Эмпедокл - биография. Эмпедокл - русская историческая библиотека Какая общая идея объединяет материалистические учения эмпедокла
Эмпедокл
Родился: 490 до н. э.
Умер: 430 до н. э.
Биография
Эмпедокл из Акраганта (ок. 490 до н. э., Агридженто - ок. 430 до н. э.) - древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец. Труды Эмпедокла написаны в форме поэм. Был плюралистом, признавая множественность архэ. Являлся сторонником демократии.
Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма «Очищения» (иначе - «Искупления»; дошло около 100 стихов).
Его биография трудноотделима от легенд, на которых во многом основана приводимая Диогеном Лаэртским история Эмпедокла. Часть информации о нем восстанавливается из его собственных сочинений, известных по фрагментам.
Деятельность его протекала в сицилийском городе Акраганте (Агригенте). О нём ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания. Владел искусством красноречия и даже основал школу ораторского искусства в Сицилии. Разрабатывая учение о переселении душ, сам о себе Эмпедокл сообщал, что был раньше мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем.
По некоторым сообщениям, одно время Эмпедокл был пифагорейцем, однако за огласку учений Пифагора был изгнан.
Широкое распространение получила легенда о его смерти, связываемая с идеей превращения человека в бога. Рассказывают, что он, предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна. Одним из объяснений самоубийства была вытекающая из прижизненного самообожествления и надежды на славу попытка скрыть свою смерть для того, чтобы быть причисленным к богам. Однако самоубийствo Эмпедокла рассматривается не только как попытка считаться божеством, но и как вытекающая из его философии попытка на самом деле стать богом. По легенде, боги действительно приняли его к себе, но не полностью - бронзовые сандалии философа были выброшены из вулкана.
Учение
Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архэ. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Им соответствовали Зевс, Аид, Нестис (сицилийское божество воды) и Гера. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами.
Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определённых пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.
Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы - Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Они являются «активными» началами. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Ненависть» - свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос - шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделёнными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса - однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Итого было 4 фазы: 1) акосмическая - господство и победа Любви (Сфайрос); 2) космическая - переход от Любви к Ненависти; 3) акосмическая - господство и победа Ненависти; 4) космическая - переход от Ненависти к Любви. Человечество жило в 4 фазу.
Таким образом, концепция Эмпедокла сводится к следующей схеме. В мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы - «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами.
Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.
В своей философии Эмпедокл высказывал много гениальных мыслей, но в то время, когда жил Эмпедокл, они не могли быть подтверждены эмпирически. Так, он писал, что свету требуется определённое время для своего распространения, то есть скорость света является очень большой, но все же конечной величиной. Даже Аристотель в IV в. до н. э. считал это мнение ошибочным. Эмпедокл, подобно элеатам, признавал закон сохранения - из ничего не происходит ничего. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью. В этом можно заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного отбора. Подобно Анаксимандру, считал, что живое произошло от неживого, но отличие заключалось в том, что в начале произошли части тела и органы, далее, по мере усиления Любви в мире, они произвольным образом соединялись, в результате чего появлялись двухголовые, четырёхрукие и т. п. Наиболее приспособленные организмы выжили, в этом и прослеживался некий целесообразный план. В медицине Эмпедокл - один из родоначальников направления, представители которого полагали, что знать врачебное искусство невозможно тому, кто предварительно не исследовал, что такое человек.
В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Познание осуществляется следующим образом: подобное постигается подобным. Например органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается. Или космическая Любовь познаётся подобно человеческой любви.
Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают «истечения» от воспринимаемого объекта. Если поры узкие, то «истечения» не могут проникнуть, и восприятия не происходит.
Теория ощущений Эмпедокла оказала большое влияние на последующую древнегреческую мысль - Платона, Аристотеля, атомистов.
В сохранившейся частично поэме «Очищения» изложил пифагорейское учение о переселении душ, возмездии и искуплении.
