Какие функции выполняет союз как. Синтаксические функции союзов
Союзы - это служебные слова, которые употребляются для связи членов предложения. Так ли они важны? Зачем нужны союзы в русском языке? Союзы в нашей речи незаменимы, потому что соединяют синтаксические единицы и выражают смысловые связи между словами и частями предложений. У союзов есть свое грамматическое значение – они указывают на синтаксическую связь, которая существует между единицами языка. В зависимости от этого, они называются сочинительными и подчинительными. И те, и другие в русском языке объединяют слова или части предложения в целое, а также выражают различные характеры связи между ними.
Роль союзов в предложениях: примеры
Союз "и" часто используется для объединения однородных членов предложения: "В зоопарке я видел тигров и обезьян".
Сочинительные и противительные союзы также используются в сложносочиненных предложениях: "Отец позвал, и Сергей прибежал". Части сложносочиненного предложения объединены сочинительным союзом «и». Союзы "а" и "но" используются в сложносочиненных предложениях для противопоставления: "Федор поступил глупо, а Виктор смог исправить его ошибку"; "Лариса знала о его проступке, но она никому не могла рассказать об этом".
Очень большую роль союзы играют в сложноподчиненных предложениях, они выражают различные отношения между главной частью предложения и придаточной.
Так, союз может участвовать в образовании сложноподчиненного предложения с изъяснительным придаточным, которое поясняет, раскрывает в придаточной части мысль, начатую в главной. Примеры: "Яна рассказала, как она отдыхала летом" (рассказала о чем?); "Он решил, что пора искать работу" (он решил что?).
Еще пример сложноподчиненного предложения, в котором союз "если" передает условие (придаточная часть условного типа): "Если завтра будет плохая погода, я не пойду гулять" (не пойду гулять при каком условии?).
А вот предложение, в котором союз "когда" передает временной характер придаточной части: "Когда начнутся каникулы, мы с родителями поедем отдыхать за границу" (поедем отдыхать за границу когда?).
И приведем последний пример сложноподчиненного предложения, в котором союз "потому что" выражает причинную связь между главной частью и придаточной: "Она обиделась на тебя, потому что ты плохо с ней поступил" (вопрос к придаточной: почему она обиделась?).
Давайте подытожим, зачем нужны союзы в русском языке. Благодаря союзам наша речь становится связанной и логичной. Они необходимы для выражения мыслей в устной или в письменной форме. Союзы связывают между собой слова и части сложных предложений, выражают между ними различные смысловые связи.
40. Союзы и их синтаксические функции. Классификация союзов по значению и строению.
Практика с Петрушиной:
Союз - служебная часть речи, выполняет функцию связи между предложениями в составе текста, словами и частями сложного предложения.
По происхождению делятся на производные и непроизводные. По морфологическому составу на составные и простые. По синтасическим функциям: Сочинительные (соединительные, сопоставительные, противительные, разделительные, присоединительные, градационные и пояснительные) и подчинительные (временные, причинные, целевые, следствия, условия,уступительные, сраынительные, изъяснительные). По употреблению: Одиночные, повторяющиеся и двойные. Подробнее - ниже в Валгиной.
По Валгиной:
Служебные слова, служащие для связи однородных членов простого предложения и частей сложного предложения - сложносочиненного и сложноподчиненного.
По морфологическому составу союзы распадаются на простые и составные.
Простые союзы (непроизводные и, а, но и др. и производные когда, если и др.) морфологически неделимы и несоотносимы в современном русском языке со знаменательными частями речи.
Составные союзы, например: в то время как, потому что, так как и др., соотносительные с существительными, местоимениями и наречиями, расчленяются на отдельные компоненты.
По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на соединительные: и, да (в значении и); и...и, ни...ни; сопоставительные: не только...но и, как...так и; противительные: а, но, да (в значении но), однако, же, зато; разделительные: или, или...или, либо, либо...либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли; присоединительные: да и, также, тоже.
