Конспект нод в старшей группе солнечная система. Конспект занятия в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Солнечная система»
Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе.
Задачи:
образовательные:
уточнить и расширить знания детей о планетах и Солнце;
познакомить с понятием «орбита».
развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
воспитывать у детей сочувствие к ближнему.
здоровьесберегаюшие:
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование: ноутбук, проектор, картон черного цвета, Солнце, планеты, глобус, клей.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Воспитатель:
Ребята, вы любите путешествовать?
Дети : Да
Воспитатель: А на чем люди могут путешествовать?
Дети : На самолете, машине, поезде, пароходе.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю совершить космическое путешествие. Согласны?
Дети : Да
Воспитатель: А на чем можно полететь в космос?
Дети: На ракете.
Воспитатель: Верно, но чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести.
Воспитатель проводит с детьми гимнастику:
Не зевай по сторонам, (Руки на пояс)
Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)
Чтобы сильным стать и ловким. (Наклоны назад)
Ждет нас быстрая ракета (Приседают)
Для полета на планеты. (Приседают)
Лишь распустит птица хвост – (Руки назад, в стороны)
Мы поднимемся до звезд. (Тянемся вверх)
Воспитатель: Предлагаю всем космонавтам занять места в космическом корабле.
Внимание объявляем готовность №1.
Все системы работают нормально ?
Дети: (Да)
Начинаем отсчет от 10 до 1
(дети считают)
Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх
ВИДЕО 1
А это наша Солнечная система Воспитатель: Ребята, у каждой планеты есть своя дорожка, по которой планета вращается вокруг Солнца. Эта дорожка называется орбита. Обратите внимание на белые дорожки. Это и есть орбиты планет.
Я Земля-голубая планета… Воспитатель: Ребята, подумайте, почему нашу планету называют голубой?
Вы видите как много воды на нашей планете (это моря, океаны, реки, озера).
А что мы видим еще на поверхности Земли?
Верно: это горы, леса, пустыни. Они разные, поэтому Земля кажется разноцветной. Для всех живущих на ней людей Земля - как мама. И люди должны беречь и любить Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, нас окружающую, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.
Как вы думаете, кого земля держит за веревочку?
Правильно. Луна – это спутник земли, ее ближайшая соседка в космосе. Она всегда рядом с нашей планетой. Она вращается вокруг Земли, и вместе с Землей они вращаются вокруг Солнца.
Какую форму имеет Луна?
Правильно, Луна имеет форму шара.
А теперь подумайте, Луна по размеру больше Земли или меньше?
Луна меньше Земли в четыре раза.
На луне всегда холодно и темно. Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи.
Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать космические загадки:
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный ….телескоп.
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо всем
умный дядя …астроном
Астроном- он звездочет
Знает все наперечет
Только лучше всех видна
В небе полная …луна
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая…ракета
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель
По-английски: астронавт
А по-русски…космонавт.
ФОТО КОСМОНАВТ
Воспитатель: Ребята, к нам поступило сообщение от заблудившегося космонавта. Он говорит, что все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и сбились в одну кучу. Космонавт сбился с курса и не может вернуться на Землю. Ему срочно нужна ваша помощь: необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе.
Воспитатель: «Ребята, что будем делать? Поможем?»
Воспитатель: Ваша задача расставить планеты на свои орбиты и навести в солнечной системе порядок.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Каждая планета движется по своей орбите. Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, закаленным, трудолюбивым, много знать, здоровым).