Эмпедокл сицилийского города Акраганта был не только крупным античным философом, но также поэтом, оратором, врачом, жрецом, «чудотворцем» и благодаря своему увлекательному красноречию и энергии активным политическим деятелем, сторонником рабовладельческой демократии, несмотря на свое аристократическое происхождение. Аристотель называл его «изобретателем риторики». Учителями Эмпедокла считают Пифагора и пифагорейцев, Ксенофана и Парменида, однако его философские взгляды не совпадают с их учениями. В своих двух поэмах «О природе» и «Очищения», которые дошли до нас в отрывках, Эмпедокл разрабатывает своеобразную натурфилософскую систему, в которой пытается как бы соединить воззрение всех предшествующих философов.
Учение Эмпедокла о космосе как о живом организме
Стихийный материализм философии Эмпедокла проецируется и на его понимание развития космоса, где решающую роль играют любовь и вражда как основные материальные движущие принципы.
Первоисходную стадию, в которой находится весь космос, Эмпедокл определяет термином сфайрос. В этой стадии нет никакой определенности; все сливается в неразличимом единстве. Это состояние космоса представляет собственно некую наисовершеннейшую смесь и подлинное единство стихий, в которых они все равно представлены. Это период универсальной власти любви; а вражда здесь поставлена «вне» мира, вытеснена.
Вторая стадия развития космоса начинается с возникновения единичных, отдельных вещей. Это возникновение вызвано постепенным приходом вражды, которая в этой стадий стремится вытеснить любовь. Основные стихии в этом периоде еще частично соединены и в то же время частично разделены.
Третья стадия в развитии космоса определяется однозначной гегемонией вражды. Любовь вытеснена из мира и влачит жалкое существование на его обочине. Стихии в этот период более или менее разделены.
Четвертая стадия определяется возвратом власти любви. Стихии опять соединяются. Так Эмпедокл характеризует космогонический процесс развития. Состоит он из постоянно повторяющихся четырех стадий, в которых попеременно берет верх то вражда, то любовь. В этом развитии, при смешивающейся власти любви и вражды, происходит разделение и соединение вновь четырех основных стихий, и, собственно, так образуются конкретные вещи.
Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма «Очищения» (иначе - «Искупления»; дошло около 100 стихов).
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Его биография трудноотделима от легенд, на которых во многом основана приводимая Диогеном Лаэртским история Эмпедокла. Часть информации о нём восстанавливается из его собственных сочинений, известных по фрагментам.
Деятельность его протекала в сицилийском городе Акраганте (Агригенте). О нём ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания. Владел искусством красноречия и даже основал школу ораторского искусства в Сицилии. Разрабатывая учение о переселении душ, сам о себе Эмпедокл сообщал, что был раньше мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем.
По некоторым сообщениям, одно время Эмпедокл был пифагорейцем , однако за огласку учений Пифагора был изгнан .
Широкое распространение получила легенда о его смерти, связываемая с идеей превращения человека в бога. Рассказывают, что он, предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна . Одним из объяснений самоубийства была вытекающая из прижизненного самообожествления и надежды на славу попытка скрыть свою смерть для того, чтобы быть причисленным к богам . Однако самоубийствo Эмпедокла рассматривается не только как попытка считаться божеством, но и как вытекающая из его философии попытка на самом деле стать богом. По легенде, боги действительно приняли его к себе, но не полностью - бронзовые сандалии философа были выброшены из вулкана.
Учение
Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях , которые образуют «корни» вещей, так называемое архэ . Этими корнями являются огонь , воздух , вода и земля . Им соответствовали Аид , Зевс , Нестис (сицилийское божество воды) и Гера . Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами.
Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определённых пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.
Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы - Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Они являются «активными» началами. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Ненависть» - свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос - шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделёнными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса - однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Итого было 4 фазы: 1) акосмическая - господство и победа Любви (Сфайрос); 2) космическая - переход от Любви к Ненависти; 3) акосмическая - господство и победа Ненависти; 4) космическая - переход от Ненависти к Любви. Человечество жило в 4 фазу.
Таким образом, концепция Эмпедокла сводится к следующей схеме. В мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита , а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы - «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами.
Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.