Подчинительные союзы обычно соединяют части сложноподчиненных предложений, хотя иногда, сравнительно редко, могут использоваться и в простом предложении для связи членов предложения. Например: Он известен как хороший бригадир.
Некоторые подчинительные союзы могут распадаться на две части, например, потому что, с тех пор как и др.: одна часть образует соотносительное слово в главной части предложения, другая - союз в придаточной.
Подчинительные союзы делятся на временные (когда, едва, лишь, пока, покамест, покуда, лишь только, с тех пор как), причинные (так как, потому что, оттого что, встледствие того что), целевые (чтобы, для того чтобы), следствия (так что), условия (если, ежели, коли), уступительные (хотя, пускай, несмотря на то что), сравнительные (как, будто, как будто, словно), изъяснительный (что).
Различие между сочинительными и подчинительными союзами как в отношении морфологическом, так и в отношении синтаксическом не является устойчивым. Так, союз хотя (хоть) может соединять однородные члены и части сложноподчиненного предложения: Он стрелял быстро, хотяне точно (Купр.); Хоть видит око, да зуб неймет (Кр.).
В функции союзов могут использоваться местоимения и местоименные наречия, которые в таком случае называются союзными, или относительными, словами. Выполняя роль союзов, т.е. служа средством связи, союзные слова в отличие от союзов, являются членами придаточной части предложения. Пр. Что посеешь, то и пожнешь. (что - отночительное слово, дополнение). Я глуп, что осердился. (что - союз).
По употреблению союзы представляют собой три разновидности:
1) одиночные, употребляющиеся один раз. Из сочинительных союзов типичным в этом отношении является союз но (подчинительные союзы обычно одиночны) Пр. Ученый малый, но педант.
2) повторяющиеся: и...и, или...или, то...то, либо...либо, ни...ни,и др. .
3) двойные, компоненты которых взаимно связаны по употреблению. Двойными могут быть сочинительные союзы (как...так и, не только...но и): и союзы подчинительные (если...то; так как...то, лишь только...как и др.). Например: И есликто виноват, тоя один (Л. Т.).
Разбор союза:
1. Сочинительный / подчинительный
2. Классификация в зависимости от 1п.
3. Простой / составной
4. Одиночный / повторяющийся / двойной
5. Производный, если да, то от чего / непроизводный
6. функция в предложении
" |
С предлогами соотносительны союзы. Союзы- это частицы речи, которые обозначают логико-грамматические отношения и связи не только между однородными словами и словосочетаниями в составе синтагмы или предложения, но и между группами слов, между синтагмами, предложениями, фразами в структуре сложных синтаксических единств. В отличие от предлогов, выражающих отношения синтаксической обусловленности и зависимости падежных форм, отношения "определяющего" имени к "определяемому" слову, союзы выражают разнообразные синтаксические отношения функционально однородных или синтаксически сопоставленных и связываемых единиц речи. В рамках простейших синтаксических единиц (синтагм, предложений) все сцепляемые союзами члены словосочетания или предложения объединяются мыслью как грамматически однородные или лексически и логически сопоставимые элементы речи. Преобладающее большинство союзов, устанавливающих связь между словами или сочетаниями слов, вдвигает их в структуру более крупного целого как связное единство. "Как коромысло весов одновременно и слагает силы, приложенные по краям его, и переносит их в точку опоры, так и союз одновременно и объединяет два члена, и относит их к одному и тому же третьему",- писал А.М.Пешковский(1).
Союзы не переходят в "префиксы" слова, подобно предлогам. Они не имеют ничего общего с "препозиционными флексиями" имени, к которым приближаются слабые предлоги и в которые они превращаются по утрате реальных значений. Союзы внутри предложения или синтагмы ни в какой степени не связаны и не соотносительны с грамматическими формами тех слов, которые они вдвигают в строй словосочетания, синтагмы и предложения (ср. резкую грамматическую разницу между сочетаниями вроде Полкан с Барбосом и Полкан и Барбос)(2). Самый круг отношений, выражаемых союзами внутри синтагм и предложений, далеко выходит за пределы отношений, обозначаемых предлогами, и во всяком случае только частично соприкасается с ними(3). Союзы, пишет Овсянико-Куликовский, "служат для создания чисто формальной (синтаксической) перспективы внутри предложений и в сочетании их, но не перспективы в самом содержании фразы, т.е. не перспективы в пространстве, во времени и в других отношениях, как это делают предлоги"(4).
