Значения условных рефлексов. Условные рефлексы и их значение Какого биологическое значение условных рефлексов
Безусловные рефлексы обеспечивают организму поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования.
Основные безусловные рефлексы:
- · пищевые (жевания, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.),
- · оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание),
- · половые и др.
Условные рефлексы обеспечивают организму более совершенное приспособление к меняющимся условиям существования.
Они вырабатываются на базе безусловных. Примером формирования условнорефлекторной реакции может быть сочетание звукового раздражителя (например, звонка) с кормлением животного. После ряда повторений такого сочетания, у животного будет наблюдаться слюноотделение, возникающее при звуке звонка даже при отсутствии предъявления пищи.
Процессы торможения. Большое значение для рефлекторной реакции наряду с возбуждением имеет торможение. В ряде случаев возбуждение одного нейрона не только не передается другому, а даже угнетает его, то есть вызывает торможение. Торможение не позволяет возбуждению беспредельно распространяться в нервной системе. Взаимосвязь возбуждения и торможения обеспечивает согласованную работу всех органов и организма в целом.
Для обеспечения адекватного поведения требуется не только способность к образованию условных рефлексов, но и возможность, устранять условнорефлекторные реакции, необходимость в которых отпала. Это обеспечивается процессами торможения.
Торможение условных рефлексов может быть безусловным (внешним и запредельным) и условным (внутренним).
- · Внешнее торможение происходит, если в момент действия условного сигнала начинает действовать посторонний раздражитель.
- · Запредельное торможение наблюдается, когда интенсивность условного сигнала превышает определенный предел. В обоих случаях условная реакция тормозится.
- · Внутреннее торможение проявляется в угасании условного рефлекса с течением времени, если он не подкрепляется действием безусловных рефлексов (то есть если условия его выработки не повторяются).
Существует разные классификации условных рефлексов.
Образование и торможение условных рефлексов. К основным условиям формирования условных рефлексов относятся:
- · повторное сочетание ранее индифферентного (нейтрального) раздражителя (звукового, светового, тактильного и т.д.) с действием подкрепляющего безусловного (или хорошо выработанного условного) раздражителя;
- · незначительное предшествование по времени индифферентного раздражителя по отношению к подкрепляющему стимулу;
- · достаточная возбудимость безусловной реакции (деятельное состояние коры головного мозга);
- · отсутствие постороннего раздражения или другой деятельности во время выработки рефлекса.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Условнорефлекторная деятельность является общей и для высших животных, и для человека. И у человека, и у животных имеется первая сигнальная система -- анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира. У человека, кроме того, развивается вторая сигнальная система -- речь, письменность, абстрактное мышление. Ее возникновение связано с коллективной трудовой деятельностью и жизнью в обществе. Слова -- это сигналы второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система социально обусловлена -- вне общества, без общения с другими людьми она не формируется. Некоторые животные способны издавать звуки. Однако слово для человека не просто сочетание определенных звуков, а, прежде всего его значение, содержащийся в нем смысл. С помощью слов люди способны обмениваться мыслями. Речь и письменность позволяют человеку накапливать и передавать опыт из поколения в поколение. Появление речи привело к возникновению абстрактного мышления -- мышления с помощью абстрактных понятий, отвлеченных от конкретных предметов и явлений.
Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И. П. Павлов подразделил на две группы: безусловные и условные.
Безусловные рефлексы - это врожденные рефлексы, передаваемые по наследству от родителей. Они являются видовыми, относительно постоянными и осуществляются низшими отделами ЦНС - спинным мозгом, стволом н подкорковыми ядрами головного мозга.
Безусловные рефлексы (например, сосательный, глотательный, зрачковый рефлексы, кашель, чихание и др.) сохраняются у животных, лишенных больших полушарий. Они образуются в ответ на действие определенных раздражителей. Так, рефлекс слюноотделения возникает при раздражении пищей вкусовых сосочков языка. Возникшее возбуждение в виде нервного импульса проводится по чувствительным нервам в продолговатый мозг, где находится центр слюноотделения, откуда оно по двигательным нервам передается слюнным железам, вызывая слюноотделение. На основе безусловных рефлексов осуществляются регуляция и согласованная деятельность разных органов и их систем, поддерживается само существование организма.
