Что такое STEAM-образование? STEAM-образование как универсальный инструмент преподавания Steam технологии в образовании.
Попробуем расшифровать аббревиатуру STEAM: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Одним словом, дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Не удивительно, что сегодня развитие STEAM – один из основных трендов в мировом образовании.
STEAM-учебный план основан на идее обучения учеников с применением междисциплинарного и прикладного подхода. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.
По данным американского Департамента образования, только 16 процентов учащихся средних школ заинтересованы в STEAM-карьере и доказали профицит знаний в математике. Почти 28% учеников начальных классов средней школы проявляют интерес в предметах области STEAM, но 57% из них потеряют интерес к тому времени, когда они закончат школу.
Важность STEAM-образования
Проблемы с ухудшением качества образования в области точных наук, мотивацией студентов, количеством и качеством педагогов, являются глобальными. Это проблема рынка, потому что работодатели готовы хорошо платить специалистам. Однако школьники и студенты не хотят такие предметы выбирать в качестве основных.
Именно поэтому STEAM-образование или НТТМ (научно-техническое творчество молодежи) становится приоритетным в странах, где развивают высокотехнологичное производство. Острую необходимость в научно-инженерных кадрах осознают как государство, ориентированное на технологический прогресс и рост инновационной экономики, так и IT-компании, испытывающие «кадровый голод».
Во многих странах STEAM-образование в приоритете по следующим причинам:
В ближайшем будущем в мире и, естественно, в Казахстане будет резко не хватать: IT-специалистов, программистов, инженеров, специалистов высокотехнологичных производств и др.
В отдаленном будущем появятся профессии, которые сейчас даже представить трудно, все они будут связаны с технологией и высоко технологичным производством на стыке с естественными науками. Особенно будут востребованы специалисты био- и нанотехнологий.
Специалистам будущего требуется всестороння подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии и технологии.
Многие страны, такие как Австралия, Китай, Великобритания, Израиль, Корея, Сингапур, США, проводят государственные программы в области STEAM-образования. В России тоже понимают эту проблему – открывают Центры технической поддержки образования (ЦТПО), в которых частично решаются задачи привлечения учащихся к инженерному делу и роботостроению. В Казахстане с 2015 также осуществляется реформа среднего школьного образования.
В этом году в Израиле была запущена пилотная инициатива – в дополнение к итоговому экзамену, который сдают ребята по окончанию школы, они проводят обязательную исследовательскую работу. Такую научную работу школьники делают под руководством тьютора – студента или кандидата наук (PhD) из университета. Также с этого года в национальной образовательной программе установлено: 70% времени школьники учатся традиционно, а 30% времени отводится на исследования.
И возможно, что кто-то из этих ребят пойдет не в модные юристы-экономисты, а выберет путь ученого или изобретателя или увлечется программированием.
Смешанное обучение
Чем отличается от традиционного обучения наукам и математического образования STEAM-образование? Оно подразумевает смешанную среду обучения и показывает ученикам, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из направлений реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе, вне школы.
Все новое – это хорошо забытое старое?
Обучающиеся по программе «STEAM-образование», помимо физики и математики, изучают робототехнику, программирование, конструируя и программируя собственных роботов. На занятиях используется специальное технологичное лабораторное и учебное оборудование, такое как 3D-принтеры, средства визуализации и прочее оборудование. Можно сказать, что философия STEAM-образования основана на старых добрых подходах обучения детей профессиям на уроках труда, разве что инструменты изменились и способы обучения.
STEAM в Казахстане?
Предположительно, в 2016 году образование в Казахстане претерпит существенные изменения. С сентября 2015 года в нашей стране будет осуществляться апробация новой программы обучения для первоклассников, включающей дисциплину «введение в науку» на базе 30-ти учебных заведений страны. С 2016 года в этом режиме станут учиться первоклассники во всех школах. В 2017 году планируется ввести данную программу для всех казахстанских второклассников. С 2017-2018 года во втором-третьем классе появится предмет «Информационно-коммуникационные технологии», на котором ребят научат не только работать с компьютером, но и искать и обрабатывать информацию.