Есть разница в функциях союзов, сцепляющих "предложения", и союзов, которые служат скрепами отдельных слов и однородных групп слов. Круг отношений, обозначаемых и выражаемых союзами при сцеплении "предложении", гораздо шире и разнообразнее, чем круг отношений, выражаемых союзами в сочетаниях внутрифразового типа (соединительных, присоединительных, разделительных, перечислительных, противительных и т.п.). В значениях союзов, обслуживающих сцепление синтагм и предложений, можно даже заметить частичный логико-грамматический параллелизм с значениями предлогов. Некоторые из отношений, обозначаемых предлогами внутри предложения, выражаются союзами в сочетании предложений. Таковы, например, отношения временные, причинные, целевые, сравнительные, количественные и другие подобные. Но и этого типа союзы, в отличие от предлогов непосредственно не влияют на форму отдельных слов, выражая смысловые взаимоотношения и соотношения словесных групп внутри сложных синтаксических единств. И этого типа союзы нельзя без оговорок сравнивать с "префиксами" словосочетаний (синтагм) или предложений(5), так как выражаемые ими отношения по большей части двухсторонни. (Ср. "двойные" союзы: если- то, так как- то, раз- то и т.д.; когда- так, лишь только- как, только что- как и другие подобные; ср. сходную систему синтаксических соотношений и взаимоотношений в словесных сцеплениях по схеме: не успел что-нибудь сделать..., как...; стоило что-нибудь сделать..., как... и другие подобные). Само собою разумеется, что степень тесноты связей и характер зависимости одного предложения от другого бывают очень разнородны в союзных сцеплениях разного типа.
Традиционная аналогия между так называемыми придаточными предложениями и членами простого предложения, проводимая в школьных учебниках с неуклонной и односторонней прямолинейностью, на самом деле может иметь лишь очень ограниченное и условное значение.
Таким образом, союзы, в сущности, запредельны морфологии. "Союз,- писал А.А.Шахматов,- имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное обнаружение такого сочетания"(6).
Развитие аналитических тенденций в строе русского литературного языка отразилось и на внешнем облике союзов. В роли союзов все чаще выступают целые фразеологические единства, или идиомы. Грамматические функции союзов все больше и больше связываются с их лексической ("этимологической") природой.
Между старыми простыми, или "первообразными", союзами и сложными союзами позднейшей формации наблюдается резкая разница в морфологическом составе (ср., например, простые союзы а, но, и, ли, или, что и т.п., с одной стороны, и сложные- с другой: тем не менее, даром что, подобно тому как, потому что, затем чтобы, с тех пор как, между тем как, несмотря на то что, вследствие того что, в силу того что и другие подобные). В этом отношении замечается явный параллелизм грамматического развития между союзами и предлогами (а также частицами).
Кроме того, в русском языке все расширяются и умножаются разряды гибридных или переходных слов и выражений, совмещающих значения союзов со значениями других грамматических категорий.
1. Таковы, например, группы, промежуточные между союзами и модальными словами (а иногда и наречиями): итак, напротив, наконец, все-таки, тем не менее, вместе с тем, при всем том, к тому же, все же, правда, будто, будто бы (не в изъяснительном значении), точно, ровно (просторечное) и т.п.
2. Таковы слова и частицы, подводимые одновременно под категории союзов и наречий: потом, зато, покамест, пока и др.
3. Еще больше слов, образующих переходный тип от простых союзов к разного рода частицам, например: ведь, вот, тоже, также, и то, лишь, только и другие подобные.