В изменчивых условиях окружающей среды сохранение жизнедеятельности организма и приспособительное поведение осуществляется благодаря образованию условных рефлексов с обязательным участием коры больших полушарий головного мозга. Они не являются врожденными, а образуются в течение жизни на базе безусловных рефлексов под воздействием определенных факторов внешней среды. Условные рефлексы строго индивидуальны, т. е. у одних особей вида тот или иной рефлекс может присутствовать, у других - отсутствовать.
Безусловные рефлексы. Значение безусловных рефлексов
Поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза);
- сохранение целостности организма (защита от повреждающих факторов внешней среды);
- размножение и сохранение вида в целом.
Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка
Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит стать разумной личностью.
Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения - прим. biofile.ru). В первые дни можно также отметить следующее. Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом - зажмуривание, а резкое увеличение яркости света - сужение зрачка и т.д. Эти реакции - защитные рефлексы.
Кроме защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных, как подсолнухи, повернуты в сторону света. Доказано также, что уже в первые дни новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.
Кроме перечисленных у ребенка обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс - ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс - прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) - при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы.
Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. За последние годы учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются еще до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс.
Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты - детского места - из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспосабливание происходит рефлекторно. После того как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, на первых порах еще плохо согласованы между собой: ребенок при сосании захлебывается, задыхается, у него быстро иссякают силы. Вся его активность направлена на сосание ради насыщения. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам.
Образование и биологическое значение условных рефлексов
Условные рефлексы образуются в результате сочетания безусловного рефлекса с действием условного раздражителя. Для этого необходимо соблюдение двух условий:
1) действие условного раздражителя должно обязательно несколько предшествовать действию безусловного раздражителя;
2) условный раздражитель должен неоднократно подкрепляться действием безусловного раздражителя.
Механизм образования условного рефлекса состоит в установлении временной связи (замыкания) между двумя очагами возбуждения в мэре головного мозга. Для рассмотренного примера такими очагами являются центры слюноотделения и слуха.
Дуга условного рефлекса в отличие от таковой безусловного значительно усложнена и включает рецепторы, воспринимающие условное раздражение, чувствительный нерв, проводящий возбуждение в головной мозг, участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса, двигательный нерв и рабочий орган.
Условные рефлексы у высших животных и особенно у человека вырабатываются постоянно. Объясняется это явление динамичностью внешней среды, к постоянно меняющимся условиям которой нервная система должна быстро приспосабливаться.
Таким образом, если безусловные рефлексы дают лишь строго ограниченную ориентировку в окружающей среде, то условные рефлексы обеспечивают универсальную ориентировку.
Биологическое значение условных рефлексов в жизни человека и животных огромно, так как они обеспечивают их приспособительное поведение - позволяют точно ориентироваться в пространстве и времени, находить пищу (по виду, запаху), избегать опасности, устранять вредные для организма воздействия. С возрастом число условных рефлексов возрастает, приобретается опыт поведения, благодаря которому взрослый организм оказывается лучше приспособленным к окружающей среде, чем детский.
Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они дают возможность намного лучше и точнее приспособиться к условиям существования и выжить в этих условиях.
В результате образования условных рефлексов организм реагирует не только непосредственно на безусловные раздражения, но и на возможность их действия на него; реакции появляются еще за некоторое время до безусловного раздражения. Эти самым организм оказывается заранее подготовленным к тем действиям, которые ему предстоит осуществить в данной ситуации. Условные рефлексы способствуют нахождению пищи, заблаговременному избежанию опасности, устранению вредных воздействий и т. п.
Приспособительное значение условных рефлексов проявляется также в том, что предшествование условного раздражения безусловному усиливает безусловный рефлекс и ускоряет его развитие.
ЛЕКЦИЯ 2. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА И СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. УЧЕНИЕ И.П. ПАВЛОВА О ТИПАХ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности. Условные и безусловные рефлексы.
Отличия условных рефлексов от безусловных:
Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству.
Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течение жизни и являются индивидуальными.
Безусловные рефлексы обязательно возникают, если на определенные рецепторы подействуют адекватные раздражители.
Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (оптимальной силы и длительности) с любого рецептивного поля.
Безусловные рефлексы относительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни.
Условные рефлексы изменчивы и более подвижны.
Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и ствола мозга.
Условные рефлексы являются функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.
Безусловные рефлексы могут обеспечить существование организма только на самом раннем этапе жизни.
Приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды обеспечивается вырабатывающимися в течение всей жизни условными рефлексами.
Условные рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются.
Биологическое значение безусловных рефлексов.
Организм рождается с определенным набором безусловных рефлексов. Они обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся безусловные рефлексы:
пищевые - жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.,
оборонительные - отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попадании струи воздуха в глаз и др.,
половые рефлексы - осуществление полового акта, выкармливание и уход за потомством,
терморегуляционные ,
дыхательные ,
сердечно-сосудистые ,
поддерживающие постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и др.
Биологическое значение условных рефлексов.
Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве.
Условия образования условного рефлекса.
Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Для образования условного рефлекса нужны определенные условия. Прежде всего, нужен условный раздражитель, или сигнал. Условным раздражителем может быть любой раздражитель из внешней среды или внутренней среды организма.
Например :
в лаборатории И. П. Павлова в качестве условных раздражителей применяли вспыхивание электрической лампочки, звонок, бульканье воды, раздражение кожи, вкусовые, обонятельные раздражители, звон посуды, вид горящей свечи и пр.;
условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приема пищи в одно и то же время, постоянном времени отхода ко сну.
Чтобы выработать условный рефлекс, условный раздражитель надо подкреплять безусловным раздражителем, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс. При образовании условного рефлекса условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя (обычно на 1-5 с).
Условный рефлекс можно выработать, сочетая индифферентный раздражитель с ранее выработанным условным рефлексом - это условные рефлексы второго порядка, тогда подкреплять индифферентный раздражитель надо условным раздражителем первого порядка.
Например :
Звон ножей в столовой вызовет отделение слюны у человека лишь в том случае, если этот звон один или несколько раз подкреплялся едой. Звон ножей и вилок в нашем случае является условным раздражителем, а безусловным раздражителем, вызывающим слюноотделительный безусловный рефлекс, является пища.
Вид горящей свечи может стать сигналом к отдергиванию руки у ребенка лишь в том случае, если хотя бы один раз вид свечи совпал с болью от ожога.
В ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась естественная система защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды, т. е. от опасностей. Ее основу составляет нервная система. Благодаря ей осуществляется связь организма с внешней средой лей (свет, звук, запах, механические воздействия) и разнообразная информация о процессах внутри и вне организма. Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую и контролируемую центральной нервной системой, называют рефлексом, а всю деятельность нервной системы -- рефлекторной. В многообразной рефлекторной деятельности имеются врожденные безусловные рефлексы, которые передаются по наследству и сохраняются в течение всей жизни организма.
Безусловные рефлексы человека разнообразны. Например, одергивание руки в ответ на ожог кожи, закрытие глаз при возникновении опасности их повреждения, обильное выделение слез под действием веществ, раздражающих глаза, и т. д. Эти и многие другие рефлексы получили название оборонительных.
Особое место среди безусловных рефлексов в обеспечении безопасности занимает ориентировочный рефлекс. Он появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается. Ориентировочный рефлекс обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя.
Безусловные рефлексы -- это наследственная «программа» поведения. Они обеспечивают нормальное взаимодействие только со стабильной средой. Однако человек живет в исключительно изменчивой, подвижной, разнообразной среде. Безусловных рефлексов как связей постоянных для обеспечения гибкого реагирования в изменчивой среде недостаточно. Необходимо дополнение их временными гибкими связями. Такие связи названы условными рефлексами.
Условные рефлексы образуются на основе индивидуального опыта. Поскольку приобретение индивидуального опыта есть обучение, то образование условных рефлексов -- один из видов обучения.
Образованные в процессе обучения условные рефлексы позволяют организму более гибко приспособиться к конкретным условиям окружающей среды и лежат в основе выработки у человека привычек, всего образа жизни.
Приспособительное значение условных рефлексов огромно. Благодаря им человек может заблаговременно предпринять необходимые действия для своей защиты, ориентируясь на признаки возможной опасности, не видя при этом самой опасности. Условные раздражители имеют сигнальный характер. Они предупреждают об опасности.
Все непосредственные ощущения, восприятия и соответствующие им реакции человека осуществляются на основе безусловных и условных рефлексов. Однако в специфических условиях социальной среды человек ориентируется и реагирует не только на непосредственные раздражители. Для человека сигналом любого раздражителя служит обозначающее его слово, причем его смысловое содержание. Слова произносимые, слышимые и видимые -- это сигналы, символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. Словом человек обозначает все, что воспринимает с помощью органов чувств.
