Конспект занятия по дифференциации с. Конспект занятия по дифференциации звуков - в слогах, словах, предложениях
Ксения Иванова
Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т]
Цель : Учить детей различать согласные звуки д-т и буквы д-т изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
Уточнить артикуляции звуков д-т , установить различия по звонкости-глухости, опираясь на зрительный и кинестетический анализаторы.
Развивать фонематическое восприятие.
Совершенствовать навыки звуко-буквенного , звуко -слогового анализа слов сложной слоговой структуры.
Закреплять понятие о смыслоразличительной роли звуков и букв д-т .
Активизировать и обогащать словарный запас учащихся (знания о профессиях) .
Коррекционно-развивающие :
Развивать внимание, память, мышление.
Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику.
Воспитательные :
Воспитывать желание помогать другим.
Воспитывать самостоятельность.
Прививать интерес к профессиям.
Ход занятия:
Какое сейчас время года? Назовите все весенние месяцы. Какой сегодня день недели? Какое сейчас время суток? Назовите месяцы, в названиях которых есть звук [д] или [т] (март, август, сентябрь, октябрь, декабрь) .
2. Сообщение темы занятия :
- Послушайте загадку :
«Лечит маленьких детей,
Сквозь очки свои глядит
Лечит птичек и зверей.
Добрый. (доктор Айболит) » (картинка)
Определите первый звук в слове доктор (первый звук д ) .
Определите последний звук в слове Айболит (последний звук т ) .
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия ?
3. Уточнение артикуляции звуков .
Посмотрите в зеркало, произнесите звук т . Где находится кончик языка? Произнесите звук д . Где находится кончик языка? (за верхними зубами)
4. Характеристика звуков д-т по схеме .
Дайте полную характеристику звукам т ,д.
Дети. [т] – согласный, глухой, твёрдый.
[д] – согласный, звонкий, твёрдый.
Дети находят сходство и различия звуков д-т .
Арт. Гимнастика «Денискина зарядка» .
5. Чтение слогов по слоговой таблице.
Читаем слоги (1 столбик, 2 столбик, 3 столбик, 1 строчку, 3 строчку, 4 строчку, 2 строчку)
Да – та та – да ата – ада
До – то то – до ото – одо
Ду – ту ту – ду уту – уду
Ды – ты ты – ды аты – ады
6. Выделение звуков д-т из слов .
К нам на занятие пришёл ещё один сказочный персонаж. Кто это? (картинка – почтальон Печкин) .
Печкин принёс нам три конверта с письмами. Чтобы открыть одно из них, нужно выделить звуки д-т из слов : доярка, штукатур, садовник, художник, пастух, портной, продавец, пилот, почтальон.
Дети с помощью сигнальных карточек выделяют звуки д-т из слов .
Как одним словом назвать все эти слова? (Дети : профессии) .
7. Звуко-буквенный и звуко -слоговой анализ слов.
Вот теперь можно открыть первое письмо. «Дорогие дети! Помогите нам отыскать свои вещи! Жители Города Мастеров» .
Как вы думаете, кто живёт в Городе Мастеров? (мастера)
Кто такой мастер? (Дети отвечают)
Мастер – человек любой профессии, который хорошо знает своё дело. Перечислите профессии, которые вы запомнили (дети вспоминают) .
А теперь посмотрим, кому нужна помощь.
Дети берут картинки, на которых изображены предметы для той или иной профессии, ставят её напротив нужной картинки и говорят : «Это нужно портному, художнику, доктору, строителю.»
Назовите предметы, в которых присутствуют звуки д ,т.
(У портного – нитки, лента. У строителя - тачка, рулетка, ведро. У доктора – таблетки, чемодан, халат. У художника – кисточки, мольберт, палитра).
Какие по счету звуки д ,т в словах : портной, доктор, художник, строитель.
Физминутка
Пальчиковая гимнастика :
Вот забор. В заборе щели. - Пальцы правой руки прижать друг к другу. Раздвинуть пальцы.