Воспитатель: Правильно! Каждый космонавт должен быть сильным и здоровым. А для этого он выполняет много физических упражнений. Вот и мы сейчас с вами проведем разминку для космонавтов:
- Космонавт здоров всегда (руки на поясе, повороты в стороны)
Любит бегать, любит прыгать,
Приседать и отжиматься (движения по тексту на месте)
И как рыбка выгибаться (упражнение «рыбка»)
Космонавт здоров всегда (руки на поясе, повороты в стороны)
Это да, это да! (хлопки в ладоши)
Он гантели поднимает,
По дорожке он шагает,
Встанет на пятки, затем на носки, (движения по тексту)
Победы космонавта очень близки (прыжки ноги вместе-врозь, хлопки рук над головой)
РАЗЛИЧИЯ
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Эти картинки только на первый взгляд кажутся одинаковыми, присмотритесь, найдите и назовите все различия.
Воспитатель: А сейчас нужно помочь космонавту добраться до своей ракеты. Проходите за столы и помогите космонавту.
Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Ребята, нам пора возвращаться на Землю.
Космонавты, займите свои места.
К взлету космического корабля приготовиться!
Обратный отсчет от 10 до 1 начинай
Пуск! Ура! Мы взлетели!
Воспитатель: Ребята, мы приземлились на нашу родную Землю. Вы справились с таким тяжелым и сложным заданием и помогли космонавту. Он вам очень благодарен и шлет вам свой космический привет!
ВИДЕО 2
Воспитатель: Вам понравилось наше космическое путешествие?
Воспитатель: Кто запомнил, как называется дорожка, по которой планеты бегают вокруг Солнца?
Воспитатель: А кто напомнит, как называется спутник Земли?
Воспитатель: А кто управляет ракетой?
Воспитатель: Давайте вспомним, на каких планетах вы побывали?
ПЛАНЕТЫ
Назовет любой из вас:
Раз – Меркурий
Два –Венера
Три –Земля
Четыре –Марс
Пять –Юпитер
Шесть –Сатурн
Семь –Уран
За ним – Нептун.
Воспитатель: Молодцы. Вы показали себя умными, смелыми и дружными ребятами, которые всегда готовы прийти на помощь. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, что пришли, успехов вам, ребята, и до свидания!
«Путешествие к планетам Солнечной системы »
И нтегрированное занятие
подготовила и провела
воспитатель Веккер Т. И.
О бласти : познавательное развитие, коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид занятия : интегрированное занятие
Виды детской деятельности :
Игровая;
Коммуникативная;
Продуктивная;
Познавательная;
Цель: Познакомить и углубить знания детей о космосе.
Задачи: Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать. Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Развивать память, слуховое внимание, связную речь.
Вызвать интерес к космическому пространству.
Билингвальный компонент: солнце, счет до 10, цвета.
Под музыку дети заходят в зал.
Организационный момент(эмоционально-психологический настрой)
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть у нас с вами весь день будет хорошее настроение.
Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Я здороваюсь везде
Дома и на улице.
Даже, здравствуй, говорю.
Я знакомой курице.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро,
Здравствуй день,
Нам здороваться не лень!
Дети встают в круг, берутся за руки, проговаривают слова приветствия.
Ребята, вы слышите какой-то странный звук. Это сигнал SOS. Кто-то просит о помощи. Послушаем внимательно.
Проблемная ситуация (процесс вовлечения в деятельность) :
Появление сказочного героя - Лунтика.
Воспитатель : - Ой, ребята посмотрите, кто к нам прилетел в гости?
Слайд: Лунтик.
Я живу на Луне и люблю фотографировать космос и рассказывать о нем своим друзьям, но так вышло, что мои фотографии испортились. А мне так хочется узнать побольше о космосе.
Воспитатель : Ребята мы поможем Лунтику?
А на чем можно добраться до космоса?
Правильно! Это значит, что мы должны представить себе, как мы летим на космической ракете к планетам Солнечной системы.
Итак, чтобы полететь в космос надо построить … ракету.
Побудем конструкторами и инженерами. Возьмите со стола конверты и постройте ракету.
Игра «Танграм».
Слайд. Ракета.
Музыка (прилет в космос )
Воспитатель: Наши ракеты готовы.
Внимание объявляем готовность №1.
