Домашние занятия на произношение звуков.
Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь. А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша. Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка.
Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое. Первое время желательно делать это перед зеркалом, чтобы малыш мог сам себя контролировать и оценивать.
1. Упражнение «Окошко»
Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.
2. Упражнение «Заборчик»
Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.
3. Упражнение «Часики»
Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.
4. Упражнение «Месим тесто»
Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: «пя-пя-пя». Затем покусать язык зубами, произнося: «та-та-та».
5. Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.
Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух). После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.
6. Игра «Эхо»
Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: «ау», «уа», «ио» и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.
7. Игра «Пароход»
Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите «ду-ду» с разной степенью громкости и силы голоса.
8. Игра «Хлопни, когда услышишь»
Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки.
Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук «м». Дальше взрослый произносит ряд звуков, где «м» чередуется с другими. Например: «м», «в», «н», «л» и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.
9. Игра «Футбол»
Цель: развитие речевого дыхания.
На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.
10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки
Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.
Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.
Например:
– «Уроки логопеда» Косинова Е.М.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно» Новиковская О.А.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяева С.В.;
– «Альбом по развитию речи» Володина В.С.;
– «Логопедические игры для детей» Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.
Екатерина Петунина
Тема: Осенний урожайПредмет: Развитие речи
Возраст: Дети старшей дошкольной группы 5-6 лет
Образовательное учреждение: ГБУДОД ООДТДМ им. В.П.Поляничко
Город: г. Оренбурга
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.
Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;
Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в
группе;
Воспитательные: любовь и уважение к природе.
Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа"
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Доброе утро! –
Птицы запели.
- Добрые люди
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
- Вас в круг, ребята, собираю!
Пообщаться приглашаю!
(Дети собираются около педагога)
2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.
- Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)
Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.
- Ребята, а где живет ежик? (в лесу)
- Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.
- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
- Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)
- Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.
- Вы готовы? Тогда в путь
3. Работа по теме «Дары осени в огороде»
а) Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)
Слайд №2 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №17)
Катится колючий ежик,
Нет ни головы не ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.
Б) Упражнение «Назови овощи»
- Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)
Слайд №3
Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды
Слайд №4
Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)
- Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.
В) Речевое упражнение «Убираем овощи»
- Как убирают овощи? Подберите слова-действия.
Слайд №5
Картофель (выкапывают)
- Лук (срезают)
- Редис (выдергивают)
- Помидор (срывают)
- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
- Баклажан (срывают)
- Перец (срывают)
- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
- Капусту (срезают)
Г) Упражнение «Повтори слова»
- Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.
- Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?
Ежик: Нет
- Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?
А теперь нам надо отправиться, за фруктами.
4. Работа по теме «Дары осени в саду»
а) Упражнение «Назови фрукты»
- Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев
Слайд №6
Посмотрите и скажите, что растет в саду
Слайд №7
Б) Упражнение «Один много»
- Надо собрать фрукты для ежика в корзину.
Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.
- На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)
- Одно яблоко, много (яблок)
- Один банан, много (бананов)
- Один апельсин, много (апельсинов)
- Один лимон, много (лимонов)
- Один мандарин, много (мандаринов)
В) Упражнение «Назови садовые ягоды»
- Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?
Слайд №8
Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.
- Давайте ежику расскажем об этих ягодах
Г) Упражнение «Опиши ягоду»
- Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус
Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая
Ай-да скромница-клубника,
Твоего не видно лика.
Раскраснелась со стыда.
Ох, не скрыться никуда.
Малина (форма, размер, цвет, вкус)
Бабье лето! Дивные рубины
Приласкала тихая заря.
Щедро ремонтантная малина
Падает в лукошко сентября.
Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом
- Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.
- Смородина (форма, размер, цвет, вкус)
Красная смородина
До чего крупна!
Кисленькая, вроде бы,
Но с сахаром, вкусна!
Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)
Не крапива, не шиповник,
Но шипами так же густ...
Называется - крыжовник
Этот злой кошачий куст.
Д) Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)
- Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?