Внутри самой категории союзов сталкиваются три морфологически неоднородных типа слов-частиц:
1. Простые, морфологически неделимые частицы-союзы. Их морфологическая простота и неразложимость обратно пропорциональны семантической сложности и многообразию их синтаксических функций (ср., значения союзов и, а, ли и т.п.).
2. Составные союзы, нередко имеющие облик фразеологических единств и идиоматизмов. Морфологический анализ обнаруживает в составе многих из этих союзов следы и живые формы разных других частей речи (ср., например: после того как, прежде чем, лишь только и др.). Этимологическая подкладка таких союзов как бы виднеется из-под их современного употребления. Все большее осложнение синтаксических отношений между элементами речи, увеличивающееся разнообразие композиционных приемов речевого построения проступают наружу даже в морфологической "внешности" этих составных союзов.
Лексическая определенность состава этих союзов ограничивает круг их значений строго очерченной сферой логико-синтаксических отношений. Морфологическая мотивированность их значений (ср., например: вследствие того что, с тех пор как и т.п.) замыкает их употребление в тесные пределы одного семантического круга отношений.
3. Гибридные союзы, совмещающие значения союзов со значениями других, очень разнообразных категорий. Эта типологическая классификация союзов, конечно, ни в малейшей степени не совпадает с синтаксическим делением их по функциям.
Еще менее связано с морфологическими различиями союзов укрепившееся в грамматической традиции деление их на сочинительные и подчинительные(7). Обычно говорится, что подчинительные союзы более тесно слиты с подчиняемыми предложениями, образуя с ними "одну цельную смысловую массу" и тем самым несколько приближаясь к роли синтаксических префиксов. Иногда прибавляется, что при помощи подчинительных союзов одно предложение определяет другое. Напротив, сочинительные союзы характеризуются тем, что они "не только физически, но и по значению стоят между соединяемыми величинами, не сливаясь нимало ни с одной из них"(8). Более тесная связь подчинительного союза с подчиняемым предложением нередко иллюстрируется искусственными логическими аналогиями между "подчинением" предложений и "подчинением" членов внутри предложения.
Однако с морфологической точки зрения грань между сочинительными и подчинительными союзами очень скользка и неопределенна(9). Было бы осторожнее вместо сочинения и подчинения предложений говорить (как это предлагал акад. А.А.Шахматов) о разных видах сцепления предложений и о разных степенях их зависимости, выражаемых союзами и другими грамматическим средствами: формами наклонения, формами относительных времен, порядком слов, местоименными словами, интонацией и т.п.
Синтаксическая зависимость нагляднее всего обозначается союзом чтобы с сослагательным наклонением (чтобы- -л, -ла, -ло, -ли), особенно после глаголов с отрицанием. Менее определенно, но более разнообразно выражена она в формах изъяснительной (посредством союзов что и чтобы), относительной и условной связи.
Особенно свободны и разнообразны сцепления, выражаемые временными, сравнительными и причинными союзами.
Но и эти формы зависимости легко подвергаются синтаксическому преобразованию, особенно в устной речи. В стилях разговорной речи распространен прием модальной нейтрализации зависимых синтаксических отношений, прием приведения конструкций, традиционно признаваемых за подчинительные, к "знаменателю сочинения". Многие союзы, выражающие синтаксическую зависимость, легко превращаются в модальные слова (ср.: будто, будто бы, не то чтобы и т.п.). Кроме того, в бытовом диалоге вообще слабо развита система сложных предложений с разными степенями союзных сцеплений1 .
Употребление многих союзов характеризуется резкими колебаниями в степени тесноты и зависимости выражаемых ими синтаксических связей.
Особенно велика амплитуда этих колебаний у союзов уступительных, временных и сравнительных. Недаром даже традиционные грамматики (под влиянием проф. Д.Н.Овсянико-Куликовского) относили такие уступительные союзы, как хотя (хоть), к сочинительным(11). Например: "Все слушают его, разинув рот, хоть он такую дичь несет, что уши вянут" (Крылов). Ср.: "Неодолимая, хотя тихая сила увлекла меня" (Тургенев).