Пальцы в них пролезть хотели.
Вслед за ним застрял Указка. - Указат. палец левой руки между указат. и средним пальцами правой,
Середняк хотел пролезть – напрасно! - средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами правой,
Безымянный – безуспешно! - мизинец несколько раз согнуть – разогнуть, потом помахать им. Каждый палец по очереди освободить из плена.
Хоть один прошёл? Конечно!
Щуплый, маленький мизинчик
Помощь братьям оказал :
Из щелей их всех достал.
8. Игра «Наоборот» . Чтобы открыть второе письмо, нужно изменить звук в слове и назвать получившееся слово (игра с мячом) :
Логопед Ребёнок
дачка тачка
плоды плоты
творцы дворцы
9. Закрепление понятия о смыслоразличительной роли букв д,т.
- Открываем второе письмо : «Дети! Помогите мне закончить стихотворение и прочитайте, что получится. Поэт»
Карточки, в которых нужно вставить пропущенные буквы : д-т
Назовём мы книгу. ом По реке плывут пло. ы
Для жилья построим. ом Зеленеют на ветвях пло. ы
Вот тележка. Это. ачка Архитекторы - .ворцы
Дом в саду зовётся. ачка Строят чудные. ворцы
Вывод : если в слове вместо буквы Т, написать Д, то значение слова изменится.
10. Работа с кроссвордом. (Открываем третье письмо) . «Дорогие ребята! У нас вышел спор. Кто самый главный житель в Городе Мастеров?» Для этого отгадайте кроссворд «Кто что делает?»
1. ФОТОГРАФ Кто фотографирует?
2. ПРОДАВЕЦ Кто продаёт?
3. ШТУКАТУР Кто штукатурит?
4. ДОЯРКА Кто доит коров?
Кто догадался, кто же самый главный в Городе Мастеров? (Труд)
11. Подбор родственных слов.
Подберите родственные слова к слову труд, которые отвечают на вопрос какой? (трудный, трудолюбивый, трудовой) . Какое слово объединяет эти слова? (Труд) . Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
12. Дифференциация букв д-т на уровне предложения.
Вспомним мудрость народа о труде. Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы д-т (индивидуальные карточки) ; запись в тетради и орфографическое чтение по цепочке.
Без. ру. а не вы. ащишь и рыбку из пру. а. Кто люби. .ру., .ого люди ч. у. .
Ру. корми., а лень порти.. Какие. ру. ы, .акие пло. ы.
13. Итог занятия .
Публикации по теме:
Логопед живёт в мире звуков. Часто это неправильные, «корявые» звуки ребятишек, с которыми он «борется». Работая с детьми не первый год,.
Большая стирка!Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игру «Большая стирка!», которую я изготовила для работы по автоматизации звуков.
Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков «С» - «Ш» «Путешествие к бабушке Стеше в деревню» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш]; - упражнять детей отвечать на вопросы логопеда.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] и дифференциации звуков [С]-[С’] Тема: звук Л, звуки С-СЬ. Задачи: I---автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях; –развивать фонематическое восприятие в работе.
Конспект занятия по дифференциации звуков
Дифференциация свистящих звуков
(подготовительная к школе группа)
Цели: учить правильному произношению звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе; сравнивать характеристики этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в звуком анализе, определении позиции звука в словах; закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под); совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа; закреплять навыки чтения и письма; развивать внимание и логическое мышление у ребенка .
Оборудование: предметные картинки на звуки [с], [з] (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик) и картинка с изображением лошади; мягкие игрушки собаки и зайца; конверт с приглашением; письмо от зайчат; раздаточный материал для звукового анализа на каждого ребенка; кассы букв; кроссворд; нарисованные домики с изучаемыми звуками; символы предлогов.
1. Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня нам прислали письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (Логопед показывает детям конверт и достает приглашение, зачитывает) .
Ребята, приходите к нам в гости, в зоопарк.