Клубника, какая? (красная, сладкая)
- Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)
- Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)
Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.
5. Физкультминутка. Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)
Слайд №9 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)
Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной
- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)
А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)
6. Работа по теме «Дары осени в лесу»
Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется
А) Упражнение «Назови лесную ягоду»
Слайд №10
В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)
- Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)
- Какой гриб несъедобный? (Мухомор)
Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая
7. Подведение итогов
- Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика
Огурец, помидор, баклажан – это …
Яблоко, груша, апельсин – это …
Клубника, малина, смородина – это …
Рябина, калина, ежевика – это …
Опенок, сыроежка, груздь – это …
Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. Досвидание.
Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сегодня путишествовать.
«ОСЕНЬ». Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 летПодготовила
педагог МБДОУ №37
Лысак Евгения Анатольевна
Менделеево
2018 г.
«Осень.»
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Цель: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях;
Задачи:
Активизировать словарь по данной теме;
Учить образовывать относительные прилагательные;
Подбирать прилагательные и глаголы к существительному;
Согласовывать существительных с числительными;
Развивать мышление, зрительное внимание и память, ориентировку на листе бумаги;
Закреплять умение составлять рассказ с помощью схем;
Развивать навыки сотрудничества.
Организация образовательной среды:
Для мотивации к НОД:
видеозапись «Шуршание листьев»
Для проведения НОД: ноутбук, проектор для просмотра презентации, схемы-модели, кленовые, дубовые, берёзовые листья, конверты, подносы, белые листы формата А3(по количеству пар детей).
Предварительная работа:
Педагога: разработка конспекта, изготовление пособий, подбор речевого материала по теме НОД, подготовка презентации;
С детьми: изучение признаков осени.
С родителями: закрепление речевого материала.
Формы организации совместной деятельности: игра, беседа,
самостоятельная деятельность, работа в парах, упражнение на развитие зрительно-моторной координации, ориентировки на листе бумаги.
Проведение НОД:
Мотивация:
1.Дети заходят в зал.
На доске размытое изображение осенних листьев.
Ребята, что же это такое на доске? Я что-то не пойму. Давайте попробуем разобраться. (включить видео «Шуршание листьев»)
Что вы видите? (Дети: -Кто-то идет по листьям)
Что вы слышите? (Дети: -Шуршат листья)
В какое время года можно услышать такие звуки? Почему?
Сегодня мы вспомним все, что мы знаем об осени.
(Слайд)
(Дети садятся на стулья)
Назовите осенние месяцы (Д:Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Какой сейчас месяц? (Д: -Ноябрь)
Реализация видов деятельности.
1. Игра «Угадай-ка»
Ребята, сейчас я вам загадаю осенние загадки. Слушайте внимательно.
(После угадывания на доске появляется картинка)
Осенью он холодный, моросящий, мелкий.
Что это? (Дождь)
–Слайд.
Осенью он холодный, сильный, порывистый. (Ветер)
–Слайд.
Осенью они тяжёлые, серые, тёмные, дождевые, низкие (Облака)
–Слайд.
Осенью они желтые, красные, коричневые, оранжевые (Листья)
–Слайд.
Осенью она желтая, вялая, сухая (Трава)
–Слайд.
Игра «Подберидействие»(Игра с мячом, дети стоят полукругом)
Я бросаю вам мяч и называю слово-предмет. Вы должны подобрать
к нему как можно больше действий. Дождь осенью (что делает?) -
моросит, идет, капает и т.д.
Листья осенью (что делают?) - желтеют, опадают и т.д.
Трава осенью (что делает?) - вянет, желтеет, засыхает...
Животные осенью (что делают?)-готовятся к зиме, меняют шубки.
Игра «Посчитаем»
Осенью в лесу выросло много грибов.
Какие грибы вы знаете?
Что это за гриб? (Лисичка).
Но грибы часто не растут по одному, а целыми группами.
Давайте их посчитаем. (На доске картинка –5 лисичек)
«Одна лисичка, две лисички,... пять лисичек»
Аналогично мухомор.
