Психология труда как отрасль науки и профессия. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия
Психологические признаки труда
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С точки зрения психологии, труд – это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека , характеризующаяся следующими четырьмя признаками.
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата . Компоненты признака:
1)более или менее ясное знание о продукте деятельности;
2)более или менее четкое осознание его социальной ценности;
30более или менее выраженный аффективный тон соответствующих знаний, представлений, образов.
2. Осознание обязательности достижения социально фиксированной цели . Компоненты:
1)когнитивный – осознание субъектом большей или меньшей ответственности перед людьми;
2)аффективно-волевой – эмоциональные реакции, состояния, отношения, связанные с совпадением или рассогласованием хода, направления деятельности с ее идеальным планом.
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности . Компоненты:
1)когнитивный (знание средств труда, их тонкостей);
2)операторный (владение средствами труда);
3)аффективный (соответствующие эмоциональные переживания).
4. Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений («живых» и овеществленных). Данный психологический признак труда имеет когнитивные и аффективные компоненты.
Активность человека может быть отнесена к понятию труда только в том случае, если ей может быть хоть в какой-то степени приписан каждый из четырех признаков.
Основной отраслью психологии, изучающей труд человека, является психология труда.
Объектом психологии труда является человек как участник процесса создания потребительных ценностей (вещественных, духовных, эстетических, информационных и т.п.), т.е. субъект труда.
Предмет психологии труда – психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметом и орудиями труда, с физической и социальной средой.
Основными практическими задачами психологии труда являются гуманизация труда и повышение его производительности.
Под гуманизацией труда понимается:
Создание условий для разностороннего, гармоничного развития субъекта труда, его способностей;
Повышение содержательности труда;
Предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности;
Профилактика переутомления, профессиональных заболеваний.
Основные эмпирические методы , используемые для психологического изучения труда – это общепсихологические методы (лекция 3). Однако, по мнению Е.А. Климова, метод наблюдения в психологии труда является базовым по отношению к остальным. Кроме изложенных выше (лекция 3), в психологии труда также используются:
Метод беседы (предметом исследования являются высказывания опрашиваемого – анализируются содержание, выразительные средства речи, ее динамические характеристики);
Метод анамнеза – сбор данных об истории развития конкретного человека как субъекта труда;
Метод экспертных оценок;
Трудовой метод – модификация метода самонаблюдения, предполагает работу психолога-исследователя по какой-либо профессии (отличной от его) с целью лучшего ее познания.
Психологическое профессиоведение, классификация профессий
Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определенных знаний, умений и навыков, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях .
Специальность – конкретный, исторически сложившийся вид трудовой деятельности, систематически выполняемый специалистом в русле определенной профессии и дающий ему средства для существования . Имеющиеся у него для этого знания, навыки и умения, совершенствующиеся в процессе работы по специальности, могут быть недостаточными для другой специальности. По сравнению с профессией, специальность более узкое понятие, например: профессия врач, специальность – хирург; профессия – инженер, специальность – программист.
Профессионально важные качества (ПВК) – любые качества субъекта труда, включенные в процесс трудовой деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества и надежности.
Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией.
Профессиография – описание и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям. Особое внимание профессиография уделяет медицинским и психологическим показаниям и противопоказаниям к работе по определенной профессии.
Результатом профессиографии является профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии. Часть профессиограммы определенной профессии, в которой сформулированы ее требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых и других ПВК субъекта труда, а также указаны психологические противопоказания называется психограммой .
Наиболее часто используется четырехъярусная классификация профессий Е.А. Климова .
На первом ярусе , в зависимости от типа систем, с которыми преимущественно взаимодействует субъект труда, выделяются пять типов профессий:
1,«человек – (живая) природа» (П), например, агроном, ветеринар;
2,«человек – техника (и неживая природа)» (Т), например, слесарь, инженер-механик;
3,«человек – человек» (Ч), например, продавец, врач, психолог;
4,«человек – знаковая система» (З), например, математик, программист;
5,«человек – художественный образ» (Х), например, дизайнер, художник.
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
Гностические профессии (Г) (от др.-греч. «гнозис» – знание), например, эксперты в различных областях (судебно-медицинский эксперт), корректор;
Преобразующие профессии (П), например, педагог, токарь;
Изыскательные профессии (И), например, биолог-исследователь, инженер-конструктор.