Логопед. Нас приглашают в зоопарк. Вот только, отправители забыли подписать приглашение. Отгадайте загадки и узнаете, кто нас туда пригласил.
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака) .
Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушки зайца и собаки, сообщает тему занятия.
2. Анализ и сравнение характеристик звуков.
Логопед. Произнесите названия животных, которых вы только что отгадали. Какие звуки вы слышите в названии этих слов?
Дети. Звуки С и З.
Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети. Звук [с] – согласный, твердый, глухой. Звук [з] – согласный, твердый, звонкий.
Логопед. Чем похожи эти звуки?
Дети. Они оба согласные, твердые.
Логопед. Чем отличаются друг от друга?
Дети. Звук [с] – глухой, [з] – звонкий.
3. Развитие фонематического слуха .
По дороге в зоопарк собачка предлагает детям провести речевую разминку.
ИГРА «Запомни – повтори»
Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).
Сом – зонт – сок
Зайка – сумка – завод
Знак – стол – звон
Собака – заноза – соль
Лист – зубы – твист
Замок – совок – засов
За-са-за – вот идет коза.
Са-за-са – вот летит оса.
Зу-зу-су – мы видели лису.
Су-су-зу – отвязали мы козу.
ИГРА «Наоборот»
Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [з].
Соя – Зоя
Суп – зуб
Лиса – Лиза
Коса – коза
Сайка – зайка
4. Работа с картинками
Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на наборном полотне (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик, лошадь).
Логопед. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?
Дети. Животные.
Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?
Дети. Дикие и домашние.
Дети называют животных.
Логопед. В названиях животных есть звуки [с] и [з]. рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?
Дети. Лошадь. В названии этой картинки нет звуков [с] и [з].
ИГРА «Посели животных в дом»
На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [с] – насос (либо буква С), на другом символ звука [з] – комар (либо буква З).
Логопед. Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора!
Дети берут картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).
Логопед. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно – кого у нас много?
Дети. У нас много свиней, зайцев и т. д.
5. Физкультминутка
В зоопарке побывали,
Очень сильно мы устали.
Мы играть с лисой пойдем,
Хорошо мы отдохнем!
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лиса
Несказанной красоты.
– Я охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
6. Упражнение в подборе предлогов в предложениях.
Логопед. Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте им поможем!
На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.
Зайка спрятался … куст.
Козы пасутся … домом.
Лиса выскочила … норы.
Рысь спустилась … дерева.
Ослик выглядывает … столба.
… будки выглядывает собака.
… дивана выкатился ёжик.
Носорог вышел … воды.
7. Разгадывание кроссворда.
Логопед. Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Если мы разгадаем его, то узнаем, какой сюрприз нас ждет в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а слова-отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас должно получится ключевое слово.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её – … (лиса).
Эта милая лошадка,
Будто школьная тетрадка –
Разрисована в полоску.
В черно-белую полоску.
(Зебра.)
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
А на ней щетинка.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось.)
С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.
(Коза.)
Он как маленькая лошадь,
Он упрямый, но хороший.
(Ослик.)
8. Звуковой анализ.
Логопед. Теперь прочитаем ключевое слово «ириски» и проанализируем его с помощью звуковых символов, предварительно выложив его из букв разрезной азбуки.
Один ребенок выполняет задание у доски, остальные за своими столами.
9. Итог занятия.
Логопед. Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили собачка и зайка. Угощайтесь!
Раздает детям конфеты.
Дифференциация Г – К в словах
Цель: развитие умения различать звуки и буквы г-к устно и на письме.
Ход занятия:
I . Повторение.
Ребята, давайте вспомним, что такое звук и буква.
(Звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем)
II . Знакомство с темой
Послушайте стихотворение С.Погореловского «Как Мишка деда рассердил». А потом ответите на вопрос: В чемзаключалась ошибка Миши?
Пишет Миша – Михаил:
«Дед Герасим гол забил».