А эти всегда растут очень большими группами, очень любят расти на пеньках. Что же это за грибы? (опята)
Посчитаем их (один, два, три...) Я думаю, что мы не сможем их сосчитать.
Как же можно сказать, сколько здесь опят? (Много опят)
Ребята, какие из этих грибов съедобные?
(Лисички и опята -съедобные. Мухомор –ядовитый гриб)
–Слайд.
Игра «Какой лист»
Дети выбирают конверты, в которых находятся разрезанные листья. Собирают их на ковре.
Попробуйте собрать листочки из нескольких частей.
Какой у тебя лист? (дубовый, кленовый, березовый). Какого он цвета?
А теперь скажи: «У меня желтый березовый лист»
Листья четырех цветов: красные, желтые, оранжевые, коричневые.
Работа в парах.
Дети разбиваются на пары по цвету листьев.
У кого были желтые листья? Красные? Оранжевые? Коричневые? У нас
получились пары. Каждой паре я даю лист бумаги и
разноцветные листья.
Соберем осенний узор. Посмотрите на картинку и запомните её. (
Образец на слайде).
Дети выкладывают узор по памяти.
Какие красивые узоры у вас получились. А сейчас проверим.
(Показать образец, дети проверяют, исправляют ошибки)
6. Составление рассказа об осени с помощью схем.
Как много мы вспомнили про осень.
А сейчас давайте составим рассказ об осени. Поможет нам схема.
Что означает эти картинки?
Знак вопроса –о чем мы будем рассказывать;
Облако–какие осенью облака;
Капли дождя, снежинки–какие осадки бывают осенью;
Наклоненное дерево–какой ветер осенью;
Листья, трава–какие осенью листья и трава;
Стрелочка -что еще можно сказать об осени.
Образец рассказа.
Наступила осень. По небу плывут тёмные, низкие облака. Осенью часто идет мелкий, холодный дождь. Иногда может пойти и снег. Осенью дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Трава желтеет, засыхает. Осенью в лесу растут грибы.
Дети составляют свой рассказ об осени с помощью схемы-модели.
Подведение итогов.
Сегодня мы вспомнили о прекрасном времени года –об осени.
(Отметить каждого ребенка).
На память о нашем занятии я дарю вам осенние раскраски.
Организация детей, не участвующих в НОД. Закрепление материала в ходе индивидуальной НОД.
Взаимодействие с родителями. Закрепление речевого материала с детьми дома.
Литература
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. –СПб.: Детство-Пресс, 2010.
2.Вальчук Е.Развитие связной речи детей 6-7 лет: конспекты занятий. ФГОС ДО. –М.:Учитель, 2015.
3. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф.Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок. Для детей 6-7 лет. М.: Каро, 2009.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме «Осень»для детей с ОНР
М.: ГНОМ, 2011.
5. Сеничкина В.В. Конспекты тематических занятий по формированию
лексико-грамматических категорий языка и связной речи у детей с ОНР., СПб.: Детство-Пресс, 2012
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №26 «Ветерок»
Ярославского муниципального района
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет
«Звуковая культура речи:
дифференциация звуков ц – ч »
Воспитатель Рахимова Ольга Владимировна
Учитель – логопед Журкина Олеся Викторовна
с. Сарафоново
2018
Цель: Учить детей дифференцировать звуки ц – ч.
Задачи: Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц ; определять место положения звука в слове (начало, середина, конец) ; упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи ; воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация, предметные картинки, чемодан.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте еще раз поздороваемся с ними. А теперь все внимание на меня. Для того, чтобы подготовиться к серьезной работе я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.
Одну руку положим между ключицами и обратим внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.
Повторить 4-8 раз.
Учитель – логопед: Ребята, вы хотите узнать, что же в посылке? Давайте ее откроем. Правильно, это паровоз. А какие звуки издает паровоз, когда едет?
Дети: Чух – чух.
