Диктанты по русскому языку на тему осень (2 класс). Контрольные диктанты умк "перспектива" Главный город диктант для 2
Контроль знаний - cборник проверочных, итоговых диктантов и контрольных работ по русскому языку для 2 класса - диктанты удобно разбиты по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.
Оценивание работы
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – допущено 1–2 ошибки.
- «3» – допущено 3–5 ошибок.
- «2» – допущено более 5 ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
- "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
- "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
- "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
- "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Диктанты по русскому 2 класс ФГОС «Школа России»
Объём диктантов
для 2 классов:
1 и 2 четверть – 25 - 35 слов.
3 и 4 четверть – 35 - 52 слова.
Темы диктантов:
2 класс 1 четверть
Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку за 2 класс 2 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием)
Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку за 2 класс 3 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием)
Поверочные и итоговые контрольные диктанты по русскому языку за 2 класс 4 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием)
Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку по пройденным темам 2 класса (контрольные работы с грамматическим заданием - школа России)
Проверочный диктант «Декабрь»Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям. (36 слов)
Проверочный диктант «Май»Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж. (45 слов)
Проверочный диктант «Осень»Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька. (35 слов)
Проверочный диктант «Бабочки»На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука. (30 слов)
Проверочный диктант «Гнездо»Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено. (38 слов)
Проверочный диктант «Одуванчики»Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток. (37 слов)
Проверочный диктант «Дружба»Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей. (46 слов)
Проверочный диктант «Еж проснулся»Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.т сыночка. (31 слово) / по Г. Скребицкому
Проверочный диктант «Курица и цыплята»Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка. (37 слова) / по Н. Павловой
Проверочный диктант «Пришла весна»Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях (32 слова)
Проверочный диктант «Деревья»Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет. (42 слова)
Контрольный диктант по русскому языку (1 четверть)
2 класс
Однокоренные слова;
Деление слов для переноса
Диктант
Бабушка
Ольга жила у бабушки. Бабушка Анна Петровна заставляла внучку рано вставать. Она учила её шить и любить всякий труд. Люди часто хвалили девочку за ловкость в работе. А Ольга всегда думала о своей бабушке.
Грамматическое задание.
Записать слова, разделяя их для переноса.
1 вариант: капуста, морковь, майка.
2 вариант: яблоко, письмо, суббота.
Спиши слова, поставь в них ударение:
1 вариант: осень, мороз, зима.
2 вариант: сосны, осины, лесок.
Вставь пропущенные буквы:
1 вариант: ж..лище, ч..гун.
2 вариант: ш..рина, кач..н.
Контрольный диктант по русскому языку (2 четверть)
2 класс
Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам:
Написание сочетаний –ча, -чк;
Безударная гласная, проверяемая ударением;
Написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;
Однокоренные слова;
Большая буква в именах, отчестве, фамилии людей, в начале предложения;
Ь-знак – показатель мягкости;
Слов с двойными согласными;
Деление слов для переноса
Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Диктант
Пробежка.
Мы бежим по лесной тропе. Дышим во всю грудь. Путь лежит через чащу. Со всех сторон стволы лип. Смотри вперёд! Там бежит лиса. В траве видны её спина и чудесный хвост.
Грамматическое задание.
Подбери к слову однокоренные слова.
1 вариант: лес.
2 вариант: сад.
Вставь, если надо, пропущенную букву:
1 вариант: раз(?)ехаться, пере(?)езд.
2 вариант: под(?)ёмник, при(?)ёмник.
Разбери слово по составу:
1 вариант: чудесный.
2 вариант: пушистый.
4* Подбери слова к схемам: ¬ ٨ , ¬
Контрольный диктант по русскому языку (3 четверть)
2 класс
Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам:
Написание сочетаний –ча,-ща,-чу,-щу,-жи,-ши,-чн,-чк;
Безударная гласная, проверяемая ударением;
Написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;
Однокоренные слова;
Большая буква в именах, отчестве, фамилии людей, в начале предложения;
Ь-знак – показатель мягкости;
Слов с двойными согласными;
Правописание предлогов и приставок
Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Диктант.
Весна наступила.
В воздухе запахло весной. Быстро тает снег. Шумно бегут весёлые ручейки. Уже появилась свежая молоденькая травка. Из дальних стран летят перелётные птицы. Лёд на реке потемнел. Всё теплее греет солнце. Вода несётся бурными потоками. Вот вода выступила из берегов и затопила луга.
Весеннее половодье приносит людям много бед. (49 слов)
Грамматическое задание.
Разобрать предложение по частям речи:
1 вариант: Бегут весёлые ручейки.
2 вариант: Вода несётся бурными потоками.
Разобрать слова по составу:
1 вариант: перелётные
2 вариант: затопила
Найди лишнее слово (часть речи):
Солнце, красивый, скоро, летать.
Контрольный диктант по русскому языку (4 четверть)
2 класс
Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений, связанных с написанием текста под диктовку с осознанным использованием изученных орфограмм во втором классе.
Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Диктант.
Котёнок.
У Дины жил рыжий котёнок. Он был весёлый и пушистый. Звали котёнка Мурзик. Любил Мурзик спать под кроватью.
Один раз залез он в корзину и заснул. Дина взяла корзину и унесла в чулан. Долго искала Дина любимца. Только вечером вспомнила про корзину. Мурзик был найден.