В своей философии Эмпедокл высказывал много гениальных мыслей, но в то время, когда жил Эмпедокл, они не могли быть подтверждены эмпирически. Так, он писал, что свету требуется определённое время для своего распространения, то есть скорость света является очень большой, но все же конечной величиной. Даже Аристотель в IV в. до н. э. считал это мнение ошибочным. Эмпедокл, подобно элеатам, признавал закон сохранения - из ничего не происходит ничего. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью. В этом можно заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного отбора . Подобно Анаксимандру, считал, что живое произошло от неживого, но отличие заключалось в том, что в начале произошли части тела и органы, далее, по мере усиления Любви в мире, они произвольным образом соединялись, в результате чего появлялись двухголовые, четырёхрукие и т. п. Наиболее приспособленные организмы выжили, в этом и прослеживался некий целесообразный план. В медицине Эмпедокл - один из родоначальников направления, представители которого полагали, что знать врачебное искусство невозможно тому, кто предварительно не исследовал, что такое человек.
В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Познание осуществляется следующим образом: подобное постигается подобным. Например органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается. Или космическая Любовь познаётся подобно человеческой любви.
Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают «истечения» от воспринимаемого объекта. Если поры узкие, то «истечения» не могут проникнуть, и восприятия не происходит.
Теория ощущений Эмпедокла оказала большое влияние на последующую древнегреческую мысль - Платона , Аристотеля , атомистов .
В сохранившейся частично поэме «Очищения» изложил пифагорейское учение о переселении душ, возмездии и искуплении.
Примечания
Литература
Книги
- Асмус В. Ф. Эмпедокл // Античная философия . - 2-е изд. - М. : Высшая школа , 1976. - С. 58-73. - 543 с. - 80 000 экз.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга 8.
- Маковельский А. О. Эмпедокл // Досократики: Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований . - Казань: Кн. маг. М. А. Голубева, 1915. - Т. 2 (Элеатовский период). - С. 109-242. - X, 242 с.
- Рассел Б. Эмпедокл // История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - 5-е изд. - Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2007. - С. 90-95. - 992 с. - 3 100 экз. - ISBN 978-5-379-00305-0 .
- Сёмушкин А. В. Эмпедокл. - М. : Мысль , 1985. - 191 с. - (Мыслители прошлого). - 60 000 экз.
- Трубецкой С. Н. Эмпедокл // История древней философии . - М. : Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1906. - Т. 1. - С. 116-124. - 212 с.
- Эмпедокл // Эллинские поэты VII-III вв. до н. э. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. - М. : Ладомир, 1999. - С. 183-201. - 515 с. - (Античная классика). - 2 000 экз. - ISBN 5-86218-237-3 .
- Kingsley, Peter. Ancient Philosophy, Mystery, and Magic: Empedocles and Pythagorean Tradition. - Oxford: Clarendon Press , 1995. ISBN 0-19-814988-3 .
- Primavesi, Oliver. Empedokles Physika I. Eine Rekonstruktion des zentralen Gedankengangs. - De Gruyter, Berlin und New York 2008. ISBN 978-3-11-020925-9 .
- Wright, M. R. Empedocles: The Extant Fragments (new ed.). London: Bristol Classical Press, 1995. ISBN 1-85399-482-0 .
Статьи
- Аванесов С. С. Эмпедокл: божественность и самоубийство // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция . - Неовосибирск: Новосибирский государственный университет , 2007. - Т. 1 , № 2 . - С. 147-171 . - ISSN 1995-4328 .
- Афонасина А. С. Эмпедокл о дыхании // ΣΧΟΛΗ. 2015. Т. 9.2. С. 353-362.
- Афонасина А. С. Страсбургский папирус Эмпедокла // ΣΧΟΛΗ. 2016. Т. 10.1. С. 214-226.
- Егоров А. С. Поэтический язык Эмпедокла // В кн.: Философия. Язык. Культура / Отв. ред.: В. В. Горбатов. Вып. 3. - СПб.: Алетейя, 2012. № 22. С. 237-248.
- Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма // Вопросы философии . - 2007. - № 8. - С. 97-105.
- Егоров А. С.
ê Эмпедокл (ок. 490 - ок. 430 гг. до н. э.) родом из Агригенте, поэт, философ, демократ.