Учитель – логопед: Правильно, ребята, но паровоз не может всегда шуметь, мы должны помочь ему. Когда паровозу можно громко гудеть мы будем изображать руками движения колес и хором говорить «Чух – чух», а когда паровоз должен ехать тихо, мы приложим палец к губам и скажем «Цццс». Готовы?
Играют 3 – 4 раза.
Воспитатель: Какие первые звуки в этих словах? Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?
Дети: В слове чик – первый звук ч , в слове цып – первый звук ц.
Воспитатель : Вы хотите сегодня, что-то узнать об этих звуках?
Что вы хотите знать о звуках ч – ц?
Как их правильно произносить эти звуки.
Узнать больше слов с этими звуками.
Поиграть со звуками и словами.
Ребята, звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нам нужно научиться различать их - Звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог дает детям задание : услышав звук ц , надо поднять одну ногу, как цапля, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник) . Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков , а затем слов.
Слова : чашка, цапля, очки, огурец циновка, скрипач, одуванчик.
Воспитатель: С этим заданием вы справились легко. Теперь я приглашаю вас занять свои места. Откройте тетрадки и найдите в них задание с почтальоном Печкиным.
На рабочих листах нарисованы картинки, а внизу схемы этих слов. Наша задача – правильно соотнести картинку и схему слова.
Слова: цапля, овца, лисица.
Физкультминутка
Разомлемся мы слегка,
Посчитаем облака,
1,2,3,4,5
Надо в круг скорей вставать.
Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький» (с мячом)
Птица – птичка
Заяц – зайчик
Лисица – лисичка
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Яйцо – яичко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Пуговица – пуговичка
Огурец – огуречик
Страница – страничка
Птенец – птенчик
Перец – перчик
Овца – овечка
Учитель – логопед: Теперь нам нужно помочь почтальону Печкину отправить посылки. Для того, чтобы это сделать, надо правильно назвать предметы, которые лежат в посылках.
Воспитатель: К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы сегодня делали на занятии?
С какими звуками мы сегодня работали?
Что вам понравилось на занятии?
Ребята, каждый из вас получает раскраску от почтальона Печкина, если вам понравилось наше занятие, раскрасьте посылку красным цветом, а если занятие не понравилось – синим.
Чистота речи дошкольника - залог его будущих ученических побед. Не секрет, что дети, у которых есть проблемы с произношением звуков, хуже учатся. Кроме того, они более замкнутые, ведь общение, на которое им придется идти с ровесниками, отнимает у них слишком много сил.
Чтобы быть понятыми, таким деткам нужно постараться, а потому именно в 5-6 лет начинают формироваться комплексы, которые могут сопровождать человека всю оставшуюся жизнь. Помочь ребенку родители могут и сами, в домашних условиях.
В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических занятий и методик развития речи для детей 5-6 лет.
Диагностика нарушений - когда ребенку нужна помощь?
Достаточно часто родители, которые замечают у своего малыша определенные коверканья слов и нечеткое произношение, ошибочно полагают, что с возрастом все наладится само собой.
В этом есть доля истины - речевой аппарат детей дошкольного возраста несовершенен, он находится в процессе становления. Ряд проблем с произношением звуков действительно детям удается «перерасти». Однако уповать на это безответственно, тем более, что не все дефекты речи корректируются с возрастом сами собой.
В 5-6 лет у ребенка могут наблюдаться различные нарушения, которые потребуют разного подхода и помощи разных специалистов:
Дислалия
При этом нарушении слух у ребенка не нарушен, выраженных проблем с речевым аппаратом не наблюдается, однако он неверно произносит согласные.
Наиболее часто дети путают звуки «Ш», «Ж», «Л», «Р». Ребенок может подменять звук в слове на похожий (гора-кора), может вообще пропускать звук, может произносить его неправильно - оглушать или озвончать.
Заикание
В дошкольном возрасте такой дефект встречается чаще всего. Он проявляется в остановке при произношении и затруднении дальнейшего произношения.