(45 слов)
Слова для справок: один, кровать, корзина.
Грамматическое задание.
В первом предложении выделить главные члены предложения.
Подобрать проверочные слова:
1 вариант: ст..рик - ………
с..лёный - ………
2 вариант: м..рской - ………
т..мнота - ………
Разобрать слова по составу:
1 вариант: беленький, заморозки.
2 вариант: подарки, маленький.
4. Запиши примеры однозначных и многозначных слов (по два)
Стартовый срез
по русскому языку 2 класс.
Цель: 1. Выявить остаточные знания. Проверить у учащихся сформированность навыков и умений:
Знаки препинания в конце предложения;
Ь-знак – показатель мягкости;
Большая буква у имён собственных;
Диктант.
Ученица.
Анара перешла во второй класс. Она уже хорошо читает, пишет. Девочка любит играть, петь. Анар любит свою школу. (18 слов)
Промежуточный срез
по русскому языку 2 класс.
Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам:
Написание сочетаний –ча, -чк;
Безударная гласная, проверяемая ударением;
Написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;
Однокоренные слова;
Большая буква в начале предложения;
Ь-знак – показатель мягкости;
Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Диктант.
Пруд.
Около лесной сторожки есть пруд. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут красивые берёзки и ёлочки. Вода в пруду чистая и холодная. Водятся там лещи и караси. Мы часто ловим рыбу. Ох, и вкусная уха из свежей рыбы! (43 слова)
Грамматическое задание.
1. Вставь пропущенные буквы:
1 вариант: заря..ка, коро..ка;
2 вариант: бере..ка, тра..ка;
2. Списать слова, выделить окончания:
1 вариант: кошка, кошки, с кашкой;
2 вариант: весёлый, весёлая, веселье.
3. Обозначь корень слова
1 вариант: дружок, цветной, полёт, ледник.
2 вариант: лесок, смешной, поход, цветник.
Итоговый срез
по русскому языку 2 класс.
Цель: Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам за год:
Написание сочетаний –ча, ща, -чк, -чн;
Безударная гласная, проверяемая ударением;
Написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;
Однокоренные слова;
Большая буква в начале предложения;
Ь-знак – показатель мягкости;
Умение находить и обозначать главные члены предложения;
Умение разбирать слова по составу;
Умение выполнять фонетический разбор.
Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Диктант.
Кепка.
Весной Рома забыл в лесу кепку. В июне мальчик опять пошёл по лесной тропе.
Он увидел на сучьях дерева свою кепку. Птички летали над ней. А в кепке пищали
птенчики.
Рома решил не трогать гнездо. Он стал крошить на траву хлеб. Потом мальчик
тихонько отошёл. (46 слов)
Грамматическое задание.
1. Определи и подчеркни главные члены предложения.
1 вариант: В саду росли красивые цветы.
2 вариант: Осенью люди собирают урожай.
2.Разбери слова по составу.
1 вариант: походный, земля.
2 вариант: подводник, белый.
3. Выполни фонетический разбор слова.
1 вариант: маяк
2 вариант: вьюга
Проверочный диктант 2 класс.
Тема: Повторение
Цель: Проверить сформированность умений и навыков у учащихся, связанные с написанием:
Предложения;
Выполнять фонетический разбор
Диктант.
Три медведя.
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику.
В домике этом жили три медведя. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. (38 слов)
Грамматическое задание.
Выполнить фонетический разбор слов: лес, ель
Проверочный диктант 2 класс.
Тема: Состав слова.
Сочетаний -ча, -ща, -жи, -ши, -чу, -щу, -чк, -чн.
Слов с мягким знаком на конце и в середине слова;
Большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в начале
Предложения;
Слов с безударными гласными;
Выполнять разбор слов по составу.
Развивать орфографическую зоркость.
Диктант.
Закат.
Кончается летний денёк. Ещё тепло. Над селом Щукино яркий закат. Через час будет светить луна среди звёзд. По лесной тропе побежит волк. Пойдёт спать в чащу медведь. (27 слов)
Грамматическое задание.
Разобрать по составу слова: побежит, денёк, звёздный.
Проверочный диктант 2 класс.
Тема: Имя существительное.
Цель: Проверить сформированность умений и навыков у учащихся, связанность с написанием:
Сочетаний -ча, -ща, -жи, -ши, -чу, -щу, -чк, -чн.
Слов с мягким знаком на конце и в середине слова;
Большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в начале
Предложения;
Слов с безударными гласными;
Деление слов для переноса;
Написание парных согласных на конце слова;
Умения находить имена существительные в предложении;
Умение определять число, род имён существительных;
Определять одушевлённые и неодушевленные имена
Существительные.
Помогите друзьям.
Настали морозные дни. Снег замёл все дорожки в лесу. Петя встал на лыжи и
побежал в лес. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели синички и снегири. Жадно клюют они зёрна и крошки. Завтра Петя опять придёт в лес. Помоги и ты пернатым друзьям! (46 слов)
Грамматическое задание.
1. 1 вариант: В третьем предложении текста найди и подчеркни имена
Существительные.
2 вариант: Во втором предложении текста найди и подчеркни имена
существительные.
