Нахождение местоположения звука в слове старшая группа. Формирование навыков звукового анализа
Как ласково называла мама Зою? (Зоюшка, Зоинька, Зою-шенька.) Догадайтесь, что делала Зоя утром. Она отодвинула... (занавеску) , постель... (заправила) , сделала... (зарядку), косички... (заплела), бинт... (завязала), почистила... (зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (Зубная.) А порошок? (Зубной.) Потом Зоя пошла на кухню... (завтракать). Утром мы... (завтракаем).
К Зое в гости пришли две подруги. Придумайте им имена со звуком з. (Лиза, Аза.) Догадайтесь, что они принесли с собой.
Выставляются предметы, игрушки.
В слове первый звук м, последний - а. Что это? (Мозаика.) Первый звук в, последний - а, назовите слово. (Ваза.) Девочки принесли... (мозаику, вазу, заводного зайку, игрушечный телевизор, зонтик) и еще цветы... (розы, незабудки, мимозы).
Развитие слухового внимания и памяти
Решили девочки поиграть в «Телефон». Нужно передать по телефону слова: зайка, мозаика, зонтик, ваза, а теперь: незабудки, розы, мимозы.
Дети повторяют слова в заданной последовательности.
Звуко-слоговый анализ и синтез
Аза предлагает поиграть в слова по-другому. Опустите головки на руки и закройте глаза. Аза произнесет слово, а вы поднимите столько пальчиков, сколько в слове слогов. Называются слова.
Теперь дополняйте недостающие слоги в словах: моро... (зы), та... (зы), водола... (зы), гро... (за). Сейчас Аза назовет первый слог, а вы - все слово: гла... (глаза), стре... (стрекоза), за... (замок), бе... (береза), за... (занавеска), за... (залететь), та... (тазы).
Решили Зоя и Аза узнать, сколько слогов и звуков в слове
тазы.
А вы как думаете, сколько слогов в этом слове? Какой
первый слог? А второй слог? Обозначьте звуки этого слова кру
жочками. Назовите гласные звуки. Сколько согласных звуков?
На каком месте согласный звук з? "
Физминутка
Зоя и Аза предлагают нам сделать зарядку вместе с ними и с заводным зайчиком.
Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.
Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!
Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,
В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.
В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,
Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.
В. Волина
8. Произношение звука з в предложениях. Составление
предложений по опорным словам. Практическое усвоение
форм глагола звонить
Расскажите, как дети играли с игрушками.
Дети рассказывают. Составьте предложения со словами мозаика, зайка, ваза.
Логопед предлагает схемы предложений.
Лиза вдруг вспомнила, что ей нужно по телефону... (позвонить). А теперь ты, Дима (Митя), позвони.
Телефон подносится к ребенку.
Что ты делаешь? Я... (звоню), я... (позвоню). Что ты делал? (Звонил.) Ты уже... (позвонил). Мы будем... (звонить). Мы... (позвоним). Что мы сделали? (Позвонили.)
Произношение звука з в связной речи
Лиза очень любит чистоговорки. Сочиним для нее чистого-ворки со словом коза.
За-за-за, на лугу стоит коза. Зу-зу-зу, вместе мы пасли козу. Зы-зы-зы, колокольчик у козы. За-за-за, уходи домой, коза.
А вот и Зоины чистоговорки. Повторим, их вместе с ней.
У Зайки Бубы заболели зубы. Зоя - зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Моем Лизу мы в тазу.
10. Знакомство с буквой з
Знаете, как называется эта книга? (Азбука.) Зоя азбуку взяла, букву з в ней назвала. Посмотрите, на что похожа буква з? (На цифру три.)
3 - не просто завитушка,
3 - пружинка, крендель, стружка.
B.Степанов
На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три.
C. Маршак
11. Чтение слогов за, зо, зу, зы.
Составление слов из раз
розненных слогов
Прочтем вместе с девочками слоги за, зо, зу, зы. А теперь из слогов та, ни, ко, бы, зу, зы составьте слова. (Кони, тазы, зубы.) Поможем Зое выложить ее имя из разрезной азбуки.
Итог занятия
Какой звук мы сегодня изучали? Кто нам помогал? Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий звук.) С какой буквой познакомились? (С буквой з.) И на какую цифру эта буква похожа? (На цифру три.)
Тема «Звуки з, з" и буква з»
ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ
Материал. Картинки звездолета, «звездных человечков», Замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продуктов (изюм, зефир); предметы (замок, гвозди, корзинка, занавеска); цветовые символы звуков, буквы.
Ход занятия
Оргмомент.