Все читают, восклицают:
Ай да старый, гол забил!
Дать во все газеты
Дедовы портреты!
Нет, - сказал сердито дед, -
Мишкин дайте в них портрет!
Писал диктант он в школе,
А думал о футболе.
Оттого – то КОЛ
Превратился в ГОЛ,
И за этот ГОЛ
Получил он КОЛ!
В чем заключалась ошибка Миши?
Какие два значения имеет слово КОЛ?
Назовите первые звуки в словах - КОЛ, ГОЛ.
Что общего в этих звуках (звуки К, Г – согласные)
Чем различаются эти звуки? (звук г – звонкий, а к - глухой)
III . Закрепление.
Соотнести звуки с буквами к, г
Задание: найдите букву, соответствующую звуку [к]; найдите букву, соответствующую звуку [г].
Игра «Доскажи словечко». Подними соответствующую букву.
Я услышал: у ворот
Замяукал громко … (кот)
Вышел суп совсем не плох
В нем картофель и … (горох)
Почему же Ким веселый?
Он идет сегодня в … (школу)
Бегать быстро я могу
И по улице … (бегу)
Утром к реке по чудесной дороге
Быстро бегут загорелые …(ноги)
Для больного человека
Нужен врач, нужна …(аптека)
Идут морозные деньки
Нужны нам лыжи и …(коньки)
Свой железный язычок
Прячу я под колпачок
Созываю на урок
А зовут меня…(звонок)
Игра «Один - много» с перебрасыванием мяча.
Задание: изменить слова так, чтобы после согласного г или к появился гласный.
Утюг-… молоток-…
Листок-… берег-…
Овраг-… сапог-…
Галстук-… клубок-…
Работа в тетради по карточкам
Сне..., кула..., пау..., столби..., замо..., пиджа..., каблу..., шлан...,
зна..., рыно..., клубо..., вра…
IV . Физминутка.
Как живешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
Как плывешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
Как бежишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
В даль глядишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
Ждешь обед? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
Машешь в след? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
Ночью спишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
А шалишь?… Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
Работа по карточкам
Слоговой состав.
Задание: Разложи картинки под цифрами 1,2,3 в зависимости от количества слогов в слове. Запиши слова в 3 столбика.
Перечень картинок: гитара, гвоздь, глаз, компас, кот, гуси, клубок, косы, горох, грабли, капуста, собака, носки, голубь.
V . Домашнее задание
Задание: Разгадайте кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова только те, в названии которых есть звук г или к.
По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.
По горизонтали: 2.То, что остается после сгорания дров.
3. Весенняя птица.
4. Мужское имя.
5. Ракообразный обитатель моря.
6. То, что вдевают в иголку.
7. Вид обуви.
8. Аккуратно смотанные нитки.
9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.
VI . Итог.
- какие буквы различали на письме?
Как проверить сомнительную согласную в конце слова?
«Дифференциация звуков С-Ш»
Тема: «Магазин игрушек»
Цели: 1. Закрепить артикуляцию звуков , упражнять в умении различать звуки с -ш в словах, фразах и предложениях.
2. Формировать фонематический слух и восприятие.
3. Актуализация и пополнение словарного запаса по теме «Игрушки».
4. Совершенствование грамматического строя речи.
5.Формировать навык и умения, согласовывать местоимение и существительное.
6.Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: картинки с изображением игрушек - полки, зеркало, мяч.
Организационный момент:
1.Загадывание загадок:
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин и заходим
Ответ детей: в магазин.
2. Основная часть:
Сегодня мы с тобой отправимся в магазин игрушек, но для того, чтобы туда попасть, надо правильно и четко проговорить названия игрушек. Для этого требуется выполнить первое задание: артикуляционная гимнастика, сейчас мы вспомним и покажем ее: (Упражнения: «Лягушка», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Фокус»).