Все системы работают нормально? (Да)
Начать отсчет от 0 до 10.(дети считают на казахском языке)
Физминутка. «Полёт к звёздам»
Отправляется в полёт
Наш волшебный звездолёт. (Дети маршируют со словами)
Надевай скорей скафандры! (Останавливаются, имитируют движения)
Занимай скорей места! (Присаживаются)
С космодрома мы взлетаем, (Встают, поднимают руки через стороны вверх и
соединяют их над головой) Прямо к звёздам улетаем! (Подпрыгивают)
Наша ракета поднимается высоко вверх. (звучит космическая музыка)
Видео: Полет в космос.
Слайд планеты.
Вот мы и добрались к планетам солнечной системы
Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце - күн)
Слай д : Солнце
Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?
А на самом деле Солнце - Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. Поэтому Солнце образует центр нашей системы. (картина с изображением Солнца)
А есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным)
Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.
Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка.
В одном небесном доме жила женщина и было у нее девять детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит, прибежали только семь. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание девять непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу девять планет и никуда убежать от него не могут.
Видео из мультфильма «Лунтик»
Давайте мы попробуем с вами и расставим планеты, каждую на свое место.
Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»
В центре находится Солнце, обозначьте его желтым кругом. Слева от него находиться планета Меркурий, обозначьте его зеленым кругом, справа - расположен Уран –он черный, над Солнцем - находится Юпитер- оранжевый круг, под Солнцем находиться Сатурн -фиолетовый круг, в правом верхнем углу расположен Нептун - коричневый круг, в правом нижнем углу видим Землю- синий круг, в левом верхнем углу расположена планета Венера - белый круг, в левом нижнем углу находиться планета Марс-красный круг.
Слайд: Солнце
Люди часто говорят про Солнце « Солнце под гору скатилось, за лес село » и т. д.. Как вы думаете, Солнце движется? (ответы детей)
Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте, это видно на схематичном изображении Солнечной системы Наша планета Земля не стоит на одном месте, а все время вертится (демонстрация глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой. Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли. Именно там светло, там день. А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.
Слайд: Смена дня и ночи.
Ритмическая часть.
Опыт «День и ночь» На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится макет планеты Земля – глобус и настольная лампа и два кусочка пластилина – белый и красный. Горящая лампочка у нас будет Солнце, а пластилин будет изображать дома. Эти кусочки, то есть «дома» мы прикрепим на противоположные стороны нашей планеты. Итак, половина земного шара освещена, половина – темная. В белом доме сейчас день, а в красном – ночь в самом разгаре, там все спят. Повернем планету так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике? Вечер. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она еще повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом? Ночь. Повернем еще нашу планету. Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике? Вечер. В белом доме? Утро. Вот так наша планета Земля сделала один полный оборот вокруг своей оси.
Сделаем вывод: чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? Он равен суткам, правильно. Сколько частей в сутках? Четыре. Назовите (утро, день, вечер, ночь).
Возвращаются в детский сад. Счет от 10 до 1.
Рефлексия.
Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).
Ну что, Лунтик, теперь ты точно сможешь рассказать своим друзьям на Луне много интересного о космосе.
Лунтик : Да ребята, большое Вам спасибо, мне было с вами очень интересно. Но мне пора улетать на Луну. У меня для вас есть подарки.
Спасибо вам ребята, до свидания!
Предварительный просмотр:
Задачи:
1.Формировать у детей элементарные представления
О Солнечной системе.
2.Познакомить детей с особенностями вращающих-
Ся вокруг солнца планет.
3. Подводить детей к самостоятельным выводам,
Инициативным высказываниям.
Словарная работа: закреплять и активизировать слова:
«Солнечная система», «планета», «орбита»,
«звезда», «шар», «спутник», «Луна»,
«солнечная семья»
Солнечная система - наша «солнечная семья», в которую входят 9 планет.