2. Определи число имён существительных:
1 вариант: Мяч, скакалка, шкафы, окно, цветы.
2 вариант: Работа, ребята, люди, буквы, предложения.
3. Определи род имён существительных:
1 вариант: Окно, двери, дядя, стулья, парта.
2 вариант: Дерево, машину, самолёт, грибы, облака,
4. Выпиши в два столбика имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые.
1 вариант: Котенок, лапы, матрос, яблоко, человек, корабль.
2 вариант: Деревня, корова, море, галчонок, печка, почтальон.
Проверочный диктант. 2 класс
по теме «Имя прилагательное».
Написание сочетаний –ча, -чк;
Безударная гласная, проверяемая ударением;
Написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;
Однокоренные слова;
Большая буква в начале предложения;
Ь-знак – показатель мягкости;
2.Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
3.Проверить умение распознавать имя прилагательное. Определять число и род имён прилагательных.
Диктант.
Зима.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река. Уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам в больших валенках, по сторонам поглядывает.
Вот бугорок в поле. Проказник- ветер сдул с бугорка белую шапку. Нужно её снова надеть. Серого зайчишку зима одела в белую шубку.
Грамматическое задание:
1.В предложении найди и подчеркни имена прилагательные. Определи число.
I вариант: Под тёплым солнцем даже в глухих местах растаял последний
снег.
II вариант: Из далёких стран вернулись на родину наши пернатые друзья.
2. Поставь вопрос к имени прилагательному.
I вариант: Ночь (…?) короткая, вечер (….?) свежий, цветы (….?) душистые,
утро (….?) раннее.
II вариант: Воздух (….?) чистый, небо (….?) голубое, страны (….?) далёкие,
Заря (….?) утренняя.
3. Определи род имён прилагательных.
I вариант: Берёзовая роща, пушистый зверёк, сладкий фрукт, яркое солнце,
Тонкая осина.
II вариант: Тёплое солнце, дикая кошка, тёмный лес, безоблачное небо,
Зелёный луг.
Проверочный диктант. 2 класс
по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
Цель: 1. Проверить у учащихся сформированность навыков и умений по пройденным темам:
Безударная гласная, проверяемая ударением;
Написание слов с парными согласными в конце и в корне слова;
Однокоренные слова;
Большая буква в начале предложения;
Ь-знак – показатель мягкости;
Знак препинания в конце предложения
2.Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
3.Проверить умение распознавать главные члены предложения. Определять второстепенные члены предложения.
Диктант.
Боровик.
На лесной опушке появился из земли гриб боровик. После грибного дождя он подрос и стал красавцем. У него крепкая ножка и скользкая коричневая шляпка. Он хорошо скрыт в траве. Ежи и бельчата рады грибу. Вкусное кушанье! (37 слов)
Грамматическое задание:
1. Подчеркни главные члены предложения. Определи какой частью речи они выражены.
I вариант: Ребята из нашего класса ходят в спортивные кружки и
секции.
II вариант: В мягкой траве скачут зелёные лягушки.
2. Разбери слова по составу.
I вариант: грибной, подрос
II вариант: шляпка, подрос
Проверочный диктант
по блоку «Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных»
2 класс
Цель: Проверить сформированность умений и навыков у учащихся, связанность с написанием:
Сочетаний -ча, -ща, -жи, -ши, -чу, -щу, -чк, -чн.
Большой буквы в начале предложения;
Слов с безударными гласными проверяемыми и не проверяемыми;
Деление слов на слоги и для переноса;
Диктант.
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.
(28 слов) (По Л. Толстому)
Грамматические задания:
1. Раздели слова на слоги и для переноса, поставь ударение:
Аптека, яблоня, зима, труд, глухарь, кот.
2. Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы:
Образец: денёк - день
П…нёк -
зв…рёк -
л…сок -
Проверочный диктант. 2 класс
Тема: «Глагол. Предлог»
Цель: проверить сформированность умений и навыков учащихся
Писать корневые орфограммы
Различать приставки и предлоги
Находить в предложении глаголы;
Определять число глагола
Диктант.
Весна.
Настали первые дни весны. Выглянуло яркое солнышко. У крыльца разлились большие лужи. Как кругом весело! Всюду звенит звонкая капель. Миша и Яна взяли дощечку и смастерили чудесную лодку. Она поплыла по воде. Дети бежали за ней и весело кричали.
Грамматическое задание.
1. I вариант: В первом предложении найди глагол и подчеркни его.
II вариант: Во втором предложении найди глагол и подчеркни его.
2. I вариант: Определи число глаголов:
прилетели, выглянуло, смастерили, поплыла.
II вариант: Определи число глаголов:
звенит, бежали, разлились, хлюпает.
3. Запиши слова раскрой скобки:
I вариант: (по)воде, (по)бежали, (со)снегом, (за)лодкой, (за)кричать.
II вариант: (по)дорожкам, (по)весили, (на)березу, (в)гнездо, (в)бежать
Диктанты по русскому языку.
2 класс 3 четверть
Диктант по теме «Имя существительное»
2 класс, III четверть.
Март
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снегом. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждет тёплых ясных дней.
Грамматическое задание.
Во 2 - ом предложении подчеркнуть грамматическую основу, подписать части речи.
Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
Х...лодный-
Вр. дители –
Др.зды-
Гвоз...ь-
Лу...-
Подобрать и записать слово:
Это имя существительное, одушевлённое, собственное, ж.р., в ед.ч.
ДИКТАНТ
Вариант 1
Лучи
Наступила весна. Стоят тёплые деньки. Лучи понесли свет и тепло листьям, цветам и травам. Вот лучи упали в сад. На сливах и вишнях лопнули почки. Маленький лучик остановился во дворе. Там гуляли Анна и Даша. Он с ними стал гулять.
Грамматические задания
1. В пятом предложении подчеркнуть главные члены.
2. Подчеркнуть орфограмму, которая объединяет слова тепло, цветам, во дворе.
Вариант 2
Кораблик
Наступил тёплый апрель. Стоят ясные дни. С крыш падает частая капель. На деревьях надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он пустил его на воду. Плыви, кораблик!
Грамматические задания
1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.
2. Подчеркнуть орфограммы в словах: на деревьях, бежит, у Никиты.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Скворцы прилетели
Пришла весна. Вернулись на родину птицы. Они обновили свои гнёзда. Каждый вечер птицы садились на рябину под окном и пели. Я любил их слушать. Скворцы часто летали друг к другу в гости. Днём они деловито бегали в огороде и в саду.
I. Обучающее изложение.
Волчишко
Человек в лесу поймал волчишку. Он принёс его домой. Утром человек ушёл.
Волчишко спал под креслом. Проснулись кот и пёс. Они бросились к чашке с молоком. Дверь была открыта. Волчишко выбежал на крыльцо, а потом в огород. За огородом был лес.
В лесу его ждала мать. Волчишко и мать скрылись в лесу.
(По Е. Чарушину)
План
1. Человек поймал волчишку.
2. Домой в лес.
3. Встреча с матерью.
Слова для справок: волчишко, человек, принёс, ушёл, бросились, обнюхала, облизала.
II. Составьте текст, используя данные выражения. Озаглавьте текст.
под корнями старого дуба
логово волчицы
весной родились маленькие
любили играть
заботливая мать
III. Подготовьте ответы на вопросы. Запишите их. Озаглавьте текст.
– Какое время года наступает после долгой зимы?
– Какие звери просыпаются после зимней спячки?
– У какого зверька меняется цвет шубки?
– Кто звонкой песней встречает весну?
2 вариант
ДИКТАНТ
Цель работы – проверить умение применять пройденные правила.
Вариант 1
В ЛЕСУ
Наступила весна. Стоят теплые деньки. Лучи солнца играют в листве деревьев. Звонко поют птицы. В траве гудят жуки. На березе гнездо грача. В гнезде сидят грачата. На сосне мелькнула пушистая белочка. Природа проснулась и ожила.
Слова для справок: теплые, березе, мелькнула.
Грамматические задания
1. В восьмом предложении подчеркнуть главные члены.
2. К каждому слову седьмого предложения подобрать и записать проверочные.
Вариант 2
ДРУЖНАЯ ВЕСНА
Пришла дружная весна. Светит теплое солнышко. Рыхлый снег остался только в тени леса. На лесных озерах треснул лед. Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На березах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Кричат веселые воробьи.
Слова для справок: затопила, пришла.
Грамматические задания
1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены.
2. К словам лесных, озерах подобрать и записать проверочные.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель – проверить умения списывать текст, обнаруживать орфограммы.
ПО ЯГОДЫ
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки и пошли в лес. Они стали собирать ягоду. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот. Пришли домой. У бабушки полная кружечка. У Нади кружка пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно ей стало.
Грамматическое задание
Ученик делил слова для переноса так: ма-лина, сморо-дина, ряби-на, клубни-ка, чер-ника, зем-ляника.
Можно ли слова для переноса разделить иначе? Как? Запишите.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Расположите части так, чтобы получился связный рассказ.
ПТИЦА НА ВОЛЕ
Сережа громко закричал. Кот выпустил птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал. Кот здорово помял его. Мальчик посадил скворца в клетку. Скоро птица ожила. Сережа выпустил ее на волю. Сережа открыл дверь. В комнату вбежал кот. В зубах у него был скворец.
II. Из данных слов составьте предложения. Дайте название тексту.
в, извилистая, уводит, тропинка, лес
на, лучи, играют, солнца, поляна
дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
пестрит, в, от, глазах, цветов
над, звенят, лесом, веселые, птиц, песни
III. Подготовьтесь ответить на вопросы. Запишите ответы.
ЕЖ И ЗАЯЦ
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
– Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
– Правда, – ответил еж, – но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка.
Служит ли тебе так же твоя хорошенькая пушистая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул.
(По К. Ушинскому)
Вопросы
1. Какой был зайчик?
2. Какая у него была шкурка?
3. Каким был ежик?
4. Что спасает ежика от зубов волка и собаки?
ДИКТАНТ
Цель работы – проверить сформированность навыка правописания звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных в корне слова, удвоенных согласных, разделительного мягкого знака.
В саду росла сирень
Ушла зима. Зацвела сирень. После долгой зимы все оживает.
Весной Чайковский написал музыку к балету «Спящая красавица». Умна была фея Сирень. Она хотела спасти девушку Аврору от злой колдуньи. Но девушка заснула крепким сном.
