Вов подготовка к егэ. Основные события и даты Великой отечественной войны
У правление образования
администрации Арзамасского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Красносельская средняя общеобразовательная школа»
Решение тестовых заданий по теме «Великая отечественная Война»
для подготовки к ЕГЭ по истории
Целевая аудитория - 11 класс
повторить, обобщить, систематизировать знания по темам "Военная история Великой Отечественной войны", "Военачальники Второй мировой войны", «Великие битвы Великой Отечественной Войны»
развивающие цели: развитие умений
устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями (формирование исторического мышления)
выполнять задания в формате ЕГЭ
воспитательные цели: формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости мирового исторического процесса, патриотизма.
Ход урока
Организационный момент, приветствие учителя.
Постановка цели урока, решение тестовых заданий по ВОВ.
1.
1) Ял-тин-ская кон-фе-рен-ция «Боль-шой трой-ки»
2) Тегеранская конференция
3) Битва на Одере
2. Рас-по-ло-жи-те в хро-но-ло-ги-че-ской по-сле-до-ва-тель-но-сти ис-то-ри-че-ские со-бы-тия. За-пи-ши-те цифры, ко-то-ры-ми обо-зна-че-ны ис-то-ри-че-ские со-бы-тия, в пра-виль-ной по-сле-до-ва-тель-но-сти в таб-ли-цу.
1) Начало войны с Японией
2) подписание пакта Молотова-Рибентроппа
3) Начало второй мировой войны
3. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между со-бы-ти-я-ми и го-да-ми: к каж-дой по-зи-ции пер-во-го столб-ца под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.
СО-БЫ-ТИЯ | ГОДЫ |
|
А) Начало Великой Отечественной Войны Б) Кур-ская битва В) Потсдамская конференция Г) операция «Багратион» | 1) 1944 г. 2) 1240 г. 3) 1945г. 4) 1943 г. 5) 1917 г. 6) 1941 |
4. Ниже при-ведён спи-сок тер-ми-нов, по-ня-тий. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к го-су-дар-ствен-но-му устрой-ству СССР 1940-1980-х гг. Най-ди-те и за-пи-ши-те по-ряд-ко-вые но-ме-ра тер-ми-нов (по-ня-тий), не от-но-ся-щиеся к го-су-дар-ствен-но-му устрой-ству СССР 1940-1980-х гг.
1) Вер-хов-ный Совет; 2) Совет Фе-де-ра-ции; 3) на-род-ный де-пу-тат; 4) Совет Ми-ни-стров; 5) Фе-де-раль-ное Со-бра-ние; 6) ав-то-ном-ная рес-пуб-ли-ка.
5. Ниже при-ве-ден пе-ре-чень фа-ми-лий вид-ных го-су-дар-ствен-ных де-я-те-лей. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, за-ни-ма-ли вы-со-кие посты в пе-ри-од ВОВ. Най-ди-те и за-пи-ши-те цифры го-су-дар-ствен-ных де-я-те-лей, не от-но-ся-щие-ся к этому пе-ри-о-ду.
Ватутин , 2) Ворошилов , 3) Чкалов , 4) Тухачевский , 5) Ка-ли-нин , 6) Мо-ло-тов
6. Го-су-дар-ствен-ная про-грам-ма, по ко-то-рой Со-единённые Штаты Аме-ри-ки пе-ре-да-ва-ли своим со-юз-ни-кам во Вто-рой ми-ро-вой войне, в том числе СССР, бо-е-при-па-сы, тех-ни-ку, про-до-воль-ствие и стра-те-ги-че-ское сырьё, на-зы-ва-ет-ся _
7. Какие три ре-ше-ния были при-ня-ты на Потс-дам-ской кон-фе-рен-ции? Со-от-вет-ству-ю-щие цифры за-пи-ши-те в ответ.
1) о раз-де-ле Во-сточ-ной Прус-сии между Поль-шей и СССР
2) об от-ка-зе ис-поль-зо-вать атом-ное ору-жие в войне
3) о си-сте-ме че-ты-рех-сто-рон-ней ок-ку-па-ции Гер-ма-нии и об управ-ле-нии Бер-ли-ном
4) о де-на-ци-фи-ка-ции Гер-ма-нии
5) о раз-де-ле Гер-ма-нии на два го-су-дар-ства
6) о при-ня-тии СССР «плана Мар-ша-ла»
8. Какие три из пе-ре-чис-лен-ных тер-ри-то-рий вошли в со-став СССР по ито-гам Вто-рой ми-ро-вой войны? Со-от-вет-ству-ю-щие цифры за-пи-ши-те в ответ.
1) Кёнигсберг-ская (Ка-ли-нин-град-ская) об-ласть
2) Ус-су-рий-ский край
3) На-хи-чи-вань-ская об-ласть
4) Южный Са-ха-лин
5) Ку-риль-ские ост-ро-ва
6) При-дне-стро-вье
9.
А) ______________ кон-фе-рен-ция «Боль-шой трой-ки» про-хо-ди-ла в 1943 г.
Б) Пер-вый таран в ноч-ном воз-душ-ном бою про-извёл со-вет-ский лётчик ____________, сбив-ший на под-сту-пах к Москве вра-же-ский бом-бар-ди-ров-щик.
В) В ходе Кур-ской битвы про-изо-шло круп-ней-шее тан-ко-вое сра-же-ние у ________________.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) Ял-тин-ская (Крым-ская)
2) Н. Ф. Га-стел-ло
3) стан-ция Про-хо-ров-ка
4) Те-ге-ран-ская
5) В. В. Та-ла-ли-хин
6) разъ-езд Ду-бо-се-ко-во
10. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
А)____________ впер-вые про-извёл таран в ноч-ном воз-душ-ном бою, сбив на под-сту-пах к Москве вра-же-ский бом-бар-ди-ров-щик.
Б) В годы Ве-ли-кой Оте-че-ствен-ной войны немцы 900 дней оса-жда-ли город ____________.
В) Кур-ская битва была в ____________.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) В. В. Та-ла-ли-хин
2) Н. Ф. Га-стел-ло
3) 1942 г.
4) 1943 г.
5) Ста-лин-град
6) Ле-нин-град
11. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
А) ____________ — пер-вая жен-щи-на, Герой Со-вет-ско-го Союза, пар-ти-зан-ка, на-граж-ден-ная по-смерт-но, за-му-чен-ная и каз-нен-ная фа-ши-ста-ми в но-яб-ре 1941 г. в де-рев-не Пет-ри-ще-во.
Б) Летом 1942 г. не-мец-кая армия Па-у-лю-са на-нес-ла удар по го-ро-ду ____________.
В) Бе-ло-рус-ская опе-ра-ция была про-ве-де-на в ____________.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) 1941 г.
2) 1944 г.
3) Вера Во-ло-ши-на
4) Зоя Кос-мо-де-мьян-ская
5) Киев
6) Ста-лин-град
12. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
А) Герой Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции Вера Во-ло-ши-на была по-ве-ше-на нем-ца-ми в ходе сра-же-ния за ____________.