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных средств труда:
Профессии ручного труда (Р);
Профессии машинно-ручного труда (М);
Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А);
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).
На четвертом ярусе по условиям труда профессии разделяются на четыре группы:
Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым (Б);
Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О);
Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.) (Н);
Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности (М).
Литерные обозначения каждого признака позволяют: во-первых, дать обзорную схему «карты» мира профессии, во-вторых, составить примерную формулу определенной профессии, которая в простейшем варианте включает четыре позиции, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел и 4) группу профессий (например, для профессии инженер-исследователь формула будет следующей – ТИАБ).
Труд - сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.
Трудовая деятельность является общим объектом изучения для различных дисциплин: физиология труда, социология труда, инженерные науки и др. Каждая из них направлена на гуманизацию, рационализацию труда и повышению его эффективности. Психология труда так же преследует эти задачи, используя весь арсенал современной психологии. Поэтому ПТ является прикладной наукой, однако для разработки всяческого практического знания, необходимо и теоретическое.
ПТ можно рассматривать как область знаний, науку, учебную дисциплину и профессию.
ПТ как область знаний
Еще в донаучный период люди имели отрывочные знания о психологии труда и понимали важность психологии в организации трудовой деятельности, но выражали это в обыденных терминах. Например, можно привести ряд пословиц в подтверждение этому: Не котел варит, а стряпуха или Берись дружно - не будет грузно. Климов делает вывод о том, что во многих произведениях упоминается о психологических характеристиках людей, занимающихся трудом.
Затем психологические знания о труде были отражены в работах М.В. Ломоносова, а именно:
- - Вопросы волевой регуляции труда
- - Проектирование средств труда с учетом психологических особенностей людей. В сочинениях М.В. Ломоносова много предложений технических средств труда со ссылками на особенности психики человека.
- - Вопросы оптимизации межлюдских отношений в труде. Пишет о том, что нужно помогать друг другу, утешать другого при неудачах и одобрять его действия.
Так же Радищев в его произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” показывает некоторые идеи:
- 1. Акцентирована идея уважения ко всякому труду.
- 2. Описан феномен социогенной непригодности человека к труду (честный человек должен был покинуть службу, так как не мог совместиться с сослуживцами).
- 3. Образец беседы как метода выявления мотивов труда
Таким образом, психология труда как отрасль знания должна помогать людям более успешно решать задачи, поставленные перед ними в трудовой деятельности.
Факт существования области психологического знания о труде и трудящихся явился и является существенной предпосылкой возникновения и развития психологии труда как отрасли науки.
Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками.
Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.
Б.Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии: 1) с общественными науками (через отрасль психологии – социальную психологию и связанные с ней дисциплины); 2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию); 3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию); 4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию); 5) с техническими науками (через инженерную психологию). Согласно Ломову, дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно он выделял отношения психологии с философией и математикой.
Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.
Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и т.п. психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Особая связь у психологии труда с математикой и кибернетикой: психология активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.
С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина». В инженерной психологии главный субъект труда – это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.
Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии: а) методологические: определение предмета и задач исследования (т.е. уточнение предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще); б) психофизиологические: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора; в) системотехнические: разработка принципов построения элементов системы «человек – машина»; проектирование и оценка системы «человек – машина»; разработка принципов организации системы «человек – машина»; оценка надежности и эффективности системы «человек – машина»; г) эксплуатационные: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.
Через проблемы профессионального обучения психология труда связана также с педагогическими науками. Педагогическая психология предоставляет психологии труда знания о функционировании и условиях развития профессиональной деятельности на разных этапах обучения, предлагает инновационные стратегии профессионального обучения и т.д.
Таким образом, психология труда имеет тесные связи со множеством наук. Тем не менее своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.
| |
Под психологией труда понимаются:
1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;
2) психологические механизмы и закономерности формирования профессиональной идентичности с формированием навыков, культуры, свойственных данной профессии.
Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.
Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.
Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд – это основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий. На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.
Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками. Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.
Психология труда имеет тесные связи со множеством наук. Тем не менее своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.
Объектом психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности. Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.
Главные задачи психологии труда :
1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;
2) улучшение условий жизни работников;
3) улучшение условий рабочей деятельности;
4) минимизация аварийных ситуаций;
5) выработка наиболее приемлемого метода управления;
6) планирование тактики и стратегии управления;
7) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства;
8) психологическая помощь работникам предприятия;
9) превентивная психологическая работа, направленная на формирование здорового образа жизни;
10) разработка основных критериев приема на работу;
12) рациональная перестройка и обновление профессий. Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям. Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.