Оказал воздействие на всю направленность научного и философского мышления. Внес большой вклад в развитие естественных наук. Он трактовал воздух как особую субстанцию. Ему принадлежит наблюдение факта центробежной силы: если вращать чашу с водой, привязанную на конце веревки, вода не выльется. Он знал, что растения имеют пол. Эмпедокл выдвинул гипотезу эволюции растений и животных, а также принцип выживания наиболее приспособленных говорил, что Луна светит отраженным светом, что для распространения света требуется определенное время, но оно так мало, что мы его не замечаем. Существенны его заслуги в медицине. В своей трактовке бытия Эмпедокл берет исходным пунктом тезис Парменида, состоящий в том, что в собственном смысле не может быть ни возникновения, ни гибели. Кажущиеся возникновения и исчезновения Эмпедокл объясняет смешением первоначальных элементов - «корней» всего сущего - и распадением этой смеси. Исходным элементам свойственны предикаты невозникших, непреходящих и неизменных: они - вечное бытие, а из пространственного движения, вследствие которого они смешиваются в различных отношениях, должны быть объяснены и многообразие, и смена отдельных объектов.
Таким образом, Эмпедокл дошел до понимания того, что все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает в раз и навсегда данном состоянии.
В воззрениях на познание Эмпедокл во многом примыкает к элеатам: говорит о несовершенстве чувств и в вопросах истины доверяет только разуму, частью - человеческому, а частью - божественному. По Эмпедоклу, разум растет у людей в соответствии с познанием мира, и человек может созерцать Бога только силой разума. Эмпедокл выдвинул ставший знаменитым принцип истинного познания: «Подобное познается подобным». В своих религиозных исканиях и трактовке души Эмпедокл опирался на идею Пифагора о бессмертии и переселении душ.
ê Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.)
Историки науки считают Анаксагора первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке.
В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец; ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением - разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение.
Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами, или гомеомериями. (Это нечто, подобное современному пониманию химических элементов.) В противоположность Пармениду и Фалесу, учившим, что «Все есть едино», Анаксагор утверждал: «Все есть многое»; но масса стихий сама по себе хаотическая. Что сочетает элементы? Какая сила из неисчислимого множества стихий-зародышей устраивает всеобъемлющую гармоническую систему? Эта сила, говорил Анаксагор, есть Разум (Нус ) - сила, движущая Вселенной. Он был последователем Анаксимена и впервые к материи присоединил разум, начав свое сочинение так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Разум и их упорядочил». Поэтому Анаксагора прозвали Разумом. Он отверг и судьбу как нечто темное, а также случай, считая его причиной, неведомой человеческому разуму.
Анаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. Он понял, что материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке. Нематериальное начало сущего Анаксагор определял по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала, которое играет роль мирового двигателя.
Разум, как понимал его Анаксагор, есть всеведущая и движущая сила, приводящая стихии в определенное устройство.
ТЕМА ОГНЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА
ГЛАВА 4. ЭМПЕДОКЛ И ЕГО УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ СТИХИЯХ
Диоген Лаэртский относил Эмпедокла к пифагорейцам. В наше время его часто называют эклектиком, так как его учение использует элементы почти всех предшествовавших систем. Однако его учение в целом вполне самобытно. Эмпедокл всегда был популярен и является одним из наиболее цитируемых и хорошо сохранившихся авторов среди досократиков. В его творчестве с замечательной выпуклостью проявляется «протофилософское» качество досократиков: его философская интуиция неотличима от религиозного откровения, а взлёт научной мысли – от поэтической образности. Центральная идея космогонии Эмпедокла: Любовь и Вражда формируют мир из четырех стихий-первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня/1/.
Его система напоминает о «стихийном материализме» милетской школы, однако стихии в его учении играют совсем другую роль. Ионийские философы спорили о том, какая из стихий является единственным источником всего сущего. Избранная на эту роль стихия приобретала магическую способность порождать из себя весь видимый и невидимый мир. Эмпедокл же предложил считать все четыре стихии (землю, воду, воздух и огонь) первичными элементами материи. Все вещества состоят из этих четырех элементов, смешанных в разной пропорции: реальная земля содержит воду, реальный огонь содержит землю и воздух и т.п. В живом организме кости отличаются от мышечной ткани тем, что в них больше земли (твердости) и меньше воды (текучести). Мир начинает формироваться благодаря действию Вражды (разделяющей силы) путем выделения элементов из первоначальной однородной смеси: так появляются земля-материк, вода рек и океанов и воздух (атмосфера). Затем благодаря действию Любви путем синтеза тех же четырех элементов образуются живые существа: в нас присутствуют твердая компонента (земля), жидкая (вода), дыхание (воздух) и тепло (огонь). Души также состоят из тех же четырех стихий, причем люди с разным характером имеют разный состав компонент /2/.
