Водятся ли черти в тихом омуте. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей Арт тест 8 квадратов о чем говорят
Упражнение арт-терапии. Рисуночный тест “Кактус”.
Задание очень простое: "Нарисуй кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии!
Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.
После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:
1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?
2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
3. О нем кто-нибудь заботится?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Интерпретация рисуночного теста "Кактус" (с примером)
Общие параметры:
Пространственное положение:
Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.
Размер рисунка:
Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.
Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.
Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.
Характеристики линий:
Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.
Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:
Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.
Специфические особенности:
Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения), вниз - на младших (слабых, зависимых, детей).
Домашний кактус (в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.
Дикий кактус (растет в пустыне) - чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).
Цветок, необычная форма, украшения - женственность, демонстративность (любит быть в центре внимания).
Наличие выступающих отростков - открытость.
Отростки, зигзаги расположены внутри контура - замкнутость.
"Радостный" кактус, яркие цвета - оптимизм, эмоциональный подъем.
Заштрихованный кактус, темные цвета - тревожность, сниженное настроение.
Наличие других кактусов, растений или животных - экстравертированность (общительность).
Только один кактус (неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.
Внимание. Ради сохранения психического здоровья Ваших детей результаты теста может интерпретировать только опытный !
Данный тест направлен на исследование многих факторов: самооценки, социальных навыков; амбиций, активности и способов достижения цели; внутренней устойчивости; особенностей личностных взаимоотношений; отношение к страхам.
Сам тест представляет собой лист А4, поделенный толстыми черными линиями на 8 равных квадратов. В каждом квадрате содержится строго определенный рисунок, который нужно продолжить. Вы можете самостоятельно сделать бланк для теста, распечатав эту таблицу в формате А4.
Задание: продолжите рисунок в каждом квадрате так, чтобы в нем получился законченный рисунок. Вы можете заполнять квадраты в любой последовательности и использовать различные цвета. Затем подпишите рисунки.
Интерпретация теста Вартегга
При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели:
Смысловое содержание рисунка,
Особенности графики (нажим, штриховка, расположение),
Порядок заполнения квадратов.
Стимульный рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, то есть является бессознательным символом для определенной части психики. Все эти «черточки и точечки» не случайны, а являются результатом работы многих великих психологов: К. Юнга и его последователей, которые изучали коллективное бессознательное.
Квадраты № 1, 2, 7 и 8 – это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живое: природа, люди, животные.
Квадраты № 3, 4, 5 и 6 – это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неодушевленные предметы, созданные человеком.
Если вы заметили отклонение от этого правила – ищите в этом квадрате (теме) проблему.
Квадрат №1: символически точка означает начало, а в данном случае – самого себя, то есть представление о себе и свое место в мире.
Квадрат №2: волнистая линия – это зародыш, а пространство вокруг – мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими.
Квадрат №3: три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность.
class="eliadunit">
Квадрат №4: черный квадрат – это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным препятствиям, опасностям, трудностям, психологическому грузу, который несет человек.
Квадрат №5: две перпендикулярные линии означают сопротивление, препятствие на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает ли стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх.
Квадрат №6: две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требующие пересечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или отдаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность.
Квадрат №7: точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость к внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, «толстокожесть».
Квадрат №8: дуга – символ гармонии и защиты. В рисунке означает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы – уход в себя в качестве защиты.
Особенности графики:
Чтобы оценить нажим, нужно перевернуть рисунок. Тогда с изнаночной стороны будут хорошо видны области сильного и совсем слабого нажима: именно эти вопросы (квадраты) вызывают наибольшее напряжение у рисующего, то есть являются проблемными, трудными, однако указывают на его решимость и боевой настрой! Слишком слабый нажим может указывать на неуверенность, слабость, подавленность в этом аспекте (квадрате).
Расположение рисунка в верхней части квадрата указывает на излишнюю самоуверенность, преувеличение своих возможностей, в нижней части – на неуверенность и преуменьшение способностей, сбоку – зависимость и поиск поддержки, в центре – адекватную самооценку и уверенность в себе.