Планета – громадный холодный шар, сам светится не может и виден лишь по тому, что его освещает
звезда.
Орбита - так называется космическая «дорога» кораблей, спутников, планет.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Солнечной системе, открыток о звездном небе,
Луне.
Беседы на тему «Космос»,
Чтение худ.литературы:
Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия.
Башкирова Е. Небесный зоопарк. Журнал
«Дошкольное воспитание» №4,5,6-1995г.
Левитан Е.П.Звездные сказки.
МайороваГ. Игры и рассказы о космосе.
Хорошилова Н.,Панькова М. Картотека зозвездий.
Журнал «Обруч»,№1 2002г.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Раздается стук в дверь, входит Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, скажите здесь находится космодром?
Воспитатель. Нет, это не космодром, это детский сад. А зачем тебе нужен космодром?
Незнайка. Я собираюсь полететь на планету под названием «Луна».
Воспитатель. Дети, скажите, а разве есть планета под названием «Луна»?
Дети. Нет.
Воспитатель. Скажите, а Луна это что?
Дети. Луна – это спутник Земли.
Незнайка. Ну, хорошо тогда я полечу на Солнце.
Воспитатель. Незнайка по моему ты ничего не знаешь о Солнечной системе. Ребята, давайте расскажем Незнайке о том, что мы знаем, а Незнайка посидит и послушает.
Скажите, пожалуйста, Солнце это планета?
Дети. Нет. Солнце – это звезда. Звезда это скопление раскаленных газов. Звезд очень много.
Воспитатель. Скажите, а они все одинаковые?
Дети. Звезды не одинаковые самые горячие это голубые, желтые - холоднее, а оранжевые еще холоднее.
Воспитатель. Хорошо, молодцы. Вокруг Солнца вращаются планеты. Скажите сколько мы знаем планет в нашей солнечной системе?
Дети. Всего 9 планет.
Воспитатель. Какие это планеты?
Дети. (перечисляют)
Воспитатель. Ребята здесь у меня есть модель вселенной давайте мы с вами расставим их по порядку. Только сначала вспомним, что каждая планета движется по своей дорожке, которая называется
Дети. Орбита.
Воспитатель. Назовите первую планету солнечной системы.
Дети. Меркурий. (ставят изображение на модель)
Воспитатель. Меркурий – это самая близкая планета к Солнцу. Меркурий так горяч, что на нем плавится олово и свинец, а вся вода превращается в пар. Меркурий делает оборот вокруг Солнца меньше чем за три месяца.
Прекрасная звезда на небе
Звучит оно как слово «вера»
Как имя девушки…..
Дети. ВЕНЕРА
Это вторая планета от Солнца.
Воспитатель. Венера окутана облаками из едких паров. Из этих облаков на поверхность планеты проливается ядовитый дождь.
А как называется планета на которой мы живем?
Дети. Это третья планета Земля.
Воспитатель. Ребята скажите. А у Земли есть спутники?
Дети. Да у Земли есть природный спутник это Луна. А еще есть много исскуственных.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Воспитатель. Для звездочета я - загадка
И начинаюсь я на «М»
Но только я - не шоколадка
Хотя я тоже нравлюсь всем.
Дети. Это четвертая планета Марс.
Воспитатель. Марс немного меньше Земли. Там холоднее, чем на Земле. Почему?
Воспитатель. А сколько спутников у Марса?
Дети. У него два природных спутника.
Незнайка. Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку.
Есть у меня 15 друзей
15 спутников жизни моей,
Что это за планета?
Дети. Юпитер.
Воспитатель. Правильно это самая большая планета Солнечной системы у нее 15 спутников и она полностью состоит из сгустившихся газов.
Я очень привлекателен,
Меня все узнают в лицо.
Бесспорно, я влиятелен
Ношу я модное кольцо.
Незнайка. Можно я отвечу. Это Сатурн.
