Десантный корабль типа иван грен. Большой десантный корабль «Иван Грен
Вооружение
Построенные корабли
Большие десантные корабли проекта 11711 - серия из двух кораблей, спроектированных в Невском ПКБ и строящихся для ВМФ РФ на ПСЗ “Янтарь” . Предназначены для перевозки и высадки десанта и боевой техники.
История создания
К началу 2000-х годов в боевом составе ВМФ России находилось около 20 больших десантных кораблей проектов 1171 и 775, большинство из которых имело срок эксплуатации более 15 лет и требовало замены в ближайшее время. По результатам научных исследований и обоснований оптимальным в существовавших на тот момент экономических реалиях для отечественного флота был признан большой десантный корабль проекта 11711, предложенный Невским ПКБ.
Проектирование
Проектирование корабля начато по техническому заданию ВМФ России в 1998 году. По первоначальному замыслу предполагалось создание корабля небольшого водоизмещения, способного осуществлять переходы внутренними водными путями. Это требование было снято ВМФ на этапе эскизного проектирования с одновременным переводом корабля в класс больших десантных кораблей (БДК) водоизмещением более 5000 тонн с возможностями транспортировки усиленной роты морской пехоты с техникой, а также с базированием на корабле двух десантно-транспортных вертолетов Ка-29 и приданием ему способности высадки техники без подхода к береговой кромке посредством перевозимых на корабле понтонов. Техническое задание на проектирование менялось трижды, проектирование велось 6 лет. Генеральный конструктор проекта - А.Виглин, главный конструктор - В.Н.Суворов.
Программа строительства
По состоянию на 2008 год в российских СМИ озвучивалась серия из пяти единиц БДК проекта 11711. Газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в Министерстве обороны России 7 февраля 2012 года сообщила, что в измененной программе развития вооружения до 2020 года предусмотрено строительство шести кораблей проекта. В начале лета 2016 года эта цифра снизилась до двух кораблей.
Описание конструкции
Корпус
Погрузка техники на корабль выполняется двумя способами: самостоятельно посредством использования аппарелей, либо при помощи портальных или палубного грузового кранов через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе. Эти люки позволяют, также, вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед выходом двигатели машин работают на холостых оборотах и заполняют десантное отделение выхлопными газами. Для погрузочно-разгрузочных операций в районе грузового люка имеется грузовой кран грузоподъемностью 16 т и два шлюпочных крана для работы со шлюпками и моторными лодками (последних на корабле три - две большие и одна малая).
Энергетическая установка и ходовые качества
Главная энергетическая установка корабля проекта 11711 состоит из двух агрегатов ДРРА3700, работающих на винты фиксированного шага. В состав ДРРА3700 входят шестнадцатицилиндровый дизель 10Д49 мощностью 3700 кВт, реверс-редуктор РРП6000 (производства ОАО «Звезда») и электронная цифровая система управления всей установкой «Пурга-11» (производства НПО «Аврора»). В состав установки также входит интерактивное техническое руководство, которое позволяет проводить обучение и тренировки личного состава по эксплуатации установки, обеспечивать диагностику работы двигателя и редуктора.
Запасы топлива на корабле по расчетам обеспечивают ему дальность плавания 3 500 миль экономичным ходом. Автономность - 30 суток.
Вспомогательное оборудование
В качестве источников электроэнергии на кораблях проекта 11711 применяются судовые дизель-генераторы АДГ-1000НК производства ООО «УДМЗ».
Экипаж и обитаемость
Средства связи, обнаружения и управления
Вооружение
Артиллерийское вооружение
Согласно одному из "промежуточных" технических проектов в состав артиллерийского вооружения БДК "Иван Грен" входила 100-мм АУ А190. 31 мая 2010 года МО РФ в лице главкома ВМФ было принято решение № 704/4/НК/112-10 (том 1, листы дела 96-99) по оптимизации состава вооружения корабля проекта 11711. Данным решением из состава артиллерийского вооружения корабля исключены 100-мм АУ А-190-01 и МС-73М. Высказывалось мнение, что это было сделано по предложению завода-строителя, не укладывавшегося в выделенные по ГОЗу деньги. Для самообороны корабля были оставлены три АУ "Дуэт".
Десантно-высадочные возможности
Десантовместимость - до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.
На кораблях проекта 11711 реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье за счет использования серийных понтонных средств. Корабль несет в трюме комплекс серийных понтонов, которые монтируются в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье или используются как отдельные плавающие средства.