Здесь хоть и хотя очень близки по значениям к союзам а и но. Ср. сближение хоть и хотя с союзом впрочем: "Одета она была в опрятное, хотя и полинялое ситцевое платье" (Тургенев); "Сравнение, употребленное Павликом, хотя и верное и меткое, не вызвало улыбки ни на чьем лице" (Тургенев).
В употреблении сравнительных союзов характерна широкая семантическая растяжимость выражаемых ими синтаксических отношений. Во многих случаях присоединение синтагм или предложений сравнения имеет характер свободного ассоциативного сцепления, осуществляемого без прямой грамматической зависимости от основной синтаксической группы. Поэтому обе части сравнительного сочетания легко разъединяются и могут существовать как смежные, раздельные синтаксические единства. Например: "Рука Эллис внезапно надвинулась на мои глаза, словно белый туман из сырой долины обнял меня" (Тургенев, "Призраки"); "Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб" (Тургенев); "Вчерашнее волнение исчезло. Оно заменилось тяжелым недоумением и какою-то, еще небывалою, грустью- точно во мне что-то умерло" (Тургенев, "Первая любовь"); "Я люблю, когда вы говорите. Точно ручеек журчит" (Тургенев, "Отцы и дети"). Но ср.: "Из всех пар, заполняющих рощу, эта всего тревожнее отнеслась к наступлению ночи и бросилась уходить от нее так, точно та гналась за ними по пятам" (Пастернак).
Нерасчлененность логико-синтаксических отношений, присущая строю разговорной речи, отражается и в постоянном смешении особенностей косвенной речи с прямой при передаче чужих мыслей. Непрестанные скачки из синтаксиса косвенной речи в прямую или несобственно-прямую речь- характерная черта русской народно-разговорной речи. Формы прямой драматической передачи часто врываются в косвенную речь и делают ее строй прерывистым и смешанным (например: "Вы-де с барином, говорит, мошенники, и барин твой- плут. Мы-де, говорит, этаких шаромыжников и подлецов видали"- Гоголь, "Ревизор").
А.М.Пешковский усиленно доказывал, что "у нас не выработаны формы косвенной речи... Косвенная передача речи русскому (разговорному.- В. В) языку не свойственна. Вот почему мы и соскакиваем постоянно с косвенной речи на привычную нам прямую... Разграничение прямой и косвенной речи находится у нас на самой ранней стадии развития"(12).
Значение союза, его морфологические признаки и синтаксическая функция
Союз - служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте, а также частей текста.
По происхождению союзы могут быть непроизводными (а, но, и) и производными (что, если, как). По структуре выделяются союзы простые (как, когда, будто) и составные (потому что, прежде чем, в то время как). По своему употреблению в предложении союзы подразделяются одиночные (но, зато, однако), повторяющиеся (то... то, или ... или, не то... не то) и двойные (если... то, хотя ... но, так как... то).
В зависимости от выполняемой функции союз может открывать предложение, может стоять между частями простого предложения, а может быть внутри простого предложения. Например: Рыбников выпил стакан большими, жадными глотками. Даже руки у него задрожали от жадности. И тотчас налил себе другой стакан. Сразу было видно, что его уже долго мучила жажда (А. Куприн). Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль... (А. Блок).
Будучи служебной частью речи, союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними. По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные (и, да, но) и подчинительные (когда, если, потому что).
Союзы не обладают самостоятельным значением и не являются членами предложения, поэтому союзы необходимо отличать от омонимичных им относительных местоимений и наречий, выступающих в качестве союзных слов. Например: Я сказал, что (союз ) не пойду сегодня в школу. - Я спросил, что (союзное слово) мы делали на уроке.
Типы союзов по происхождению, структуре и употреблению
По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).