Воспитатель. Это одна из планет великанов, которая имеет удивительное кольцо и много лун. Кольцо состоит из больших и маленьких камней и космической пыли. А какие еще планеты имеют кольца?
Дети. Уран и Нептун.
Воспитатель. А какая самая последняя планета?
Дети. Плутон.
Воспитатель. 9 планета нашей солнечной системы это Плутон. Она не газовая, она твердая. А у нее есть спутник?
Дети. У него есть один природный спутник.
Воспитатель. Плутон так далек, что один оборот вокруг Солнца он делает за 250 земных лет.
Вот мы с вами и составили модель Солнечной системы, и теперь Незнайка, наверное, запомнил какие есть планеты.
Незнайка. Да я сегодня не только узнал какие есть планеты, но и о самих планетах узнал много интересного. Ребята, а мне тут Знайка дал очень интересные вопросы давайте попробуем на них ответить. А за каждый правильный ответ я вам буду давать по звездочки.
ВИКТОРИНА
Солнце- звезда или планета?
Что такое орбита?
Сколько планет движется вокруг Солнца?
Сколько живут звезды? А) звезды рождаются и умирают;
Б) звезды живут вечно;
Какая планета находится ближе к Солнцу?
Какая планета самая далекая?
Какое Солнце? а) газообразное;
Б) твердое.
Какое утверждение верно? а) Солнце больше Земли;
Б) Земля больше Солнца.
Что такое Земля? а) звезда;
Б) планета.
Есть ли у Венеры спутники?
Сколько спутников у Сатурна? (10 или 15)
Из чего состоят кольца Сатурна? а) из камней и пыли;
Б) из газа.
Незнайка. Молодцы, ребята, вы очень хорошо мне все объяснили. А теперь я с вами хочу попрощаться. До свидания.
Воспитатель подводит итог занятия.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два – стоит ракета
Три, четыре – самолет
Раз, два – хлопок в ладоши
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре-
Руки выше, плечи шире
Раз, два, три, четыре-
И на месте походили
А сейчас мы с вами дети
Полетаем на ракете
На носочки поднимись-
Полетит ракета ввысь.
Направление: «Познавательно – речевое развитие»
Образовательные области : (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)
Ход занятия:
1ч. Дети сидят за столами.
Восп.: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Загадка:
По темному небу
Рассыпан горошек,
Цветной карамели
Из сахарной крошки.
И только тогда,
Когда утро настанет
Вся карамель
Пропадет и растает.
Дети: Звезды.
Восп.: Молодцы. Правильно.
Воспитатель демонстрирует карту звездного неба.
Восп.: Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту)
Дети: Карта ночного звездного неба.
Восп.: Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь. А где находятся звезды?
Дети: Во Вселенной, в космосе,в Галактике, в космическом пространстве.
Восп.: А кто знает, что такое Галактика?
Дети: Это огромное скопление звезд. Наша Галактика называется Млечный путь.
Восп.: Кто может сказать, что такое звезды?
Дети: Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.
Восп.: Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звездами.
На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо. Названия каких звезд и созвездий вы
Дети: Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда.
Восп.: Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь. Поговорим о Солнце.
(прикрепляет солнце на магнитную доску)
2ч. Восп.: Как вы думаете, что такое Солнце?
Дети: - Солнце – это большая звезда.
Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает.
Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим и круглым.
На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.
Восп.: Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту (показывает карту Солнечной системы).
Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите.
Скажите мне, сколько всего планет вращается вокруг звезды Солнце?
Дети : Девять.
Восп.: Названия каких планет вы знаете?
Дети: Меркурий, Земля, Сатурн.
Восп.: Какая планета самая ближайшая к солнцу?
Дети: Меркурий.
Восп.: Какая по счету находится планета Земля?
Дети: Третья от Солнца.
Восп.: Какая планета считается самой красивой?
Дети: Сатурн.
Восп.: Молодцы.