На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования двух вертолета типа Ка-29.
Построенные корабли
Головной большой десантный корабль проекта 11711 заложен 23 декабря 2004 года. Приказом Главнокомандующего ВМФ кораблю было присвоено имя «Иван Грен».
Название | Зав. № | Завод-строитель | Закладка | Спуск на воду | Подъем флага | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Иван Грен | 01301 |
МОСКВА, 29 дек - РИА Новости, Андрей Станавов. Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или - на выбор - около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 "Иван Грен". До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и "Грен" официально войдет в состав Северного флота. Этот "десантник" - первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, - в материале РИА Новости.
Морпехи с доставкой
Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа "Цезарь Куников") и 1171 (типа "Николай Фильченков"). Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, "Саратов" был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. "Иван Грен" - прямой потомок БДК проекта 1171 "Тапир", а точнее, его развитие. Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз "дедушка" тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.
Плоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают "Ивану Грену" по габаритам и вместимости. Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля - 5000 тонн против 4080 у польского "собрата". Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если "Цезарь Куников" может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то "Грен" - 300 и 13 соответственно. Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья - специально под перевозку газотурбинных танков Т-80. Примечательно, что головной БДК этой серии назывался "Контр-адмирал Грен". Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.
Колонна бронетранспортеров идет к большому десантному кораблю с целью погрузки на него на учениях морской пехоты Тихоокеанского флот / © РИА Новости / Виталий Аньков
Пушки и "Катраны"
Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар "Града" буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.
Для строительства "Грена" применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую. БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели. Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К "Катран".
Большой десантный корабль "Иван Грен" / © РИА Новости / Игорь Зарембо
Мост на берег
Фирменная "фишка" "Грена" - так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он "стыкуется" с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель. Легкие плавающие БМП, БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк. Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.
"Сердце" БДК - два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании "Грен" может находиться до месяца. Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.
Большой десантный корабль "Иван Грен" вышел в море на ходовые испытания / © РИА Новости / Игорь Зарембо
Иван Грен" - головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Там же сейчас достраивается второй корабль серии - "Петр Моргунов". Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут - командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.
Большие десантные корабли - это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х - личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на "десантниках" вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го – высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.
Большие десантные корабли "Николай Вилков" (слева) и "Адмирал Невельской" высаживают морской десант во время двухсторонних учений на полигоне Клерк в Приморском крае / © РИА Новости / Виталий Аньков
"Иван Грен" - большой десантный корабль, головной в серии проекта 11711, разработанного в Невском проектно-конструкторском бюро.
Место базирования
Северный флотИмя, постройка
Корабль назван в честь вице-адмирала Ивана Ивановича Грена, начальника артиллерии морской обороны Ленинграда, начальника Управления боевой подготовки ВМФ СССР, военного учёного-артиллериста.Заложен на Приморской судостроительном заводе "Янтарь" в декабре 2004 года. На воду спущен в мае 2012 года. Швартовные испытания начались в октябре 2015 года. В июне 2016 года приступил к ходовым испытаниям. Передачу флоту перенесли на 2017 год.
К ходовым испытаниям на Балтике "Иван Грен" вернулся в июне 2017 года .
Вехи
Корабль привлекли к участию в Главном военно-морском параде в Кронштадте по случаю празднования Дня ВМФ 30 июля 2017 года.В 2018 году корабль в Главном военно-морском параде по случаю Дня ВМФ.
22 октября 2018 года БДК "Иван Грен" завершил межфлотский переход с Балтики и – в Североморск.
Тактико-технические характеристики и размеры
Скорость корабля - 18 узлов. Автономность – 30 суток. Дальность плавания - 3500 миль при скорости 16 узлов. Экипаж - 100 человек и 20 морских пехотинцев. Водоизмещение - 5000 тонн; длина - 120 м, ширина - 16,5 м, осадка - 3,6 м.Энергетическая установка
Дизельный двигатель 10Д49. Мощность - 4000 л.с.Вооружение
Одна спаренная 30-мм артустановка АК-630М-2, две 30-мм артустановки АК-630, два вертолёта Ка-29.В последние годы политика РФ в военно-морской области претерпела существенные изменения. Теперь она предусматривает деятельность ВМФ по защите национальных интересов в различных районах Мирового океана. Эффективность действий сил флота зависит, помимо прочего, и от возможностей по высадке морского десанта.