Преобладающие линии: горизонтальные – слабость, вертикальные – решительность, штриховка – тревожность.
Размер рисунка: сверхбольшие – демонстративность, бурная эмоциональность, совсем маленькие – подавленность, скромность.
Отношение к исходным данным: «линии и точки»:
Ребенок игнорирует их, то есть рисунок исследуемого не связан с ними – сосредоточен на себе, своем «Я», погруженность в «свой мир»;
Ребенок учитывает их в своем рисунке, но не полностью – изобретательность;
Учитывает все – концентрация на конкретном, важном, существенном;
Создает целостные интересные образы – творческие способности.
Порядок заполнения квадратов: ребенок обычно начинает с тех квадратов, которые ему «нравятся», «легкие», «понятные», то есть из тех тем, которые для него наиболее актуальны, важны. А квадраты, которые «не нравятся», «какие-то непонятные», «сложные», оставляет на потом, то есть те темы, в которых он испытывает затруднения.
Пример интерпретации данного рисунка с тестом Вартегга можно скачать ниже.
Как узнать о незнакомом человеке то, о чем он сам, может быть, не догадывается? Вы и о себе можете узнать много интересного, пройдя тест Вартегга. Он основан на незаконченном рисунке и позволяет узнать интересные вещи о самых разных сторонах личности.
С помощью графических проекций (ассоциативных рисунков) квадратов Вартегга можно узнать о таких сторонах личности, проявляющихся в графических символах, как:
самооценка
социальные навыки
амбиции, активность и способы достижения цели
внутренняя устойчивость
особенности личных взаимоотношений
отношение к страхам
чувство безопасности
На первый взгляд может показаться, что каждый человек и так все про себя знает. На самом деле это не совсем правда. Мы часто находимся в плену субъективных заблуждений, не всегда понимаем самих себя и окружающих, игнорируем свое бессознательное и считаем, что все зависит только от наших сознательных усилий. Огромный пласт информации о себе и окружающих бывает просто недоступен нашему сознанию.
О методике Вартегга
Тест Вартегга относится к категории экспрессивно-проективных методов исследования личности, это метод незаконченного рисунка.
Для графолога – это частный, дополнительный метод исследования. Он помогает понять визуальные, символические смыслы, которые возникают у человека относительной той или иной стороны жизни (относительно себя самого, окружающих людей, своих планов и устремлений, способа действия, тревог и страхов и т. п.).
Тест позволяет измерить зрительно-духовные, смысловые отношения человека, которые основаны как на витальных (психофизиологических, подсознательных особенностях), так и моторно-волевых (сознательных) функциях.
Тест был предложен к применению Эриком Вартеггом (немецким психологом) в 30-х годах прошлого века. Тест наиболее распространен в странах Европы. У нас в стране он малоизвестен, но последнее время с появлением русскоязычной монографии этого теста, под редакцией В. Калиненко, о нем стали больше говорить и использовать.
Графический тест «Вартегга»
Стимульный материал (сам тест) – это стандартный бланк с 8-ю квадратами, в каждом из которых изображена простая фигура или линии.
Инструкция к тесту
Перед вами восемь квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Продолжите то, что вы видите, и нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любой последовательности , подпишите, в какой последовательности вы заполняли тест и обозначьте, что нарисовано на картинках.
Стимулы теста и их последовательность подобраны таким образом, что каждый из них провоцирует проекцию определенной психической области. То есть, каждый стимульный рисунок «адресован» определенной области индивидуального, определенному аспекту личности.
Квадраты Вартегга
1 квадрат
Архетипически (символически) точка означает начало, мгновение, середину чего-либо. В психологическом смысле она отображает Эго-концепцию, Я, мировоззрение, поиск себя, самость человека.
2 квадрат
Архетипически волнистая линия означает зародыш (незащищенное человеческое существо). То, как человек поступит с ним в рисунке, будет означать, как он приспосабливается к окружающему миру. Окружающий мир – агрессивная среда для этого зародыша или наоборот среда, способствующая его развитию.