Б) За не-уме-лое ко-ман-до-ва-ние вой-ска-ми За-пад-но-го фрон-та в на-чаль-ный пе-ри-од войны был каз-нен ге-не-рал ____________.
В) Встре-ча наших войск с со-юз-ни-ка-ми про-изо-шла на реке Эльбе в ап-ре-ле ____________ года.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) Ле-ни-град
2) Москва
3) Г. К. Жуков
4) Д. Г. Пав-лов
5) 1945 г.
6) 1943 г
13. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
А) Лет-чик-герой, три-жды герой Со-вет-ско-го Союза, сбив-ший наи-боль-шее ко-ли-че-ство са-мо-ле-тов про-тив-ни-ка, в годы Ве-ли-кой Оте-че-ствен-ной войны ____________.
Б) Ва-си-лий Чуй-ков про-сла-вил-ся при обо-ро-не г. ____________.
В) Вар-ша-ва была осво-бож-де-на в ____________ г.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) 1944 г.
2) А. Ма-ре-сьев
3) 1945 г.
4) Москва
5) И. Ко-же-дуб
6) Ста-лин-град
14. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
А) Снай-пер, про-сла-вив-ший-ся в дни Ста-лин-град-ской битвы ____________.
Б) 250 дней ге-ро-и-че-ски дер-жал-ся в осаде г. ____________.
В) Ста-лин-град-ская битва за-вер-ши-лась в ____________.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) 1944 г.
2) В. Зай-цев
3) 1943 г.
4) Киев
5) И. Ко-же-дуб
6) Се-ва-сто-поль
15. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
А) Наи-боль-шее ко-ли-че-ство зва-ний Героя Со-вет-ско-го Союза было при-сво-е-но в ре-зуль-та-те битва за ____________.
Б) Вто-рой фронт во Фран-ции был от-крыт со-юз-ни-ка-ми в ____________.
В) Лет-чик-герой, три-жды герой Со-вет-ско-го Союза, сбив-ший наи-боль-шее ко-ли-че-ство са-мо-ле-тов про-тив-ни-ка, в годы Ве-ли-кой Оте-че-ствен-ной войны ____________.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) 1944 г.
2) А. Ма-ре-сьев
3) 1945 г.
4) Москва
5) И. Ко-же-дуб
6) Днепр
16. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
А) Обо-ро-на Брест-ской кре-по-сти в ____________ г. по-ка-за-ла один из при-ме-ров стой-ко-сти со-вет-ских сол-дат и ко-ман-ди-ров.
Б) Во время на-ступ-ле-ния на Моск-ву фа-шист-ским вой-скам не уда-лось взять г. ____________.
В) Одним из ру-ко-во-ди-те-лей мо-ло-деж-ной под-поль-ной ор-га-ни-за-ции «Мо-ло-дая гвар-дия» был ____________.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) В. Тре-тья-ке-вич
2) 1941 г.
3) 1942 г.
4) Ка-ли-нин
5) Н. Куз-не-цов
6) Тула
17. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
А) Ге-не-рал-лей-те-нант ин-же-нер-ных войск, про-фес-сор Во-ен-ной ака-де-мии Ге-не-раль-но-го штаба, звер-ски за-му-чен-ный фа-ши-ста-ми в конц-ла-ге-ре Маут-ха-у-зен____________.
Б) Ле-ген-дар-ный раз-вед-чик Н. Куз-не-цов дей-ство-вал в рай-о-не г. ____________.
В) Те-ге-ран-ская кон-фе-рен-ция «Боль-шой трой-ки» про-хо-ди-ла в ____________.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) 1944
2) Н. Ка-пи-ца
3) 1943
4) Крас-но-дон
5) Д. Кар-бы-шев
6) Ровно
18. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
А) 23 фев-ра-ля ____________ г. Алек-сандр Мат-ро-сов в бою за де-рев-ню Чер-нуш-ки про-рвал-ся к вра-же-ско-му дзоту и, за-крыв своим телом ам-бра-зу-ру, по-жерт-во-вал собой, чтобы обес-пе-чить успех сво-е-му под-раз-де-ле-нию. По-смерт-но при-сво-е-но зва-ние Героя Со-вет-ско-го Союза.
Б) В годы Ве-ли-кой Оте-че-ствен-ной войны погиб ко-ман-ду-ю-щий фрон-том ____________.
В) На-ступ-ле-ние нем-цев на Ста-лин-град на-ча-лось после по-ра-же-ния наших войск под го-ро-дом____________.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) 1944 г.
2) И. Чер-ня-хов-ский
3) С. Бу-ден-ный
4) 1943
5) Харь-ков
6) Киев
19. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
A) 58 дней и ночей ге-ро-и-че-ски обо-ро-ня-ли от фа-ши-стов че-ты-рех-этаж-ный дом в цен-тре го-ро-да 24 воина во главе с сер-жан-том ______________.
Б) После 250-днев-ной ге-ро-и-че-ской обо-ро-ны 4 июля 1942 г. со-вет-ские вой-ска оста-ви-ли ______________.
B) Сра-же-ние под ______________ поз-во-ли-ло со-вет-ско-му ко-ман-до-ва-нию вы-иг-рать время для под-го-тов-ки обо-ро-ны Моск-вы.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) С. Л. Крас-но-пе-ров
2) Се-ва-сто-поль
3) Смо-ленск
4) Сим-фе-ро-поль
5) Я. Ф. Пав-лов
6) Минск
20. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
A) ______________ на-сту-па-тель-ная опе-ра-ция со-вет-ских войск от-но-сит-ся к 1944 г.
Б) Место в Под-мос-ко-вье, где в со-ста-ве пар-ти-зан-ско-го от-ря-да дей-ство-ва-ла Зоя Кос-мо-де-мьян-ская, на-зы-ва-лось ______________.
B) ______________ битва стала на-ча-лом ко-рен-но-го пе-ре-ло-ма в ходе Ве-ли-кой Оте-че-ствен-ной войны.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) Ржев-ская
2) Пет-ри-ще-во
3) Ясско-Кишинёвская
4) Мос-ков-ская
5) Ста-лин-град-ская
6) Бер-лин-ская
21. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
A) ______________ был два-жды удо-сто-ен выс-ше-го пол-ко-вод-че-ско-го ор-де-на «По-бе-да».
Б) ______________ был ко-ман-ду-ю-щим Цен-траль-ным фрон-том во время Кур-ской битвы.
B) ______________ был ко-ман-ду-ю-щим Вол-хов-ским фрон-том, от-ли-чил-ся в про-ры-ве бло-ка-ды Ле-нин-гра-да в ходе опе-ра-ции «Искра».