Естественно, для десантирования в удаленных районах требуются крупнотоннажные средства перевозки. Эти задачи в ВМФ традиционно возлагаются на большие десантные корабли (БДК). Новейшим представителем этого класса является БДК проекта 11711 «Иван Грен».
История создания
В конце 90-х годов на флоте возникла необходимость замены морально и физически устаревших БДК проекта1171. Эта серия строилась в 1964–1975 годах. Сейчас в строю осталось только четыре таких корабля.
В 1998 году Невское ПКБ начало разработку среднего десантного корабля проекта 11711. Флот готов был заказать серию из шести единиц. Этим кораблям предстояло действовать в прибрежной и ближней морской зонах (на удалении до 500 миль). Кроме того, предусматривалось их использование в режиме «река–море». С этой целью первоначальная конструкция давала возможность кораблю проходить шлюзы и мосты крупных рек.
Очевидно, флот предъявлял проекту столь низкие требования по финансовым причинам. Кроме того, в силе была тенденция на снижение внешнеполитического влияния России. Поэтому строительство кораблей океанской зоны считалось в ВМФ не актуальным.
Со временем командование флота пересмотрело свои требования.
Было решено увеличить водоизмещение десантных кораблей типа «Иван Грен» до 5000 т и более. Это позволило переклассифицировать их в БДК. Новым в проекте был бесконтактный способ десантирования. Он предусматривает высадку десанта по понтонной переправе, наведенной от десантного корабля к берегу.
На протяжении шестилетнего этапа работы над проектом требования к БДК неоднократно изменялись. В частности, был сокращен первоначальный состав вооружения. Из-за этого корабль лишился возможности наносить удары по берегу. Считается, что это было сделано из экономии. Но зарубежные аналоги имеют схожее вооружение, хотя и менее ограничены в средствах.
Стапельный этап строительства БДК продолжался еще восемь лет. Среди причин задержки указывается недостаток финансирования и квалифицированных специалистов. Одновременно на заводе велось строительство фрегата для ВМС Индии. Видимо, руководство предприятия отдало приоритет экспортному проекту.
Этап достройки БДК «Иван Грен», включая швартовые испытания и доковые работы, проводился в течение еще четырех лет. В этот период корабль получил экипаж и бортовой номер 135.
Испытания – ходовые и государственные – продолжались почти год. Такая задержка объясняется неудовлетворительной отработкой кораблем заднего хода. По некоторым сведениям, этот недостаток полностью не устранен. Исправить ситуацию поможет перемена местами главных дизелей на втором БДК этого проекта. Эта достаточно сложная операция займет несколько месяцев. В случае успеха переделке подвергнется и «Иван Грен».
Решение о постройке следующего корпуса – БДК «Петр Моргунов» –командование флота приняло 01.09.2014 г. Стапельный этап строительства продолжался с 11.06.2015 г. по 26 мая 2018 г. Постройка велась с применением, в основном, отечественных комплектующих.
В 2015 году командование ВМФ объявило о решении сократить серию с шести до двух единиц. Остановка программы, возможно, обусловлена несоответствием этого проекта предъявляемым требованиям. Не исключено, что флот отдает приоритет созданию универсальных десантных кораблей.
Особенности проекта 11711
В основу нового БДК были заложены наработки по проекту 1171 «Тапир». С небольшими изменениями был использован корпус предшественника. Такому выбору способствовал успешный опыт его эксплуатации. Отработанная технология сборки корпуса позволяла снизить затраты на строительство БДК.
Проект получил новую надстройку и вертолетный ангар.
Корабль имеет вертолетную площадку, которая обеспечивает взлет и посадку вертолетов массой до 12 т. Была изменена планировка внутренних помещений БДК в целях оптимального перемещения грузов. Помимо этого были улучшены условия обитаемости проекта (кубрики для экипажа и десанта, спортзал).
При постройке использовались новые материалы и технологии снижения радиолокационной заметности корабля. Однако, по оценкам западных изданий, это не возымело такого эффекта, как на десантных кораблях НАТО.
Проект 11711 предусматривает два способа погрузки десантной техники на борт. Основной – своим ходом по аппарелям и вспомогательный – при помощи крана (16 т) через грузовой люк. Люк обеспечивает также вентиляцию грузового трюма. Это дает возможность заблаговременно перед высадкой прогревать двигатели бронетехники безопасно для здоровья экипажей. Для подъема плавсредств на борт десантного корабля предназначены два шлюпочных крана.