«На этом уроке школьники смогут развить свою природную любознательность, получить исследовательские навыки, которые в дальнейшем пригодятся при изучении любых наук», – сообщил заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Жанабай Абуов.
Новые госстандарты для средней школы пока разрабатывают, но некоторые планы все-таки известны. Предмет «введение в науку» дети будут изучать в начальном звене, с 5 класса будут введены узкоспециализированные дисциплины, такие как физика, биология, химия, возможно, робототехника. А у старшеклассников появятся новые предметы: «Проектная деятельность» и «Глобальные перспективы».
Министр образования РК внес предложение сделать полностью бесплатным техническое и профессиональное образование, но только по рабочим специальностям. Пока неизвестно, одобрят ли такую идею в Мажилисе.
Педагоги также готовятся к новшествам в системе образования и проходят переподготовку.
Будущее – за технологиями, а будущее технологий – за учителями нового формата, которые лишены предрассудков, не приемлют формального подхода и могут своими знаниями «взорвать мозг» ученикам и расширить их кругозор до бесконечности.
«Будущее зависит от Великих Учителей STEАM»
В США, например, действует национальная программа по подготовке 100000 учителей в области STEAM за ближайшие 10 лет. Также мы видим опыт соседней России, где существует государственная поддержка распространения STEAM-центров, программы развития образовательной и спортивной робототехники за последние несколько лет, а также активно вовлекаются бизнес-компании для реализации проектов предметно-ориентированного обучения детей и студентов, что подтверждает правильность данной стратегии в образовании.
На состоявшейся еще в 2014 году в Иерусалиме Международной конференции «STEM forward» поразили следующие заявления, с которыми нельзя не согласиться:
- Привлечение детей к STEAM. STEAM-образование должно начинаться с самого раннего дошкольного возраста, нужно внедрять программы в детском саду.
- Язык науки – английский язык. Самые значимые научные ресурсы публикуются на английском языке, нобелевские лауреаты говорят на английском языке. Если хочешь изучать науку и быть ученым – нужно знать этот язык.
- Нужны программы STEAM-образования для девочек. Девочки в науке, благодаря своей аккуратности и склонности к работе с данными, могут сделать то, что не под силу мальчикам, но их нужно правильно учить.
- STEAM-образование должно строиться на патриотизме и любви к своей стране. Несмотря на то, что в науке нет границ, важно вырастить хорошего специалиста, который приносит пользу своему государству. Проблема утечки мозгов без утечки тел – это новая проблема глобального общества.
- Наука должна быть праздником, который нужно готовить самому, наука должна быть интересна и полностью захватывать. Science is fun!
Подводя черту всему вышесказанному, можно отметить, что потребность в формировании STEAM-образовательной среды в Казахстане актуальна не менее чем в других странах.
В настоящее время наблюдается всплеск интереса среди инвесторов, бизнес-ангелов, крупного бизнеса к научно-инновационным проектам, стартапам. А для появления множества прогрессивных разработок, безусловно, необходимо и создание STEAM-центров, и включение таких дисциплин как робототехника, интеграции основ программирования в предмет «информатика» в школьную программу среднего образования, и использование существующего опыта путем объединения педагогов в тематические общности, и развитие направления тьюторства и т.д.
Только объединяясь… Вместе мы, взрослые, в силах изменить будущее наших детей, приложив усилия.
Сегодня во многих странах понятие STEM-образование всё активнее внедряется в различные образовательные программы, создаются STEM- центры, проводятся международные конференции по этому направлению. Россия не исключение.
Intel с прошлого года проводит конкурсы и присваивает статусы STEM-центров.
Весной 2016 года по этой программе 145 образовательных учреждений России получили статус STEM-центры Intel.
Если переводить дословно, то получаем:
Science - Наука
Technology - Технология
Engineering - Инженерное дело
Math - Математика
STEM-образование - объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационное мышление, на обеспечение потребности в хорошо подготовленных инженерных кадрах.
Предполагается, что внедрение в школу STEM – образования может способствовать, в дальнейшем, решению задачи о подготовке хороших инженеров.