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) К. Е. Во-ро-ши-лов
2) К. К. Ро-кос-сов-ский
3) Г. К. Жуков
4) Ф. С. Ок-тябрь-ский
5) К. А. Ме-рец-ков
6) Л. З. Мех-лис
22. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
А) ____________ — ко-до-вое на-зва-ние опе-ра-ции со-вет-ских пар-ти-зан в ав-гу-сте — сен-тяб-ре 1943 года на ок-ку-пи-ро-ван-ной тер-ри-то-рии для по-мо-щи на-сту-па-ю-щим вой-скам Крас-ной армии.
Б) В самые кри-ти-че-ские пе-ри-о-ды за-щи-ты Ста-лин-гра-да вой-ска ге-не-ра-ла ____________ не толь-ко вы-сто-я-ли в не-пре-рыв-ных боях, но и при-ня-ли ак-тив-ное уча-стие при раз-гро-ме не-мец-ких войск на за-вер-ша-ю-щем этапе битвы.
B) С опе-ра-ци-ей у го-ро-да ____________ свя-зы-ва-ют по-яв-ле-ние в РККА гвар-дей-ских ча-стей и со-еди-не-ний.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) «Рель-со-вая война»
2) «Пол-ко-во-дец Ру-мян-цев»
3) Во-ро-неж
4) Я. Ф. Пав-лов
5) Ельня
6) В. И. Чуй-ков
23. За-пол-ни-те про-пус-ки в дан-ных пред-ло-же-ни-ях, ис-поль-зуя при-ведённый ниже спи-сок про-пу-щен-ных эле-мен-тов: для каж-до-го пред-ло-же-ния, обо-зна-чен-но-го бук-вой и со-дер-жа-ще-го про-пуск, вы-бе-ри-те номер нуж-но-го эле-мен-та.
A) Целью опе-ра-ции ____________ было уни-что-же-ние войск про-тив-ни-ка, окружённого в Ста-лин-гра-де.
Б) Ко-ман-ди-ром од-но-го из круп-ней-ших пар-ти-зан-ский со-еди-не-ний на ок-ку-пи-ро-ван-ной вра-гом Укра-и-не был ____________ ____________, два-жды Герой Со-вет-ско-го Союза.
B) На се-вер-ном фасе Кур-ской дуги немцы, не до-стиг-нув успе-ха 5 июля под Оль-ховат-кой, пе-ре-нес-ли удар в на-прав-ле-нии по-сел-ка ____________, но и здесь про-дви-ну-лись лишь от 10 до 12 км.
Про-пу-щен-ные эле-мен-ты:
1) «Уран»
2) Про-хо-ров-ка
3) С. А. Ков-пак
4) «Коль-цо»
5) По-ны-ри
6) П. М. Ма-ше-ров
24. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между фа-ми-ли-я-ми по-этов и пи-са-те-лей и на-зва-ни-я-ми их про-из-ве-де-ний.
ФА-МИ-ЛИИ ПО-ЭТОВ И ПИ-СА-ТЕ-ЛЕЙ | НА-ЗВА-НИЯ ПРО-ИЗ-ВЕ-ДЕ-НИЙ |
|
А) Б. Л. Па-стер-нак Б) А. И. Сол-же-ни-цын В) И. Г. Эрен-бург Г) А. Т. Твар-дов-ский | 1) «Один день Ивана Де-ни-со-ви-ча» 2) «Ма-стер и Мар-га-ри-та» 3) «Ва-си-лий Тер-кин» 4) «Док-тор Жи-ва-го» 5) «От-те-пель» |
25. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между го-су-дар-ствен-ны-ми де-я-те-ля-ми и ис-то-ри-че-ски-ми со-бы-ти-я-ми.
ГО-СУ-ДАР-СТВЕН-НЫЕ ДЕ-Я-ТЕ-ЛИ | ИС-ТО-РИ-ЧЕ-СКИЕ СО-БЫ-ТИЯ |
|
A) Жуков Б) Чуйков B) Конев Г) Рокоссовский | 2) операция «Оверлорд» 3) Битва за Днепр 4) Штурм Берлина 5) Висло-Одерская операция |
Тест «Великая Отечественная война» в формате ЕГЭ
1. Расположите в хронологической последовательности события Великой Отечественной войны. Запишите цифры, которыми обозначены события в правильной последовательности.
1) Полное снятие блокады Ленинграда
2) Оборона Брестской крепости
3) Операция «Багратион»
2. Установите соответствие между событиями Великой Отечественной войны и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ДАТЫ
A) Ялтинская конференция
Б) Начало Сталинградской битвы
B) Освобождение Севастополя
Г) Курская битва
1) 1941 г.
2) 1942г.
3) 1943г.
4) 1944 г.
5) 1945 г.
6) 1940 г.
3. Ниже приведён перечень событий. Все они, за исключением двух, произошли в период Великой Отечественной войны.
1) форсирование Днепра
2) сражение у озера Хасан
3) штурм линии Маннергейма
4) операция «Концерт»
6) штурм Зееловских высот
Найдите и запишите порядковые номера событий, относящихся к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное понятие (термин).
Государственная программа поставок Соединенными Штатами Америки оборудования, вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия союзным странам, в том числе и СССР, в период Второй мировой войны, называется _______________
5. Установите соответствие между событиями и историческими личностями, участвовавшими в этих событиях: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЛИЧНОСТИ
СОБЫТИЯ
A) В.Г.Клочков
Б) Н.Ф.Гастелло
B) Я.Ф.Павлов
Г) А.Н.Сабуров
1) Оборона Сталинграда
2) Московская битва
3) оборона Севастополя
4) воздушный таран
5) блокада Ленинграда
6) партизанское движение
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В 6 часов 23 июня войска 4-й армии нанесли противнику контрудар из района Жабинки. Немцы никак не ожидали этого и на ряде участков фронта были отброшены на несколько километров. Но через полчаса над нашими войсками появилось множество вражеских самолетов. Пикирующие бомбардировщики Ю-88 буквально висели над боевыми порядками 14-го механизированного корпуса.
Под прикрытием авиации перешла в наступление группа Гудериана. И вот на рубеже Каменец – Жабинка – Радваничи развернулось ожесточенное встречное сражение. В него втянулись как с нашей, так и с немецкой стороны почти все танки и самолёты, предназначенные для действий на брестском направлении. С наблюдательного пункта полковника Богданова был хорошо виден бой двух наших танковых полков с огромным количеством вражеских танков и сопровождавшей их артиллерией. Против первого эшелона 30-й танковой
дивизии развернулись две фашистские танковые дивизии, 17-я и 18-я. Поле боя из конца в конец было усеяно пылающими боевыми машинами... Захватили несколько пленных... Это были первые пленные, взятые в полосе нашей армии. ...Бой этот вылился в своеобразный танковый поединок с несомненным преимуществом на стороне противника. У немцев и танков было больше, и авиация их поддерживала лучше. Мы располагали здесь только лёгкими... Т-26
с лобовой броней в 15 миллиметров и 45-миллиметровыми пушками. Немецкие же танковые дивизии имели в своём составе значительное число новых машин Т-4 с лобовой броней в 30 миллиметров и вооруженных 75-миллиметровыми пушками. <...>
И всё-таки 30-я танковая дивизия дралась упорно, люди её вели себя геройски, и враг нёс большие потери».