В психологическом смысле отображает эмоциональную зависимость, эмотивность, сопереживательность, сопричастность с другими людьми, контакт с социумом, социальную адаптацию (к людям) в мире людей. Это квадрат отражает социальный аспект личности.
3 квадрат
Три восходящие линии означают подъем, усиление, восхождение, развитие. В психологическом плане они соответствуют таким категориям, как амбиции, мотивация, устремленность, настойчивость, инициатива , планы на будущее, карьерный рост.
4 квадрат
Архетипически черный квадрат обозначает опасность, страх, вину. Психологически в этом квадрате отражаются: бессознательное, аспекты страха, вины, стыда.
5 квадрат
Архетипически две перпендикулярные, непересекающиеся линии обозначают противоположность, сопротивление, импульс действовать и преграда на пути. Психологически в этом квадрате отражаются волевая регуляция, динамичность, активное начало, мотивация достижения, либо мотивация избегания трудностей. Движение вперед и способ преодоления преграды.
6 квадрат
Две линии архетипически означают противоположные начала, идущие в разные направления, и требующие пересечения. Психологически дает представление о стремлении (не стремлении) человека к интеграции, соединению.
7 квадрат
Точки означают восприятельность, утонченность, интуицию, чувственное (женское) начало, реагирование на раздражители (порог возбудимости). Насколько человек восприимчив к внешним раздражителям, к внутренним ощущениям.
Психологически отражает способность человека к эмоциональной чувственности, чувствительности, тактичности, тонкокожести или отсутствие этих качеств.
8 квадрат
Дуга означает защищающее начало, гармонию, безусловное принятие, чувство защиты. Психологически отражает душевную основу, уравновешенность человека, чувство удовлетворения, внутреннее чувство защищенности.
Говоря об этом тесте, нельзя игнорировать графические признаки: особенности нажима, толщину штриха, скорость движения, динамичность, статичность, акцент на форме рисунка или на движении, легкость или тяжеловесность линий. Все эти особенности будут повторяться и в почерке. Именно они расскажут о внутреннем строении личности, о врожденных и приобретенных качествах.
Рассматривая просто содержание рисунка можно иметь приблизительное представление о нормативности или проблемности изучаемого аспекта, восприятие и отношение человека к этой психологической области.
Рассматривая же графические признаки, и, особенно, почерк, можно получить информацию гораздо более информативную, касающуюся комплексного строения личности. Почерк дает понимание того, что происходит с человеком, почему это происходит, как давно это происходит, что заложено от природы и является неизменным, а что сформировалось под влиянием окружающих условий, воспитания, временных стрессов.
Интрепретации теста Вартегга
Тест выполняла Оксана Федорова, телеведущая, «мисс Вселенная»
1-й квадрат «Цветок любви»
Изображение – типично женское решение. Стоит обратить внимание на характер изображения этого цветка: точка (Эго, Я) является центром небольшой окружности, к которой примыкает множество лепестков. И окружность, и лепестки закрывают центральную точку от внешних воздействий, выступают своего рода щитами, защитными механизмами. Человек закрытый, избирательный скрывает истинные чувства и эмоции.
2-й квадрат «Кувшин – грация»
Кувшин напоминает силуэт человека. Акцент смещен на контур, причем он передан сильным нажимом и зачернениями. Сейчас человек испытывает некоторые трудности в социальной адаптации: его роль в обществе еще до конца не определена, многое отдается имиджу, внешней составляющей, тогда как глубина, сущность остаются скрытыми, неявными. Сильное напряжение в психомоторных проявлениях свидетельствует о неудовлетворенности таким положением вещей.
3-й квадрат «На вершине мира»
движение по нарастающей продолжено до пределов квадрата, что отражает амбициозность и высокие притязания рисующей. И само название рисунка указывает на то, что перед нами человек, стремящийся реализовываться по полной программе.