По структуре союзы могут быть простыми (что, как, когда и др.) и составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).
По употреблению союзы делятся на одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.), повторяющиеся (и... и, то ... то, или... или, либо ... либо, не то... не то, ни... ни и др.), двойные, или парные (если... то, когда... то, хотя... но, так как... то, едва... как, лишь только... как, чем... тем, как ... так и, не только... но и, не столько... сколько, если не... то, не то что... а, не то что... но, не то чтобы а, не то чтобы... но и др.)
Типы союзов по синтаксической функции
Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом . В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на сочинительные (и, а, но, или и др.) и подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.).
Сочинительные союзы
Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности, равноправности между однородными членами предложения, а также между частями сложносочинённого предложения, например: Вдали ещё гудит трамвай, но затихают переулки, и потухает неба край (Эллис).
По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы делятся на несколько групп:
Типы сочинительных союзов | Выражаемые отношения | Примеры |
|
Соединительные | Выражают отношения перечисления. | И, да (в значении «и»), и... и, ни... ни, тоже, также. |
|
Противителные | Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия. | Но, а, да (в значении «но»), однако, зато, же. |
|
Разделительные | Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков. | Или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то, то ли... то ли. |
|
Сопоставительные, или градационно-сопостовительные | Выражают отношения сопоставления. | Как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не столько... сколько. |
|
Пояснительные | Выражают отношения пояснения | А именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то. |
|
Присоединительные | Выражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное. | И то, а то, да и, а также и др. |
Сочинительные союзы могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста, например: За столом у окна сидит поручик запаса армии Валериан Иванович Чижевич. Перед ним домовая книга, в которую он вписывает паспорты постояльцев. Но после вчерашнего работа идёт плохо, буквы рябят и расползаются, дрожащие пальцы не ладят с пером, а в ушах гудит, как осенью в телефонном столбе (А. Куприн).
Противительные союзы но, а, да (в значении «но»), однако, открывающие абзац, выполняют в произведении художественную функцию. Этот приём помогает пишущему передать особое эмоциональное состояние героя, сделать неожиданный переход от одной темы к другой. Например:
...Мы - лисы, а общество - это курятник, охраняемый собаками. Известно ли вам, что в деревнях самые художественные, самые одарённые натуры идут в конокрады и в браконьеры-охотники? Что делать: жизнь до сих пор была так скудна, так плоска, так невыносимо скучна для пылких сердец! Но я перехожу к вдохновению. Без сомнения, вам, милостивые государи, приходилось читать о сверхъестественных по своему замыслу и выполнению кражах? (А. Куприн).
Подчинительные союзы
Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения, например: И жил я, вашу волю поражая, коль этот мир о помощи просил (И. Коневский); Был лишь орудьем рог, дабы, в горах пленительное эхо пробуждать (Вяч. Иванов); Если кто уцелел от людей, то против вещей бессилен (Н. Рерих).
По характеру выражаемых отношений (функция именной части сказуемого в односоставном безличном предложении). делятся на несколько групп:
Типы подчинительных союзов | Выражаемые отношения | Примеры |
|
Изъяснительные | Выражают отношения пояснения. | Что, чтобы, как и др. |
|
Временные | Выражают временные отношения. | Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др. |
|
Причинные | Выражают причинные отношения. | Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что, по причине того что, из-за того что идр. |
|
Условные | Выражают условные отношения. | Если, коли, раз, ежели, кабы. |
|
Сравнительные | Выражают сравнительные отношения. | Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др. |
Подчинительные союзы , как и сочинительные, могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста.
Морфологический разбор союза
Морфологический разбор союза включает выделение двух постоянных признаков (тип союза, неизменяемость). Непостоянных признаков союз не имеет, так как является неизменяемым словом. В морфологическом разборе союза можно также указать его тип по структуре: простой или составной.
Схема морфологического разбора союза.
I . Часть речи.
II . Морфологические признаки:
1) сочинительный или подчинительный;
2) неизменяемое слово.