Б) «Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны,
какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными.
Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести
решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка
умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В отрывке речь идет о войне, унесшей более 20 млн. жизней наших сограждан.
2) В отрывке речь идет о войне, из которой Россия вышла досрочно, нарушив свои обязательства перед союзниками.
3) В отрывке речь идет о войне, результат которой стало присоединение Крыма.
4) В отрывке речь идет о войне, в результате которой России запрещалось иметь флот на Черном море.
5) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой образовалась «Большая тройка».
6) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой в России сменилась власть и форма правления.
Фрагмент А
Фрагмент Б
7. Что из перечисленного относится к событиям Великой Отечественной войны в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) операция «Багратион»
2) Маньчжурская операция
3) трагедия Перл -Харбора
4)Ясско-Кишиневская операция
5) Потсдамская конференция
6) Восточно-Померанская операция
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) Целью операции ____________ было уничтожение войск противника, окружённого в Сталинграде.
Б) Командиром одного из крупнейших партизанский соединений на оккупированной врагом Украине был ____________ ____________, дважды Герой Советского Союза.
B) На северном фасе Курской дуги немцы, не достигнув успеха 5 июля под Ольховаткой, перенесли удар в направлении поселка ____________, но и здесь продвинулись лишь от 10 до 12 км.
Пропущенные элементы:
1) «Уран»
2) Прохоровка
3) С. А. Ковпак
4) «Кольцо»
5) Поныри
6) П. М. Машеров
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Установите соответствие между датами и событиями, с ними связанными
а) 16 апреля 1945 г. 1. Водружение Красного Знамени Победы над рейхстагом
б) 25 апреля 1945 г. 2. Полное взятие Берлина советскими войсками
в) 30 апреля 1945 г. 3. Начало Берлинской операции
г) 2 мая 1945 г. 4. Начало антифашистского восстания в Праге
5. Встреча советских и англо-американских войск на Эльбе
6. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите битву о которой идет речь.
«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И. В. Сталину следующий план действий: первое - активной обороной продолжать изматывать противника, второе - приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...
При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное - их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...
Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие
Дата
Участник(-и)
Наступательная операция «Оверлорд»
_________ (А)
Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери
Сталинградская битва
_________ (Б)
___________ (В)
______________ (Г)
Август–декабрь 1943 г.
Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев
Битва за Москву
__________ (Д)
____________ (Е)
Пропущенные элементы:
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я. Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
8) И. В. Панфилов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Прочтите отрывок из книги В. Афанасенко «56 армия в боях за Ростов. Первая победа Красной Армии. Октябрь-декабрь 1941 г.»
Советские войска впервые с начала войны остановили наступление противника, освободили крупный промышленный и транспортный центр и отбросили вермахт на 60-80 км. Впервые противник отступал, теряя людей и боевую технику, а затем перешел к обороне на всем участке фронта…5 декабря, в день перехода советских войск в контрнаступление под Москвой, И.В. Сталин получил поздравление от премьер-министра Великобритании У. Черчилля, который писал: «Позвольте мне воспользоваться случаем и сказать Вам, с каким восхищением весь британский народ следит за стойкой обороной Ленинграда и Москвы храбрыми русскими армиями и как мы все рады по поводу вашей блестящей победы в Ростове-на-Дону».(Но о победе под Ростовом перестали говорить) под влиянием последующих трагических событий, и прежде всего вследствие второй сдачи Ростова-на-Дону в июле 1942 г., вызвавшей знаменитый приказ наркома обороны № 227, в котором содержались горькие упреки: « Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором…» К сожалению, упоминание об освобождении Ростова-на-Дону в ноябре 1941 г. стало неактуальным. Только в 1983 г. Ростов-на-Дону был удостоен ордена Отечественной войны I степени и только в 2008 г. стал Городом воинской славы.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
После боев под этим городом были образованы советские гвардейские части.
В конце ноября – начале декабря 1941 года враг впервые отступал, теряя и людей, и технику, впервые был освобожден крупный советский город.
Успех Красной Армии под Ростовом-на-Дону был признан серьезным успехом и союзниками СССР.
Победа под Ростовом стала одним из символов успехов советского оружия в годы войны 1941-1945 гг.
13.
Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название военного плана, изображённого на карте.
14. Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».
15. Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите цифру, которой обозначен город, для захвата которого была разработана операция «Тайфун».
16. Рассмотрите схему и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Карта относится к начальному этапу войны.
2) Германия планировала завершить войну к концу лета 1942 г.
3) Для отражения агрессии, обозначенной на карте, был создан Совет труда и обороны.
4) Руководителем страны в это время был И.В. Сталин.
5) Сражение под Смоленском стало важным этапом в срыве фашистской стратегии «блицкрига».
6) Наступление немецких войск было остановлено по всей линии фронта зимой 1941 г.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Воин-освободитель»
Б) «Василий Теркин»
В) «Два бойца»
Г) «Мать-Родина»
1) Автором данного творения является поэт А. Т.Твардовский.
2) Этот советский кинофильм посвящен событиям Великой Отечественной войны.
3) Этот памятник находится в Берлине.
4) Данное произведение посвящено событиям заключительного этапа войны.
5) Главные роли в этом фильме сыграл Н.Крючков и П.Алейников.
6) Этот памятник является вторым в скульптурном триптихе Е.Вучетича.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
18. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная карикатура создана в первой половине 1930-х гг.
2) В момент, когда произошло событие, которому посвящена карикатура, СССР вёл войну с Финляндией.
3) Карикатура была создана в СССР и опубликована в печати в тот же год, когда произошло событие, которому она посвящена.
4) Карикатура посвящена нарушению международного договора одной из стран.
5) Событие, которому посвящена карикатура, означало начало Великой Отечественной войны.
19. Какие из перечисленных объектов построены в годы руководства СССР политического деятеля, изображённого на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
20. Прочтите отрывок из мемуаров германского генерала Г. Гудериана и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Наступление началось 5 июля манёвром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер... хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.
С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта... и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков «тигр» фирмы Порше... также показали, что они не соответствуют требованиям ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной мере даже боеприпасами. Положение обострялось ещё и тем, что они не имели пулемётов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить пехотные огневые точки и пулемётные гнезда противника, чтобы дать возможность продвигаться своей пехоте... Продвинувшись около 10 км, войска Моделя были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или для понижения сопротивления. 15 июля началось русское контрнаступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот же день пал Белгород...
В результате провала наступления ……………. мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».
О каких событиях периода Великой Отечественной войны идёт речь в мемуарах Гейнца Гудериана? В каком году они происходили?
21. Как называлась операция германского командования, о которой говорится в мемуарах? Назовите не менее двух задач, которые ставили перед своими войсками германское командование в ходе данной операции?