4-й квадрат «Точка притяжения»
Черный квадрат – точка притяжения элементов-квадратиков разнообразной величины и размеров. Графически линии и штрихи в этом квадрате выполнены схематически, со слабым нажимом. Продолжение и разрастание мотива черного квадрата указывает на разрастающуюся подспудную внутреннюю тревогу и страх. Местоположение квадрата указывает на частичное вытеснение этих состояний из сознания. Человек настраивает себя на более позитивный и оптимистический лад. Однако сам не до конца уверен в этом позитивном настрое.
5-й квадрат «Шпага»
Шпага имеет несколько бутафорский вид и не несет в себе мотива агрессии (что часто бывает в рисунках, изображающих оружие). Шпага используется скорее как некоторый атрибут самозащиты. Пересечение двух перпендикулярных прямых указывает на активность, развитую мотивацию преодоления трудностей.
6-й квадрат «Дом»
Типично женское решение. Интересен характер изображения дома: он закрыт от посторонних людей, есть забор.
Существует стремление к интеграции, соединению, выстраиванию личных отношений. Однако эти отношения не предаются широкой огласке, тщательно скрываются даже от близких людей.
7-й квадрат «Дуэт»
Рисунок отражает стремление скрыть свою внутреннюю уязвимость, чувствительность, внешне не показывать ранимость (точки обводятся). Сюжет рисунка указывает на внутреннее стремление к соединению, необходимость быть в паре, бессознательную потребность в безусловном приятии, поддержке со стороны.
8-й квадрат «Побег от дождя»
В рисунке видно желание человека найти убежище, место, где можно скрыться от внешних воздействий, негативного влияния окружающей среды. Необходим отдых, возможность ощутить себя в безопасности. Местоположение квадрата отражает суперактуальность этого намерения на сегодняшний день.
Резюме: Чувственная и чувствительная натура, женственность, мягкость, гибкость. При этом закрытая, избирательная, не показывающая свои истинные чувства и эмоции вовне, «себе на уме». Высокие притязания сочетаются с мотивом достижения целей, что свидетельствует об активной самореализации. Однако своего места в жизни человек еще не обрел, нет удовлетворенности и в своем социальном статусе. Бессознательная потребность в безусловном приятии, чувстве опоры и внутренней безопасности.
Тест выполняла женщина, 26 лет
Бросается в глаза скупость заполнения полей, лаконичность рисунков, акцент на геометрических фигурах. Такие решения не типичны для молодой женщины.
1-й квадрат: мишень. Мотив мишени в первом квадрате – типичный мужской вариант. Точка в центре (ЭГО): акцент на индивидуализации, своем Я. Однако, сама точка не увеличена, не пририсовывается, не обводится, с ней вообще не проводится никаких манипуляций. Ее «оставили в покое», окружив кругом. Пространство круга вокруг – зона личного пространства человека, причем в этом пространстве больше нет объектов, связей и пр. Точка в центре одинока – и это не просто интроверсия, а аутсайдерство, склонность к аутичности.
2-й квадрат: мало заполнен. Глаз – страхи, опасения контактов, замкнутость в общении. 2-й квадрат вытесняется на 7-е место, что является показателем вытеснения социальной области из-за ее фрустрированности. Человек рационализирует свои страхи по поводу отношений. Она закрыта, «приглядывается» к окружающему миру, старается избегать активных контактов, все время «на стороже».
3-й квадрат: нет продолжения восходящих линий, но также нет продолжения рисунка вправо вообще. Произошла остановка в саморазвитии, нет амбиций, устремленных в будущее, человек довольствуется тем, что имеет (исходя из интерпретации 1 и 2 квадратов, эта остановка продиктована страхами и неуверенностью как в отношении самой себя, так и отношений с людьми).
4-й квадрат: продолжение мотива исходного черного квадрата. Мотив страха и тревоги генерализуется. При этом, человек все свои страхи держит при себе (внутри домика), мало кому открывается, не показывает свои переживания. Повторяется мотив одиночества, погруженности в себя.
5-й квадрат: коррелирует с 3-им и показывает, что страх продвижения вперед, остановка в мотивации здесь также присутствует. Преодоление препятствий затруднено (линия не преодолевается, не пересекается). Фрустрация.