3ч. Восп.: А теперь давайте попробуем создать свою Солнечную Систему (на магнитную доску прикрепляет Солнце).
Какая самая ближайшая планета от Солнца?
Дети: отвечают:
1 реб.: Меркурий – самая ближайшая к Солнцу планета. На этой планете очень, очень жарко.
Восп.: Какая следующая планета?
2 реб.: Венера – на этой планете плотная оболочка, которая удерживает тепло. Для людей – очень жаркая планета.
(прикрепляет планету на доску)
Восп.: Хорошо. Какая следующая планета?
3 реб.: Земля – это наш дом. Единственная планета, на которой существует жизнь.
(прикрепляет планету на доску)
Восп.: Отлично. Какая планета будет следующей?
4 реб.: Марс – эта планета красного цвета. Марс – холодный, сухой и скалистый.
(прикрепляет планету на свою орбиту)
Восп.: Что вы скажете о следующей планете?
5 реб.: Юпитер – самая большая планета в солнечной системе. Состоит из жидкости, газа и металла.
(прикрепляет планету на доску)
Восп.: Кто назовет следующую планету?
6 реб.: Сатурн – легко узнать по светящимся кольцам. Самая красивая и необыкновенная планета.
(прикрепляет свою планету на доску)
Восп.: Какая планета будет следующей?
7 реб.: Уран – это ледяной гигант, который состоит из газа. Очень тяжелая планета, тяжелее Земли, у нее нет твердой оболочки.
(прикрепляет на доску)
Восп.: Хорошо. А что насчет следующей планеты?
8 реб.: Нептун – эта планета похожа на штормовое море, но только на газовое с неспокойной атмосферой.
(прикрепляет планету на доску)
Восп.: Ну, и, последняя планета?
9 реб.: Плутон – планета, которую открыли совсем недавно. Это маленький замерзший шарик, который называется карликовой планетой – расположена дальше всех от солнца.
(прикрепляет на доску)
Восп.: Молодцы. Вот мы и создали свой макет Солнечной Системы и его планет. Как красиво у нас получилось.
4ч. Физкультминутка.
Восп.: А теперь давайте немножко отдохнем и сделаем зарядку.
Ребята, встаньте рядом со своими партами. Начали.
Дети: выполняют зарядку:
По порядку – правая рука вверх,
Все планеты – левая рука вверх,
Назовет любой – правая рука виз,
Из нас – левая рука вниз,
Раз – Меркурий – правая рука на пояс,
Два – Венера – левая рука на пояс,
Три – Земля – правая рука на плечо,
Четыре – Марс – левая рука на плечо,
Пять – Юпитер – правая рука вверх,
Шесть – Сатурн – левая рука вверх,
Семь – Уран – правая рука на плечо,
За ним – Нептун – левая рука на плечо,
Он восьмым – правая рука на пояс,
Идет по счету – левая рука на пояс,
А за ним – правая рука вниз,
Уже потом – левая рука вниз,
И девятая планета – маршируют на месте,
Под названием – Плутон – маршируют на месте.
Восп.: Молодцы. Занимаем свои места.
Дети: Садятся за столы.
5ч. Восп.: Сегодня мы много говорили о Солнце, и попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца. Для этого нам понадобятся картон, карандаш и ножницы.
Восп.: Показывает ход работы:
Действие воспитателя |
Действие детей |
Вырежем ровный круг из картона. |
Вырезают |
Наметим карандашом центр и проткнем его. |
Намечают, Протыкают |
Вставим в середину карандаш. |
Вставляют карандаш |
Восп.: Часы готовы. С помощью них мы будем наблюдать за изменением положения солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.
Эксперимент:
Воспитатель лампой (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень. Отмечаем карандашом на круге. Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.
Дети: Выставляют на стол часы и выполняют работу.
Восп.: А сейчас Варя прочитает нам стихотворение «Земля».