22. Опираясь на текст и собственные знания из курса истории, объясните, почему события описанной многодневной битвы историки называют «завершением коренного перелома» в ходе войны. Укажите не менее двух причин.
23. В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1941-1942 гг.;
2) 1942-1943 гг.;
3) 1944-1945 гг.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному п
Понимая неизбежность военного столкновения с фашистской Германией, СССР готовился к войне. С 5,4% в годы первой пятилетки до 43,4% в 1941 г. увеличилась доля военных расходов в бюд- жете страны. Создавались новые системы вооружений (танк Т-34, реактивные миномёты «Катюша» и др.). Проводилось перевооружение армии. Принят закон о всеобщей воинской повинности, численность армии была увеличена до 5 млн человек. Ужесточалась производственная дисциплина: увеличивалась продолжительность рабочего дня, ужесточено наказание за опоздания на работу и прогулы, запрещён неоправданный уход рабочих и служащих с предпри- ятий без разрешения руководства, выпуск некачественной продукции приравнивался к вредительству. 2 октября 1940 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах», согласно которому для обеспечения рабочей силой промышленных предприятий Совет Народных Комиссаров СССР получил право «ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн человек городской и колхозной молодёжи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения. …Все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях».К лету 1941 г. завершить подготовку к войне не удалось. С этим связаны требования Сталина не поддаваться на провокации и заявление ТАСС от 14 июня 1941 г. о беспочвенности слухов о возможной войне между СССР и Германией.
22 июня 1941 г. без объявления войны фашистская Германия напала на СССР.
Меры по организации отпора фашистской агрессии:
- Указ Президиума ВС СССР «О военном положении» 22 июня 1941 г.;
- преобразование приграничных военных округов во фронты;
- проведение мобилизации военнообязанных;
- создание 23 июня 1941 г. Ставки Главного Командования во главе с С. К. Тимошенко, с 10 июля Ставка Верховного Командования, с 8 августа Ставка Верховного Главнокомандования во главе с И. В. Сталиным;
- создание 30 июня 1941 г. Государственного Комитета Обороны (ГКО) во главе с И. В. Сталиным;
- принята программа мобилизации всех сил на борьбу с врагом и превращения страны в единый военный лагерь 29 июня 1941 г.;
- введено военное положение;
- организована эвакуация промышленных предприятий и населения на восток страны;
- организовано партизанское движение - 18 июля 1941 г. постановление ЦК ВКП (б) «Об организации борьбы в тылу германских войск», 30 мая 1942 г. создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П. К. Пономаренко.
Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:
- просчёты руководства страны в определении сроков начала войны;
- опоздание с приведением войск в боевую готовность;
- ошибочная военная доктрина, предусматривавшая после разгрома агрессора в приграничных сражениях ведение военных действий только на территории противника;
- демонтаж оборонительных укреплений на старой западной границе («линия Сталина»), на новой границе линию обороны («линия Молотова») только начали создавать;
- не завершено перевооружение армии;
- репрессии среди командного состава армии накануне войны.
Основные сражения Великой Отечественной войны
На фронтах Великой Отечественной
Годы войны отмечены массовым героизмом граждан страны. Гарнизон Брестской крепости почти месяц сражался против превосходящих сил противника. Последний защитник крепости погиб в апреле 1942 г. Одиннадцать дней сражались в окружении пограничники
под командованием лейтенанта А. В. Лопатина. В первые дни войны
лётчики А. С. Маслов и Н.Ф Гастелло совершили «огненные тараны»,
направив свои подбитые в бою самолёты на скопления техники врага. В ночь на 7 августа 1941 г. В. В. Талалихин впервые совершил таран
в ночном воздушном бою, сбив на подступах к Москве вражеский
бомбардировщик. Всенародную известность получили подвиги бойца диверсионного отряда З. А. Космодемьянской, казнённой оккупантами в ноябре 1941 г., рядового А. М. Матросова, в феврале 1943 г.
закрывшего своим телом амбразуру вражеского дота, подпольщицы
Е. И. Чайкиной и многих других.
Одним из проявлений массового патриотизма граждан СССР стало формирование народного ополчения, в которое вступило свыше
4 млн человек, не подлежавших призыву на военную службу.
За годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского
Союза были удостоены более 11 тыс. человек. 104 человека стали дважды Героями Советского Союза. Полководец Г. К. Жуков, лётчикиистребители И. Н. Кожедуб и А. П. Покрышкин - трижды Героями
Советского Союза.
Высшим военным орденом «Победа» награждены 11 советских военачальников: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, И. В. Сталин,
К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, Р. Я. Малиновский, Ф. И. Толбухин, Л. А. Говоров, С. К. Тимошенко, А. И. Антонов и К. А. Мерецков. Маршалы Г. К. Жуков, А. М. Василевский и генералиссимус
И. В. Сталин - дважды.
Орденами и медалями было награждено более 7 млн человек.
«Тыл - фронту». Советская экономика в годы войны
С первых дней войны начинается перевод промышленности
на выпуск военной продукции. Рабочий день был увеличен до 11 часов, введены обязательные сверхурочные работы, отменены трудо-
вые отпуска, увеличен обязательный минимум трудодней для колхозников. Место ушедших на фронт занимали женщины, подростки,
старики.
В оккупированных районах СССР проживало около 42% населения, находилось 47% посевных площадей, производилась треть промышленной продукции, свыше 40% электроэнергии, добывалось
63% угля. С первых дней войны организуется эвакуация предприятий в восточные районы страны. К концу 1941 г. было эвакуировано
2500 промышленных предприятий и более 10 млн человек. Для организации работы эвакуированных предприятий требовалось время.
Падение промышленного производства удалось остановить к началу
1942 г. К середине 1942 г. были введены в строй все эвакуированные
предприятия. В рекордно короткий срок была организована эффективная работа всего народного хозяйства в чрезвычайных военных
условиях, что позволило обеспечить всем необходимым Красную
Армию и стало одним из факторов достижения коренного перелома
в ходе войны.
Движение сопротивления на оккупированной территории
Призыв к организации борьбы в тылу немецко-фашистских войск
прозвучал в «Директиве СНК и ЦК ВКП (б) партийным и советским
организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 г.: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные
группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде… В захваченных районах создавать
невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».
18 июля 1941 г. принято специальное постановление ЦК ВКП (б)
«Об организации борьбы в тылу германских войск».
Партизанские отряды и группы подпольщиков разворачивают
активную борьбу с оккупантами. К осени 1952 г. действовало около
6 тыс. партизанских отрядов, в том числе крупные партизанские соединения С. А. Ковпака, А. Н. Сабурова, П. П. Вершигоры, А. Ф. Фёдорова и др. В конце 1941–1942 гг. в Белоруссии, Ленинградской,
Смоленской и Орловской областях возникли несколько так называемых партизанских краёв - районов, освобождённых от оккупантов
и полностью контролируемых партизанами.