Причин, которые могут вызвать заикание множество - от неврологических проблем до психоэмоциональных нарушений. В 5-6 лет дефект речи очень выражен, его невозможно перепутать ни с чем другим.
Гнусавость
О таких дошколятах говорят, что они «гундосят». Порой бывает достаточно сложно понять, что именно говорит ребенок, поскольку произношение «в нос» коверкает даже простые звуки родного языка.
Довольно часто причина такого дефекта кроется в ЛОР-патологии , например, в заложенности носа из-за аденоидов. Однако и после лечения у отоларинголога ребенок может некоторое время продолжать говорить по привычке «в нос». Ему нужны развивающие логопедические занятия.
Недоразвитость речи
При нормальном развитии у ребенка в дошкольном возрасте не возникает затруднений с составлением предложений, даже длинных, в которых слова употребляются в разных падежах и склонениях.
При недоразвитости речи у ребенка возникают трудности с «увязкой» отдельных слов в большую логическую цепочку, а также имеются проблемы с окончаниями даже хорошо знакомых слов. Нередко это связано с тем, что родители и представители старшего поколения при общении с ребенком сами намеренно коверкали слова, употребляли много уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашечка, тарелочка, ботиночек), а также «сюсюкали».
Задержка развития речи
Такое нарушение может быть обусловлено недостаточным общением со взрослыми, нехваткой развивающего общения, контакта со сверстниками, а также может являться последствием или симптомом неврологических нарушений, патологий центральной нервной системы.
Помимо домашних логопедических занятий, ребенку желательно посещать врача-невролога, специалиста по логопедии, принимать участие в групповых занятиях.
Домашние занятия на произношение звуков
Занятия дома имеют некоторые преимущества по сравнению с занятиями у логопеда в поликлинике. Дома ребенку все знакомо и понятно, нет необходимости стесняться незнакомых людей. В игровой форме домашние занятия дают нисколько не меньшие результаты, чем коррекция в кабинете профессионального логопеда.
Дефекты речи в современном мире у детей встречаются, к сожалению, чаще, чем во времена детства их родителей. Дело в обилии информации, которая во многом заменяет детям с самого раннего возраста потребность в общении.
Вместо игры с другом или подругой на площадке дети предпочитают проводить свободное от садика время в интернете, играя с планшетом или компьютером, просматривая многочисленные мультфильмы по телевизору. Все это никак не способствует развитию речи.
В домашних условиях родители могут совмещать логопедические занятия с подготовкой к школе. Сделать это достаточно просто, достаточно сочетать упражнения на произношение звуков и слогов с играми, тренирующими память, запоминанием стишков и прозы, усвоением новой информации об окружающем малыша мире.
Развитие мелкой моторики при обучении рисованию и письму также способствует совершенствованию речевого аппарата.
Занятия в домашних условиях – это не только развивающие игры и упражнения для коррекции дефектов речи, но и приятное общение и взаимодействие между ребенком и взрослыми. Оно, несомненно, пойдет на пользу всем участникам этого процесса.
Упражнения и игры для развития речи дома
Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей - героев любимых сказок.
Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.
Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:
А у нас переполох - вырос чертополох,
Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!
При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:
Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.
Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.
Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,
Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.
При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:
Ра-ра-ра, нам домой уже пора,
Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,
Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,
Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.
Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом - поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.
Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:
Люли-люли-люли, прилетали гули,
Гулюшки-гули, милые лапули,
Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.
Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.
Построить занятие можно по следующей схеме:
- Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
- Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
- Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.
- Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
- Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.
- После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям - логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
- В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.
Постепенно вводите в оборот и скороговорки («Шит колпак не по – колпаковски, лит колокол не по-колоколовски», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава, на траве дрова» и т. д.).
Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения
Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.
Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.
В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.
Гимнастику следует делать сидя, в день желательно проводить 2-3 занятия, при этом на каждое стоит отвести не более 5 минут, за это время ребенок должен выполнить 2-3 упражнения из комплекса.
Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.
Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же - сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.
Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.
Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.
Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого - отгадать то, что изобразил ребенок.
Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.