3. Посмотри внимательно, перед тобой полки, они пустые, сейчас мы поставим туда игрушки: на 1 – где слышен звук [c], на 2 – где слышен звук [ш] (мишка, слон, машина, пушка, самосвал, матрешка, самолет, солдат)
4. Молодец! А теперь давай про наши игрушки пропоем песенку:
Ши - ши - ши – как игрушки хороши,
Шо - шо - шо – мы играем хорошо,
Си - си - си – ты игрушки в дом неси,
Са - са - са – происходят чудеса.
5. Игра «Исправь ошибки ». Послушай внимательно предложения, найди в них смысловые ошибки и правильно их скажи.
Игрушки купили Соню. Кукла любит играть с Шурой. Саша разбил мяч окном. Машина играла с Семеном.
6..Игра с мячом «Скажи наоборот». Мяч поймай – слоги повторяй.
Са - са - ша ша - ша - са
Сы - ши - сы ши - сы - ши
Ас - ас - аш аш - аш - ас
Ос - ос - ош ош - ош - ос
Ус - уш - ус уш - ус - уш
На полочке нашей смешные игрушки:
Смешные ежи (бег мелкими шажками по кругу),
Смешные лягушки (прыжки),
Смешные медведи (ходят, как медведи),
Смешные олени (руки к голове, пальцы рук раздвинуты),
Смешные моржи (двигаются боком),
Смешные тюлени (бегут боком).
7. Задание, направленное на умение подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.
Посмотри внимательно на полки с игрушками, назови игрушки, про которые можно сказать: «Он мой…», «Она моя…», «Они мои…».
8.Итог занятия:
С какими звуками мы сегодня занимались?
Вспомни и назови игрушки, в которых есть звуки [c] и [ш]
Тема:
Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.
Цель:
Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.
Задачи:
Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие — звонкие.
Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.
Уметь дифференцировать звуки в словах.
Развивать связную речь.
Оборудование
Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,
Оргмомент
Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»
Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.
Основная часть
Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.
1. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - змея шипит — Ш-Ш-Ш.
2. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - жук жужжит — Ж-Ж-Ж.
2. Речевая дыхательная гимнастика.
Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.
жа жо жу жи
жа жо жу жи же
ша шо шу ши
ша шо шу ши ше
3. Дифференциация звуков в слогах.
Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.
Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.
Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?
Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.
Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:
Вот летит жук-рогач -
Самый первый силач,
Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.
У него, у жука
На головушке - рога.
Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.
Игра «Хлопни - топни» На слог ЖА - хлопнуть в ладоши, на слог ША - топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.
4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.
Учить дифференцировать звуки в словах.
Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш — Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж - в другую.
5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.
Жили-были на сосне
Две большие шишки.
Жили-были под сосной
Две смешные мышки.
И шипели мышки:
Эй, вы там на вышке,
Вниз спускайтесь, шишки!
Удивились шишки:
Подождите, мышки!
Вас на вышку позовем
И, как в сказке, заживем.
6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:
Шить - жить Житье - шитье
Шаль - жаль Жито — шито
Шалить - жалить Лежа — Леша
Шутка - жутко Мажут — машут
Уши - ужи Наживка - нашивка
7. Физкультминутка. « Ветер»
Ветер дует нам в лицо!
(Подули и помахали руками перед собой)
Закачалось деревцо
(Подняли руки над головой и покачались)
Деревцо все выше, выше.
(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)
Ветерок все тише, тише.
(Медленно опустить руки и присесть)
8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.
9. Рассказы цепной структуры.
Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.
1) Около леса раскинулась лужайка.
На лужайке гулял Женя.
Женя увидел жука.
Жук сидел на ежевике.
Ежевику Женя положил в жбан.
В жбане у Жени жалобно жужжал жук.
Жука пожалел Женя.
Женя посадил жука на ежевику.
2) Шура пошел в цирк Шапито.
В Шапито шутил и смешил людей шут.
Шут рассказывал смешные шутки.
Шутки шута рассмешили Шуру.
10. Подведение итогов занятия.
прислала
Ващенко Натлья
учитель-логопед