Варя:
Давайте будем любить планету
Другой такой ведь на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Воспитатель подводит итоги:
Восп.: Молодцы. Сегодня мне понравилось как вы занимались, правильно отвечали на вопросы. Много знаете о Солнце и его планетах.
Я хочу наградить вас медалями, чтобы вы помнили о нашем интересном и познавательном занятии.
(раздает медали)
Восп.: Дети, а что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
Конспект занятия в старшей группе ДОУ «Космическое путешествие»
Программное содержание: Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон;Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.
Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме;
Учить быть внимательными, любознательными.
Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине;
Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая участвовала в освоении космоса;
Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
Материал: изображения планет, плакат «Солнечная система», обруч с лентами и цифрами от 1 до 9, костюм Астронома, дидактические игры (схема-таблица ракеты, части рисунка скафандра, музыкальное сопровождение).
Предварительная работа: чтение познавательных рассказов из детской энциклопедии «Космос», серия бесед на тему «Земля-планета, на которой мы живем», наблюдение за небом в вечернее и утреннее время, чтение художественной и документальной литературы о космосе; рисование, аппликация, заучивание стихов.
Ход занятия
Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед иллюстрацией «солнечная система».Воспитатель: дети, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим?
Дети: Мы увидим землю, асфальт, траву.
Воспитатель: А если посмотреть вверх, что увидим?
Дети: Увидим небо, облака, солнце, а ночью звезды, месяц.
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Планета, на которой мы живем, называется Земля.
Воспитатель: На что похожа Земля?
Дети: Земля похожа на шар
Воспитатель: Правильно. Земля и небо - это наша планета с морями и океанами, реками, озерами и сушей. За ее пределами - космос.
Чтение стиха.
Пилот в космической ракете
На небо глянул с высоты,
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты!
Ах,какая же вокруг красота!
Не страшна нам высота!
И мы, друзья, вам сообщаем,
Что земли прекраснее нет
Воспитатель: С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. В далеком прошлом, когда люди только начали познавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи.
С тех пор прошло несколько тысяч лет. За это время на нашей планете сменилось множество поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершая кругосветные путешествия, подтвердили знания о том, что наша планета Земля с огромной скоростью движется в космическом пространстве, совершая один оборот вокруг Солнца за год. Голубой шар, покрытый белыми облаками. (Показ иллюстрации).
Так выглядит Земля из космоса. Космонавты, которые видели нашу планету со стороны, говорят, что она удивительно красивая.
Воспитатель: А вы мечтаете побывать в космосе?
Ответы детей.
Воспитатель:
Если очень захотеть
в космос можно улететь
Самым смелым будет наш
Веселый дружный экипаж.
(Раздается стук в дверь. Под музыку заходит Астроном, в руках у него конверт с заданиями.)
Астроном: Добрый день, дети! Я - Астроном. Однажды, пролетая над детским садом, я увидел группу детей, которые наблюдали за солнцем, потом я заметил, как в вечерние и утренние часы вы наблюдали за звездами и луной. Вы такие любознательные, а я очень люблю умных и любознательных детей. Скажите, малыши, вам понравилось бы путешествовать по моему космическому царству?
Поэтому я вас хочу пригласить в необычное космическое путешествие. Вас ждут интересные приключения, различные испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей?
Далекие звезды в небе горят,
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас -
И вот мы к полету готовы как раз.
Давайте поиграем. Сначала вспомним, что необходимо подготовить для полета в космос.
Дети: Раз мы собираемся в полет - строить надо. (Звездолет.)
Воспитатель: Правильно. А строить мы будем по проекту, который любезно предоставил нам наш друг.
Астроном предлагает конверт с первой задачей.
Дети строят из геометрических фигур звездолет.
Физкультминутка
Чтоб ракетой управлять
Нужно сильным, ловким стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет - не легкий труд!
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Влево, вправо, повернитесь,
Вокруг себя обернитесь. (3-4 р.)