Слова для справок: балет «Спящая красавица», сирень.
Девочка из снега
Пошла Снегурочка с подружками в лес. Снежинки таяли на ее ресничках. Слезки капали на землю. Упала слеза – вырос подснежник. Цветочки открывали глазки и глядели на беляночку. Они читали сказку про снежную девочку и жалели ее.
Новичок
В наш класс пришел новичок – Игорь Пырьев. Игорь очень хорошо учился. Но сам мальчик был слаб здоровьем. Он часто плакал от обидчиков. Мы с Павкой решили защищать друга. Теперь Игорь широко улыбается. Мы хорошие друзья!
Слова для справок: новичок, обидчиков.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Весна
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня,
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей речки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
(Г. Ладонщиков)
Весна идет!
Весна идет! В лесу она ступает тихо. Под каждой кочкою сидит кто-то живой. Вот муравьи открыли ходы в домиках. Пушистый шмель отряхивает свои лапки. Птицы вьют гнезда. Скоро в них запищат птенчики. Ожил старый пруд. Хорошо весной!
Слова для справок: кто-то, птенчики.
Лягушки
Лягушки выползли на хрупкий лед. Тонкие ледяные иголочки трещали и ломались. От теплых лучей солнышка лягушки оживали. От ночных холодов они замирали. Весенний морозец часто мучил лягушат. Но весна наступала!
Слова для справок: замирали.
Задание
Внеси данное предложение в связный текст (устно или письменно – на усмотрение учителя). Нужное место отметь галочкой.
Зеленые бедняги выжили и чутко слушали весну.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ
Запиши текст. Оставь строку для заголовка.
В гнезде пищали птенчики. Стрижиха подлетела к гнезду. Высунулся острый клюв. Мать дала корм малышу. Другие спали.
Посыпал частый дождь. Маленькие стрижи спрятались в теплые перья матери. ...
Выберите 1–2 предложения, которым вы закончите свой текст.
А) Как хорошо рядом с ласковой и заботливой мамой!
Б) Холодные капли стучали по веткам деревьев.
В) Вскоре они уснули. Им снилось, что они красивые гордые птицы.
Г) Хорошо в родном гнезде!
На какое правило подчеркнуты слова в тексте? Повтори это правило.
Прочитай текст и придумай заголовок. Запиши его на свободной строке.
* * *
Прочитай и запиши текст, расставляя знаки препинания.
Это было на Камчатке на берегу реки сидел медведь и ловил рыбку вот он лапой поймал линя осторожно встал, положил рыбешку на землю и сел поймал вторую и опять хотел придавить ее но первая рыбка блеснула, упала в воду заревел медведь большими лапами бьет по воде жаль обед!
Выбери из данных заголовков лучший или придумай свой. Запиши его.
«Интересный случай». «Мохнатый рыбак». «Ловкий мишка».
* * *
Прочитай три части одного текста. Расположи их так, чтобы получился связный текст. Запиши его.
В жизни обо всех надо думать!
Пчела, шмель, мотыльки могут погибнуть.
А кто будет опылять цветы, хлеб на полях? Кто принесет в ульи мед?
Ты сорвал нежный душистый цветок. Ты обидел пчелу и шмеля. Ты отнял у них капельку сока. Цветок припас чудесный завтрак своим друзьям.
Выполни фонетический разбор выделенных слов.
Входная контрольная работа по русскому языку.
Диктант.
Август.
Все любят август. В саду зреют груши и сливы. Пахнут душистые розы. Ребята часто бегают в рощу. Там ягоды малины! С поля убрали урожай хлеба. (25 слов.)
Слова для справок: любят, часто.
Грамматические задания:
1 вариант:
1. Раздели слова третьего предложения на слоги.
2. Поставь ударение в словах второго предложения.
2 вариант:
1. Раздели слова пятого предложения на слоги.
2. Поставь ударение в словах четвёртого предложения.
Критерии оценивания результатов:
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
.Грамматические задания.
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Цель диктантов во втором классе: проверить умения учащихся выявлять звуки в словах, определять их последовательность, вычленять слова из предложения, употреблять заглавную букву в начале предложения, в именах людей, правильно обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными (е,ё,ю, я) и мягким знаком, записывать правильно сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, списывать и писать под диктовку текст без ошибок. Объем диктанта во втором классе в среднем 17-25 слов в начале года, 25-30 слов в конце первого полугодия и 35-45 слов в конце года.
При диктовке четко проговариваются безударные окончания слов, слова для справок, слова с предлогами. Слова для справок - слова, присутствующие в диктанте, но в которых есть орфограммы, еще не изученные, предпочтительнее написать на доске (или в тетради, если пишите тексты дома).
Тексты диктантов для второго класса
Наша дача была у леса. За лесом речка. Утром мы шли на речку. Мой брат ловил рыбу. Меня дедушка учил плавать.
У Юры и Димы были кролики. Всё лето мальчики ухаживали за ними. Они чистили клетки и носили корм. Кролики выросли большими.
На крыльце сидит пушистый кот. Тёплые лучи согрели котика. Он заснул. Во сне кот видит мышку.
Лиса встретила зайца. Он бросился в кусты. Кусты были густые. Не нашла лиса зайку. А он и рад.