6-й квадрат: область личных отношений. Квадрат располагается на 2-ом месте, что показывает об актуальности этой сферы. Стремится к интеграции, соединению, но, обращая внимание на проблемность остальных квадратов, и учитывая сухость, безжизненность мотива самого квадрата (сухой прямоугольник, безжизненный, без деталей, геометрическая фигура), – это просто желание обрести уверенность и стабильность в личных отношениях без умения и понимания как это сделать. Ее сдержанность, закрытость, подавленная эмоциональность диктуют слишком прямолинейный и формальный стиль поведения и в личных отношениях. Квадрат также показывает стиль мышления. Присутствует связность, последовательность, рассудочность.
7-й квадрат: мордочка. Появляется единственное живое существо. Чувственность, чувствительность, эмотивность. Но, поскольку 7-й квадрат отражает бессознательное, внутреннее, то эта эмотивность и чувственность подавлена, существует глубоко и внешне никак не транслируется, зажимается запретами и табу.
8-й квадрат: окружность, без дополнительных деталей. Рационализация, внутренний мир герметичен, зациклен. Мотив 8-го квадрата перекликается с 1-ым квадратом.
Графические особенности: преобладают линии, углы, аркады, узкие, лаконичные формы, много незаполненного пространства, линия тонкая, со слабым нажимом.
Резюме: трудности во взаимоотношениях, самопроявлении, адаптации. Высокая степень рационализации, блокирующая выход непосредственных реакций даже в виде обычных эмоций (радости, грусти, интереса). Сильные табу, запреты. Мотивы одиночества и аутсайдерства. Не женственность, сухость, критичность, прямолинейность. Повышенный контроль и давлеющее Супер-Эго.
Тест выполняла женщина, 31 год
Порядок заполнения квадратов нормативный. Но, в данном случае такое заполнение- это дань формализму, стандартности мышления. На это указывают графические признаки: тщательная прорисовка деталей, сильный нажим, четкость линии, без схематизаций и упрощений. Рисунки выполнены в стиле перфект.
В 1-ом квадрате (квадрате Эго) – цветок. Для женщины это нормативное решение. Но зауженные лепестки, их закрытость, герметичность, замкнутость указывают на повышенную реакцию защиты своего Я. На это же указывает и листочек, выполненный угловатыми движениями.
Интересно, насколько лепестки похожи на формообразование букв в почерке. Такие же глубокие и узкие гирлянды и аркады.
Во 2-ом квадрате (квадрат социальности) чайка, парящая в небе, в стае таких же чаек над морем и парусником.
В этом мотиве есть оторванность от реальности (земли, активного стояния на ногах). Такая проекция указывает на потерю связи со своими истинными желаниями и потребностями. Акцент на зоне рацио (верх рисунка) говорит о повышенных процессах рационализации, подавлении чувств, непосредственного реагирования, естества.
3-й квадрат (квадрат амбиций и планов). Проблематичное решение. Нет поступательного движения вверх. Рисуется много ограничителей и препятствий на пути. Зачернения в рисунке указывают на психомоторное напряжение, вызванное предложенными стимулами.
Таких зачернений в целом по тесту очень много. Психологическое неблагополучие, фрустрация затрагивает уже различные плоскости психической активности человека.
4-й квадрат (квадрат неосознаваемых тревог, страхов). Очень необычное решение для этого квадрата. Фотография семьи, с дополняющими черными квадратами по углам рамки. Есть зачернения. Присутствует хроническая тревожность, возможно чувство вины, неудовлетворенность.
5-й квадрат (реализация амбиций и планов). Стрела, направленная на себя (в левый нижний угол). Мотив рисунка говорит об излишней рефлексии, страхе продвижения вперед, ступоре в активности.
6-й квадрат (квадрат личных отношений, интеграции). Линии соединяются друг с другом не сами по себе, а через дополнительную линию. Все зачернено, заштриховано. Зона личных отношений явно форустрирована, нет доверия к окружающим. Отношения складываются по типу: ты – мне, я – тебе, через выполнение каких-то условий, особенных правил и норм. Отсутствует непосредственное приятие окружающих, открытость.