Эта идея Эмпедокла оказалась настолько удачной и долгоживущей, что она использовалась наукой вплоть до Нового Времени. Даже сейчас мы продолжаем анализировать личности и характер окружающих, рассуждая о том, в ком из них преобладает Воздух или Земля, а в ком Вода или Огонь. Сама по себе концепция составленности материи из ограниченного набора первичных элементов остается базой современной науки о веществе, как химии, так и ядерной физики. Кроме того Эмпедокл впервые разделил «живые стихии» на пассивную часть (материя) и активную (силы). Объяснение движения мира через воздействие внешних сил на пассивную материю было важным открытием Эмпедокла, на котором по сути базируется вся классическая механика: в ней фигурируют материальные точки или тела приводимые в движение силовыми полями или точечными силами.
В системе Эмпедокла действуют две силы – Любовь/3/ и Вражда/4/. Любовь соединяет, Вражда разъединяет. Космогония Эмпедокла заключается в разъяснении того, как именно совместное действие Любви и Вражды сформировало мир вещей и куда направлена дальнейшая эволюция. Эмпедокл представляет себе первоначальный хаос как однородную смесь четырех элементов. Эта первоматерия совершает интенсивное вихревое движение, в котором более тяжелые элементы (земля и вода) остаются в центре, а более легкие (воздух и огонь) поднимаются к периферии, где формируется небо. Небо состоит из огня-эфира/5/, который собственно и есть огонь в наиболее чистом виде /6/. Земной физический огонь – это смесь огня как такового и других элементов, которыми он питается. Поэтому земной огонь дымит и обжигает.
Взгляды Эмпедокла характеризуют с новой стороны восприятие древними огня. Качества, приписываемые огню, проявляются здесь в сопоставлении с другими элементами-стихиями. Огонь - это наиболее легкий из четырех элементов; он образует наиболее тонкую материю, из которой состоят боги и демоны. Таким образом подтверждается, что огненная природа духовного является общим местом древней физики: мы встречаем эту идею в разных вариантах у Пифагора, Гераклита, Эмпедокла и, как будет видно, даже у «материалиста» Демокрита. Подчеркнем, что огонь-первоэлемент у Эмпедокла не тождествен природному огню, а представляет собой огонь в наиболее чистой форме, как небесное по своей природе начало движения, тепла, света и жизни.
Эмпедокл разработал оригинальную теорию восприятия, которая построена на простом принципе: подобное воспринимается подобным/7/. Так как свет является проявлением огня, то для восприятия света в глазу должен быть огонь. Огонь, по Эмпедоклу, находится в центре глаза и окружен землей и воздухом, которые распознают себе подобные элементы в видимом мире. При всей наивности такой концепции с точки зрения современной науки, «пламенный взор» и «огонь в глазах» занимают важное место в нашем языке и системе образов, в частности неоднократно используется в Библии/9/.
Обратим внимание на центральную роль Любви в учении Эмпедокла. Любовь выступает животворным началом: она созидает мир, и формирует живые существа. Любовь руководит мудрым и возводит его к высшим ступеням бытия. Эмпедокл был пацифистом и противником насилия, что было необычно в эпоху восхищения подвигами героев и военной доблестью. В учении Эмпедокла сильно выражена религиозно-мистическая компонента/10/. Он верил в переселение душ /11/. Самого себя он считал инкарнацией павшего бога, который искупал прошлые грехи в новых рождениях, причем он сам был последней ступенью в череде воплощений перед окончательным высвобождением «своего» бога и его приобщением к сонму бессмертных. Близость к божественному финалу наделяла Эмпедокла магической силой: его жизнеописание сообщает, что он повелевал ветром и дождями и даже воскрешал умерших.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. В литературе дискутируется соответствие между богами и элементами у Эмпедокла. Традиционно считалось (согласно Диогену Лаэртскому), что Зевс соответствует огню, Гера – воздуху, Аид – земле, а Персефона – воде. Кингсли однако доказывает, что Зевс соответствует воздуху, Гера – земле, а Аид - огню. Предполагаемая связь между Аидом и огнем особенно интересна. Она обосновывается пифагорейским учением о центральном огне, который рассматривался не как астрономическое тело подобное Солнцу (в современном представлении), а принадлежал невидимому подземному царству. См. P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.