Рассмотрим 10 преимуществ STEM образования:
1. Интегрированное обучение по «темам», а не по предметам.
STEM-обучение соединяет в себе междисциплинарный и проектный подход, основой для которого становится интеграция естественных наук в технологии, инженерное творчество и математику. Отличное преобразование учебного плана, целью которого является отмена преподавания вышеупомянутых дисциплин в качестве самостоятельных и отвлеченных.
Очень важно обучать науке, технологии, инженерному искусству и математике интегрировано, потому что эти сферы тесно взаимосвязаны на практике.
2. Применение научно-технических знаний в реальной жизни.
STEM-образование с помощью практических занятий демонстрирует детям применение научно-технических знаний в реальной жизни. На каждом уроке они разрабатывают, строят и развивают продукты современной индустрии. Они изучают конкретный проект, в результате чего своими руками создают прототип реального продукта.
Например, юные инженеры строя ракету, знакомятся с такими понятиями как процесс инженерного дизайна, угол пуска, давление, сила протяжения, сила трения, траектория и координатные оси.
3. Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.
Программы STEM развивают навыки критического мышления и разрешения проблем, необходимые для преодоления трудностей, с которыми дети могут столкнуться в жизни. Например, студенты строят скоростные машины, потом их тестируют. После первого теста, они думают и определяют, почему их машина не дошла до финиша. Может, дизайн передней части, расстояние между колесами, аэродинамика или сила пуска повлияли на это? После каждого теста (пуска) они развивают свой дизайн для достижения цели.
4. Повышение уверенности к своим силам.
Дети, создавая разные продукты, строя мосты и дороги, запуская аэропланы и машины, тестируя роботы и электронные игры, разрабатывая свои подводные и воздушные конструкции, каждый раз становятся ближе и ближе к цели. Они развивают и тестируют, вновь развивают и еще раз тестируют, и так совершенствуют свой продукт.
В конце они, решая все проблемы своими силами, доходят до цели. Для детей это - вдохновение, победа, адреналин и радость. После каждой победы они становятся все больше уверенными в своих силах.
5. Активная коммуникация и командная работа.
Программы STEM также отличаются активной коммуникацией и командной работой. На стадии обсуждения создается свободная атмосфера для дискуссий и высказывания мнений. Они бывают настолько свободны, что не боятся высказать любое свое мнение, они учатся говорить и презентовать. Большую часть времени дети за партой не сидят, а тестируют и развивают свои конструкции. Они все время общаются с инструкторами и своими друзьями по команде. Когда дети активно участвуют в процессе, они хорошо запоминают урок.
6. Развитие интереса к техническим дисциплинам.
Задача STEM-обучения в младшей школе создавать предварительные условия для развития интереса у учеников к естественнонаучным и техническим дисциплинам. Любовь к проделанной работе является основой развития интереса.
Занятия STEM - очень развлекательные и динамичные, что не дает детям скучать. Они не замечают, как проходит время на занятиях, а также совсем не устают. Строя ракеты, машины, мосты, небоскребы, создавая свои электронные игры, фабрики, логистические сети и подводные лодки, они проявляют все больший интерес к науке и технике.
7. Креативные и инновационные подходы к проектам.
STEM обучение состоит из шести этапов: вопрос (задача), обсуждение, дизайн, строение, тестирование и развитие. Эти этапы и являются основой систематичного проектного подхода. В свою очередь, сосуществование или объединенное использование различных возможностей является основой креативности и инноваций. Таким образом, одновременное изучение и применение науки и технологии может создать множество новых инновационных проектов. Художество и архитектура замечательный пример сосуществования.
8. Мост между обучением и карьерой.
Есть множество изданий, которые анализируют уровень роста необходимости разных специальностей.
По разным оценкам из 10 специальностей имеющие высокий рост 9 будут именно требовать STEM знания. В частности до 2018 года ожидается рост потребности в этих специальностях: инженеры химики, «software» разработчики, нефтяные инженеры, аналитики компьютерных систем, инженеры механики, инженеры строители, робототехники, инженеры ядерной медицины, архитекторы подводных сооружений и аэрокосмические инженеры.
9. Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.
STEM программы также готовят детей к технологически развитому миру. За последние 60 лет, технологии сильно развились, с открытия Интернета (1960), GPS технологий (1978) до ДНК сканирования (1984), и конечно же до IPod (2001). Сегодня почти все используют IPhone и другие смартфоны. Без технологий представить наш мир на сегодняшний день просто не возможно. Это также говорит о том, что технологическое развитие будет продолжаться, и STEM навыки являются основой этого развития.
10. STEM как дополнение школьной программе.
Программы STEM для школьников 7-14 лет рассчитаны также на увеличение их интереса к своим регулярным занятиям. Например, на уроках физики проходят силу притяжения земли, объясняют формулами на доске, а в кружках STEM школьники строя и запуская парашюты, ракеты или аэропланы могут укрепить свои знания. Школьникам не всегда легко удается понять термины, которые они не видят или не слышат. Например, давление или расширение объема из-за повышения температуры. В занятиях STEM они, проводя развлекательные эксперименты, легко могут понять эти термины.
В школах США, Европы STEM технологии давно применяют в обучении. В России эта тенденция только начинает получать распространение. Насколько это возможно в наших школах? Предлагаю обсудить на форуме http://roboforum.nios.ru/index.php/topic,236.0.html
по материалам из различных источников в Интернете.
подготовила В.В.Любимова,
методист ГЦИ "Эгида"
STEM-образование — новый в наших широтах термин, расшифровывая каждую букву которого получаем:
— Science (наука ),
— Technology (технологии ),
— Engineering (инженерия ),
— Math (математика).
Итого приходим к комплексному междисциплинарному подходу с проектным обучением, сочетающим в себе естественные науки с технологиями, инженерией и математикой. Как и в жизни все предметы интегрированы и взаимосвязаны в единое целое — и в понимании этой самой гармоничной цельности и есть сила.
Термин родом из США, введеный в школьную программу для того, чтобы усиленно развивать и усиливать компетенции своих собственных учеников в научно-техническом направлении, поскольку о том, что все уже сегодня связано с технологиям знают все.
Вариации направления STEM, расширенные и углубленные — STREM (добавили в комплекс «R» — robotics/робототехника) или STEAM (добавили «А»- art/искусство).
В национальном масштабе STEM введен в школьную программу в Штатах для подготовки с самого раннего возраста будущих гуру в области высоких технологий. Поэтому и стартуют со STEM/STEAM-образованием с первых классов. Там.
Во многих странах STEM-образование в приоритете по следующим причинам:
В ближайшем будущем в мире и, естественно, в России, будет резко не хватать: IT-специалистов, программистов, инженеров, специалистов высоко технологичных производств и др.
В отдаленном будущем появятся профессии, о которых сейчас даже представить трудно, все они будут связаны с технологией и высоко технологичным производством на стыке с естественными науками. Особенно будут востребованы специалисты био- и нано-технологий.
Специалистам будущего требуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии и технологии.
Образование в области STEM является основой подготовки сотрудников в области высоких технологий. Поэтому многие страны, такие как Австралия, Китай, Великобритания, Израиль, Корея, Сингапур, США проводят государственные программы в области STEM-образования. В России тоже понимают эту проблему - открывают Центры технической поддержки образования (ЦТПО), в которых частично решатся задачи привлечения учащихся к инженерному делу и роботостроению. Благодаря партнерству с бизнесом, например, с компанией Intel, при вузах, ЦТПО и технопарках открываются STEM-центры, дающие возможность школьникам познакомиться с наукой, принять участие в научном исследовании. И, возможно, что кто-то из этих ребят пойдет не в модные юристы-экономисты, а выберет путь ученого или изобретателя или увлечется программированием.
Преимущества STEM технологии
1.STEM-образование становится зоной усиленного финансирования: растущее число разнообразных некоммерческих организаций предоставляют школам гранты для реализации технологически-ориентированных проектов.