7-й квадрат (квадрат сензетивности). Кошка выгнула спину. Можно сказать, что внутренне она очень чутко прислушивается, приглядывается и осязает окружающий мир. Находится в позе защиты. Сама поза кошки напоминает аркаду.
8-й квадрат (квадрат безусловного приятия, гармоничности). В этом квадрате впервые встречается динамичное решение. Внутренне человек ощущает необходимость двигаться вперед, решать свои проблемы. Но, при этом, необходима защита, гарантия безопасности такого движения (автомобиль).
Резюме: перфекционизм, критичность, нормативность, стандартность восприятия и мышления, мешающие самореализации, индивидуализации личности. Закрытость, отстраненность от социума, позиция защиты от мира, недоверчивость. Подавление истинных чувств, импульсов излишней рационализацией, запретами и табу. На этом фоне развитие тревожности, фрустрированности, внутренних конфликтов. Потребность в заботливых социальных условиях, безусловном приятии.
Анализ почерка показывает: преобладание психомоторного контроля над свободой, перфекционизм, стандартность, нормативность формы, наличие маски, размеренность движения, медленную скорость, сильный нажим, доминирование 7-й потенции по Одэму, психотип по Юнгу – интровертный этик с сенсорикой.
Особо обратим внимание на некоторые тонкости интерпретации рисунков по первой позиции. Обследуемый может превратить точку в центральной смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встречается часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тщательнейшим образом стремятся каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.
В другом варианте обследуемый может как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезд и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.
Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для криминологического исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой, как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает. О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовывание крокодила, по сравнению с другими рисунками, также свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение, их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности и поиске проявления агрессии со стороны окружающих. Хвост символизирует наличие такой черты, как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть открыто реализована
Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого, ленивого. Это встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иного производят осужденные за насильственные преступления.
В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно, такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в ИТУ. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действием норм. Естественно, что пренебрежение эти ограничением, несмотря на инструкцию, которая также является моделью императивного действия норм, свидетельствует о неспособности или нежелании человека придерживаться в своем поведении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью АРТ позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенденция человека к нарушению не каких-то конкретных видов норм (правовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая переносимость любых внешних ограничений поведения, формальных и неформальных. Чаще всего, как показали наши исследования, рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у преступников, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нарушителями режима.
Поскольку слона большинство людей представляют как животное не одинокое, а живущее в группе, именно поэтому автором теста он был выбран в качестве и стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения человека в группе. Кроме того, на наш взгляд, имеет значение и тот факт, что для европейца слон является достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных.
Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом поведения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе. Значение такой детали, как уши,- прямые: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза - интерпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы - признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, то свидетельствует о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост - положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный вниз - недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.
Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе. Незначительные размеры рисунка - отсутствие тенденции к доминированию, заниженная оценка своего социального статуса. Чаще слон изображается с боку, но встречаются и другие варианты: он нарисован анфас или сзади. Вид с боку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его анфас интерпретируется как эгоцентризм взаимодействиях. Изображение сзади - пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.
Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается картина, фотография, литография и т.п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодействии они пассивны и не стремится к изменению своей социально-психологической позиции, и при этом их поведение стресотипно, его составляют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются у лиц, которых не принимает социальная группа или они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из определенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями.
Наиболее типично подобное поведение для шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно и для многих осужденных, плохо адаптированных в ИТУ. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Преступники, отбывающие наказание в ИТК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым от ражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.
Четвертая позиция теста предназначена для выявления особенности общения. Люди, придерживающиеся формализованного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре квадрата. Если подпись расположена в верхней части квадрата, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный (а иногда и социально-психологический) статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине квадрата, наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увлечение длинны подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию, имеет аналогичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступление по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического почерка.
В пятой позиции теста являются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней является моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее - плохое; доброе - злое; светлое - темное и т.д.), и в их рисунках также присутствует такое деление. Они, например, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции по принципу: день - ночь или аналогичному.