Дети играли. Сильный ветер прилетел с горы. Он подкрался к детям. Шалун унёс их шары.
Прошло лето. Наступил сентябрь. Алёша и Маша пошли в школу. Их с улыбкой встретила учительница. Начался первый урок.
Диктанты на тему "Гласные после шипящих"
У Веры жил кот Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвост серые. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто гуляла с котом во дворе.
Первый снег
Утром в небе закружились первые снежинки. Они ложились на крыши домов и ступеньки крыльца. Таня и Алина вышли во двор. Снег всё падал и падал. Быстро росли снежные шапки на кустах.
Диктанты на сочетание чк, чн
Последние листочки опали с деревьев. Мороз загнал мелких зверьков в норки. Вот под кочку юркнула мышка. Скучно в лесу.
Вот и обед
Холодно. Моросит дождик. На старую ель прыгнула белочка. На сучке висел сухой грибок. Вот и обед для белки.
Стоял солнечный день. Стайка дроздов подлетела к рябине. Там висели сочные ягоды. Славно пообедали дрозды.
Дюймовочка
Дюймовочка спала. Через окно в комнату прыгнула старая жаба. Она схватила бедную девочку. Жаба побежала к речке. Там ждал её сын.
Диктанты на гласные жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк-чн, большую букву в именах собственных
Кот и собака
У Марины дома живёт кот. Девочка назвала его Шустриком. Во дворе живёт собака Жучка. Шустрик любит играть с собакой. Он хватает Жучку за хвост и уши. А жучка рычит.
Боря и Слава были в саду. Там растут сливы и груши. Хороши сочные сливы! Боря набрал чашку слив. Он принёс их домой. За ужином вся семья ела сливы.
Птицы и девочка
У дома Алёны рос высокий клён. Подлетели вороны. Они шумно сели на ветки клёна. Веточки закачались. Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба. Вороны ждали Алёнушку.
Всё лето мальчики жили на даче. Дача стоит на берегу речки. Брат купил Грише новые удочки. Гриша идёт удить рыбу. Он поймал щучку.
Улетели чижи и ласточки. В саду пусто и голо. тишина. Малыши играют дома. У Миши - краски. Он рисует ёжика. Рыжий кот спит на коврике у печки.
Диктанты по теме "Мягкий знак"
Прошла хмурая осень. Наступила снежная зима. Во дворе шумно. Яша в сани запряг Бульку. Ребята гурьбой бежали за собакой.
Около школы большая горка. Весь день на горке играют дети. Мальчики и девочки быстро мчат с горы. Только ветер свистит в ушах.
Яблонька
У дома росла маленькая яблонька. Зимой сильный ветер стал крутить и ломать её. Бабушка Ольга подвязала яблоньку. Пушистый снежок укутал малютку. Так она и перезимовала.
Галка хотела пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине была вода только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Галка стала пить воду.
По Л.Толстому
Помог старушке
Был морозный день. Из школы шли мальчик и девочка. Рядом шла старушка. На улице было скользко. Старушка упала. Мальчик помог старушке встать.
Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба стоит старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверёк прыгнул на ель. Полетела снежная пыль. Это белка.
Дома одни
Шура и Петя жили на даче. Мама уехала в город. Мальчики остались дома одни. Они легли спать. Послышался шум. Дети быстро включили свет. В углу лежал ёжик.
Диктанты по теме "Звонкие и глухие согласные"
Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Тонкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили домой.
Весело кружился в воздухе снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов. Это важно шагал наш Васька. Вот прыгнула ворона на крыльцо. А чей след ведёт в сад?
Мороз на дворе
Ночью был сильный мороз, в лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий
снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор. Пёс Тимка спрятался в конуру.
Нагрянул в лес суровый январь. Снег да мороз царствуют всюду. Около старой ели громадный сугроб. Может быть, там медведь спит до весны? Тихо в лесу.
Зима настала
Таня вышла погулять. Около крыльца большой сугроб. Всё кругом белым-бело. Избы стояли притихшие. Из труб валил дым.
Диктанты на безударные гласные
На краю леса росла сосна. На соснe было старое гнездо. В нём жили вороны. Пришла осень. Лес стоял серым и мрачным. У сосны был унылый вид. И вороны скучали.
Рави и Шаши - слонята. Они дружно живут в зоопарке. На обед им дают самую разную пищу. Маленькие слоны едят кашу, хлеб, ветки, сено.
Я бегу на лыжах по лесу. На снегу видны следы птиц и маленьких зверьков. Вот большой ком снега упал с сосны. Выскочил белый зайка. Зимой хорошо в лесу.
Бабушка и внучка
Бабушка весь день сгребала сено в лугах. Внучка Ольга ушла в лес за грибами. Наступил вечер. Бабушка готовит сочную траву для кроликов. А Ольга жарит грибы.
Тёплые дни
Утро. С неба падают капли дождя. По влажной тропе ползёт жук. Вот он скрылся в траве. Вдруг раздался шум. Это на тропу вышел лось.
Это было весной. Всюду пылали красные маки и тюльпаны. Я любовался горами. На высокой скале сидели звери. Это были гепарды. А вот их маленький котёнок. Он играл с цветами.
Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Крупные капли росы заиграли на траве и кустах. Отсырела земля. Ветерок порхал над озером. Наступало утро.