2.Между тем STEM — это широчайший выбор возможностей профессионального развития (эффективность использования). Еще и поэтому в стране набирает обороты общенациональная кампания за внедрение технологий обучения дисциплинам STEM.
3. Предоставление студентам доступа к технологиям. Сегодня, когда мир пронизан вездесущими компьютерными сетями, дети создают цифровой контент, обмениваются им и потребляют его в невиданных доселе масштабах. Они запускают веб-сайты, снимают фильмы на телефоны и сами разрабатывают игры.
3.STEM технологии означают создание такой среды обучения, которая позволяет студентам быть более активными. Чтобы ни произошло, студенты вовлечены в свое собственное обучение. Итогом является то, что студентам лучше запомнить то, чему они научились, когда они вовлечены в процесс, а, не будучи пассивными наблюдателями.
4. STEM технологии требуют от студентов больших способностей мыслить критически, работать как в команде, так и самостоятельно.
Недостатки STEM технологии
1. Слабость коммуникативных навыков, особенно вокальных навыков. В STEMинженеры больше всего внимания обращают на формулы, уравнения, структуры материалов, в которых, скорее всего, будет использован сухой книжный язык.
2. Так как инженеры в основном сосредоточены на STEM, они могут потерять свое творческие навыки. Большинство изобретений и новшеств возникли в начале мышления несуществующих и “достаточно сумасшедшие” вещи.
3. Инженеры, которые, хорошо обучены справляться с операционными системами и техникой, могут чувствовать затруднение в решении обычных «житейских проблем».
4. Ярко выраженная узкая специализация учителей, и как результат знания школьников будут фрагментарны. Реализовывать такое направление способны только учителя, прошедшие дополнительную профессиональную подготовку и готовые работать в единой системе естественно-научных учебных дисциплин и технологий.
Условия для внедрения STEM технологии
1.Необходимо выстроить разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
2. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки.
3.Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. 4.Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.
5. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.
Хотя в России современные образовательные системы не называются STEM, научно-инженерному образованию уделяется сейчас приоритетное внимание. Это значит, с учетом опыта США, глобальных тенденций развития образования решение креативных вопросов нерационально откладывать на потом. В 2014 году в России открылись 155 STEM-центров в Москве, Московской области и Поволжском федеральном округе. В соответствии с планами организаторов проекта, в 2015 году к программе присоединятся до 7 новых регионов.
Оценка STEM технологии по характеристикам А.И.Пригожина:
1) инновационный потенциал
Комбинаторные
2) источником инициативы
Выступает государство, с точки зрения идеологической направленности официальной политики государства это - прямой социальный заказ,
3) объем применения
Системные (технологические, организационные, солидные материально-технические ресурсы, кадровый потенциал и т.д.)
4) особенности инновационного процесса
Межорганизационные, доклад президенту США «Готовить и вдохновлять: обучение в области науки, технологий, инженерии и математики в США», подготовленного Советом по науке и технологиям при президенте США в сентябре 20105) особенности механизма осуществления
6) принцип отношения к своему предшественнику
Диффузные;
7) социальные последствия
Вызывающие социальные издержки: огромные материальные затраты (обучение кадров, организация самого процесса, техническое оснащение),
8) тип новшества
Материально-техническое
Социальное
Организационно-управленческое (обучение преподавателей),
Педагогическое (обучение педагогов технологиям, затраты - физические, временные, умственные - педагогов на подготовку студентов
9) эффективность производства, управления, улучшение условий труда
Первым шагом на пути внедрения STEM-метода согласно отечественным и международным практикам является поощрение любознательности и исследовательских навыков воспитанников во время учебно-воспитательного процесса. Для организации подобных занятий нашим воспитателям пришлось пересмотреть свой подход и функцию, сменив роль воспитателя-авторитета на роль со-ученика, дать больше свободы маленьким исследователям в наблюдении и обсуждении, вооружившись терпением и ответами на многочисленные уточняющие вопросы «Почему?», «Для чего?», «Как?».