Противоположенный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на себе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее - плохое), их не смущает имеющиеся противоречие, и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.
В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.
Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций собственных потребностей и желаний находить проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например:, рисуется дом, в котором с утра до вечера происходят какие-либо события, или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду на свидание»).
При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учитывать, что в них могут быть спроецированы личные проблемы обследуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация может также и наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.
Шестая позиция теста направлена на выполнение актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола. Понятно, что информация такого рода важна для понимания половых преступлений или иные насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал выражает собой как бы две противоположные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максимальную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а берег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно соотнести условно со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал дерево, растущее на берегу, направлено на выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотношений. Эти условные значения являются исходными для интерпретации рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противоположного пола. Ниже проводится интерпретация наиболее часто встречающихся элементов рисунка.
Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающими над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений: если от берега, - то это имеет противоположный смысл. Очевидно «корабль» приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии, как вода. И поэтому если возникает необходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (в сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчивости, а также в случае нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений, у обследуемого не возникает необходимости в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие судна не рисуются, и актуальная ситуация полностью передается в описании рисунка.
Такие дополнительные детали рисунка, как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п. встречаются у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявлениями (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаше всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой позиции. Обследуемые при описании часто наделяют его своими проблемами, чертами и желаниями.
Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Наклонная фигура, являющаяся здесь стимульным материалом (см.рис.), уже в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения. Люди, выбирающие для решения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущий на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное преступление на семейно-бытовой почве.
Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой, и в социальной сферах, то в рисунке это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклонных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, нарисовать корневую систему и т.д. Люди, обнаруживающие стремление к рациональному решению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклонной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклонной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего сознания. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: «грибы растут под елкой», «ежик убегает из-под елки», «рядом с елкой собирают грибы» и т.д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к восприятию ситуации неустойчивой или конфликтной для себя.
Встречаются также рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед мороз несет елку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются парадоксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Например, наклонная фигура превращается в елку и всячески украшается, или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды.
Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек решает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, психологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной ситуации для получения тех или иных эмоциональных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в генезисе этого вида преступлений.
Исходный тестовый материал в восьмой позиции стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить обследуемого как можно более полно охарактеризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах характера, привычках, склонностях и т.д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого.
Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встречаются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие рисунки также являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделить своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Но большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции рисуют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, женственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы ни был парадоксальным рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное. Но иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную проблему, что выясняется в процессе беседы.
Опыт применения нами методики АРТ показывает, что ее наиболее целесообразно, в силу крайне прикладного характера,использовать для исследования конкретного индивида, а не социальных групп, с целью получения о нем информации, позволяющей вскрыть некоторые его характерологические особенности, а главное - личные проблемы и потребности, имеющие криминологическое и исправительно-трудовое значение.
По своей природе данный тест является ориентировочным и как единственный метод исследования применяться не может, так как его валидность полностью определяется опытом исследователя и его навыками интерпретации рисунков. Поэтому при проведении научных исследований с применением данного теста необходимо иметь дополнительную информацию о личности, полученную путем применения других психодиагностических методик, изучения материалов и т.д. Тестовый материал этой методики, как показал наш опыт, обладает высоким стимульным потенциалом для активизации механизмов проекции. Особая ценность методик, в том числе и в криминологическом аспекте, на наш взгляд, заключается в том, что она дает возможность получения достаточно полной информации о тех аспектах личности и жизни человека, которые он, как правило, скрывает от окружающих. Методика проста в употреблении, относится к разряду экспресс -методов и позволяет в относительно короткий промежуток времени (10-15 мин) составить представление о характере человека и его актуальной жизненной ситуации. Методика достаточно надежна, поскольку инструкция и исходный стимульный материал не вызывает у обследуемого никаких опасений, реакций «ухода».Ценность ее в аспекте изучения личности преступника, на наш взгляд, прежде всего в том, что она дает информацию, позволяющую строить вероятную модуль поведения человека в той или иной, особенно в критической ситуации, а также позволяет оценить общее психологическое состояние, наличие патологических черт и влечений.