Высадка будет производиться посредством носового высадочного устройства (аппарели) – прямо на берег или в воду. При невозможности БДК сблизиться вплотную с сушей используется неконтактный способ высадки. При этом цепь понтонов выпускается из грузового трюма и соединяет БДК с берегом.
Есть также возможность высадки с помощью двух десантных катеров и двух многоцелевых вертолетов Ка-29.
Для базирования последних БДК имеет полноразмерный ангар. Вместо двух Ка-29 в ангаре может находиться один ударный Ка-52К.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА3700. Они предназначены для вращения двух винтов фиксированного шага.
ДРРА3700 имеет в своем составе:
- 16-цилиндровый V-образный дизельный двигатель 10Д49. Он оснащен турбонаддувом и развивает мощность 5200 л.с.;
- виброизолирующие муфты для состыковки дизеля с редуктором и редуктора с валопроводом;
- реверсивный редуктор РРП6000;
- цифровой блок управления «Пурга-11». Он также обеспечивает возможность диагностики установки и обучения личного состава в интерактивном режиме.
Корабль также оснащен двумя дизель-генераторами АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт каждый.
Вооружение
В отличие от своих предшественников БДК проекта 11711 имеет только зенитно-артиллерийские комплексы (ЗАК). В их числе ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» в носовой части надстройки и два АК-630М в кормовой части вертолетного ангара. Их основное назначение – борьба с противокорабельными ракетами противника.
В основе обоих комплексов автоматическая шестиствольная пушка калибра 30 мм АО-18.
Она обеспечивает дальность стрельбы по воздушным целям до 4000 м и скорострельность до 5000 выстрелов в минуту.
ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» – двухавтоматная установка с возможностью применения одного или двух автоматов одновременно. Ее скорострельность достигает 10 тыс. выс./мин. Управление стрельбой осуществляется системой «Вымпел-АМ2» по данным РЛС МР-123АМ2.
Также может использоваться лазерный целеуказатель КМ-11-1 совместно с дальномером ЛДМ-1 «Крейсер».
Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей
Проект | 11711 | 1171 | 775М | Тип 072-III (Китай) |
---|---|---|---|---|
Год выпуска | 2018 | 1964–1975 | 1974–1991 | 2003–2005 |
Водоизмещение – стандартное – полное | 3040 4360 | 2768 4080 | 3430 4170 |
|
Размерения – длина – ширина – осадка | 120 6,5 3,6 | 113 15,6 4,15(6,15) | 112,5 15 3,7 | 119,5 16,4 2,8 |
Скорость | 18 | 16 | 17,5 | 18 |
Дальность | 3500 (на скорости 16 уз.) | 4800 (12 уз.) | 3500 (16 уз.) 4000 (12 уз.) | 3000 (14 уз.) |
Автономность, сут. | 30 | 20 | 30 | 30 |
Экипаж, чел. (офицеров) | 100 | 69 55 (5) | 87(8) | 104 |
ГЭУ | 2 Д × 5200 л.с. | 2 Д × 4500 л.с. | 2 Д × 9600 л.с. | 2 Д × 4745 л.с. |
Вооружение | 1 30-мм ЗАК АК-630М-2 «Дуэт»; 2×6 30-мм АК-630; 2 × 14,5 мм МТПУ «Жало» | 1 × 2 57-мм АУ ЗИФ-31Б, 2 × 2 25-мм автомата 2M-3M; 2 ПЗРК Стрела-3 (24 ЗУР); 2×40 РСЗО А-215 «Град-М» (160 НУРС) | 1 АК-176; 2 × АК-630М; 2 × РСЗО А-215 «Град-М» (320 НУРС); 2 × ПЗРК «Стрела-3» | 1×2 37-мм АУ Tип 76F; ПЗРК |
Десантовместимость: – ОБТ / БТР – десантников | 13 / 36 300 | 20 / 47 440 | 10 /12 340 | 10/н.д. 120 |
Авиация | 2 Ка-29 / 1 Ка-52К «Катран» | нет | нет | верт. площадка |
Построено | 1 | 14 | 28 | 9 |
В строю | 1 | 4 | 16 | 9 |
* В западной прессе указывается полное водоизмещение проекта до 6000–6600 т.
