев, произведенный с помощью космических кораблей, приведет к появлению в космосе первого потомка Земли.
Ш Словарь
Биосфера - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населенная живыми организмами; самая крупная экосистема Земли.
Ноосфера - «мыслящая оболочка», высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.
Природная система - совокупность элементов живой и (или) неживой природы, находящихся в определенной связи и отношениях между собой и образующих относительно устойчивое единство и целостность.
К разделам «Человек - венец природы?» и «Вершина пирамиды или звено в цепи?»
Понимание человеком своего места и роли в природе исторически изменчиво. Так, архаическим культурам было свойственно понимание человека как части великого природного организма, божественного и живого. Единство человека и природы отражалось в мифах. В ритуалах человек также пытается символически выразить свою общность с природой.
С началом оседлого образа жизни, развитием земледелия, выделением социальных групп, возникновением городов и государств, появлением ремесленной техники, начатков наук отношение человека к природе меняется. Хотя наука пока не теряет связи с мифом, но начинают применяться количественные методы при изучении природы, появляются астрономия и геодезия. В Древней Греции зарождается дедуктивная наука, выводящая теоремы из аксиом. Так, и греческой, и индийской наукам издавна был известен закон, получивший имя Пифагора, однако в индийских текстах он лишь приводится, тогда как Евклид его доказывает. Вместе с тем многие древнегреческие мыслители наделяли душой природные явления. Например, Платон и Аристотель даже звезды считали одушевленными.
В эпоху средневековья в европейских странах господствовало христианское вероучение. Природа здесь уже не есть нечто существующее само по себе, ее бытие порождено Богом.
При этом человеку в природе отводится центральное место.
Постепенно зарождалась идея о безграничных возможностях человека в познании и преобразовании природы. Так, еще в средние века появилась идея о том, что человек творит математические сущности.
В новое время вместе с идеями французского философа Декарта стало утверждаться отношение к человеку как высшей ценности и единственно разумному и одухотворенному началу в мире. По сути, растения и животные стали рассматриваться как машины, не имеющие внутреннего мира. Это в дальнейшем помогло преодолеть все сомнения по поводу проводимых над животными опытов. Вместе с тем отдельные мыслители нового времени хотя и не одушевляли природу, но все-таки наделяли ее достоинством. В ее существовании и развитии видели проявление истинного, доброго и прекрасного, что человек обязан почитать и любить.
Но не эти воззрения определяли общественное сознание людей индустриальной эпохи. Все более утверждалась идея главенства активного, творческого человека, стоящего над враждебной ему и косной природой, которую предстоит полностью преобразовать с учетом потребностей людей. Такие представления станут в дальнейшем одним из источников экологической опасности.
Принадлежность к двум мирам
Сущность человека двойственна. С одной стороны, он порожден природой и поэтому, безусловно, является ее частью. Но с другой - он - единственное существо, способное постигать принципы существования самого себя и природы. Таким образом, человек есть отличное от всего царства природы. Помимо природного, человек включен также и в мир общества. Как социальное существо человек входит в определенные социальные группы и общности, живет и действует в системе определенных общественных отношений, создает искусственную среду обитания - «вторую природу». Как живое существо человек подчиняется общим законам развития биосферы, имеет определенную совокупность видовых признаков; биологически обусловлены половые различия людей, продолжительность детства, зрелого возраста и старости. Передается по наследству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности, например, в музыке, математике ит. п.
Ряд ученых считают, что от далеких предков люди восприняли и некоторые инстинктивные программы поведения, которые с генами передаются из поколения в поколение. Так, по мнению знаменитого австрийского врача и исследователя 3. Фрейда, в основе войн лежат древние инстинкты агрессии и разрушения.
Вопрос о том, какое из двух начал - биологическое (природное) или социальное (общественное) - является определяющим в формировании способностей, чувств, поведения человека, остается и сегодня предметом острого спора. Одни исследователи и философы считают, что решающая роль принадлежит биологическим факторам. Именно благодаря им произошло становление и развитие биологического вида. Другие выдвигают на первый план влияние на человека общества и общественных отношений. Лишь с их помощью человек овладевает языком, сознанием, культурой, навыками общественного поведения, способностью трудиться.
Теория, о которой спорят
Есть виды живых существ, вооружения которых сокрушительны, а приемы их применения молниеносны (ядовитые насекомые, змеи). Боевая стычка между соперниками в данном случае неминуемо закончилась бы смертью одного из них, а то и обоих. У подобных видов естественный отбор вырабатывает запрет применять оружие во внутренних стычках. Эту систему инстинктивных запретов биологи назвали естественной моралью. Она тем сильнее, чем сильнее от природы вооружено животное.
Человек и его ближайшие предки были слабо вооруженными животными, даже укусить и то толком не могли. Поэтому у него изначально слабы инстинктивные запреты, слаба естественная мораль. Но впоследствии человек начал создавать и совершенствовать искусственное оружие и стал самым вооруженным видом на Земле. Мораль же почти не изменилась. Иначе говоря, беда человека не в его высокой агрессивности, а в его недостаточной моральности.
Вопросы и задания:
1.Наука утверждает, что увеличение сложности системы ведет к ее неустойчивости. Например, при разрушении транспортной сети, газо-, водо- и электроснабжения город погибает. А хутор при таком же воздействии выживет (у каждого свой огород, колодец). Отсюда следует, что простейшие, способные питаться множеством веществ, не съедобных для высших существ, выживут при любых потрясениях. Человек же наиболее уязвим.
Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Свою позицию обоснуйте.
2.Какие из перечисленных характеристик и свойств человека и особенностей его жизни можно отнести к биологически обусловленным, а какие к социально заданным:
-способность овладеть речью;
Умение пользоваться столовыми принадлежностями при еде;
-перенесенные в жизни заболевания;
-членораздельная речь;
-способность мыслить.
3.Существует точка зрения, согласно которой многие животные, чем они генетически ближе друг к другу, тем более друг другу противны, тем более, так сказать, карикатурны друг для друга. Тот же механизм срабатывает и в людях. Проиллюстрировать это можно отношением к языкам. Если чужой язык очень далек от родного (для русский - эстонский или китайский), то нам он просто непонятен. Более близкий язык (например, немецкий, литовский) уже вызывает неприятие в употреблении знакомых корней и слов, и, наконец, близкие языки (болгарский, украинский) воспринимаются просто как смешные, как пародия на русский (вспомним творчество Гоголя, Шолохова).
Разделяете ли вы данную точку зрения? Следует ли из приведенного утверждения, что наиболее враждебно друг к другу могут относиться именно близкие по культуре и духу народы?
Ш Словарь
Естественная среда обитания человека - та часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своего развития и жизнедеятельности. На первых этапах становления человечества естественная среда его обитания охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь же она включает не только всю поверхность Земли, но и ее недра, Мировой океан, околоземное воздушное пространство, а также часть нашей Солнечной системы.
Искусственная среда обитания человека - это та часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития, является продуктом жизнедеятельности человека и общества и не существует сама по себе как природа. В состав искусственной среды входят созданные человеком жилища, города, села, дороги, транспортные средства, орудия труда и многое другое.
Домашнее задание: § 8.