На какой планете мы живем? (На Земле.) Кто мы? (Земляне, дети Земли.) А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки з, з"
Сообщение темы занятия
Дети звезд прислали нам звездные сигналы: з-з-з-з, з"-з"-з"-з".
3. Характеристика звуков з, з"
по артикуляционным и аку
стическим признакам. Обозначение их цветовыми символами
Страница 8
7. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове
Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Бь. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.
Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).
Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Б).
Где вы произносили звук Б? (В начале слова).
А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).
Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Бь).
Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).
А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).
8. Развитие фонематических представлений
Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.
Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
9. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти
Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”
На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.
Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать какого предмета не стало. (Не стало булавки).
Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).
10. Физминутка
Бим и Бом приглашают нас потанцевать.
(Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку).
0бщее расслабление
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - плечи шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
11. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов
Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь). А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил Звукознайкин? (Буквы мы видим и пишем). Что вам напоминает эта буква?
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.
Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.
12. Организация окончания занятия
Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками Б и Бь.
Давайте вспомним слова со звуками Б и Бь. (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).
Тема: Звуки [З – З"], буква З.
Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з"], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко - слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.
Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.
Предварительная работа: повторение сказки “Золушка”.
Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).
Психогимнастика
Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.
Определение темы занятия
Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з"]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з"]).
Характеристика звуков
Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з"]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з"]? (Зеленым). Почему?
После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.
Для этогонапоминаем не хитрые правила
Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают:
Гласные - эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходя изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным квадратом.
Характеристика гласных :
А, О, У, Ы, Э - обозначают твёрдость согласных;
Я, Ё, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.
Согласные - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде зубов, губ. Согласный звук может быть:
Ш, Ж, Ц - всегда твёрдые . Твердый звук обозначаем синим цветом.
- мягкий, если его смягчает гласная я, ё, ю, и, е или Ь (мягкий знак).
Й, Ч, Щ - всегда мягкие . Мягкий согласный звук обозначаемзеленым цветом.
б) - глухой согласный - обозначаем зачёркнутымколокольчиком.
звонкий согласный - обозначаем колокольчиком
Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой)
Буквы мы видим и пишем (фотография звука)
Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный. Слог - это часть слова. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно предложить ребенку прохлопать слово по частям, или положить ладонь под подбородок и произнести слово отчётливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить, сколько в слове гласных звуков.
Скольковсловегласных, столькоислогов.
Слово - состоит из звуков и слогов, обозначает предметы, их признаки и действия.
Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.
Этапы работы по формированию навыков звукового анализа
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:выделение звука из слова, определениепервого звука,установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковойанализ.
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные, синие, зеленые), в речевом плане, по представлению.
Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Слова, которые не следует даватьдля анализа:
Слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь,
Слова со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными,
В этих случаях написание слова расходится с егопроизнесением, значит слово трудно для анализа.
Ниже приводится перечень слов,в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.
Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)
А:Аня, азбука, аист, ангел, армия, астра, арфа, арка
О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осы, обувь.
У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, урна.
И: Игорь, ива, ирис, иней, искра, избы, иволга, иглы.
Э: Эля, эхо, эта, это, этот.
Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)
А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран, танк,
О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.
У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.
И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.
Ы: дым, сын.
Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)
Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.
Елена Юрасова
Одной из основных целей в работе логопеда является подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте. Данная цель достигается путем решения основных задач :
Коррекция нарушения звукопроизношения ;
Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;
Формирование навыков звукового анализа и синтеза .
При формировании навыков звукового анализа логопедическая работа строится в следующей последовательности :
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова , т. е. определение наличия звука в слове .
2. Вычленение звука в начале в конце слова . Определение первого и последнего звука в слове , а также его позиции (начало, середина, конец слова ) .
3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности , количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове ).
Дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в овладении данными умениями и навыками . Использование игровых приемов на занятиях по обучению грамоте позволяют повысить эмоциональную, мотивационную, речевую и познавательную активность ребенка. Поэтому в своей педагогической деятельности уделяю большое значение поиску новых игровых приемов , которые позволят облегчить и разнообразить работу с детьми.
Предлагаю вашему вниманию игровые приемы , направленные на совершенствование умений определять позицию звука в слове .
Упражнение «Найди место звука »
Цель : закреплять умение определять место звука в слове .
Ход игрового упражнения : педагог произносит слова , ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает фигурку в начало (середину или конец) дорожки.
Для изготовления пособия я подготовила карточки с фоном, на круглую резинку закрепила зажимы, на зажимы наклеила фигурки из картона кораблика, машинки, пчелки, зайчика. Нажимая на зажим, дети легко перемещают фигурку по карточке.
Найди место звука в слове
Цель:
Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
Игровой материал:
Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.
«Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.
Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».
Ход игрового упражнения вне занятия