С лета 1943 г. крупные партизанские соединения по согласованию
с командованием Красной Армии проводили операции в районах наступления советских войск («Рельсовая война», «Концерт»).
В годы Великой Отечественной войны сложилась антигитлеровская коалиция
. 22 июня 1941 г. о поддержке борьбы советского народа против гитлеровской Германии заявил премьер-министр Великобритании У. Черчилль, 24 июня президент США Ф. Рузвельт.
12 июля 1941 г. подписано соглашение между СССР и Великобританией о совместных действиях в войне против Германии. В августе
1941 г. США и Великобритания подписали Атлантическую хартию о
принципах сотрудничества в годы войны. В сентябре к Хартии присоединился Советский Союз. 1 января 1942 г. 26 государств подписали Декларацию Объединённых наций, официально оформившую создание антигитлеровской коалиции. В июне 1944 г. союзники начали
военные действия во Франции, открыв Второй фронт.
Конференции союзников
Московская 29 сентября - 1 октября 1941 г. | Подписано трёхстороннее соглашение - протокол о поставках. США и Англия обязались направлять Советскому Союзу ежемесячно 400 самолетов, 500 танков, автомашины, алюминий и некоторые другие виды военных материалов. Американский представитель Гарриман от имени США и Англии подтвердил «получение от Советского правительства крупных поставок советских сырьевых материалов, которые значительно помогут производству вооружения в наших странах» |
Тегеранская 28 ноября - 1 декабря 1943 г. | - Принята декларация о совместных действиях в войне против Германии; - Принято решение об открытии второго фронта во Франции в течение мая 1944 г.; - В целях сокращения сроков войны на Дальнем Востоке СССР заявил о готовности СССР вступить в войну против Японии по завершении военных действий в Европе: достигнута предварительная договорённость об установлении послевоенных границ Польши; - Принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана» |
Думбартон-Окс 21 августа – 28 сентября 1944 г. | - Подготовила предложения, которые легли в основу Устава ООН |
Крымская (Ялтинская) 4–11 февраля 1945 г. | - Согласованы планы разгрома и
безоговорочной капитуляции Германии; - Согласована единая политика в отношении послевоенного статута Германии; - Приняты решения о создании в Германии зон оккупации, общегерманского контрольного органа и о взыскании репраций; - Намечены основные принципы согласованной политики союзников в отношении организации прочного мира и системы международной безопасности; - Принято решение о созыве Учредительной конференции для выработки Устава ООН; - Решён вопрос о восточных границах Польши; - СССР подтвердил готовность вступить в войну против Японии через 3 месяца после капитуляции Германии; - Принята «Декларация об освобождённой Европе», в которой выражена воля союзных держав вести согласованную политику помощи народам Европы; - Достигнуто соглашение о создании постоянного механизма для консультации между министрами иностранных дел трёх великих держав |
Сан-Францисская 26 апреля – 26 июня 1945 г. | - Подписан Устав ООН; - Учреждён Международный суд, являющийся главным судебным органом ООН |
Берлинская (Потсдамская) 17 июля – 2 августа 1945 г. | - Обсуждены основные проблемы
послевоенного устройства мира; - Целями оккупации Германии определены 4 Д – её денацификация, демилитаризация, демократизация, декартелизация; - Провозглашена цель сохранения единства Германии; - Определены восточные границы Германии по линии Одер-Нейсе; - Создан Международный военный трибунал для суда над главными нацистскими преступниками; - Принято решение о передаче Советскому Союзу Восточной Пруссии со столицей Кёнигсберг; - Определены размеры репараций; - СССР подтвердил готовность вступить в войну с Японией |
Итоги войны:
- разгром фашизма;
- укрепление международного авторитета СССР;
- расширение территории СССР;
- созданы условия для создания мировой социалистической системы;
Цена победы:
- огромные людские потери - около 27 млн человек;
- разрушено 1710 городов, более 70 000 деревень, 31 000 промышленных предприятий, 13 000 мостов, 65 000 км железнодорожных путей. По оценкам экспертов, прямой ущерб составил около 678 миллиардов рублей - 30% национального богатства;
- падение уровня жизни населения, во время военных действий на территории государства было уничтожено 40 000 лечебных учреждений, 43 000 библиотек и 84 000 различных учебных заведений.
СССР в послевоенный период 1945–1953 гг.
Главной задачей в экономике было восстановление и развитие народного хозяйства. В марте 1946 г. принят IV пятилетний план на 1946–1950 гг. Поставлена задача не только восстановить, но и значительно превзойти довоенный уровень производства. Основной упор делался на развитие тяжёлой промышленности. Промышленность переводилась на выпуск мирной продукции.Довоенный уровень промышленного производства достигнут в 1948 г. За годы пятилетки восстановлено и построено 6200 новых промышленных предприятий.
В сельском хозяйстве восстанавливались разрушенные колхозы, совхозы и МТС. Проведена коллективизация в западных областях Украины и Белоруссии, в Прибалтийских республиках. Засуха 1946 г. привела к голоду.
В декабре 1947 г. проведена денежная реформа и отмена карточной системы распределения. Денежные знаки менялись в соотношении 10 старых к 1 новому при сохранении неизменными заработных плат и цен.
В социальной сфере:
- отменены обязательные внеурочные работы;
- восстановлены отпуска;
- началась выплата компенсаций за неиспользованные в годы войны трудовые отпуска;
- сокращена доля заработной платы, выдававшаяся облигациями государственного займа.
Политическая система в послевоенный период:
- укрепление единоличной власти И. В. Сталина;
- проведение выборов в Советы всех уровней;
- преобразование в 1946 г. Совета народных комиссаров в Совет министров (председатель Совета Министров СССР И. В. Сталин);
- новый виток политических репрессий - «ленинградское дело», дело Шахурина-Новикова, «дело врачей», «мингрельское дело», «дело Еврейского антифашистского комитета».
Наука и культура в послевоенный период:
- восстановление разрушенной в годы войны материально-технической базы науки и культуры;
- завершение перехода в всеобщему семилетнему образованию;
- проведение дискуссий по философии, языкознанию и политической экономии;
- развитие исследований по ядерной физике;
- усиление идеологического контроля над культурой;
- разгром генетики, объявленной немарксистской наукой, на сессии ВАСХНИЛ 1948 г.;
- постановления ЦК ВКП (б) 1946–1948 гг. по вопросам литературы и искусства - «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», «О репертуаре драматических театров и средствах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели», «Об упаднических настроениях в советской музыке»;
- гонения на деятелей культуры - кинорежиссеры Л. Д. Луков, С. И. Юткевич, А. П. Довженко, В. И. Пудовкин обвинены в «безыдейности» и «аполитичности», C. М. Эйзенштейн раскритикован за вторую серию фильма «Иван Грозный»;
- закрытие «Исторического журнала»;
- кампания по борьбе с космополитизмом.