На земле снег. На рябине сочные ягоды. Тихо в лесу. Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно качать рябину. На землю упали крупные ягоды. Зайка рад. Теперь сыт пушистый зверёк.
Учись наблюдать
Я иду по тропинке. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около берёзы нора крота. Над ёлкой кружил клёст. Всюду жизнь.
Белым ковром укрылись поля и леса. На снегу хорошо видны следы зверей и птиц. Вот следы лося. У лося сильные ноги и рога. Он очень красив. Люди берегут лосей.
Диктанты за первое полугодие
Закрепляем темы "Мягкий знак", "Звонкие и глухие согласные", "Ударение", "Гласные звуки в ударных и безударных слогах".
Я люблю ходить по лесу и слушать шум листвы под ногами. Вот старый дуб. Он крепко держит свою листву на ветках. Идёт первый снег. Дуб зорко осматривает лес.
Художник
Я смотрю в окно. Мороз вывел на стекле нежные узоры. Вот трава. Вот чудные цветы. А это маленький зверёк спрятался под пушистой веткой ёлки. Хороши у мороза узоры.
Хмурый день. Дождь тихо позванивал по озеру. Он словно натянул тонкие нити между небом и землёй. У озера ивы. Вода окружила их. Они были в плену у воды.
День словно спал. Д неба падал снег на крыши домов. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капли скатывались на землю, как бисер. Красив был вид у земли.
Утром в лес пришла в гости зима. Маленькие ёлочки купались в пушистом снегу. Видны были только макушки. По небу важно плыла большая туча. И вот опять повалил снег.
Мороз не страшен
Лес скинул последнюю листву. Он стал голым. Тихо подкрался мороз. У берегов озера лёг тонкий лёд. Стайки рыб спрятались на дно. Там им мороз не страшен.
Осенью птицы собрались в стаи и улетели на юг. А вот маленький клёст не улетает. Эта птичка не боится грозной зимы. Малышка в суровый мороз выводит птенцов. Вот так чудо!
Пришла мышка в гости к лягушке. Лягушка встретила её на берегу и повела в дом. Мышка полезла да воды хлебнула. Больше не стала она в гости ходить.
По Л. Толстому.
Диктанты на разделительный мягкий знак
Самое большое гнездо у орла. Он делает его из толстых сучьев. Орёл строит его на громадной сосне. Самое уютное гнёздышко у синички. Её гнездо свито из пуха, перьев, мха. Оно круглое, как тыква. А кукушка не вьёт гнезда. Она подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц.
Корни прикрепляют дерево к земле. Они дают ему пищу. Корни служат опорой против вьюги, ветра и бури. Ствол несёт на себе сучья с ветками и листьями. Он проводит сок. Сучья и ветки держат листья, цветы, плоды. Они жадно пьют сок.
Ночью был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот она прыгнула в прорубь и там стала искать пищу. Это оляпка. Перья её по"крыты жиром. Вскоре птичка выскочила на лёд и запела.
Много птиц живёт в наших лесах. Это дрозды, совы, соловьи. Птицы вьют гнёзда на сучьях деревьев или прячут их в густой траве. Любят птицы лес. Их голоса слышны со всех концов. Люди слушают пение птиц.
Вот и первая трава. Только в тени под елью лежит снег. Весь день слышна песня зяблика. Скоро зажужжат и пчёлы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дядя Кирилл любит пчёл. Они дают ему мед.
Наступила пора земляники. В субботу Аннушка с мамой пошли в лес. Они стали собирать ягоды. Только мама - в кружечку, а Аннушка - в рот. Пришли домой. У мамы полная кружка. У Аннушки чашка пустая. Ей стало стыдно.
Диктанты на орфограмму "Большая буква"
Задание: разбить текст на предложения самостоятельно. Записать их, соблюдая правила.
Храбрый дрозд
Отбился от дома кот Васька он стал сам искать себе пищу раз кот заметил гнездо дрозда у Васьки глазки заблестели он запустил лапу в дупло дрозд бросился на кота котишка струсил и пустился бежать.
Вышла река из берегов она залила весь наш луг только кончики кустов были видны из воды дед Илья с внуком Андреем поплыли на лодке к кустам там они поставили сеть в сеть заплыл жирный лещ хорош наш улов.
В селе Ильинском много скворечников вернулись на родину птицы они почистили и обновили свои гнезда вечером скворцы садились на рябину под окном и пели я с бабушкой любила их слушать скворцы летали друг к другу в гости.
Борис жил у реки. Широка и красива река Ока. Борис с друзьями часто катался на лодке. В реке водились судаки и ерши. Раз мальчики поймали леща. Дома бабушка Ульяна сварила им уху. Вкусна была уха!
Засыпала деревня Дубки. Мошки бились в стекло. Гасли огни в домах. Рыжий кот Трошка спал на крыльце. Большой паук сел у своей сети и замер. Луна забралась в сад. Она осветила кусты. Наступила тишина.
За грибами
Толя и Сёма жили летом у дяди Никиты. К ребятам приехала сестра Зоя. Утром они пошли в лес. Весело пели птицы. Под старым дубом Толя сорвал пять грибов. А Зоя нашла белый гриб. Вот так удача!