От своих «одноклассников» БДК типа «Иван Грен» отличаются бо̀льшим водоизмещением. Однако это существенно не отражается на его десантных возможностях. Указанное количество десантников (300 чел.) не соответствует ни роте (как для проекта Тип 072-III), ни батальону (пр. 1171).
Предположительно, БДК «Иван Грен» все-таки рассчитан на высадку батальона морской пехоты (более 400 чел.). Или сможет высаживать полноценный десант только совместно с другими десантными кораблями.
По своему вооружению БДК «Иван Грен» существенно слабее своих отечественных аналогов, но близок к зарубежным.
Боевой путь
Ввиду непродолжительного срока службы БДК «Иван Грен» удалось поучаствовать только в двух военно-морских парадах 2017 и 2018 гг.
Оценить перспективу проекта 11711 можно исходя из его преимуществ и недостатков.
Новый проект по своим ТТЭ принципиально не отличается от предшественников. Основными преимуществами БДК типа «Иван Грен» являются:
- вертолетный ангар;
- средства для бесконтактной высадки десанта;
- улучшенная обитаемость.
Всего этого можно было достичь в рамках модернизации существующих проектов БДК. Что касается авиационных возможностей, то по ним «Иван Грен» не сравнится с десантным вертолетоносцем. Возможность транспортировки стандартных контейнеров нельзя серьезно считать преимуществом. Для этого давно придуманы контейнеровозы.
К недостаткам проекта 11711 можно отнести:
- моральное устаревание;
- невозможность размагнитить корпус в соответствии с проектным заданием;
- недостаточная прочность конструкции корпуса;
- проблемы заднего хода.
В итоге, Северный (121 бригада десантных кораблей) и Черноморский флоты получат по одному новому десантному кораблю. Это будет незначительное (на одну единицу) усиление, а не качественный скачок в области десантных возможностей ВМФ.
Между тем руководство завода «Янтарь» рассматривает экспортные перспективы десантных кораблей проекта 11711. Но внешний рынок выдвигает повышенные требования к БДК:
- полное водоизмещение – не менее 6000 т;
- десантовместимость – до 500 морских пехотинцев;
- оборудование корабля док-камерой для десантного катера на воздушной подушке.
Место БДК типа «Иван Грен» в ВМФ России
Процесс и результат работы по созданию этого проекта является примером непродуманного подхода к строительству флота. Имело место простое пополнение морально устаревших кораблей слегка модернизированными аналогами.
Очевидно, что необходимость действовать в Океанской зоне требует качественного повышения боевых возможностей флота. Полумеры в виде большого десантного корабля «Иван Грен» или «москитного» флота с ракетами «Калибр» – пустая трата денег. Перспективным направлением, к примеру, может стать строительство универсальных десантных кораблей проекта «Прибой».
Видео
Большой десантный корабль проекта 11711 "Иван Грен" – головной БДК данного типа – продолжит государственные испытания в феврале. Завершить их планируют за месяц, после чего "Грен" пополнит состав Северного флота. Об этом 31 января 2018 года заявил журналистам пресс-секретарь Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" Сергей Михайлов. Создатели корабля рассказали Mil.Press FlotProm об основных вехах его истории.
Объединенная судостроительная корпорация планировала передать корабль флоту до конца 2017 года. Об этом 25 декабря Mil.Press FlotProm директор департамента информационной политики и корпоративных коммуникаций ОСК Илья Житомирский.
На следующий день отраслевой источник изданию о приостановке госиспытаний корабля на месяц, о чем объявили 26 декабря 2017 года после приказа председателя госкомиссии. Это решение озвучили на профильном заседании научного совета ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия".
Очередное заседание совета прошло в четверг, 1 февраля. На нем объявили о продолжении испытаний, после чего специалисты "Янтаря" проведут окончательную ревизию БДК и завершат подготовку "Грена" к передаче заказчику.
Последним серьезным препятствием перед сдачей стали сложности со скоростью заднего хода, добавил источник. По его словам, скорость реверса и управляемость судна в этом режиме оставались одной из семи проблем, которые решали в январе проектанты, судостроители и военные моряки.
Наличие определенных проблем со скоростью заднего хода изданию гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов. Однако он назвал проблему решаемой. Власов добавил, что корабль давно избавился от всех своих "детских болезней" благодаря совместной работе проектировщиков и кораблестроителей, а также команды "Грена" и флотских инженеров.При этом представители Коломенского завода, производителя двигателей БДК, и ПАО "Звезда", которое изготовило редуктор корабля, сообщили изданию, что никаких проблем с их изделиями нет.