Далее была пересмотрена концепция подхода к построению занятий: вместо введения понятия в начале занятия воспитатели предлагают детям тот или иной опыт и задают наводящие вопросы, чтобы дети сами смогли прийти к выводу о смысле и закономерностях эксперимента. Поскольку многие предположения ребят могут быть ошибочными, воспитатели прошли тренинг для освоения техники поддержания интереса ребят к проблеме эксперимента. Суть данной техники представляет собой обучение через познание нового.
Вторым элементом внедрения STEM-метода стали экспериментальные модули, интегрированные в тематику образовательной программы. Подготовка и проведение этих модулей требует наибольших усилий со стороны педагога, однако дает наибольший эффект. Под пристальным взглядом малышей оказываются вода, семена, почва, воздух, растения и другие объекты. Экспериментируя с предметами, малыши узнают также все об истории и свойствах бумаги, совершают путешествие в мир стеклянных предметов, узнают, что такое легкая пластмасса и ткань, и о многих других предметах. Работа с каждым из объектов строится по принципу описания его свойств методами эксперимента; тренировкой и заучиванием новых, более сложных слов, характеризующих предметы и их свойства. Например, ткань - мягкая, мнущаяся, линяющая, шуршащая, приятная на ощупь. Увеличение словарного запаса у детей и его правильное применение в речи подтвердило эффективность такой системы на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Таким образом, у детей развивается диалогическая речь, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту других ребят в группе.
Экспериментально-опытная деятельность воспитанников дошкольных отделений Лаудер Эц Хаим развивает и элементарные математические навыки - одну из составляющих STEM-системы. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Одной из главных задач педагогов стало обучение детей нахождению в знакомых предметах неизвестных свойств, а в незнакомых, наоборот, давно знакомых и понятных. И все это в непринужденной и увлекательной атмосфере игры, в ходе которой развиваются воображение и техническое творчество детей.
Третьим компонентом внедрения STEM-системы стало изучение окружающей среды. Мы взяли курс на экологическое образование, которое в таком большом мегаполисе, как Москва, неразрывно связано с понятиями «чистый» и «загрязненный». В дошкольном отделении воспитанники проходят первый этап «Красота и разнообразие природы». Для этого, решая практические задачи разного уровня сложности, дети провели много «полевых работ», собирая в коллекции необычные цветы, изучая структуру листьев, проводя анализ воды, наблюдая за небом, насекомыми, овладевая навыками категоризации. И все для того, чтобы проникнуться красотой природных явлений, осознать всю хрупкость окружающего мира и большую ответственность за него. В начальной школе на втором этапе «Защита природы» ребята знакомятся с типами загрязнений и предлагают проектные решения экологических проблем. Проект «Автопоилка для птиц» стал одним из результатов этой работы и заслуженно стал призером престижного московского конкурса проектов.
Внедрение STEM-метода в дошкольном отделении рассматривается всем педагогическим коллективом школы №1621 как предстартовая площадка для научно-технических исследований, которые будут проводить дети уже в стенах школы. Сотрудничество между воспитателями и педагогами начальной школы - это основное условие, та база, на которой строится развитие STEM-метода в нашем образовательном комплексе. Мы верим, что его использование заложит основы инженерного мышления и научно-технического творчества, сохранит у наших маленьких воспитанников и младших школьников любознательность и вдохновение исследователя на всю жизнь.
Юлия ЯСИНСКАЯ, директор школы №1621
STEAM образование
Что такое STEAM образование?Началось все с термина STEM, который появился в США и расшифровывается как:
Science (наука)
Technology (технологии)
Engineering (инженерия)
Mathematics (математика)
Отличие от STEАM от STEM всего в одной букве А- Art (искусство), но разница в подходе огромная! В последнее время именно STEAM образование стало настоящим трендом в США и Европе, и многие эксперты называют его образованием будущего.
Научно техническая направленность (STEM)
Стремительное развитие технологий ведет к тому, что в будущем самыми востребованными станут профессии, связанные с высокими технологиями: IT специалисты, инженеры big data, программисты. Система образования реагирует на такой социальный запрос появлением большого количества кружков робототехники, программирования, моделирования (STEM). Однако, все чаще и чаще звучит мысль о том, что научно-технических знаний мало. В будущем будет востребованы навыки XXI века, которые часто называют 4К.