Внешняя политика в послевоенный период. После разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии в условиях усиления влияния СССР на международные дела происходит обострение отношений между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции СССР, с одной стороны, и ведущими западными державами, с другой. На первый план выходят идеологические противоречия. Начинается холодная война. Советское руководство говорит о возможности Третьей мировой войны. Планы войны против Советского Союза действительно составляются. В мае 1945 г. У. Черчиллю представлен план войны с СССР, начать которую предполагалось летом 1945 г. Американский план «Дропшот» предусматривал начало войны в 1949 г. и атомную бомбардировку 100 советских городов. Испытание в 1949 г. в СССР атомной бомбы принципиально изменило международную ситуацию.
Основные внешнеполитические события:
- образование ООН (1945 г.);
- приход к власти в странах Восточной Европы при поддержке СССР коммунистических партий;
- образование Китайской Народной Республики (1949 г.);
- разделение мира на две противоборствующие системы - капитализм и социализм;
- фултоновская речь У. Черчилля (1946 г.), начало холодной войны;
- создание Коминформа (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий, 1947 г.);
- разрыв отношений между СССР и Югославией;
- создание НАТО (1949 г.);
- создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ);
- Корейская война (1950–1953 гг.)
Добрый день, уважаемые друзья!
В этом посте мы поговорим о такой важной теме как Великая Отечественная война. Ввиду того, что тема очень обширная, в этом посте мы лишь раскроем основные мои рекомендации по этой теме, а также узнаем на практике, как решать тесты егэ по этой теме. Кроме того, в конце поста вас ждет сногсшибательная подробная таблица по Великой Отечественной войне. Как же справится с такой серьезной темой? Читайте дальше и узнаете!
Отечественная война была в 1812 году с революционной Францией, Великая Отечественная - с нацистско-фашистскими захватчками в 1941 — 1945 г.
К сожалению, ещё встречаются учащиеся, путающие эти две абсолютно разные войны, и делающие грубые ошибки при решении егэ по истории.
Причины поражения в первые месяцы войны различают следующие: неприятие руководством страны возможности начала войны с нацистской Германией в 1941 г., игнорирование фактов, противоречащих этому настрою. Почему же советское руководство игнорировало факты скопления вражеских сил у границ СССР? Есть много версий, приведенных в пособиях по истории егэ онлайн, назову одну: что по расчетам советского руководства для Германии было бы нелепым оставить в тылу непобежденную Англию, и Германия провела грамотную операцию по дезинформации советского руководства, объявив об операции «Морской Лев», направленной на завоевании Англии.
Характер войны был народным, то есть для народной войны характерен массовый героизм, когда решался вопрос о том, будет ли дальше русский народ существовать под солнцем, или не будет.
Таблица. Основные сражения в годы ВОВ и их итоги:
Название битвы | Название операции | Даты и итоги |
Смоленское сражение | ---- | 10 июля по 10 сентября 1941 г. Героическая оборона Смоленска сорвала немецкое наступление на Москву и заставило Гитлера изменить свои планы. Видя, какие потери несут танковые части в городских боях, фюрер направил 3-ю танковую группу в наступление на Ленинград, а 2-ю – на окружение советского Юго-Западного фронта, посчитав, что на оперативном просторе от танков будет больше толку. Таким образом, возобновить наступление на Москву немцы смогли лишь в середине октября, когда русские погодные условия уже работали против них. |
Московская битва | Немецкое название операции"Тайфун". Советское название контрнаступательной операции «Ржевско-Вяземская» | 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г. Итоги:Во-первых
, окончательно потерпел крах гитлеровский план «молниеносной войны» (блицкриг) против СССР, имевший успех на полях сражений в Западной Европе. В ходе битвы были разгромлены лучшие ударные соединения крупнейшей вражеской группировки — группы армий «Центр», составлявшей цвет и гордость гитлеровской армии.Во-вторых
, под Москвой было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во Второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости, что оказало большое влияние на весь дальнейший ход войны.В-третьих
, разгром немецких войск под Москвой нанес удар по моральному духу солдат и офицеров вермахта, подорвал веру гитлеровцев в успешном исходе агрессии.
1 мая 1944 года была учреждена медаль «За оборону Москвы», которой были награждены все участники обороны Москвы, партизаны Московской области и активные участники обороны города-героя Тулы, всего было награждено 1028600 человек. За выдающиеся заслуги москвичей, их мужество и героизм в борьбе с врагом столица 6 сентября 1947 года удостоилась ордена Ленина. Когда отмечалось 20-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Москве было присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В-четвертых , разгром немецко-фашистских войск в ходе Московской битвы имел огромное военно-политическое и международное значение. Победа Красной армии под Москвой еще выше подняла авторитет Советского Союза, явилась вдохновляющим стимулом для всего советского народа в дальнейшей борьбе против агрессора. Эта победа способствовала укреплению антигитлеровской коалиции, обострила противоречия внутри гитлеровского блока, заставила правящие круги Японии и Турции воздержаться от вступления в войну на стороне Германии. |
Сталинградская битва | Советская операция «Малый Сатурн» по взятию А группировки нацистов. Советская операция по освобождению всего Сталинграда — называлась «Уран». | 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг.Фашистский блок потерял в ходе Сталинградского сражения в общей сложности около 1,5 млн. солдат и офицеров, т.е. 25% всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте, до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, более 10 тыс. орудий и минометов, около 3 тыс. боевых и транспортных самолетов, свыше 70 тыс. автомашин и огромное количество другой боевой техники и вооружения. Вермахт и его союзники полностью лишились 32-х дивизий и 3-х бригад, а еще 16 дивизий были разгромлены, потеряв более 50% своего состава.Победоносный исход Сталинградской битвы имел огромное военно-политическое значение. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома не только в Великой Отечественной войне, но и во всей Второй мировой войне, явилась важнейшим этапом на пути к победе над фашистским блоком. Были созданы условия для развертывания общего наступления Красной Армии и массового изгнания немецко-фашистских захватчиков с оккупированных территорий Советского Союза.В результате Сталинградской битвы советские Вооруженные Силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.Сокрушительное поражение под Сталинградом явилось тяжелым морально-политическим потрясением для фашистской Германии и ее сателлитов. Оно кардинальным образом поколебало внешнеполитические позиции Третьего рейха, повергло в уныние его правящие круги, подорвало доверие его союзников. Япония была вынуждена окончательно отказаться от планов нападения на СССР. Среди правящих кругов Турции, несмотря на сильное давление со стороны Германии, возобладало стремление воздержаться от вступления в войну на стороне фашистского блока и сохранить нейтралитет. |
Курская битва | Немецкое название операции «Цитадель»,Орловская (операция Кутузов) наступательная операция | 5 июля по 23 августа 1943 г. Итоги:Победа под Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной Армии. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр.После окончания сражения на Курской дуге германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции. Локальные массированные наступления, такие как «Вахта на Рейне»(1944) или операция на Балатоне (1945) также успеха не имели.Фельдмаршал Эрих фон Манштейн, разрабатывавший операцию «Цитадель» и проводивший её, впоследствии писал: Она была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке. С её неудачей, равнозначной провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. Поэтому операция «Цитадель» является решающим, поворотным пунктом в войне на Восточном фронте. - Манштейн Э. Утерянные победы. Пер. с нем. - М., 1957. - С. 423По мнению Гудерианa, В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. - Гудериан Г. Воспоминания солдата. - Смоленск: Русич, 1999 |
«Десять сталинских ударов» – 10 наступательных операций 1944 года. | Ленинградско-Новгородская операцияДнепровско-Карпатская операцияОдесская операция, Крымская операцияВыборгско-Петрозаводская операцияБелорусская операцияЯсско-Кишинёвская операция, Румынская операцияПрибалтийская операцияВосточно-Карпатская операция, Белградская операцияПетсамо-Киркенесская операция | В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной Армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии - Румыния, Болгария, Финляндия, Венгрия. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников. Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром нацистской Германии в 1945 году. |
Висло-Одерская иБерлинская операция | 12 января –13 февраля 1945 г.16 апреля – 2 мая 1945 г. | В ходе этих наступательных операций были разгромлены последние группировки противника, взят Берлин. Эти операции подвели итоги Великой Отечественной Войны — подписание Германией безоговорочной капитуляции. |
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Шаг первый: с чего начать?