Проверочные диктанты за третью четверть
Закрепляем правописание глухих и звонких согласных на конце слов, безударных гласных в словах, удвоенных согласных, разделительного мягкого знака.
Ольга и Илья зашли в чащу леса. Там росли нежные душистые цветы. Это ландыши - тихая краса леса. Ландыш любит тень и тишину. Капельки росы легли на листочки цветка. Он умылся росой.
В дальний путь ушли лучи солнышка. Они несли тепло листьям, цветам и травам. Вот луч упал в сад. На деревьях лопнули почки и бутоны. Маленький лучик играл с ребятами во дворе. Там гуляли Анна и Даша.
Дарья и Андрей играли на лугу. У Андрюши был бумажный змей. Небо потемнело. Ударил гром. Полил сильный дождь. Дети бросились к дому. Но вот тучка ушла. С веток деревьев и кустов падали капли дождя. Ребята вышли в сад.
В субботу мы поехали за сеном. Дед Кузьма вёз большой воз сена. Зашло солнышко. На небе заиграли звёздочки. Я лёг на стог сена и смотрел на небо. Кругом была тишина. Мне казалось, что я тихо плыву на лодке.
Старый Вьюн
Жили добрый пёс Вьюн и кошка Мурка. У кошки родились котята. Вот кошка ушла. Пёс Вьюн стал играть с котятами. Котята лезут ему на спину и пищат. Пёс рад. Пришла кошка и заурчала. Вьюн уполз под крыльцо. Скучно ему без котят.
Диктанты на правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова
Собака Рябка
Летом мы жили в деревне Дубки на берегу реки. У нас была новая лодка. У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Она была верным другом и хорошо сторожила дом.
На берегу речки стоит ива. Она опустила ветки в воду. Ива цветёт. Пчела летит за первым медком. Над ивой жужжит шмель. Лучи солнышка согревают землю, пчёлку и шмеля. Тёплый ветерок бежит по веточкам ивы. Под ветками в воде притаилась зубастая щучка.
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бегут ручьи. А в лесу царствует зима. Кусты и старые пни засыпаны снежком. Вот дрогнула ветка ели. На землю упал ком снега. Лес ждёт тёплых ясных дней.
Настала весна
Грязь со снегом хлюпает под ногами. Но кругом весело! Тёплые лучи играют в лужах с галками и воронами. Река надулась и потемнела. Ветки кустов голы. Но они уже живут и дышат. Вот и пришла весна.
Наш огород
От тёплых лучей ожила земля. Вот и первая травка. Тонкие веточки деревьев потянулись к свету. На огороде Ольга и Дарья посадили лук и укроп. Эта грядка для салата и репы. Здесь работают Илья и Кузьма.
На островке
Заяц жил на островке. По ночам он глодал кору с осин. Днём зверёк прятался в кустах. Вода в реке стала быстро прибывать. Заяц спокойно спал под кустом. Он проснулся. Вокруг зайчишки была вода. Зайцу удалось прыгнуть на толстый сук дерева.
Ушли морозы
Ушли морозы. Старые ели смахивали с мёрзлых ветвей последний снежок. Зазвенела песнь зяблика. У старого пня ожили муравьи. Встала на ножки и первая травка. Храбрые воробьи купались в лужах.
Каждый день кот Епифан убегал к реке. Он ловил там рыбу. Ляжет кот на бревно и опустит лапку в воду. Стайкой рыбки выплывали из-под бревна. Кот цап лапкой одну рыбку.
По Е. Чарушину
Три котёнка
Жили три котёнка. Раз они прыгнули в банку с мукой. Из банки вылезли три белых котёнка. Они увидели на дворе лягушку и стали её ловить. Лягушка юркнула в старую трубу. Котята бросились за ней. Из трубы вылезли три чёрных котёнка.
По в. Сутееву
Стоял ясный день. Я устал и сел на тёплую землю. Шесть ног быстро бегали по траве. Она задвигалась, словно живая. Там прыгали маленькие жучки. В лесу всюду тайны. Замри, стань кустом или пнём. Лес откроет свои тайны. Будь терпелив.
Проверочные диктанты за год
Наша речка
Весной и летом, осенью и зимой я часто бегал на речку Быстрянку. Там я наблюдал за жизнью птиц. У реки стучали дятлы. В реке жили пузатые налимы. Тёмными ночами я с дедом Иваном искал раков. Я люблю свою милую речку.
Горошины
В стручке жили пять горошин. Они сели все в один ряд. Яркие лучи согревали их. Дождь брызгал тёплой водой. Горошинам было хорошо и уютно. Шли дни. И вот стручок с треском лопнул. Горошины упали на землю. След их пропал.
Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплом гнезде. Они рады светлой весне.
Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз.
В деревне
Летом я жил в деревне. За деревней была река Истра. В саду у тёти Анны стояли ульи. Я часто наблюдал за пчёлами. Они трудились весь день. У тёти всегда был душистый мёд. Мы любили пить в саду чай с мёдом.
В тени на полянах скрытно цветут в лесу ночные фиалки. В густой траве прячутся эти нежные душистые цветы. Белые берёзы, молодые осинки, тёмные ели окружают поляну.
Нужно знать лес, чтобы найти место, где цветут фиалки. По ночам они очень сильно пахнут. Береги эти цветы!