Навыки будущего (4К)
Навыки XXI века - особое направление, активно обсуждаемое сейчас на разных уровнях. Суть концепции такова: ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Таким образом, сформировались основные навыки будущего 4К:
Коммуникация
Кооперация
Критическое мышление
Креативность
Эти навыки нельзя получить только в лабораториях или из знания определенных математических алгоритмов. Именно поэтому специалистам приходится все больше и чаще учиться STEAM-дисциплинам.
Внедрение Art (искусства)
О необходимости сочетания науки и искусства писали еще такие мыслители, как китайские математики-просветители XI в., а также Леонардо да Винчи. Позднее этого мнения придерживались многие европейские философы и психоаналитики, в частности, К. Юнг.
Есть физиологическое объяснение единства научно-технического и Arts-направления в образовании. Так называемая «левая» сторона мозга отвечает за логику. Она помогает заучивать факты и выводить логические заключения. «Правая» сторона мозга отвечает за мышление посредством прямого восприятия и обеспечивает креативное, инстинктивноинтуитивное мышление.
STEAM образование задействует оба полушария мозга ребенка. В начале1990-х гг. биохимик Р. Рутбернштейн изучил 150 биографий самых известных ученых от Пастера до Эйнштейна. Он исследовал использование левой и правой половин мозга. Как выяснилось, почти все изобретатели и ученые были также музыкантами, художниками, писателями или поэтами: Галилей - поэтом и литературным критиком, Эйнштейн играл на скрипке, Морзе - художником-портретистом и др. Таким образом, креативность стимулировалась и укреплялась посредством практики дисциплин, связанных с правой половиной мозга.
Неврологическое исследование, проведенное в 2009 г. Университетом Джона Хопкинса, показало, что Arts-образование улучшает когнитивные (познавательные) навыки студентов, развивает навыки памяти и внимания во время занятий, а также увеличивает диапазон академических и жизненных навыков.
Опыт Азии
По данным опроса, родители детей в Китае в отличие от родителей в США считают, что Arts особенно важно для формирования инновационных навыков их детей. Так, роль математики и компьютерных наук оценивается в Китае на 9% (из 100 % всех наук), в США на 52%. Значение креативных подходов для решения инновационных проблем оценивается в Китае на 45%, а в США только на 18%. Предпринимательским и деловым навыкам в Китае уделяется 23%, в США только 16%. Знанию мировых культур: 18% (Китай) против 4% (США). Все это позволяет считать, что в Китае уже существует STEAM-образование, в то время как в США доминирует STEM-подход.
Больших успехов в развитии креативной экономики добились и другие азиатские страны, например Сингапур. Еще в 2002 г. была запущена инициатива «Преобразование Сингапура» (Remaking Singapore), нацеленная на превращение этого города-государства в мировой центр креативности, инноваций и дизайна.
Новые характеристики ассоциируются с ориентированной на человека социально продуманной моделью, объединяющей все составные экономики. Правительство Сингапура реформирует систему образования так, чтобы стимулировать креативные качества молодежи. Один из путей этого - внедрение молодых, по-новому мыслящих талантливых людей в различные государственные структуры, отвечающие за экономическую политику.
STEAM в России
В настоящее время в России преобладает STEM образование, но уже появляются первые проекты STEAM.
Точка Роста – первая сеть детских центров, которая разработала программу с использованием STEAM подхода. Для этого наши специалисты проходили обучение в США на курсах STEAM Education. В Точке Роста дети уже с 3-х лет могут попробовать себя в роли инженера, познакомиться с технологиями, экспериментировать и делать открытия.
Мы стимулируем детей на исследования, учим не бояться совершать ошибки и делать выводы. Большое внимание на занятиях уделяется развитию коммуникабельности и проектной деятельности. Эти качества будут особенно важны для работы в организациях будущего. Записывайтесь на занятия STEAM на 2018-2019учебный год.