2. Таким образом стихии имеют аспект одушевленности, однако в целом они являются скорее пассивной материей, кирпичиками мироздания. Напомним, что Эмпедокл и его современники считали душу разновидностью «живой материи».
3. Из четырех слов греческого языка, обозначающих «любовь» (филия, агапэ, сторгэ,эрос), Эмпедокл использовал слово «филия», которое обозначает дружеское отношение или расположение к тому, что нравится. «Филию» Эмпедокла можно было бы также перевести как «дружбу» или даже «сродство», имея в виду употребление последнего слова в химии для обозначения стремления веществ к реакциям слияния.
4. «Вражду» Эмпедокла (Нейкос) также переводят как «распрю», см. А.В. Лебедев. Фрагменты древнегреческих философов. Гл. 31, Эмпедокл, с. 330.
5. Термин «эфир» неоднозначен. Кингсли пишет, что первоначально он обозначал просто воздух, или даже влажный воздух, а в дальнейшем стал обозначать наиболее тонкую «небесную материю».
6. Псевдо-Плутарх пишет об Эмпедокле: «по его словам, из первоначальной смеси элементов выделился воздух и разлился вокруг в виде сферы. Вслед за воздухом стремительно вырвался огонь и, не имея другого места, побежал вон наверх, располагаясь под воздушным льдом небосвода» (А. В. Лебедев, гл. 31, Эмпедокл, 210,А30). Таким образом, небесный огонь находится на самом верху под небесной твердью и испускает дневной свет. Сама небесная тверь образована действием огня; мы знаем из земного опыта, что огонь может способствовать затвердению материалов (Дж. Барнет, гл. 112-113). Читаем далее у Псевдо-Плутарха: «вокруг Земли вращаются два полушария: одно - целиком из огня, второе - смешанное из воздуха и небольшого количества огня; последнее, как он полагает, и есть ночь» (а первое – день). Солнце светится отраженным светом (как у пифагорейцев); там же: «Солнце по своей природе не огонь, а отражение огня, подобное тому, что бывает в воде».
7. Идея о восприятии подобного подобным перекликается с теорией резонанса и с представлениями о симметричной роли излучения и приема радиоволн в антеннах.
8.См. Дж. Барнет, гл. 118.
9.В видении пророка Даниила глаза божественного мужа напоминают горящие светильники (Дан. 10:6). Автор Откровения видит «пламень огненный» в очах Сына Человеческого (Откр. 1:14), см также Откр. 2:18, 19:12.
10. Кингсли и многие другие современные авторы подчеркивают, что для правильного понимания Эмпедокла и вообще досократиков в контексте своей эпохи следует отказаться от принятых позднейшей наукой разграничений между магией и наукой, а также между магией и религией. Древние мыслители воспринимали космос как живой организм связанный с человеческим миром. Им было чуждо современное восприятие вселенной как механической системы.
11.Подобно некоторым сектам индуизма, вера в переселение душ привела Эмпедокла к крайнему вегетарианству.Единый пдф-файл, соответствующий полному содержанию данного сборника, можно скачать здесь
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Фрагменты ранних греческих философов. А.В. Лебедев. М., 1989. http://www.nsu.ru/classics/plato/vorsokratiker2.htm#31
С. Н. Трубецкой. Метафизика древней Греции. М., «Мысль», 2003
P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.
Diogenes Lаertius. Life of Eminent Philosophers. Empedocles. http://classicpersuasion.org/pw/diogenes/dlempedocles.htm
R. Parry. Empedocles. In: Stanford Encyclopedia of Philosophy. http://plato.stanford.edu/entries/empedocles/
J. Burnet. Early Greek Philosophy. Ch. 5. Empedocles of Acragas. http://www.classicpersuasion.org/pw/burnet/egp.htm?chapter=5
Empedocles in the Internet Encyclopedia of Philosophy http://www.iep.utm.edu/empedocl/