Самое сложное в любом деле – определить, что же нужно сделать в первую очередь? Я рекомендую разделить события Великой Отечественной войны на периоды (их должно быть три) – попытайтесь сделать это сами или загляните во всемирную паутину. Так вам будет гораздо легче ориентироваться в них впоследствии. Также немаловажно узнать предысторию конфликта, это позволит оценить уровень опасности войны для государств, выделить союзников обеих сторон.
Определив основные периоды войны, по месяцам распределите события в каждом из них – факты запоминаются гораздо легче в связке со временем года.
Шаг второй: читаем источники.
Итак, мы уже знаем, что за чем произошло и даже немного ориентируемся в датах. Чтобы закрепить информацию и систематизировать ее, скачайте таблицы по Второй мировой войне, как правило, в них указывается наиболее важная информация, которая легко «раскладывается по полочкам».
Для того, чтобы углубить свои знания, необходимо почитать документы по периоду. Это не относится к профильному уровню подготовки, ведь многие из них встречаются во второй части экзамена, поэтому ознакомление с ними тоже важная часть подготовки.
Шаг третий: встречи глав государств.
Данная тема, а именно конференции в годы Второй мировой, часто вызывает трудности у выпускников. Поэтому учить их необходимо отдельным блоком, и строго обязательно не относиться к данному вопросу поверхностно. Составители ЕГЭ очень любят включать вопросы по этой теме в задание номер 8, а также в задание номер 11, которое оценивается тремя первичными баллами. Согласитесь, потерять их будет очень обидно!
Шаг четвертый: маршалы Победы.
Если вы уже выучили очередность событий, почитали исторические источники и ознакомились с таблицами, то самое время переходить к личностям. Нельзя не заметить обилие действующих лиц Великой Отечественной войны, особенно командующих и маршалов Советского Союза. Однако сложность в их запоминании состоит не столько в их количестве, сколько в том, что необходимо знать, в какой из битв принимал участие каждый из них. Я действовала по совету Ивана Сергеевича: создайте буквенное сокращение сражений, например «М» — Московская битва, «СТ» — Сталинградская битва. То же самое проделайте и с маршалами, сократив их фамилии до одной или двух букв. После этого вы легко сможете выучить буквенные коды сражений в связке с личностями: «Б» (Берлинская операция) – «РЖК» (Рокоссовский, Жуков, Конев).
Шаг пятый: герои войны.
Экзамен по истории включает в себя также несколько вопросов, в которых может понадобиться знание героев Великой Отечественной войны. Для их запоминания разбейте героев на группы, в которых выделите снайперов, летчиков и так далее. Это поможет вам не запутаться кто есть кто и быстро вспомнить всех героических личностей по каждому направлению.
Шаг шестой: запоминаем даты.
Вы уже отлично знаете всю хронологию, но некоторые даты вылетают из головы? В таком случае вам поможет система паттернов, которой часто пользуются иностранцы. Выпишите даты в таблицу (или создайте в Excel), создав пробелы в шахматном порядке: есть дата, но нет события и наоборот. Затем просто заполняйте подобные карточки в течение дня, и даже самые сложные факты легко запомнятся на долгое время.
Шаг седьмой: ищем глобус.
Карты – важнейшая часть любой темы, с которой часто возникают проблемы, а карты по Великой Отечественной войне вообще считаются одними из самых сложных. Но не спешите паниковать, ведь работа с ними на самом деле не требует труда, если знать некоторые лайфхаки. Как правило, на любой карте есть подсказки, которые могут навести вас на мысль: поищите фамилии полководцев, даты сражений или названия фронтов. Также полезно знание маркеров (их нужно будет предварительно выучить), так как каждое событие имеет свою особенность, например, вы вряд ли сделаете ошибку, если вспомните, о чем говорит название «Прохоровка» неподалеку от Курска.
Шаг восьмой: даешь культуру в массы.
Многие выпускники недостаточно внимания уделяют вопросу культуры времен Великой Отечественной войны и делают это зря. В заданиях ЕГЭ часто встречаются вопросы, требующие знаний по этой теме, поэтому совет выучить культуру периода ВОВ лишним не будет. Для запоминания я пользовалась карточками, на которых с одной стороны писала или печатала памятник культуры, а на другой писала его автора и время создания – такой способ позволяет легче выучить материал и быстрее найти его, если необходимо повторить.
Шаг девятый и самый приятный: отдыхаем с пользой.
Запомнить любую эпоху гораздо проще, если «пожить» в ней некоторое время. Наилучшим образом это можно сделать через фильмы, книги, сериалы и все, что доставляет нам удовольствие. Ищите интересные произведения по периоду Великой Отечественной войны и смотрите фильмы – в них через историю главных героев повествуется и история огромного конфликта, приведшего к многочисленным жертвам. Здесь вам помогут и уроки литературы, поэтому не забывайте про тему 1941—1945 годов в поэзии и прозе.
Шаг десятый: контрольный.
Вы прошли огромный путь, выучив огромное количество информации. Однако часто случается так, что мы что-то упускаем из виду. Для того, чтобы этого не случилось, советую проверить себя, прорешав тематические тесты. Они бывают как по всей Великой Отечественной войне, так и по ее периодам. Если у вас есть ошибки, определите основной блок, в котором возникают проблемы – это могут быть маршалы, герои, даты или что-то иное, а затем просто доучите то, что вызывает трудности при решении. Profit!
Удачи в подготовке. Просто приложите некоторые усилия, и результат не заставит себя ждать!
Похожие материалы