III . Синтаксическая функция.
IV .Особенности правописания (если есть).
Когдая был маленький, я очень любил мороженое (М. Зощенко). Образец морфологического разбора союза.
I . Когда - союз, соединяет простые предложения в составе сложного.
II . Морфологические признаки.
1) подчинительный, временной;
2) неизменяемое слово.
III . Синтаксическая функция.
Не является членом предложения.
Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.
СЛАЙД 1
Цели урока:
Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;
Развивающая: продолжить развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Задачи урока:
Предметные:
- уметь определять роль союзов в речи.
Метапредметные:
- умеют анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.
Личностные:
- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;
- наблюдать, анализировать, делать выводы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).
Формы работы
: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат
: обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.
Ход урока
:
1. Орг. момент
. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
Настроение у нас отличное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.
2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.
Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.
А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.
Индивидуальная работа.
1 ученик работает у доски : записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:
Благодаря поддержк… родителей
(В)следстви… (не)большой размолвки с братом
Достать подарок из(под) ёлки
(В) течени… семейного ужина
(Не)смотря на разные взгляды
Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.
СЛАЙД 2
Используется прием «Кубик Блума»
Назови производные предлоги
Придумай предложение с однородными членами
Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над
Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков
Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает
Проверяется выполнение работы у доски.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?
СЛАЙД 3
(Семья).
Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).
Учитель:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4
Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах
Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова. СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).
Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А давайте подумаем, какое значение у приставки со- в словах
сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6
3. Усвоение и закрепление новых знаний.
Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:
Задача наша – соединять
В надёжные, крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!
Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7
И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ (выслушать детей) – расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.
СЛАЙД 8
Учитель : с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).
СЛАЙД 9
Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Давайте выявим основные функции союзов.
СЛАЙД 10
Запись предложений с последующим разбором, выбором схем. СЛАЙД 11
1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.
[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ]. СЛАЙД 12
2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.
[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].
Какие слова внесены в схемы? (Союзы) .
Что соединяют союзы в данных предложениях?
(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).
Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.
СЛАЙД 13
(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).
Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.
Из поэмы пушкина Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский лик его прекрасен.
Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?
Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
Задание определить детям.
(Союз соединяет предложения в единый текст).
СЛАЙД
Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:
связь
однородных членов предложения,
частей сложного предложения,
предложений в единый текст.
14 возврат на 13 слайд
Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).
Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка,
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,
Слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,
Слово И – было и остается исключительно частотным словом.
Как вы думаете, почему?
(Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)
Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.
Слайд 13 вместо 17
(Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).
Обратите внимание на многократный повтор союза И.
Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.
СЛАЙД 16
Многосою́зие ( полисиндетон) Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
СЛАЙД 17
Физкультминутка. Сидя за столами лопатки выгнуться ровно как сохранить здоровье моргать сильно…
Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).
Фонетика изучает написание букв.
Дополнение – отвечает на вопросы падежей
Краткое прилагательное всегда бывает определением.
Союз – служебная часть речи.
Предлоги соединяют однородные члены предложения.
Наречие отвечает на вопрос как?
СЛАЙД 18
Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.
(Проверка «по цепочке»).
Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.
По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру « Собери пословицу ».
СЛАЙД 19.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра коли в семье вражда.
Семья без детей, что цветок без запаха. 4. В гостях хорошо, а дома лучше
Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.
6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.
Подведение итогов урока. СЛАЙД 20
Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова – проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Рефлексия.
А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:
Для меня сегодняшний урок…
Выставление оценок за урок.
СЛАЙД 21
Домашнее задание : Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:
Цени и береги своих близких, потому что…
Когда у тебя плохое настроение, ….
Никогда не груби своим родным, так как….
Если ты нечаянно обидел кого-то, ….
Чтобы мама меньше уставала, ….
Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»
СЛАЙД 22
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что умеете дружно трудиться,
Вам знания точно должны пригодиться!
СПАСИБО ЗА УРОК!