Приседайте, (4-5 р.)
Попрыгайте (7-8 р.)
И на свои места садитесь
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Астроном:
Чтобы полететь в космос вам необходимы специальные костюмы - скафандры. Я предлагаю вам собрать их.
Дети собирают скафандры из кусочков.
Воспитатель:
А сейчас с вами дети, улетаем на звездолёте.
Наденьте воображаемые скафандры. (Дети постукивают себя пальчиками по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам.)
Пройдите в салон корабля, выберите космическое кресло.
Необходимо надеть лямки и пристегнуть ремни.
Звездолет, звездолет отправляется в полет.
Пять, четыре, три, два один (шум ракеты, взлетает)
Во время запуска нас немного будет трясти, пока не пройдем плотные слои атмосферы. (Дети имитируют тряску)
Это не долго, скоро наш корабль войдет в спокойный режим полета (тряска прекращается, звучит песня «Земля в иллюминаторе»).
Дети, мы вошли в спокойный режим. Во время полета вы можете передвигаться по нашему кораблю.
Слушайте команду «Расстегнуть ремни».
Посмотрите, что вы видите в иллюминаторе?
Дети:
Мы видим Солнце, планеты, звезды, кометы.
Воспитатель:
Мы живем в Солнечной системе, в большой «семье» планет. Все они разные и по величине, и по природным условиям, и по своему строению. Разными путями летят вокруг Солнца. Одни ближе к нему, другие дальше. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. Солнечный свет отражается от планет, и поэтому можно увидеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Земля-третья по счету планета от Солнца. (Далее дети знакомятся с названиями других планет: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн. Показ иллюстраций).
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно».
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна - кольца. На конце каждой ленты - цифры от 1 до 8.
Меркурий-ребенок:
Очень крошечная планета
Первая Солнышком согрета,
И год на ней
Восемьдесят восемь дней.
- Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.)
Ребенок-Меркурий берется за ленту №1.
Земля - ребенок:
На планете в красоте:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат им люди и звери.
- На какой орбите вращается наша планета Земля?
На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-м месте)
Ребенок-Земля берется за ленту № 3.
Венера - ребенок:
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и более горячей планеты
В Солнечной системе нет.
- Венеру, малыши, когда-то называли «сестрой Земли». На поверхности Венеры температура около пятисот градусов.
Ребенок-Венера берется за ленту № 2.
Марс - ребенок:
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет в мире гор
Выше, чем на этой планете.
- Какое место займет Марс?
Ребенок-Марс берется за ленту № 4.
Юпитер - ребенок:
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосатый он, как будто кошка,
Жаль что худеет он понемножку
Самая большая планета, как называется? На какой орбите находится? (Юпитер, орбита № 5)
Ребенок-Юпитер берется за ленту № 5
Сатурн - ребенок:
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит, чтобы вокруг летели
Кольца из льда и пыли.
Ребенок-Сатурн занимает орбиту № 6.
Уран - ребенок:
А что за планета
Зеленого цвета?
Ребенок-Уран занимает орбиту № 7.
Нептун - ребенок:
На планете синий-синий
Дует ветер очень сильный.
Лета совсем там нет -
Очень длинная здесь зима.
Ребенок-Нептун занимает орбиту № 8.
Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Пора космонавтам возвращаться на Землю. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Закройте глаза, включите энергию любви к родной Земле и передайте эту энергию своим друзьям. Понаблюдайте, что происходит при этом внутри вас.(звучит космическая музыка)
Летим домой! Открывайте глаза. Вот мы и дома. Давайте снимем скафандр. (Дети хлопают в ладоши вокруг своего тела: слева, вверху, справа, внизу.)
Хорошо!
Итог занятия.
А в конце нашего космического занятия давайте поблагодарим нашего Астронома и пожелаем ему удачных полетов в космос и новых космических открытий! (Дети прощаются с Астрономом)