Основными целями психологии труда являются:
1) оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;
2) прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации.
Для достижения этих целей психология труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.
Основные методы психологии труда:
Под методом понимается система теоретических и практических действий, моделей исследования определенных проблем и практическая деятельности психолога. Наиболее эффективным считается использование полиметодийной работы, поскольку в этом случае многие аспекты работы видны с разных позиций и трудовая отдача наиболее оптимальна.
Метод эксперимента предполагает проведение строго регламентированного исследования, направленного на какой-либо аспект работы организации. В процессе проведения эксперимента психолог должен отобрать две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа – группа работников, непосредственно соприкасающаяся с исследуемой проблемой, контрольная – не соприкасающаяся с данной проблемой группа людей. В прочих параметрах группы должны быть идентичны.
По способу комплектования экспериментальных групп предпочтительны метод случайной выборки и отбор по принципу соответствия. Наиболее эффективна группа, отобранная по принципу соответствия участников группы, но отбор по этому принципу более дорогой, чем способ отбора респондентов на основе случайной выборки.
Метод невключенного наблюдения. Метод основывается на реальных возможностях психолога наблюдать за людьми непосредственно в трудовом процессе, выявляет реальные и насущные проблемные зоны. Но с другой стороны, невозможно повторить наблюдение как эксперимент, поскольку меняются условия наблюдения. Метод включенного наблюдения основывается на участии психолога в трудовой деятельности исследуемых работников, и основным недостатком этого метода является его субъективность и ограниченность контроля за ходом его проведения.
Метод опроса общественного мнения использует определенные опросы или структурированные интервью.
Метод опросов зачастую дает большой процент ложных ответов, поскольку респонденты хотят показаться интервьюеру более осведомленными, состоятельными или уверенными. Опрашиваемые более искренны, если заполняют опросник самостоятельно. В случае телефонного опроса респондентов часто сложно найти, так как люди не хотят терять время и раздражаются в ответ на телефонные звонки.
Метод интервью предполагает участие в исследовании квалифицированных интервьюеров, отбор которых проводится по нескольким критериям: внешнему виду, коммуникативным способностям, поведению. На результаты исследований могут повлиять такие факторы, как возраст, пол, раса и эмоциональное отношение интервьюера к вопросам опросника.
Похожая информация.
«Трудовое воспитание» - «Труд – всегда был основой для человечества и культуры. Д.Ушинский. Что такое трудовое воспитание? Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов» А.С.Макаренко. Что такое труд? Формирование системы трудового воспитания в условиях школы – интерната.
«Трудовая деятельность» - Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной. Материально-производственная деятельность человека. Бездумный исполнитель - плохой работник. Современный работник. Особенности трудовой деятельности. Гуманизация труда. Дегуманизация труда проявилась в системе американского инженера Ф.У. Тейлора (1856-1915.г).
«Детский труд» - Исследование проблемы детского труда в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Дневной заработок детей в Санкт-Петербурге. В общем массиве опрошенных детей 83 человека были детьми мигрантов. Оценка экспертами численности работающих детей в Санкт-Петербурге. Условия и характер труда детей. Рассмотрена роль общественного мнения, общественных организаций в борьбе с эксплуатацией детей.
«Психология труда» - Различают абсолютную и относительную П.П. … Пособие издано при организационной и финансовой поддержке государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Карьера». Психология труда. ПОИСК РАБОТЫ – вид активности с целью трудоустройства. Дёмин Андрей Николаевич Доктор психологических наук, профессор.
«Гигиена труда» - Производственная санитария. Классификация условий труда. Общетоксические Раздражающие Сенсибилизирующие Канцерогенные Мутагенные, Влияющие на репродуктивную функцию. Классификация вредных веществ. Производственная пыль. Классификация по степени воздействия на организм. Классификация пыли по способу образования.
«Экономическая деятельность подростков» - Автор: Сергеева Тамара Владимировна, учитель МОУ сош № 9, г. Бакала. Принудительный труд запрещён. Что такое работодатель? Вознаграждение независимо от пола, национальности, возраста. Что такое работник? Согласно Конституции труд в нашей стране свободен. 1. Труд с точки зрения КЗоТ и Конституции. Ежегодный оплачиваемый отпуск 31 день в летнее время 4 и 6 часов день.