В январе недочет удалось устранить, рассказал Mil.Press FlotProm информированный источник на "Янтаре". Он добавил, что остальные шесть проблем, отмеченных госкомиссией, касались оформления различных документов.
"Мы прозвали его "Франкенштейном" – конструктор о создании БДК проекта 11711
"Иван Грен" – один из крупнейших кораблей-долгостроев российского флота. Проектировать его начали еще в 1998 году, а войти в строй БДК должен в 20-летнюю годовщину с начала создания. Первоначальную концепцию БДК придумали специалисты Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) и Невского проектно-конструкторского бюро (НПКБ), рассказал в беседе с корреспондентом Mil.Press FlotProm один из петербургских кораблестроителей. По его словам, в отрасли корабль называют "Франкенштейном". Такое имя он получил из-за множества переделок."Инженеры из отдела НПКБ по созданию десантных кораблей тогда сидели без работы – мы с коллегами как-то совещались и придумывали, чем их загрузить, – вспоминает конструктор. – Так родился "Грен". Первоначально он задумывался как корабль класса "река-море", одной из основных задач которого была переброска десанта с одного театра военных действий на другой". При этом, добавил он, первое время Невское ПКБ финансировало работы за свой счет.
По словам инженера, исходные размеры десантного корабля и его надстройки ограничивались параметрами шлюзов Волгодона и высотой мостов. Однако из-за безденежья флотское руководство приняло решение совместить в нем целый ряд функций, в результате "намудрили", – сказал эксперт.
Новый корабль также создавался как замена небольших БДК проекта 775. Изначально их классифицировали как средние десантные корабли, а водоизмещение будущего "Грена" не превышало 3,5-4 тысяч тонн. Одновременно ВМФ СССР создавал на основе БДК проекта 1171, шифр "Тапир", более крупные десантные корабли проекта 1174 ("Носорог"). Последние так и не пошли в массовую серию. К 1990 году построили всего три "Носорога", а после распада СССР новых крупных БДК не создавали.
В результате техзадание на проектирование корректировалось около десяти раз, результатом чего стали нерешаемые проблемы с остойчивостью и мореходностью БДК. Как отмечает источник Mil.Press FlotProm в КГНЦ, водоизмещение корабля выросло до 5 тысяч тонн, а значительно увеличенные надстройки и бронирование "съели" вес и остойчивость.
"Мореходность "Ивана Грена" не соответствует тому театру военных действий, на который его планируют отправить. Он не подходит для Северного Ледовитого океана и для работы в дальней морской и тем более океанской зоне вообще", – отметил в беседе с корреспондентом издания другой источник в отрасли.С ним солидарен и экс-главком ВМФ России адмирал флота Феликс Громов. По его словам, создавать новый БДК следовало на базе отработанного проекта 1171."Тапиры" больше по водоизмещению, вместимости и лучше по простоте постройки на наших верфях, а также удобнее одноклассников в плане ремонтопригодности. Такой корабль можно построить практически на любом предприятии, что особенно актуально в условиях нехватки денег", – рассказал корреспонденту Mil.Press FlotProm флотоводец.
По его мнению, при модернизации проекта 1171 стоило улучшить условия для десанта и экипажей техники, а также добавить место для базирования вертолета. Эти изменения прибавят к водоизмещению корабля тысячу тонн, а достаточно мореходные обводы корабля при наличии современных двигателей позволят таким БДК стать хорошей заменой и "Тапирам", и кораблям проекта 775 польской постройки. Последние остаются основой десантных сил флота и уже серьезно устарели, – резюмировал адмирал флота.
Справка Mil.Press FlotProm
"Иван Грен " – головной корабль проекта 11711, разработанного Невским ПКБ. Заложен на прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в декабре 2004 года, а спущен на воду только в мае 2012 года.При длине корпуса 120 метров и ширине 16,5 метра БДК проекта 11711 имеют водоизмещение 5 тысяч тонн. Скорость – до 18 узлов. Численность экипажа – 100 человек. Корабль сможет перевозить на борту 13 танков или 36 БМП, а также до 300 десантников.
БДК вооружают тремя 30-мм шестиствольными артустановками АК-630. На палубе базируется один поисково-спасательный вертолет Ка-27 или транспортно-боевой вертолет Ка-29.