Слова, как и другие факторы окружающей среды (физические, химические и биологические), по отношению к здоровью человека могут быть безразличными, могут оказывать благоприятное воздействие, а могут и наносить вред -- вплоть до смертельного исхода (самоубийство).
Болезнетворный агент, воздействуя на организм высших животных и человека, прежде всего вызывает раздражение нервно-рецепторных приборов (экстеро- или интерорецепторов), чувствительность которых во много раз превышает порог чувствительности других тканевых элементов. Рецепторные образования представляют собой начальное звено рефлекторных дуг, с помощью которых осуществляется ответная реакция организма на болезнетворные воздействия, исходящие из внешней или внутренней его среды.
Патологический процесс первоначально может проявиться повреждением ткани в точке приложения раздражителя: механического, химического, термического, инфекционного и др. При этом возникают расстройства обмена веществ и структуры ткани. Но такие непосредственные и ограниченные нарушения вследствие одновременного раздражения нервно-рецепторных образований, посылающих сигналы в центральную нервную систему, ведут и к общей реакции организма, в основе которой лежит рефлекторный механизм. Это можно видеть, например, в опыте с вызыванием ожога. Воздействие на поверхность тела термического агента сопровождается повреждением ткани и одновременно рефлекторным повышением артериального давления, изменением кровотворения, обмена веществ, расстройством дыхания и др.
В качестве иллюстраций можно привести также участие нервной системы в механизме возникновения тех явлений, которые нередко сопровождают закупорку кровеносного сосуда (эмболию), например эмболию сосудов малого круга кровообращения. Они заключаются в рефлекторном спазме легочных и венечных артерий, падении общего кровяного давления и изменении дыхания. Перерыв рефлекторных путей с помощью хирургических или фармакологических воздействий ослабляет эти явления, которые в известной мере зависят и от местных механических нарушений кровотока. Воздействиями на нервную систему удается также ослабить и восстановление функций, нарушенных при эмболии.
Патологические процессы могут возникать по механизму не только безусловных , но и условных рефлексов. При неоднократном сочетании болезнетворного фактора с индифферентным раздражителем последний также может стать причиной данного заболевания, которое в этом случае возникает условнорефлекторным путем. Например, у собак по условнорефлекторному механизму удается введением физиологического раствора хлористого натрия воспроизвести интоксикацию морфином, эзерином, атропином, бульбокапнином, камфарой. Патологические условные рефлексы иногда лежат в основе возникновения приступов бронхиальной астмы, сенной, лихорадки, экзематозных поражений кожи и других заболеваний.
Кроме рефлекторного, может иметь место и прямое воздействие болезнетворных раздражителей на центральную нервную систему , например накопившихся в крови углекислоты, микробных токсинов или токсических продуктов обмена веществ.
В зависимости от этиологического фактора, места его воздействия и свойств организма патогенез того или иного заболевания может быть связан с изменением функций различных отделов нервной системы - от периферических окончаний центростремительных нервов до мозговой коры. Так, расстройства дыхания могут возникать в одном случае от первоначального раздражения периферических окончаний легочных ветвей блуждающих нервов, в другом - от повреждения продолговатого мозга или некоторых участков промежуточного мозга, в третьем - от нарушения функции коры больших полушарий (например, одышка при волнениях или срывах высшей нервной деятельности). В эксперименте повышение содержания сахара в крови удается получить несколькими путями: раздражением центрального конца перерезанного седалищного нерва или уколом в продолговатый мозг, или сильным эмоциональным возбуждением. Иначе говоря, зарождение патологического процесса может происходить в самых различных участках организма. При этом последовательность и степень нарушения функции того или иного отдела нервной системы имеют известное значение в характере и быстроте развития данного патологического процесса. Однако вследствие рефлекторной деятельности в конечном итоге в патологический процесс неизбежно вовлекаются и другие отделы нервной системы, части которой теснейшим образом связаны между собой.
Для выяснения участия высших отделов нервной системы в патогенезе заболеваний имеет также значение изучение ее основных закономерностей: типологических свойств, соотношения процессов возбуждения и торможения, явлений парабиоза, доминанты, следовых реакций и др. (см. главу IV).
В патогенезе заболеваний большое место занимают нарушения взаимоотношений центральной нервной системой и внутренней среды организма .
Зависимость функции внутренних органов от деятельности высших отделов центральной нервной системы нередко отмечалась клинической медициной. С одной стороны, известно влияние различных переживаний и волнений на деятельность сердца, дыхание и пищеварение, например случаи паралича сердца от тяжелых переживаний, изменение ритма дыхания от внезапного испуга, нарушение пищеварения в связи с состоянием психического угнетения и хронического отсутствия аппетита. С другой стороны, хорошо известны примеры преодоления телесных недугов в моменты эмоционального подъема.
На основании многолетних углубленных исследований деятельности больших полушарий головного мозга И. П. Павлов показал, что функция внутренних органов, регулируемая подкорковыми образованиями, имеет, кроме того, и свое "корковое представительство". Например, длительное нарушение моторной и секреторной деятельности желудка у собак удавалось наблюдать в результате нарушения функционального состояния высших отделов головного мозга, вызванного столкновением процессов возбуждения и торможения (сшибкой).
Было выяснено значение нарушений высшей нервной деятельности в изменениях функций и других внутренних органов - желчеотделения, уровня кровяного давления, диуреза, процессов кровотворения.
Другие исследования показали возможность образования условных рефлексов на деятельность внутренних органов и значение интерорецепции в этом процессе. Была показана возможность возникновения условно-рефлекторных полиурии (увеличения мочеотделения) и анурии (отсутствия мочеотделения), условнорефлекторного желчеотделения, сокращения селезенки, сужения и расширения сосудов, изменения дыхания, обмена веществ и пр.
Эти исследования послужили основанием для представления о двусторонней связи между деятельностью коры головного мозга и функцией внутренних органов (кортиковисцеральные взаимоотношения по К. М. Быкову).
При поступлении импульсов как с экстеро-, так и с интерорецепторов в коре головного мозга совершается сложный процесс анализа и синтеза, создаются те соотношения процессов возбуждения и торможения, которые и обусловливают характер ее влияния на функцию внутренних органов.
Нарушения нормальных соотношений между корой и подкорковой областью нередко лежат в основе ряда заболеваний, например язвенной и гипертонической болезней, бронхиальной астмы, коронарной недостаточности.
Такое влияние высших отделов центральной нервной системы осуществляется через нижележащие отделы нервной системы, через область гипоталамуса, где заложены центры, регулирующие при помощи эфферентных нейронов процессы, совершающиеся во внутренней среде организма. Гипоталамус и нижележащие отделы нервной системы сами могут быть исходным началом возникновения патологических процессов, например полиурии, ожирения, нарушений роста.
Весьма важным звеном в регуляции функций являются также гуморальные механизмы , особенно нейро-эндокринная и эндокринная регуляция. Ввиду разнообразия своих функций эндокринные железы нередко в тесном взаимодействии с нервной системой определяют реакцию сложного организма на действие раздражителя. Так, расстройство мочеотделения в почках может осуществляться через подкорковые вегетативные центры и их связь с задней долей гипофиза, которая выделяет антидиуретический гормон, влияющий на реабсорбционную функцию почек.
По мере эволюционного развития организмов все большее значение в патологических реакциях приобретают нейрогормональные взаимоотношения. У высших животных и человека особенно большая роль принадлежит диэнцефало-гипофизарным соотношениям и тесно связанной с ними гипофизарно-надпочечниковой функции. При воздействии патогенных раздражителей в организме рефлекторно происходит усиленная выработка гормонов передней долей гипофиза, влияющих на гормональную секрецию коры надпочечников (см. главу о реактивности). Вся эта система принимает деятельное участие в приспособляемости организма, в его неспецифических реакциях на действие любого болезнетворного раздражителя.
Кроме гормонов эндокринных желез, в патогенезе заболеваний возможно участие и тканевых гормонов - физиологически активных веществ, например активных полипептидов и белков, гистамина, ацетилхолина, серотонина. Они также могут включаться в нарушение регуляции функций, часто обнаруживаемое в ходе развития патологических процессов, оказывая воздействие на ткань в месте их освобождения и образования либо благодаря доставке тканям с помощью кровотока.
Таким образом, механизмы возникновения патологических процессов определяются как свойствами болезнетворного агента , так и реакцией организма , его регуляторных систем.